Машиностроение - основные направления отрасли. Технологические основы машиностроения Основные направления развития машиностроения

Вопрос № 31 Основные направления совершенствования отраслевой структуры машиностроения. Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса, который включает в себя машиностроение и металлообработку, ремонтное производство и малую металлургию.

Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым систематический ее контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства.

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Эффект от совершенствования отраслевой структуры машиностроения проявляется в следующем:

1) рост взаимопроникновения и перераспределения ресурсов осваиваемых производств с повышением уровня качества продукции от применения наукоемких технологий;

2) постепенное снижение себестоимости производства за счет эффективного использования ресурсов;

3) постепенное замещение импортного производства продукцией отечественного машиностроения;

4) развитие инфраструктуры отраслей машиностроения.

В результате совершенствования отраслевой структуры машиностроения сформируется ядро – совокупность хозяйствующих субъектов, эффективно реагирующих на изменение конъюнктуры рынка и выпускающих конкурентоспособную продукцию. Процесс производства и реализации продукции, осуществляемый предприятиями, как и любые другие процессы человеческой деятельности, оцениваются не только размером, величиной или суммой полученного эффекта, но, самое главное, следует оценить результативность, а точнее говоря, эффективность реализации этих процессов.

Оценка экономической эффективности производства, кроме того, необходима для:

– выработки и принятия управленческих решений в случае выявления дополнительного спроса и наличия реальных возможностей, об экономической целесообразности (выгодности, прибыльности) расширения действующих производств и увеличения объемов производства и продаж освоенных видов продукции (повышения) на этой основе, а также повышения ее качества, освоения и запуска в производство новых видов изделий;

– аналитических целей, направленных на поиск и последующую реализацию резервов снижения затрат, увеличения объемов производства, изменения цен на производимую продукцию и на приобретаемые материально-энергетические ресурсы и других возможностей повышения экономической эффективности производства;

– организации действенной системы материального стимулирования развития процесса повышения экономической эффективности производства;

– обоснованного ценообразования на производимую продукцию и возможного их регулирования. Реальные возможности оценки экономической эффективности производства обусловлены в первую очередь уже созданными и успешно применяемыми в практике аналитической деятельности предприятий элементами механизма такой оценки, проводимыми научными разработками по его совершенствованию, что обеспечивает ее объективность и достоверность, хотя и не всегда всесторонность и комплексность.

Научно-технический прогресс оказал особенно большое влияние на отраслевую структуру машиностроения, где получили развитие такие отрасли, как электроэнергетическая, приборостроительная с подотраслями: производство средств вычислительной техники, компьютеров, приборов контроля и регулирования сложных технологических процессов, роботов и т.д. Структура -машиностроения формируется по воздействием многих факторов, важнейшими, из которых являются: научно-технический прогресс; темпы развития отраслей народного хо­зяйства; концентрация, специализация, кооперирование и ком­бинирование; рост материального благосостояния и культурно­го уровня народа; сырьевые ресурсы страны; место страны в системе международного разделения труда; укрепление пози­ций России на мировом рынке.

Большое влияние на изменение отраслевой структуры маши­ностроения оказывают темпы развития отраслей народного хо­зяйства, потребляющих машиностроительную продукцию. Чем выше темпы развития той или иной отрасли народного хозяй­ства, тем больше ее потребность в машиностроительной продук­ции и тем выше темпы роста отрасли машиностроения, произ­водящей эту продукцию.

Развитие специализации и кооперирования производства при­водит к разделению существующих отраслей и к образованию новых отраслей машиностроения, специализирующихся не толь­ко на изготовлении отдельных видов продукции и ее частей, но и на осуществлении определенных стадий технологического процесса.

Массовое внедрение в производство научных достижений, широкое распространение современной высокопроизводительной.техники влекут за собой усиление концентрации производства и углубление его специализации не только в рамках нацио­нальных хозяйств, но и в пределах целой группы сотрудничаю­щих стран. Экономическая интеграция, объединяя силы стран-участниц и углубляя разделение труда между ними, способствует прогрессивным сдвигам в отраслевой структуре их хозяйств, вытекающим из требований научно-технического прогресса.

Значительное влияние на отраслевую структуру машиностро­ения оказывает рост материального благосостояния и культур­ного уровня народа. Под влиянием этих факторов образуются новые производства по изготовлению предметов культурно-бы­тового назначения - магнитофонов, музыкальных центров, теле­визоров, видеоаппаратуры, электроприборов, стиральных машин, пылесосов, мотоциклов, легковых автомобилей и др. Эффект от совершенствования отраслевой структуры машиностроения может проявляться в следующем:

1. Рост взаимопроникновения и перераспределения ресурсов осваиваемых производств, с повышением уровня качества продукции от применения наукоемких технологий;

2. Постепенное снижение себестоимости производства за счет эффективного использования ресурсов;

3. Постепенное замещение импортного производства продукцией отечественного машиностроения;

4. Развитие инфраструктуры отраслей машиностроения.

В результате совершенствования отраслевой структуры машиностроения должно сформироваться ядро - совокупность хозяйствующих субъектов, эффективно реагирующих на изменения конъюнктуры рынка и выпускающих конкурентоспособную продукцию. Размещение машиностроения.

При размещении отраслей машиностроения учитывают сле­дующие факторы: сложность продукции; ее металлоемкость и трудоемкость; массовость продукции и потребление ее в раз­личных районах страны; возможность развивать специализацию, в том числе подетальную и технологическую; сравнительную транспортабельность исходных материалов и готовой продукции; возможность группового размещения предприятий, создания их комплексов.

При организации машиностроительного комплекса предпри­ятия группируются либо на основе связи производства данного вида продукции с рядом производств подетальней и технологи­ческой специализации («АвтоЗИЛ», тракторные комплексы, комплексы сельскохозяйственного машиностроения), либо при наличии общей заготовительной базы или смежных производств. " По тенденциям в размещении предприятий отрасли машино­строения могут быть объединены в несколько групп:

    отрасли, характеризующиеся высокой металлоемкостью, ма­лой трудоемкостью продукции, выпускаемой небольшими сериями или в единичных экземплярах (подъемно-транспор­тное, металлургическое, энергетическое машиностроение); предприятия таких отраслей целесообразно размещать в рай­онах металлургических баз;

    отрасли, характеризующиеся средней металлоемкостью, не­высокой трудоемкостью и транспортабельностью готовой про­дукции при больших объемах ее выпуска (производство обо­рудования для нефтяной, химической промышленности, стро­ительных, дорожных, сельскохозяйственных машин); пред­приятия этих отраслей должны размещаться, как правило, в районах потребления продукции;

отрасли, выпускающие массовую продукцию с высокой тру­доемкостью и фондоемкостью (автомобиле- и тракторострое­ние, дизелестроение, оборудование для легкой и пищевой, полиграфической промышленности); предприятия таких от­раслей обычно размещаются в центрах машиностроительной промышленности с наличием квалифицированных кадров;

4) отрасли точного машиностроения, для которых характерны
очень высокая трудоемкость, малая металлоемкость, повышен­ная фондоемкость (радиотехническая и электронная промыш­ленность, приборостроение, некоторые производства электро­промышленности); предприятия этих отраслей размещаются
в районах высокой технической культуры, имеющих высоко­
квалифицированные кадры, экспериментальные базы, науч­
но-исследовательские институты.

Отдельные производства внутри отраслей могут иметь особен­ности в размещении. Так, сборочные предприятия целесообраз­но размещать в районах потребления их продукции, централи­зованные заготовительные производства - в районах, близких к источникам сырья, комплектующие производства - в районах, Обеспеченных трудовыми ресурсами, с учетом расположения соответствующих машиностроительных производств. Предпри­ятия по ремонту металлических изделий, сварных конструк­ции, которые характеризуются низкой трудоемкостью, фон­доемкостью, электро- и энергоемкостью, сравнительно невысо­кой технической культурой производства, размещаются повсе­местно.

Экономическое обоснование размещения промышленных пред­приятий сводится к выбору района и места строительства и оп­ределению эффективности осуществления принимаемого ва­рианта.

111> 11 решении попроси о строительстве нового промышленного предприятия должны быть разработаны:

I) балансовые расчеты производства и потребления тех видов продукции, которые будут выпускаться проектируемыми про­изводствами, с расчетом по использованию мощностей всех действующих и намечаемых к строительству предприятий; ".") иона сбыта продукции проектируемых производств; .")) потребность в различных сырьевых, энергетических и других

ресурсах и их запасах в районах строительства; "I) проектные мощности и специализация предприятий; Б) возможности кооперирования и комбинирования с другими предприятиями;

    потребность в рабочей силе и пути ее удовлетворения;

    развитие транспортной сети в районе строительстве предпри­ятия;

X) примерная стоимость строительства с учетом капиталовложений в

смежные отрасли народного хозяйства; 9) ориентировочные расчеты себестоимости продукции в месте

производства и в районах потребления.

Выбор места (площадки) для строительства крупного пред­приятия, а тем более промышленного комбината или комплекса относится к весьма сложным проектным вопросам, требующим специальных изыскании и многовариантных расчетов. При вы­боре, например, мест для размещения Волжского и Камского автомобильных заводов рассматривалось и сравнивалось свыше 70 площадок в различных районах страны.

В качестве района размещения промышленного предприятия, в зависимости от характера продукции и перерабатываемого сырья, принимается крупный экономический район или адми­нистративно-экономический район (край, область, республика). Размещение отдельных предприятий внутри экономического района или даже в пределах более малых территориально-про­изводственных комплексов может быть рациональным только при условии их взаимной увязки друг с другом.

Оптимальное размещение комплекса предприятий на общей территории обеспечивает рациональную территориальную орга­низацию общественного производства в целом и приводит к со­зданию территориально-производственных комплексов разных типов и размеров, обеспечивающих крупный экономический эффект, поскольку они способствуют уменьшению капитальных затрат и себестоимости продукции.Расчеты показывают, что при групповой застройке по сравне­нию с условиями возведения обособленных предприятий пло­щадь застраиваемой территории сокращается примерно на 10 %, протяженность коммуникаций уменьшается на 20, затра­ты на общие объекты сокращаются на 20 %. Но для обоснования эффективности этого сочетания и выбора оптимальных разме­ров и структур такого сочетания применительно к условиям той или иной территории необходимо предварительно определить рациональность размещения каждого из этих предприятий в отдельности, а затем эффективность их совместного размеще­ния в комплексе.

Развитие существующих и формирование новых территори­ально-производственных комплексов требует строгой координа­ции органов управления народным хозяйством различных уров­ней, а также детальной разработки генеральных схем, в кото­рых должны научно обосновываться структура комплекса, сроки их формирования в увязке с общегосударственным планом раз­вития и размещения промышленности.

Учеными разработаны принципиальные положения методи­ки определения экономической эффективности размещения предприятий. В качестве основного критерия экономической эффективности размещения новых промышленных предприятий принимается максимальное повышение эффективности обще­ственного труда за счет рационального использования матери­альных, трудовых, финансовых ресурсов в процессе производ­ства и доставки продукции потребителю. В методическом отно­шении этот критерий наиболее полно выражается в показателе сравнительной экономической эффективности - минимуме при­веденных затрат.

Экономическая эффективность размещения новых предпри­ятий определяется на основе народнохозяйственной оценки взаимодеиствующих факторов, при которой учитываются затраты и экономия труда по всем отраслям, непосредственно сопряжен­ным со строительством и эксплуатацией размещаемого промышленного объекта.

Для оценки сырьевого фактора и регионального потребления продукции новых промышленных объектов используется метод" лонпрования. Для построения рациональной зоны потребления данного вида продукции соизмеряются себестоимость производ-0ТВ8 единицы продукции и удельные капиталовложения в срав­ни паемых районах или пунктах производства, а также издерж­ки па транспортировку продукции к местам потребления. Пун­кты одинаковых суммарных издержек образуют границы зоны рационального распространения одноименной продукции, про­изводимой в каждом из сравниваемых районов.

Размещение крупных промышленных объектов определяется па основе анализа вариантов возможных пунктов строительства и рассматриваемых районах будущего размещения. Метод срав­нительной вариантной оценки требует качественного анализа и количественной оценки каждого варианта. Качественный ана-ЛИЭ позволяет выявить существо конкретной хозяйственной-си­туации и сформулировать постановку задачи размещения про­изводства. Количественная оценка каждого из вариантов дается па основе экономико-математического моделирования.

Сравнительная экономическая эффективность размещения предприятий определяется применительно к вариантам, сопос­тавимым по конечному полезному народнохозяйственному эф­фекту, при технических решениях, наиболее полно отвечающих природным и экономическим условиям районов размещения.

Основными показателями, позволяющими оценить эффектив­ность размещения комплекса, комбината, предприятия, явля­ются капитальные вложения, уровень себестоимости продукции, приведенные затраты.

Общая величина капитальных вложений по вариантам разме­щения может быть исчислена по формуле:

К, = К, +К,-, +К +К +К +К,

оощ. ос.ф. оо.ф. сопр. тр. непр. пот."

где Кос, - прямые затраты на создание основных фондов; К, "- то же, на образование оборотных фондов; К - капитальные вложения в сопряженные отрасли; К - то же, в развитие транс­порта; Кн - то же, на создание непроизводственных основных фондов; Ктт - затраты на возмещение потерь, вызываемых стро­ительством.При сравнении возможных вариантов размещения производ­ства рассматриваются только взаимозаменяемые варианты, обес­печивающие одинаковые объемы, виды и качество продукции.

Сроки строительства и освоения мощностей по районам стра­ны значительно различаются, поэтому в анализе эффективнос­ти капитальных вложений учитывается разрыв во времени меж­ду осуществлением капитальных вложений и получением эф­фекта.

Методы оценки себестоимости промышленной продукции на новых предприятиях исходят из народнохозяйственного подхо­да, позволяющего исчислять полную себестоимость продукции в районах ее потребления и учесть основные зависимости от кон­кретных природных и экономических условий в районах разме­щения нового производства, а также себестоимость продукции в районах ее доставки потребителям.

Полная (народнохозяйственная) себестоимость промышленной продукции рассчитывается по следующей формуле:

с =с + с + с,

нх пост. пер. тр."

где С - себестоимость продукции у потребителя с учетом ре­альных особенностей ее производства и транспортировки; Стт - «условно-постоянная» часть затрат, не зависящая от района раз­мещения; С, - «условно-переменные» затраты, исчисленные с учетом региональных условий развития сырьевой, топливно -энергетической базы, оценки водных ресурсов, отвода промыш­ленных стоков, территориальных различий стоимости строи­тельства, региональных особенностей трудовых ресурсов и др.; С - затраты па транспортировку готовой продукции к потре­бителям с учетом полной себестоимости перевозок и особеннос­тей транспортировки между районами производства и потреб­ления.

Указанные выше методы оценки капитальных вложений и себестоимости позволяют подойти к выявлению народнохозяй­ственных затрат при сравнении вариантов размещения произ­водства. При условии однородности показателей затрат сравни­ваемые варианты различаются обычно по уровню капитальных вложений и эксплуатационных издержек. Для выявления эко­номической эффективности в расчетах определяется минимум приведенных затрат, которые отражают показатели капиталь­ных вложений и себестоимости продукции при установленном нормативном коэффициенте эффективности. Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т. д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:

Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Задача № 4 Решение: Экономическую степень от реализации продукции определим по формуле: Эг = (С1 + Ен * К1+ Т1) - (С2 + Ен * К2 + Т2) * V2, где С1 ,С2 - себестоимость до и после специализации; руб. Т1,Т2 - транспортные расходы на 1 ед. до и после специализации,руб. К1,К2 - удельные капитальные вложения до и после специализации, руб. Ен - нормативный коэффициент капитальных вложений; V2 - годовой выпуск продукции после специализации; Эг = (60 + 0,12 * 100 + 10) - (50 + 0,12 * 150,3 + 1,6) * 32000 = (82 - 69,636) * 32000 = 395648 (руб.) Ответ: Эг = 395648 руб.

Список литературы. 1. Дубровский В.Ж., Чайкин Б.И. Экономика и управление пред­приятием (фирмой). Екатеринбург, 2003. 2. Организация и планирование машиностроительного произ­ водства (производственный менеджмент): Учебник / Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова..- М.: Высшая школа, 2003. Схиртладзе Е.Г. 3. Кучина Е. Проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции машиностроения//Маркетинг-2006- 4. Пестова Е.А. Отраслевая структура и роль машиностроения в экономике государства / Право и экономика: Сборник научных трудов МосГУ. Выпуск 3./ Под ред.Н.Н. Косаренко. -М., 2008. 5. Пестова Е.А. Анализ структуры и уровня затрат, запасов / Актуальные проблемы современности: сборник научных статей. - М.: изд-во МГУ, НИБ, 2008. 6. Пестова Е.А. Методика и практика оценки затрат на производство машиностроительной продукции. Под общей ред. Лютовой И. И, Лодкиной Т.В.- Вологда: ВИБ, 2008. основных Совершенствование организационной структуры предприятия 3.2 Совершенствование ... . В отраслевом разрезе из... деревообрабатывающую промышленность (9,4 %), машиностроение и металлообработку (8 %), ...
  • Характеристика отрасли машиностроения

    Контрольная работа >> Экономика

    Признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с... основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести: Улучшение структуры ...

  • Особенностью современного машиностроительного производства является необходимость частой сменяемости номенклатуры выпускаемых изделий, что вызвано потребностями рынка. В таких условиях предприятия машиностроительного профиля стремятся обеспечить гибкость производства и иметь технологическое оснащение, соответствующее требованиям серийного производства, что позволяет выпускать продукцию широкой номенклатуры. При этом условия жесткой конкуренции вынуждают минимизировать трудоемкость изготовления изделий, поэтому возросли требования к достижению высокой производительности в мелко- и среднесерийном производстве. Это особенно актуально на стадии подготовки производства в связи с непрерывным увеличением ее доли затрат в себестоимости продукции серийных производств. Основной составляющей в трудоемкости подготовки производства являются затраты инженерного труда на проектирование технологических процессов.

    Наметились три направления решения проблемы повышения эффективности инженерного труда в сфере проектирования:

    -> рационализация системы проектирования, включая систематизацию самого процесса проектирования и улучшение организации труда инженера-проектировщика;

    -> комплексная автоматизация формальных, нетворческих функций инженера-проектировщика;

    -> разработка имитационных моделей для воспроизводства на компьютерах умственной деятельности человека, его способности принимать решения в условиях полной или частичной неопределенности проектных ситуаций, разработки эвристических алгоритмов, позволяющих качественно решать сложные задачи проектирования при введении определенных ограничений.


    Основные направления развития машиностроения

    Удовлетворение требований высокой мобильности и производительности достигается путем автоматизации производственных процессов за счет широкого использования станков с ЧПУ, гибких производственных модулей, робототехнических комплексов и гибких производственных систем (ГПС).

    Основой производственных процессов являются автоматизированные технологические процессы механической обработки и сборки, обеспечивающие высокую производительность и необходимое качество изделий. Современное машиностроение развивается в направлении автоматизации производства, внедрения гибких технологий, позволяющих быстро и эффективно перестраивать технологические процессы на изготовление новых изделий.

    Под гибкостью понимается возможность быстрого перехода на новые технологические процессы в связи с изменением факторов, определяющих качество выпускаемых деталей, производительность. При изменении конструктивных параметров детали ГПС должны количественно и качественно переналаживаться в сжатые сроки при минимальных затратах.

    Таким образом, тенденцией современного этапа автоматизации проектирования является создание комплексных систем, включающих конструирование изделий, технологическое проектирование и изготовление изделий в ГПС. Спроектированный технологический процесс должен оперативно реагировать на изменение производственных ситуаций изготовления изделий.

    Автоматизация проектирования технологии и управления производственными процессами — один из основных путей интенсификации производства, повышения его эффективности и качества выпускаемой продукции. Использование ГПС и технологических модулей позволяет изготавливать детали в любом порядке и варьировать их выпуск в зависимости от производственной программы, сокращает затраты и время на подготовку производства, повышает коэффициент использования оборудования, изменяет характер работы персонала, повышая удельный вес творческого, высококвалифицированного труда.

    Одна из тенденций современного этапа проектирования — создание комплексных систем автоматизированного проектирования и изготовления, включающих конструирование изделий, технологическое проектирование, подготовку управляющих программ для оборудования с ЧПУ, изготовление деталей, сборку узлов и машин, упаковку и транспортирование готовой продукции.

    В основу производственной деятельности предприятий машиностроительных отраслей заложена предметная специализация. Производственные структуры таких предприятий характеризуются:

    -> отсутствием ярко выраженной технологической специализации производств;

    -> недостаточной гибкостью оборудования при переходе предприятия к выпуску новой продукции.

    Переход на выпуск принципиально новой продукции в условиях сложившихся производственных структур требует коренной перестройки с привлечением дополнительных инвестиций. В рыночных условиях на смену постоянным организационным структурам промышленных предприятий с предметной специализацией должна прийти переменная структура. В этом случае промышленное производство представляется как система предприятий корпоративного типа, состоящая из головного предприятия, определяющего вид выпускаемой продукции, и набора технологически специализированных предприятий. Состав и количество таких предприятий определяются видом выпускаемых изделий. Такая структура легко изменяется в зависимости от запросов рынка. Ее формирование тесно связано с особенностями современного машиностроительного производства:

    -> создается сфера информационных технологий инжиниринга, рынка предоставления информационных услуг, которые превращаются в самостоятельную отрасль, имеющую приоритетное значение для развития машиностроения:

    -> наука становится самостоятельным элементом производительных сил общества. Растет объем производства наукоемких изделий. Их разработки базируются на опережающих фундаментальных исследованиях, а не на ранее доминирующем эмпирическом подходе к созданию новых изделий;

    -> в качестве важнейшего фактора развития предприятий выступает конкуренция при регулирующей роли государства;

    -> происходит реструктуризация предприятий на основе рыночных законов экономики. Структура предприятия обеспечивает выполнение полного жизненного цикла изделий. Корпоративные стремления находят развитие в виде создания виртуальных предприятий;

    -> индивидуализация заказов, частая сменяемость изделий приводят к повышению доли затрат на технологическую подготовку производства и относительному уменьшению трудоемкости изготовления продукции;

    -> основными показателями эффективности деятельности предприятий становятся время и надежность сроков выполнения заказов, качество и себестоимость изделий;

    -> возрастает роль информационных технологий инжиниринга, существенным образом влияющих на все основные показатели экономики предприятия;

    -> развитие кооперации между предприятиями и расширение рынков сбыта изделий приводят к необходимости создания единой информационной базы.

    Таким образом, современный этап развития машиностроения характеризуется необходимостью обеспечения конкурентоспособности производимой продукции, что означает оперативное реагирование производства на изменение потребительского спроса, обеспечение качества, снижение себестоимости производимой продукции при существенном сокращении сроков ее выпуска.

    Технологическая подготовка производства

    Эта проблема предусматривает решение задачи сокращения времени на технологическую подготовку производства (ТПП), направленную, прежде всего, на расширение номенклатуры выпускаемой продукции при снижении величины партий, что требует создания быстропереналаживаемых производственных систем. В промышленности с технологической подготовкой производства непосредственно связаны освоение выпуска новых изделий, повышение технического уровня и качества продукции, улучшение всех технико-экономических показателей работы предприятий.

    Производственные системы в условиях серийного производства ориентированы на возможность выпуска достаточно широкой номенклатуры изделий. Каждая производственная система изначально ориентирована на выпуск определенных видов изделий и имеет технологическое оборудование, выполняющее технологические процессы конкретного вида и организационно не связанное между собой. Поэтому стоит задача разработки методов обеспечения быстрой переналадки и адаптации производственных систем для изготовления деталей широкой номенклатуры с различной программой выпуска. Изделия с большим объемом выпуска также целесообразно изготавливать в условиях гибкого производства, начиная с небольших партий. Это позволяет «довести» конструкцию изделия, отработать технологичность и тем самым сократить время освоения объема выпуска.

    Технологическая подготовка , являясь основной составляющей технической подготовки производства, направлена на изготовление новых изделий. При этом главная задача ТПП — обеспечение освоения выпуска нового изделия в короткие сроки и с наименьшими затратами. ТПП включает: разработку технологических процессов, проектирование и изготовление средств технологического оснащения, обеспечивающих технологическую готовность предприятий к выпуску изделий заданного качества при установленных сроках, объемах и затратах.

    Технологическая подготовка производства включает:

    -> обеспечение технологичности конструкций изделий; п проектирование технологических процессов;

    -> конструирование и изготовление средств технологического оснащения.

    Уровень технологической подготовки производства существенно влияет на организационную структуру предприятия и технико-экономические показатели его производственной деятельности, а также определяет качество выпускаемой продукции. Высокий уровень ТПП сокращает трудоемкость изготовления деталей и сборки изделия, длительность производственного цикла, снижает себестоимость изготовления продукции и производственный брак, уменьшает расход металла, повышает качество машин и т.д.

    Исходными данными для ТПП являются:

    -> комплект чертежей на новое изделие; о программа выпуска изделия;

    -> срок запуска изделий в производство;

    -> организационно-технические условия, учитывающие возможности приобретения комплектующих изделий, а также оборудования и оснастки на других предприятиях.

    В комплексе работ по ТПП можно выделить следующие основные этапы:

    1) организация и управление ТПП;

    2) конструкторско-технологический анализ изделия;

    3) обеспечение технологичности конструкции изделия;

    4) организационно-технический анализ производства;

    5) проектирование технологических процессов;

    6) разработка технологических нормативов;

    7) проектирование средств технологического оснащения;

    8) изготовление технологической оснастки;

    9) отладка технологического оборудования.

    С функциональной точки зрения значение этапа проектирования технологических процессов в наибольшей меревелико. Разработанные технологические процессы определяют методы обеспечения точности при сборке и изготовлении деталей, форму организации производства и, следовательно, трудоемкость процессов. Виды заготовок и припуски на обработку характеризуют коэффициент использования материала при механической обработке. Разработка унифицированных операций и технологических процессов в значительной степени определяет объем работ практически по всем этапам ТПП. От принятого уровня оснащенности, видов применяемой технологической оснастки и специального инструмента зависит объем работ в конструкторских подразделениях отдела главного технолога и в инструментальном цехе. Обоснованное нормирование всех элементов технологических процессов направлено на определение себестоимости изделия.

    Таким образом, проектирование технологических процессов является центральным звеном всей системы ТПП и решающим образом влияет на сроки подготовки и освоения новых изделий, повышение их качества и конкурентоспособность.

    На основных стадиях ТПП выполняются следующие виды работ:

    -> проектирование технологических процессов изготовления деталей;

    -> проектирование технологических процессов сборки узлов и изделия в целом;

    -> оформление ведомостей заказов заготовок, нормализованного режущего и мерительного инструмента, оснастки и оборудования, получаемых по кооперации;

    -> разработка технических заданий на проектирование специальных инструментов, приспособлений и оборудования;

    -> изготовление спроектированной технологической оснастки;

    -> проектирование планировки размещения оборудования, расчет рабочих мест и формирование производственных участков;

    -> отладка и корректировка технологических процессов, управляющих программ и оснастки, изготовление пробной партии изделий.

    При этом первостепенное значение приобретает максимальное уменьшение длительности циклов подготовки производства. Использование вычислительной техники при ТПП обусловлено необходимостью сокращения ее сроков, снижения трудоемкости и многовариантности технологического проектирования, быстрого поиска оптимального проектного решения. Все это требует коренных изменений методов проектирования. Наибольший эффект от применения ЭВМ при разработке технологических процессов достигается при комплексном решении технологических задач. Поэтому используемые системы ТПП являются подсистемами автоматизированной системы управления (АСУ) предприятием.

    Чтобы обеспечить запуск производства изделий, на каждую деталь необходимо разрабатывать несколько единиц технической документации и изготавливать в среднем примерно пять единиц различных видов оснастки и инструмента. Высокая трудоемкость выполнения всех этапов ТПП (табл.1) требует привлечения большого числа инженерно-технических работников и, прежде всего, высококвалифицированных технологов.

    Таблица 1. Ориентировочная усредненная трудоемкость выполнения этапов ТПП


    По мере совершенствования конструкций машин и ужесточения технических требований, предъявляемых к ним, усложняются технологические задачи и повышаются требования к квалификации инженеров-технологов. В то же время сроки, отводимые для ТПП, часто бывают весьма ограничены, что обусловлено рыночной конкуренцией. Вследствие этого возрастает степень влияния ТПП на эффективность деятельности предприятия и его конкурентоспособность.

    В этих условиях нет альтернативы использованию систем автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР ТП) изготовления изделий.

    В проектных, конструкторских и технологических организациях, на предприятиях САПР ТП используют:

    -> для повышения качества проектируемой и выпускаемой продукции;

    -> повышения технико-экономического уровня объектов проектирования;

    -> уменьшения сроков и трудоемкости проектирования.

    Независимо от типа производства технологический процесс, относящийся к изделиям одного наименования, типоразмера и исполнения, называется единичным. При разработке единичных технологических процессов каждый раз решаются все задачи технологического проектирования: выбор вида заготовки и последовательности операций, назначение типов оборудования, проектирование технологической оснастки и т.д.

    Технологическая подготовка на базе единичных технологических процессов предусматривает проектирование единичных технологических процессов на всю номенклатуру деталей, подлежащих запуску в производство. При этом в зависимости от типа производства, сложности изделий и сроков на технологическое проектирование степень глубины проработки задач проектирования различна. Для единичного производства, как правило, достаточно разработать маршрутные ведомости, для серийного — маршрутные, маршрутно-операционные или операционные технологические процессы, а для массового — подробные технологические процессы (выполняются все работы ГНИ).

    При ТПП на базе единичных технологических процессов объем работ, выполняемый на этапе технологического проектирования, велик. Поэтому такая форма подготовки производства оправдана, когда изделие выпускается в большом количестве и длительное время.

    Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

    Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем , которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

    1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

    • низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;
    • нарушение технологических связей;
    • простои многих предприятий;
    • низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет).

    2. Необходимость структурной перестройки:

    • основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;
    • необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;
    • необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

    3. Проблемы повышения качества производимых машин:

    • несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;
    • низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).

    Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:

    • приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;
    • демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);
    • наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);
    • налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
    • оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.

    Факторы развития машиностроения

    Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Одно из них можно изобразить соотношением: «1:2:4». Оно означает, что если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) — в 4 раза быстрее. В России это соотношение было примерно таково — «1:0,98:1».

    Машиностроительная промышленность отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании.

    На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 — мышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.

    Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.

    В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Однако в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

    По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.

    Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

    При территориальной разобщенности сырьевых баз и основных потребителей машин и оборудования районы потребления имеют преимущества. Дело в том, что в машиностроении расход сырья на 1 т готовой продукции составляет в среднем 1,3- 1,5 т, между тем как затраты на транспортировку любой машины намного выше, чем затраты на транспортировку металла, который был использован для ее производства. Поэтому даже металлоемкие производства, дающие малотранспортабельную продукцию, часто тяготеют к районам потребления.

    Анализ проведенных научных исследований по проблемам размещения отдельных отраслей машиностроения показан, что в решении вопросов их территориальной организации еще нет единства ни в постановке проблемы, ни в методах расчета и оценки эффективности, что усложняет поиск рационального варианта размещения машиностроения в целом.

    Экономическая наука располагает многими приемами расчета сравнительной эффективности вариантов размещения. Основными из них являются:

    • расчет по предприятию-аналогу (размещаемое предприятие берется в качестве аналога для всех экономических районов; по этому методу проводят расчеты затрат, связанных с размещением предприятия-аналога для каждого экономического района);
    • расчет по условному представителю (в качестве условного представителя выбирают тип изделия, производство которого преобладает в отрасли);
    • расчет по фактическим технико-экономическим показателям производства (при данном методе расчеты ведутся по конкретным производствам, а при оценке эффективности их размещения получают более достоверные результаты);
    • определение на основе оптимизационных расчетов (этот метод с применением математического моделирования позволяет одновременно решать многие проблемы территориальной организации производства).

    Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперированию производства.

    Специализация дает большие возможности для использования высокоэффективного производственного оборудования, а также средств автоматизации производственных процессов. Специализация может быть следующих типов:

    • детальная или подетальная, которая подразумевает выпуск отдельных частей или деталей готового продукта;
    • предметная, т.е. отвечающая за выпуск определенных конечных видов продукции;
    • технологическая — производство полуфабрикатов (литье, различные виды заготовок) или осуществление отдельной операции и технологического процесса.

    Специализация тесно связана с кооперированием , которое предполагает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий.

    Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые влияют на его географию.

    Наукоемкость. Производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.

    Трудоемкость — это большие затраты и высокая квалификация используемого труда. Производство машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. Для разработки новых образцов техники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).

    Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребляет значительную часть черных и цветных металлов. В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкую продукцию (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование), ориентируются на металлургические базы. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург).

    Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико-географическим положением. Например, автомобилестроение — в Центре и Поволжье. Поскольку перевозка машин обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размешаются на крупных транспортных магистралях.

    Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров. Выгоднее их производить прямо в районах потребления. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог).

    В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

    Является одной из важнейших отраслей промышленности. Его развитие пребывает в тесной взаимосвязи с научно-техническим прогрессом. Отрасль менее наукоемкая, чем информационно-коммуникационные технологии или фармацевтическая сфера. Несмотря на это именно от ее развития зависит состояние всей промышленности. Машиностроительная сфера обеспечивает другие отрасли оборудованием, техникой, вспомогательными инструментами.

    Особенности развития

    Машиностроение имеет ряд особенностей, которые влияют на размещение основных его производственных мощностей. На основании нижеперечисленных факторов и их сочетания производят классификацию данной сферы. Выделяют тяжелый, средний, общий машиностроительный комплекс.

    Большие производства, выпускающие технологически сложную продукцию, размещаются вблизи крупных научно-образовательных центров. Это вызвано потребностью в квалифицированных кадрах, новых разработок в различных сферах промышленности. Например, в России основные наукоемкие производства находятся неподалеку Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.

    Трудоемкость

    Для правильной организации производственного процесса на предприятиях машиностроительной отрасли необходимы квалифицированные кадры. Для выпуска большей части оборудования и машин необходимо затратить огромное количество рабочего времени.

    Именно поэтому основные предприятия данной сферы преимущественно размещаются неподалеку крупных городов с большой концентрацией населения. При этом к используемым рабочим кадрам предъявляются высокие требования относительно их квалификации. Самая большая трудоемкость присуща следующим отраслям машиностроения:

    • станкостроение. Самые крупные предприятия размещаются неподалеку Москвы;
    • авиационная отрасль. Хорошо развита в Самаре, Казани;
    • производство электротехники. Крупнейшие предприятия находятся в Ульяновске, Новосибирске.

    Все отрасли машиностроения являются потребителями огромного количества черных и цветных металлов. Поэтому заводы, которые особенно сильно нуждаются в этом ресурсе, тяготеют к крупным металлургическим базам. К самым большим металлоемким отраслям относят:

    • производство горно-шахтного оборудования;
    • металлургическая промышленность;
    • энергетическая сфера.

    Наличие развитых транспортных узлов

    Некоторые отрасли машиностроения при размещении своих производств ориентируются на возможность организации кооперирования. К таким сферам относят автомобилестроение. Основные его производства размещаются в Центре и Поволжье. Это вызвано тем, что выпускаемая продукция в виде автомобилей перевозится на большие расстояния и в разных направлениях. Поэтому данные предприятия находятся около крупных транспортных магистралей.

    Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются только на своих потребителей. Это вызвано сложностью перевозки изготовленного оборудования из-за их больших габаритов и значительного веса. Такую продукцию более выгодно производить непосредственно в регионе ее потребления.

    Например, выпуск тракторов для транспортировки леса осуществляется только в Карелии. Производство комбайнов для переработки зерновых культур хорошо налажено на Северном Кавказе.

    Особенности размещения машиностроительных предприятий России

    При размещении предприятий идеальный вариант – совпадение территории с источниками сырья и с потребителями готовой продукции. В данном случае прогноз развития таких предприятий утешительный, поскольку они освобождаются от больших расходов на транспортировку.

    Становится возможной установка тесных связей между машиностроением и металлургией. Предприятия первого типа освобождаются от многих технологических операций, что снижают стоимость готовой продукции. В свою очередь, металлургические заводы получают отходы от машиностроения и используют их для собственных нужд.

    Учитывая то, что сырьевые базы и потребители продукции находятся на разной территории, производственные мощности предприятий размещаются с учетом возможности быстрого сбыта оборудования. Это связано с тем, что расходы на перевозку металла в разы ниже от необходимых вложений для транспортировки готовых изделий. Именно поэтому многие производственные линии преимущественно тяготеют к регионам сбыта готовой продукции, несмотря на свою металлоемкость.

    Факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроения

    Учитывая основные тенденции развития и территориального размещения предприятий машиностроения, большую роль играет специализация и кооперация. Первое направление дает возможность привлекать в производственный процесс мощное и эффективное оборудование, которое обеспечивает автоматизацию многих операций. Специализацию разделяют на такие типы:

    • детальная. Позволяет осуществить выпуск отдельных деталей для определенного оборудования;
    • предметная. Подразумевает выпуск отдельных разновидностей готовой продукции;
    • технологическая. Позволяет осуществить выпуск полуфабрикатов или выполнить какую-то одну серию операций.

    Следует не забывать, что специализация тесно связана с кооперированием. Оно подразумевает привлечение нескольких предприятий для организации выпуска одного конечного продукта.

    Можно выделить следующие проблемы машиностроения, которые присущи в отечественной промышленности:

    • недостаточные темпы развития ведущих отраслей или в некоторых случаях даже их спад;
    • простои многих производственных линий, что вызвано разными причинами;
    • неправильная организация технологических связей;
    • из-за низкого контроля качества 20-30% производимой продукции нуждается в ремонте спустя год эксплуатации;
    • необходимость обеспечения ускоренного роста производственных мощностей станкостроения, приборостроения и электроники;
    • в мировом хозяйстве отечественное оборудование не занимает ведущих позиций из-за низкого качества;
    • недостаточные темпы обновления оборудования, что приводит к выпуску морально устаревшей продукции;
    • раньше большинство предприятий были ориентированы на обеспечение потребностей оборонной отрасли;
    • необходимость перепрофилирования крупных заводов;
    • потребность в устранении диспозиций для уравновешивания развития всех сфер машиностроения.

    Приоритетные направления развития отечественного машиностроения

    Перспективы развития и размещения машиностроения в отечественном производственном комплексе определяются решением следующих задач:

    • преимущественное развитие отраслей, которые характеризуются большой наукоемкостью (автомобилестроение);
    • устранение монополий. На данный момент они составляют 80% от всех существующих производств России;
    • увеличение количества высокоразвитых производств по выпуску нефтяного оборудования, различных станков, микроавтобусов;
    • налаживание старых и открытие новых экономических и технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
    • стимулирование инвестиционной привлекательности отечественных предприятий;
    • государственная поддержка предприятий, которые имеют огромные перспективы развития.

    Что влияет на развитие отечественного машиностроительного комплекса?

    Для успешного развития машиностроения необходимо соблюдать некоторые правила. В частности, очень важно придерживаться условия – 1:2:4. Это означает, что при темпах развития хозяйства и экономики страны в 1, состояние машиностроительной сферы должно равняться 2, а электроника, приборостроение – 4. Данное соотношение идеально, поскольку обеспечивает лучший прогноз для промышленности страны.

    В России эта пропорция имеет совсем другой вид – 1:0,98:1. Именно поэтому отечественный машиностроительный комплекс не может составить конкуренцию зарубежным производствам. Достижение указанных пропорций – основная задача, которая должна быть выполнена в ближайшее время.

    Другие особенности машиностроения России

    Машиностроение имеет огромное значение в экономике России, а его эффективное функционирование обеспечивается наличием широкой сети межотраслевых и внутриотраслевых связей. При изучении данной сферы производства можно выделить следующие ее особенности:

    • на долю машиностроения приходится треть от всего объема производимой Россией продукции;
    • 40% промышленно-производственного персонала страны занято в данной сфере;
    • 25% основных производственных фондов приходится на долю машиностроения;
    • выпускаемая данной отраслью продукция отличается большим разнообразием.

    Предприятия машиностроения распространены по всей территории страны. Данная отрасль представлена практически во всех регионах России. Только в одних она является ведущей, а в других функционирует для обеспечения исключительно внутренних потребностей.

    Инвестиционная привлекательность машиностроения России

    Инвестиционная привлекательность предприятий машиностроения России является очень низкой. Это связано с резким снижением темпа развития во время кризисов, моральным и физическим износом оборудования, отсутствием перспективных научных разработок. Все представленные факторы негативно влияют на развитие экономики всей страны, которая пребывает в тесной взаимосвязи с машиностроением.

    На сегодняшний день Россия занимает 30 место в мире по числу поданных заявок на патенты и 31 место по расходам на научно-исследовательские работы. Поэтому она находится позади многих стран мира.

    Машиностроение в большой степени зависит от экономической конъюнктуры рынка. При снижении инвестиционной способности компаний, покупающих производимое отраслью оборудование, снижается производственные возможности всей промышленности. Поэтому данная отрасль сильно зависима от чередования периодов экономического роста и кризисов.

    Вес машиностроительных отраслей в экономике России

    Проблемы и перспективы развития машиностроения России определяют, что эта сфера промышленности относится к самым депрессивным. В 1999 году выпуск персональных компьютеров и легковых автомобилей сохранил свои прежние темпы или даже нарастил их. При этом изготовление других видов продукции машиностроения сократилось больше, чем в 2 раза. Например, производство комбайнов по уборке зерна снизилось в 25 раз.

    В конце ХХ века увеличились темпы производства оборудования общественного потребления. В 1999 году стали наращиваться объемы выпуска телевизоров, холодильников и прочей бытовой техники. В данной отрасли присутствует дифференциация предприятий на основании их способности приспосабливаться к новым условиям. Например, в 1999 году производство телевизоров в Новосибирском регионе сократилось больше, чем в 7 раз. При этом выпуск той же продукции в целом по России вырос в 2,5 раза.

    С 2000 года развитие машиностроения происходит более интенсивно. Оно имеет свои особенности:

    • большие темпы наращивания производственной мощности наблюдались на территории Европейской части России;
    • восточные регионы развивались не столь интенсивно;
    • увеличение производства Центрального региона на 41% за счет выпуска электропоездов и легковых автомобилей;
    • развитие предприятий Западной Сибири основано на внедрении государственной программы по выпуску нефтегазодобывающего оборудования;
    • предприятия Восточной Сибири не столь развиты. Скачок производства только в тяжелом, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.

    Развитие машиностроения России по отраслям

    Отраслевая структура машиностроения России сложная. Предприятия данной сферы производства размещаются практически во всех регионах страны.

    Тяжелое машиностроение

    Тяжелая отрасль машиностроительной промышленности отличается большой металло- и трудоемкостью. Ее разделяют на следующие сферы:

    • металлургическая. Характеризуется высокой стоимостью готовой продукции, а ее предприятия находятся вблизи регионов добычи стали;
    • горная. Выпускает оборудование для добычи полезных ископаемых разного типа, и размещается в регионах потребления готовой продукции;
    • подъемно-транспортная. Отрасль имеет огромное значение для обеспечения потребностей строительства, промышленности;
    • тепловозостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Работает для обеспечения потребностей железнодорожного транспорта;
    • трубостроение. Производит турбины (гидравлические, паровые, газовые) для потребностей электростанций, газоперекачивающее и другое оборудование;
    • атомная. Производит оборудование для работы АЭС;
    • электротехническая. Выпускает более 100 наименований продукции для обеспечения потребностей практически всего народного хозяйства;
    • станкоинструментальная. Специализируется на выпуске станков для переработки металла, дерева и на ремонте производимого оборудования.








    Для выпуска продукции приборостроения необходимо привлекать квалифицированные кадры и постоянно заниматься научно-исследовательской работой. Отрасль характеризуется низкой металло- и энергоемкостью. В России доля продукции приборостроения относительно всего объема изготовленного оборудования машиностроением составляет 12%.

    Машиностроительный комплекс для легкой и пищевой промышленности

    Сюда относятся направления, которые специализируются на выпуске оборудования для следующих сфер промышленности:

    • трикотажной;
    • меховой;
    • кожаной;
    • производство химических волокон;
    • пищевой.








    Около 90% заводов, относящихся к сфере, размещаются в Европейской части России. Это вызвано их ориентацией на потребителя.

    Авиационная промышленность

    Для эффективной работы авиационной промышленности в стране развивали другие отрасли, поставляющие комплектующее оборудование. Она может функционировать только благодаря привлечению квалифицированных кадров. Поэтому ее предприятия размещаются в крупных промышленных центрах России – Москве, Воронеже, Казани, Самаре и других.

    Специализируется на выпуске орбитальных космических кораблей, спутников и прочей продукции данного типа.

    Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машиностроения России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.

    Основные производственные мощности отрасли размещены в следующих регионах страны:

    • Поволжском;
    • Северо-Кавказском;
    • Уральском;
    • Центральном;
    • Волго-Вятском;
    • Западно-Сибирском.

    Судостроительная отрасль

    Основные предприятия, несмотря на большую металлоемкость, находятся в дали металлургических баз. Это вызвано трудностями транспортировки готовой продукции. Большинство предприятий размещено в устьях рек или в защищенных гаванях.

    Развитие машиностроения в мире

    В мировом народном хозяйстве ведущие позиции по выпуску продукции машиностроения занимает Европейский союз, Китай, Соединённые Штаты Америки и Япония. Первый из них является лидером по валовому выпуску оборудования. При этом в последние годы Китай является мировым лидером по производству условно-чистой продукции.

    На протяжении последнего десятилетия в Европейском Союзе наблюдают прирост производства на 1,1%. В то же время в США и Японии происходит некоторое падение машиностроения на 1,1% и 3,1% соответственно.

    В период с 2000 по 2002 год общая занятость населения в отрасли в развитых странах постепенно сокращается. При этом в Китае число рабочих ежегодно растет на 5,8%. В этой стране на машиностроительных предприятиях занято больше 6 млн. человек, что в несколько раз превышает показатели Европейского Союза. Такая особенность связана с тем, что оплата труда в Китае на порядок ниже, чем в других развитых странах мира.

    Конкурентные позиции Евросоюза значительно ниже Японии и США. Это вызвано разным развитием экономик стран, находящихся в ЕС. Даже экономически стабильная Германия характеризуется производительностью труда в машиностроительной сфере в 70000 долларов.

    Усиление позиций Китая в мире вызвано увеличением числа импортируемой продукции, которая составляет большую часть от мирового рынка торговли. Данный показатель за последние несколько лет вырос с 3% до 13%. Таких темпов развития не наблюдается ни в одной стране мира. В это же время доля США снизилась с 25% до 17%, Японии – с 21% до 16%.