Культурное пространство российской империи. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Н.И.Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н.Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т.п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И.Баженов, М.Ф.Казаков.

Изобразительное искусство в России и его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Народы России в XVIII в.

Управление национальными окраинами. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии и Поволжья. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

Россия при Павле I

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Понятия и термины: Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. «Кондиции». «Бироновщина». «Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм. Магистрат. Духовные управления (мусульманские).

Персоналии:

Государственные и военные деятели : Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Ф.М.Апраксин, А.П.Бестужев-Рюмин, Э.И.Бирон, Я.В.Брюс, А.П.Волынский, В.В.Голицын, Ф.А.Головин, П.Гордон, ЕкатеринаI, ЕкатеринаII, Елизавета Петровна, ИванV, Иоанн VI Антонович, М.И.Кутузов, Ф.Я.Лефорт, И.Мазепа, А.Д.Меншиков, Б.К.Миних, А.Г.Орлов, А.И.Остерман, ПавелI, ПетрI, Петр II, Петр III, Г.А.Потемкин, П.А.Румянцев, царевна Софья, А.В.Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.П.Шафиров, Б.П.Шереметев.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования : Батырша (предводитель башкирского восстания), Г.Байер, В.И.Баженов, В.Беринг, В.Л.Боровиковский, Д.С.Бортнянский, Ф.Г.Волков, Е.Р.Дашкова, Н.Д.Демидов, Г.Р.Державин, М.Ф.Казаков, А.Д.Кантемир, Дж.Кваренги, И.П.Кулибин, Д.Г.Левицкий, М.В.Ломоносов, А.К.Нартов, И.Н.Никитин, Н.И.Новиков, И.И.Ползунов, Ф.Прокопович, Е.И.Пугачев, А.Н.Радищев, В.В.Растрелли, Ф.С.Рокотов, Н.П.Румянцев, А.П.Сумароков, В.Н.Татищев, В.К.Тредиаковский, Д.Трезини, Д.И.Фонвизин, С.И.Челюскин, Ф.И.Шубин, И.И.Шувалов, П.И.Шувалов, М.М.Щербатов, С.Юлаев, С.Яворский.

События/даты:

1682-1725 - царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V)

1682-1689 - правление царевны Софьи

1682, 1689, 1698 - восстания стрельцов

1686 - Вечный мир с Речью Посполитой

1686–1700 – война с Османской империей

1687 - основание Славяно-греко-латинской академии в Москве

1687, 1689 - Крымские походы

1689 - Нерчинский договор с Китаем

1695, 1696 - Азовские походы

1697-1698 - Великое посольство

1700-1721 - Северная война

1700 - поражение под Нарвой

1705-1706 - восстание в Астрахани

1707-1708 - восстание Кондратия Булавина

1708-1710 - учреждение губерний

1711 - учреждение Сената; Прутский поход

1714 - указ о единонаследии

1718-1721 - учреждение коллегий

1718-1724 - проведение подушной переписи и первой ревизии

1720 - сражение у о. Гренгам

1721 - Ништадтский мир

1721 - провозглашение России империей

1722 - введение Табели о рангах

1722-1723 - Каспийский (Персидский) поход

1725 - учреждение Академии наук в Петербурге

1725-1727 – правление Екатерины I

1727-1730 – правление Петра II

1730-1740 – правление Анны Иоанновны

1733-1735 – война за Польское наследство

1736-1739 – Русско-турецкая война

1741-1743 – Русско-шведская война

1740-1741 – правление Иоанна Антоновича

1741-1761 – правление Елизаветы Петровны

1755 – основание Московского университета

1756-1763 – Семилетняя война

1761-1762 – правление Петра III

1762 – Манифест о вольности дворянской

1762-1796 – правление Екатерины II

1769-1774 – Русско-турецкая война

1773-1775 – восстание Емельяна Пугачёва

1774 – Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей

1775 – начало губернской реформы

1783 – присоединение Крыма к России

1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам

1787-1791 – Русско-турецкая война

1788 - Указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона»

1788-1790 – Русско-шведская война

1791 – Ясский мир с Османской империей

1772, 1793, 1795 – Разделы Речи Посполитой

1796-1801 – правление Павла I

1799 – Итальянский и Швейцарский походы русской армии

Источники: Генеральный регламент. Воинский устав. Морской устав. Духовный регламент. Табель о рангах. Указ о единонаследии 1714 г.. Ништадский мир. Акт поднесения государю царю Петру I титула императора всероссийского и наименования великого и отца отечества. Указы Петра I. Походные журналы Петра Великого. Ревизские сказки. Реляции и мемории. «Юности честное зерцало». Слово Феофана Прокоповича при погребении Петра Великого. Газета «Ведомости». Переписка Петра I. «Гистория свейской войны». Записки и воспоминания иностранцев. «Кондиции» Анны Иоанновны. Оды М.В. Ломоносова. Манифест о вольности дворянства. Воспоминания Екатерины II. Переписка Екатерины II с Вольтером. Наказ Екатерины II Уложенной комиссии. Кючук-кайнарджийский мирный договор. Указы Емельяна Пугачева. Учреждение о губерниях. Жалованные грамоты дворянству и городам. Георгиевский трактат с Восточной Грузией. Городовое положение. Ясский мирный договор. Журналы «Живописец» и «Всякая всячина». «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

В период правления Елизаветы в 1756 г. Россия вступила в Семилетнюю войну на стороне Австрии и Франции против опасно усилившейся Пруссии. Русские войска захватили Восточную Пруссию.

в 1759 г. одержали вместе с австрийцами победу над Фридрихом II,

в 1760 г. взяли Берлин, но после смерти Елиз. в 1761 г. поклонник Пруссии Пётр III, вышел из войны. Успехи России подняли ее престиж.

В 1768 г. Россия вмешалась в смуту в Польше.

1768-1774 гг. произошла русско-турецкая война за влияние в Польше и южнорусские земли. Под командованием П. А. Румянцева в 1770 г. разбил турок на реке Ларге и Кагуле, В 1771 г. российские войска заняли все основные центры Крыма. В 1773 г. войска под командованием Суворова взяли крепость Тартукай, а в 1774 г. одержали победу при Козлудже. Турция была вынуждена подписать мирный договор в деревне Кючук-Кайнарджи, по условиям которого Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом, Керчь и право плавания русских судов по Черному морю. В 1783 г. Крым был включен в состав России.

В 1783 г. Россия присоединила Крым и по просьбе Ираклия II взяла под покровительство Восточную Грузию.

В 1787- 1791 гг. Турция начала новую войну с Россией. Россия вместе с Австрией вновь победила Турцию (успехи А. В. Суворова при Фокшанах, Рымнике, взятие Измаила, Н. В. Репнина - при Мачине, Ф. Ф. Ушакова на море - при Тендре и Калиакрии). Россия закрепила за собой Северное Причерноморье.

В 1788-1790 гг. Россия безрезультатно воевала со Швецией.

В 1772, 93, 95 гг. вместе с Пруссией и Австрией провела разделы Польши, получив Правобережную Украину, Белоруссию и Литву.

В 1780-1783 гг. Россия поддержала США против Англии. В 1793 г. Россия разорвала отношения с революционной Францией и готовилась к войне с ней. В 1798 г. она вступила во 2-ю антифранцузскую коалицию. Эскадра Ушакова совершила поход в Средиземное море и захватила Ионические о-ва. Суворов осуществил Итальянский и Швейцарский походы. Считая Австрию и Англию нечестными союзниками, Павел I вышел из войны и заключил (после прихода к власти Наполеона I) союз с Францией против Англии, готовил поход в Индию, но вскоре был убит.

Вопрос № 23. Культура Российской империи в 18 веке

Культура России XVIII века имеет ряд особенностей: ускорились темпы культурного развития; ведущим стало светское направление в искусстве; накопленные знания стали превращаться в науку; новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной.

Просвещение и наука. В 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигационных наук, из старших классов которой в 1715 году в Петербурге была создана Морская академия. Вслед за ней были открыты артиллерийская, инженерная, медицинская, горная и другие школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. В 1714 году в губерниях были открыты 42 цифирные школы. Произошел переход к арабским цифрам, на новый шрифт перешла и появившаяся 2 января 1703 года первая русская печатная газета «Ведомости». В 1731 году был открыт Шляхетский (дворянский) корпус. Были открыты другие учебные заведения (Смольный институт, Академия художеств). В 1755 году в Москве по инициативе М. В. Ломоносова был открыт университет.

Важным результатом деятельности Петра I стало создание Академии наук (1725 год). Велись большие картографические работы, развивались географические знания (В. Беринг, К. Крашенинников, С. Челюскин, Д и X. Лаптевы, И. Кириллов).

Было положено начало русской исторической науке (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, М. М. Щербатов).

В области точных наук, техники были достигнуты значительные успехи, связанные с именами Л. Эйлера, Д. Бернулли, И. Ползуно-ва, И. Кулибина и др. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М. В. Ломоносов (1711-1765), который своими энциклопедическими знаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень.

Литература. В центре общественно-политической мысли со второй половины XVIII века была критика крепостничества (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков). Русская литература XVIII века представлена именами М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Г. Д. Державина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина и др.

Архитектура. Новое развитие в XVIII веке получила архитектура. В первой половине века господствующим стилем был барокко (от итальянского - вычурный), крупнейшим мастером которого был Б. Б. Растрелли. Во второй половине XVIII века на смену барокко пришел классицизм (И. Е. Старов, В. И. Баженов, Д. Кваренги, A. Ф. Кокоринов, А. Ринальди и др.) - Развивается скульптура (Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, Э. М. Фальконе).

Живопись. В живописи происходит переход к светскому искусству. Выдающимися портретистами первой половины XVIII века были А. Матвеев и И. Никитин, во второй половине века свои произведения создавали Ф. Рокотов, Д. Левицкий, B. Боровиковски и др.

Театр. В 1750 году в Ярославле по инициативе купца Ф. Г. Волкова был создан первый русский профессиональный театр. Были созданы различные крепостные театры, наиболее известен театр графа Н. П. Шереметева.

Ключевые слова

ДВОРЯНСТВО / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЕТЕРОТОПИЯ / КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРА / ЭТИКЕТ / NOBILITY / RUSSIAN EMPIRE / CULTURAL SPACE / HETEROTOPIAS / CULTURAL SECURITY / PARALLEL CULTURAL SPACES / CULTURE / ETIQUETTE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Алиев Растям Туктарович

Параллельное культурное пространство представляет собой феномен в рамках гетеротопии . Все культурные процессы и явления, происходящие там, функционируют по особым законам и закономерностям. Автор статьи обосновывает тот факт, что дворянство в России XVIII-XIX веков представляет собой особый хронотоп с признаками параллельного культурного пространства . В частности, сравнение с другими привилегированными слоями населения Российского государства, анализ внутренних процессов и явлений и доказывает этот факт. Зародившись ещё в XII веке в среде младшей княжеской дружины, дворянство прошло довольно длинный путь становления в особое служилое сословие. В XVIII веке происходит его окончательное оформление в виде аристократической прослойки России, и автор доказывает, что именно с этого времени можно наблюдать гетерогенность пространства, в котором дворянство и существовало. Его положение, доступ к широким культурным, политическим и социальным благам создают отличные условия для обособления дворянство в отдельное культурное пространство , которое, в свою очередь, детерминирует новые явления. Сам этот факт заставляет по новому взглянуть на проблему культурообразования в определённой среде развития, на проблему культурной безопасности и раскрывает принципы функционирования гетеротопных пространств

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Алиев Растям Туктарович

  • Политико-правовые основы формирования элиты российского общества XVIII - начала XX веков

    2015 / Лавицкая М. И., Мельников А. В.
  • Социальное самочувствие, стиль жизни и этикет русского дворянства второй половины XVIII - первой половины XIX В.

    2009 / Н.С. Фуражева
  • «Особый путь» русского дворянства в отечественной и зарубежной историографии

    2009 / Дубина В. С., Польской С. В.
  • Страницы репрессий в истории рода дворян Домогацких

    2017 / Столярова К.А.
  • 2016 / Галеев Тимур Ильдарович, Мифтахова Алия Наилевна
  • Культурно-общественные аспекты развития дворянской усадьбы XVIII века

    2019 / Горохова К.Н.
  • Провинциальная бальная культура: к вопросу об истории и понятии

    2011 / Белякова Дарья Владимировна
  • Сословное достоинство московского и западноевропейского дворянства в XVI-XVII веках

    2017 / Кутищев Александр Васильевич
  • новые сословия и социальная политика Российской империи в Казахской Степи в XIX веке

    2019 / Тулешова Улжан Жангелдыновна
  • Проблема образования русского провинциального дворянства хvііі века в оценке современников (на материалах мемуарной и художественной литературы)

    2017 / Долгова В.Н.

Parallel cultural space is a phenomenon within heterotopia. All cultural processes and phenomena, taking place there, operated by special laws and regularities. The author substantiates the fact that the nobility in Russia XVIII-XIX centuries is a special time-space with features of parallel cultural space . In particular, a comparison with other privileged strata of the population of the Russian state, the analysis of internal processes and phenomena proves this fact. Originating in the XII century, among the younger princely nobility went quite a long way in the formation of a special service estate. In the XVIII century is its final form as an aristocratic layer Russia, and the author argues that it is from this time can be observed heterogeneity of the space in which the nobility and there. His positions, access to the broad cultural, political and social benefits provide excellent conditions for the separation of the nobility in a single cultural space , which, in turn, determines the new phenomena. This fact forces us to take a fresh look at the problem in a certain culture formation development in the environment for cultural security problem and reveals the principles of heterotopic spaces functioning

Текст научной работы на тему «Дворянство в Российской империи XVIII-XIX вв. Как параллельное культурное пространство»

УДК 008"312" 24.00.00 Культурология

ДВОРЯНСТВО В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XVШ-XIX ВВ. КАК ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО1

Алиев Растям Туктарович к.и.н.

Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия

Параллельное культурное пространство представляет собой феномен в рамках гетеротопии. Все культурные процессы и явления, происходящие там, функционируют по особым законам и закономерностям. Автор статьи обосновывает тот факт, что дворянство в России ХУШ-Х1Х веков представляет собой особый хронотоп с признаками параллельного культурного пространства. В частности, сравнение с другими привилегированными слоями населения Российского государства, анализ внутренних процессов и явлений и доказывает этот факт. Зародившись ещё в XII веке в среде младшей княжеской дружины, дворянство прошло довольно длинный путь становления в особое служилое сословие. В XVIII веке происходит его окончательное оформление в виде аристократической прослойки России, и автор доказывает, что именно с этого времени можно наблюдать гетерогенность пространства, в котором дворянство и существовало. Его положение, доступ к широким культурным, политическим и социальным благам создают отличные условия для обособления дворянство в отдельное культурное пространство, которое, в свою очередь, детерминирует новые явления. Сам этот факт заставляет по новому взглянуть на проблему культурообразования в определённой среде развития, на проблему культурной безопасности и раскрывает принципы функционирования гетеротопных пространств

Ключевые слова: ДВОРЯНСТВО, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ГЕТЕРОТОПИЯ, КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО, КУЛЬТУРА, ЭТИКЕТ

Рок 10.21515/1990-4665-124-038

Работа выполнена по проекту 15-! гетеротопии»

UDC 008"312" Culture studies

NOBILITY IN THE RUSSIAN EMPIRE OF XVIII-XIX CENTURIES AS A PARALLEL CULTURAL SPACE

Aliev Rastyam Tuktarovich Candidate in history Astrakhan state university, Astrakhan, Russia

Parallel cultural space is a phenomenon within heterotopia. All cultural processes and phenomena, taking place there, operated by special laws and regularities. The author substantiates the fact that the nobility in Russia XVIII-XIX centuries is a special time-space with features of parallel cultural space. In particular, a comparison with other privileged strata of the population of the Russian state, the analysis of internal processes and phenomena proves this fact. Originating in the XII century, among the younger princely nobility went quite a long way in the formation of a special service estate. In the XVIII century is its final form as an aristocratic layer Russia, and the author argues that it is from this time can be observed heterogeneity of the space in which the nobility and there. His positions, access to the broad cultural, political and social benefits provide excellent conditions for the separation of the nobility in a single cultural space, which, in turn, determines the new phenomena. This fact forces us to take a fresh look at the problem in a certain culture formation development in the environment for cultural security problem and reveals the principles of heterotopic spaces functioning

Keywords: NOBILITY, RUSSIAN EMPIRE, CULTURAL SPACE, HETEROTOPIAS, CULTURAL SECURITY, PARALLEL CULTURAL SPACES, CULTURE, ETIQUETTE

11172 «Культурная безопасность в условиях

http://ej .kubagro.ru/2016/10/pdf/3 8.pdf

Пространство и время для культуры - важные элементы её функционирования. Это именно те категории, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни и составляют его картину мира. Субъект может сопоставлять их с иными категориями миропонимания, выстраивая структуры различной сложности и маркируя их конкретными аксиологическими характеристиками. Любой человек постоянно и неотрывно воспринимает себя в определённом пространстве, будь то физическое (объективное) или культурное (субъективное или объективное, в зависимости от типа пространства). Время же в свою очередь влияет на формирование у человека определённых культурных ценностей.

Прежде всего, пространство определяется отношением человека, то есть субъекта, к среде его пребывания. Таким образом, «пространство может быть описано через совокупность отношений, согласно которым некий объект-пространство может быть определён в пространстве-среде» .

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что конкретно культурное пространство может быть представлено в двух состояниях, в зависимости от соотношения субъекта и самого пространства:

1. Гомогенное - пространство, в котором вещи и идеи однозначны по отношению к субъекту. Как правило, это обычная, привычная среда обитания человека: дом, работа, офис и т.д.

2. Гетерогенное или гетеротопное - пространство, где совокупность вещей по отношению к субъекту неоднородны.

Первым, кто описал подобные пространства, был известный мыслитель XX в., постструктуралист М. Фуко. Он и дал пониманию термина «гетеротопия» новый содержательный и качественный смысл . Философ условно поделил пространства на два типа:

1. «Утопии» - места, которые не имеют реальной привязки к пространству. Они выстраиваются в прямой или противоположной связи с существующими областями социума, и представляют собой «идеальный» топос, где возникает общество идеальное, но вымышленное.

2. «Антиутопии» - пространства с привязкой к реальным местам, где они формируются вместе с самим обществом. Представляют собой так называемое «пространство наоборот», где все имеющиеся типы топоса слиты в одно, отражены и перевёрнуты.

Примечательно является то, что в последнем типе нет традиционных связей ли отношений. Здесь появляются новые, которые формируются благодаря новым законам, отличающимся от традиционного общества .

Таким образом, мы можем говорить, что в том или ином общем культурном поле могут существовать совершенно разные по своим свойствам и характеристикам пространства, где похожие процессы проистекают по объективно различным законами. Примечательно и то, что они могут существовать параллельно друг другу. Исходя из этого, мы обоснованно вводим термин «параллельные культурные пространства».

В данном контексте для нас было бы важно введение в предмет исследования и такого понятия как хронотоп в качестве категории определяющей субъективное восприятие соотношения пространства и времени в культуре. «Человек не рождается с «чувством времени», его временные и пространственные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит» . Таким образом, мы видим, что это самое чувство времени и пространства зависит от культурных норм в том или ином пространстве. Поэтому перед нами стоит важнейшая задача определения подобного параллельно существующего хронотопа с гетерогенными свойствами в русской культуре.

Начиная с XVIII в., естественно отличающимся от других слоёв российского государства, по праву можно считать дворянство. Мы не зря выделили его в качестве параллельного культурного пространства предметом нашего исследования. Ведь даже беглый взгляд на эволюцию в Российской империи этого сословия, которое является неотъемлемой частью единого культурного поля, показывает объективные различия от других социальных страт. Совершенно справедливо было бы сказать, что дворянство развивалось по своим социокультурным законам. Тем более, что начиная с XVIII в. дворянство, как отмечал известный русский культуролог и семиотик, Ю.М. Лотман, «было порождением петровской реформы» . Но это не значит, что сословие не существовало и до этого момента. «Материалом, из которого это сословие составилось, было допетровское дворянство Московской Руси» .

Эта аристократическая прослойка прошла довольно длинный путь становления. Она уже в XII в. представляет собой низшую знать, которая завязана на отношениях с князем и его хозяйством, и этим противопоставлялись боярам, родовой аристократии . Отсюда и их название, указывает на отношение этой страты к княжескому двору. Уже с XIV в. «...их ратный труд оплачивался тем, что за службу их «помещали» на землю, иначе - "верстали" деревнями и крестьянами. Но ни то ни другое не было их личной и наследственной собственностью. Переставая служить, дворянин должен был вернуть пожалованные ему земли в казну. Правда, за особые заслуги ее могли пожаловать в наследственное владение, и тогда "воинник" становился "вотчинником"» .

Таким образом, мы видим, что уже в допетровскую эпоху дворянство занимало особое место, которое указывает на гетерогенное (непостоянное) состояние самого сословия. Это подчёркивает тот факт, что дворяне в основном владели поместьями, а не наследственной вотчиной. А, следовательно, их положение целиком и полностью зависело, в отличие

от бояр, от княжеской милости. Но в тоже время, в различные периоды русской истории князья, государи и цари нуждались именно в дворянстве, которое могло выступать в качестве особой силы в виду его могущества и многочисленности. Так даже в XII в. Андрей Боголюбский при столкновении с боярами опирался на младших дружинников, «милостников» - прообраз будущего дворянства . Иван IV Грозный так же опирался на них. В частности, при нём был издан указ от 5 января 1562 года об ограничении боярских вотчинных прав, что, в свою очередь, ещё больше, чем прежде уравнивало бояр с поместным дворянством .

Именно дворянство стало движущей силой в событиях эпохи Смуты: на него опирался Борис Годунов, который начал окончательно закрепощать крестьянство в угоду служилого сословия. Лжедмитрий I в своей политике, не доверяя боярам, снова делал ставку на дворян, которые, в свою очередь, проложили ему путь к московскому престолу.

Петровская эпоха уже окончательно приравнивает в 1714 г. дворянство к боярам, стирает между ними границы, сделав, таким образом, и тех и других служилым сословием. Дальнейшие преобразования Петра превратили дворянство в то, каким представляют его люди, когда слышат само только их название.

Ю.М. Лотман, говоря о петровской эпохе, писал: «... Психология служилого сословия была фундаментом самосознания дворянина XVIII века. Именно через службу сознавал он себя частью сословия.» . Мы здесь видим кроме осознания своей исключительности и привязанности к государству ещё и особое состояние дворянства, в которое оно вошло с петровскими преобразованиями. Теперь дворянство не простое служилое сословие, оно носитель культурных, социальных, государственных и даже в некотором плане духовных ценностей той или иной эпохи. Будучи передовым сословием, дворянство со временем превращается не в просто социальный страт, а именно в параллельное культурное пространство,

развивающееся по своим законам и отличающееся от остальных сословий Российского государства. «Человек XVIII века жил как бы в двух [параллельных] измерениях: полдня, полжизни он посвящал государственной службе, время которой было точно установлено регламентом, полдня он находился вне ее» . Это как раз и породило особое состояние восприятия пространства и времени дворянством до начала XX в.

С XVIII в. в России начинают развиваться наука и образование. И дворянство в этой области также занимает особое привилегированное место, ведь доступ к образованию хоть и был у низших слоёв, но просвещённым считалось именно служилое сословие . Основными учёными, мыслителями и носителями «особых знаний» того времени были выходцы из дворянства, что в очередной раз подчёркивает его особое состояние. Этот разрыв с другими сословиями заставил его обособиться в пространство, которое, в свою очередь, детерминировало новые культурные явления и преобразовывало старые.

Одним из таковых является светский бал, который неразрывно связан именно с дворянством, и получивший в XIX в. особое распространение в Российской империи. Естественным образом корни это явление берёт с, так называемых, Ассамблей, введённых императором Петром I в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года .

Здесь стоит отметить, что жизнь молодого дворянина делилась на две стороны. С одной, он выступал в качестве человека, служащего государству - военная или статская службы. В этом контексте, дворянин -это верноподданный государя, являлся представителем своего сословия. С другой стороны, пребывание вне службы - это частная жизнь человека, полная хозяйственных и семейных забот. Такая бинарность состояния характерна для гомогенного пространства, в котором человек может пребывать довольно долгое время. Но появление балов (сначала

петровских ассамблей) и разрушила его. В них реализуется общественная жизнь дворянина, так как, во-первых, на баллах он не был ни частным лицом, ни служилым человеком; а, во-вторых, здесь реализовывался особый статус представителя привилегированного дворянина, «он был дворянином в дворянском собрании, человеком своего сословия среди своих» . Именно поэтому мы можем говорить об особом месте балов в культурном пространстве дворянства. Вспомнить хотя бы тот факт, что за проведением ассамблей при Петре I было поручено П.И. Ягужинскому: «Коли Ягужинский приказывал пить, то все должны были делать это, хотя бы количество тостов и обязательное за ними осушение бокалов превышало все, что можно считать вероятным. Если Ягужинский после подобного обеда, став «шумен», приказывал плясать до упаду, то можно было быть уверенным, что все двери хорошо заперты и охранены и что гостям придется плясать до упаду. Ассамблеи при таком принудительном пьянстве и пляске делались тяжелой и даже опасной для здоровья повинностью» . Совершенно естественно, что непривыкшие к такому времяпрепровождению гости поначалу отказывались от участия в «ассамблеях» (поэтому их вынуждали), но проще воспринимали их молодые люди, которые впоследствии стали активными их участниками.

Ассамблеи и, в дальнейшем, балы заставляли дворян формировать вокруг себя определённый круг ценностей, важных для подобного образа жизни. Интерес к танцам, общение друг с другом, этикет - всё это создавало новый образ привилегированного сословия, заставляло его культивировать новое культурное пространство.

Конечно же, кроме бала в этом пространстве были детерминированы и другие явления. В частности, с дворянством ассоциируется дуэль, ставшая неотъемлемой частью их жизни. Стоит отметить, что русский дворянин XVШ-XIX вв. существовал в двух пространственно-временных плоскостях, регулировавших его

общественную жизнь. С одной стороны, он являлся верноподданным государя и беспрекословно подчинялся государственным приказам под страхом стыда, наказания за невыполнение. С другой, он выступал активным участником социальных отношений внутри своего сословия, которое регулировалось понятием чести. Иными словами, дворянин остро реагировал на возможные замечания со стороны других, ведь это могло отбросить тень на характеристику его службы, а, следовательно, на честь самого человека. «С этих позиций переживает известную реставрацию средневековая рыцарская этика.» . При этом дуэль является не просто регулятором отношений «оскорбляющего-оскорблённого», это ещё и подтверждение статуса дворянина, признание оскорблённого (или оскорбившего) равным. При этом стоит отметить, что дуэли, в отличие от балов, как культурные явления находились в неопределённом гетерогенном состоянии: они были популярны в дворянской среде, но к ним отрицательно относилась и официальная власть (Николай I по этому поводу изрёк: «Я ненавижу дуэли; это - варварство; на мой взгляд, в них нет ничего рыцарского» ), и демократические круги XVIII-XIX вв., которые видели в них предрассудки, противоречащие естественным правам человека.

Таким образом, выявляя культурные явления и анализируя жизнь и быт дворянства XVIII - начала XX вв., мы приходим к выводу, что это служилое сословие представляет собой типичный хронотоп и параллельное по отношению к другим социальным стратам пространство. Это выражается, прежде всего, в том, что дворянство, являясь привилегированной частью населения России того времени, носило передовые ценности, у неё был доступ к просвещению, иным идеалам и т.п., формировало новое культурное поле, отличающееся даже по временным характеристикам от традиционного других сословий империи.

Литература:

1. Якушенкова О.С. Образ чужого в гетеротопных пространствах фронтира: дис. ... канд. филос. наук Астрахань. - 2014. - С. 30

3. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. С. 347.

5. Лотман Ю.М. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). - Санкт-Петербург. «Искусство - СПБ». - 1994. - С. 18, 22, 91, 1в5.

в. Павлов А.П. Правящая элита русского государства ЕХ-начала ХVШ вв: (очерки истории). - Дмитрий Буланин, 200в. - С. 225.

7. В. В. Богуславский В.В. Славянская энциклопедия. Том 1. Стр. 204.

8. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.- С.

9. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры: Учеб.пособие для вузов по спец. "История". - Москва: Высш. шк., 1990. - С.134.

10. Костомаров Н. И.. Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей (3 том). - ОЛМА Медиа Групп, 2003. - С. 90.

11. Гнилорыбов П., Зырянов В., Томчин М. Россия в эпоху Петра Великого. Путеводитель путешественника во времени. - Litres, 201в. - С. 30.

12. Соколов К.Б., Черносвитов П.Ю. Европа и Россия: ментальность и художественная культура: сравнительно-исторический анализ. - Нестор-История, 2007. - С. 24в.

1. Jakushenkova O.S. Obraz chuzhogo v geterotopnyh prostranstvah frontira: dis. ... kand. filos. nauk Astrahan". - 2014. - S. 30

2. Foucalt M. Of Other Spaces. Diacritics. 198в. Vol. 1в. №1. P. 22-27. 2в-27.

3. Uhtomskij A.A. Dominanta. SPb.: Piter, 2002. S. 347.

4. Gurevich. A.Ja. Kategorii srednevekovoj kul"tury. - 2-e izd., ispr. i dop.- M.:Iskusstvo, 1984. - S. 44

5. Lotman Ju.M. Byt i tradicii russkogo dvorjanstva (XVIII-nachalo XIX veka). -Sankt-Peterburg. «Iskusstvo - SPB». - 1994. - S. 18, 22, 91, 1в5.

в. Pavlov A.P. Pravjashhaja jelita russkogo gosudarstva IH-nachala HVIII vv: (ocherki istorii). - Dmitrij Bulanin, 200в. - S. 225.

7. V. V. Boguslavskij V.V. Slavjanskaja jenciklopedija. Tom 1. Str. 204.

8. Skrynnikov R.G. Ivan Groznyj. - M.: OOO «Izdatel"stvo AST», 2001.- S. 78.

9. Zezina M. R., Koshman L. V., Shul"gin V. S. Istorija russkoj kul"tury: Ucheb.posobie dlja vuzov po spec. "Istorija". - Moskva: Vyssh. shk., 1990. - S.134.

10. Kostomarov N. I.. Russkaja istorija v zhizneopisanijah ee vazhnejshih dejatelej (3 tom). - OLMA Media Grupp, 2003. - S. 90.

11. Gnilorybov P., Zyrjanov V., Tomchin M. Rossija v jepohu Petra Velikogo. Putevoditel" puteshestvennika vo vremeni. - Litres, 201в. - S. 30.

12. Sokolov K.B., Chernosvitov P.Ju. Evropa i Rossija: mental"nost" i hudozhestvennaja kul"tura: sravnitel"no-istoricheskij analiz. - Nestor-Istorija, 2007. - S. 24в.

После Петровских реформ в русской культуре утверждается приоритет светских начал. Став по существу частью государственного аппарата, Церковь утратила свою монополию в определении направлений и форм культуры, хотя ее влияние в обществе продолжало оставаться значительным. В духовную сферу России XVIII в. стали проникать идеи Просвещения, в которых центральное место отводилось просвещенному монарху, способному создать гармоничное общество, где люди в отношениях друг к другу должны руководствоваться гуманными принципами.

Просвещение и наука. В середине XVIII в. продолжилось становление светского образования, начатое при Петре I. Была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, преимущественно для дворян: Шляхетский (1731), Морской кадетский (1752) и Пажеский (1759) корпуса, в которых велась подготовка к военной и придворной службе. В 1764 г. недалеко от Петербурга, в деревне Смольной по инициативе Екатерины II открылся институт благородных девиц, явившийся первым учебным заведением для женщин. Наиболее значимым событием в сфере образования стало основание в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Московского университета. В стране постепенно складывается организационно четкая структура народного просвещения. В 1786 г., согласно Уставу народных училищ, в каждом губернском городе учреждались главные народные училища с четыреклассным обучением, в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Впервые вводились единые учебные планы, предметное преподавание. Для подготовки учительских кадров в 1799 г. при Московском университете была образована учительская семинария.

Распространение просвещения было тесно связано с развитием науки. Выдающимся ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов (1711 - 1765), одинаково успешно работавший как в гуманитарной, так и естественно-научной сферах. Им написана "Российская грамматика", работы в области стихосложения ("Письмо о правилах российского стихотворства", "Риторика"), "Древняя российская история". Научные открытия сделаны М. В. Ломоносовым в геологии, минералогии, химии, физике. Именно он возродил утраченное в период монгольского нашествия искусство мозаики.

Взлет технической мысли связан с именами великих русских изобретателей-самоучек - И. И. Ползунова и И. П. Кулибина.

И. И. Ползунов (1728-1766) стал изобретателем универсальной паровой машины. Причем сделал это на 20 лет раньше, чем Дж. Уатт.

И. П. Кулибин (1735-1818) долгие годы, до 1801 г., руководил механической мастерской Академии наук, его творческая мысль охватывала разные отрасли техники. До нашего времени сохранились знаменитые часы с автоматическим устройством в форме яйца. В 1776 г. И. II. Кулибин разработал проект одноарочного деревянного моста через Неву с пролетом 298 м. Осуществить данный проект не удалось. И. П. Кулибин вел работы по созданию прожектора, лифта, протезов для инвалидов и т.д.

Как это часто бывает в России, большинство изобретений не получили применения и были забыты, а изобретатели умерли в нищете.

Литература. Литература середины и второй половины XVIII в. оставалась по преимуществу дворянской и была представлена следующими тремя направлениями.

  • 1. Классицизм. Характерными чертами данного направления были пафос национальной государственности и абсолютной монархии. Одним из ведущих представителей русского классицизма был А. П. Сумароков (1717 1777) - автор множество стихотворений, басен, комедий, трагедий. Основным лейтмотивом его творчества стали проблемы гражданского долга.
  • 2. Реализм. Элементы этого направления стали складываться только в конце XVIII в. прежде всего в творчестве Д. И. Фонвизина (1745-1792), в его комедиях "Бригадир" и "Недоросль".
  • 3. Сентиментализм. Приверженцы данного направления объявили в своих произведениях доминантой человеческой природы не разум, а чувство. Путь к идеальной личности они искали путем высвобождения и совершенствования чувств. В русской литературе самым значительным сочинением сентиментального жанра стала повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза".

Общественно-политическая мысль. Представителем просветительской мысли в России был Николай Иванович Новиков (1744-1818) - крупный издатель, выпускавший сатирические журналы "Трутень" и "Живописец". Н. И. Новиков критиковал пороки, порожденные феодально-крепостнической системой, вступал в полемику с самой Екатериной II. Будучи членом масонской ложи, он тайно издавал масонские книги. В 1792 г. Н. И. Нови-

ков был арестован, а его журнально-книжное дело подверглось разорению. Однако имя его навсегда осталось в российской культуре.

Идеологом дворянства, сторонником монархии и сохранения крепостного права был Михаил Михайлович Щербатов (1733 1790) - талантливый публицист и историк. Он, однако, критиковал деятельность Екатерины II, обвинял ее в деспотизме и безнравственности. Памфлет М. М. Щербатова "О повреждении нравов в России" впервые был опубликован только в 1858 г. А. И. Герценом и использован для подрыва авторитета самодержавия.

Особое место в истории общественно-политической мысли занимает Александр Николаевич Радищев (1749-1802), который в своем главном произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" не только подверг критике феодально-крепостническую систему страны, но и высказался за ее ликвидацию революционным путем. Хотя его взгляды не встретили сочувствия у современников, идеи и фигура Л. Н. Радищева были весьма почитаемы у многих поколений отечественных революционеров.

Архитектура. Архитектура России в XVIII в. получила новое развитие. До середины века господствующее положение занимал архитектурный стиль барокко (итал. Ьагоссо - причудливый, странный), характерными чертами которого были монументальность и пышность построек, достигавшиеся за счет изогнутых и причудливых линий фасада, обилия колонн и лепных украшений, овальных и круглых окон. Ведущим мастером барокко считался В. В. Растрелли (1700-1754), по чьим проектам были возведены Смольный монастырь (1748 1762) и Зимний дворец (1754 1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757).

Во второй половине XVIII в. на смену русскому барокко приходит классицизм. Для него характерен, прежде всего, интерес к античным архитектурным образцам. Отсюда отсутствие пышности в убранстве зданий, простота, прямая линия фасада, гладкая поверхность стен, четко выделенный главный корпус, строгая симметричность планировки. Основоположником русского классицизма в архитектуре являлся В. И. Баженов (1737-1799). Самос знаменитое его творение - Пашков дом на Моховой в Москве (старое здание Российской государственной библиотеки, бывшей имени В. И. Ленина), построенный в 1784-1786 гг.

В архитектурном классическом стиле работал сподвижник В. И. Баженова М. Ф. Казаков (1738-1812), который создал много зданий, до сих пор сохранившихся в прекрасном состоянии в столице. Среди них можно назвать здание Сената (Присутственные места) в Кремле (1776-1787); старое здание Московского университета (1786-1793), сгоревшее во время пожара 1812 г. и восстановленное впоследствии Д. Жилярди; Колонный зал Благородного дворянского собрания (1780-е); Голицинская (ныне 1-я городская клиническая) больница (1796-1801); дом-усадьба Демидовых (1779-1791), в котором теперь размещается Московский государственный университет геодезии и картографии и др.

Третьим крупнейшим зодчим второй половины XVIII в. был И. Е. Старов (1745-1808), работавший в основном в Петербурге. Им построен

Троицкий собор в Александрово-Невской лавре (1778 1790) и главное архитектурное строение его жизни - Таврический дворец (1783-1789), городская усадьба князя Г. Потемкина.

Скульптура. Общий процесс обмирщения искусства в России дал импульс для развития скульптуры. Наиболее известным скульптором был Ф. И. Шубин (1740-1805), создавший целую галерею портретов как исторических деятелей (Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Василий Шуйский и др.), так и своих современников (М. В. Ломоносов, П. В. Румянцев, Екатерина И, Павел I и др.). Из иностранных скульпторов, оставивших заметный след в России, самым значительным был Э. Фальконе, автор памятника Петру I ("Медный всадник"), который был открыт в Петербурге в 1782 г.

Живопись. Русское изобразительное искусство во второй половине XVIII в. вступило в новый этап своего развития и характеризовалось не только совершенствованием портретной живописи, но и появлением новых жанров: пейзажей, бытовых сюжетов, исторических полотен. Тем не менее этот период отличается, прежде всего, расцветом портретного жанра, что было обусловлено многочисленными заказами двора: вельмож, сановников и дворян, которые стремились запечатлеть себя для потомков. Наиболее известными портретистами были А. П. Антропов (1716-1795) Ф. С. Рокотов (1736-1808), Д. Г. Левицкий (1735-1822), В. Л. Боровиковский (1757-1825).

Среди художников-портретистов выделялся крепостной графа Шереметева И. II. Аргунов (1729 1802), писавший не только парадные портреты вельмож и императрицы Екатерины И, по и создавший поразительный по выразительности портрет "Девушка в кокошнике".

Родоначальником русской пейзажной живописи считается сын солдата Преображенского полка С. Ф. Щедрин (1745-1804), в полотнах которого на первое место выходит природа, определяющая содержание и характер изображения. Самым известным его пейзажем является "Вид на Большую Невку и дачу Строгановых" (1804).

Театр. В Ярославле усилиями купца Ф. Г. Волкова (1729-1763) возникает первый профессиональный театр, который в 1756 г. приглашают в Петербург. Здесь специальным указом императрицы Елизаветы Петровны был создан национальный театр, репертуар которого составляла преимущественно патриотическая тематика (трагедии А. П. Сумарокова и др.).

Одновременно богатейшие русские вельможи организовали театры у себя в усадьбах, где актерами были их крепостные. Наиболее известный театр был у Шереметевых в Останкино, славу которому принесла талантливая актриса П. И. Ковалева (Жемчугова), ставшая впоследствии женой графа Н. II. Шереметева.

Развитие российской художественной культуры XVIII века происходило на основе сочетания национальных черт и влияния направлений, популярных в это время в Европе.

Главная черта данного исторического периода, повлиявшая на культуру – рост интереса к художественным произведениям, в том числе, со стороны новой группы населения – складывающейся интеллигенции. В повседневную жизнь вошло литературное чтение, спектакли, музыкальные вечера.

Периоды художественного творчества:

  1. эпоха барокко – 1840-50-е гг.;
  2. эпоха классицизма – вторая половина XVIII века.

Литература

Середина XVIII века – переломный момент в развитии литературы. В этот период окончательно складывается жанровая система – роман, трагедия, комедия, басня, ода, повесть и др.

Главные черты и достижения периода:

  • новые формы стихосложения, приближенные к канонам современной поэзии – перевод романа П. Тальмана «Езда в остров любви» В.К. Тредиаковским стал первым полностью светским произведением;
  • активное развитие жанров комедии и трагедии – А.П. Сумароков стал основоположником новой российской драматургии;
  • критика крепостного права, отражение насущных социальных проблем – комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», ода «Фелица» Г.Р. Державина;
  • складывание нового направления – сентиментализма: повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Интерес к литературному творчеству становится массовым.

Театр

Театральные постановки иностранцев вытесняются первыми русскими театрами:

  • создаются при учебных заведениях;
  • учреждается первый профессиональный постоянно действующий театр под руководством Ф.Г. Волкова в Санкт-Петербурге;
  • появляются крепостные театры – графов Шереметевых, князей Юсуповых (Популярные актрисы – П.И. Ковалева-Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова).

Музыка

Была создана придворная опера – распространяется в небольших городах и крепостных театрах.

К концу XVIII века появляются первые русские композиторы: оперы Д.С. Бортнянского «Празднество сеньора», В.А. Пашкевича «Скупой», Е.И. Фомина «Ямщики на подставе».

Архитектура

Развивается в трех основных направлениях – барокко, рококо, классицизм.

    Главные черты барокко – пышность, совмещение реальности и иллюзий, контрастность: В. Растрелли – Зимний дворец, Смольный собор, Д. Трезини – Петропавловская крепость, Летний дворец Петра I, М. Земцов – Аничков дворец, Кунсткамера.

    Рококо сочетает традиции барокко и классицизма, его черты – утонченность, галантность: А. Ринальди – Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга).

    Русский классицизм отличается простотой, строгостью, рациональностью: дом Пашкова, здание Сената в Кремле, Царицынский комплекс, созданные по проектам М. Казакова.

Живопись

Переживает расцвет. Художники работают в различных жанрах: натюрморт, монументально-декоративной живописи, а особенно популярны:

    портрет: А.П. Антропов – портреты императора Петра III, А.М. Измайловой; И.П. Аргунов – представителей семьи Шереметевых, архитектора Ветошкина; Ф.С. Рокотов – Екатерины II, Павла I; В.Л. Боровиковский – М.И. Лопухиной;

    пейзаж: С.Ф. Щедрин «Веранда, обвитая виноградом», «Старый Рим», Ф. Алексеев «Красная площадь в Москве», «Панорамный вид Царицыно»;

    историческая живопись: А.П. Лосенко «Владимир перед Рогнедой», Г.И. Угрюмов «Взятие Казани»;

    сцены из жизни народа: М. Шибанов «Крестьянский обед», «Свадебный сговор».

Скульптура

Подобно живописи, активно развивается и совершенствуется.

  • Ф.И. Шубин: работы отличаются реалистичностью и психологизмом – скульптурные портреты А.М. Голицына, М.В. Ломоносова, статуя «Екатерина-законодательница»;
  • Э.М. Фальконе: конная статуя Петра I – одно из первых монументов, созданных в память о выдающихся государственных деятелях.

Достижения периода

XVIII век – время расцвета русской национальной культуры. Она распространяется среди разных слоев населения. В этот период впервые в Российской Империи появляется культурный центр – Эрмитаж. Начинается формирование коллекции художественных ценностей, картин, книг. Появляются выдающиеся деятели искусства – писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы, актеры. Интересно, что искусство успешно уживалось с крепостным правом – об этом свидетельствует открытие крепостных театров.

Использованная литература:

  1. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
  2. История России XVIII–XIX веков / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.
  3. Справочник школьника, 5-11 классы / Под. общ. ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. – 768 с.