Расписание богослужений в петровском парке. Храм Благовещения в Петровском парке (Евангелие в камне)

Храм Благовещения в Петровском парке

Каждая церковь поистине уникальна в своем роде. Часто мы пытаемся сравнивать архитектурный облик одного храма с другими, пытаемся подобрать слова и понять, какой же из них красивее, ищем аргументы, в действительности же сравнения здесь неуместны, ведь у каждого человека есть свое собственное ощущение и понимание красоты. Каждый раз заходя в новую церковь, я понимаю, насколько все они, как и люди, не похожи друг на друга. Есть храмы светлые, сияющие, со множеством новых икон, в такие заходишь и понимаешь: вот оно, торжество Света, нимб православия. В таких церквах всегда много людей, и ходят они туда с удовольствием.

В деревнях можно встретить храмы простые, безыскусные, но чудесные в своей скромности, уединении и смиренности. Не отданные в дар за чудесное исцеление перстни с каменьями и золотые кресты висят на иконах, а чудные вышитые деревенские полотенца, платочки, отданные в дар Богородице.

Есть храмы, в которых совершенно нет праздничной атмосферы, в них темно, подчас даже мрачно, но именно в таких местах еще ярче сверкает луч надежды, духовного прозрения, блестят слезы раскаяния. Об одном из таких Храмов я и хочу рассказать.

В Москве у метро Динамо есть Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной церкви.

История Храма насчитывает почти два столетия: в 1841 году Анна Дмитриевна Нарышкина, подруга Екатерины II, обратилась к императору Николаю I и Митрополиту Филарету с просьбой возвести на месте ее дачи вблизи Петровского парка храм.

У Анны Нарышкиной случилось большое горе, у нее умерла дочь, а затем скончалась и внучка. Нарышкина дала себе обет, что обязательно построит Храм, и, преодолев все преграды, выполнила свое обещание. Первый проект Храма был отвергнут царем, вероятнее всего это было сделано из-за того, что храм походил на Петровский дворец, располагающийся неподалеку от этого места. Вскоре проект другого архитектора и реставратора, известного в своей среде человека, участника строительства Большого кремлевского дворца, Федора Рихтера, был одобрен, и строительство началось в 1844 году, на пожертвование Нарышкиной. Архитектор хотел сделать купол колокольни вытянутым, параболическим, но данная деталь была перечеркнута царем Николаем I. Глава же церкви осталась традиционной, луковичной.

Закончили строительство в 1847 году, верхний престол освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижние: один во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, другой во имя преподобных Ксенофонта и Марии. В 1901 году приобрели новые колокола для церкви. В 1904 году храм был расширен на средства прихожан, сделана пристройка, в которой разместили престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Престол освятили в 25 ноября 1904 года. В 1916—1917 году роспись стен и сводов сделал художник Александр Бороздин. В 1934 году церковь была отдана Академии им. Жуковского, в ней располагался склад, была разобрана часть колокольни и купола, пострадало крыльцо.

1991 года храм был передан Русской Православной Церкви, при храме разместили академию Патриархии. 6 сентября 1997 года, ко дню 150-летия освящения храма были полностью закончены восстановительные ремонтные и реставрационные работы.

Главной святыней храма является икона «Господь Вседержитель Владыка мира», она располагается в левом углу иконостасного ряда. Когда заходишь в церковь, оказываешься как будто бы во тьме собственной греховности, в глубине своей собственной души.

Справа на иконостасе - икона Вседержителя с полными печали огромными глазами, писанная на трех досках в далеком 17 веке. Говорят, что иконе более чем 350 лет.

В иконе нет смиренности, она огненно поражает в самое сердце, шокирует своей глубиной. Нет в ней искусственности, приукрашивания. Этот образ не от мира, он далек от эстетики и изящества. Он написан суровым, северным русским человеком на простом наивном языке, безо всякой изобразительности, без творческих задач, начертан так, как Бог на душу положил написать простому прямодушному человеку.

Есть в ней что-то отреченное, монашеское, строгое. По преданию, сотворена она старцем Дионисием Глушицким в XV веке.

В полумраке церкви глаза Вседержителя производят впечатление не на поверхностном эстетическом уровне, а на каком-то глубинном, подсознательном, они смотрят из глубины веков. Каждый раз у меня складывается ощущение, что образ строжайше говорит самым последним грешникам «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25, 41)

И каждый раз в сиянии свечей, в полумраке церкви, под этим прямым и твердым взглядом, клятвенно обещаешь себе исправиться.

Найдена икона якобы «случайно», как говорит отец Димитрий Смирнов: два молодых человека на праздник Успения принесли три старые доски, композицию размером 206 х 161,5, на нем был потемневший образ Христа. В церкви уже предположили, что доски гораздо старее написанного Образа и стали потихоньку очищать изображение, и под слоем краски оказался огромный глаз Господа Вседержителя размером в две ладони!

Аналогов этой иконе нет в Москве.

Престольной же иконой является икона Благовещения Пресвятой Богородицы, выложенная мозаикой. На ней изображены Архангел Гавриил и Дева Мария. Эта икона праздничная, нарядная, ее очень любят дети. Есть здесь и старинные иконы Николая Чудотворца, Матрены Московской, Серафима Саровского и множество других, к этим образам святых и к Богу люди приходят за помощью и получают ее.

Есть в этой церкви ощущение того, что происходит возрождение православия в его настоящем, честном, безыскусном виде. Как вернулась из небытия икона Вседержителя, пережив под «покровом» революцию и гонения на церковь, так и люди, пришедшие в Храм, постепенно возвращаются к истокам своей веры, к началу своей истории.

Храмы Москвы:Церковь Благовещения в Петровском парке

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке - Аэропорт - Северный административный округ (САО) - г. Москва

История Петровского парка тянется в глубь веков. Среди историков существует несколько версий о происхождении названия. Собственно Петровский парк, названный от путевого Петровского дворца, был устроен в первой половине XIX века. Согласно традиционной, самой известной версии, Петровский парк был разбит на землях, некогда принадлежавших московскому Высоко-Петровскому монастырю, — той же обители, что дала имя и улице Петровка, на которой она находится.


Местная дачевладелица Анна Дмитриевна Нарышкина и основала здесь Благовещенскую церковь в первой половине XIX столетия. Здесь, на даче в Петровском парке, умерла ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари, а перед тем она похоронила свою единственную дочь, графиню Марию Булгари. Женщина в скорби дала обет построить на месте смерти девочки церковь и в 1842 году подала соответствующее прошение святителю Филарету, митрополиту Московскому и государю Николаю I. Анна Дмитриевна была женой камергера и имела землю, арендованную у ведомства Московской Дворцовой конторы, и обещала: перенести свою дачу на подобающее расстояние от нового храма, пожертвовать на его строительство 200 тысяч рублей, обеспечить утварью, внести еще 10 тысяч на содержание священников и обеспечить их жильем.


Место для храма очень подходило для его потенциальных прихожан. Еще раньше смотритель Петровского дворца сообщал, что местные дачники хотели бы иметь здесь собственный приходской храм. Ведь ближайшими были только храм в селе Всехсвятском и храм Василия Кесарийского на 1-й Тверской Ямской, к которому были приписаны дачники Санкт-Петербургского шоссе. Оба храма находились в значительном отдалении от Петровского парка. И владельцы дач уже в 1835 году просили устроить им летнюю палаточную церковь — только на дачный сезон — на заднем дворе Петровского дворца. Тогда император сделать это не разрешил, а дачники проживали здесь временно и полноценный приход составить не смогли бы. Новый храм, устраиваемый Нарышкиной, позволил бы устранить все эти трудности, но у него оказался достаточно сложный путь.

Приписной к храму свт. Митрофана Воронежского на Хуторской улице г. Москвы.

Во-первых, эта местность около дворца была под особым контролем дворцового ведомства. При Николае I Петровский дворец стал не только Путевым, но и загородной императорской резиденцией, с соответствующим статусом. Любая мелочь должна была долго согласовываться и зачастую получать разрешение самого императора. Во-вторых, неожиданно встал вопрос о приходе. Потенциальный местный приход, как оказалось, официально относился к Всехсвятской церкви (на Соколе), и ее настоятель возражал против строительства нового храма ради сохранения своего прихода и содержания церкви неоскуденно. Нарышкина получила отказ от Московской Духовной Консистории, где ей еще указали, что выделенных ею средств не хватает на подобающее содержание храма, и земли Дворцовой конторы могут застраиваться лишь с ее разрешения. И тогда Нарышкина обратилась к самому государю, который разрешил строительство храма в тот же 1843 год. Было предписано молиться в нем о храмоздательнице и ее роде.

Теперь для храма следовало назначить духовенство и после освящения определить приход. Для возведения же храма близ императорского дворца, согласно решению Консистории, требовался особо опытный архитектор. Первым был назначен знаменитый Евграф Тюрин, архитектор Богоявленского собора в Елохове и Татьянинской церкви Московского университета. Его проект предполагал возведение храма-копии Петровского дворца — храм с двумя колокольнями галереями и огромным куполом, что было не дозволено императором, так как церковь не имела к Петровскому дворцу никакого отношения, кроме месторасположения. И архитектором Благовещенского храма стал Федор Рихтер, директор Московского Дворцового архитектурного училища, участвовавший в строительстве Большого Кремлевского дворца. Именно он отреставрировал и палаты бояр Романовых на Варварке, за что был награжден орденом Святого Владимира III степени, а за труд «Памятники древнерусского зодчества» пожалован бриллиантовым перстнем.

Однако первый проект Рихтера император тоже отклонил. Архитектор составил его по мотивам древнемосковского храма Иоанна Предтечи в Дьякове около Коломенского: столпообразную колокольню венчал огромный параболический купол. В следующем проекте, который был утвержден в Петербурге, купол сделан шатровым, а главка самого храма — традиционной московской луковкой. Кроме того, храм стал двухтажным: Благовещенский престол был освящен на втором этаже, где не было отопления — там проводились богослужения летом.

В его алтаре находилась большая икона «Моление о чаше». А в нижнем ярусе устроили приделы во имя преподобных Ксенофонта и Марии со чады и Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы — по именинам храмоздательницы. Помимо самого проекта, Николай I утверждал даже вариант резного иконостаса, и после августейшего утверждения архитектор не мог изменить по ходу работ ни одной детали.

Храм был торжественно заложен на праздник Благовещения в 1844 году. Освятили его уже в 1847 году, но только верхний храм. Устроен он был великолепно, щедро, с серебром, позолотой, финифтью, бархатом, и не имел недостатка ни в утвари, ни в богослужебных книгах. К тому же для содержания храма Нарышкина передала в казну Московского опекунского совета 25 тысяч рублей ассигнациями. Духовенство назначили из храма свв. Иоакима и Анны на Большой Якиманке. Однако прекрасный храм, определенный к Никитскому сороку Москвы, был объявлен… бесприходным.

Дело состояло в следующем. После освящения храма в тот же 1847 год Нарышкина обратилась в Консисторию с просьбой определить приход новоустроенной церкви из местных дачников, живущих около нее. В просьбе было отказано во избежание разорения прихода Всехсвятского храма. Благовещенский храм мог принять под свою сень любого верующего человека, пожелавшего бы зайти в него, но собственного постоянного прихода при этом не иметь. Нарышкина, не утратив душевных сил, уговорила дачников Петровского парка написать прошение о разрешении им числиться в приходе новоустроенного храма — ведь это были очень именитые люди.

Более тридцати подписей стояло на этом прошении, но выяснилось, что большинство подписавшихся проживали здесь временно, на дачный сезон, а многим из них, как князю Оболенскому, было даже удобнее ходить в Васильевский храм на Тверской. В итоге вопрос решился мирно и в пользу нового храма. Приход был образован из дачников, которые подписались под прошением Нарышкиной и прежде были прихожанам Всехсвятской церкви. Сюда же, в Благовещенский храм, приписали слуг вельможных дачников Петровского парка и солдат из казарм Ходынского поля. А те, что жили на Петербургском шоссе, остались в приходе Васильевской церкви.

На судьбу Благовещенского храма повлияла близость к императорскому дворцу. Очень скоро после освящения в церкви был произведен первый ремонт в связи с тем, что в 1856 ожидали на коронацию государя Александра II, и для него готовили дворец. Известно, что Петровский дворец был любимым местом пребывания Александра Освободителя. Как обычно, без охраны, он каждое утро совершал по аллеям Петровского парка прогулки с собакой. При нем, кстати, было разрешено допускать во дворец всех желающих осмотреть его, кроме тех дней, когда здесь пребывала императорская семья, причем эти экскурсии были бесплатными

А после очередного поновления храма в начале ХХ века, на его колокольне появились уникальные замечательные колокола с изображениями Святой Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы, Боголюбской иконы Божией Матери, святителя Николая, святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, преподобных Ксенофонта и Марии.

«КРАСНЫЕ ЛИСТЬЯ, СЕДАЯ ЗЕМЛЯ»
Столь образно писала о Петровском парке Марина Цветаева. Эпоха капитализма, начавшаяся после Великих Реформ Александра Освободителя, изменила и Петровский парк, и приход Благовещенского храма. Во второй половине XIX века Петровский парк оставался излюбленным местом как для дач, так и для увеселений, только теперь здесь появились и другие дачники, и другие увеселения. Тут стали строить виллы богатеи, купцы, промышленники и прочая новая капиталистическая знать — они и принесли сюда свои развлечения в виде ресторанов с цыганскими хорами и кутежами. Первым из всех поблизости от Петровского парка обосновался знаменитый ресторан «Яр», который занял бывшее владение сенатора Башилова еще в 1836 году; здесь особенно любил обедать Гоголь. Среди купечества «Яр» пользовался наибольшей популярностью, позднее появились следующие по известности «Стрельна» и «Мавритания», попавшие на страницы Лескова и Льва Толстого.

Однако сам Петровский парк все еще предназначался для воскресных гуляний, с катаниями в экипажах и чаепитиями. Даже аэронавты плавали на воздушных шарах над просторами Петровского парка и прыгали с парашютами, развлекая народ. В дореформенную эпоху здесь все еще гуляла «элегантная публика» — по вечерам, когда было меньше пыли, катались на лошадях и в экипажах, показывали наряды и убранство, вплоть до одежды кучера. Однако аристократов уже стала заметно теснить публика попроще — мещане, крестьяне и, главное, купечество всех мастей..

Престольный праздник

При храме действуют: общеобразовательная и воскресная школы, сестричество, молодежный лагерь, военно-патриотическая служба, музей, библиотека, книжный магазин и аптека.

Святыни: Чтимая икона "Образ Господа Вседержителя Владыки мира" (чудотворная икона «Спас» (XVII в.).)

Так что летом в Петровский парк ездили линейки, зимой сани с кондуктором, а в 1899 году сюда отправился со Страстной площади первый электрический трамвай, столько желающих было гулять в Петровском парке и жить здесь на дачах. Незадолго до революции появился даже проект провести сюда ветку наземного метро. Помимо гуляний и рестораций, московскую публику все еще притягивали театр и воксал-долгожитель: здесь впервые выступил на публике пианист Антон Рубенштейн, здесь музицировал Ференц Лист, в 1863 году на его сцене появился А.Ф. Писарев — он сыграл роль персонажа Анания в собственной драме «Горькая судьбина». А в 1887 году здесь же дебютировала известная актриса Мария Блюменталь-Тамарина в спектакле по роману Дюма-старшего. Только в конце XIX века полностью обветшавший воксал был снесен, а земли парка Дворцовое ведомство охотно сдавало под новую дачную застройку. На дачах здесь теперь жили и сам Писемский, и И.С.Тургенев, и даже «прощеные» декабристы, вернувшиеся из ссылки в конце 1850-х годов, которым в Москве было жить запрещено — среди них был Иван Пущин, друг Пушкина.

Сам же парк потихоньку приходил в запустение, не высаживались деревья, не поддерживались аллеи, не было освещения, поскольку дворцовое ведомство не уделяло ему должного внимания. Однако местное население росло, и за его счет сильно увеличился приход Благовещенского храма. В 1904 году на средства прихожан его перестроили со значительным расширением— теперь храм мог вмещать до двух тысяч богомольцев. Тогда же здесь появилась чтимая древняя Боголюбская икона Божией Матери. Расписали храм вновь только к 1917 году, тогда и сложился окончательно его интерьер. Над росписью трудился Александр Дмитриевич Бороздин, главный художник иконописной мастерской Его Императорского Величества, у которого в доме часто гостил старец Аристокл, недавно причисленный к лику святых.

Бороздин исполнил оригинальный плафон «Благовещения» в главном храме, и скопировал для одного из приделов редкий образ «Проповедь Иисуса Христа в лодке», составленный неизвестным художником, а также воспроизвел композицию В. Васнецова «Бог-Сын» — все это было уничтожено. Трагически оборвалась и жизнь Бородина, арестованного на третий день после начала войны в 1941 году по обвинению в антисоветской агитации за «усиление религиозного влияния среди трудящихся». Есть легенда, что на него донес сам лже-митрополит А.Введенский, глава обновленческого раскола, с которым Бороздин также был знаком. Через год Бороздин скончался в Саратовской тюрьме — и его отпевание совершилось в Благовещенском храме только в июне 1998 года, когда и сам храм вернулся верующим

А в то время жизнь вокруг поновленного храма тоже сильно изменилась. До наших дней уцелела знаменитая вилла Николая Рябушинского «Черный лебедь», построенная для «шалого» магната архитекторами Г.Адамовичем и В.Маяновым: в будке вместо собаки сидел ручной леопард, а по саду разгуливали павлины и фазаны. Поблизости Шехтель выстроил дачу для И.В. Морозова. Здесь же была загородная вилла швейцарского часового мастера Вильяма Габю, главного конкурента Буре и Мозера. Он основал свою часовую фирму в Москве в 1868 году с магазином на престижной Никольской улице, имевшим огромную популярность у москвичей. Жили в Петровском парке и поэт Велимир Хлебников, и композитор Сергей Рахманинов, который, будучи студентом консерватории, поправлялся здесь в доме своего отца после тяжелой болезни.

А на нынешней улице 8 марта с 1903 года находилась знаменитая психиатрическая клиника доктора Ф. Усольцева, который устроил ее в домашнем стиле для одаренных пациентов: они находились тут на положении гостей семьи врача. Самым известным из них был М. Врубель, написавший здесь портрет Брюсова. Бывал тут и художник В.Э. Борисов-Мусатов, навещавший жену близкого друга, и тоже писавший здесь портрет с натуры, по преданию, позаимствовав краски у Врубеля. (В советское время на базе клиники Усольцева была образована Центральная московская областная клиническая психиатрическая больница).

В самом Петровском парке тогда открылся один из первых приютов для животных. В основном, здесь доживали свой век старые лошади, больные и искалеченные, и все те, от кого отказались хозяева: здесь их не только кормили, но и ухаживали и оказывали медицинскую помощь — в приюте служил штатный ветеринар.

Однако все это неблагоприятно сказывалось на парке — его все больше и больше вырубали под строительство. И популярность Петровского парка как места воскресного отдыха и прогулок пошла на спад к началу ХХ века. Только в 1907 году царь запретил дворцовому ведомству раздавать угодья Петровского парка под дачную застройку, где они выходили на Петербургское шоссе.

Поблизости от этих мест прозвучал один из первых зловещих сигналов грядущей революции. В 1869 году революционер Сергей Нечаев организовал жестокое убийство студента Петровской земледельческой академии Иванова за отказ беспрекословно подчиняться ему. Это громкое убийство совершилось в парке академии и, прогремев на всю Россию, попало на страницы романа Достоевского «Бесы», где Нечаев стал прототипом Петра Верховенского. Произошло это не в собственно Петровском парке, а в другом, главном крыле древнего села Петровского, которое потом стало именоваться Петровско-Разумовским.

Революция открыла черную страницу в летописи как Благовещенского храма, так и Петровского парка.

С того же 1918 года Петровский парк стал одним из самых трагических мест советской Москвы — здесь, на глухой окраине, проходили чекистские расстрелы, особенно после покушения Фанни Каплан на Ленина и объявления красного террора в сентябре 1918 года. Именно здесь в числе первых был расстрелян новомученик, протоиерей Иоанн Восторгов, последний настоятель собора Покрова на Рву на Красной площади, причисленный к лику святых на Юбилейном Соборе, как и погибший вместе с ним епископ Селингинский Ефрем. Здесь же были казнены бывший министр внутренних дел Н.А. Маклаков, бывший председатель Государственного Совета России И.Г. Щегловитов, бывший министр А.Н. Хвостов и сенатор И.И. Белецкий. Перед казнью они вознесли последнюю молитву Господу и подошли под последнее благословение пастырей. Отец Иоанн в последнем слове призвал их верить в милосердие Божие и грядущее возрождение России.

А Благовещенский храм был закрыт предположительно в 1934 году и последовал за «своим» Петровским дворцом — его здание тоже передали академии им. Жуковского и устроили в нем склад, полностью уничтожив интерьер. Последний его настоятель, протоиерей Авенир Полозов, потом служил в храме на Даниловском кладбище, где сам упокоился в 1936 году. Варварское разрушение Благовещенского храма продолжилось и после войны — были надстроены чужеродные ярусы, сломаны главы и крыльцо, а колокольню употребили для… подвесного крана.

Мозаичная икона "Троица" на северном фасаде Благовещенской церкви в Петровском парке в Москве.

У советской власти были свои замыслы и об этой живописной местности, отчасти перекликающиеся с ее дореволюционной историей. Речь идет об экспериментальном «городке искусств» на Масловке, строившемся в 1930-1950 годах для художников. Предполагалось возведение комфортных домиков, избавивших бы талантливых жильцов от бытовых проблем, а пейзаж Петровского парка вдохновлял бы их на творчество. Главным же новоселом советской эпохи в этой местности стал Институт авиационной медицины, обосновавшийся в здании бывшего ресторана «Мавритания». Здесь зарождалась отечественная космическая биология и медицина, и занимались подготовкой первых полетов в космос собак, а потом и человека. Здесь бывали и С.П. Королев, и Юрий Гагарин.

Новая страница в истории Благовещенского храма началась в 1991 году, когда Военно-воздушная академия освободила здание, и он был возвращен Церкви: 29 сентября здесь впервые прошла Божественная литургия. А затем последовала долгая, кропотливая реставрация росписи и глав. Только в 1997 году, когда отмечалось 150-летие храма (со дня подачи прошения Нарышкиной) патриарх Алексий II освятил возрожденный к жизни храм полным архиерейским чином. Главной его святыней стала икона Господа Вседержителя Владыки Мира, у которой, как считается, нет аналогов.

Она намного старше Благовещенского храма, и попала в него Промыслом Божиим — молодые люди принесли в храм три большие темные доски, на которых угадывался Лик Спасителя иконографии XIX века, но под ним открылся более ранний, огромный образ оплечного Спаса, относящийся к типу икон северного письма середины XVII века. В открытом Евангелии, которое держит Спаситель, начертано: «Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство Небесное прежде сложения мiра, взалках бо». Нельзя не процитировать строки об этой иконе одного нашего современника: «Образ неотмирен и высок небесной высотой. На нас, грешных, устремлен удивленный взгляд Спасителя с Небес».

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - это, по сути, единственная самостоятельная постройка Рихтера, который прославился главным образом как талантливый реставратор (он восстановил знаменитые палаты бояр Романовых на Варварке), знаток и исследователь старинной русской архитектуры, один из пионеров изучения допетровского художественного наследия.Здание состоит из поднятого на подклете высокого восьмигранного столпообразного объема собственно храма, завершенного световым барабаном со шлемовидной главой, и притвора с возвышающейся над ним колокольней.

А в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 1997 года, у храма появилась еще одна святыня: внучка о. Авенира Полозова принесла в храм семейную икону Иверской Божией Матери. Настоятель завещал передать ее в дар Благовещенскому храму, когда он будет вновь открыт для богослужения…

В подклете была устроена зимняя церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Боголюбская икона Божией Матери.

В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич), один из первых собирателей и строителей Российской земли, названный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю.

Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Пресвятой Богородицы, нареченная впоследствии Владимирской и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой без видимых причин внезапно остановилась, и лошади не могли сдвинуть её с места. Замена лошадей также ни к чему не привела. Князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Её чудотворной иконой, потом уединенно молился в шатре. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества

Чудотворная икона была торжественно возвращена во Владимир, а на месте явления Божией Матери князь Андрей заложил белокаменную церковь Рождества Богородицы и основал монастырь. В память о том, что Божия Матерь возлюбило это место, монастырь стали называть Боголюбским. Позднее так же был назван и возникший рядом город.

Вдохновлённый явлением Пресвятой Богородицы, святой князь Андрей, которого с тех пор стали называть Андреем Боголюбским, повелел написать на кипарисовой доске икону, изобразив Пречистую Деву такою, какой Она ему явилась. На иконе Богородица изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и с ликом, обращённым к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Божия Матерь держит хартию с Её молитвой к Сыну Своему: «Да благословит Он место сие, Ею избранное». Новописанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Богородицы и названа Боголюбивой, или Боголюбской.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в храме

Престолы
Благовещения Пресвятой Богородицы
Боголюбской иконы Божией Матери
Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
Преподобного Ксенофонта и Марии и чад их Аркадия и Иоанна
Святыни
Главной святыней храма является икона Господь Вседержитель, она располагается в левом углу иконостасного ряда. Образ датируется XVII веком. Престольной иконой является икона Благовещения Пресвятой Богородицы, выложенная мозаикой. На ней изображены Архангел Гавриил и Дева Мария. Когда храм восстанавливался, настоятель выкупал для него старинные иконы

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы . В 1830-е годы Петровский парк, где сегодня стоит святыня, был излюбленным местом гуляний и отдыха москвичей. Приобрести здесь дачу считалось большой удачей.

Одной из владелиц дачи в Петровском являлась Анна Нарышкина, жена камергера.

Когда Анна Дмитриевна потеряла дочь, а спустя какое-то время и внучку, скончавшуюся на даче в Петровском, женщина пожелала на этом месте, напоминающем ей о печальных событиях, построить церковь.

С такой просьбой Нарышкина обратилась к императору. Когда разрешение было получено, незамедлительно началось возведение храма в Петровском парке.

История храма Благовещения Богородицы

Над первоначальным проектом работал архитектор Е. Тюрин .

Здание храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке планировалось построить в два яруса, с двумя колокольнями и галереями. Но в таком виде постройка очень напоминала Петровский дворец, что не понравилось Николаю I.

Новый проект храма Богородицы в Петровском парке разрабатывал уже архитектор Ф. Рихтер.

Академик, профессор, этот человек был широко известен в архитектурных кругах. Одним из первых Рихтер обмерял лучшие храмы России, изучал их.

В основу замысла своего нового проекта - храма в Петровском парке - архитектор положил постройку 16 века, изучением которой когда-то занимался: храм Иоанна Предтечи.

В 1844 году начались строительные работы.

Здание возводилось полностью на средства Нарышкиной. Через 3 года церковь была построена и освящен верхний ее ярус.

В 1899 году обновили роспись храма Благовещения Богородицы, покрыли золотом иконостас, а затем в июле освятили вновь.

После революции история церкви оказалась до боли предсказуемой. Правда, неизвестно точно, когда храм закрыли - предположительно, в 1934 году.

Долгое время здание использовали как склад мебели и продуктов. В 50-60 гг. со святыни снимают кресты и главы, разбирают крыльцо и ограждение, на колокольне обустраивают подвесной кран.

Возрождение храма в Петровском парке

В 1991 году храм Благовещения Богородицы был возвращен Православной Церкви. В сентябре того же года в полуразрушенном здании впервые за столь долгое время состоялась литургия.

Восстановительные работы начались незамедлительно.

Над храмом вскоре стали возвышаться золоченые главы, на фасаде здания появились изображения святителей церкви, выполненные из мозаики. Восстановили крыльцо, на колокольню установили колокол. Внутри церкви отреставрировали настенную роспись, свое место занял новый иконостас.

В 1997 году, юбилейном для святыни, престолы храма были вновь освящены.

Сегодня храм действующий и его двери, как и прежде, всегда открыты для прихожан.

Адрес храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке: Москва, Красноармейская, 2 (станция метро Динамо).

памятник архитектуры (федеральный) Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке - православный храм, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Расположен по адресу Красноармейская улица, дом 2.

В 1841 году, Анна Дмитриевна Нарышкина обратилась к императору Николаю I и Митрополиту Филарету с просьбой возвести на месте её дачи вблизи Петровского парка храм. Одобрение было получено и проект храма был заказан архитектору Е. Д. Тюрину. По замыслу архитектора храм должен был быть двухъярусным, с галереями и двумя колокольнями. Однако здание храма по проекту было очень похоже на уменьшенную копию Петровского дворца, что не понравилось Николаю I и по этой причине проект был отвергнут. Новый проект был заказан Федору Рихтеру. Проект был одобрен. Храм начали строить в 1844 году на деньги Нарышкиной и закончили строительство в 1847 году, верхний престол освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижние: один во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, другой во имя преподобных Ксенофонта и Марии. В 1901 году приобрели новые колокола: большой в 250 пудов, полиелейный в 100 пудов. В 1904 году храм был расширен на средства прихожан, сделана пристройка, в которой разместили престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Престол освятили в 25 ноября 1904 года. В 1916-1917 году роспись стен и сводов сделал художник Александр Бороздин. Достоверных сведений о судьбе храма после революции не имеется. Предположительно, он окончательно закрылся в середине 1934 года и был передан академии Жуковского. Точно документировано, что с 1970 по 1990 год в здании храма размещался склад Академии, для размещения подъёмного оборудования были разобраны часть колокольни и купола, сильно пострадали от переделок крыльцо, ограду заменили на забор с колючей проволокой. 22 сентября 1991 года храм был передан Русской Православной Церкви, при храме разместили академию Патриархии. 6 сентября 1997 года, ко дню 150-летия освящения храма были полностью закончены восстановительные, ремонтные и реставрационные работы.

Престолы

Благовещения Пресвятой Богородицы Боголюбской иконы Божией Матери Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы Преподобного Ксенофонта и Марии и чад их Аркадия и Иоанна

Главной святыней храма является икона Господь Вседержитель, она располагается в левом углу иконостасного ряда. Образ датируется XVII веком. Престольной иконой является икона Благовещения Пресвятой Богородицы, выложенная мозаикой. На ней изображены Архангел Гавриил и Дева Мария. Когда храм восстанавливался, настоятель выкупал для него старинные иконы.

Духовенство

Настоятель - митрофорный протоиерей Дмитрий Николаевич Смирнов протоиерей Александр Березовский протоиерей Максим Обухов протоиерей Константин Алесенко священник Дмитрий Николаев священник Андрей Спиридонов священник Александр Шестак священник Михаил Палкин священник Владимир Алексеев священник Константин Кравцов священник…

В Москве расположено большое количество православных церквей и храмов, часть которых уцелела во времена массового закрытия и перестроек при Советском Союзе, часть была отстроена заново позднее. К первым относится храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Найти его можно на севере Москвы неподалеку от Петровского путевого дворца - это церковь у метро «Динамо».

История создания

История храма началась в 1841 году, когда действительная камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина обратилась к императору Николаю I и митрополиту Филарету с просьбой: ей хотелось построить возле своей дачи храм. Ее дача располагалась на территории Петровского парка, названного так в честь дворца. Последний был построен во второй половине XVIII века и являлся последним местом остановки при въезде императорского поезда в Москву.

После войны с Наполеоном территорию вокруг дворца превратили в живописный парк, выделив под это 65 га земли. Благодаря близости к императорскому дворцу и удобному месторасположению место стало популярно для гуляний, а в первой половине XIX века российские аристократы начали возводить тут дачи.

Приняв во внимание необходимость церкви вблизи дач дворянства, император и митрополит одобрили просьбу Нарышкиной. Проект заказали архитектору Тюрину, работавшему до этого над Коломенским дворцом, перестройкой Александровского дворца и над подмосковным владением Юсупова. Первоначально храм должен был быть двухъярусным, с 2 колокольнями и галереями. Однако он слишком походил внешне на Петровский дворец, и Николай I не одобрил его.

Проект передали Федору Рихтеру, но и его первый проект император отклонил. Архитектор предлагал построить здание по мотивам коломенского храма Иоанна Предтечи - со столпообразной колонной и параболическим куполом. Принят был только второй проект, и в 1844 году начали строительство, которое закончили через 3 года. Деньги были выделены Анной Дмитриевной. В начале ХХ века храм приобрел новые колокола и дополнительную пристройку. Расширение произвели на деньги прихожан. В 1916-1917 годах художник Бороздин расписал стены и своды.

Точных сведений о судьбе храма в советские годы нет. Скорее всего, в 1934 году его закрыли и передали военно-воздушной академии Жуковского. В документах обозначено лишь время с 1970 по 1990 года: в храме был размещен склад, в котором хранилось подъемное оборудование, из-за чего пришлось разобрать часть колокольни и убрать купола. Также пострадали крыльцо и ограда - последнюю заменили на забор с колючей проволокой.

Однако уже в сентябре 1991 года храм Благовещения Пресвятой Богородицы был передан РПЦ, была открыта академия Патриархии. Ремонт и реставрация были завершены к началу сентября 1997 года - к 150-летию храма.

Храм сегодня

Сегодня храм является действующим и принадлежит московской городской епархии. Он относится к Всехсвятскому благочинию, которое объединяет храмы САО столицы. Здание является объектом культурного наследия.

Помимо богослужений, в храме ведутся занятия для детей и взрослых:

Также при храме действуют гимназия «Свет» и детский дом «Павлин», военно-патриотическая школа, детский лагерь (православный), школа трезвости, сестричество и патронажная служба. Регулярно проводятся балы и театральные постановки, в которых принимают участие прихожане, собираются паломнические группы. Также при храме действует православный книжный магазин, в котором можно приобрести книги, журналы, иконы, ткани и разнообразную утварь (четки, кресты, магниты, лампады, посуду и другое).

Внешний вид

Храм построен в традиционном стиле, имеет один луковообразный золотой купол и шатровую колокольню. В нем два этажа, на втором этаже проводят богослужения летом, так как там нет отопления.

Храм сразу привлекает внимание необычным цветом: снаружи он окрашен коралловой краской, на которой выделяются скромные и элегантные украшения и колонны белого камня. Также снаружи имеется несколько икон, выполненных в стиле мозаики.

Храм окружен оградой, состоящей из белых каменных столбов и железной решетки. Внутри растут несколько деревьев и разбит газон.

Расписание богослужений

В будни и субботы проводятся:

  • в 8:00 - Божественная литургия;
  • в 17:00 - Вечерня и Утреня.

В воскресные и праздничные дни проводятся:

  • в 7:00 - Божественная литургия;
  • в 9:00 - Божественная литургия;
  • накануне в 17:00 - .