Олимпиадные задания по литературе (8 класс). Олимпиадные задания для школьного тура олимпиады по литературе (8 класс) Встреча Пушкина с Анной Керн


Задание 1.

Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.
1.1 - А где же ключик?

Здесь и ключ перед вашими очами.

Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?

Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.
1.2 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

На плотине-то?..

Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

Ну, что такое случилось? Сказывай…

Задание 2.

Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С. Пушкина, из которого отрывок:
В унынье, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна неприятна им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущенный взгляд:

То три соперника Руслана…


  1. Историко-литературные задания.
Задание 1.

О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях?

1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»»

1.2 Лермонтов «Бородино»

Задание 2.

Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений:

Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А.С. Пушкин «Полтава»

III . Знание теории литературы.

Задание 1.

Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:
1.1 Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, -

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.
1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.
1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить.
1.5 Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.


  1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке:

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Всё вторит весело громам.
IV . Интерпретация художественного произведения.
Почему учитель предложил герою написать «честное изложение»?
ВИКТОР ГОЛЯВКИН

Двойку все-таки я получил. Хотя я вовсю старался. Почти все у Мишки списал.

Двойки я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем. С того дня, как он уехал. Я все боялся: придет письмо, папа спросит в письме, как там Петя, как учится, что я отвечу?

Нужно было исправить двойку. Ждать я больше не мог. Я решил объяснить все Пал Палычу.

Мда… - сказал он. – Семь ошибок в одном изложении. Но выход есть. Вот возьми эту книжку. Вот этот рассказ. Ты прочтешь его дома. Разок или два. Но не больше. Закроешь книжку и будешь писать. Только чур – не заглядывать. Понял?

А кто будет смотреть, заглядываю я или не заглядываю? – сказал я.

Никто не будет смотреть. Не такой ты уже и маленький. Взрослый парень. Что за тобой смотреть!

Как же так? – удивился я. – Я ведь буду смотреть.

Не думаю, - сказал он.

Почему же?

Потому что на честность. Такой уговор. Как же можно смотреть! Тогда будет нечестно.

Вот это да! – удивился я.

Я тебе верю, - сказал Пал Палыч. – Я доверяю тебе – вот и все!

Так-то оно так, - сказал я, - но кто будет знать?

Конечно, конечно, - сказал я, - конечно…

Я, наверное, был растерян. Такого еще я не видел. Это прямо-таки удивительно!

Я прочел рассказ только два раза. Больше я не открыл книжку. Хотя мне очень хотелось. Я писал с трудом. Так хотелось мне заглянуть в рассказ! Даже в классе писать было легче. Там можно было спросить у Пал Палыча. Можно было списать у соседа. А здесь было все на честность.

Я все написал, как запомнил. Пал Палыч прочел и сказал:

Человек ты, я вижу, честный. Так и отпиши отцу.

А как же двойка?

А откуда вы знаете, - спросил я, - честный я или не честный?

Сразу видно, - сказал Пал Палыч, - по изложению видно.

8 класс


  1. Знание текстов художественных произведений.
Задание 1.

Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора.
1.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.
1.2 Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.
1.3 И грянул бой…

В огне, под градом раскаленным.

Стеной живою отраженной,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.
Задание 2.

Узнай произведение по его финалу, назови автора.

2.1 «- Вишь, поплелся! – пробормотал он, - да я его!..

Через полчаса он простился со мной на опушке леса».


    1. «И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..»
II
Задание 1.

Что связывает Черную речку и гору Машук?

2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»

2.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы»

2.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

III . Знание теории литературы.

Задание 1.

Определите жанр произведений древнерусской литературы.
1.1 «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…»

1.2 «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться».

1.3 Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…

Задание 2.

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке?
Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

IV .Интерпретация лирического произведения.
.

1. Прочитайте стихотворение А.А.Фета.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

2. О чём это стихотворение, в каких строках заключена главная мысль произведения?

3. Назовите образный ряд стихотворений.

4. Определить приёмы и средства выразительности, используемые для раскрытия идеи произведения.

5. Определить стихотворный размер.

Олимпиада по литературе

9 класс


  1. Знание текстов художественных произведений
Задание 1.

Перед вами послания и отрывки из посланий литературных героев. Кто кому пишет? Укажите произведение и его автора.


    1. «Государь мой премилостивый,

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -- потому что я не шут, а старинный дворянин. -- За сим остаюсь покорным ко услугам ………………………..»


    1. «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с божей помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу... Которым тебя, моя любезная племянница, тебя делаю наследницею...»

    1. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

1.4. «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».
Задание 2.
В приведенных отрывках говорится о домашних учителях литературных героев. Назовите там, где возможно, имена учеников и учителей. Укажите автора и произведение.
2.1 … в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour etre outchitel, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности… Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал.
2.2 По-французски и всем наукам обучал его немец… Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правда сказать, и мы им довольны… он ребенка не неволит.
2.3 Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!
II . Историко-литературные задания.

Кто из героев повести А.С.Пушкина является историческим лицом, а кто – вымышленным?

Задание 1.

1.1 «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет»

1.2 «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

Задание 2.

Распределите произведения в соответствии со временем их написания:

«Путешествие из Петербурга в Москву», «Недоросль», «Повести Белкина», Бедная Лиза».
III . Знание теории литературы.

Задание 1.

Определите размер стихотворения М. Ю. Лермонтова.

И гордый Демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня.

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда.

И, дав предчувствие блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

Задание 2.

Установите по приведённым ниже определениям литературоведческий термин.

А) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития.

Б) Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие – либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.

В)Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

IV . КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
Дайте анализ и истолкование прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите свое к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей.

В.Шукшин « Век живи - век учись»
80-летний Егор Кузьмич лежал на печке и стонал. За столом сидел восьмиклассник Юрка и учил уроки. Юрка иногда удивлял его своими знаниями, а старик хоть и спорил, но Юрку любил.
- О чем сейчас читаешь?
-О космонавтах.
-И зачем они туда летают?
-Ну, ты даешь, дед! А что они, будут лучше на печке лежать?
-Ну тогда объясни, для чего же ты учишься?! Чтобы на стариков злиться?
-Ну, во-первых, освоение космоса –это…надо. Разве не интересно поглядеть на инопланетян?
-Они такие же, как мы?
-Я точно не знаю, может, немного пострашнее,- ответил Юрка.
-Жениться, что ли, друг на друге будете?- засмеялся дед.
-Да нет, может, у них все уже открыто, а мы только первые шаги делаем…А медицина у них такая, что люди будут до ста-ста двадцати лет жить…
-Ну, это ты врешь.
-Может быть, соседи наши по Галактике открыли уже такое лекарство.
-А кто сто двадцать лет жить захочет, надоест,- пожал плечами дед.
-Ты не захочешь, а другие – с радостью, если будет такое средство.
-А ты вот кем хочешь стать?- спросил старик.
-Хирургом буду.
-А сколько хирурги получают, наверное, много?
-Наоборот, им мало платят, сейчас, правда, прибавили…
-Так зачем мучиться столько лет? (26)Учись на шофера, деньги будешь хорошие зарабатывать. Жили раньше без учебы – и ничего, без хлеба не сидели.
-У вас только одно на уме,- махнул рукой Юрка,- раньше да раньше…
-А у вас только одно на языке: будет да будет…Трепачи…А в книгах твоих читать нечего – вранье одно.
-Нечего? А знаешь ли ты, что когда академик Павлов умирал, то позвал студентов и стал и диктовать, как умирает…
«Вот,-говорит,-сейчас у меня холодеют ноги – записывайте»….Потом руки у него отказали…А потом он умер.
-А у тебя есть его фотография?
Старик внимательно начал разглядывать маленькую фотографию из учебника, а потом спросил:
-А у него родные были?
-Были, наверное, я точно не знаю. Завтра узнаю в школе.
-Были, конечно, если бы был один, то не диктовал бы… Одному плохо.
Юрка не стал возражать.

Конечно,- согласился он,- одному плохо…

Олимпиадные задания по литературе Школьный этап 2016-2017 учебный год 8 класс

I. Знание текстов художественных произведений. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора. (максимальное количество баллов – 3 балла) 1.1 - Не смейся, не смейся, батьку!.. - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться? - Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу! 1.2 - А где же ключик? - Здесь и ключ перед вашими очами. - Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу? - Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп. 1.3 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось? - На плотине-то?.. - Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся. - Ну, что такое случилось? Сказывай… - А вот что случилось.

Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла) 2.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля. 2.2 Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел. Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. 2.3 И грянул бой… В огне, под градом раскаленным. Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей. Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча.

II. Историко-литературные задания. 1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях? (Максимальное количество баллов – 3 балла) 1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»» 1.2 Лермонтов «Песня про…купца Калашникова» 1.3 Лермонтов «Бородино» 2. Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений: (Максимальное количество баллов – 5 баллов) Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А.С. Пушкин «Полтава»

III. Знание теории литературы. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены: (максимальное количество баллов – 5 баллов) 1.1 Не сырой дуб к земле клонится, Не бумажные листочки расстилаются, - Расстилается сын перед батюшкой, Он и просит себе благословеньица: Ох ты гой еси, родимый милый батюшка! Дай ты мне свое благословеньице, Я поеду в славный стольный Киев-град, Помолиться чудотворцам киевским, Заложиться за князя Владимира, Послужить ему верой-правдою, Постоять за веру христианскую. 1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской. 1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай. 1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить. 1.5 Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спинке щетинка.

Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления. (максимальное количество баллов – 6 баллов: 3 балла за каждую группу + 3 балла за название группы) а) дактиль а) сравнение а) пословица б) рассказ б) ямб б) басня в) роман в) анапест в) гипербола г) хорей г) метафора г) поэма д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке: (максимальное количество баллов – 2 балла) Твой стих, как божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол,на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. М.Ю.Лермонтов. 2) Тропами потаёнными, глухими, В лесные чащи сумерки идут. Засыпанные листьями сухими Леса молчат – осенней ночи ждут. И.Бунин 4. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…». (максимальное количество баллов – 1 балл)

искусства 1. Какой художник создал IV. Литература и другие виды пейзаж, являющийся откликом на произведение М.Ю. Лермонтова и названный первой строкой стихотворения? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

Интерпретация художественного произведения. (максимальное количество баллов – 27 баллов) Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение – анализ стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст. Чудный град порой сольётся Из летучих облаков; Но лишь ветр его коснётся, Он исчезнет без следов; Так мгновенные созданья Поэтической мечты Исчезают от дыханья Посторонней суеты. Е. Баратынский О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения). На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? На каком приёме оно построено? О какой «посторонней суете» говорится в последней строке? Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии? Попробуйте одним словом определить, что «исчезает». 6. Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль? 7. Определите стихотворный размер. Макс. кол-во баллов за задания I-V – 56 баллов.

Олимпиада по литературе 8 класс Ответы I. Знание текстов художественных произведений. (максимальное количество баллов – 3 балла) 1.1 Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» 1.2 Н.С. Лесков. «Левша» 1.3 И.С. Тургенев. «Бежин луг» 2. (максимальное количество баллов – 3 балла) 2.1 Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» 2.2 М.Ю. Лермонтов «Бородино» 2.3 А.С. Пушкин. «Полтава»

II. Историко-литературные задания. (максимальное количество баллов – 3 балла) 1.1 Смерть князя Олега от коня своего 1.2 Эпоха правления Ивана Грозного 1.3 Бородинское сражение 1812 года (максимальное количество баллов – 5 баллов) Николай I, Александр I; Екатерина II; Петр I, Карл XII

III. Знание теории литературы. (максимальное количество баллов – 5 баллов) 1.1 Былина 1.2 Житие 1.3 Басня 1.4 Пословица 1.5 Загадка

2. (максимальное количество баллов – 6 баллов: 3 балла за каждую группу + 3 балла за название группы) Жанры Размеры стихосложения Средства худ. выразительности а) пословица а) ямб а) гипербола б) рассказ б) хорей б) антитеза в) басня в) анапест в) эпитет г) поэма г) дактиль г) олицетворение д) роман д) метафора е) сравнение 3. (максимальное количество баллов – 2 балла) Сравнение. 2) Олицетворение.

4. (максимальное количество баллов – 1 балл) Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении. IV. Литература и другие виды искусства (максимальное количество баллов – 1 балл) И. Шишкин «На Севере диком…»

V. Интерпретация художественного произведения (максимальное количество баллов – 27 баллов) 1.Макс. количество – 4 балла. 2.Макс. количество – 4 балла. 3.Макс. количество – 2 балла. 4.Макс. количество – 2 балла. 5. Макс. количество – 1 балла. 6. Макс. количество – 2балла. 7. Макс. количество – 2 балла.

Композиция Стройная композиция, логических ошибок нет 5 Макс. 5б. Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки 4 Есть композиционные и логические нарушения 3 Композиционные и логические нарушения значительны 2 Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна 1 Высказаны несвязные мысли 0 Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность (ведется общий счет ошибок) 1-2 ошибки 5 5 3-4 ошибки 4 5-6 ошибок 3 7-8 ошибок 2 9 ошибок 1 Более 9 ошибок 0 10 Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется… » построено на параллельных образах: образ «летучих облаков» , чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья "посторонней суеты", от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии. Стихотворение состоит из 8 строк. Строфа-восьмистишие (октава). Размер-четырехстопный хорей. Стопа-двухсложная с ударением на первом слоге. Макс. кол-во баллов за задания I-V – 56 баллов.

Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
«Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую».
Отвечат старый крестьянин Иван Тимофеевич:
«Я на добрые дела тебе благословленье дам,
А на худые дела благословленья нет.
Поедешь ты путем и дорогою,
Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина».
Поклонился Илья Муромец отцу до́ земли,

Сам он сел на добра коня,
Поехал он во чисто поле.

Он и бьет коня по крутым бедрам,
Пробиват кожу до черна́ мяса,
Ретивой его конь осержается,
Прочь от земли отделяется,
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.
Первый скок скочил на пятнадцать верст;
В другой скочил, - колодезь стал;
У колодезя срубил сырой дуб,
У колодезя поставил часовенку,
На часовне ставил свое имечко:
«Ехал такой-то сильный могучий богатырь,
Илья Муромец сын Иванович»;
В третий скочил - под Чернигов-град.
Под Черниговом стоит сила - сметы нет;
Под Черниговом стоят три царевича,
С каждым силы сорок тысячей.
Богатырское сердце разгорчиво и неуёмчиво;
Пуще огня-о́гничка сердце разыграется,
Пуще пляштово мороза разгорается.
Тут возговорит Илья Муромец таково слово:
«Не хотелось было батюшку супротивником быть,
Еще знать-то его заповедь переступить».
Берет он в руки саблю боёвую,
Учал по силушке погуливать:
Где повернется, делал улицы,
Поворотится - часты площади.
Добивается до трех царевичей,
Тут возговорит Илья таково слово:
«Ох вы гой еси, мои три царевича!
Во полон ли мне вас взять?
Ай с вас буйны головы снять?
Как в полон мне вас взять, -
У меня доро́ги заезжие и хлеба завозные;
А как головы снять, - царски семена погубить.
Вы поедьте по своим местам,

Вы чините везде такову славу,
Что Святая Русь не пуста стоит,
На Святой Руси есть сильны могучи богатыри».

Увидал его воевода Черниговский:
«Что это господь сослал нам за сослальника!
Очистил наш славный Чернигов-град».
Возговорит воевода своим князьям-боярам:
«Подите, позовите добра молодца
Ко мне хлеба-соли кушати».
Пошли тут князи-бо́яра к Муромцу:
«Ох ты гой еси, дородний добрый молодец!
Как тебя честным именем зовут?
Как тебя величают по отечеству?» -
«Меня именем зовут Илейкой,
А величают - сын Иванович».
Взговорят ему князя-бо́яра:

Ты пойдешь-ка к воеводе нашему,
Ты изволь у него хлеба-соли кушати». -
«Нейду я к воеводе вашему,
Не хочу у него хлеба-соли кушати;
Укажите мне прямую дороженьку
На славный стольный Киев-град».
Ответ держат князи-бо́яра:
«Ох ты гой еси, Илья Муромец!
Пряма дорожка не проста стоит:
Заросла дорога лесами Брынскими,
Протекла тут река Смородина;
Еще на дороге Соловейко-разбойничек
Сидит на тридевяти дубах, сидит тридцать лет,
Ни конному, ни пешему пропуску нет».

Поклонился им Илья Муромец,
Поехал он лесами Брынскими.
Услыхал Соловей богатырский топ,
И свистнул он громким голосом, -
Конь под Муромцем спотыкается.
Возговорит Илья своему коню доброму:
«Ох ты гой еси, мой богатырский конь!

Аль не езживал ты по темным лесам,
Аль не слыхивал пташьего посвисту?»
Берет Илья калены стрелы:
Перво стрелил, не до́стрелил;
А в друго́рядь пере́стрелил;
В третьи стрелил, попал в правый глаз
И сошиб его с тридевяти дубов.
Привязал его к коню во ка́раки;
Поехал Муромец в славный Киев-град.

«Ох ты гой еси, Илья Муромец!
Мы заедем-ка с тобою ко мне в гости».

Увидала Соловейкина мала дочь:
«Еще вон едет наш батюшка,
Везет кривого мужика у коня в ка́раках».
Взглянула Соловейкина большая дочь:
«Ах ты дура неповитая! Это едет добрый мо́лодец
И везет нашего батюшка у коня в ка́раках».
И бросились они на Илью Муромца с дрекольем.
Возговорит Соловейко-разбойничек:
«Не тумашитеся, мои малы детушки,
Не взводите в задор доброго молодца».
Возговорит Илья Соловейке-разбойнику:
«Что у тебя дети во единый лик?»
Отвечает Соловейко-разбойничек:
«Я сына-та выращу, за него дочь отдам;
Дочь-ту выращу, отдам за́ сына,
Чтобы Соловейкин род не перево́дился».
За досаду Илье Муромцу показалося,
Вынимал он саблю свою вострую,
Прирубил у Соловья всех детушек.

Приехал Илья Муромец во Киев-град,
И вскричал он громким голосом:
«Уж ты батюшка Владимир-князь!
Тебе надо ль нас, принимаешь ли
Сильных могучих богатырей,
Тебе батюшке на почесть-хвалу,
Твоему граду стольному на и́зберечь,

А татаровьям на посеченье?»
Отвечает батюшка Владимир-князь:
«Да как мне вас не надо-то!
Я везде вас ищу, везде спрашиваю.
На приезде вас жалую по добру коню,
По добру коню, по латынскому, богатырскому».

«У меня свой конь латынский богатырский:
Стоял я с родимым батюшком у заутрени,
Хотелось постоять с тобой у обеденки
Да на дороге мне было три помешень’ки:
Перва помеха - очистил я Чернигов-град;
Друга помеха - я мостил мосты на пятнадцать верст
Через ту реку через Смородину;
Третья помеха - я сошиб Соловья-разбойника».

«Ох ты гой еси, Соловейко-разбойничек!
Ты взойди ко мне в палату белокаменну».
Ответ держит Соловейко-разбойник:
«Не твоя слуга, не тебе служу, не тебя и слушаю;
Я служу и слушаю Илью Муромца».
Возговорит Владимир: «Ох ты гой еси, Муромец,
Илья Муромец сын Иванович!
Прикажи ему взойти в палату белокаменну»
Приказал ему взойти Илья Муромец.
Тут возговорит Владимир-князь:
«Ох ты гой еси, дородный добрый молодец!
Илья Муромец сын Иванович!
Прикажи ему свистнуть громким голосом».
Возговорит Илья Муромец таково слово:
«Уж ты батюшка наш Владимир-князь!
Не во гнев бы тебе, батюшка, показалося:
Я возьму тебя, батюшку, под пазушку,
А княгиню-то закрою под другою».
И говорит Илья Муромец таково слово:
«Свистни, Соловейко, в полсвиста».
Свистнул Соловейко во весь голос:
Сняло у палат верх по оконички,

Разломало все связи железные,
Попа́дали все сильны могучи бога́тыри,
Упали все знатны князи-бо́яра,
Один устоял Илья Муромец.
Выпускал он князя со княгиней из-под пазушек.
Возговорит сам батюшка Владимир-князь:
«Исполать тебе, Соловейко-разбойничек!
Как тебя взял это Илья Муромец?»
Ответ держит Соловейко-разбойничек:
«Ведь на ту пору больно пьян я был,
У меня большая дочь была именинница».
Это слово Илье Муромцу не показалося:
Взял он Соловейку за вершиночку,
Вывел его на княженецкий двор.
Кинул его выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего;
До сырой земли допускивал - и не подхватывал;
Расшиб Соловейко свои все тут косточки.

Пошли теперь к обеду княженецкому.
Возговорит сам батюшка Владимир-князь:
«Ох ты гой еси, Илья Муромец сын Иванович!
Жалую тебя тремя местами:
Перво место - подле меня ты сядь,
Друго место - супротив меня,
Третье - где ты хочешь, тут и сядь».
Зашел Илья Муромец со коничка,
Пожал он всех князей и бо́яров
И сильных могучих богатырей.
Очутился он супротив князя Владимира.
За досаду Алеше Поповичу показалося,
Взял Алеша булатный нож,
Он и кинул его в Илью Муромца:
Поймал на полету́ Илья булатный нож,
Взоткнул его в дубовый стол.

ЛИТЕРАТУРА

8 класс

Пользу книг ничем не измерить,
Книга в жизнь открывает двери.
В. Маяковский

1-й уровень (6 заданий = 40 баллов)

    1. Назовите изученные жанры древнерусской литературы. (2*2 б.=4 балла)

      Дайте определение термину: «Гипербола - это…». (2 балла)

1.3. Ответьте на вопрос. (8 баллов)

Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы? (4*2 б.=8 баллов)

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Волк на псарне» И.А. Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

    1. Какие средства художественной выразительности использовали авторы? (2*4 б.=8 баллов) .

    Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю. Лермонтов

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.А. Бунин

    1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)? Свой ответ кратко аргументируйте (2 предложения) (6 баллов).

      Буря мглою небо кроет,

      Вихри снежные крутя:

      То как зверь она завоет,

      То заплачет, как дитя…

      А.С. Пушкин

      Душно! Без счастья и воли.

      Ночь бесконечно длинна.

      Буря бы грянула что ли?

      Чаша с краями полна!

      Н.А. Некрасов

      Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены(12 баллов).

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.

2-й уровень

2.1 . Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

И.С. Тургенев

Собака

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,

что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами...

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878

Опорные вопросы :

а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?

б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?

г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?

3-й уровень . Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

3.1. Напишите сочинение-миниатюру(0,75 страницы) на одну из предложенных тем. (10 + 10= 20 баллов)

Разрешите представить моего любимого писателя

Содружество читателей будущего

Виват, романтика! (По творчеству А. Грина и др. писателей)

4-й уровень . Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (20 баллов)

Всего 100 баллов

Ответы:

    1. 4 б. (2+2)

Житие, сатирическая повесть

1.2.

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.

1.3.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» рассказывает о трёх подвигах Александра Невского: битва на Неве, Ледовое побоище, поездка в Орду.

Басня И. Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне казачества с польскими панами (XVI век).

Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (макс. – 8 б.)

1.4.

1) Сравнение, сравнение. 2) Олицетворение, олицетворение.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (макс. – 8 б.)

1.5.

Н.А. Некрасов

Аллегория: образ бури - социальные перемены.

А.С. Пушкин

Поэтическое описание бури как природного явления.

1.6.

1) Былина. 2) Басня. 3) Пословица. 4) Загадка.

Оценка: по 3 балла за правильный ответ (макс. – 12 б.)

2.1.Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)