Презентация перов картины. Василий Григорьевич Перов - живописец, один из родоначальников жанровой картины

Презентация предоставляет информацию для широкого круга лиц различными способами и методами. Цель каждой работы - передача и усвоение предложенной в ней информации. А для этого сегодня используют различные методы: начиная от доски с мелом и заканчивая дорогим проектором с панелью.

Презентация может представлять из себя набор картинок (фото), обрамленных поясняющим текстом, встроенную компьютерную анимацию, аудио и видео файлы и другие интерактивные элементы.

На нашем сайте вы найдете огромное количество презентаций по любой интересующей Вас теме. В случае затруднения используйте поиск по сайту.

На сайте Вы сможете бесплатно скачать , презентации по астрономии, поближе познакомиться с представителями флоры и фауны на нашей планете в презентациях по биологии и географии. На уроках в школе детям будет интересно узнать историю своей страны в презентациях по истории.

На уроках музыки учитель может применять интерактивные презентации по музыке, в которых можно услышать звуки различных музыкальных инструментов. Также можно скачать презентации по МХК и презентации по обществознанию. Не обделены вниманием и любители русской словесности, представляю Вам работы в PowerPoint по русскому языку.

Для технарей есть специальные разделы: и презентации по математике. А спортсмены могут познакомиться с презентациями о спорте. Для любителей создавать свои собственные работы есть раздел , где любой желающий может скачать основу для своей практической работы.

    Слайд 1

    Центр АРТ – образования Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2013 году (история и культура) Презентация к уроку по истории. Тема презентации: « Василий Григорьевич Перов – выдающийся жанрист ХIX века (к 180-летию со дня рождения художника)». Витвицкая Любовь Михайловна, учитель истории Аршинова Александра ученица 9а класса МБОУ СОШ № 4 г. Кольчугино Владимирской обл. сайт

    Слайд 2

    Перов - один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. (Настоящая фамилия Криденер.Фамилия "Перов" возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок). Перов Василий Григорьевич (1833-1882) «Автопортрет», 1851

    Слайд 3

    Первые уроки живописи Перов получил в Арзамасскойшколе А.В. Ступина – лучшей провинциальной художественной школе того времени. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры и написал картину «Распятие». По окончании работы шестнадцатилетний художник подарил ее в церковь соседнего села Никольского, как запрестольный образ (находится в церкви села Никольского Арзамасского уезда). Памятник Ступину в Арзамасе

    Слайд 4

    В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Известный скульптор Рамазанов, инспектор училища, одобрил рисунки Перова и принял его в число учеников. Жил он у бедной родственницы, старой девы, надзирательницы приюта, больной чахоткой. Отец был стар и не присылал ему денег. По смерти родственницы он буквально остался без крова, но один из преподавателей училища, Е.Я. Васильев, предложил переехать к нему на казенную квартиру, заметив хорошие способности в молодом человеке. В 1856 году, за представленный в Императорской Академии Художеств этюд головы мальчика, получил малую серебряную медаль. За этой наградой следовали другие, присужденные ему академией: в 1858 году – большую серебряную медаль за картину "Приезд станового на следствие", в 1860 году – малую золотую медаль за картины "Сцена на могиле" и "Сын дьячка, получивший первый чин", в 1861 году - большую золотую медаль за "Проповедь в селе". «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», 1860 Превосходная фигура босоногого чиновника, на которого примеряют форменный фрак.

    Слайд 5

    В картине "Проповедь в селе", созданной в год отмены крепостного права, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а другой - на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного; сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо какой-то холёный господин. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога." Я хотел изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, причём старался показать степень её действия на разные характеры, на юность и старость, на бедность и богатство",- так объяснял художник замысел полотна. «Проповедь в селе», 1861

    Слайд 6

    Одновременно с «Проповедью» Перов написал две картины – «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», где удивительно типичен ожиревший монах, и«Сельский крестный ход на Пасхе». Последняя картина изображает всех совершенно пьяными. Сельский поп ухватился за колонку крыльца и еле может держать крест в другой руке; дьякон же совсем свалился на пороге, барахтается и не может встать. «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» , 1862 «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861

    Слайд 7

    Получив, вместе с большой золотой медалью, право на поездку в чужие края на казенный счет, Перов отправился туда в 1862 году. Посетил главные художественные центры Германии и провел около двух полу лет в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Парижские тряпичники», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», и пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых, чужеземных нравов не дается ему столь же успешно, как изображение родного, русского быта. Академия разрешила возвратиться ему в Россию за год до окончания назначенного срока. «Савояр», 1863-1864 «Шарманщик», 1863 «Парижские тряпичники», 1864

    Слайд 8

    После приезда в Москву художник создает все более выразительные и полные глубокого смысла человеческие трагедии: «Проводы покойника» (1865), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). «Проводы покойника» , 1865 «Приезд гувернантки в купеческий дом» , 1866

    Слайд 9

    Перова привлекают холодные, мрачные сцены городской жизни. Знаменита его картина «Тройка» (1866), изображающая маленьких подмастерий. Выбиваясь из сил, дети тянут обледеневшую бочку с водой. На картине «Утопленница» (1867) Перов изобразил полицейского, дежурящего у тела погибшей женщины.

    Слайд 10

    В 1867 году появляется картина «Учитель рисования» - целая поэма из действительной жизни в силе лучших тургеневских типов. С еще большим мастерством написана картина «Птицелов», которая является одним из шедевров русской школы. Картина начинает новый период деятельности Перова и совпадает с началом действий Товарищества передвижных выставок.

    Слайд 11

    В картинах Перова 60-х годов все - и композиция, и цвет, и всегда суровый пейзаж - было направлено на выражение основных его мыслей, и - как очень хорошо сказал Стасов - все в них «строго, важно и больно кусается». Но как часто Перову мешали работать; как часто он возмущенно отмахивался от вздорных разговоров, от газетных статеек, в которых его обвиняли в том, что он не любит своего отечества, если показывает его в таком «отвратительном» свете, что у него, «что ни картина, то тенденция и протест», что «не лучше ли художнику трудиться во имя чистого искусства. «Чистый понедельник», 1866 «Очередь у бассейна», 1865

    Слайд 12

    Одно из высших достижений художника- «Последний кабак у заставы» (1868). Это картина большого эмоционального напряжения, необыкновенно цельная по своему художественному решению. На окраине города, у последнего кабака, остановилось двое запряженных саней. Оставшаяся в санях крестьянка уже давно ждет своего загулявшего мужа. Последняя улица города убегает вдаль, к заставе, за которой начинается мир деревни. Пейзаж проникнут чувством тоски и одиночества. Вечерний сумрак, общий серо-коричневый тон, и лишь занесенные снегом окна трактира освещены изнутри тревожным светом, и холодная желтая полоса заката догорает у горизонта за столбами заставы, открывая безбрежную даль.

    Слайд 13

    Много сил и времени отдавал Перов общественной работе. Он был членом Московского общества любителей художеств и членом комитета этого общества. «...Я нахожу, что положительно не имею права отказаться от такого почетного звания. А потому спешу Вам выразить мою признательность, а также готовность служить для общества и для его благих целей...» - писал он в ответ на свое избрание. И, несмотря на занятость, очень добросовестно относился к своим обязанностям, участвовал во всех делах общества. Когда в 1869 году художник Григорий Григорьевич Мясоедов предложил организовать товарищество для устройства выставок самими художниками, Перов первый ухватился за эту мысль. Но не так-то легко было в те годы получить разрешение на устройство такого товарищества. Царские чиновники, которые постоянно запрещали выставлять картины неугодных художников, не одобряли нового общества, Академии художеств затея эта также мало нравилась. «Портрет историка Михаила Петровича Погодина», 1872

    Слайд 14

    Перов, Мясоедов, Крамской и другие художники решили не отступать. Начались бесконечные хлопоты. Через год разрешение было получено, а затем был утвержден и устав товарищества. Надо было готовиться к первой выставке, которую предполагалось открыть в Петербурге. Год, в который начались разговоры о новом товариществе, был одним из самых тяжелых в личной жизни Перова: за один год у него умерла жена и двое старших детей, остался один младший сын. Смириться с этим было трудно, и только безграничная любовь и преданность искусству, поддержка друзей помогли Перову преодолеть горе, найти силы работать. С 1871 г. ТПХВ устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, показанных затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и других городах.

    Слайд 15

    На передвижной выставке 1871 года были выставлены две превосходные картины Перова – «Рыболов» и « Охотники на привале». Картины эти представляют непосредственное продолжение прекрасных жанровых сюжетов. «Рыболов», 1871 «Охотники на привале», 1871

    Слайд 16

    Значительны достижения Перова – портретиста. Изображая выдающихся деятелей русской культуры, художник сумел раскрыть их сложный внутренний мир, высокую одухотворенность. Широко известен портрет Ф.М.Достоевского (1872), заслуженное признание получили портрет А.Н.Островского (1871), портрет В.И.Даля (1872). Портрет Достоевского Портрет Островского Портрет Даля

    Слайд 17

    Увлечение историческими романами Салиаса и Карновича натолкнуло Перова на мысль написать две большие исторические картины – «Суд Пугачева» (1873, не окончена) и «Никита Пустосвят. Спор о вере». Первую он переделывал несколько раз, и сам оставался ею недоволен. На крыльце помещичьего дома сидит Пугачев, окруженный толпой своих приближенных, разбойничьи лица которых чрезвычайно характерны. Идет церемония присяги, которую производит жалкий, несчастный, трясущийся от страха священник. На дворе, перед Пугачевым, скучена толпа народа, в первых рядах которой стоит помещичье семейство, члены которого кто с отчаянием, кто с твердостью и мужеством ожидают решения своей участи. На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на "Емельку". Перов поставил очень сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. В первой картине триптиха он хотел вскрыть причины восстания, во второй – изобразить самое восстание и в третьей – передать расправу с помещиками. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы ("Голова киргиза", "Голова татарина"), делал этюды для Пугачева. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – "Суд Пугачева».

    Слайд 18

    «Суд Пугачёва»

    Слайд 19

    В течение жизни Перов обращался к литературному творчеству. Нельзя не упомянуть его рассказы, такие же пронзительные и глубокие, как и его живописные произведения. Истории создания некоторых своих картин Перов отразил в серии рассказов, в частности о «Тройке» – в рассказе «Тетушка Марья», об «Утопленнице» – «На натуре. Фанни под №30». В последние годы жизни, отойдя от Товарищества, Перов практически отказался от всякой выставочной деятельности - «Никита Пустосвят» стал известен широкой публике уже после смерти художника. Некоторое представление об умонастроении Перова в это время дают такие картины, как «Странница в поле (На пути к вечному блаженству)» и «Возвращение крестьян с похорон зимою». Все чаще размышляет художник о близкой смерти, все болезненнее воспринимает творческие неудачи. Он преподает в московском Училище живописи, ваяния и зодчества; среди его воспитанников - М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин. С.А.Коровин, Н.А.Касаткин, А.Е.Архипов. Он поддерживает и опекает своего друга, великого пейзажиста А.К.Саврасова. Свидетельством этой дружбы можно считать незавершенный портрет Саврасова кисти Перова.

    Слайд 20

    Самая значительная картина Перова на историческую тему, и по размерам своим превосходящая остальные, – «Никита Пустосвят». Перед нами Грановитая палата. Никита, разъяренный спором и удачным ударом по голове суздальского митрополита Афанасия, упавшего навзничь на ступеньки трона, наступает на патриарха со сжатыми кулаками. Его (фигура одна достойна целой картины; во всей русской живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола. Кругом него толпа раскольников, пришедшая с ним защищать общее дело. Она состоит из всевозможных типов, различно выражающих свое сочувствие поступку Никиты, бросающихся избавить его от насевших стрельцов. Картина полна движения и драматизма.

    Слайд 21

    В 1881 году Перов перенес тиф и воспаление легких, его состояние здоровья ухудшилось. Друзья художника пытались ему помочь. Л.Н.Толстой привез к нему знаменитого доктора Захарьина, П.М.Третьяков, с которым Перов был дружен в течение всей своей жизни, предложил ему пожить на его даче в Куракино. В мае тяжело больного Перова перевезли в больницу в Кузьминки под Москвой, где ординатором работал родной брат художника. Накануне смерти, Перов написал последнее письмо Третьякову: «Любезный и добрый друг Павел Михайлович, целую Вас … и благодарю от души за все, что Вы для меня сделали и делаете… Ваш Перов. Вся надежа на Бога». 29 мая (по старому стилю) 1882 года художник умер в больнице. Портрет Третьякова. Илья Репин. Портрет В.Г.Перова И.Н.Крамской

    Слайд 22

    Перов был похоронен на Даниловском кладбище в Москве. В 1930-е годы его прах был перенесен на кладбище Донского монастыря. Всегда скромный, мало о себе думающий, он невысоко ценил свои произведения и, несмотря на скромные требования, которые он предъявлял к жизни, ничего не оставил после себя, кроме долгов. Целое столетие отделяет нас от того момента, когда оборвалась жизнь Перова. За эти долгие годы немало появлялось больших мастеров, немало забыто громких некогда имен. Но по-прежнему остается живым и актуальным искусство Василия Григорьевича Перова, великолепного художника-повествователя и «высокой нравственной личности». Перов был первым талантливым последователем Федотова, и на его произведениях воспитывалось последующее поколение жанристов с талантливым Владимиром Маковским во главе. В одном из рассказов, написанных Перовым говорится: «Художник, познающий и любящий свое искусство, оставляет по себе творения, которые переходят в потомство и долго там живут». Эти слова с полным правом относятся и к творчеству самого Перова. Отпетый, 1873г. Автопортрет

    Слайд 23

    Слайд 24

    Литература и Интернет- ресурсы. 1. Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Из-во «Белый город», 2006, с.162-174 2. Александров В.Н. История русского искусства. Минск «Харвест» 2007, с.441-444. 3. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. М.,1989. 4. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века: Курс лекций. М., 1989. http://literatura5.narod.ru/dostoevskiy1.html http://www.bibliotekar.ru/Kartiny2/10.htm http://www.tanais.info/art/perov13more.html http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/48/Perov_V_G_DonM.jpg?uselang=ru http://tphv.ru/perov_obuhov18.php http://www.hydojnik.ru/Perov/ http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Perov_V_G_DonM.jpg?uselang=ru http://tphv.ru/perov_sher18.php

Посмотреть все слайды

Перов Василий Григорьевич

Презентацию приготовила

учитель начальных классов

МБОУ СШ № 12

городской округ г. Выкса

Нижегородской области

Щербатова Светлана Николаевна


Перов Василий Григорьевич (1833-1881)


  • Русский художник Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года.
  • Отец Василия, Григорий Карлович Криденер был прокурором, владел несколькими иностранными языками, увлекался искусством. Так как в момент рождения ребенка родители не состояли в официальном браке, и мальчик не имел права носить фамилию своего отца, то ее дали по крестному отцу - Васильев.
  • Маленького Василия мать научила читать и писать очень рано. Продолжал обучение мальчик у местного дьячка, который за успехи в чистописании дал ему прозвище Перов . Впоследствии это прозвище было принято художником как фамилия.

  • Интерес к живописи возник у Перова в возрасте девяти лет. Когда семья жила под Арзамасом , в дом однажды пригласили местного художника подправить старый портрет отца. Мальчика настолько захватил процесс работы художника, что он увлекся рисованием. Родители Василия поощряли его увлечение.
  • Проучившись три года в уездном училище Арзамаса, в 1846 году Перов поступил в известную художественную школу А.В. Ступина. Однако художественную школу Перов так и не закончил: поссорившись с товарищами, он уехал в деревню к своим родителям и в школе больше не появлялся. Тем не менее занятие живописью юноша не бросил.
  • Живя в деревне, молодой художник пишет картину «Распятие», которую он подарил ближайшему селу.
  • В 1851 году Перов пишет автопортрет, портреты родителей.


  • В 1853 году художник отправляется в Москву, где поступает в Московское училище живописи ваяния и зодчества, Среди его преподавателей в Училище были Е.Я. Васильев, А.Н. Мокрицкий и С.К. Зарянко.
  • Через некоторое время из-за тяжелого материального положения Перов едва не бросает училище. В трудную минуту ему помог Егор Яковлевич Васильев . Не падать духом юному художнику помогала также дружба с соучениками, знаменитым русским пейзажистом И.И. Шишкиным и выдающимся жанристом И.М. Прянишниковым , с которым ему приходилось по очереди носить одну шубу. Несмотря на все трудности, Перов продолжал усердно учиться.

В декабре 1856 года Василий Григорьевич был удостоен Второй серебряной медали за работу «Голова мальчика». В 1857 году художник пишет картины «Бабушка и внучек» и «Приезд станового на следствие». Последняя работа была отмечена советом Академии Большой серебряной медалью. Сдедующее произведение Перова «Первый чин», написанное в 1860 году , было отмечено Малой золотой медалью.


  • В начале 1863 года Василий Григорьевич отправляется в заграничную командировку. Перов сначала посещает Германию, а затем Францию. За полтора года, проведенных в Париже, художник пишет небольшие этюды, наиболее характерный из которых - «Слепой музыкант» (1864). Из наиболее известных произведений этого периода отметим картину «Савояр» (1863-64), графический лист «Похороны в бедном квартале Парижа» (1863), ряд набросков и эскизов: «Парижские тряпичники», «Шарманщица на бульваре в Париже», «Праздник в окрестностях Парижа», «Уличная сцена в Париже», «Продавец песен», «Шарманщик», «Итальянец, продающий статуэтки».
  • В 1864 году Перов досрочно возвращается в Москву из заграничной командировки.

  • 1870-е годы – период расцвета творчества Перова. Среди лучших произведений этого периода - картины «Проводы покойника» (1865), «Утопленница» (1867), «Последний кабак у заставы» (1868), «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866).
  • Особенностью творчества Василия Григорьевича является то, что он писал рассказы о жизни героев своих картин. Картины с успехом экспонировались на Всемирной художественной выставке в Париже.

  • В 1866 году Перов получает звание академика. В 1870 году художник пишет картину «Птицелов», за которую ему присваивают звание профессора.
  • В 1870 году художника постигло большое личное горе: от эпидемии гибнет его семья.

  • В 1870-х годах Василий Григорьевич обращается к портретному жанру.
  • Художник пишет портреты представителей русской интеллигенции: филолога В.И. Даля, врача и писателя В.В. Бессонова, поэта А.Н. Майкова, писателя А.Н. Островского, историка и литератора М.Н. Погодина, писателя И.С. Тургенева.
  • Портрет русского писателя Ф.М. Достоевского Крамской назвал одним из лучших портретов русской школы живописи.


Портрет А. Н. Майкова.


Портрет И. М. Прянишникова.






  • С 1871 года Перов преподает в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества.
  • Среди его учеников были известные в будущем художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, И. И. Левитан, братья Коровины.

Картины В.Г.Перова

Девушка






  • В конце 1881 года тиф и воспаление лёгких окончательно подорвали его здоровье.
  • Скончался В. Г. Перов от чахотки в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне территория Москвы).
  • Был похоронен на монастырском кладбище вДаниловом монастыре.

  • Прах его был перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре
  • точная дата перезахоронения не установлена.
  • На новой могиле художника был установлен памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого.
  • Его сын - Владимир Перов - тоже был художником.

Спасибо


Русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. "Постоянное стремление к жизненной правде, полная мучительных сомнений, трудная внутренняя ломка, иногда тяжелое разочарование не покидало Перова до последнего времени. В этом заключается тайна обаяния, которое имел он..." (Ботин Б.Н.)


Появление широкого течения критического реализма в русской живописи было подготовлено в х годах частью российского общества, впитавшего прозу Н.В. Гоголя, поэзию Н.А. Некрасова, эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского. Изобразительному искусству был необходим толчок, чтобы живописание быта обездоленных соотечественников было реализовано на полотнах. Таким толчком явилось творчество Василия Григорьевича Перова. Крити́ческий реали́зм художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.


Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. сын барона Г. К. Криденера. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). Василий Перов. Автопортрет Василий Перов. Автопортрет


В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика. Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды: большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858), малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860), большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861).


В 1861 г. за картину «Проповедь в селе» Перов получает большую золотую медаль и право на зарубежную поездку за казенный счет, в 1862 г. отправляется в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Парижская шарманщица», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», "Парижские тряпичники").


Проповедь в селе Парижские тряпичники



Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередная у фонтана», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».

и Карновича натолкнуло Перова на мысль написать две большие исторические картины – «Суд Пугачева» (1873, не окончена) и «Никита Пустосвят. Спор о вере». Первую он переделывал несколько раз, и сам оставался ею недоволен. На крыльце помещичьего дома сидит Пугачев, окруженный толпой своих приближенных, разбойничьи лица которых чрезвычайно характерны. Идет церемония присяги, которую производит жалкий, несчастный, трясущийся от страха священник. На дворе, перед Пугачевым, скучена толпа народа, в первых рядах которой стоит помещичье семейство, члены которого кто с отчаянием, кто с твердостью и мужеством ожидают решения своей участи. На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на "Емельку". Перов поставил очень сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. В первой картине триптиха он хотел вскрыть причины восстания, во второй – изобразить самое восстание и в третьей – передать расправу с помещиками. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы ("Голова киргиза", "Голова татарина"), делал этюды для Пугачева. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – "Суд Пугачева».