Конспект урока по математике с ребёнком с синдромом Дауна на тему «Сутки. Как составить план урока: пошаговая инструкция Этап III

«Удмуртия – мой край родниковый»

Для детей подготовительной группы

Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к национальному искусству, любви к родному краю, городу.

Задачи:

    Образовательные – пополнение знаний учащихся об особенностях природы, культуры, традициях удмуртского края.

    Воспитательные – воспитание чувства патриотизма, уважения к национальному искусству, любви к родному краю, городу.

    Коррекционные – развитие логического, образного мышления через выполнение заданий.

Ход мероприятия:

Ведущий :Здравствуйте ребята! В какой стране мы с вами живём? (Россия)В какой республике? (Удмуртия)Сегодня мы с вами погорим о нашей республике Удмуртия и г. Ижевске.Удмуртия – край прекрасной природы, богатых недр, интересной истории, замечательных тружеников Удмуртию воспевало множество поэтов

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще синей,

И для меня бы не было России,

Без маленькой Удмуртии моей.

Дети:1 Люблю тебя, Удмуртия моя,

Весь твой народ, как дружная семья,

Твои просторы, как прекрасный сад,

Они чудесной музыкой звучат.

2 Твоя вода, как серебро чиста,

Твоя природа, как сама весна

От соловьёв ночами не до сна

3 Нет дороже мне родного края,

В поле выйдешь- песню запоёшь,

И к берёзке тонкой приникая,

По стволу ладонью проведёшь

4 Люблю твой хлеб, душист и мягок он,

Святую силу чувствуем мы в нём,

Ты им вскормиланас, своих детей

И нет тебя, Удмуртия, родней!

Ведущий: У нашей республики есть свой флаг, посмотрите какой красивый удмуртский флаг

(трое детей выходят с флагом вперёд)

1 реб: Есть три великиз цвета-Красный, Чёрный, Белый

2 реб: Красный -солнце означает

3 реб: Чёрный -цвет земли вещает

4 реб: Ну а белый чистоту, красоту и доброту

Танец " Удмуртия"

Ведущий: Удмуртия -наша малая Родина, она находится на территории большой родины России, друзья, споём о России.

Песня " Моя Россия"

Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном крае, проверим, как вы знаете особенности природы, культуры, традиций удмуртов. Для этого вы разделись на команды,и мы с вами сейчас нашу викторину.За каждый правильный ответ вам будут выдаваться жетоны, и в конце мы посмотрим какая же команда оказалась самой эрудированной

Ребята, вы знаете как называют Удмуртию? Край родниковый – почему его так называли? (Потому что в Удмуртии очень много родников, рек.)

    Конкурс «Реки Удмуртии»

Какие реки в Удмуртии вам известны?

    команда называет все реки которые знает,восптатель запсывает ответы детей, на столе лежит ручка и лист бумаги, остальные команды добавляют, за каждый правильный ответ выдаётся жетон)

музыка идёт фоном

А теперь узнаем какие же города есть в Удмуртии

музыка фоном

2)Кроссворд «Города Удмуртии»

Каждой команде раздается кроссворд по городам Удмуртии.

1Какой город был назван в честь удмурткого батыра (город на букву « М»)

2Самый северный города Удмуртии,название которого произошло от слова « глаз»

3Купечкский город,основанный на береге реки Кама

4Родина ПИ Чайковского

5Оружейная Столица Удмуртии

6Самый молодой город Удмуртии,военный городок

Ну а теперь назовём свои ответы, внимание на экран

3 конкурс « Собери пазл»

« герб и флаг Удмуртии»

Ребята, у нашей республике и нашего рода Ижевска есть свой герб и флаг Посмортите внимательно на экран, у каждого из этих изображений есть своё описание

Герб Удмуртской республики ·

Является символом земли

Символом и чистоты

· обобщенный образ белого или человека-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства.

Герб Ижевска: отражает прошлое, настоящее и будущее города, клещи изображают промышленное производство. Клещи разжаты, так как если их сжать поломается рябина, из плодов вытечет сок, природа погибнет, а с природой погибнет и человек .

    Флаг Удмуртии

    Является символом земли и стабильности;

    Цветом солнца и символом жизни;

    Символом и чистоты нравственных устоев;

    Восьмиконечный солярный - знак- - по преданию оберегает человека от несчастий.

    Сейчас мы хотим вам предложить собрать пазл(раздаются пазлы на все команды)

4 конкурс» Памятники и достопримечательности Ижевска»

Ребята, а сейчас мы узнаем кто же знает памятники и достопримечательности Ижевска, в нашем городе их очень много Мы даём вам несколько минут посовещатьсяКоманды по очереди отвечают, за каждый правильный ответ вы получаете жетон А теперь внимание на экран (показ слайдов)

5 конкурс « Национальный костюм»

Ребята,в Удмуртии живёт многонациональный народ, все мы являемся соседями Кто знает какие национальности живут в Удмуртии? (русские, удмурты, татары, марийцы, бессермяне и другие)Правильно, много народов живёт в Удмуртии, каждый народ имеет свою культуру, свой язык,свой костюм. Внимание на экран,сейчас будут появляться изображения людей разных национальностей в своих национальных костюмах, пожалуйста отгадайте костюмы каких народов появляются на экране. (Показ слайдов)

6 конкурс. «Национальные блюда.»

Удмурты славятся своими национальными блюдами. А какие национальные блюда вы знаете? (табани – лепешки, перепечи, шаньги, пельмени,зырет,кыстыбей,саламат,)

7. Конкурс «Удмуртские загадки»

У удмуртского народа очень много загадок.

1) У черной лошади хвост раздвоен. (ласточка)

2) Белая как снег, зеленая как лук, крутится и вертится, повернется и в лес. (сорока)

3) Летом ему дом нужен, а зимой нет. (скворец)

4) На поле серый зипун. (ворона)

8Конкурс «Пословицы»

Соберите пословицы: раздаточный материал

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

На родной стороне и камешек знаком.

Любовь к Родине – сильнее смерти.

Подведение итогов. Все вы Молодцы! Вы хорошо знаете природные особенности Удмуртии, культуру и традиции удмуртского народа.Мы вас награждаем грамотами об участии в нашей викторине и дарим вам эти сладкие пироги!

Кроссворд « Города Удмуртии»

    Какой город был назван в честь удмурткого батыра (город на букву « М»)

    Самый северный города Удмуртии,название которого произошло от слова « глаз»

    Купечкский город,основанный на береге реки Кама

    Родина ПИ Чайковского

    Оружейная Столица Удмуртии

    Самый молодой город удмуртии, военный городок

Тема: Природа родного края.
Цель: расширить знания учащихся в области растительного и животного мира родного края.
Задачи: воспитывать любовь к Родине, развивать кругозор, воспитание любви и бережного отношения ко всему живому.
Оборудование: доска, экран, мультимедийный проектор, компьютер, слайды, конверт с письмом.

Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Сообщение
темы: - Доскажи словечко и узнай тему нашего урока:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг (природа) (СЛАЙД №1)
III. Беседа: - Правильно, тема нашего урока: «Природа родного края». Сегодня мы
познакомимся с разнообразием природы Краснодарского края.
- Ребята, нам в класс пришло письмо! Давайте же прочитаем его.
(Открываю, читаю).
Здравствуйте! Давайте знакомится. Меня зовут Краснодарский край.
Я – место, где вы живёте, растёте, проказничаете. Я родился в 1937
году, 13 сентября, и мне уже 71 год. Давайте поиграем! Я расскажу
вам о себе много, много всего. И сегодня вы будете знать и уметь
немного больше, чем сейчас, а больше знать – сильнее стать, так
говорит русская пословица. Итак, начнём. (СЛАЙД №2)
- Посмотрите, это фотография нашего края, её называют картой. Вам
нравится? Вы представляете, какой огромный наш край? Давайте
посчитаем, какова же площадь нашего края. На доске я нарисую два
квадрата. В каждом из них должна быть цифра. Чтобы найти первую
цифру, сделаем так: задумаем любое число до 100 и запишем его.
Теперь умножим его на 2. К тому, что получилось + 3. Это новое число
умножим на 4. От того, что получилось, отнимем 12 и разделим на то
число, которое было задумано. Вот эту цифру и запишем в первую
клеточку (ПР: 10 х 2 + 3 х 4 – 12: 10 = 8)

А чтобы узнать вторую цифру, отгадаем загадку: Сколько глаз у
светофора? У Горыныча голов? Поросят весёлых в сказке? И у
бабушки зубов? (3). – Итак, какая цифра у нас получилась?
тысячи квадратных километров.
- Ребята, вы представляете, какой огромный наш край!
Центр края, Краснодар, обозначен кружком. Это наша столица, большой и красивый город. У каждого из вас, ребята, есть сосед по парте, соседи по дому. Так вот, есть соседи и у нашего края. На севере это Ростовская область, на востоке – Ставропольский край, на юге Абхазия, а в центре – Республика Адыгея.
- Скажите, где расположен наш город?
- Правильно, на Черноморском побережье Кавказа, он узкой полосой вытянулся вдоль берега Чёрного моря и подножья Кавказских гор.
- В нашем крае растёт более 3 000 видов растений. Некоторые из них настоящие старожилы. Они появились примерно 2 000 000 лет назад. Это липа, каштан, дуб. Эти растения называются реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времён. Так же у нас произрастают бук, клён, ясень, граб, ольха, платан, тополь, ель, сосна, эвкалипт, черёмуха, орешник.
- Отгадайте загадки:
1. Я из крошки – бочки вылез, (СЛАЙД №3)
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (ДУБ)
2. Что же это за девица: (СЛАЙД №4)
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ЕЛЬ)
3.С моего цветка берёт (СЛАЙД №5)
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (ЛИПА)
4.У меня длинней иголки, (СЛАЙД № 6)
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (СОСНА)
5.Будто снежный шар бела, (СЛАЙД №7)
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Сразу сделалась она
Вся от ягоды черна. (ЧЕРЁМУХА)
6.В нём почти сто метров роста: (СЛАЙД №8)
На него залезть не просто!
Из Австралии был он
К нам в Россию завезён.
У него одна работа
Осушение болота. (ЭВКАЛИПТ)
- А сейчас мы поиграем в игру «С какой ветки эти детки?» (Учитель показывает слайды с изображением семян деревьев, а дети должны отгадать. На слайдах семена расположены в таком порядке: липа, бук, каштан, тополь, сосна, орешник, шиповник, дуб, клён). (СЛАЙД № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17)
- По склонам балок и оврагов, по обочинам дорог можно встретить разные травы: полынь, лебеду, мать – и – мачеху, подорожник, цикорий, зверобой, тысячелистник, пижму, многие из этих трав лекарственные, а расскажет вам о некоторых из них «живая газета». (Учитель листает слайды, а подготовленные учащиеся рассказывают о травах).
Мать-и-мачеха (СЛАЙД № 18)
Всюду, где отыщется хоть небольшой бугорок, пригретый солнцем,
сразу после снега поднимутся на невысоких толстеньких стебельках золотые цветочки – огоньки мать-и-мачехи.
Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной – и станет тебе неуютно, холодно. И прозвали растение в народе за такое свойство мать-и-мачеха. Мать-и-мачеха – очень ценное лекарственное растение. Листья её сушат, заваривают как чай, и пьют такой чай от кашля.
Цикорий (СЛАЙД №19)
Цикорий очень трудолюбив – ведь его цветы раскрываются раньше всех и к ним в первую очередь летят пчёлы. Цикорий неприхотлив и очень упорный – он может жить там, где редко выживают другие растения. Его не пугает засуха и знойные ветры – корни цикория уходят в землю чуть ли не на полтора метра и всё таки добираются до воды.
У цикория есть целебные силы – этим растением давно лечат разные болезни. А ещё из корней цикория, измельчённых в порошок, делают напиток, похожий на кофе.
Зверобой (СЛАЙД №20)
Когда-то считали, что зверобой опасен для домашних животных, они могут отравиться. Но оказалось, что это не так. Наоборот, помогает эта трава от многих недугов. И сейчас зверобой ценится в медицине. Случится беда, обожжёте где-нибудь руку – приложите к этому месту листик или цветы зверобоя, и боль пройдёт, а рана заживёт.
Цветёт зверобой всё лето до самой осени. Отцветут цветы, и на их
месте появится коробочка с семенами. В дождь коробочки закрыты, а при сухой погоде раскрываются, и семена из них высыпаются на землю.
Тысячелистник (СЛАЙД №21)
Каждый лист тысячелистника, как пёрышко птицы, собран из многих небольших листиков – пушинок. Таких листиков – пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали это растение – тысячелистник.
Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны. Об этом знали ещё в древние времена – так и лечили себя воины прямо на поле боя. За то тысячелистник прозвали ещё «солдатской травой».
IV. Физминутка - А сейчас мы отправимся на прогулку в лес. Все дружно встали.
Ветер дует нам в лицо,
(Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо.
(Дети делают наклоны)
Ветер тише, тише, тише,
(Дети приседают)
Деревцо всё выше, выше.
(Дети встают на носочки, тянутся вверх)
V.Продолжение
беседы - Но кроме растений, в нашем крае есть и множество животных. Давайте посмотрим на карту животного мира и познакомимся с животными, которые обитают в нашей местности (лиса, медведь, зубр, кабан, заяц, суслик, крот, тушканчик, норка, выдра и др.).
(Учитель вместе с детьми рассматривает карту животного мира Краснодарского края). (СЛАЙД № 22)
- А сейчас давайте отгадаем кроссворд:
2. На свинью похож, а в лесу живёт (кабан).
3. Всю зиму спит,
Весной на пасеку спешит. (медведь).
4. В птичник повадится жди беды,
Рыжим хвостом заметает следы. (лиса).
5. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (волк).
6. Посреди поля белый клубок катается. (заяц).
1. Ключевое слово: Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
(СЛАЙДЫ № 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35)
Игра «Поиграем – гадаем».
- Сейчас я беду читать двустишия, а вы должны догадаться, о каком животном идёт речь и не ошибиться.
В чаще голову задрав,
Воет с голоду (жираф – волк).
Клубком свернулся, ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий (конь – ёж).
По сосне, как барабан,
Застучал в лесу… (кабан – дятел).
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый… (волк – медведь).
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать… (соловей – свинья).
Под луною песню петь
Сел на веточку (медведь – соловей).
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно рыжая (лисица – белка).
Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит (баран – дятел).
Зимой в берлоге
Видит сон лохматый, косолапый (слон – медведь).
Быстрее всех от страха
Несётся (черепаха – заяц).
- Ребята! Где бы вы ни были: в лесу, в степи, на берегу реки и моря, везде вы встретите птиц. Птицы – наши верные друзья. Они уничтожают вредных насекомых. Какие птицы водятся в наших краях? Воробьи, вороны, галки, жаворонки, перепела, голуби, ласточки, скворцы,чайки, кулики, гуси. Есть и хищные птицы: коршуны, сычи, совы, беркуты.
Игра «Загадочные птицы». (СЛАЙДЫ №36, 37)
- Расшифруйте названия птиц.

РОСОКА АВСО
ДОЗДР ВРЕОСКЦ
БЕРВООЙ НИСИАЦ
РКУБТЕ ТЕЯДЛ
VI. Итог урока
- Вот мы и познакомились с природой нашего края. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какова площадь нашего края? С какими растениями и животными вы сегодня познакомились? Очень хотелось бы, чтобы вы любили вашу малую родину и сохраняли её красоту и богатство. Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода и многое другое. И в заключении, я хочу, чтобы вы послушали стихотворение «Береги природу». (подготовленные учащиеся читают стихи) (СЛАЙД № 38)

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полёт прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?

Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То всё равно б взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
А в небе - стая журавлей.
Так грустно над землёй кружится.
Земля… Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Тогда бы мёртвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.

Я не хочу такого мира,
Где всё так серо, так уныло…
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долго на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами чёрными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мёртвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц весёлой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав…

Данный урок проходит по курсу»Кубановдения» в 3 классе. Тема урока: Природа родного края.
Кубановедение – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Интересен этот предмет тем, что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности.
На этом уроке дети попадают в мир знаний о природе родного края. Они знакомятся с географическим положением Краснодарского края, разнообразием растительного и животного мира.
В данном уроке собран разнообразный материал(стихи, загадки, ребусы, кроссворд), который помогает учителю провести интересный урок, а учащимся в игровой форме приобрести новые знания.

Людмила Стремоухова

Конспект урока по математике на тему «Сутки »

с ребёнком с синдромом Дауна , обучающимся в школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина

по индивидуальным образовательным программам на дому.

Учитель : Стремоухова Л. Л.

Цели урока .

Формирование представления о сутках и их частях , умения определять разное время суток.

Расширение и активизация словаря.

Развитие коммуникативной функции речи, зрительного и слухового внимания и восприятия.

Привитие интереса к учебной деятельности.

Оборудование :

Карточки с цифрами от 1 до 5 с одной стороны и буквами СУТКИ - с другой (смотри Приложение) .

Табличка – схема «Сутки » (смотри Приложение) .

Набор карточек со словами «день» , «ночь» , «утро» , «вечер» (смотри Приложение) .

Картинки для определения действий людей в разное время суток.

Карточка «Реши задачу» (смотри Приложение) .

Набор картинок с режимом дня школьника.

Счётные палочки. Счёты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель. Активизация ребёнка , введение его в урок . Коррекция звукопроизношения, моторики. Развитие музыкального слуха.

Физкультурная минутка с речевой разминкой. (Учитель и ученик поют песню, выполняя действия по тексту) .

У оленя дом большой. - Рога оленя – пальцы вверх, крыша дома – кисти углом

Он глядит в своё окно. - Руками показываем окно.

Зайка по лесу бежит, - Руки – лапки зайчика.

В дверь к нему стучится - Стучим кулаком в дверь.

Стук, стук. Дверь открой. - Движение открывание двери.

Там в лесу охотник злой. - Рука в кулак, большим пальцем показываем за спину.

Зайка, зайка, забегай, - Пригласительный тест.

Лапку подавай. - Здороваемся за руку.

II. Повторение.

Цель. Повторение состава чисел. Закрепление умения составлять примеры.

Подготовка к работе по теме урока .

1. Добавь недостающее число. Запиши (схемы подготовлены в тетради ученика)

Вычисления на счетных палочках.

2. Составь примеры на вычитание по схемам. Запиши ответ, не считая.

5 – 2 = 7 – 3 = 10 – 5 =

6– 4 = 2 – 1 =

3. Прочти ответы в примерах.

Выбери карточки с такими же цифрами из числового ряда.

4. Разложи цифры по порядку от 1 до 5 в наборное полотно.

5. Переверни карточки с цифрами.

Что мы видим на карточках? - Буквы.

Прочтём слово (с помощью учителя) . - Сутки .

III. Работа по изучению темы «Сутки » .

Цель. Знакомство с понятием «Сутки » , частями суток. Формирование представления о сутках и их частях , умения определить занятия людей в разное время суток.

1. Сейчас мы поговорим с тобой и узнаем, что такое сутки , из каких частей состоят сутки .

2. Запишем слово «сутки » в тетрадь – тему нашего урока .

3. Разучим поговорку : «День и ночь - сутки прочь » . (Проговорим, повторим, прохлопаем ладонями ритмический рисунок) .

4. Подумай и ответь на вопрос :

Когда на улице светло - это день. Правильно?

Когда на улице темно – это ночь. Правильно?

Ночью на улице темно?

Днём на улице светло?

5. Посмотрим на табличку - схему суток.

а). Сутки состоят из частей

Посчитаем, сколько частей в сутках . (Пальцем касаемся каждой части, считаем 1,2,3,4.)

В сутках 4 части .

Прочтём, как называется каждая часть суток

(утро, день, вечер ночь) .

б) Подумай и скажи :

Почему слово «день» написано на желтой карточке, а слово «ночь» - на черной?

Ответь. - Когда на улице светло? - Днём или ночью?

Когда на улице темно? - Днём или ночью?

в) Разложи карточки по порядку времени суток (утро, день, вечер, ночь) .

г) Прочтём слова : сутки , утро, день, вечер, ночь.

д) Закончи предложение.

За утром наступает …

За вечером наступает …

Физкультурная пауза.

Выполнение динамических упражнений с речевым сопровождением для коррекции моторики и звукопроизношения, активизация ребёнка .

Утром бабочка проснулась, (Присели, руки сзади)

Потянулась, улыбнулась. (Потягиваемся, улыбаемся)

Раз. Росой она умылась. (Пальчики бросили вверх, водичка бежит вниз)

Два. Изящно покружилась. (Кружимся, руки в стороны)

Три. Прогнулась и присела (Прогнулись, крылья назад, присели)

На четыре – улетела. (Машем руками, летим на место)

1. Посмотрим на картинки и продолжим предложения о том, что мы делаем в разное время суток, т. е. о режиме дня.

а) - Читаем слово «утро» на карточке.

Что мы делаем утром? (выбираем на картинках действие и называем его) .

Мы встаём, делаем зарядку, умываемся, завтракаем.

б) - Прочтём слово (ДЕНЬ)

Что мы делаем днём? (найдём картинки)

Мы учимся, обедаем, гуляем, работаем.

в) - Прочтём слово (ВЕЧЕР)

Что мы делаем вечером? (покажи на картинках)

Мы учим уроки , ужинаем, смотрим телевизор, ложимся спать.

г) - Прочтём слово (Ночь)

Что мы делаем ночью?

д) Запомни! Утро, день, вечер, ночь – это сутки .

Покажем пальчиком и назовём части суток.

Как называются эти части одним словом? (Сутки )

6. Сутки – мера времени . Сутками можно измерять время.

Какие еще мы знаем меры времени?

1) Подумай и скажи.

Сколько раз наступит утро за 1 сутки , 2 суток, 5 суток.

Сколько раз наступит день за 1 сутки , 3 суток, 4 суток.

Сколько раз наступит вечер за 1 сутки , 6 суток.

Сколько раз наступит ночь за 1 сутки , 10 суток.

2) Решим задачу.

а) Послушай задачу.

Солдату дали отпуск на 10 суток. Прошло 7 суток отпуска. Сколько еще суток отпуска осталось у солдата?

б) Разберем условие задачи

О ком говорится в задаче?

Сколько суток отпуска дали солдату?

Сколько суток отпуска прошло?

Что нужно узнать в задаче?

На какое действие эта задача?

в) Запишем в тетради решение задачи. Вычислим на счетах. Запишем ответ.

Ответь на вопрос задачи : - Сколько еще суток осталось у солдата?

7. Мы узнали что такое «сутки » , из каких частей состоят сутки , а, также, что сутки - это мера времени .

Физкультурная пауза.

Динамические упражнения с речевым сопровождением для снятия напряжения, усталости и коррекции звукопроизношения, развитие музыкального слуха

Снег, снег кружится. (Вращаем кисти рук, сыплем снег)

Белая вся улица. 2 р.

Мы лопаточки возьмём (Отбрасываем снег с дорожки лопатой)

И дорожки разгребём . 2 р.

Снег, снег кружится. (Сыплем снег по комнате)

Белая вся улица. 2 р.

А мы саночки возьмём (Один сзади другого держит за руки - едет на саночках.)

И друг друга позовём. 2 р.

IV. Закрепление.

Нагулялись, наигрались. Продолжаем заниматься. Вспомним, о чём мы говорили на уроке .

1. Посмотри на схему, назови части суток.

2. Разложи карточки со словами утро, день, вечер, ночь по порядку.

Ответь на вопрос. - Почему карточка со словом «ночь» – чёрная, со словом «день» - жёлтая?

3. Посмотри на картинки. На них девочка занимается разными делами в течение суток, т. е. её режим дня.

Разложи картинки по порядку от утра до вечера.

Скажи, что делает девочка утром, днём, вечером, ночью.

4. Расскажи о своём режиме дня. Чем ты занимаешься утром, днём, вечером, ночью?

V. Подведение итогов урока .

1. Домашнее задание

Уметь называть части суток по порядку.

Выучить поговорку наизусть.

2. Оценивание работы ребёнка на уроке .

3. Краткое повторение изученного материала на уроке .

О чём говорили на уроке .

Прочти слово (сутки ) .

Назови части суток.

Повтори поговорку.

Тема: «Удмуртия на карте России»

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные:

Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я — гражданин России»: чувства сопричастности к происходящему и осознанной ответственности за общее благополучие, гордость за Родину, народ и историю.

Проявление эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к родной стране, её культуре, истории, традициям

У важительное отношение к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе Удмуртии, её современной жизни. Понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире

Создание основы для самосознания этнической принадлежности. Проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная адекватная оценка себя и своих возможностей), организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность

Заложены основы для формирования внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; расширение мотивационной основы учебной деятельности.

Метапредметные:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи творческой проектной деятельности, осуществлять поиск и выбор эффективных средств её осуществления.

2.Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

3.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, активного и продуктивного использования речевых средств и средств информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

4.Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять и аргументировать собственную позицию; осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»

5.Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Предметные:

находить на карте России Удмуртию, местоположение Ижевска

называть с опорой на карту «соседей» республики, близлежащие крупные города России

определять месторасположение городов Удмуртии на карте республики

выделять особенности природы: рельеф, погода (изменения по временам года), наиболее распространённые полезные ископаемые (нефть, глина, песок, торф), водоёмы (реки, пруды, болота, источники), растения и животные природных сообществ.

План занятия

1.Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна.

1.1 Составь слово, используя шифр: 3а 1б 6в 5в 2а 7б 8а 4в.

(Граждане)

1.2. Объясни или найди в «Толковом словаре» значение слова

(Граждане- люди, которые живут в данном государстве, пользуются его защитой и имеют определенные права и обязанности).

1.3. Что значит слово, которое «спряталось» в филворде? (Россия)

Что называет это слово?

Как вы понимаете значение слова «страна»?

Каким словом еще можно заменить слово «страна»?

Чем интересны слова государство, страна? (Эти слова близки по смыслу.)

1.4.Мы являемся частью народа, жителями огромной и богатой страны. Мы граждане России, россияне. Город, в котором мы живем, - это часть большой страны, а дети, то есть вы, - жители России, граждане страны.

Кто такой гражданин?

(Это житель страны, который признает ее законы (правила поведения), любит свою страну, гордится ею, старается сделать ее сильной и богатой. Ученик - маленький житель большой страны, ее будущее.)

1.5.Слушание рассказа Ушинского «Наше Отечество» (можно дать задание хорошо читающему ученику, можно дать текст на кадре презентации):

Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью - потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.
(К. Ушинский)

Обратите внимание, ребята: словом «государство» мы можем назвать любую страну. А что мы называем словом «Родина»?

(Родина - это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны. Наше государство - Российская Федерация, а наша Родина -Россия.)

Как писатель называет нашу Родину? (Отечество)

Почему мы зовём Россию отечеством?

Как вы думаете, от какого слова произошло слово “отечество”?
-Почему писатель сравнивает Родину с мамой?


1.6.Отыскивание слов в буквенном отрезке:

КЛМНСТУДМУРТИЯКЛРОССИЯТРПИЖЕВСКРОШЕН

Задания для работы с учащимися:

1.Сопоставление слов, нахождение общих признаков и разные способы группировки (Удмуртия, Россия, Ижевск)

2.Какое слово объединит все эти слова в общее понятие? (Родина)

3.Почему мы можем встретить разные варианты написания слова «Родина» и «родина».

Родина бывает большая и малая. Какую Родину называют большой?

А малая родина - это какая?


1.7.Обсудите в паре, группе и приготовьтесь ответить на вопросы:

Можно ли назвать каждого из нас гражданином России, если мы живем в Удмуртии?

Какие гражданские права есть у тебя?

Какие обязанности у тебя как гражданина России?

2. Удмуртия на карте России

2.1.Коллективное отгадывание загадки:

Моря есть - плавать нельзя,
дороги есть - ехать нельзя,
земля есть - пахать нельзя.
Что это? (Карта)

2.2.Работа с картами России и Удмуртии

Нахождение территории Удмуртии на карте России (кадр 2 презентации) Расположена внутри Евроазиатского континента далеко от морей и океанов на востоке Русской равнины, в междуречье Камы и Вятки. Численность населения - около 1,6 млн. человек. В Республике Удмуртия мирно проживают представители более ста национальностей. Основную часть составляют русские, удмурты и татары.

-«соседи» республики (кадр 3 презентации)

Удмуртия граничит на юге с Татарстаном и Башкортостаном, на севере и западе с Кировской областью, а на востоке с Пермским краем.

- близлежащие крупные города и реки рядом (кадр 4 презентации) Крупнейшие реки республики — Кама и Вятка Протяжённость рек республики составляет приблизительно 30 тыс. км, а их количество превышает 7000. Именно благодаря такому большому количеству рек и родников Удмуртию называют «Родниковым Краем».

- нахождение места Ижевска на карте России (кадры 5, 6)

Столицей республики является город Ижевск с населением в 650 тысяч человек. Именно здесь производится более половины всей промышленной продукции Удмуртии. История города берет свое начало с 1760 года, когда граф П. И. Шувалов построил железоделательный завод на реке Иж, а поселок, образовавшийся здесь, был назван Ижевским Заводом. В 1918 году поселок получил статус города.

Районы Удмуртии (показать на карте, но пока акцентировать внимание на их количестве:

В Удмуртской республике 5 городов республиканского подчинения: Ижевск , Воткинск , Глазов , Можга , Сарапул и 25 муниципальных районов: Алнашский , Балезинский , Вавожский , Воткинский , Глазовский , Граховский , Дебёсский , Завьяловский , Игринский , Камбарский , Каракулинский , Кезский , Кизнерский , Киясовский , Красногорский , Малопургинский , Можгинский , Сарапульский , Селтинский , Сюмсинский , Увинский , Шарканский, Юкаменский, Якшур-Бодьинский, Ярский.)

Географически Удмуртия входит в Западное Предуралье, но по рельефу мало напоминает гористый Урал, поскольку на её территории высокие горы отсутствуют. Пять возвышенностей (Верхнекамская, Красногорская, Тыловайская, Можгинская, Сарапульская) имеют наивысшие отметки — 250-300 м над уровнем моря. Самая высокая точка находится на северо-востоке республики в Кезском районе у деревни Лученки — 331 м над уровнем моря. На западе Удмуртии располагается обширная Кильмезская низменность, занимающая территорию, по которой протекают реки Вала и Кильмезь. Значительные пространства приходятся на высоты от 100 до 300 м. И лишь вдоль рек южной половины республики протянулись полосы с отметками менее 100 м. Самые низкая точка (52 м абсолютной высоты) находятся на юго-западе южнее деревни Крымская Слудка

2.4.Особенности погоды в республике (кадры 14, 15)

Климат Удмуртии умеренно-континентальный с холодной многоснежной зимой, теплым летом и хорошо выраженными переходными сезонами года (весной и осенью). Самым холодным месяцем в Удмуртии является январь. Среднеянварская температура равна - 15 . Иногда морозы могут достигать -35 - 40 . Самым теплым месяцем считается июль. Среднеиюльская температура составляет 18 - 19 , но поднимается до 37 - 38. Переходные сезоны отличаются сложностью температурного режима и атмосферной циркуляции. В эти периоды возможны резкие изменения температуры воздуха в течение суток, возвраты тепла и холода, заморозки. Удмуртия не обделена влагой. Здесь за год выпадает 500 - 600 мм осадков. Первый снег обычно выпадает в октябре, постоянный снежный покров образуется в середине ноября и лежит 160 - 180 дней. Его мощность достигает 50 - 60 см. Возможно образование туманов, метелей, выпадение росы и инея.

2.5.полезные ископаемые (кадры16-19)

Удмуртия богата полезными ископаемыми. В ее недрах открыты залежи нефти, азотного газа, каменного и бурого угля, торфа, минеральных вод и рассолов, обогащенных бромом и йодом. Кое-где отмечены рудопроявления железа, меди и марганца. Повсюду встречаются месторождения строительных материалов (песка, глины, песчано-гравийной смеси, известняка).

Кадр 16 : Узнай по подсказкам полезное ископаемое (глина)

Кадр 17: Узнай по подсказкам полезное ископаемое (нефть).

Найдите на карте Удмуртии крупные месторождения нефти.

Кадр 18: Узнай по подсказкам полезное ископаемое

Кадр 19: описание и название полезного ископаемого Название______________________________________________________________(торф)

Описание_____________________________________________________________________

Используется для ________________________________________

(повышения плодородия почвы)

3.Физминутка .

Инструкция:

если то, что я говорю правильно - вы стоите, если не правильно- приседаете: (возможно проведение в виде графического диктанта, тогда учащиеся ставят знак «плюс» или «минус»)

На карте Удмуртии 25 районов +

УР расположена в центре восточной части Русской равнины +

Наиболее близко к границам УР расположен Казахстан -

Киров-крупный город УР

Выбор вариантов ответа

(хлопните в ладоши, услышав правильный вариант ответа):

1.Равнина, на которой расположена территория Удмуртии, называется:

Восточно-Европейская

Приволжская

Западно -Сибирская

Удмуртская

Русская

2 . Большие участки суши, имеющие ровную или почти ровную поверхность, называют:

Холмы

Овраги

Равнины

Горы

Водоемы

4.Работа в группах на карточках с заданием:

Задание 1.

Впиши в текст недостающие слова.

Моя Родина _____________________.

Место моего рождения _______________________________
Мой родной город _________________________________________.

В моём родном крае живут люди таких национальностей

Задание 2.

Прочитай текст. Впиши недостающие данные о твоем крае.

Главный город нашей _____________республики называется ______________ Он расположен в ________________________зоне к _________________от Москвы. (в каком направлении)
Наш город стоит на реке _____________.

Задание 3. «Доскажи словечко»:

Удмуртская республика славится производством……

Наиболее распространённые полезные ископаемые ….(нефть, глина, песок, торф),

На севере УР берет начало река….

Изменения в природе по временам года называются…… (погода)

Реки, пруды, болота одним словом называются…….. (водоёмы)

Задание 4: Подчеркни названия полезных ископаемых, которые добываются в Удмуртии:

Торф, нефть, природный газ, золото, известняк, глина, песок, каменный уголь, бурый уголь, железо, медь, гравий, марганцевая руда,

лечебные грязи, минеральные воды,

5.Проверка правильности выполненного задания в ходе презентации работы группы. Рефлексия:

Какие разногласия возникли при выполнении заданий?

(задание 1- не у всех может быть единое место рождения, название родного города).

Как их можно правильно преодолеть? (в случае расхождения, каждый назовет ответ на вопрос)

Кого и за что можно похвалить?

5.2. Обсуждение возможных вариантов и способов действий для выполнения индивидуальных и групповых проектных творческих работ «Моя Удмуртия»

(индивидуальная или групповая работа по самостоятельному выбору) :

а) Литературные произведения со словом «Удмуртия» (стихи, рассказы)

б) копилка высказываний людей (великих, знакомых, родственников, друзей) об Удмуртии

в) Мифы, легенды, пословицы, поговорки народов Удмуртии о родной земле (создание ситуации затруднения при выполнении задания для стимулирования познавательного интереса и осуществления поиска литературы в домашней, школьной, городской библиотеке, интернете)

г) создание вопросов или тестов для проверки знаний по теме «Удмуртия на карте России»

д) Подбери картинки или рисунки, с помощью которых можно составить слово «Удмуртия» по первым буквам названий предметов.

6. Итог занятия. Обобщение.

Когда вы вырастете, вы сможете сделать много доброго, полезного и красивого, чтобы Россия стала ещё сильнее и краше. Все вы будущие защитники Отечества, нашей большой Родины, которую, в знак любви и уважения, называют по-разному.
Давайте вспомним, как называл нашу Родину К.Д. Ушинский.
(Отечество. Родина. Мать)

Родина бывает большая и малая. Какую Родину называют большой?

А как называется наша малая родина?

Показать на карте России Удмуртию, местоположение Ижевска

Показать на карте и назвать «соседей» республики, близлежащие крупные города России (проверка по кадру 21 )

Показать на карте месторасположение городов Удмуртии (кадр 22)

Перечислить запомнившиеся названия форм рельефа поверхности Удмуртской Республики

Каким словом называются изменения в природе по временам года? (погода)

Что можно рассказать о погоде в Удмуртии?

Назовите самый холодный и самый жаркий месяцы.

Назовите наиболее распространённые полезные -ископаемые (нефть, глина, песок, торф).

Какие виды водоёмов можно увидеть на карте республики?

(реки, пруды, болота, источники)


Работая в школе, учителя постоянно сталкиваются с проблемой разработки плана урока и составления его требуется не только для того, чтобы администрация школы могла проверить готовность педагога к занятию, но и для того, чтобы учитель мог основательно разобраться в нем, не терялся в ходе работы и не переживал о том, чем занять детей в ближайшие сорок пять минут.

Основные требования к конспекту

Конспект урока разрабатывается в соответствии с требованиями учебной программы, утвержденной Министерством образования. Любой урок должен соответствовать определенной теме и выполнять прописанные в учебной программе задачи, соответствовать утвержденным образовательным и воспитательным целям, иметь четкую структуру.

План урока по ФГОС разрабатывается в зависимости от На сегодняшний день выделяют следующие :

  • Усвоение новых знаний.
  • Закрепление изученного материала.
  • Повторение.
  • Систематизация и обобщение знаний и умений.
  • Контроль знаний и умений.
  • Коррекция знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный урок.

Кроме того, выделяют интегрированные и которые имеют сложную и специфическую структуру. Вне зависимости от типа урока, неизменными в структуре плана остаются:

  • Шапка плана-конспекта.
  • Организационный этап.
  • Постановка целей и задач урока.
  • Рефлексия и подведение итогов занятия.

Составляющие плана

Любой план урока состоит из следующих разделов:

  • Шапка конспекта, в которой прописываются основная информация об уроке, его типе и виде, целях, задачах.
  • Ход урока - основная часть конспекта, в которой поэтапно прописывается каждое действие учителя, начиная с организационного момента и заканчивая подведением итогов или рефлексией.
  • Домашнее задание. Оно может отсутствовать в том случае, если это был контрольный урок.

Шапка конспекта

План урока всегда начинается с шапки. В ней прописывается:

  • Тема урока. Зачастую она записана в поурочном плане учителя.
  • Цель. Каждый урок имеет свою триединую цель. В нее входит: обучение (например, дать представление о предмете, обобщить и систематизировать знания, отработать навыки); развитие (развивать память, мышление, коммуникабельность, умение самостоятельно работать); воспитание (воспитать или привить чувство патриотизма, трудолюбие, дисциплинированность и т. д.).

  • Задачи, в которых прописывается минимум знаний и умений, который ученики должны приобрести в ходе урока. Обязаны соответствовать требованиям к знаниям, которые выдвигает к учащимся Министерство образования.
  • Тип урока.
  • Методы и приемы, используемые на уроке: метод упражнений, лекция, беседа, микрофон, диктант и прочие.
  • Оборудование, используемое на уроке: видео и аудио материалы, картины, презентации, карточки.
  • Литература. Желательно также указать источники, которые были использованы при составлении урока - статьи, учебники.

Ход урока

Основная часть конспекта - подборный план урока, его ход. Стандартно можно выделить следующие составляющие:


Основная часть урока делится на несколько пунктов:

  • Сообщение нового материала. Предполагает подачу материала с помощью рассказа или беседы, работы с учебником, просмотра фильма.
  • Закрепление знаний проходит с помощью беседы, работы с учебником и тетрадью, выполнения практической работы, решения задач, выполнения тестов, самостоятельных работ, игр.

Домашнее задание

В конце конспекта записывается домашнее задание. Зачастую оно подразумевает работу с учебником и выполнение определенных упражнений.

Если у вас уже есть план урока на тему следующего занятия, вы можете предложить ученикам обработать подготовленный вами для изучения материал и затем рассказать его одноклассникам.

Как вариант, учитель может предложить дифференцированное домашнее задание на выбор учеников. К примеру, выполнить упражнения из учебника или же создать проект по теме - опорные таблицы, тесты, стенгазеты, подобрать упражнения для закрепления. Естественно, творческие задания оцениваются отдельно. Выполнить их могут ученики, претендующие на высокие оценки.

Конспект открытого занятия

План открытого урока мало чем отличается от обычного конспекта. Основным отличием является более тщательный подбор материала, методов и приемов для его проведения.

Желательно, чтобы открытое занятие имело свой эпиграф, наглядные материалы, а в работе с учениками использовались инновационные методы и приемы обучения. Задания и материал к уроку также следует тщательно выбирать, анализировать его на соответствие существующим образовательным нормам и стандартам. Важно максимально точно рассчитать время, необходимое для выполнения всех запланированных работ, чтобы ученики успели все сделать, но при этом урок не должен окончиться рано.

Шаблон конспекта

Если вы не знаете, как составить план урока, воспользуйтесь готовым шаблоном. Для составления конспекта вам необходимо заполнить уже готовую шапку, а также подобрать материал для каждого из расписанных пунктов.

План урока:


Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания.
  • Актуализация знаний и умений по теме.
  • Объявление темы и цели.
  • Сообщение нового материала.
  • Закрепление.
  • Подведение итогов.
  • Оценивание.
  • Домашнее задание.

Предлагаем вашему вниманию несколько практических советов по составлению конспекта.

  • Составление плана урока всегда начинается с формулировки темы, целей и задач.
  • Обязательно определите основные понятия и определения, на которые вы будете опираться на уроке. Полезно составить для себя мини-словарь терминов и понятий, используемых при изучении темы.
  • Определите, какую часть учебного материала вы дадите на данном уроке, а какую разберете на следующих занятиях.
  • Определите тип (изучение нового материала, закрепление, комбинированный урок) и вид урока (лекция, киноурок, практическая или лабораторная работа).
  • Подберите материал и литературу по теме, учебные материалы и оборудование, наглядные пособия.
  • Придумайте «изюминку»: эпиграф, интересный факт, опыт.
  • Обдумайте, как вы проведете контроль знаний в конце занятия - с помощью беседы или тестов.
  • Обдумайте объем домашнего задания, подберите соответствующие материалы.
  • Обязательно подготовьте карточки по теме. В случае если класс быстро справится с поставленными вами задачами, вы всегда сможете дать дополнительное задание.

  • После составления плана обязательно просмотрите его, подпишите карандашом, сколько примерно времени понадобится на каждый этап. Если вам покажется, что заданий слишком много, определите для себя те, которые вы можете выбросить. В случае если заданий мало, подберите дополнительные.
  • После проведения обязательно проанализируйте свой конспект, отметьте, какие задания прошли «на ура», а какие оказались лишними. Учтите полученные результаты при составлении следующего конспекта. Особенно если вы собираетесь презентовать план открытого урока по данной теме.

Выводы

План урока - это один из основных документов, который обязательно должен быть у учителя. В конспекте указывается тема, цель, задачи, а также подробно расписывается ход занятия. С помощью него учитель не только может доказать администрации свою готовность к учебному процессу, но и без проблем проведет любой урок.