Древняя история адыгов (черкесов). Этногенез адыгов

Адыгейцы всегда считались законодателями мод: мужчин называли «аристократами гор», а девушек «француженками Кавказа», поскольку последние с юных лет начинали носить корсеты. Адыгейские женщины считались самыми красивыми и желанными женами, а мужчины - лучшими воинами. Кстати, и сегодня личная охрана короля Иордании состоит исключительно из представителей этой смелой и гордой нации.

Название

Вокруг названия «адыгейцы» ходит много мифов и споров, а все потому, что фактически это выдуманное в советские годы название, созданное для разделения кавказских народностей по территориальному признаку. С древности на территории современного проживания адыгов, черкесов и кабардинцев обитал единый народ, который сам себя называл «адыгэ». Происхождение этого слова до конца не установлено, хотя есть версия, что оно переводится, как «дети солнца».
После Октябрьской революции власти разделили территории адыгов на более мелкие области, чтобы ослабить мощь единого народа включением в состав новых областей разных субэтносов.

  1. В состав Адыгеи вошли народности, проживавшие на территории Кубани, а позже горные регионы и город Майкоп.
  2. Кабардино-Балкарию населяли преимущественно адыги-кабардинцы.
  3. В Карачаево-Черкесскую область вошли адыги-бесленеевцы, схожие по культурным и языковым особенностям с кабардинцами.

Где живут и численность

Начиная с советских времен, адыгейцы стали числиться отдельным народом, что послужило разделению с черкесами и кабардинцами. По результатам переписи 2010 года, адыгейцами на территории России себя считают порядка 123 000 человек. Из них 109,7 тысяч человек проживают в Республике Адыгея, 13,8 тысяч - в Краснодарском крае, преимущественно в прибрежных районах Сочи и Лазаревского.

Геноцид черкесов во время гражданской войны привел к значительной миграции представителей народности и образованию крупных адыгских диаспор за рубежом. Среди них:

  • в Турции - около 3 миллионов человек
  • в Сирии - 60 000 человек
  • в Иордании - 40 000 человек
  • в Германии - 30 000 человек
  • в США - 3 000 человек
  • в Югославии, Болгарии, Израиле - 2-3 национальных селения

Язык

Несмотря на наличие диалектов, все адыгейцы говорят на одном языке, принадлежащем к абхазо-адыгской языковой группе. Письменность у народности существовала еще с древних времен, о чем свидетельствуют сохранившиеся письменные памятники: Майкопская плита и петроглифы Махошкушха, относящиеся к IX-VIII столетиям до нашей эры. К XVI веку она была утрачена, начиная с XVIII века на смену приходили аналоги, основанные на арабском письме. Современный алфавит на основе кириллицы появился в 1937 году, но окончательно он утвердился лишь к 1989 году.

История


Предки адыгейцев составляли древнейшее население Кавказа, которое, взаимодействуя с соседними народностями, образовало племена ахеев, керкетов, зихов, меотов, торетов, синдов, занимавших черноморское побережье и Краснодарский край еще в конце первого тысячелетия до нашей эры.
В начале новой эры здесь располагалось одно из древнейших в регионе государств - Синдика. Проходить по его территории опасался даже знаменитый царь Митридат: был наслышан о бесстрашии и отваге здешних воинов. Несмотря на последовавшую за этим феодальную раздробленность, черкесы сумели сохранить независимость от Золотой Орды, хотя их территории и были впоследствии разграблены Тамерланом.
С русскими черкесы сохраняли дружественные и партнерские отношения, начиная с XIII столетия. Однако в период Кавказских войн власти начали политику захвата и подчинения всех проживающих здесь народов, что привело к многочисленным столкновениям и геноциду черкесского народа.

Внешность


Подавляющее большинство представителей народности относится к понтийскому антропологическому типу внешности. Некоторые представители обладают чертами кавкасионского типа. К отличительным особенностям внешности адыгейцев можно отнести:

  • средний или высокий рост;
  • крепкую атлетическую фигуру с широкими плечами у мужчин;
  • стройную фигуру с тонкой талией у женщин;
  • прямые и плотные волосы темно-русого или черного цвета;
  • темный цвет глаз;
  • значительный рост волос;
  • прямой нос с высоким переносьем;

Одежда

Национальный черкесский костюм стал символом народа. У мужчин от состоит из рубашки, просторных штанов и черкески: приталенного кафтана с ромбовидным горловым вырезом. На груди с обеих сторон нашивались газыри: специальные кармашки, в которых сначала хранили отмеренный по количеству порох для выстрела, а после только пули. Это позволяло быстро перезаряжать оружие даже во время верховой езды.


У старшего поколения рукава были длинными, а у молодых узкими, чтобы не мешали в бою. Важен был и цвет наряда: князья носили черкески белого цвета, дворяне - красного, крестьяне - серого, черного и коричневого. Заменой черкеске служил бешмет: похожий по крою кафтан, но без выреза и со стоячим воротником. В холодное время костюм дополнялся буркой - длинной шубой из овечьего меха.
Женские наряды были еще более красочны. Богатые черкешенки специально закупали для пошива платьев бархат и шелк, бедные довольствовались шерстяной материей. Крой платья подчеркивал талию: облегал верхнюю часть фигуры и сильно расширялся к низу благодаря использованию клиньев. Украшали наряд изысканным поясом из кожи с серебряными или золотыми украшениями. На голову надевали невысокую шапочку, а после замужества и рождения ребенка заменяли ее на платок.

Мужчины

Адыгский мужчина - это прежде всего храбрый и бесстрашный войн. С раннего детства мальчиков учили владеть ножом, кинжалом, луком и стрелами. Каждый юноша обязан был заниматься разведением коней и уметь отлично держаться в седле. Черкесские воины с древности считались лучшими, поэтому часто выступали в качестве наемников. Охрана короля и королевы Иордании до сих пор состоит исключительно из представителей этой нации и продолжает носить на службе национальные костюмы.


Мужчин с детства учили сдержанности, скромности в бытовых желаниях: они должны были уметь жить в любых условиях. Считалось, что лучшая подушка для них - седло, а лучшее одеяло - бурка. Поэтому мужчины не сидели дома: они всегда были в походах или занимались хозяйственными делами.
Среди других качеств адыгейцев стоит отметить упорство, целеустремленность, твердый характер, настойчивость. Они легко воодушевляются и делают все для достижения своих целей. Остро развито чувство собственного достоинства, почтение своей земли и традиций, поэтому в общении с ними стоит проявлять сдержанность, такт и уважение.

Женщины

О красоте черкесских женщин с древности слагали не только легенды, но и стихи. Например, в стихотворении «Черкешенке» поэт Константин Бальмонт сравнивает прекрасную девушку с «тонкой лилией», «нежной ивою плакучей», «юным тополем» и «Индусской баядерой», но в конце замечает:
«Я тебя сравнить хотел бы… Но игра сравнений тленна.
Ибо слишком очевидно: Ты средь женщин несравненна.»


С двенадцати лет девочка начинала носить корсет. Он обеспечивал правильную осанку, гибкий стан, тонкую талию и плоскую грудь: эти внешние качества высоко ценились не только соплеменниками, но и иностранцами. В первую брачную ночь жених срезал корсет ножом, замужней даме носить его не полагалось. Символом красоты были и роскошные длинные волосы: девушки заплетали их в косы или делали иные прически, а замужние обязаны были прятать под платок.
Все народы Евразии стремились иметь жену или наложницу черкешенку. В историю вошла княжна Кученей, дочь знаменитого князя из династии Темрюков: она стала женой Ивана Грозного и получила имя Мария Темрюковна. Во времена работорговли адыгейских женщин продавали в 2 раза дороже, чем других: их было престижно иметь в гареме за красоту, навыки рукоделия, приятные манеры общения и поведения.
Адыгских девочек с детства учили рукоделию, правилам этикета, скромности, внушали чувство собственного достоинства. Женщины играли важную роль в обществе, их уважали и почитали, несмотря на патриархальный уклад и исповедование ислама. При женщинах нельзя было курить, сквернословить, ссориться, драться. Мужчины любого возраста при виде них вставали, а всадники спешивались. Встретив даму в поле, в пути или просто на улице принято было предложить ей помощь, если она в ней нуждалась.
Существовал и обычай приношения даров: возвратившиеся после военного похода или удачной охоты мужчины собирались на пир в доме самой почитаемой или желанной женщины, где обязаны были принести ей в дар часть полученного в бою. Если такой женщины не было, дары могли вручить любой адыгейке, встреченной на пути.

Семейный уклад

У адыгейцев принят традиционный патриархальный уклад семьи. Вместе с тем роль женщины была значительно более важной, а положение более свободным, чем у других кавказских народов. Девушки, наравне с парнями, могли участвовать в народных гуляньях, принимать у себя юношей: для этого в богатых домах даже оборудовали отдельные комнаты.


Это позволяло присмотреться к противоположному полу и найти себе пару: мнение невесты при выборе жениха было определяющим, если не противоречило традициям и желанию родителей. Свадьбы редко осуществлялись по сговору или умыканием без согласия.
В древности были распространены большие семьи, численностью от 15 до 100 человек, в которой главой был старейшина, основатель рода или наиболее уважаемый мужчина. С XIX-XX веков приоритет перешел к малой двухпоколенной семье. Главным в решении социальных вопросов был муж, ему нельзя было перечить, спорить с ним, особенно при людях. Однако главной в доме была женщина: она решала все хозяйственно-бытовые вопросы, занималась воспитанием малышей и девочек.
В богатых, особенно княжеских семьях, широко было распространено аталычество. Одного или нескольких сыновей из богатого рода с раннего возраста отдавали на воспитание в менее знатную, но все же влиятельную семью. В ней мальчик рос до 16 лет, после чего возвращался в отчий дом. Этим укреплялись взаимосвязи между родами и соблюдалась традиция, согласно которой отцу запрещалось привязываться к детям и выражать прилюдно свои чувства к ним.

Жилище

Традиционное жилище небогатых адыгейцев - дом, собранный из прутьев, обмазанных глиной. Обычно состоял из одной комнаты, в центре которой размещался очаг. Согласно традиции, он никогда не должен был гаснуть, так как это сулило семье несчастья. Впоследствии к дому пристраивали дополнительные комнаты для сыновей, которые женились и решали оставаться с родителями.
Позже популярность получили обширные усадьбы, в центре которых стоял главный дом, а по бокам размещались хозяйственные постройки. В богатых семьях отдельные жилища на территории двора строили для гостей. Сегодня это встречается редко, однако каждая семья старается иметь специальную комнату для размещения путников, родственников и гостей.

Жизнь

Традиционные занятия адыгейцев - скотоводство и земледелие. Сажали в основном просо и ячмень, позже добавились кукуруза и пшеница. Скотоводство было выгонным, разводили коз и овец, реже коров и яков, в горных районах - ослов и мулов. В подсобном хозяйстве держали птиц: кур, идеек, гусей уток.


Широко было распространено виноградарство, садоводство, пчеловодство. Виноградники были расположены на побережье, в районах современных Сочи и Вардане. Существует версия, что название знаменитого «Абрау-Дюрсо» имеет черкесские корни и обозначает название озера и горной речки с чистой водой.
Ремесла у адыгейцев были развиты слабо, однако в одном из них они преуспели значительно лучше соседей. С древних времен адыгские племена умели обрабатывать металл: кузнечное ремесло и изготовление клинков процветало практически в каждом ауле.
Женщины владели искусством выделки ткани, славились как прекрасные рукодельницы. Особо ценился навык вышивки золотыми нитями национальными орнаментами, которые включали солярные, растительные и зооморфные мотивы, геометрические формы.

Религия

Адыгейцы прошли через три основных периода религиозного определения: язычества, христианства и ислама. В древности адыгские народности верили в единство человека и космоса, думали, что земля круглая, окруженная лесами, полями и озерами. Для них существовало три мира: верхний с божествами, средний, где жили люди, и нижний, куда уходили усопшие. Соединяло миры дерево, которое и поныне продолжает играть сакральную роль. Так, после рождения внука, в первый год его жизни дедушка обязан посадить дерево, за которым ребенок впоследствии будет ухаживать.


Верховным божеством адыгейцев был Тха, или Тхашо, создатель мира и его законов, управляющий течением жизни людей и всего сущего. В некоторых верованиях наблюдается ведущая роль бога молний, похожего на Перуна или Зевса. Верили и в существование душ предков - Псэ, которые следят за потомками. Именно поэтому на протяжении жизни важно было соблюдать все законы чести и совести. Существовали в обрядовой культуре и отдельные духи-покровители огня, воды, леса, охоты.
Христианская традиция указывает, что Симон Кананит и Андрей Первозванный проповедовали на территориях Черкесии и Абхазии. Однако христианство в черкесском регионе установилось лишь к VI столетию, господствовав здесь до падения Византии. Начиная с XVI века, под влиянием османских султанов распространение получает ислам. К XVIII столетию он сплотил под знаменами все население, став национальной идеей во время борьбы против колонизаторской политики Российской империи в период Кавказских войн. Сегодня большинство адыгейцев исповедует ислам суннитского толка.

Культура

Особую роль в традиции адыгов играл танец, существовавший с древнейших времен и считавшийся душой народа. Популярный парный танец - лирический исламей, в котором мужчина, словно гордый орел, парит по кругу, а скромная, но гордая девушка, отвечает на его ухаживания. Более ритмичный и простой - удж, который обычно танцуют группами на свадьбах и во время народных гуляний.


Свадебные традиции

Свадебные традиции адыгейцев во многом сохраняются до сих пор. Часто жениха выбирала девушка, намекая ему о своем желании создать семью небольшим подарком. Начинались переговоры о будущем союзе со сватовства: мужчины со стороны жениха приезжали к дому выбранной девушки и вставали в месте, где колют дрова. Таких визитов совершалось не менее трех: если во время последнего их приглашали к столу, это означало согласие невесты.
После родные девушки выезжали на осмотр дома жениха, чтобы оценить его материальное благополучие. Это было необходимо, поскольку создавать семью можно было только с людьми своего социального слоя. Если увиденное устраивало визитеров, обсуждался размер калыма: обычно он состоял минимум из одной лошади и скота, число голов которого определялось в зависимости от богатства семьи.


В день свадьбы за невестой приезжали мужчины-родственники мужа и одна девушка для сопровождения молодой. На пути свадебному поезду чинили препятствия, а в дом невесты можно было попасть лишь после шутливого сражения. Будущую жену осыпали сладостями, стелили перед ней дорожку из шелковой материи и обязательно переносили через порог, чтобы она не тревожила духов предков.
По приезде в дом жениха невесту вновь осыпали сладостями и монетами, будущий супруг же на весь день уходил, возвращаясь лишь к закату. В течение дня девушку развлекали родственницы мужа, существовал и шутливый обычай «ухода бабушки»: раз в дом пришла новая хозяйка, старой здесь не место. Невесте необходимо было бежать за ней со сладостями и уговаривать остаться. Затем они обнимались и вместе возвращались в дом.

Традиции рождения

Множество обычаев адыгейцев связано с рождением детей. Сразу после родов над домом вывешивался флаг: это означало, что и с матерью, и с ребенком все хорошо. Однотонный флаг возвещал о появлении на свет мальчика, пестрый - девочки.
До родов никакого приданого ребенку не готовили, это считалось дурной приметой. После родственники матери изготавливали колыбель из дерева боярышника и привозили постельные белье. Первой в люльку клали кошку, чтобы ребенок спал так же крепко, как и она. Затем малыша туда клала бабушка со стороны отца, которая до этого ребенка обычно не видела. Если во время рождения малыша в доме был гость, ему давали право выбрать для новорожденного имя. Такое почетное право он получал, поскольку адыгейцы считали, что любой гость - посланник бога.


Когда ребенок начинал ходить, проводили обряд «Первого шага». В доме родителей собирались все друзья и родственники, приносили малышу подарки и пировали. Виновнику торжества перевязывали ножки атласной лентой, которую затем разрезали. Назначение обряда - придать ребенку силу и прыткость, чтобы его дальнейшие шаги по жизни проходили свободно и без препятствий.

Похоронные традиции

В эпоху раннего и позднего Средневековья у некоторых этнических групп адыгейцев существовал обряд воздушного погребения. Тело усопшего помещали между выдолбленных колод, которые закрепляли на ветвях деревьев. Обычно через год мумифицировавшиеся останки предавали земле.
В древности применялись более обширные практики захоронений. Часто усопшим строили каменные склепы, наподобие сохранившихся в районе Сочи дольменов. Богатым людям устраивали насыпные могильники, где оставляли предметы обихода, которыми умерший пользовался при жизни.

Традиции гостеприимства

Традиция гостеприимства прошла через жизнь адыгейцев сквозь века. Любого путника, даже врага, попросившего приют, требовалось разместить в доме. Его селили в лучшей комнате, специально для него резали скот и готовили лучшие блюда, одаривали подарками. Первое время гостя не спрашивали о цели визита, не позволялось и выгонять его, если тот не нарушал традиций и правил дома.

Еда

Традиционная адыгейская кухня состоит из молочных, мучных и мясных продуктов. В повседневной жизни ели вареную баранину с бульоном. Национальное блюдо из мяса птицы либжэ обязательно подавали с пикантным соусом шъыпс, сделанным на основе чеснока и острого перца.


Из молока делали творог, в который добавляли фрукты или зелень, готовили твердые и мягкие сыры. После московской Олимпиады 1980 года на весь мир стал знаменит адыгейский сыр, который специально для иностранных гостей брендировали и разместили на прилавках. Согласно легенде, рецепт сыра рассказал черкесской девушке бог скотоводства Амыш за то, что она во время бури спасла заблудившееся стадо овец.

Видео

Занимались также рыболовством и охотой. Развивалось местное ремесленное производство, в первую очередь керамическое. Поддерживались торговые связи со странами Древнего Востока и античным миром. Основное население Прикубанья и Приазовья в первом тысячелетии до н. э. находилось в стадии разложения первобытнообщинного строя, но до образования государства меотские племена не дошли. Значительно выше был уровень развития у племен синдов, которые уже в античное время переживали процесс становления классовых отношений. Наступательная политика рабовладельческого Боспорского царства привела в IV в. до н. э. к потере синдами независимости и подчинению их Боспору. В первые века н. э. наиболее крупным племенем, занимавшим значительную территорию Черноморского побережья, были зихи.


В III-X вв. античные племенные названия на Северо-Западном Кавказе постепенно исчезают. Уже в н. э. адыги становятся известными под именем "зихи". Процесс формирования адыгейского народа был усложнен многочисленными этническими смешениями и внешними культурными влияниями. В древности известную роль в формировании адыгского народа сыграли скифы, а в раннем средневековье - аланы. Нашествие гуннов, разгромивших Боспор, задержало развитие племен Прикубанья.


В течение VI-X вв. Византия распространяет свое политическое влияние на адыгов и насаждает среди них христианство. Адыги вступили в раннее общение со славянами.

В X веке адыги занимали обширные территории от Таманского полуострова на западе до Абхазии на юге. Именно в это время они входят в торгово-экономические связи с Русью через Тмутаракань. Она являлась самым ближайшим и важным торговым центром. Однако эти связи были нарушены в начале ХШ в. татаро-монгольским нашествием. Адыги вошли в состав Золотой Орды, хотя они полностью не подчинялись ей, вели упорное сопротивление против татарских завоевателей.


В русских летописях они известны под названием "косогов". Адыги состояли в дружине Чернигово-Тмутараканского князя Мстислава и принимали участие в походах (XI в.). В раннее средневековье адыги и абхазы имели даже собственные епископские кафедры и епархии. В распространении христианства среди адыгов, помимо Тмутаракани, играла немалую роль также Грузия. В результате падения Византии и грузинского феодального царства Багратидов, вследствие экспансионистской политики Турции и ее вассала Крымского ханства, христианство на Западном Кавказе пришло в полный упадок. Татаро-монгольское нашествие в ХШ в. затормозило формирование адыгской народности. Начиная примерно с XIII в. по XIV в. у адыгов происходит процесс становления раннефеодальных отношений. Среди ряда адыгских племен выделялась княжеская верхушка "пши", которая стремилась обратить в зависимость свободных крестьян. С XIV в. в русских летописях появляется заимствованное, по-видимому, через татар от грузин название адыгов "черкасы", позже принявшее форму "черкесы". Слово это, возможно, происходит от названия одного из древних племен - керкеты.



Изнурительная многовековая борьба с Золотой Ордой, а позже с Крымским ханством и Турцией, тяжело отразилась на экономическом и культурном развитии адыгов. Из исторических источников, преданий, песен видно, что турецкий султан и крымские ханы в течение двух с лишним столетий вели захватническую войну против адыгов. В результате этой войны некоторые племена, например, хагаки были совершенно истреблены, а другие, как например, тапсевцы составляли лишь незначительное племя среди шапсугов.


Новый этап во взаимоотношениях адыгов с Россией начинается с середины XVI в. во времена Ивана Грозного в период, когда складывается русское централизованное государство. Некоторые адыгские племена не раз обращались в Москву за поддержкой против крымских ханов. В конце XVIII в. Крымское ханство было уничтожено. По правому берегу среднего течения реки Кубани поселились казаки, выходцы с Дона. В 1791 - 1793 гг. правый берег нижнего течения реки Кубани заняли выходцы из Запорожья, получившие название черноморских казаков. Русско-украинское население оказалось непосредственным соседом адыгов. Сильно возросло русское культурное влияние на адыгов в области хозяйства и быта.


В XVI в. и первой половине XIX в. Адыгея представляла собой страну с полуфеодальным, полупатриархальным укладом. Экономический строй общества определялся уже господством феодальных отношений. Эти отношения не привели к объединению разрозненных адыгских земель в единое государственное целое, но они способствовали развитию внешних сношений, поднятию внутреннего хозяйства, особенно сельского хозяйства. Ведущей отраслью его являлось животноводство мясомолочного направления. Как и прежде, второе место после животноводства занимало у адыгов полеводство. Древнейшими зерновыми культурами адыгов были просо и ячмень.



Придавая большое значение русско-адыгским связям в интересах укрепления южных границ русского государства, Иван IV в 1561 году женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова Кученей. В Москве она была крещена и стала русской царицей Марией. Неоднократно дипломатическими и военными мерами Россия оказывала адыгам помощь в борьбе с врагами.


В XVIII и первой половине XIX вв. адыги составляли основное население двух территориально-политических образований Кавказа - Черкесии и Кабарды. Черкесия охватывала обширное пространство земли от Северо-Западной оконечности Главного Кавказского хребта до среднего течения реки Уруп. На севере граница проходила по реке Кубани от самого устья до впадения в псе реки Лабы. Юго-западный рубеж Черкесии протянулся вдоль Черноморского побережья от Таманидореки Шах. Кабарда в первой половине XIX в. располагалась в бассейне реки Терека, примерно от реки Малки на западе и северо-западе до реки Сунжи на востоке, и делилась на Большую и Малую. В XVIII столетии ее границы достигали на западе верховьев р. Кубани.


Адыги в это время делились на ряд этнических групп, наиболее крупные из которых были шапсуги, абадзехи, натухайцы, темиргоевцы, бжедуги, кабардинцы, бесленеевцы, хатукайцы, махошевцы, егерухаевцы и женеевцы. Общая численность адыгов достигла 700-750 тыс. человек. Ведущими отраслями экономики адыгов оставались земледелие и животноводство. Соотношение их удельного веса определялось и географическими и почвенно-климатическими условиями.


С 1717 г. исламизация горцев Кавказа была возведена в ранг государственной политики Османской империи, осуществляемой Давлет-Гирсем и Кызы-Гиреем. Проникновение новой религии в среду адыгов было связано с немалыми трудностями. Лишь в конце XVIII в. ислам пустил на Северном Кавказе глубокие корни. В 1735 г. по указанию султана в Кабарду вновь вторглось Крымское войско, что положило начало русско-турецкой войне. Мирный договор, подписанный Россией и Османской империей в Яссах в конце 1791 г., подтвердил условия Кучук-Кайнарджийского трактата.

  • Крым и Кабарда признавались владениями России. В 30-х гг. XIX в. царская Россия приступила к созданию на Черноморском побережье Кавказа военных постов, которые в 1839 г. были объединены в береговую линию. Черноморская береговая линия принесла страшные бедствия адыгам. В октябре 1853 г. началась Крымская война, в которой России противостояли Англия, Франция, Османская империя и Сардиния. Выселение горцев в Османскую империю - последняя страница летописи Кавказской войны. Сотни тысяч горцев, ставших жертвами холодного политического расчета царской России и Османской империи, покинули родину. В мае 1864 г. были ликвидированы последние очаги сопротивления горцев на Черноморском побережье. Кровопролитная война завершилась. Кавказская война стоила горцам десятков тысяч погибших, сотен тысяч отлученных от Родины.


    В 1864 г. закубанские адыги были включены в административно-политическую систему Российской империи.


    Путь к провозглашению Республики Адыгея в составе Российской Федерации был трудным и сложным. 8 апреля 1920 года была создана специальная секция по мусульманским делам при подотделе по национальным делам отдела Управления Кубанской области. Перед секцией стояла задача осуществлять посредничество между властью и населением, проводить разъяснительную работу среди горского населения, в частности, среди горцев-черкесов Майкопского, Екатеринодарского, Баталпашинского отделов и Туапсинского округа, где проживало более 100 тыс. человек коренного населения. 21 июля 1920 года Военный Совет IX Красной Армии и Кубано-Черноморский ревком издали приказ об образовании временно горской секции при отделе правления Кубчерревкома, которая провела большую организационную работу по созыву первого съезда горцев Кубани и Черноморья. На этом съезде был создан Горский исполком из представителей трудящихся адыгов Кубани и Черноморья по правам приравненный к губернским исполкомам для управления горским населением с подчинением его по горизонтали облисполкому и по вертикали Наркомнацу. III Горский съезд (7-12 декабря) в Краснодаре принял решение о создании Горского Окружного исполкома Кубани и Черноморья и поручил ему разработать вопрос о выделении горцев Кубани и Черноморья в автономную область. 27 июля 1922 года Президиум ВЦИК вынес постановление об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области. 24 августа 1922 года она затем была переименована в Адыгейскую (Черкесскую) автономную область. С этого времени кубанские черкесы стали официально называться адыгейцами.


    Провозглашение автономии Адыгеи давало возможность адыгейскому народу создавать свое национально-государственное образование, реализовать свое право на национальное самоопределение, способствовало усилению экономических и политических связей с более экономически развитыми областями страны, развивало хозяйственную и культурную жизнь народа.


    7-10 декабря 1922 г. в а. Хакуринохабль состоялся 1 областной съезд Советов Адыгеи, на котором был избран исполком Адыгейской (Черкесской) автономной области. Его председателем стал Шахан-Гирей Хакурате.


    По просьбе этого съезда ВЦИК РСФСР в мае 1923 года утвердил заключение комиссии об установлении границ Адыгейской автономной области. Так, согласно данному заключению, Адыгейская область была разделена на два округа: Псекунский и Фарский. После этого границы области неоднократно менялись. В 1924 году в составе Адыгеи было создано пять районов. Областным центром был Краснодар. 10 апреля 1936 года Постановлением Президиума ВЦИК центром Адыгейской автономной области становится Майкоп. По этому же постановлению в состав Адыгеи был включен Гиагинский район и Ханский сельсовет. Однако согласно Конституции РСФСР Адыгейская автономная область, как и другие такие национально-автономные образования, входила в состав края (в данном случае ~- Краснодарского).

    3 июля 1991 года на совместном заседании Российского парламента был принят Закон о преобразовании Адыгейской автономной области в республику, входящую в состав РСФСР.


    В современной общественно-политической и экономической ситуации повышение государственно-правового статуса Адыгейской автономной области способствует реализации не только национальных потребностей народа, с чьим именем связано создание автономии, но и экономического и культурного потенциала республики на благо всех народов, проживающих на ее территории. Жизнь показала, что область не может развиваться дальше, не имея самостоятельных жизненно необходимых структур управления. Это стало особенно ощущаться в условиях перехода к рыночным отношениям.


    Таким образом, Республика Адыгея сегодня является одним из субъектов Российской Федерации, т. е. вошедшей добровольно в состав Российской Федерации на основе подписания Федеративного Договора. Согласно статьи 3 Конституции Республики Адыгея суверенитет республики распространяется на всю ее территорию. Она обладает всей полнотой государственной власти, кроме прав, добровольно делегируемых ею России на основе заключенных договоров. Республикой (в составе Российской Федерации) Адыгея стала в 1991 году. Избраны Президент республики, Государственный Совет - Хасэ, сформирован Кабинет Министров. Первый Президент республики - Аслан Алиевич Джаримов.



    Жили на Кавказе почти на тех же самых местах с древнейших времен: первые исторические сведения о них восходят к началу 6 века до Рождества Христова.

    Название «черкесы» дано им окружающими их народами, сами же себя они всегда называли «адиге». Клапрот выводит название «черкесы» из тюркских слов: «чер» (дорога) и «кесмек» (отрезывать), так что «черкесы» синоним разбойника. Но название это, по-видимому, древнее появления тюркских племен в Средней Азии. Уже у греческих историков встречается название «керкет», которое относят именно к черкесам. Греки их называли также «зюхой» (у Appiana).

    В древности территория черкесов, кроме западного Кавказа, простиралась и на . Еще в 1502 году они занимали весь восточный берег до Босфора Киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами. О древнейшей истории черкесов сохранилось очень мало данных. Достоверно только то, что они постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков, персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими.

    Согласно древним описаниям, датированных 10 веком, они одевались в греческие шелковые материи и придерживались религии магизма. Византия дала им христианство, а общие условия исторической жизни Кавказа, этой открытой дороги народов, создали тот социальный строй воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным до эпохи борьбы с Россией.

    От 16 века дошло до нас первое детальное описание быта черкесов, сделанное генуэзцем Интериано. Он рисует конгломерат независимых племен, организованных на феодальных началах, общества, состоявшие из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние служили предметом торговли даже с . Свободные знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на , беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от них в горах и образовавших союзы для защиты. Их храбрость, лихое наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство так же славились, как красота и грация их мужчин и женщин.

    Быт черкесов был полон грубости и жестокости. Они считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды часто были языческие. Черкесы придерживались многоженства, жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что до 60-летнего возраста благородные не смели входить в церковь.

    Письменности черкесы не знали. Единственной их монетой служили куски материи, хотя драгоценные металлы они ценили, употребляя во время пиршеств огромные чаши из золота и серебра. В образе жизни (жилища, пища) они были просты. Роскошь проявлялась только в оружии и отчасти в Родежде.

    В 17 веке другой путешественник, Жан де Лука, находит в них уже огромную перемену, происшедшую менее чем за одно столетие. Половина черкесов уже исповедует магометанство. Не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь черкесов, постепенно подпавших и политическому влиянию турок.

    По заключении Адрианопольского мира в 1829 году, когда все турецкие владения на Кавказе перешли к России, черкесы (с территорией которых граничила по реке Кубани), как бывшие до того в зависимости от Турции, должны были перейти в русское подданство. Отказ от подчинения вызвал долголетнюю войну, кончившуюся эмиграцией большинства черкесов в и принудительным выселением оставшихся с гор на плоскости.

    В 1858 году черкесов насчитывалось на правом склоне до 350 тысяч мужчин, из коих 100 тысяч одних благородных. По окончании войны до 400 тысяч человек выселилось в Турцию. К концу 1880-х годов всех черкесов насчитывалось 130 тысяч, из коих большая часть (84 тысячи) - . Из собственно черкесов (адиге) в 80-х годах считалось абадзехов около 16 тысяч, бжедухов 12 тысяч, бесленеевцев 6 тысяч, 2,5 тысячи - все в Кубанской области, да еще в Черноморской губернии до 1 200 человек.

    Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.

    Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине - молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация - о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов - открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.

    Если вы уверены, что в Кабардино-Балкарии живут кабардинцы и балкарцы, в Карачево-Черкесии - карачаевцы и черкесы, а в Адыгее - адыгейцы, то вы будете удивлены, но это не совсем так. Во всех этих республиках живут адыги - это один народ, разделенный искусственными границами. Эти названия носят административный характер.

    Адыги - это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно - адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты - западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.

    Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.

    В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.

    Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию - в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия , куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).

    Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному - субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии - между реками Терек и Сунжа.

    Читайте также:

    • Кубановедение без пробелов. Краснодарец Виталий Штыбин рассказывает в сети об адыгской истории края

    В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов - такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.

    В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы - темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде - темиргоевцев.

    Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:

    - восточные адыги (черкесы) : кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;

    - западные адыги (черкесы) : шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
    махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.

    А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины - это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) - дальние родственники, примерно как русские и чехи.

    Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.

    100 000 (оценочно)
    4 000 (оценочно)
    1 000 (оценочно)
    1 000 (оценочно)
    1 000 (оценочно)

    Археологическая культура Язык Религия Расовый тип Родственные народы Происхождение

    Ады́ги (или Черкесы ) - общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на Кабардинцев , Черкесов , Убыхов , Адыгейцев и Шапсугов .

    Самоназвание - Адыгэ .

    Численность и диаспоры

    Общая численность адыгов в Российской Федерации по переписи 2002 года 712 тысяч человек, они проживают на территории шести субъектов: Адыгея , Кабардино-Балкария , Карачаево-Черкесия , Краснодарский край , Северная Осетия , Ставропольский край . В трёх из них адыгские народы являются одной из «титульных» наций, черкесы в Карачаево-Черкесия , адыгейцы в Адыгее , кабардинцы в Кабардино-Балкарии .

    За рубежом самая многочисленная диаспора адыгов в Турции, по некоторым оценкам турецкая диаспора насчитывает от 2,5 до 3 млн черкесов . Израильская диаспора адыгов составляет 4 тысячи человек. Существуют сирийская диаспора , ливийская диаспора , египетская диаспора , иорданская диаспора адыгов, также они проживают в странах Европы , США и в некоторых других странах Ближнего Востока , однако статистика большинства этих стран не даёт точных данных по их численности адыгских диаспор. Оценочная численность адыгов (черкесов) Сирии - 80 тысяч человек.

    Есть некоторое количество в других странах СНГ, в частности, в Казахстане.

    Современные языки адыгов

    На настоящее время язык адыгов сохранил два литературных диалекта, а именно адыгейский и кабардино-черкесский , входящие в абхазо-адыгскую группу северокавказской семьи языков .

    С XIII века все эти названия вытесняются экзоэтнонимом - черкесы .

    Современная этнонимия

    В настоящее время, кроме общего самоназвания, в отношении адыгских субэтносов, используемые следующие именования:

    • Адыгейцы , куда включаются следующие субэтнонимы: абадзехи , адамийцы , бесленеевцы , бжедуги , егерукаевцы , мамхеги , махошевцы , темиргоевцы (КIэмгуй), натухайцы , шапсуги (в том числе хакучи), хатукайцы , хегайки , жанеевцы (Жанэ), гуайе , чебсин (Цопсынэ), адале .

    Этногенез

    Зихи - называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют - «адига ».

    История

    Основная статья: История адыгов

    Борьба с Крымским ханством

    Регулярные московско-адыгские связи начали устанавливаться ещё в период генуэзской торговли в Северном Причерноморье , которая происходила в городах Матрега (ныне Тамань), Копа (ныне Славянск-на-Кубани) и Каффе (современная Феодосия) и т. д., в которых значительную часть населения составляли адыги. В конце XV века по Донскому пути постоянно приходили караваны русских купцов в эти генуэзские города, где русские купцы совершали торговые сделки не только с генуэзцами, но с горцами Северного Кавказа, проживавшими в этих городах.

    Московская экспансия в южном направлении не могла развиваться без поддержки этносов, считавших бассейн Чёрного и Азовского морей своей этносферой. Это были прежде всего казаки, донские и запорожские, религиозно-культурная традиция которых - православие - сближала их с русскими. Это сближение осуществлялось, когда это было выгодно казакам, тем более что перспектива пограбить крымские и османские владения в качестве союзников Москвы отвечала их этноцентристским целям. На стороне русских могла выступить часть ногаев, присягнувших московскому государству. Но, конечно, прежде всего русские были заинтересованы в поддержке самого мощного и сильного западно-кавказского этноса адыгов .

    В период становления Московского княжества, Крымское ханство доставляло русским и адыгам одинаковые неприятности. Например имел место Крымский поход на Москву (1521) , в результате которого войска хана сожгли Москву и захватили более 100 тысяч русских в плен, для продажи в рабство. Войска хана ушли из Москвы только когда Царь Василий официально подтвердил что являеется данником хана и будет и впредь платить дань.

    Русско-адыгские связи не прерывались. Более того, они приняли формы совместного боевого сотрудничества. Так, в 1552 году адыги вместе с русскими, казаками, мордвой и др. приняли участие во взятии Казани. Участие адыгов в этой операции вполне естественно, если учесть проявившиеся к середине XVI века тенденции среди части адыгов к сближению с молодым русским этносом, активно расширявшим свою этносферу.

    Поэтому прибытие в Москву в ноябре 1552 года первого посольства от некоторых адыгских субэтносов было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к её устью, к Каспийскому морю. Союз с самым мощным этносом С.-З. К. был нужен Москве в её борьбе с Крымским ханством.

    Всего в 1550-е годы в Москве побывало три посольства с С.-З. К., в 1552, 1555 и 1557 годах. Они состояли из представителей западных адыгов (жанеевцев, бесленеевцев и др.), восточных адыгов (кабардинцев) и абазинцев, которые обращались к Ивану IV с просьбой о покровительстве. Покровительство им было нужно прежде всего для борьбы с Крымским ханством. Делегации с С.-З. К. встретили благосклонный прием и заручились покровительством русского царя. Отныне они могли рассчитывать на военную и дипломатическую помощь Москвы, а сами обязывались являться на службу великому князю-царю.

    Также при Иване Грозном имел второй Крымский поход на Москву (1571) , в результате которого войска хана разбили русские войска и опять сожгли Москву и захватили более 60 тысяч русских в плен (для продажи в рабство).

    Основная статья: Крымский поход на Москву (1572)

    Третий Крымский поход на Москву в 1572, при финансово-военной поддержке Османской империи и Речи Посполитой, в результате Молодинского сражения, закончился полным физическим уничтожением татарско-турецкого войска и разгромом Крымского ханства http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Молодях

    В 70-е годы, несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить свое влияние в регионе. Русские были вытеснены из него более чем на 100 лет. Правда, они продолжали считать западно-кавказских горцев, адыгов и абазин, своими подданными, но это сути дела не меняло. Горцы и понятия об этом не имели, как в свое время азиатские кочевники не подозревали, что Китай считает их своими подданными.

    Русские ушли с Северного Кавказа, но закрепились в Поволжье.

    Кавказская война

    Отечественная война

    Список адыгов (черкесов) - Героев Советского Союза

    Вопрос о геноциде черкесов

    Новое время

    Официальная регистрация большей части современных адыгских аулов датируется 2-й половиной XIX века, то есть после окончания Кавказской войны . Для улучшения контроля территорий, новые власти были вынуждены переселить адыгов, которыми в новых местах были основаны 12 аулов, а в 20-х годах XX века - 5.

    Религии адыгов

    Культура

    Адыгская девушка

    Адыгская культура - малоизученный феномен, результат длительного отрезка времени жизни народа, в течение которого культура испытала на себе различные внутренние и внешние воздействия, среди которых длительные контакты с греками, генуэзцами и другими народами, длительные феодальные междоусобицы, войны, махаджирство, социальные, политические и культурные потрясения. Культура изменяясь, в основе своей всё же сохранилась, и до сих пор демонстрирует свою открытость к обновлению и развитию. Доктор философских наук С. А. Раздольский, определяют её как «тысячелетний мировоззренческий общественно значимый опыт адыгского этноса», обладающий собственными эмпирическими знаниями об окружающем мире и передающего эти знания на уровне межличностного общения в форме наиболее значимых ценностей .

    Морально-нравственный кодекс, именуемый Адыгагъэ , выступает культурным ядром или главной ценностью адыгской культуры; он включает в себя человечность, почтительность, разум, мужество и честь .

    Адыгский этикет занимает особое место в культуре, как система связей (или канал информационных потоков), воплощённая в символическую форму, посредством которой адыги вступают в отношения друг с другом, хранят и передают опыт своей культуры. Причём, адыгами были выработаны этикетные формы поведения, которые помогали существовать в горном и предгорном ландшафте .

    Почтительность имеет статус отдельной ценности, это пограничная ценность нравственного самосознания и, как таковая, она проявляет себя как суть подлинной самоценности .

    Фольклор

    За 85 лет до этого, в 1711 году, Абри де ла Мотрэ (французский агент шведского короля Карл XII) посетил Кавказ , Азию и Африку .

    Согласно его официальным сообщениям (отчётам), задолго до его путешествия, то есть до 1711 г., в Черкесии владели навыками массового прививания оспы .

    Абри де ла Мотрэ оставил подробное описание процедуры оспопрививания у адыгов в селении Деглиад :

    Девочку отнесли к маленькому мальчику трех лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начинали гноиться. Старая женщина произвела операцию, так как наиболее пожилые представители этого пола имеют репутацию самых разумных и знающих и они практикуют медицину подобно тому, как самые старые другого пола практикуют священство. Эта женщина взяла три иголки, связанных вместе, которыми она, во-первых, сделав укол под ложечку маленькой девочке, во-вторых в левую грудь против сердца, в третьих, в пупок, в-четвертых, в правую ладонь, в-пятых, в лодыжку левой ноги, пока не пошла кровь, с которой она смешала гной, извлеченный из оспинок больного. Затем она приложила к уколотым и кровоточащим местам сухие листья коровника, привязав сверлу две кожи новорожденных ягнят, после чего мать завернула ее в одно из кожаных покрывал, из которых состоит, как уже говорил выше, постель черкесов, и таким образом завернутую она унесла ее к себе. Мне сказали, что ее должны были держать в тепле, кормить лишь кашей, сделанной из тминной муки, с двумя третями воды и одной третью овечьего молока, ей не давали пить ничего, кроме прохладительного отвара, сделанного из воловьего языка (Растение), немного лакрицы и коровника (Растение), трех вещей, весьма обычных в стране.

    Традиционная хирургия и костоправство

    О кавказских хирургах и костоправах Н. И. Пирогов , в 1849 году писал :

    «Азиатские врачи на Кавказе излечивали совершенно такие наружные повреждения (преимущественно следствия огнестрельных ран), которые, по мнению наших врачей, требовали отнятия членов (ампутации), это факт, подтверждаемый многими наблюдениями; известно на всем Кавказе и то, что отнятие членов, вырезывание раздробленных костей никогда не предпринимается азиатскими врачами; из кровавых операций, производимых ими для лечения наружных повреждений, известны только вырезывание пуль».

    Ремесла у адыгов

    Кузнечное дело у адыгов

    Профессор, доктор исторических наук, Гадло А. В. , об истории адыгов в 1 тысячелетии н. э. писал -

    Адыгские кузнецы в эпоху раннего средневековья, по-видимому, ещё не порвали своей связи с общиной и не выделились из неё, однако внутри общины они уже составляли обособленную профессиональную группу,… Кузнечное производство в этот период было ориентировано в основном на удовлетворение хозяйственных нужд общины (лемехи, косы, серпы, топоры, ножи, надочажные цепи, вертела, овечьи ножницы и т. п.) и её военной организации (конское снаряжение - удила, стремена, подковы, подпружные пряжки; наступательное оружие - копья, боевые топоры, мечи, кинжалы, наконечники стрел; защитное вооружение - шлемы, кольчуги, детали щитов и т. п.). Какова была сырьевая база этого производства, определить пока что трудно, но, не исключая наличия собственной выплавки металла из местных руд, укажем на два железорудных района, откуда металлургическое сырье (полуфабрикаты-крицы) могло поступать и кузнецам-адыгам. Это, во-первых, Керченский полуостров и, во-вторых, верховья Кубани, Зеленчуков и Урупа, где обнаружены явные следы древней сыродутной выплавки железа.

    Ювелирное дело у адыгов

    «Адыгские ювелиры владели навыками литья цветных металлов, паяния, штамповки, изготовления проволоки, гравировки и др. В отличие от кузнечного дела их производство не требовало громоздкого оснащения и больших, труднотранспортируемых запасов сырья. Как показало погребение ювелира в могильнике на р. Дюрсо, металлурги-ювелиры в качестве сырья могли использовать не только полученные из руды слитки, но и металлический лом. Вместе со своим инструментарием и сырьем они свободно передвигались от селения к селению, все более отрываясь от своей общины и превращаясь в ремесленников-отходников.»

    Оружейное дело

    Кузнецы очень многочисленны в стране. Они почти повсюду оружейных и серебряных дел мастера и в своей профессии очень искусны. Почти непостижимо, как они с их немногими и недостаточными инструментами могут изготовлять превосходное оружие. Золотые и серебряные украшения, которые вызывают восхищение европейских любителей оружия, изготовляются с большим терпением и трудом скудными инструментами. Оружейные мастера очень уважаемы и хорошо оплачиваются, конечно, редко наличными деньгами, а почти всегда натурой. Большое число семейств занимается исключительно изготовлением пороха и получает от этого значительную прибыль. Порох - самый дорогой и самый необходимый товар, без которого здесь никто не может обойтись. Порох не особенно хорош и уступает даже обыкновенному пушечному пороху. Он изготовляется грубым и примитивным способом, потому невысокого качества. В селитре нет недостатка, так как селитровые растения в большом количестве растут в стране; наоборот, мало серы, которую большей частью получают извне (из Турции).

    Земледелие у адыгов, в I тыс. н.э

    Материалы, полученные при исследовании адыгских поселений и могильников второй половины I тыс., характеризуют адыгов как оседлых земледельцев, не утративших идущих с меотских времен навыков плужного земледелия. Основными земледельческими культурами, которые возделывали адыги, были мягкая пшеница, ячмень, просо, рожь, овес, из технических культур - конопля и, возможно, лен. Многочисленные зерновые ямы - хранилища раннесредневековой эпохи - прорезают толщи ранних культурных напластований на городищах Прикубанья, а крупные красноглиняные пифосы - сосуды, предназначенные главным образом для хранения зерна, составляют основной вид керамических изделий, бытовавших на поселениях Черноморского побережья. Почти на всех поселениях встречаются обломки круглых ротационных жерновов или целые жерновые камни, служившие для дробления и размола зерна. Найдены обломки каменных ступ-крупорушек и пестов-толкачей. Известны находки серпов (Сопино, Дюрсо), которые могли использоваться как для жатвы зерновых, так и для косьбы кормовых трав для скота.

    Животноводство у адыгов, в I тыс. н.э

    Несомненно, видную роль в хозяйстве адыгов играло также скотоводство. Адыги разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней. Неоднократно найденные в могильниках этой эпохи захоронения боевых коней или деталей конского снаряжения свидетельствуют о том, что коневодство представляло важнейшую отрасль их экономики. Борьба за стада крупного рогатого скота, табуны коней и тучные равнинные пастбища является постоянным мотивом героических деяний в адыгском фольклоре.

    Животноводство в 19 веке

    Теофил Лапинский, который побывал на землях адыгов в 1857 году, в своем произведении «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» записал следующее:

    Козы - численно самое распространенное домашнее животное в стране. Молоко и мясо коз, вследствие превосходных пастбищ, очень хорошие; козье мясо, которое в некоторых странах считается почти несъедобным, здесь вкуснее, чем баранина. Адыги держат многочисленные стада коз, многие семьи имеют их несколько тысяч штук, и можно считать, что этих полезных животных в стране свыше полутора миллионов. Коза находится только зимой под крышей, но и тогда она днем выгоняется в лес и сама находит себе в снегу какую-нибудь пищу. Буйволов и коров имеется много в восточных равнинах страны, ослы и мулы встречаются только в южных горах. Свиней раньше держали много, но со времени введения магометанства свинья как домашнее животное исчезла. Из птиц держат кур, уток и гусей, особенно много разводят индюшек, но адыг очень редко берет на себя труд заботиться о домашней птице, которая кормится и размножается как попало.

    Коневодство

    В 19 веке, о коневодстве адыгов (кабардицев, черкесов), сенатор Филипсон, Григорий Иванович сообщал:

    У горцев западной половины Кавказа были тогда знаменитые конские заводы: Шолок, Трам, Есени, Лоо, Бечкан. Лошади не имели всей красоты чистых пород, но были чрезвычайно выносливы, верны в ногах, никогда не ковались, потому что их копыта, по выражению казаков «стаканчиком», были крепки, как кость. Некоторые кони, как и их всадники, имели громкую славу в горах. Так например белый конь завода Трам был почти столько же известен у горцев, как и его хозяин Магомет-Аш-Атаджукин, беглый Кабардинец и знаменитый хищник.

    Теофил Лапинский, который побывал на землях адыгов в 1857 году, в своем произведении «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских» писал следующее:

    Прежде было много табунов лошадей во владении богатых жителей на Лабе и Малой Кубани, теперь мало семейств, которые имеют больше 12 - 15 лошадей. Но зато мало и таких, которые совсем не имеют лошадей. В общем можно считать, что в среднем на каждый двор приходится 4 лошади, что составит для всей страны около 200 000 голов. На равнине число лошадей вдвое больше, чем в горах.

    Жилища и поселения адыгов в I тыс. н.э

    Об интенсивном заселении коренной адыгской территории на протяжении всей второй половины I тыс. свидетельствуют многочисленные городища, селища и могильники, обнаруженные как на побережье, так и в равнинно-предгорной части Закубанья. Адыги, жившие на побережье, как правило, селились в неукрепленных поселках, располагавшихся на возвышенных плато и горных склонах вдали от берега в верховьях впадавших в море речек и ручьев. Возникшие в античный период на морском берегу поселки-торжища в раннесредне-вековую эпоху не утратили своего значения, а некоторые из них даже превратились в защищенные крепостями города (например, Никопсис в устье р. Нечепсухо в районе с. Ново-Михайловского). Адыги, жившие в Закубанье, как правило, селились на возвышенных мысах, нависавших над пойменной долиной, в устьях впадающих в Кубань с юга рек или в устьях их притоков. До начала VIII в. здесь преобладали укрепленные поселения, состоявшие из огражденного рвом городища-цитадели и примыкавшего к нему посада, иногда также огражденного с напольной стороны рвом. Большинство из этих поселений располагалось на местах старых меотских городищ, покинутых в III или IV в. (например, у хут. Красный, у аулов Гатлукай, Тахтамукай, Ново-Вочепший, у хут. Ястребовский, у пос. Красный и др.). В начале VIII в. прикубанские адыги тоже начинают селиться в неукрепленных открытых поселениях, подобных поселениям адыгов побережья.

    Основные занятия адыгов

    Теофил Лапинский, в 1857 году, записал следующее:

    Преимущественное занятие адыга - земледелие, которое дает ему и его семье средства к жизни. Земледельческие орудия находятся ещё в примитивном состоянии и, так как железо редко, очень дороги. Плуг тяжел и неуклюж, но это не только особенность Кавказа; я вспоминаю, что видел столь же неуклюжие сельскохозяйственные орудия в Силезии, которая, однако, принадлежит к Немецкому Союзу; в плуг впрягаются от шести до восьми быков. Борона заменяется несколькими пучками крепких шипов, которые кое-как служат тому же назначению. Их топоры и мотыги довольно хороши. На равнинах и на менее высоких горах употребляются большие двухколесные телеги для перевозки сена и хлеба. В такой телеге не найдешь ни гвоздя, ни кусочка железа, но тем не менее они долго держатся и могут везти от восьми до десяти центнеров. На равнине телега приходится на каждые две семьи, в горной части - на каждые пять семей; в высоких горах она уже не встречается. Во все упряжки употребляются только быки, но не лошади.

    Адыгская литература, языки и письменность

    Современный адыгейский язык относится к кавказским языкам западной группы абхазо-адыгской подгруппы, русский - к индоевропейским языкам славянской группы восточной подгруппы. Несмотря на разные языковые системы, влияние русского на адыгейский проявляется в достаточно большом количестве заимствованной лексики.

    • 1855 год - адыгский (абадзехский) просветитель, лингвист , ученый , писатель , поэт - баснописец, Берсей Умар Хапхалович - внес значительный вклад в становление адыгской литературы и письменности, составив и издав в 14 марта 1855 года первый Букварь черкесского языка (на арабской графике), этот день считается «Днем рождения современной адыгской письменности» послужил толчком адыгского просвещения.
    • 1918 год - год создания адыгейской письменности на базе арабской графики.
    • 1927 год - адыгейская письменность переведена на латиницу.
    • 1938 год - адыгейская письменность переведена на кириллицу.

    Основная статья: Кабардино-черкесская письменность

    Ссылки

    См. также

    Примечания

    1. Максидов А. А.
    2. Türkiyedeki Kürtlerin Sayısı! (Turkish), Milliyet (6 июня 2008). Проверено 7 июня 2008.
    3. Национальный состав населения // Перепись населения России 2002 года
    4. Израйльский сайт ИзРус
    5. Независимые английские исследования
    6. Российский Кавказ. Книга для политиков / Под ред. В. А. Тишкова. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. c. 241
    7. А. А. Камраков. Особенности развития черкесской диаспоры на Ближнем Востоке // ИД «Медина».
    8. ст.ст. Адыги, Меоты в Большой Советской Энциклопедии
    9. Скилак Кариандский.Перипп обитаемого моря.Перевод и комментарии Ф.В. Шелова-Коведяева// Вестник древней истории.1988.№ 1. С. 262; № 2. С. 260-261)
    10. Дж.Интериано.Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование
    11. К. Ю. Небежев АДЫГСКО-ГЕНУЭЗСКИЙ КНЯЗЬ ЗАХАРИЯ ДЕ ГИЗОЛЬФИ-ВЛАДЕТЕЛЬ ГОРОДА МАТРЕГИ В XV ВЕКЕ
    12. Владимир Гудаков. Русский путь к Югу (мифы и реальность
    13. Hrono.ru
    14. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Верховного Совета КБССР от 07.02.1992 N 977-XII-В "ОБ ОСУЖДЕНИИ ГЕНОЦИДА АДЫГОВ (ЧЕРКЕСОВ) В ГОДЫ РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ (рус.) , RUSOUTH.info .
    15. Диана Ъ-Дадашева . Адыги добиваются признания своего геноцида (рус.) , Газета "Коммерсантъ" (13.10.2006).