Мировая торговля развернутый план.

При изучении данной темы хорошо прослеживаются внутрикурсовые и межпредметные связи. Внутрикурсовые : процессы глобализации, роль экономики в жизни общества и ее связь с другими сферами общественной жизни, экономическая политика государства, факторы экономического роста в условиях экономического развития страны, измерители и показатели национальной экономики. Межпредметные: история (экономическое развитие России и зарубежных стран в XX веке; экономические реформы 1980-1990-х годов в России); география (международное разделение труда, экономическая интеграция, международная торговля, глобальные проблемы и т.д.). Все это позволяет опереться на полученные ранее знания учащихся, привлечь разнообразный дополнительный материал, в том числе и подготовленный самими учениками, а также значительное время уделить самостоятельной работе в течение урока.

Урок строится на основе деятельностного похода, активной и интерактивной стратегии взаимодействия и сотрудничества учащихся, учителя и учеников. Школьники пользуются разнообразными источниками информации – словарями, электронными ресурсами, текстовыми и статистическими материалами, реализуют компетенции ИКТ (составление презентаций в Power Point, поиск необходимых данных в Интернете). Учащиеся в процессе групповой работы вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, учатся грамотно оформлять результаты своей деятельности и представлять их. Все включены в учебный процесс.

Урок позволяет применить индивидуальный подход к обучающимся (выделение группы экспертов, распределение ролей внутри групп), реализовать в полной мере сформированные у них информативно-коммуникативные и деятельностные компетенции.

Занятие предназначено для школьников, изучающих обществознание на базовым уровне.

Используемые технологии: групповая работа, ИКТ, самостоятельная работа.

Занятие рассчитано на два часа.

Цели урока:

  • сформировать понятие «мировая экономика»;
  • раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития;
  • формировать информационно-коммуникативные и деятельностные компетенции

Задачи урока:

  • охарактеризовать основные составляющие системы международных экономических отношений;
  • проанализировать как преимущества, так и негативные стороны внешнеторговой политики государства;
  • обосновать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства;
  • развивать логические умения учащихся в процессе выполнения учебных заданий;
  • развивать умения работать с различными источниками информации, грамотно оформлять, представлять и оценивать продукты своей деятельности;
  • учиться сотрудничать и взаимодействовать в группе.

Новые понятия: «теория абсолютных преимуществ» и «теория сравнительных преимуществ» во внешней торговле, «фритредерство», «квотирование», «эмбарго», «демпинг»

Оборудование:

  • Школьный словарь по обществознанию, экономический словарь
  • Интерактивная доска, мультимедийный комплекс
  • Ноутбуки
  • Раздаточный материал (пакеты с заданиями)
  • Оценочные листы

Тип урока: изучения нового материала с элементами обобщения и систематизации знаний

План.

1. Что такое мировая экономика?

а) понятие «мировая экономика»
б) международные экономические отношения и их составляющие;
в) международное разделение труда: причины и последствия,
г) мировой рынок труда, международное движение капиталов, мировая валютная система;

2. Экономическая интеграция.

3. Международная торговля:

а) понятия «экспорт», «импорт», «сальдо»;
б) теория абсолютных и теория сравнительных преимуществ во внешней торговле;
в) особенности развития российской торговли.

4. Государственная политика в области международной торговли:

а) «протекционизм» и «фритредерство» (свободная торговля);
б) методы протекционистской политики;
в) Всемирная торговая организация.

5. Глобальные проблемы экономики: глобализация мировой экономики, ее положительные и отрицательные последствия, противоречия

Класс разделяется на 5 групп:

1 – «эксперты» (готовят сообщения по заранее розданным темам, мини-презентацию по вопросу «Что такое мировая экономика?», выступают экспертами по вопросам плана, консультируют работу групп и оценивают продукты их деятельности);
2-5 группы работают по предложенным учителем вопросам, используя для анализа соответствующий текст параграфа, раздаточный материал, Интернет, словари.
В начале урока учитель сообщает о целях изучения данной темы, подчеркивает ее интегрирующий, систематизирующий характер и ставит учебную задачу:
«В результате работы по предложенным проблемам каждой группе составить мини-презентацию (не более 5 слайдов) и комментарии к ней» (при отсутствии ноутбуков конечный продукт может быть оформлен на листах ватмана цветными фломастерами).

I. Актуализации опорных знаний

1. Беседа:

1) Вспомните разделы экономической науки, что является предметом их исследования?
2) Из курса экономической географии вспомните, что мы называем «международным разделением труда», «экономическая интеграцией»?

Международное разделение труда – это специализация стран на производстве той или иной продукции.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio - восстановление) - взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.
(Учащиеся заранее получают задание повторить данные понятия из курса обществознания и экономической географии).
Материал закрепляется посредством презентации (Приложение 2 )

2. Используя метод «корзина идей», учитель при помощи учеников формулирует пункты плана урока (план выводится в виде слайдов, Приложение 2 )

II. Изучение нового материала

1. Ознакомление с понятиями «мировая экономика», «международные экономические отношения» происходит в процессе знакомства с текстом учебника, соответствующей статьей Школьного словаря.

2 . Информация учителя

Учитель напоминает учащимся о процессе формирования мирового хозяйства. (Возникло в середине 19 века с развитием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу 20 века мировое хозяйство становится всемирным, поскольку в него оказываются включенными все страны мира)
3. Беседа по вопросу: Каковы его основные предпосылки международного разделения труда?

  • природные условия страны – климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, например, страны, располагающие теми или иными полезными ископаемыми (вспомните из географии размещение полезных ископаемых), продают их тем странам, где их нет, а взамен покупают ту продукцию, которую сами не производят;
  • уровень экономического и научно-технического развития (из раздела об экономическом росте вы знаете, что страны развиваются неравномерно: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны – на производстве сырья);
  • сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров (например, Франция славится своей косметикой, а Бразилия – своим кофе).

4. Сообщения учащихся по темам: «Международное движение капиталов», «Мировой рынок труда», «Мировая валютная система»

Ученики записывают определения в тетрадь:

Международное движение капиталов это помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью его возрастания; капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме.

Мировой рынок труда – свободное перемещение рабочей силы между странами.

Мировая валютная система – совокупность экономических и правовых отношений, связанных с функционированием валюты.

5 . Работа в группах.

2 группа («Мировая экономика. Экономическая интеграция»)

Проанализируйте раздаточный материал (пакет с заданиями №1, Приложение 1 ), соответствующие статьи экономического словаря, Интернет-ресурсы и ответить на вопросы:
1) Назовите основные причины интеграционных процессов в мире, виды интеграции
2) Охарактеризуйте наиболее крупные региональные интеграционные объединения
3) Назовите основные этапы развития интеграционных процессов в Европе. Как расширялось Европейское экономическое сообщество?

3 группа («Международная торговля»)

Прочитайте текст параграфа (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1) Что такое международная торговля, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса?
2) Что страны выбирают объектом международного обмена?
3) В чем суть теорий абсолютного и относительного преимуществ во внешней торговле?

Проанализируйте раздаточный материал (таблицы, пакет с заданиями №2, Приложение 1 ) и ответьте на вопросы:

1) Какие изменения произошли в развитии мировой торговли на протяжении ХХ века?
2) Какие страны занимают ведущие позиции в международной торговли на современном этапе?

Проанализируйте раздаточный материал (таблицы, пакет заданий №2, Приложение 1 ) и ответьте на вопросы:

1) Какие выводы можно сделать о характере экспорта и импорта России?
2) Назовите основных торговых партнеров России?
3) Каким образом можно улучшить структуру торговли России?

4 группа («Государственная политика в области международной торговли»)

Прочитайте текст параграфа (пункт 3), документ на с. 126 «Выгоды от свободной торговли», соответствующие статьи экономического словаря, Интернет-ресурсы и ответьте на вопросы:
1) Охарактеризуйте сущность и основные направления внешнеторговой политики государств.
2) Выявите их положительные и отрицательные черты.
3) Каковы основные методы и формы государственного регулирования внешней торговли?

5 группа («Глобальные проблемы экономики»)

Прочитайте текст параграфа (с.122-124), раздаточный материал (пакет с заданиями №3, Приложение 1 ), Интернет-ресурсы и ответьте на вопросы:

1) Что такое глобализация экономики?
2) Каковы предпосылки глобализации? Роль ТНК в этом процессе.
3) Положительные и отрицательные последствия глобализации.
4) В чем состоит сущность проблемы «Центр-Перифирия»?
5) Россия – Центр или Перифирия?

6. Представление результатов работы (на каждую группу не более 5-6 минут). Примерные результаты работы отражены в презентации (Приложение 2 ):

7. Сообщение эксперта по теме «Всемирная торговая организация» (при наличии времени)

III. Закрепление изученного материала

IV. Рефлексия и подведение итогов урока

1. Самооценка работы группы (старшие по группе)
2. Выступление экспертов, оценка работы групп
Оценочный лист эксперта

Работу экспертов оценивает учитель.

V. Домашнее задание

1. Параграф 10 (всем)

1 уровень: задание 3
2 уровень: решите задачи (Приложение 3 )
3 уровень: написание эссе по выбору: «Мысли мудрых» (с.127) или «Выгодно ли России вступление в ВТО?»

Пакет с заданиями для группы 2

1. Текст «Экономическая интеграция в современном мире

2. Таблицы:

  • Ступени развития региональной экономической интеграции
  • Этапы расширения стран-участниц ЕЭС/ЕС
  • Сравнительные характеристики ЕС, НАФТА и АТЭС

Пакет с заданиями для группы 3

  • Изменение в ХХ в. товарной структуры мировой торговли, в %
  • Удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте, в %
  • Удельный вес важнейших торговых партнеров в общем объеме экспорта и импорта России, 2003
  • Товарная структура внешней торговли Российской Федерации, 2003

Пакет с заданиями для группы 5

1. Тексты «Основные этапы развития транснациональных корпораций», «Темпы и особенности развития экономики на рубеже 20-21 вв.»
2. Таблицы:

  • Крупнейшие ТНК мира их рыночной стоимости
  • Крупнейшие ТНК в мире на 2007 г.
  • Внешний долг наиболее крупных стран-должников (млн. долл. США)

Данный урок является интегрированным. В его проведении принимаю участие 4 учителя: учитель общестовзнания, учитель истории, учитель географии и учитель английского языка. Урок рекомендован для проведения в профильных классах или классах с углубленным изучениема английского языка. Урок рассичтан на 45 мин, включает различные виды и формы работы - индивидуальную, групповую, интерактивные технологии. К уроку разработана презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Баранова Ирина Владимировна,

Учитель обществознания,

МБСО школа №23 г. Орла

Методическая разработка урока обществознания в 11 классе на тему: «Мировая экономика»

11 класс

Учебный предмет: Обществознание

Учебник Обществознание 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М., Просвещение, 2009.

Цели и задачи урока:

Цель урока: Рассмотреть основные принципы функционирования мировой экономики.

Задачи урока

1. Познакомить учащихся со структурой мирового хозяйства; с особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире; с различными вариантами внешнеторговой политики на примере протекционизма и фритрейдерства (свободной торговли);

2. Содействовать развитию экономического мышления на основе понимания места и роли России в международных экономических отношениях.

3. Способствовать развитию умения осуществлять экономический анализ, оценивать последствия внешнеторговой политики.

4. Продолжить совершенствовать умение составления опорного конспекта урока.

Идея урока: в современном мире все взаимосвязано: политика, духованя жизнь и конечно, экономика. В ходе занятия учащиеся должны понять, что современный мир не может развиваться вне процессов всемирной интеграции и глобализации, но эти процессы необходимо координировать и направлять, в том числе и в экономической сфере.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, учебник Обществознание 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М., Просвещение, 2009., схема-конспект, экономическая карта мира, учебник Английский язык. 11 класс.

План урока:

1. Мотивация

3. Международное разделение труда

4. Внешнеторговая политика

5. Всемирная торговая организация.

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

1. Мотивация. (слайд1) Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать экономическую сферу жизни общества. Тема нашего урока «Мировая экономика». Я уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок.

(слайд 2) Цель нашего урока: Рассмотреть основные принципы и особенности функционирования мировой экономики. На уроке мы изучим основные понятия мировой экономики, поговорим о международном разделении труда, методах торговой политики и всемирной торговой организации. У каждого из вас на столе лежит опорный конспект (Приложение 1), на протяжении урока вы будете с ним работать, и в конце урока должны будете представить получившийся продукт.

2. Мировая экономика, основные понятия мировой экономики.

(слайд 3) Учитель: Почему страны торгуют? Можно ли отгородиться друг от друга? (фронтальный опрос, ответы детей)

До сих пор мы с вами рассматривали национальную экономику и ничего не говорили о связях с внешним миром. Но в нашей жизни таких связей очень много. Мы идём в магазин и видим там, наряду с отечественными, множество товаров из разных стран мира. В фирмах, организациях и в доме у многих есть импортные компьютеры, оборудование или бытовая техника тоже из разных стран. Люди из России едут работать или учиться за границу, а из других стран, наоборот, приезжают учиться и работать в Россию.

Всё это говорит о связях и зависимости различных стран друг от друга в рамках мировой экономики.

Что такое мировая экономика?

(слайд 4) Учитель: действительно, мировая экономика это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.

Основа мировой экономики - международная торговля.

Основными понятиями мировой торговли являются Экспорт, Импорт и Сальдо торгового баланса.

Давайте вспомним, что такое импорт и экспорт?

Фронтальный опрос (ответу учащихся)

(Слайд 5) Учитель: Импорт – это ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и т. п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств на обратный вывоз.

Экспорт – это вид внешнеэкономической деятельности, направленный на продажу товаров и услуг за рубеж.

На слайде вы видите новое для вас понятие – сальдо торгового баланса - разность между стоимостью экспорта и импорта.

Как вы думаете, хорошо или плохо иметь положительное сальдо торгового баланса? Почему?

Фронтальный опрос (ответы учащихся)

Учитель: В мировой практике принято считать, что отрицательное сальдо - это плохая тенденция, так как чрезмерный импорт способствует наводнению рынка импортными товарами, ущемлению интересов отечественного производителя. Международный валютный фонд в своих рекомендациях и условиях выдачи кредитов указывает на необходимость и полезность для экономики иметь положительный торговый баланс. В то же время уже несколько лет подряд у США отрицательный баланс достигает несколько десятков миллиардов долларов. При этом условия жизни в США служили эталоном благополучия для других

Как вы думаете, что будет являться основой международной торговли и всей мировой экономики?

Фронтальный опрос (ответы учащихся)

Учитель: Действительно, это международное разделение труда, которое составляет основу международной торговли товарами и услугами, это международное движение капитала и рабочей силы, это валютные отношения. Многие страны вообще объединились в блоки и сняли почти все преграды на пути движения товара, капитала и рабочей силы. Данное явление получило название интеграция. Но начало всех этих процессов в мировой экономике – международное разделение труда.

(Слайд 6) Учитель географии : Международное разделение труда - это неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена.

Какие основные формы МГРТ существуют? (слайд 7)

Фронтальный опрос (ответы учащихся)

Учитель географии: Основные причины МГРТ вытекают из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: (приводятся примеры по карте)

1) в географическом положении (сухопутное, приморское, соседское, то есть выгодное или невыгодное);

2) в природных условиях и ресурсах;

3) в условиях социально - экономического развития;

4) в исторических традициях.

Примеры:

Традиционно в странах Юго - Западной Азии ткали ковры (слайд 8) , знаменитые персидские ковры, это до сих пор является брендом;

В странах Юго - Восточной Азии с древнейших времён развито рисоводство (слайд 9), так как здесь тёплый и влажный климат;

Производство продукции точного машиностроения в Японии (слайд 10 ) - роботы, компьютеры, телевизоры и т. д (эта страна бедна природными ресурсами).

(слайд 11) МГРТ- выражается в специализации отдельных стран на производстве определённых видов продукции или услуг и обмен ими.

Приведите, пожалуйста, примеры отраслей международной специализации стран современного мира

Фронтальный опрос. Ответы обучающихся:

Япония - автомобильная промышленность;

Канада - зерновое хозяйство;

Индия - текстильная промышленность;

Россия- нефтяная и газовая промышленность.

Учитель географии: Перед вами карточки с заданиями. Определите название страны по отраслям международной специализации:

Индивидуальный опрос. Ответы обучающихся:

1) оборудование для АЭС, алюминий, парфюмерию, пшеницу, сахар, вина экспортирует:

А) Франция

Б) Польша

В) ФРГ

2) пиломатериалы, бумага, морские суда, молочные продукты- основа экспорта:

А) Финляндии

Б) Болгарии

В) Испании

3) автомобили, мотоциклы, химикаты, обувь, фрукты, овощи, цитрусовые- ведущие

статьи экспорта:

А) Италии

Б) Великобритании

В) Швеции.

Учитель географии: таким образом, мы видим, что международное разделение труда охватывает большинство стран мира. МГРТ имеет давние исторические традиции (слайд 12).

Учитель истории: Это первая форма экономических отношений между странами. Из истории вы помните, что в XVII-XVIII вв. самой крупной торговой державой были Нидерланды, а затем Великобритания.

Ещё в XVII в. учёные-экономисты задавались вопросом: «Почему страны торгуют друг с другом?» В то время они полагали, что внешняя торговля создаёт богатство, которое ассоциировалось с золотом, и призывали правительства вывозить больше товаров, чтобы получать больше золота для страны, и меньше ввозить, чтобы не было оттока золота.

Но уже во второй половине XVIII в., когда в Англии начался промышленный переворот, т. е. переход от мануфактуры к фабрично-заводскому производству, отношение к торговле изменилось. (слайд 13) Шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) подверг критике идею о богатстве как владении большим количеством золота и показал, «как государство богатеет, и чем живёт, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет» (А. С. Пушкин).

А. Смит высоко ценил разделение труда и считал, что для граждан любой страны выгодно покупать заграничные товары, особенно если они продаются дешевле, чем отечественные. Учёный разработал теорию абсолютного преимущества во внешней торговле, суть которой состоит в том, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие, и поэтому имеют абсолютные преимущества в свободной торговле с другими странами. Россия, например, имеет абсолютные преимущества по газу, которого она производит больше всех в мире. Наша страна поставляет газ в развитые страны Европы в обмен на оборудование, так как его производство в России менее эффективно.

(слайд 14) Другой английский экономист Давид Рикардо (1772-1823) разработал теорию сравнительных преимуществ во внешней торговле. Суть её состояла в том, что страна получает выгоду, если она специализируется на производстве тех товаров, средние издержки которых относительно меньше, чем при производстве тех же товаров в других странах. Д. Рикардо в качестве примера взаимовыгодного обмена между Англией и Португалией приводил обмен такими товарами, как сукно (помните, что Англия была «мастерской мира»?) и вино, поскольку Португалия находится южнее Англии и природные условия там более благоприятны для выращивания винограда.

В истории сложились два основных метода международной торговли.

(Слад 15) Учитель английского языка:

To begin with, we’ ll listen to several people talking about some events of local economy. You need to say what exact measures of economic regulation you heard (звучит отрывок, текст отрывка прилагается)

Учащиеся предлагают ответы:

A import control, quota

B Tariffs

C Taxation

D Export ban

Are these regulations or restrictions? Are they tariff or non- tariff?

Let’s discuss this and other measures as a part of general picture.

Please, read the document, I have prepared, and be ready to explain the approaches to international trade

Red group – protectionism, yellow group tariff/ non-tariff, green group – free trade(учащиеся делятся на три группы согласно цвету, выбранного ранее конверта, и готовятся дать определения и примера понятий «фритрейдерство», «протекционизм» «тарифные и нетарифные методы»)

So let,s sum up what you have found out

В ходе обсуждения понятий, создается общая структурная схема

  • Protectionism – barriers to international trade to protect local production. These barriers include tariffs and non-tariffs barriers
  • Tariffs- are basically tax on imports.
    For example, China starts to export saris to India, therefore local Indian producers are going out of business. India could put a tariff on the import of saris to discourage China from exporting saris to protect their domestic market.
  • Non-tariffs -are less direct protectionist measures used to reduce the measure of import in the country.
    For example,
    *Quotas.(a limit on the number of imports into a country)
    *Subsides (are when the government give money to local producers to drop their price so the consumer will buy the local product instead of the imported one)
    *VER(Voluntary Exports Restrains), where both countries agree not to send things to each other thus benefiting from it.
    *Excessive Standard Requirements, could be health/safety requirements or anything that basically makes it hard to import.


Учитель обществознания: Как вы только что выяснили, Россия, как и многие другие, даже самые развитые страны, не отказалась от политики протекционизма, используя разные методы регулирования внешней торговли.

(слайд 17) Существую тарифные и нетарифные методы протекционистской политики. Пользуясь стр. 121-122 учебника раскройте сущность понятий: таможенные тарифы на экспорт и импорт, таможенные союзы, квоты, эмбарго, стандартизация продукции. (самостоятельная работа по учебнику, фронтально, устно)

К тарифным методам регулирования относятся таможенные тарифы на импорт и экспортные тарифы, а также таможенные союзы.

Таможенные тарифы на импорт – это пошлины на импортные товары, ввозимые в

страну, взимаемые таможенными ведомствами при пересечении границы государства. Обычно на готовые изделия тарифы достаточно высокие, а на сырьё и материалы – более низкие.

Как вы думаете, почему устанавливаются именно такие тарифы?

Цель такой политики – поднять отечественную цену на импортный товар выше мировой и таким образом защитить отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Экспортный тариф – это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибегают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. К тому же установленные экспортные пошлины дают дополнительный доход в государственный бюджет.

Таможенные союзы – это объединения стран, которые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран. Примером может служить Европейский союз, куда вошли бывшие прибалтийские республики СССР (Латвия, Литва, Эстония), или Азиатско-Тихоокеанское сообщество, куда входит Россия.

К нетарифным методам регулирования международной торговли относятся установление квот, экспортные кредиты, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др.

Установление квот – это количественные ограничения ввоза или вывоза определённого товара. Например, США стараются ограничить ввоз японских автомобилей и электроники, чтобы оградить от конкуренции отечественных производителей. Россия не установила квот, но повысила тарифы на ввоз импортных автомобилей, особенно подержанных, которые уже отработали 5-7 лет и цена которых очень низкая, чтобы защитить своих производителей, и таким путём ограничила ввоз автомобилей.

Ещё один приём скрытого протекционизма на ввозимые из-за рубежа товары – это установление стандартов на ту или иную продукцию. Стандарты связаны с классификацией, маркировкой, проведением испытаний продукции и часто вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья населения. Например, в маркировке должен быть указан состав продукта; если это продукты питания, то должны быть указаны пищевые добавки. Если они не соответствуют российским стандартам, то ввоз этих продуктов будет запрещён.

Экономические санкции – эмбарго – это установленный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной. Эмбарго применяется в основном с целью давления на эту страну по политическим мотивам. Например, США, которые не хотели терпеть рядом собой прокоммунистическую страну, в 1962 г. объявили Кубе полное эмбарго. Иногда эмбарго может объявляться и на отдельные товары. Так, США в начале 1980-х гг. объявили эмбарго на поставку компьютеров в СССР под предлогом, что это может укрепить военный потенциал Советского Союза.

Международная торговля очень быстро развивается и поэтому нуждается в регулировании со стороны международной организации (слайд 18). Такая организация была создана и начала действовать в 1948 г. – это Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В 1995 г. она была преобразована в ВТО – Всемирную торговую организацию, которая регулирует около 90% мировой торговли (160 государств).

Цель этой организации – создать для своих членов режим наибольшего благоприятствования в торговле, отменить дискриминацию и создать равные условия для всех участников. ВТО устанавливает общие тарифы и борется с нетарифными ограничениями в торговле – квотами, государственными субсидиями экспортных отраслей, налоговыми льготами для экспортных предприятий.

Рефлексия. Мы с вами сегодня рассмотрели основные вопросы мировой экономики. Вернемся к нашей опорной схеме (слайд 19). У вас есть еще несколько минут, чтобы завершить работу с этой схемой.

Давайте проверим, что же у вас получилось.

Ответы учащихся.

Учитель обществознания: Давайте сверим наши опорные конспекты. (слайд 20).

Таким образом, у нас получился опорный конспект, который будет вам полезен при подготовке к единому государственному экзамену.

Наш урок подходит к концу. Некоторые из вас сегодня получили оценки (выставление оценок)

Давайте запишем домашнее задание: § 10, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить задания из рубрики «В классе и дома», сообщение о глобальных проблемах экономики.

Спасибо за урок.


Дисциплина: Мировая экономика

Лекция

Тема: Мировая торговля

План:

1. Мировая торговля

2. Причины формирования международной торговли

2.1. Разделение труда: значение и сущность

2.2. Международное разделение труда и факторы его развития

3. Формы организации международной торговли

3.1. Биржевая торговля

3.2. Международные торги

3.3. Международные аукционы

3.4. Стандартные операции купли-продажи товаров

3.5. Операции международной аренды

3.6. Международная встречная торговля

1. Мировая торговля

Международная торговля ( MT ) представляет собой специфи­ческую форму обмена продуктами труда между продавцами и по­купателями разных стран, являющуюся исходным видом мирохозяйственных связей. В рамках данного определения представ­ляется целесообразным обратить особое внимание на четыре следующих обстоятельства:

Во-первых, из приведенного выше определения следует, что далеко не всегда обмен продуктами труда обязательно дол­жен принимать форму торговли, т.е. купли-продажи, что пред­полагает выявление специфических причин, порождающих МТ;

Во-вторых, речь идет о таком виде внешнеэкономической деятельности, при которой за пределы национальной террито­рии переносится только акт реализации произведенного продук­та, но не его полное или даже частичное создание;

В-третьих, циркулирующие в настоящее время по каналам международной торговли продукты труда достаточно многооб­разны, их наиболее общая классификация предполагает выделе­ние трех принципиально отличающихся друг от друга групп: то­варов, услуг, прав интеллектуальной собственности;

В-четвертых, и логически, и исторически международная торговля образует тот фундамент, на котором вырастает вся мно­гообразная совокупность современной системы международных экономических отношений, что, в свою очередь, заставляет за­думаться о диалектической взаимосвязи между различными ви­дами внешнеэкономической деятельности.

Понятие «международная торговля» следует отличать от близ­ких ему по значению, нередко в обыденной речи употребляемых в качестве синонима, но вместе с тем отнюдь не тождественных ему (и друг другу) терминов «внешняя торговля» и «мировая торговля».

Первоначально разберемся с последним из них. Оценивая ситуацию на рынке каждой отдельно взятой страны и всей их со­вокупности в целом, мы должны констатировать, что в подавля­ющем большинстве случаев там одновременно представлены как товары, произведенные отечественными компаниями, так и про­дукция зарубежных производителей. Соответственно, сделки купли-продажи заключаются и реализуются и по одним, и по другим изделиям, образуя комплекс обменных операций, имену­емых мировой торговлей. Она, таким образом, больше совокуп­ности отношений, являющейся непосредственным объектом рассмотрения данной темы, на ту их часть, в которую вступают продавцы и покупатели одной страны.

Основное различие между понятиями «международная тор­говля» и «внешняя торговля» заключается в том, что, говоря о последней, мы оцениваем анализируемое явление с точки зре­ния отдельной страны или группы стран (внешняя торговля Рос­сии, внешняя торговля Великобритании, внешняя торговля стран Балтии и т.п.). Здесь все находящееся за пределами нацио­нальной территории выступает как внешнее по отношению к ней. А вот когда речь идет о международной торговле, то мы под­разумеваем деятельность, осуществляемую в рамках всемирного хозяйства. По отношению к неМу внешним могли являться разве что торговые связи с внеземными цивилизациями. Таким обра­зом, получается, что международная торговля представляет со­бой совокупность внешней торговли всех стран мира. При этом внешняя торговля отдельных государств и регионов выступает составными элементами международной торговли.

Внешнеторговые операции, рассматриваемые в обобщенном виде, предполагают либо вывоз произведенной продукции за пре­делы национальной территории, либо, наоборот, ее ввоз из-за гра­ницы. Соответственно, говорят об экспорте или об импорте.

Вместе с тем, как экспортные, так и импортные операции, в свою очередь, не являются чем-то гомогенным. Они могут быть разделены на более мелкие группы - разновидности. Чаще всего можно встретиться с классификацией внешнеторговых опера­ций в зависимости от происхождения и назначения произведен­ной продукции. Смысл в данном случае заключается в том, что с точки зрения влияния на экономику стран-участниц междуна­родной торговли различные разновидности внешнеторговых операций неравнозначны.

Следовательно, может варьироваться и степень их государ­ственного регулирования, например, величина взимаемой тамо­женной пошлины или устанавливаемые права и обязанности владельца в части использования циркулирующей по каналам международной торговли продукции. Для этой цели применяют­ся различные виды таможенных режимов 1 . Среди них, в частно­сти, выделяются:

экспорт - режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории России, вы­возятся с нее без обязательства об обратном ввозе;

реэкспорт - режим, при котором товары, ранее ввезенные в Россию, вывозятся с ее таможенной территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов;

временный вывоз - режим, при котором товары, находя­щиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, могут временно использоваться за ее пределами с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных по­шлин;

специальный режим в отношении вывоза товаров, предна­значенных для предупреждения и ликвидации стихийных бед­ствий и иных чрезвычайных ситуаций. В этом случае предусма­тривается полное освобождение от таможенных пошлин, нало­гов, запретов и ограничений экономического характера.

Если взглянуть на экспорт с точки зрения формирования управленческой и маркетинговой стратегий фирмы, то мы полу­чим как минимум две его возможные классификации. С одной стороны, различают пассивный и активный экспорт. Первый из них предполагает периодический вывоз излишков продукции с таможенной территории страны в случае их возникновения. Вто­рой имеет место тогда, когда фирма не только ставит, но и реали­зует цель расширения масштабов осуществляемых ею операций за счет реализации продукции на конкретном зарубежном рынке или нескольких таких рынках. С другой стороны, различают кос­венный и прямой экспорт. В первом случае предполагается ис­пользование услуг независимых посредников - агентов по экс­порту, сбытовых фирм и т.п. Во втором случае фирма-производитель продукции сама непосредственно осуществляет экспортные операции.

Рассмотрим количественные параметры развития междуна­родной торговли.

Международную (и в равной степени внешнюю) торговлю, прежде всего, характеризуют три важнейших показателя:

1) общий объем (товарооборот);

2) товарная (отраслевая) структура;

3) географическая структура.

Объем товарооборота, оцениваемый на уровне отдельной страны (или группы стран), равен сумме всех экспортных и всех импортных операций.

Для оценки результатов внешнеторговой деятельности очень часто приходится сравнивать данные об объеме товарооборота за несколько лет. В этом случае мы можем использовать два вари­анта расчета: во-первых, расчет товарооборота в фактических (текущих) ценах и, во-вторых, расчет товарооборота в неизмен­ных ценах. Каждый из этих показателей имеет свои преимуще­ства и недостатки, но оба они важны для анализа. Действитель­но, при использовании текущих цен мы имеем представление о той реальной величине денежных средств, которые государство, с одной стороны, получает за счет реализации произведенной продукции за рубежом, с другой - выплачивает поставщикам импортируемых товаров и услуг. Что же касается товарооборота в неизменных ценах, то здесь, абстрагируясь от вызываемых коле­баниями рыночной конъюнктуры изменений цен, мы более чет­ко представляем себе реальную динамику движения товаров и услуг как таковых.

Как уже отмечалось, международная торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Означа­ет ли это, что, суммировав показатели внешнеторгового оборота государств, образующих всемирное хозяйство, мы получим ве­личину оборота международной торговли? Иными словами, мо­жем ли мы для расчета этого показателя использовать следу­ющую формулу:

Так поступать было бы неверно. Дело в том, что в рамках все­мирного хозяйства экспорт одних стран одновременно является импортом других. Это означает, что, воспользовавшись форму­лой (2), мы неизбежно столкнемся с ситуацией так называемо­го повторного счета. Для того чтобы его избежать, необходимо суммировать по всем странам лишь один из видов внешнеторго­вых операций - либо экспорт, либо импорт. Получаем следу­ющую формулу:

Посмотрим, насколько наши теоретические выкладки под­тверждаются данными статистики. Являющаяся наиболее авто­ритетным в данных вопросах учреждением в мире ВТО опреде­ляет общий объем мирового товарного экспорта 1 в 2002 г. в 6 240 млрд долл., а в 2008 г. - в 16 127 млрд долл. (включая реэкс­порт). Что же касается мирового товарного импорта, то его вели­чина, по данным ВТО, составляла за эти же годы соответственно 6 500 и 16 415 млрд долл. Аналогичное расхождение имеет место и в данных за другие годы.

Неравенство объемов мировых экспорта и импорта объясня­ется различием в методах статистических оценок внешнеторго­вых операций. Учет экспортных поставок, как правило, осущест­вляется в так называемых ценах FOB (free on board, свободно на борту), включающих все расходы, связанные с доставкой товара до борта корабля и его дальнейшей отгрузкой в порту. При сухо­путных перевозках цене FOB соответствует цена товара на условии «франко-сухопутная граница страны-экспортера», которая также отражает общую сумму расходов по производству и до­ставке товара непосредственно до границы экспортирующей страны. Что же касается импортных поставок, то их учет осу­ществляется, как правило, в так называемых ценах CIF (cost, insurance, freight; стоимость, страхование, фрахт), учитыва­ющих затраты по доставке товара в указанный порт назначе­ния, т.е. включающих расходы по страхованию груза в пути и его транспортировке (морскому фрахту) до порта назначения. Понятие цены CIF при морских перевозках соответствует по­нятию «франко-граница страны-импортера» при сухопутных перевозках.