Презентация - культура ранней средневековой европы. Представление средневекового человека о мире Презентация культура западной европы в раннее средневековье

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Культура Западной Европы в раннее Средневековье Учитель истории МБОУ «СОШ № 27 г. Йошкар-Олы» Норкина Т.В. Презентация к уроку в 6 классе

2 слайд

Описание слайда:

Проблема: какова роль церкви в становлении и развитии средневековой культуры Западной Европы?

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

План урока: Представления средневекового человека о мире. Каролингское возрождение. «Семь свободных искусств». Искусство рукописной книги. Литература. Развлечения.

5 слайд

Описание слайда:

1. Представления средневекового человека о мире В период раннего средневековья люди представляли себе землю по разному: в виде шара (учение Пифагора не было забыто), плавающей в океане на китах или черепахах, о точно очерченном «крае земли», о небесной тверди, поддерживаемой столбами, и т.п.

6 слайд

Описание слайда:

Средневековые карты Иерусалим- «пуп» Земли! На картах как и в древности, земля рисовалась в форме круга, но если древние помещали в центре вселенной каждый свое отечество, то средневековые картографы за центр принимали Иерусалим, ибо там, по евангельской легенде, был распят Иисус Христос и Иерусалим считался «пупом» Земли.

7 слайд

Описание слайда:

В обществе распространялись совершенно фантастические, отрывочные сведения путешественников о различных областях и населяющих их народах - людях с песьими головами и вообще безголовых, имеющих четыре глаза, живущих запахом яблок и т.п. Обитатели далеких стран. Средневековая миниатюра. В первые столетия средневековья не многие выезжали за пределы своей сельской округи. В обществе распространялись совершенно фантастические, отрывочные сведения путешественников о различных областях и населяющих их народах - людях с песьими головами и вообще безголовых, имеющих четыре глаза, живущих запахом яблок и т.п.

8 слайд

Описание слайда:

Почему в раннее средневековье европейцы мало куда выезжали и путешествовали? Плохие дороги или их отсутствие Опасно Отсутствие карт Отсутствие транспорта Как вы думаете почему в раннее средневековье европейцы мало куда выезжали и путешествовали? Плохие дороги или их отсутствие Опасно Отсутствие карт Отсутствие транспорта

9 слайд

Описание слайда:

Время Водяные часы Солнечные часы Песочные часы Времяисчисление: Время и смену сезонов определяли по природным признакам(по Солнцу, крикам петуха, фазам Луны, цветению растений, по характеру ветра и осадков) К точному времени были равнодушны. Даты отсчитывали от церковных праздников и важных исторических событий (смене власти, битв, эпидемий и пр.) Иногда использовали изобретения Др.Рима и Греции – солнечные часы., водяные или песочные часы. Сутки делились на день и ночь. Ночь – это время проявления дьявола, нечисти, духов. День-светел и добр.

10 слайд

Описание слайда:

Подъем культуры во времена правления Карла Великого Карл Великий. Воображаемый образ Альбрехт Дюрер. 2. Каролингское возрождение Каролингское возрождение-подъем культуры во времена правления Карла Великого.

11 слайд

Описание слайда:

1. Приглашал ко двору образованных людей из Англии, Италии, Испании, Ирландии. 2. Поручил ведать школами англосаксонскому монаху Алкуину, который организовал обучение и написал учебники. Рабан Мавр, которого ведёт Алкуин, преподносит архиепископу Майнца своё сочинение. Миниатюра «Фульдского кодекса». миниатюра Карл Великий 1. Приглашал ко двору образованных людей из Англии, Италии, Испании, Ирландии. 2. Поручил ведать школами англосаксонскому монаху Алкуину, который организовал обучение и написал учебники. Сообщение ученика об Алкуине.

12 слайд

Описание слайда:

3. В Ахене возникло общество для научных занятий – «Дворцовая академия» 4. Карл строил церкви и дворцы, образцом служили поздние римские постройки Дворец Карла Великого в Аахене был построен в VIII веке н.э. 3. В Ахене возникло общество для научных занятий – «Дворцовая академия»-где Карл, аго семья и придворные обсуждали произведения античных авторов и современные хроники и биографии. Сам император знал языки покоренных народов и пытался научиться писать. 4. Карл строил церкви и дворцы, образцом служили поздние римские постройки.

13 слайд

Описание слайда:

Почем Карл Великий возрождал античную культуру и способствовал распространению грамотности? Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Почем Карл Великий возрождал античную культуру и способствовал распространению грамотности? Почем Карл Великий возрождал античную культуру и способствовал распространению грамотности?

14 слайд

Описание слайда:

Открывались школы при соборах и монастырях Обучение на латинском языке Обучались только мальчики Не было деления на классы Главный учебник-Библия 3. «Семь свободных искусств» Карл Великий приказывал открывать школы при монастырях и соборах, где обучались только мальчики без деления на классы и по возрасту. Обучение велось на латинском языке, хотя на нем уже давно не говорили. Главной книгой в обучении была Библия(Старый и Новый завет).

15 слайд

Описание слайда:

«Тривиум» «Квадривиум» Грамматика; Риторика; Диалектика; Арифметика; Геометрия; Астрономия; Музыка. Богословие «Царица наук» «Семь свободных искусств»: «ТРИВИУМ»: Грамматика, Риторика, Диалектика «Квадривиум»: Арифметика, Геометрия, Астрономия, Музыка

16 слайд

Описание слайда:

Пергамент - специально обработанная кожа молодых телят или ягнят. 4. Искусство рукописной книги При Карле количество образованных людей быстро возрастало. При монастырях появились мастерские по переписке книг. На создание 1 книги уходило около 1-года, поэтому они представляли огромную ценность. Книга приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамента.

17 слайд

Описание слайда:

Средневековый Часослов. Над книгой трудилось много людей- переписчики и художники. Каждый из них делал свою часть-текст, инициалы, заставки, миниатюры.

18 слайд

Описание слайда:

Книги были предметом роскоши, и позволить себе иметь их могли только очень состоятельные люди, т.к. каждая книга бы-ла настоящим шедевром. В библиотеках и соборах книги приковывали к стене цепями, спасая их от воров. Вместо тростниковых перьев писать стали перьями птиц. Книги были предметом роскоши, и позволить себе иметь их могли только очень состоятельные люди, т.к. каждая книга была настоящим шедевром. В библиотеках и соборах книги приковывали к стене цепями, спасая их от воров.

19 слайд

Описание слайда:

Жития святых Сцены из жития св. Иеронима (создание Вульгаты). Библия Вивиана. 845 г. Париж, Национальная библиотека. Произведения в которых рассказывалось о подвигах святых во имя бога и звучали призывы о милосердии и любви к людям. 5. Литература В средневековой литературе основным жанром была религиозная литература-евангелия и Жития святых. В житиях рассказывалось о подвигах святых во имя бога и звучали призывы о милосердии и любви к людям.

20 слайд

Описание слайда:

II. Хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни Исидор Севильский «История готов». Григорий Турский «История франков». Беда Достопочтенный «Церковная история народа англов» Карл Мартелл (Молот) - Спаситель Запада (гравюра из Всемирной хроники Г.Шеделя) II. Хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни Исидор Севильский «История готов». Григорий Турский «История франков». Беда Достопочтенный «Церковная история народа англов»

Слайд 1

Культура средневековой Европы

Слайд 2

Термин «Средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453), до него же доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI-VIII века).

Слайд 3

Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее Средневековье (конец V - середина XI века). Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI - конец XIV века). Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV-XVI века)

Слайд 4

Университеты: магистры и школяры
В период развитого Средневековья в европейских странах появились первые ученые и образовательные сообщества – университеты. В роли основателей выступали, как правило, короли, императоры, римские папы.

Слайд 5

Даты основания университетов

Слайд 7

Программы:
В университетах на низшем, подготовительном, факультете изучались так называемые «свободные искусства», объединенные в два цикла- тривиум (грамматика, риторика, логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Слайд 8

Преподающие
Фома Аквинский (1225/26-1274)- богослов, философ. Монах- доминиканец. В 1323 г. причислен к лику святых. Учился в Париже, Кёльне. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. В своих трудах исходил из положения о гармонии веры и разума, широко использовал учение Аристотеля, стремясь приспособить его к христианской доктрине. Им сформулированы многие основополагающие тезисы католического вероучения, в том числе пять доказательств бытия Бога.

Слайд 9

Пьер Абеляр
(1079-1142) – французский богослов, философ, поэт. Преподавал в Парижском университете. Внес значительный вклад в развитие теологии, пытался обосновать связь разума, логики и веры. Его труды были осуждены церковными соборами. Свой нелегкий жизненный путь он описал в «Истории моих бедствий»- одной из первых автобиографий в средневековой европейской литературе.

Слайд 10

Роджер Бэкон
(1214-1292/94)- английский философ, естествоиспытатель. Учился, а затем преподавал в Оксфорде. Монах- францисканец. Занимался оптикой, астрономией, алхимией. Придавал большое значение экспериментальным исследованиям. Изучая свойства линзы, предвосхитил создание некоторых оптических приборов, а также предсказал ряд научных открытий

Слайд 11

Развитие литературы
Медиевисты XIX века различали два вида средневековой литературы, «ученую» и «народную». К первому классу относились латинские тексты и придворная поэзия, ко второму - все остальные произведения, считавшиеся, в духе романтиков, первородным искусством. . В это время возрастало многообразие жанров и закладывались истоки национальных культур. В разных странах были собраны и записаны эпические циклы, объединившие древние народные сказания –легенды

Слайд 12

Романский стиль
Это стиль в западно-европейском искусстве X-XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Романский стиль» был введён в начале XIX в.

Слайд 13

Готика
Период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Понятие «русской готики» фактически неверно, но при Николае II было полностью утверждено в Британской империи, герцогстве Дармштацком, Российской империи, а также в ряде исламских государств.

Слайд 14

Собор Норт-Дам в Реймсе

Слайд 15

de Santa María de la Sede- собор в городе Севилья (Андалусия, Испания)

Слайд 16

Возрождение
Этим термином обозначается направление в развитии европейской, в первую очередь итальянской, культуры середины XIII-XVI в. При этом выделяют три периода: предвозрождение (Треченто), раннее Возрождение (Кватроченто), высокое Возрождение. Характерные черты Возрождения заключались в обращении к античным идеалам прекрасного, в пробуждении интереса к человеку как совершенному созданию, части окружающего его мира.

Слайд 2

План урока

  • Представления средневекового человека о мире
  • Каролингское Возрождение
  • «Семь свободных искусств»
  • Искусство рукописной книги
  • Литература
  • «Жонглёр, другим и нравом не в пример...»
  • Слайд 3

    В Средние века большинство людей, включая ученых, считали Землю плоским диском. Идеи Древних греков о том, что Земля – шар были известны не многим. Мало кто из людей в Средние века покидал родные края. Даже в соседних городах мало кто бывал, но о Европе знали хотя бы немного. Остальной мир был неведомым и полным опасностей и тайн.

    Слайд 4

    1. Представления средневекового человека о мире

    Центром Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. В Средневековье считали, что на Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.

    • Мир по представлению Геродота
    • Мир по средневековым представлениям
  • Слайд 5

    В раннее Средневековье использовали устройства для измерения времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме: солнечные часы определяли время по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка, водяные и песочные часы (помогали определять только отдельные отрезки времени).

    • Песочные и водяные часы
    • Солнечные часы
  • Слайд 6

    Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. По-своему люди объясняли в Средние века смену времен года.

    Слайд 7

    Сутки делились на день и ночь. Ночь считалась временем действия злых сил, поэтому все честные и праведные люди должны были по ночам спать.

    Слайд 8

    2. Каролингское Возрождение

    Грамотных людей не было не только среди крестьян - они редко встречались и среди феодалов. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все.

    Слайд 9

    При Карле Великом начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением.

    Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. Карл приглашал в столицу ученых со всех концов своей империи.

    Слайд 10

    Карл строил в Ахене и других городах каменные дворцы и церкви. В VIII-IX веках во Франкском государстве возросло число образованных людей, были переписаны многие сочинения античных авторов. Каролингское Возрождение быстро угасло после распада империи Карла Великого.

    Слайд 11

    3. «Семь свободных искусств»

    Карл Великий приказал открыть школы при монастырях. Позднее при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. Обучение шло на латинском языке - международном языке образованных людей Западной Европы: на нем читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.

    Слайд 12

    В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума» и «квадривиума».

    «Тривиум» включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.

    Слайд 13

    Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость.

    Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго велся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Умножение, деление и дроби давались немногим. Из геометрии решали простейшие практические задачи, необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.

    Слайд 14

    4. Искусство рукописной книги

    В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи- свитком из пергамена. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон.

    Книга раннего средневековья

    Слайд 15

    Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент.

    Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребенка, на свадьбу.

    Слайд 16

    5. Литература

    С VI-VIII веков в культуру Западной Европы все больше входят хроники - рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни. Григорий Турский написал историю франков, Исидор Севильский - готов и вандалов.

  • Слайд 17

    В хрониках события излагались по годам, как они следовали друг за другом. Повествование начиналось обычно от сотворения мира и заканчивалось современными событиями. Наряду с тем, что происходило на самом деле, хроники сообщали легенды и вымыслы.

    Посмотреть все слайды
  • Культура Западной Европы в XI – XV вв. Образование и философия 1.Представления людей о мире 2.Средневековые университеты 3.Схоластика – новая религиозная философия Средневековая литература и искусство 1.Рыцарская литература 2.Городская литература 3.Данте Алигьери – самый великий поэт Средневековья 4.Архитектура. Архитектурные стили 5. Скульптура 6.Живопись




    Карта, составленная до походов Христофора Колумба (гг.) Карта, составленная до похода Васко да Гамы (1497 – 1499 гг.)


    Средневековые университеты XII век – появление первых университетов в Европе Корпорация – обособленная группа людей, занимающихся определенным общим делом, живущих соответствующим образом, подчиняющихся особым правилам и распорядкам Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда – профессоров (преподавателей) и студентов (от лат. «студере» - усердно заниматься)


    Ректор – глава университета, избираемый преподавателями и студентами Факультет – объединение преподавателей по предметам Декан – глава факультета Землячества – объединения студентов из одной Страны Формы обучения: лекции (с лат. – чтение) и диспуты Диспут – словесный поединок, состязание в знаниях и красноречии по определенному вопросу Обучение велось на латинском языке


    XI – XIII в – расцвет схоластики Схоластика – религиозная философия, стремящаяся понять Бога и мир при помощи логических рассуждений Ансельм Кентерберийский (XI в.) и Фома Аквинский (XIII в.) – логически доказали существование Бога Пьер Абеляр – философ-схоласт XII в. Утверждал: «Нужно понимать, чтобы верить» Бернар Клервоский – идейный противник Абеляра, знаменитый мистик. Утверждал: «Нужно верить, а не рассуждать» Рационализм – направление средневековой мысли: опора на разум Мистицизм (мистика)– опора на сверхъестественные силы


    «Ангельский доктор» Фома Аквинский (1225 – 1274) «Сумма богословия» - книга, объединившая все знания о Боге и мире, накопленные Средневековьем, в которой была создана картина христианской Вселенной и показано, что у каждой её «детали» есть свое место и с воя роль, предначертанные Богом




    Рыцарская литература XI в. – возникновение на юге Франции, в Провансе Трубадуры – поэты-певцы из южной Франции, среди которых встречались короли, знатные феодалы, женщины, много рыцарей Труверы и миннезингеры рыцарские поэты Северной Франции, Италии, Испании, Германии Образ идеального рыцаря: смелый, великодушный, справедливый, изящный, вежливый и привлекательный. Воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне «Тристан и Изольда»


    Городская литература XII в – начало расцвета городской литературы Главные герои коротких рассказов, стихов, басен – ловкий и хитрый бюргер или веселый и находчивый крестьянин, которые оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов Вагант (от лат. – бродяга) – школяр или студент, кочевавший по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей «Роман о Лисе»


    Данте Алигьери () «Божественная комедия» - величайшее произведение Данте, написанное в стихах, описание путешествия в загробное царство в сопровождении великого римского поэта Виргилия и прекрасной Беатриче.