Некрасовка: Cело Всехсвятское. Храм всех святых в селе всехсвятском

Первоначально село Всехсвятское носило имяСвятые Отцы . О том, когда село было основано, нет единого мнения. Ряд современных источников (в т. ч. Энциклопедия Москвы), считают, что это село было впервые упомянуто в 1498 году в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева. Когда боярский род князей Патрикеевых постигла опала, то все их вотчины конфискованы в казну. С ХVI века, Всехсвятское находилось в Дворцовом ведомстве несколько десятилетий, пока в 1587 году не было отдано царем Федором Ивановичем протопопу московского Архангельского собора как вклад по душе царя Ивана IV.


Более полувека это место так и оставалось незаселенным, пока в 1678 году владельцем его не стал боярин Иван Михайлович Милославский. Единственная дочь которого, Федосья, вышла замуж за имеретинского царевича Александра (Имеретия была одним из самостоятельных государств в раздробленной Грузии) и Всехсвятское составило ее приданное. В 1695 году Федосья умерла, и поместье осталось ее мужу — Александру Арчиловичу. После его кончины село перешло к его сестре Дарье Арчиловне.

В первой трети XVIII века Всехсвятское становится местом неоднократных остановок русских императоров, перед въездом в Первопрестольную. 30 января 1722 года Петр I отсюда начал парадное шествие, в честь победы в Северной войне.

Маскарадное шествие из села Всехсвятского в Москву во время празднования Ништадского мира в 1822 году. Фото из газеты «Северная пчела», 1833 г.

В 1724 г. во Всехсвятское при содействии Петра I переехал освободившийся из персидского плена грузинский царь Вахтанг VI с сыновьями Бакаром и Георгием. В 1728 г., гостя в доме Дарьи Арчиловны, заболела корью и умерла четырнадцатилетняя великая княжна Наталья Алексеевна, внучка Петра I и сестра императора Петра II.

В феврале 1730 года, императрица Анна Иоанновна остановилась здесь перед въездом в Москву. Сановники, составлявшие Верховный Тайный совет, пригласили на русский престол дочь царя Ивана V — сводного брата и соправителя Петра I, предъявив ей «кондиции», ограничивавшие власть императрицы в их пользу. 10 февраля делегация, состоявшая из членов Тайного совета, торжественно встретила ее во Всехсвятском. Но императрица задержалась в селе на пять дней. Здесь она вела переговоры с представителями дворянства — сторонниками неограниченной самодержавной власти. Почувствовав их полную поддержку, 25 февраля в Кремле, императрица демонстративно разорвала ранее подписанные «кондиции», ограничивающие ее монаршее единовластие и разогнала Тайный Совет.

В 1733-1736 гг. по инициативе княгини Дарьи Арчиловны на месте старой церкви возвели новый храм Всех Святых, который дошёл до наших дней. Один из приделов храма — Анны Пророчицы — назвали в честь императрицы. Службы в храме вначале велись на грузинском языке.

Храм Всех Святых в селе Всехсвятском в конце XIX века И. Ф. Токмаков «История — статистическое и археологическое описание села Всехсвятского Московской губернии и уезда 1398-1898 гг.»

Позднее во Всехсвятском останавливались императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II, приезжая в Москву на коронацию.

На рубеже XIX—XX веков во Всехсвятском открыли несколько инвалидных домов , известных далеко за пределами Москвы: Александровское , Алексеевское и Сергиево-Елизаветинское убежища. С началом Первой мировой войны во Всехсвятском появилось Московское городское Братское кладбище , где хоронили погибших воинов. И все эти события были связаны с фамилией Романовых.

Александровское — «состоящее подъ Высочайшимъ покровительствомъ Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Маріи Ѳ еодоровны Александровское уб ѣ жище для ув ѣ чныхъ, престар ѣ лыхъ и неизл ѣ чимо-больныхъ воиновъ »

Московское Александровское убежище для увечных и престарелых воинов. И. Ф. Токмаков «История — статистическое и археологическое описание села Всехсвятского Московской губернии и уезда 1398-1898 гг.»

Сергиево-Елизаветинское трудовое убежище было заложено 5 июня 1907 года по инициативе Великой княгини Елизаветы Федоровны. Оно получило название впамять о муже Елизаветы Фёдоровны— Великом князе Сергее Александровиче Романове, погибшем отруки террориста. На третьем этаже основного здания был домовый храм Преподобного Сергия и Праведной Елисаветы.

Убежище было рассчитано на проживание около 100 человек. Туда принимали инвалидов Русско-японской войны, а также полицейских, получивших увечья при исполнении служебного долга. В приюте их обучали трудовым специальностям. К тому же в приют принимали детей-сирот, чьи родители погибли на войне. При убежище имелось начальное училище с ремесленным отделением для детей. Был даже собственный духовой оркестр. Учащиеся часто ходили на различные образовательные экскурсии.

В начале XX в. Елизавета Фёдоровна основала в Большой Всехсвятской роще, детский приют санаторного типа «Ромашка» для детей, больных туберкулёзом (цветок белой ромашки является символом движения борьбы с туберкулёзом). Каждому, кто жертвовал свои средства санаторию, в знак благодарности вручался большой букет ромашек. Приют возглавила О. И. Богословская, сподвижница Елизаветы Фёдоровны и член общины Марфо-Мариинской обители. Санаторий «Ромашка» просуществовал до 1930-х гг. Затем в его зданиях размещался приют для беспризорных детей, а после войны постройки были снесены.

С началом Первой мировой войны во Всехсвятском, по инициативе все той же Елизаветы Фёдоровны, было обустроено московское городское Братское кладбище. На нём были похоронены около 18 тысяч солдат, офицеров, врачей, сестёр милосердия и лётчиков, погибших во время войны. В 1918 г. на Братском кладбище был освящён храм во имя Преображения Господня, построенный по проекту архитектора А. В. Щусева. В середине 1920-х гг. Братское кладбище было закрыто для захоронений. В 1930-х гг., на его месте разбили парк. Сейчас в парке установлены мемориальные знаки, открыта часовня в память о погибших.

Эскиз храма Преображения Господня в Всехсвятском. Арх. А. В. Щусев.

В 1917 г. село Всехсвятское вошло в состав Москвы. В 1920-х гг. на окраине села в Большой Всехсвятской роще возник первый в Москве кооперативный жилой посёлок «Сокол», который существует и поныне.

Село Всехсвятское известно с XIV века, оно находилось по обеим сторонам нынешнего Ленинградского проспекта, сейчас в этой местности располагаются московские районы Аэропорт и Сокол. Название село получило по церкви Всех Святых, впервые построенной в дереве в 1683 году. Дошедшая до наших дней каменная церковь, построенная в 1733 - 1736 годах, стоит за наземным павильоном станции метро «Сокол».

Село помнит заметные исторические российские события.

В 1608 году село заняли войска Лжедмитрия II, здесь самозванец якобы закопал свои сокровища. Желающих их найти было предостаточно, но никто ничего не нашёл, так что можно попытаться.

С 1678 года землями владел Иван Милославский, родственник и боярин царя Фёдора Алексеевича, один из организаторов стрелецкого бунта 1682 года.

В 1688 году его дочь вышла замуж за имеретинского царевича Александра Арчиловича, переехавшего в Москву вместе с отцом в 1681 году. Имеретия - область в Грузии с главным городом Кутаиси. С тех времён имеретинцы составляли часть населения села Всехсвятское. Одна из имеретинских царевен, Дарья Арчиловна, стала инициатором постройки сохранившегося каменного храма Всех Святых.

Александр Арчилович был другом и сподвижником Петра I, он погиб в плену во время Северной войны.

Через село проходила дорога на Петербург, до постройки во времена Екатерины II Петровского путевого дворца, он находится недалеко от метро «Динамо», все государи, начиная с Петра, останавливались во Всехсвятском, приезжая из Северной столицы в Первопрестольную.

Через село протекали две реки: Ходынка и Таракановка. Первая впадает во вторую, а та, в свою очередь, в Москву-реку где-то в районе Пресни. Правда, существует и другое мнение - Таракановка является притоком Ходынки. Уточнить в настоящее время это могут диггеры, совершающие свои рискованные прогулки по подземным коллекторам «подмосковных» рек. Не всегда такие путешествия заканчиваются благополучно - коллекторы узкие и во время дождя поток воды вполне может смыть смельчаков. При постройке Алабяно-Балтийского тоннеля часть коллектора реки Ходынки открывали, её можно было увидеть. Небольшой открытый отрезок можно увидеть и сейчас в районе улицы Викторенко.

В XVIII веке запруженные реки образовывали в селе большой пруд, в котором сельчане разводили стерлядь.

После отмены крепостного права в 1861 году Всехсвятское, как и многие другие подмосковные сёла, стало популярным дачным местом.

Ещё одной особенностью знаменита эта местность - здесь находилось несколько инвалидных домов. Так, после русско-турецкой войны 1877-1878 годов открылось Александровское убежище для ветеранов и их детей, а после русско-японской войны по инициативе Елизаветы Фёдоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители, - Сергиево-Елизаветинское.

В 1915 году в сельском парке было открыто братское кладбище для погибших на полях сражений Первой мировой войны. В наше время на месте кладбища находится мемориальный комплекс героев той всемирной катастрофы.

На территории Всехсвятской церкви разместили небольшой мемориал примирения, перенеся сюда кресты и могильные плиты с братского кладбища.

Этот парк и храм Всех Святых - всё что осталось от некогда большого и богатого села Всехсвятское.

Юрий Трифонов

На фото 1964 г. Панорама Песчаных переулков с еще сохранивщейся дачной застройкой. Вид в сторону Ленинградского проспекта. Слева 4-й, справа 3-й Песчаные пер.

Для наглядности, чтобы представить как местность выглядела раньше и как изменилась сейчас (). В памятной книжке московской губернии 1899 г. среди жителей села значится купец Тиле Ричард Юльевич (1843—1911).


Ричард Тиле, выходец из Саксонии, хорошо известен в России, ученый, фотограф, автор нескольких книг по фотографии, внесший огромный вклад в развитие аэрофотографии и инженерной фотограмметрии.

22-х летним юношей он приехал в Москву в 1865 г. и поселился в доме Леоновой на углу Покровки (сам Тиле пишет Маросейки, но это не верно, по справочнику 1868 г. дом Леоновой №2 на Покровке ) и Космодемьянского (сейчас Старосадского ) пер.
Вид на Старосадский пер. из Армянсского пер. .Дом Леоновой - угловой дом слева (сохранился). Фото 1913 г.


Ко времени приезда в Россию Тиле окончил в Дрездене художественную академию. В Москве он начал работать в одном из самых знаменитых фотоателье "Шерер, Набгольц и Ко", а через несколько лет, в 1879 г., открыл собственное фотоателье на Кузнецком мосту, 13, которое находилось во дворе владения князя Гагарина в старых палатах. В 1843 году в этих палатах, получивших в эпоху классицизма новую обработку и колонный портик, открылся "Магазин русских изделий". Адрес фотоателье Тиле в объявлении указывался: Кузнецкий мост, дом князя Гагарина, где помещается магазин "русских изделий".
Литография 1870-х годов.

Кузнецкий мост у д. кн. Гагарина. Фото 1880 - 1885 гг.


Некоторое время с 1882 г. и до мая 1886 г. совладельцем заведения здесь был классный художник Опитц Франц Осипович , а фирма называлась "Тиле и Опитц", затем Тиле вновь стал единсвенным владельцем ателье.
А. П. Чехов и Н. П. Чехов. Москва. 5 февраля 1882 г. Фото Р. Ю. Тиле

Дом князя Гагарина перестраивался в 1886 г. и в 1898 г., и в 1915 г. Палаты, где было фотоателье, при последней перестройке были включены в ныне существующее здание.
Современный вид дома и адрес; Кузнецкий мост, д. 19 .

В 1892 г. Тиле открыл при фотографии и фототипию. В начале ноября 1892 г. он дал объявление в "Русских ведомостях": "Фотография и фототипия художника Р.Ю. Тиле переведена на угол Петровки и Газетного переулка (раньше он доходил до Петровки, также часть совр. Кузнецкого моста между Б. Дмитровкой и Петровкой одно время носил название Кузнецкий пер. ) , дом Михалкова".
Улица Петровка. Вид от ул. Кузнецкий мост. Фотография Тиле была в доме слева, сейчас на этом месте дорога и газон. Фото 1900 - 1904 гг.


Среди работ, сделанных в фотоателье Тиле, портреты графини Олсуфьевой А.А. и графини Ливен Е.А., матери Андрея Белого - Бугаевой А.Д., архитектора Кузнецова И.С. и многие др.
А.Д.Бугаева Фотография Р.Ю.Тиле. Москва. 1890-е годы

Кузнецов Иван Сергеевич - архитектор. Фото Тиле Р. Москва. Автограф 1890-е гг.

С 1881 г. Ричард Юльевич - главный фотограф Общества русских врачей, и фотограф Императорского Всесоюзного Исторического музея и двора Его Величества короля Саксонского, а также член "Московского общества любителей художеств". В 1887 г. получил звание придворного фотографа.. На юбилейной фотографической выставке 1889 г. в Петербурге придворному фотографу Р. Ю. Тиле была присуждена медаль Императорского Русского технического общества "…за превосходные работы по разнообразным отраслям фотографии и ее применений…"
В конце 1897 г. Тиле продал свое фотоателье и поступип на службу в Министерство путей сообщения на должность начальника фототопографического отдела, откуда был на какое-то время отправлен за границу для обучения, а затем учавствовал в экспедициях "по изысканию железных дорог в Забайкалье, Закавказье и в Персии". Затем какое-то время жил в Воронеже, где открыл фотоателье вместе с совладельцем Серебриным.
Однако, связи с Москвой никогда не прерывал. С 1898 г. он член Русского Фотографического Общества (РФО), заседания которого проходили в Москве, здесь также выходили его книги, кроме того, напомню, он упоминается как житель села Всехсвятского в 1899 г. Также в разные годы он читает лекции в Москве в Историческом и Политехническом музее. И, наконец, скончался Р. Ю.Тиле тоже в Москве 16 декабря 1911 г., прожив 68 лет; похоронен на Введенском кладбище.
Еще одним жителем села Всехсвятского был архитектор и преподаватель, академик архитектуры Попов Александр Петрович (1828 - 1904 гг.). В связи с тем, что биография его довольно скупа, а перечень его построек в Москве в разных источниках достаточно противоречив, я решила посвятить ему отдельный пост ().
Собственного дома Александр Петрович в Москве не имел, последние годы он жил на ул. Моховой, 26, в д. Бенкендорф (не сохранился ), но у него был дом или дача в селе Всехсвятском, поэтому он много строил и перестраивал в селе и его ближайших окрестностях. Вот об этих его постройках я здесь и упомяну.
В 1881 -1883 гг. он совместно с архитектором Козловым А.Н. на окраине села строит храм Александра Невского при Александровском убежище для увечных и престарелых воинов (снесён).
Церковь Александра Невского. Фото 1882 - 1897 гг.

в 1886 г. он перестраивает трапезную храма Всех Святых во Всехсвятском. Первоначально трапезная имела необычную для своего времени внутреннюю структуру с четырьмя круглыми столбами, несущими крестовые своды. По проекту Попова трапезная была перестроена, опоры и перекрытия разобраны, стены повышены, возведен единый коробовый свод, оконные проемы переложены.
Фасад церкви во Всехсвятском. 1886 г. Архитектор Попов А.Н.

В 1889 - 1890 гг. Александр Петрович вместе с архитектором Кольбе Федором Никитичем возводит ограду и въездные ворота в усадьбе Покровское-Стрешнево (Волоколамское шоссе, 52 ), расположенной поблизости от с. Всехсвятского.

Въездные ворота.

Часть ограды.

В 1891 г. Попов возводит на Ходынском поле для офицеров московского гарнизона летний деревянный кружевной клуб "Кукушка" и флигель к нему (снесены). Фото 1917 г.


В 1892 г., недалеко от с.Всехсвятского, он построил множество разнообразных деревянных зданий - ресторан, тир, эстраду, кегельбан, рельсовые горы, беседки, располагавшиеся в основном на берегу подпруженной реки Пресни для знаменитого антрепренёра Шарля Омона, который арендовал для своего увеселительного заведения часть владений купца Постникова , располагавшихся на Петербургском шоссе - (не сохранились, фото нет ).
И хотя эти его постройки - в посте, посвященном проектам Попова А.П., я отнесла к разряду спорных, т.к. москвовед и историк Романюк С.К. не уточняет какому, именно, Попову (их было три ) они принадлежали, я все же считаю, что они выполнены по проекту Александра Петровича., т.к. предыдущая его работа подтверждает это.
Еще одной удивительной жительницей Всехсвятского была Вера Александровна Нащокина , жена близкого друга Пушкина - Павла Воиновича Нащокина с 1834 г.
Вера Александровна Нащокина (1811-1900), ур. Нарская-Нагаева - внебрачная дочь камергера и тайного советника А. П. Нащокина (троюродного брата П. В. Нащокина и крепостной крестьянки Дарьи Нестеровны Нагаевой.
Нащокин познакомил с ней Пушкина в 1833 году. Вера Александровна сразу же попала в число лиц ближнего окружения поэта. Пушкин, в свою очередь, считал ее "одной из самых душевно привлекательных женщин из тех, кого он знал".
Нащокина Вера Александровна. 1840-е гг. Неизвестный художник.

Во Всехсвятском Вера Александровна доживала свой век, об этом вспоминает Владимир Гиляровский в своей книге "Москва газетная": - "В половине апреля 1899 года меня вызвал по телефону в Петербург А. В. Амфитеатров и предложил мне взять на себя обязанности корреспондента из Москвы и заведование московским отделением вновь выходящей большой газеты "Россия"...
Одна из таких моих корреспонденции, напечатанная за полной подписью, начиналась так:
«Я сейчас имел счастие целовать ту руку, которую целовал Александр Сергеевич Пушкин».
Да, это было так. Мне удалось узнать, что еще жива В. А. Нащокина и ютится где-то в подмосковном селе Всехсвятском. Я нашел ее на задворках, в полуразрушенном флигельке. Передо мной на ветхом кресле сидела ветхая, ветхая старушка, одна-одинешенька. Ее сын, уже с проседью, я видел его после на скачках в потрепанном виде, был без места и ушел в Москву, а его дети убежали играть.
Портрет В.А. Нащокиной, Всехсвятское, 1899 г.


Я всю беседу с ней описал тогда в "России", а теперь помню только, что она рассказывала о незабвенных вечерах. Пушкин всегда читал ей свои стихи, они сидели вдвоем, когда муж задерживался в Английском клубе. Я рассказал ей о чествованиях Пушкина. Она как-то плохо восприняла это и только повторяла:
- Все Пушкин, все Пушкин!
Прощаясь, я поцеловал у нее руку, и она сказала, подняв на меня свои старческие глаза:
- Пушкин всегда мне руку целовал… Ах Пушкин, все Пушкин!
Я послал корреспонденцию в "Россию»" а рассказ о Нащокиной - в Пушкинскую комиссию. Дряхлую старушку возили в одно из заседаний, чествовали и устроили ей пенсию".

Как видно из вышесказанного, и Владимир Алексеевич Гиляровский бывал во Всехсвятском.
Если Вера Александровна доживала свой век в селе, то другой удивительный человек, художник Кочергин Н. М. наоборот родился здесь и провел в селе свои детские и юношеские годы.
Кочергин Николай Михайлович (1897-1974) - художник-иллюстратор, заслуженный художник РСФСР. Один из самых ярких представителей "золотого века" детской иллюстрации (1950-1960-е годы).
Кочергин Николай Михайлович

Николай Михайлович с самого раннего возраста увлекался искусством. В 1908 году поступил в Строгановское художественно-промышленное училище. В 1918 г. окончил его. В этом же году добровольцем вступил в Красную Армию. В эти же годы он уехал из Москвы, работал в Харькове, в Баку, а с 1922 г. жил в Ленинграде. К иллюстрированию книг шел постепенно - через плакат, монументально-декоративное искусство, живопись, деревянную скульптуру. Н. Кочергину равно удавались как русский фольклор, так и фольклор других стран. Более двадцати пяти лет Н.М.Кочергин посвятил иллюстрированию детской литературы. и, именно, в ней нашел себя. Кто знает, может иллюстрируя эти детские сказки, Николай вспоминал свою малую Ролину - село Всехсвятское.

Мы уже вряд ли узнаем, где доживала свой век Нащокина В.А. или в каком домике родился и провел первые годы жизни Николай Кочергин, документов не сохранилось, но оба они видели Всехсвятское примерно таким, каким оно еще сохранялось в середине прошлого века. Фото 1955 - 1956 гг.


Фото 1958 - 1960 гг.

Продолжение. Часть 32. (пишу).

Другие достопримечательности.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Храм Всех Святых в селе Всехсвятском

С ним связано много легенд и преданий. Но и много подлинных историй. Сегодня, например, трудно представить, но иконостас именно этой церкви был публично и показательно сожжён в 1939 году, а в 1945 году прихожане добились открытия отсыревшего и умирающего храма. И возродили его.

История храма Всех Святых в селе Всехсвятском началась, когда село носило имя Святые Отцы. По легенде, здесь около 1398 года был основан мужской монастырь с соборным храмом, а отшельники жили в окрестном лесу в хижинах. Село Святые Отцы упоминается в конце XV века в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, двоюродного брата великого князя московского Ивана III, согласно которой он передавал это село с другими угодьями своему сыну.

Одни историки согласны с тем, что здесь действительно до XV века стоял монастырь с храмом в честь Всех Святых, другие считают, что собор монастыря был освящен в честь VII Вселенского собора Святых Отцов, отчего и произошло название села. На VII Вселенском соборе, проходившем в Никее, голос иконоборцев был заглушён волей большинства. То есть тот собор утвердил иконопочитание.

Был здесь монастырь или не был, но храм, правда уже приходской, упоминается в XVI веке. В 1608 году село занимал Лжедмитрий II. По преданию, перед бегством он зарыл в селе все свои сокровища.

Храм Всех Святых во Всехсвятском

В конце XVII века село вместе с храмом перешло главе приказа Большой казны, боярину Ивану Михайловичу Милославскому. Иван Михайлович был одним из участников стрелецкого бунта 1682 года и после бунта был лишён управления приказами и удалился в свою вотчину у Святых Отцов. Здесь он скрывался от преследований политических недругов и благоустраивал своё владение. Известно, что в 1683 году по указу Ивана Михайловича церковь была перестроена в камне. И именно по церкви село Святые Отцы было названо Всехсвятским. В 1685 году он умер, к счастью для себя не дожив до нового стрелецкого бунта 1689 года.

Единственная дочь Ивана Михайловича Милославского Федосья Ивановна вышла замуж за грузинского царевича Александра Арчиловича, давнего друга царя Петра, и село Всехсвятское перешло к нему как приданое жены. После смерти Федосьи Ивановны Пётр I именным указом пожаловал село в полную собственность вдовца. Ещё в 1699 году в Москву прибыл сам грузинский царь Арчил II с женой и свитой и поселился во Всехсвятском. Приход грузин в Москву было не началом, а, скорее, результатом дружественных отношений Грузии с Россией, когда Грузия терпела бедствия от своих воинственных иноверных соседей, прежде всего от Османской империи, и просила у православной России защиты и помощи. Так в селе Всехсвятское образовалась колония грузин, а само село попало на страницы истории многовековых взаимоотношений России и Грузии. Позднее началась новая волна грузинских августейших иммигрантов. В Москву приехал царь Вахтанг IV с семьей, духовенством и многочисленной свитой. Грузинский правитель тоже отправился во Всехсвятское. Поскольку численность грузинской колонии в Москве оказалась очень высока – несколько тысяч человек, – ей были отведены и земли на Пресне, в районе нынешних Грузинских улиц и Тишинки. Так в старой Москве образовалось два главных грузинских поселения: древнейшее находилось во Всехсвятском, второе – на Пресне.

Царевич Александр Арчилович, у которого во Всехсвятском не раз гостил Пётр I, попал во время Северной войны в плен и умер в Стокгольме в 1711 году, не оставив потомства. Всехсвятское перешло к его сестре Дарье Арчиловне. Она и построила здесь в 1733–1736 годах новую прекрасную церковь, которая дожила до наших дней.

Главный престол освящён в честь Всех Святых, а два придела – в честь иконы «Всех Скорбящих Радость» и во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Новопостроенная церковь стала центром грузинской колонии в Москве. В самом конце XVIII века очередной владелец Всехсвятского села, князь Георгий Бакарович, обновил храм и устроил на левом клиросе царское место. Это было время расцвета Всехсвятского. Здесь стоял Летний дворец с роскошным садом, оранжереями и прудом, по которому гости совершали водные прогулки в гондолах. А в престольные праздники во Всехсвятском происходили большие народные гулянья. В 1812 году и храм, и село разорили войска Наполеона, но стараниями царевича Георгия всё было восстановлено и храм благолепно украшен.

Храм Всех Святых стал усыпальницей московских грузин. На его погосте был похоронен Иван Александрович Багратион, отец знаменитого генерала Петра Ивановича Багратиона. Сам полководец и поставил памятник на отцовской могиле.

После прокладки шоссе в 30–е годы XIX века во Всехсвятском начались массовые народные гулянья. Если в соседнем Петровском парке предпочитала веселиться знать, то в более отдалённом Всехсвятском – простые москвичи. Здесь же, во Всехсвятской роще, в 1878 году был устроен Александровский приют для увечных и престарелых воинов только что отгремевшей Русско-турецкой войны.

Незадолго до революции, когда шла Первая мировая война, в окрестностях Всехсвятского, близ его церкви, было создано Братское кладбище для павших русских воинов. Кладбище было поистине братское – оно предназначалось для погребения офицеров, солдат, санитаров, сестёр милосердия и всех, кто погиб «во время исполнения своего долга на театре военных действий», павших на поле брани или умерших от ран в госпиталях.

После революции священное Братское кладбище постигла трагическая судьба. Поздней осенью 1917 года там появились новые могилы, в которых по благословению патриарха Тихона похоронили офицеров и юнкеров, павших в революционных ноябрьских боях в Москве. Уже в середине 1920–х годов кладбище было закрыто и затем уничтожено при строительстве метро. Хотя есть легенда, что одна могила с памятником долго сохранялась, потому что отец убитого воина лег на надгробие и сказал: «Уничтожайте меня вместе с ним».

Помимо уничтожения кладбища, революция принесла в район Всехсвятского самые радикальные изменения. Вся окружающая село территория стала полигоном для социалистических экспериментов в строительстве. Начали с нового названия местности. В 1928 году Всехсвятское превратилось в поселок Усиевича, а в 1933 году – в Сокол и одноимённый первый кооперативный посёлок. Название «Сокол» появилось от московских Сокольников, поскольку именно там сначала собирались возводить кооперативный поселок.

В 1923 году храм захватили обновленцы, а в 1939 году он был закрыт, его иконостас публично сожгли во дворе, а в самом храме по обыкновению устроили склад. Однако вскоре после восстановления патриаршества к нему вернулась жизнь. Уже к Пасхе 1946 года он был заново освящен. В нём появились святыни: чтимый Казанский образ Богоматери и икона Всех Святых.

В 1992 году храм получил статус патриаршего подворья и вскоре прилегающая к нему территория стала настоящим православным историческим мемориалом. Были поставлены кресты в память жертв красного террора. В сквере у храма установлены памятники павшим в германской, Гражданской, Великой Отечественной войнах, георгиевским кавалерам, юнкерам, генералам и участникам Белого движения. Здесь впервые в России в 1994 году по благословению патриарха Алексия II у храма воздвигли памятник «Генералам Российской императорской армии и Белого движения». Храм Всех Святых помнит всех, кто отдал жизнь за Отечество.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

2.2 Кулишки в Москве и московская церковь Всех Святых на Кулишках, поставленная Дмитрием Донским в память о павших воинах Куликовской битвы (Славянская площадь, станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи прямо говорят о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

4.12.2. КУЛИШКИ В МОСКВЕ И ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЧЕСТЬ ВОИНОВ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ НА СЛАВЯНСКОЙ ПЛОЩАДИ (СТАНЦИЯ МЕТРО «КИТАЙ-ГОРОД») Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Монреаль – город всех святых Самый крупный город Канады – Монреаль – является промышленным центром страны. Он расположился на берегах реки Святого Лаврентия у подножия Королевского холма – Мон-Руаяль, от которого и произошло название города. В месте расположения

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

2.5. Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский летописец,

Из книги Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи прямо говорят о том, что Куликово поле находилось в Москве.Например, известный Архангелогородский

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Всех Святых, что на Кулишках Суета и шум Славянской площади, кажется, совершенно не касаются этого удивительного храма. В храме и даже у его стен царит особая атмосфера. Церковь Всех Святых на Кулишках – первый на Руси храм-памятник боевой славе русского воинства.

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Московские Кулишки - Куликово поле Церковь Всех Святых на Кулишках (станция метро «Китай-город») Начнём с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы

Из книги «Долина смерти» [Трагедия 2-й ударной армии] автора Иванова Изольда

И. И. Калабин И муки всех святых… Бывая изредка в Санкт-Петербурге, я всякий раз захожу в Эрмитаж и долго-долго стою перед картиной Боттичелли «Святой Доминик». На ней изображен обессиленный Доминик, истощенный старик.Для меня, далекого от искусства человека, эта картина

Из книги Где ты, поле Куликово? автора Носовский Глеб Владимирович

2.1. Церковь Всех Святых на Кулишках в Москве, посвященная павшим в Куликовской битве воинам Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИ ЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

1 ноября ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ: ПРИКАСАЯСЬ К МИРУ УМЕРШИХ… Этот день в Португалии является нерабочим. Называется он Де Тодуш Ош Сантуш и посвящается всем известным и неизвестным святым и мученикам, у которых нет отдельных праздников в церковных календарях.История праздника

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 31. О том, что этот храм должен быть построен лучше всех других церквей Ойкумены по великолепию стен, колонн и мрамора Поэтому твоя прозорливость должна так распорядиться и обо всем необходимом иметь такое попечение, чтобы не только сам храм был великолепнее всех

Из книги Памятники древнего Киева автора Грицак Елена

И продолжаем публикацией об интереснейшем районе у м.Сокол на месте бывшего села Всехсвятского, а также о районе Песчаных улиц.

В этом районе, практически полностью построенном на кладбищах еще долго сохранялся дух деревни, и здесь же после войны появились одни из первых народных «сталинок», еще несших парадную эстетику 1930-40-х, но уже предназначавшихся для широких масс населения.

Но обо всем по порядку: остатки старого села и кладбищ, массовые «сталинки», новая архитектура и старый город —>

Наша прогулка будет ограничена лишь небольшим кварталом, вокруг Новопесчаной улицы и м.Сокол, но квартал настолько насыщен историей, что про него можно не просто написать статью, но и целую книгу. Мы же пройдемся по верхам, да простят нас патриоты района, коих немало.

Начнем сразу от метро, еще в конце 1930-х район у уже открытого м.Сокол выглядел совершенной деревней:

Это при том, что, конечно, большинство селян из Всехсвятского уже давно не жили деревенским укладом. Еще до революции сюда стал ходить трамвай, в 1930-х пустили первую линию троллейбуса и зеленую ветку метро, поэтому добраться «до города» стало совсем просто. Ныне название Всехсвятское ушло в небытие, а напоминанием о селе остался только сельский храм Всех Святых, заложенный здесь еще в 1683 г. (нынешнее здание датируется 1733-36 гг.).

Некогда стоявший практически в чистом поле ныне храм со всех сторон будто тисками зажат дорогами и высокой «сталинской» застройкой, за которой его не видно совсем. Интересно, что в советское время храм лишь ненадолго прекращал работу. Сначала в нем разместилась община церковных «обновленцев», сотрудничавших с новой властью и поэтому продержавшихся в храме аж до 1939 г. Однако уже во время войны советские вновь повернулись лицом к церкви, и в 1946 г. к Пасхе храм снова заработал. В 1970-х у этого храма был самый многочисленный приход в Москве.

Здесь же к храму примыкает троллейбусный круг и конечные остановки множества «маршруток».

С разрастанием района транспортный узел сформировался здесь еще до войны. Вот, например, 1934 г. и первый московский троллейбус, приехавший в село Всехсвятское:

Что интересно, жизнь здесь кипела уже до революции, сказывалась близость Петровского парка (ныне у м.Динамо) со множеством дорогих загородных ресторанов, где можно было без ущерба для репутации напиваться и кутить по полной. Среди придорожных харчевен и кабаков Всехсвятского выделялся ресторан «Гурзуф»:

Этот ресторан располагался примерно в районе нынешнего дома №71 по Ленинградскому проспекту и известен был тем, что сюда приезжали догуливать те, кому не хватило погулять до 3 часов ночи в Петровском парке. Тут же гуляли до самого утра. Больше всего разнузданные кутежи возмущали, конечно, приход церкви, которая находилась всего в 38 саженях (81 м) от ресторана. Правда, борьба духовенства с рестораном осложнялась тем, что владелец ресторана обладал какими-то связями в высоких кругах, да и сами поздние посетители «Гурзуфа» часто были людьми непростыми. В конечном итоге, противоборство дошло до самого верха, и сам губернатор Московской губернии В.Ф.Джунковский отдал распоряжение об ограничении работы ресторана «Гурзуф» до 2 часов ночи, чем фактически и вынудил заведение закрыться.

Рядом с храмом высится дом №75 по Ленинградскому проспекту, прозванный в народе «генеральским домом», что вполне подтверждается даже в отделке здания, строившегося изначально для высокопоставленных военных:

Огромный начали строить еще до войны, а заканчивали уже в 1950-х, поэтому хорошо заметны и послевоенная нехватка средств, и радикальная смена политики в архитектуре.

Если одна часть дома и со двора имеет дорогую отделку, то послевоенный корпус этой отделки уже лишили, ограничившись лишь небольшими декоративными элементами

В 1960-х в «генеральском» доме одновременно проживали 39 Героев Советского Союза, маршал Катуков, адмирал Чабаненко, маршал Малиновский, генералы Толубко, Жадов,Шумилов. Здесь были квартиры космонавта Егорова, хоккейного тренера Анатолия Тарасова, а также великого футболиста, хоккеиста, а также тренера по этим видам спорта — Всеволода Боброва.

Здесь же у выхода из метро можно видеть раннесоветскую и одновременно последнюю московскую каланчу, с которой в наше время только в окна пятого-шестого этажей соседних домов смотреть можно.

В 2004 году пожарную часть хотели перепрофилировать в торговый центр, но решение было отменено в связи с тем, что каланча стоит в охранной зоне объекта культурного наследия — Храма Всех Святых.

Так и стоит в полузаброшенном виде. Сразу за каланчой высится еще один массивный сталинский дом, по аналогии с «генеральским» прозванный «адмиральским».

«Адмиральским» местные жители, правда, его прозвали не из-за жильцов, а больше за декор в арке. Проедем:

За рыбкой с якорем в арке идет благородный лев:

А мы двинемся дальше, сквозь этот дом, сразу за троллейбусным кругом у метро стоит прекрасное здание — Центральная поликлиника-больница Гражданского воздушного флота, ныне медицинский центр ОАО «Аэрофлот», принятое в 2008 г. на государственную охрану как памятник архитектуры

Здание начали проектировать еще в 1934 г. для педагогического техникума, но в 1937-38 гг. проект изменили и придали ему современный вид.

Отдельным украшением фасада здесь служит скульптура пионеров-авиамоделистов, в тему здания.

Рядом со зданием вдоль Новопесчаной улицы расположился обширный и прекрасный парк, который по иронии московской топографии не имеет собственного официального названия. Местные называют его «Парк у кинотеатра Ленинград», «Ленинградский парк», «Мемориальный парк», даже встречается название «Песчаный парк». По документам официальное название «Парк мемориальный по ул.Новопесчаной, вл.12», но так, конечно, место никто не называет. В последнее время в прессе его чаще всего называют «Мемориально-парковый комплекс героев Первой Мировой войны».

В последние пару десятилетий в парке появились часовни и небольшие памятники, а в 1915 г., когда здесь было отведено место для кладбища погибших в Первой Мировой войне, все выглядело так:

В память о ликвидированном в 1930-е кладбище в парке установлен ряд памятных знаков и крестов


Безымянный памятный крест


Памятный знак на месте снесенной часовни


Обелиск «Павшим за свободу и независимость Родины», на котором мирно уживаются Георгиевский крест, двуглавый орел и орден Красной звезды.


Единственное сохранившееся надгробие братского кладбища. До сих пор непонятно, каким образом памятник не снесли вместе с остальными надгробиями. Предполагают, что он сохранился только благодаря тому, что отец Сергея Шлихтера, Александр Шлихтер был большим человеком в партии и недопустил уничтожения могилы сына.

Некогда центр жизни в районе, кинотеатр «Ленинград» ныне закрыт на реконструкцию

Рядом работают лишь аттракционы, и украшает площадку парковая скульптура сталинских времен:

А некогда было так:

Двинемся по Новопесчаной улице:

Застройка начала Новопесчаной улицы конца 1940-х удивительна своим переходным характером. Представьте себе, закончилась война, люди видели как живет «опустошенная войной» Европа, и не всегда это сравнение было в пользу собственной страны. Да и жить в коммуналках большинству населения уже было невмоготу, надо было срочно решать жилищный вопрос, максимально быстро. Огромные добротные сталинские дома для номенклатуры, конечно, и в наше время в цене, но они были слишком дороги и трудозатратны, что, конечном итоге, в конце 1950-х привело к появлению максимально простых, но быстрых в сооружении «хрущевок». Социальная проблема была решена на десятилетия вперед. А здесь, на Новопесчаной, еще до появления панельных дешевых и быстро возводимых домов уже пытались как-то сделать дома для народа, максимально упрощая помпезные сталинские проекты, но полностью от «архитектурных излишеств» не отказываясь.

Подъезд одного из домов совершенно сталинский, только в уменьшенном виде, но обязательно с парадным и черным ходом во двор, хоть и упрощенными, но узорчатыми полами, рельефными стенами:

В наше время, парадные выходы на улицу, конечно, заколотили и все ходят исключительно через вход со двора

В наше время венки упрощенных «сталинок» украсили согласно современным веяниям, что на советской архитектуре смотрится совершенно парадоксально. Вот, например, Успенский собор Кремля:

Хоть, опять же, дома должны были быть массовыми, им не делали дорогой отделки, оставляя голый кирпич, но совсем без украшательств архитекторы делать тогда еще не научились:

Сейчас над этим уютным «народным сталинским» районом нависает громадина Триумф-Паласа, у которой хоть и есть отделка, да только почему-то смотрится менее выигрышно.

Еще после войны, когда дома только построили, они совершенно соседствовали с «барачной» застройкой. По воспоминаниям старожилов жители бараков даже держали скотину и охотно продавали «новоселам» яйца, молоко и другие деревенские продукты, что, впрочем, не мешало стандартным конфликтам «старых» и «пришлых», городской и деревенской психологии.

Ул. Луиджи Лонго. Было в 1957 г.:

Стало в наше время:

Крупный угловой дом по Новопесчаной. Угол не могли не оформить в лучших традициях сталинской архитектуры, но при явной экономии средств (по сравнению с теми же домами у м.Сокол), а крылья уже типовые:

Еще один дом по индивидуальному проекту можно видеть в Чапаевском переулке.

Было после войны:

Опять же весь доминантой района стал Триумф-Палас.

Дом с изящной отделкой и воздушными балконами

Здесь проживал еще один выдающийся спортсмен — Лев Яшин

На этом мы и заканчиваем нашу короткую прогулку.

Спасибо компании Skoda за предоставленный автомобиль Skoda Fabia RS, обзор которого еще будет в блоге редактора .