Сон адама, творение евы. Спасся ли Адам? Где похоронена ева жена адама православные авторы

На вопросы, интересующие новоначальных Православных верующих, отвечает руководитель миссионерского отдела Самарской епархии, ключарь Покровского кафедрального собора г. Самары протоиерей Алексий Богдан.

Куда попали души Адама и Евы после их кончины? Где сейчас души Адама и Евы? В раю или в аду?
Ольга Почашева

Уважаемая Ольга! Первые люди были сотворены с возможностью не умереть, поскольку Бог - не Творец смерти. Смерть возникла как результат грехопадения людей и отступления их от Бога. Соответственно, и вход в рай для них был закрыт, о чем свидетельствует Книга Бытия (3, 22-24), таким образом, вплоть до Крестных страданий Христовых все люди были разлучены с Богом, в том числе и праведники Ветхого Завета.
Так, Патриарх Иаков, скорбя о потере мнимоумершего сына Иосифа, говорит: «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт. 37, 35). И в Псалме 88, ст. 49, говорится: «Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?». Также Иов говорит о своем отшествии в «страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства» (Иов. 10, 22).
Души Адама и Евы после смерти тоже сошли во ад. Нужно сказать о неком «лоне Авраамовом», где находились ветхозаветные праведники (Лк. 16, 22-26). Это такое место в аду, где праведники не испытывали мучений. И только после Крестной смерти Спасителя, когда Он душою сошел во ад, Он вывел оттуда всех ветхозаветных праведников (1 Петр. 3, 18-20; 4, 6), ожидавших Его пришествия на землю. Таковыми были и Адам с Евой, которым первым было сказано о семени жены, поражающем змия, то есть пришествии Спасителя в мир (Быт. 3, 15).
Пасхальная икона «Сошествие во ад» как раз изображает этот момент. Господь Иисус Христос стоит на поверженных вратах ада и выводит за руки Адама и Еву, за которыми следуют сонмы ветхозаветных праведников. И Писание повествует о грехопадении первых людей, но Предание Церкви сохранило сведения о величайшем покаянии Адама и Евы и их надежде на грядущего Искупителя мира, посему их можно считать первыми Христианами. Ветхозаветные отцы спасались верой в грядущего Мессию, как мы спасаемся верой в пришедшего Христа.
Память Адама и Евы и всех ветхозаветных праотцев совершается за две недели перед Рождеством Христовым.

«Пустите детей приходить ко Мне»

В каком возрасте можно крестить ребенка? Хотела окрестить свою дочку вскоре после ее появления на свет, но мои верующие друзья отсоветовали, сказали, что маленький ребенок не готов к Крещению, она еще ничего не понимает и будет лучше, если она сама в зрелом возрасте придет к вере и примет сознательное решение креститься.
Ольга Днепрова, Украина

Ваше желание окрестить дочку вполне оправдывается рядом высказываний Самого Спасителя: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). «Оставите детей приходити ко Мне и не браните им» (Лк. 18, 15-16). В Ветхом Завете завет с Богом заключался через обрезание младенцев в восьмой день, причем этот обряд был прообразом Крещения. Поэтому детей можно крестить уже с восьмого дня, а в случае смертельной опасности и в особых случаях - и ранее. Например, мне самому не раз приходилось крестить в реанимации недоношенных детей семи и восьми месяцев, только появившихся на свет. Ваши верующие друзья, которые вам советуют отложить Крещение до зрелого возраста, или слишком самонадеянны, или же принадлежат к какой-нибудь секте, так как большинство сект протестантского направления как раз и воспрещают крестить младенцев. Конечно, очень хорошо, когда человек в зрелом возрасте осознанно пришел к вере и желает окреститься, но где гарантия, что все поголовно народившиеся младенцы доживут до этого возраста?! И дело не только в смерти, которая может наступить когда угодно и где угодно, но и в том, что непросвещенный Крещением с возрастом обрастает такой «коростой» всевозможных грехов, что и к вере прийти для него становится уже подвигом. То, что ребенок ничего не осознает, восполняется наличием крестных, прямая обязанность которых - помогать родителям воспитывать в вере крещеного младенца и приобщать к храму и церковной жизни.
В Святом Писании описываются случаи, когда крестились целые семьи: например, дом Лидии (Деян. 16, 14-15), дом Стефанов (1 Кор. 1, 16). Апостол Петр говорит, что обетование о Крещении «принадлежит вам и детям вашим» (Деян. 2, 38-39), а необходимость Крещения утверждена и соборными определениями. Так, Правило 72 и 110 Карфагенского собора гласит: «Кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, тот да будет анафема».

Вероятно, большинство православных людей, прикладываясь к Распятию Христа Спасителя, обращали внимание на иконографию этого образа, а именно – в нижней части, под основанием Голгофского Креста, традиционно изображается череп и две перекрещенные кости.

Предание сохранило рассказ, согласно которому Спаситель мира Господь Иисус Христос был распят на месте древней могилы праотца Адама, и кровь Богочеловека, стекающая по основанию Креста, попала на главу погребенного здесь первого человека, чем и был смыт грех праотца, совершенный в Эдемском саду.

С повествованием этого предания знаком, наверняка, любой воцерковленный человек, внимательно вслушивающийся в богослужебные тексты праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста, Крестопоклонной Недели (3-е воскресенье Великого Поста) и Страстной Седмицы.

Но с определенным недоумением я столкнулся тогда, когда первую книгу-путеводитель о Святой Земле, написанную после неоднократных поездок в Израиль, только забрав из типографии, я подарил своему учителю – профессору Киевской духовной академии. Его внимание приковала фотография, сделанная мной в Хевроне на могиле праотцев, точнее не фотография, а подпись к ней, которая сообщала: «Балдахин над местом погребения Адама».

«А кто тогда погребен на Голгофе, под тем местом, где был распят Спаситель?» – этот вопрос почтенного профессора подвиг меня к созданию определенного комментария к этой подписи, так как информация о захоронении праотца Адама в Хевроне является малодоступной в христианской традиции. Хотя, с другой стороны, для монотеистического иудаизма именно пещера праотцев в Хевроне является тем местом, где по сей день находятся останки первого человека.

Как согласовать христианскую традицию и предание Мидрашей (Мидраш – ляמִדְרָשׁ, буквально «изучение», «толкование», жанр литературы гомилетического характера, представленный в Мишне, Тосефте, а затем и в Гемаре. Однако очень часто под названием мидраши имеется в виду собрание текстов, которое включает библейские экзегезы, публичные проповеди и т.д., образующие последовательный комментарий к книгам Священного Писания Ветхого Завета).

Для этого мы предложим посетить древний Хеврон и приоткрыть тайну Пещеры Праотцев – Меарат ха-Махпела.

Улицы Хеврона

«Ворота юга»

«Ворота юга» – именно такое название Хеврон получил у кочевых семитских кланов, которые, перегоняя свои стада в поисках новых пастбищ, обязательно попадали по дороге из Иерусалима, направляясь в Вирсавию (Беер-Шеву), Азот (Ашдот), Ашкелон, в этот древний мегаполис с гарантированной комфортной стоянкой для кочевников с многочисленными колодцами, необходимыми для скота.

Хеврон расположен в южной части горной Иудеи в цветущей горной долине, находящейся на высоте 925 м над уровнем моря и окруженной высокими горами. Вокруг современного Хеврона много мусульманских деревень, жители которых занимаются, как и в далеком прошлом, земледелием и скотоводством. Добраться до Хеврона сегодня можно из Иерусалима по шоссе «ха-Минаро», минуя Вифлеем, а затем, продолжая путь по магистрали «Океф Халхуль», через 16 км вас встретит седой Хеврон.

Под снайперским прицелом

Посещение этого города сегодня сопряжено с определенными трудностями. В современном Хевроне очень часто случаются столкновения между еврейскими поселенцами и арабами. Находясь в административном подчинении Палестинской Автономии, город окружен израильскими армейскими блокпостами, что осложняет его посещение. Хеврон явно не то место, где можно блистать знанием иврита. Более того, «это единственное место на Западном берегу, где не стоит останавливаться с ночевкой», о чем предупреждают многие путеводители бесстрашных туристов и паломников в этот библейский город.

Если согласно современной идиоме «Израиль – это лакмусовая бумажка для всего мира», то современный Хеврон – это лакмусовая бумажка арабо-израильского противостояния. Сегодня город разделен на две части: арабский квартал и квартал, где проживают еврейские поселенцы.

Когда движемся от КПП к знаменитой Пещере Праотцев, нас немного тревожит пристальное внимание за любыми передвижениями (в данном случае, за вашими) израильских патрулей, расположенных почти через каждые 50 метров. Подняв голову, нетрудно заметить снайперов на крышах домов и на наблюдательных вышках. Стоит вам отклониться от маршрута, как, откуда ни возьмись, появляется пуленепробиваемый джип или запыленный военный «Hummer» с торчащими антеннами, из которого вас обязательно попросят предъявить документы. В целом, все призвано намекнуть гостю Хеврона о том, что в целях его же безопасности маршрут паломника или туриста продуман до мелочей, и поэтому не стоит импровизировать.

Примечательно, что между кварталами евреев и арабов нет свободного сообщения, и только иностранец, пользуясь своим нейтральным положением, может посетить обе части Хеврона. Причем, попав в палестинскую часть города, он обращает внимание на то, что здесь Хеврон живет привычной жизнью ближневосточных арабских городов с традиционными автомобильными пробками, шумом клаксонов машин, запевом муэдзинов, зазыванием уличных торговцев и т. д. Куда-то пропали бетонные заграждения, патрули, снайперы и километры колючей проволоки…

Первая недвижимость на Святой Земле

Среди четырех библейских городов Израиля (Сихем (Шхем), Вефиль (Бэт-Эль), Иерусалим, Хеврон), сохранившихся до сего дня, Хеврон – самый древний. Патриарх Авраам выбрал именно Хеврон – Кирьят-Арбу в качестве первого места для поселения на территории Святой Земли. Именно в Хевроне он купил первый земельный надел – пещеру Махпела – для погребения своей жены Сарры (Быт.23:8-17). В этой пещере Авраам завещал похоронить и себя.

Текст Священного Писания передает детально процесс приобретения в собственность именно этого участка с гротом в Хевроне. Для патриарха Авраама было принципиально важным приобрести именно эту пещеру для погребения Сарры. Почему?


Кенотаф над гробницей праматери Сарры

Мидраш – Устная Тора, дополняет библейское повествование: «Авраам открыл тайну пещеры, когда гнался за волом, которого хотел заколоть для трех своих таинственных гостей – ангелов. Вол привел его прямо к пещере Махпела. Внутри Авраам увидел яркий свет, часть того первозданного света, который Бог уготовал для праведников и вдохнул сладостный аромат, исходящий из Эдемского сада. Авраам услышал голоса ангелов: «Здесь захоронен Адам. Здесь также упокоятся Авраам, Исаак и Иаков». Тогда Авраам понял, что эта пещера является входом в Эдемский сад, и именно с тех пор он хотел получить её для захоронения».

Книга «Зоар» подтверждает повествования Мидрашей, сообщая о том, как праотец Адам после изгнания из Эдемского сада однажды проходил мимо и узнал в свете, исходящем из пещеры, свет Рая. Он понял, что здесь находится туннель, соединяющий наш земной мир и мир Горний, туннель, по которому поднимаются к Богу наши молитвы, а души попадают в Вечность после смерти тела. Поэтому завещал Адам похоронить себя только в этой пещере.

Продавая пещеру Махпела, хеттиец Эфрон не догадывался о её святости. Он не видел в этой пещере ничего ценного и первоначально даже хотел отдать её Аврааму даром, без всякой оплаты. Но приобретенная собственность была наделена гарантией того, что в будущем потомки Авраама смогут владеть этим местом и считаться полноправными хозяевами. В присутствии всех хеттийцев Авраам подписал договор с Эфроном, причем было определено точное расположение земельного участка и его границы.

Лишь после того, как сделка была оформлена письменно, и законное право собственности на пещеру было определено на все грядущие времена, Авраам похоронил жену. Причем, Мидраш подробно описывает погребение Сарры, которое сопровождалось чудесными явлениями: «Стоило Аврааму войти в пещеру с телом Сарры, как Адам и Ева поднялись из своих могил и направились на встречу. При этом они сказали, что чувствуют стыд за свой грех: – «Теперь, когда ты пришел сюда, наш стыд стал ещё больше, поскольку мы видим твои добродетели». – «Я буду молиться за вас, чтобы вы не мучились больше от стыда», – сказал им Авраам. Услышав эти слова, Адам успокоился и вернулся в свою могилу, но Ева упиралась до тех пор, пока Авраам не захоронил её снова».


Интерьер Меарат ха-Махпела

Тайна пещеры Махпела

Древнееврейское название מַּכְפֵּלָה «Махпела» интерпретируется в раввинистической литературе, как указывающее на двойную пещеру или относящееся к парам, похороненным там.

В погребальном гроте Махпела, согласно талмудическим источникам (Вавилонский Талмуд: Бава-Батра, 58а; Берешит-рабба, 58), были погребены праотец Адам и Ева, а также патриархи Авраам, Исаак и Иаков, и их жены–праматери: Сарра, Ревека и Лия. Захоронение в Хевроне четырех пар праотцев выражено ещё в одном древнееврейском названии Хеврона – קִרְיַת־אַרְבַּע «Кирьят-Арба».

А само слово חֶבְרוֹן «Хеврон» восходит к корню, состоящему из букв хет, бет, реш. Из тех же букв образуются слова хавер, хибур и.т.д. Все они близки по смыслу и означают – «объединение». То есть, получается, что Кирьят-Арба – место объединения четырех пар (на иврите אַרְבַּע «арба» – четыре). Таким образом, изначально Хеврон в сознании израильтян утвердился как «город Праотцев».

Когда мы говорим о מְעָרַת הַמַּכְפֵּלָה «Меарат ха–Махпела», или в русской традиции – Пещера Праотцев, как правило, мы имеем в виду грандиозное сооружение над самими пещерами. Спуститься же во внутрь, в сами пещеры, где погребены библейские патриархи, за всю историю Хеврона довелось всего нескольким людям.

Примечательно, что возведение этого монументального сооружения, находящегося в центральной части современного Хеврона со стенами высотой 12 м, принадлежит царю Иудеи – Ироду Великому. Это величественное строение состоит из каменных блоков (наибольший из них 7,5 х 1,4 м). Каждый последующий блок нависает на предыдущий всего лишь на 1,5 см. Верхняя грань блоков шире нижней. Поверхность стен Меарат ха–Махпела напоминает Западную Стену Храмовой горы (Стену Плача) в Иерусалиме.

Изначально строение было, по всей вероятности, без крыши. В византийскую эпоху южная оконечность здания была превращена в церковь, освященную в честь патриарха Авраама. Это никак не сказалось на возможности евреев посещать эту святыню. Христиане входили через одни ворота, евреи – через другие. В VI в. по Р.Х. со всех четырех сторон были построены галереи. Завоевав Палестину, арабы поручили евреям, в благодарность за их поддержку, надзор за пещерой. Надзиратель за святыней получил титул «служитель отцов мира».

В период арабского завоевания Хеврон переименовывают в «Масджид Ибрагим» (Мечеть Авраама). Пещеру Махпела мусульмане до сегодняшнего дня почитают не только как могилу Авраама, но и как место, над которым пролетал пророк Мухаммед во время своего путешествия на небо. Согласно арабской легенде, когда пророк Мухаммед летел на коне в Иерусалим, над Хевроном он услышал голос архангела Джебрила (Гавриила): «Сойди и помолись, ибо здесь могила отца твоего Авраама».


Кенотаф над могилой патриарха Авраама

В IX в. по Р.Х. здание кенотафа Иосифа (согласно мусульманской традиции в Пещере Праотцев был также захоронен и Иосиф Прекрасный, тело которого было вывезено из Египта во время Исхода) заблокировало центральный вход, а впоследствии он был прорезан с восточной стороны стены. Время существующего строения датируется 1118-1131 гг. по Р.Х. (правление Балдуина II).

До наших дней сохранились некоторые записи паломников, посещавших Хеврон в раннем средневековье. Вот, например, что записал паломник-иудей Биньямин из Туделлы в 1173 г.: «А в долине находится возвышение, называемое Авраам. Иноверцы воздвигли там шесть гробниц, назвав их именами Авраама, Сарры, Исаака, Ревеки, Иакова и Лии, и говорят заблуждающимся, что это и есть гробницы праотцев. Если еврей заплатит сторожу исмаильтянину, тот откроет для него железные ворота в пещеру. Оттуда нужно спускаться со свечой в руке до третьей пещеры, где находятся шесть могил. С одной стороны могилы Авраама, Исаака и Иакова, а напротив могилы Сарры, Ревеки и Леи».

О том, что за «бакшиш» существовала возможность проникнуть в сам погребальный склеп праотцев, свидетельствуют Петахья из Регенсбурга, а также Яаков бен Натаниэль Кохен. Благодаря записям паломников можно заключить, что погребальный склеп праотцев представлял собой двойную пещеру, соединенную проходом, возможно, что имеется ещё одна, внутренняя пещера.

Но в 1267 г. мамлюкский султан Бейбарс I запретил христианам и евреям вход в молитвенные залы Меарат ха–Махпела, хотя евреям было дозволено подниматься на пять, а позднее – на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие в стене возле четвертой ступени. Это отверстие, проходящее через всю толщу стены в 2,25 м и ведущее внутрь пещер под полом строения, впервые упоминается в 1521 г. и, по всей видимости, было проделано по просьбе евреев Хеврона по уплате ими значительной суммы.

Декрет султана Бейбарса I о запрете на посещение неверными-инославными Меарат ха–Махпела соблюдался до ХХ столетия. Хотя были и исключения, так в 1862 г. благодаря специфическим отношениям Турции и Великобритании османские власти Хеврона разрешили посетить пещеру Махпела принцу Уэльскому Эдуарду, который имел личное разрешение самого султана Абдул-Азиса I. Таким образом, он стал первым христианином, который спустя шесть столетий (с 1267 г.) смог попасть в Меарат ха–Махпела.


Кенотаф над гробницей Ревекки

Только в 1967 году, после Шестидневной войны, доступ инославных (евреев и христиан) был вновь официально открыт после 700-летнего перерыва. Сегодня территория памятника находится в ведении мусульманской общины, однако часть комплекса функционирует как синагога.

Сам погребальный склеп библейских патриархов с архаичных времен был окружен загадками. Рассказы и легенды, которые начали слагаться вокруг пещеры праотцев в Хевроне, пронизаны мистикой и таинственностью.

Так, в одном из рассказов сообщается о том, что после падения Первого Храма в Иерусалиме Господь послал пророка Иеремию в Хеврон на могилу праотцев с вестью о случившемся, и тогда, узнав о падении Храма, праотцы разорвали на себе одежду и горько заплакали.

В 1643 году Махпелу посетил султан Оттоманской империи. При осмотре мечети султан случайно уронил свою саблю в отверстие в полу, через которое она попала в погребальный грот патриархов. По приказу султана за саблей были на веревках спущены несколько слуг, но всех их извлекали из пещеры мертвыми. Местные жители-мусульмане даже под страхом смертной казни отказывались спускаться в грот. Тогда один из советников султана посоветовал ему потребовать от евреев достать саблю.

Аврам Азулай (автор нескольких книг, включая наиболее известную «Хесед ле-Авраам») взял на себя эту миссию и спустился в пещеру. Там он встретил Адама с Евой, Авраама с Саррой и других праотцев, которые объявили ему, что он должен покинуть земной мир. Однако для того, чтобы гнев султана не спровоцировал преследование евреев Хеврона, Аврааму Азалаю было позволено быть первым в истории человеком, вернувшимся из пещеры праотцев. Сабля была возвращена султану, а спустя сутки Авраам Азулай умер.

Территориально Хеврон входит в так называемый «Иерусалимский спелеорайон». Этот регион впечатляет своим разнообразием спелеоформ. Так, известняки Офры – это огромные каровые поля, прорезанные вертикальными каминами глубиной до 50 метров, известняки Бейт-Шемеша – развитые горизонтальные пещеры, район Вифлеема и Хеврона – целые карстовые системы, часто обводненные подземным коллектором.

С древних времен пещеры в этом районе использовались человеком как склады, помещения для жилья, загоны для скота, мастерские и т. д. Сегодня на углу величественной Меарат ха–Махпела можно увидеть классический карстовый провал диаметром в 6 метров и глубиной в 5 метров. Дно провала зацементировано, а экскурсоводы на вопрос, что это за углубление, уже несколько десятков лет отвечают, что это – «бассейн». На самом деле, по геологической карте это – обнаженный фрагмент разлома, который в 30 км восточнее заканчивается активным ручьем, впадающим в Мертвое море.

После того, как 8 июня 1967 года в ходе Шестидневной войны Хеврон был захвачен Армией Обороны Израиля, и вход в здание над погребальным склепом патриархов был вновь разрешен не мусульманам, многими предполагались попытки проникнуть в погребальную камеру через узкий проем в полу мечети (в который когда-то упала сабля султана). Диаметр проема не превышал 30 см.

О первом после 700-летнего перерыва посещении погребального склепа повествует Моше Даян (экс-министр обороны Израиля) в своей книге «Жить с Библией»: «Первой спустилась по нему Михаль, дочь одного из наших офицеров, тоненькая двенадцатилетняя девочка, отважная и сметливая, не побоявшаяся не только духов и бесов, существование которых не доказано, но и змей и скорпионов, которые являются вполне реальной опасностью. …Спустившись в пещеру с фонарем и фотоаппаратом она сделала фотоснимки и наброски увиденного карандашом. Выяснилось, что в подземелье имеются надгробия, арабские надписи Х в. по Р.Х., ниши, ступеньки, которые ведут наверх, хотя вход заделан, мало того, на фотоснимках не было видно следов двери».

Сама Михаль позднее описала свою спелеологическую экспедицию:

«В среду, 9 октября 1968 года, мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься в подземелье под Меарат ха-Махпела. …

Машина тронулась, и вскоре мы были в Хевроне… Я вылезла из машины, и мы пошли в мечеть. Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его вымерили, его диаметр равнялся 28 см. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать. Приземлилась я на кучу бумаг и бумажных денег. Я оказалась в квадратной комнате. Напротив меня были три надгробия, среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через него и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и её ступеньки упирались в заделанную стенку… Я вымерила шагами узкий коридор: он равнялся 34 шагам. При спуске я насчитала 16 ступенек, а при подъеме только пятнадцать. Я поднималась и опускалась пять раз, но результат оставался тем же. Каждая ступенька была высотой 25 см. Я взошла по ступенькам в шестой раз и постучала в потолок. Раздался ответный стук. Вернулась назад. Мне дали фотоаппарат, и я спустилась снова и сфотографировала квадратное помещение, надгробия, коридор и лестницу. Снова поднялась, взяла карандаш и бумагу и снова спустилась и сделала наброски. Вымерила комнату шагами: шесть на пять. Ширина каждого надгробия равнялась одному шагу и расстояние между надгробиями тоже одному шагу. Ширина коридора равнялась одному шагу, а его высота – примерно одному метру.

Меня вытащили. При подъеме я обронила фонарь. Пришлось снова спускаться, снова подниматься. Михаль».

Кроме этого описания погребального склепа под Меарат ха-Махпела, более подробного просто не существует. Благодаря этому скромному описанию мы, хоть приблизительно, сможем представить внутреннее помещение погребального грота патриархов.

Сегодня проем, по которому спускалась в склеп Михаль, закрыт каменной плитой, больше в подземелье никто не спускался, за этим пристально следят надзиратели мечети и израильская полиция. Единственное отверстие в грот, которое открыто, – это отверстие, находящееся под балдахином на четырех столбах, в которое опускают по мусульманскому обычаю неугасимую лампаду. Мерцание горящей лампады можно увидеть, заглянув внутрь отверстия. Свет лампады призван напоминать всем посетителям Меарат ха-Махпела о том свете райского сада, который, по преданию, именно здесь увидел праотец Адам.


Балдахин над гробницей Адама

Полемика вокруг места захоронения праотца Адама

Первохристианское предание о погребении Адама, как мы указывали выше, связано с возвышением за Иерусалимской крепостной стеной, где был распят Господь Иисус Христос. Это место называлось горой Голгофой. Об этом писал ещё Ориген, говоря, что «на Лобном месте, где иудеи распяли Христа, покоилось тело Адама, и пролитая кровь Спасителя омыла кости Адама, оживотворив в его лице весь человеческий род».

В IV в. по Р.Х. это предание стало почти общепринятым. У Псевдо-Афанасия мы можем прочесть, что Христос пострадал на том месте, «где, как говорят еврейские учителя, была могила Адама». Св. Епифаний в Панарионе указал даже, что на Голгофе действительно был найден череп Адама. Эту же традицию поддерживали св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст и многие другие отцы Церкви.

В Евангелии Господь часто называет Себя Сыном Человеческим, что на древнееврейском звучит как בֵן-אָדָם «Бен Адам» – «Сын Адама». В Церкви развивается учение о Христе как типологическом соответствии первому человеку. Апостол Павел говорит о Христе как о «новом», «втором» Адаме. «Первый Адам был создан душой живою – писал св. Амвросий Медиоланский, –второй же есть Дух животворящий. Сей второй Адам – Христос». Господь Иисус Христос осмысливался в святоотеческом учении как своего рода антитип Адама. Если библейский праотец впал в первородный грех и обрек человечество на смерть, то Христос, второй Адам, очистил людей от греха и избавил от смерти.

Типологическое сближение Христа и праотца Адама повлекло за собой и сближение, а также отождествление святых мест, связанных с ними. Параллельно начали существовать две традиции, каждая из которой утверждала, что библейский праотец Адам погребен по одной версии в Хевроне, а по другой – в Иерусалиме на горе Голгофа. Мало того, блаж. Иероним Стридонский в комментарии на послание к Ефесянам (5:14) высказывал даже сомнение в том, что могила Адама находилась на месте распятия Христа. Столь же критично относились к этой версии и другие церковные писатели. Английский паломник Зевульф, посетивший Иерусалим в эпоху крестоносцев, а также Иоанн Вюрцбургский, описавший святые места Палестины, которые, несомненно, были знакомы с традицией почитания Голгофы как могилы Адама, тем не менее, утверждали, что Адам погребен в Хевроне.

Как примирить эти две имеющие право на существование традиции? Свет проливает апокрифическая рукопись «Пещера сокровищ», датированная VII в. по Р.Х., написанная на сирийском языке. В этом манускрипте рассказывается о том, что патриарх Ной спас от потопа останки Адама и Евы и после завершения потопа они вновь были погребены в Хевроне. Только череп и две кости патриарх Ной завещал Симу – своему сыну, захоронить в Иерусалиме, где по архаичному представлению находился центр земли.

Следует отметить, что талмудические источники отождествляют сына Ноя Сима и Мелхиседека, царя Салимского, утверждая, что это одно и то же лицо (на языке оригинала מלכי-צדק «Малки-Цедек» означает «царь мой праведный» или «царь праведности», что по утверждению некоторых экзегетов не может являться именем собственным). Ну а если сравнить годы жизни Сима и Авраама, то можно увидеть, что Сим действительно мог жить во времена Авраама, что позволяло иметь место их легендарной встрече после победы Авраама над коалицией монархов Междуречья.

А этот факт допускает гипотезу, согласно которой Сим лично подтвердил Аврааму с одной стороны факт возвращения после Потопа останков Адама и Евы в погребальный грот Махпела, а с другой стороны – перенесение, согласно завещанию отца – патриарха Ноя, главы и двух костей в древний Салим (Иерусалим), где он сам поселился после Потопа и был «священником Бога Всевышнего (Быт.14:18)».

Таким образом, объясняется и древнее название горы «Голгофа», которая на иврите звучит как «Гульголет» (גוּלגוֹלֶת), что переводится как «череп». Следовательно, два предания не противоречат одно другому – будучи погребенным в Хевроне, глава праотца Адама была перенесена в Иерусалим и предана земле на том месте, где впоследствии будет распят Господь Иисус Христос, Кровь Которого попав на останки библейского праотца смоет первородный грех.

Фактически этим малоизвестным сирийским апокрифом объясняется, откуда иконописная традиция Православной Церкви восприняла изображение черепа и костей в основании Голгофского Креста.


Придел Адама. Расщелина под Голгофой. Храм Воскресения Христова

Сегодня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме в приделе Распятия в скальной породе можно увидеть расщелину (следствие землетрясения, которое сопровождало смерть Спасителя), по которой Кровь Сына Божия, согласно Преданию, попав на череп праотца Адама омыла грех первого человека. Именно здесь, еще во времена крестоносцев, в Храме Воскресения на этом месте была освящена капелла-часовня в честь праотца Адама.

Из Книги “Бытие” вы знаете, что после того, как Бог сотворил небо и землю, и все воинство их, и благословил всякую душу живую плодиться и размножаться, Он приступил к Своему главному творению – человеку. И сотворил его по образу Своему, по образу Божию, сотворил его как господина над всем творением и всё отдал в руку его.

Буквальное понимание Святой Книги породило множество легенд о сотворении мира и первого человека, но ни одна из них не открыла человечеству тайну Божественного промысла. Современные науки много потрудились над тем, чтобы сказать свое слово о человеке, его предназначении и смысле жизни, но человек как главная фигура всех Библейских Писаний никем пока не открыт, не изучен и не описан.

Сотворение человека и великий Божий порядок по отношению к нему для самого творения остается всё ещё в тайне.

Буквальное, внешнее понимание Святых Божиих Писаний закрыло человечеству доступ во Святая Святых и держит его в плену заблуждений и невежества. Упражняющийся в мудрости земной, человек уклонился от путей, предначертанных ему Богом до высот славы и величия Божия, и Слово духовное низвёл до плоти. И о нас сегодняшних, как и тысячи лет назад, можно сказать словами Соломона из его Книги Премудрости: “… мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господнего не познали” (Прем. 5:6,7).

Чтобы приблизиться хотя бы немного к тайне сотворения человека, я поведу вас в Писание уже проторённым путём: мы рассмотрим через его тексты слова “человек”, “Адам”, “Ева”. Но чтобы вам было понятнее, я начну прямо с вас, с того, в чём вы сейчас пребываете, кто вы такие и какой путь вам необходимо пройти, чтобы встать на путь Господень.

Когда вы пришли в этот мир, вы получили физическое тело и в нём пребываете. Вы родились в этом теле, и у вас есть мать и есть отец. Тело вы получили, но сознания и слова внутри вас ещё не было. Ваши родители постепенно и кропотливо сеяли в вас семя-слово, и оно входило в вас и наполняло вас растущей жизнью. Вы ещё ничего не понимали и не знали, но слова, посеянные в вас, давали всходы, и вначале они были как слабые росточки, как травка. Так слова стали вашей жизнью, вы стали жить ею.

И вначале жизнь ваша была младенческой, но она росла и приобретала опыт. Слова оставались теми же, но их содержание в вас росло и увеличивалось.

Вы родились и получили тело мальчика или девочки, и физиология тела с его потребностями отразилась в вашей психике, а в вашем разуме отразился весь опыт прожитой жизни. Биологически вы выросли, стали взрослыми и уже не можете вернуться в детство, но в вашей психике, в ваших мыслях всё прожитое отражено, и оно сформировалось в индивидуальность, которую мы называем внешним человеком. И взрослый человек в своих мыслях может возвратиться в любой период своей жизни, ибо в них он хранит всё, что им прожито.

В Священном Писании этот процесс описан в немногих словах. В то время, когда Господь Бог создал небо и землю и всё, что на них, Он “не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли” (Быт 2:5,6). Вспомним и Апостола Иакова, который говорит: “… что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий” (Иак 4:14).

Итак, что такое жизнь ваша? Жизнь – это мышление. Каково мышление, такова и жизнь. Вы живёте в мыслях. И если эти мысли отражают только жизнь вашего физического тела, и всё, что связано с его обслуживанием, - это пар, являющийся на малое время, ибо со смертью физического тела он исчезает. Жизнь пара так же временна, как и жизнь плотского тела. Временный разум является слугой тела и заботится о том, чего хочет тело: идёт в магазин, на рынок, стоит у плиты, колет дрова. Это не физическое тело делает, а разум, который владеет телом и делает всё для него. И такой разум называется в Писании паром. Но вот приходит время, и физическое тело разрушается: нет господина – не нужен и слуга, ибо некому больше служить.

Когда Бог сказал: “Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…”, - человек уже был, но он был как пар, исходящий на малое время, а теперь нужно было создать человека по образу и подобию Божию. И этот процесс начинает совершаться и с вами, и со всяким умом, созревшим взять в себя дыхание жизни – мышление духовное.

Итак, до сотворения человека пар орошал всё лицо земли. Земля, как мы уже знаем, - это разум. Лицом земли, или лицом разума, являются мысли, определяющие его жизнь; это чувства и желания, побуждающие человека к движению и развитию. Земля тогда жила и производила из себя только то, что было под силу пару. Но приходит время, когда Бог посылает на землю дождь – знания с небес, и это происходит тогда, когда есть ум, способный принять их и ими возделывать землю.

Земля должна плодоносить, рождать новую жизнь, а для этого нужен человек, который бы её возделывал.

“И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою” (Быт 2:7). Первый человек – Адам – создан из праха земного. Что такое земной прах? Это слова и мысли о земном мире. Они уподоблены в Писании мелкой пыли, которая легко поднимается и уносится ветром. И вот Бог соединяет эту пыль с водой, образуя глину, и, как гончар лепит горшки, лепит Он человека. Из земных слов, из земных понятий о земном мире Он создаёт чело, способное отражать окружающий его мир и познавать законы материальной жизни.

Адам, созданный из праха земного, - это внешний человек, ещё не знающий духовного. Но Бог не останавливается на этом, Он продолжает процесс творения дальше и вдыхает в человека дыхание жизни, после чего человек становится душою живою. Дыхание жизни, как мы уже знаем, - это помышления духовные. Человек, Адам, разум (это означает одно и то же) приобретает знание о Божественном. И вот этот слабый ещё росточек Божественной жизни уже имеет в себе начало бессмертного бытия.

Дыхание жизни – это Слово Божие, семя, которое должно со временем прорасти и раскрыться полнотой Божества. Через это семя душа становится живою. И Бог вдыхает его туда, где бытовая жизнь и бытовое мышление достигли необходимого уровня зрелости. И многие, называемые нами человеками, ещё не созрели для дыхания Божия, и им ещё предстоит проходить уроки в материальной жизни.

Необходимо понять, что в Писании не всякая душа называется человеком, но только душа живая, живущая помышлениями духовными. Есть душа-пар, она - не живая и не мёртвая. Мёртвая душа – это та, которая была живой, имела дыхание жизни, но потом потеряла его, как это случилось с Адамом и Евой, когда они вкусили от древа познания добра и зла.

Есть души высокие, принадлежащие человекам, а есть низкие, которые в Писании называются гадами, животными и пресмыкающимися по земле. Адам перстный – это высокая живая душа, от которой начинается родословная народа Божия на земле. Это не первобытный человек, как полагают некоторые. Он жил в мире, где наука и культура были на высоком уровне, и были религии, и было жречество, но не было во всём этом дыхания Божия. Адам был первый Божий разум, принявший в себя мышление из другого мира – мира Божественной природы.

Живая душа, имеющая в себе дыхание от Бога, - это самое дорогое у Бога, и Он ни на миг не оставляет Своей работы над ней, ибо в ней Он выращивает Самого Себя.

Бог насаждает для Адама в Едеме на востоке рай и помещает его в саду, чтобы человек возделывал и хранил сад. И от всякого дерева мог он есть, кроме того, что находилось посреди рая.

Сад Едемский – символ духовных знаний, предоставленных Творцом Своему творению-человеку, чтобы он питался от него и наполнялся мудростью, и хранил её в себе как драгоценный опыт. И всякое дерево в том саду (а дерево – это учение) могло дать ему познание жизни, не ограничивая его ум в тесные рамки определения, что есть добро и что есть зло. От всякого дерева он мог естественным путём расти и совершенствоваться.

Поэтому заповедал Бог человеку: “… а от дерева познания добра и зла не ешь… ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь” (Быт 2:17).

Что же это за дерево такое, и что за смерть ожидает вкусившего от него? Познание добра и зла даёт только закон, который конкретно говорит о том, что хорошо, а что плохо, о том, что должен человек делать, а чего не должен. И всякому, приходящему к нему, закон говорит, что, исполняя его, он получит поощрение и им будет жив, а не исполняя, им же будет наказан.

Мы уже знаем, что закон, данный через Моисея израильскому народу, в своих заповедях и постановлениях сконцентрировал в себе весь рай и всё необходимое для духовного роста человека. Но для неподготовленного ума, не питавшегося от других райских деревьев, он стал сводом внешних правил и инструкций. Для духовного исполнения закона у них не было ни сил, ни знаний. Они подошли к нему земными помышлениями и стали исполнять его буквально, и смертию умерли. Появилась целая армия законоблюстителей, строго следящих за их внешним исполнением. И как сказал Апостол Павел: “… закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех” (Рим 3:19-20).

Таким образом, когда Адам приблизился к закону, закон потребовал от него исполнения. Адам же, не имея достаточных знаний для его духовного исполнения, стал исполнять его буквально, и в него вошло дыхание смерти, оттеснив дыхание жизни.

Но читая Писание дальше, мы узнаём, что до того, как вкусить от запретного древа, “Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…” (Быт 2:19-20). А в первой главе Бытия Бог благословил человека и сказал: “… плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле”. И отдал Бог в пищу человеку всякую траву и всякое дерево.

Что это значит? Бог сотворил всякую мысль и всякое знание, и доадамовый разум уже имел в своём распоряжении множество знаний, но некому было дать всему этому дыхание жизни, подчинить себе и господствовать над всем и привести в порядок согласно внутреннему смыслу. И Адам как Божий разум должен был всем этим овладеть, наполнить Божией жизнью. И он становится первым пастырем, приводящим природные души, знающие только земное, к Богу.

Давая всему имена и названия, Адам постигает внутреннее содержание вещей и создаёт учение о Божественном, и сам становится носителем знаний, которые почти тысячелетие (930 лет) питают многочисленное Адамово потомство.

Слова “есть” и “питаться” в Писании обозначают “учить” и “учиться”. “Моя пища, - говорит Господь,- есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его” (Ин 4:34).

Так и для Адама перстного пищей была всякая душа, не знавшая Бога. Для того, чтобы справиться с этой работой, Адаму нужен был помощник, подобный ему. “И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа” (Быт 2:22-23).

Апостол Павел напоминает нам: “…не муж создан для жены, но жена для мужа… Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога” (1Кор 11:9,11,12).

Муж по Писанию – это пастырь, проповедник, и мужем он становится тогда, когда у него появляется жена – церковь, паства его. Господь создает её из ребра человека. Ребро – это вера Адамова, ибо верою всё творится, верою побеждается, верою всё приобретается. И стала жена кость от кости, плоть от плоти Адамовой: чем жил Адам, чем он мыслил, чем он дышал, тем наполнял он и жену свою. И оба они жили в раю Едемском и могли питаться от всякого знания Божия и расти.

А теперь посмотрим снова, как сказано в Писании: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт 1:27). И дальше читаем: “Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек…” (Быт 5:1,2).

Так кого же Бог назвал именем “человек”? – “… мужчину и женщину сотворил их… и нарек им имя: человек…” Вдумайтесь внимательно в сказанные слова. Это не андрогин в том общепринятом смысле, в каком рассматривают первого человека некоторые учения. Здесь сокрыт для нас главный смысл Писания, что под словом “человек”, кроме привычного смысла, стоит Божия семья, которую Бог творит, чтобы рождать на земле Своих детей.

“И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих” (Быт 3:20). Ева – первая Божия церковь на земле, матерь всех живущих, не по плоти живущих, но по духу, и от неё начинается род Божий на земле.

Но вернёмся к древу познания добра и зла. “И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих…” (Быт 3:4-7). А потом Господь Бог сказал: “Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…” (Быт 3:22).

В лекции о добре и зле я уже говорил вам, что за процессы сокрыты в этих словах, и более подробно буду говорить в лекции об образе и подобии Божием.

Древо познания добра и зла дало Адаму познание того, что Бог имеет Сам в Себе две противоположности: добро и зло, свет и тьму, образ и подобие. Бог сотворил человека по образу Своему, а через вкушение от древа человек обрёл и подобие: познав жизнь, он познал и смерть; познав свет, он погрузился во тьму. Пока Адам не вкусил от закона, он находился в вере, и дыхание жизни было с ним. Но Адам, не знавший закона и не подготовленный для его исполнения, прибег к помышлениям плотским, которые есть пар. А пар привёл его к буквальному исполнению. Плодом исполнения закона стала плотская мысль – смерть, и ею, как орудием, он был умервщлён. Таким образом, Адам стал носителем жизни через дыхание Божие и носителем смерти через вкушение от древа познания добра и зла.

Вкусив от древа, Адам вошёл под власть закона, и, чтобы ему не остаться навсегда в его власти, Бог изгоняет его из рая. Написано: “И выслал его Господь Бог из сада Едемского”. Физического изгнания, как вы теперь уже знаете, конечно, не было. Все духовные процессы происходят в человеческом разуме по законам Слова, которые лежат в нём и неуклонно исполняются. Когда Адам вкусил от древа познания добра и зла, он перестал питаться от других деревьев, перестал возделывать и хранить сад, и сад в его разуме увял, он засох и не мог плодоносить. С утратой духовных помышлений рай в разуме Адама перестал быть раем, но стал той землей, из которой Адам был взят.

Теперь вы понимаете, что грехопадение Адама и Евы не имеет никакого отношения к плотской жизни. Грехопадение – это духовный процесс, связанный с мышлением. Падение Адама заключается в том, что он был низведён от дыхания жизни до дыхания смерти. И это только нам, человекам, кажется, что Адам и Ева совершили что-то низкое, и Бог за это выгнал их из рая. Для Бога это закономерный рабочий процесс творения человека, и он происходит всегда, а не только был в древности.

Но вы должны помнить, что буквальное, внешнее мышление ограничивает ум узким пониманием того, что можно и чего нельзя делать. Духовные же помышления открывают простор для исследования и познания, никого не обвиняя и не наказывая, но всему давая свободно расти и подниматься.

Итак, после вкушения от древа познания добра и зла Адам обрёл образ и подобие Божии. Но, обретя их, он не познал ни то, ни другое, чтобы владеть ими в совершенстве. И теперь ему, чтобы открыть в себе образ Божий и стать как Бог, предстоит пройти подобие, вырасти во всём внешнем, во грехе. А для этого он в поте лица будет добывать себе хлеб, возделывая свой разум, и Бог будет посылать ему дожди с неба, а затем придет к нему Сам, чтобы помочь ему вернуться в Отчий дом совершенным.

Вы скажете, но ведь написано, что Адаму Бог сказал: “Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей, тернии и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою, в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься” (Быт 3:17-19).

Бог есть Любовь, и Бог есть всякое ведение и всякое совершенство, Он любит Своё творение, и Он никогда не проклинает в том смысле, как это мы по-человечески понимаем. И все страшные на наш взгляд слова, исходящие из уст Божиих, скрывают в себе закономерности, составляющие волю Его, по которым каждое творение Его, будь то высокое или низкое, определяется на своё место согласно его уровня развития и разумения.

Адам получил добро в мыслях, как семя, но оно не стало его жизнью, потому что добро надо вырастить в самом себе – тогда ты будешь сам добром. Нарушение заповеди Божией не вкушать было предопределено Богом как естественный процесс эволюции человека. Также происходит и с вами: вот вы читаете Библию – это вы входите в рай и вдыхаете дыхание жизни, дышите им, но самой жизни вы ещё не получаете.

Жизнь Божия – вечна, и она не дается человеку просто так, её надо посеять и вырастить внутрь себя, и произрастить плоды духа. А для этого надо выйти из рая в свой разум и начать его возделывать, приготавливать его для нового мышления. Ибо только через исполнение Слова Писаний вы сможете, удаляя тернии и волчцы, произрастить в себе райский сад и древо жизни посреди рая. Но только по плодам вы узнаете: рай это или нет. “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона”, - говорит Апостол Павел (Гал 5:22-23).

“Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела “ (Быт 3:12-13). Эти слова, буквально истолкованные, вот уже на протяжении тысяч лет ставят женщину в униженное положение. До сих пор существует такое мнение, что во всём виновата Ева, а она была женщиной. И на женщину свалилось много бед: она пренебрегаема мужьями, государством и даже религией.

Необходимо понять, что в Господе нет ни мужчин, ни женщин, ибо Господь есть Дух, Он есть Слово, полное благодати и истины. И физический пол перед Ним не имеет никакого значения. Господу нужны здравый ум, чистое сердце и искренняя вера. Вы мужчины и женщины в мире этом, в Господе же - не мужчины и не женщины. В Господе вы становитесь церковью, управляемой Учением, которое есть Иисус Христос.

Адам как проповедник наполнял Еву-церковь своим знанием и был главой Евы, как Христос – глава церкви. И Ева не была физической женщиной, но это было жречество, воспитанное Адамом. И всё, что в Писании написано о женщине и жене, связано с церковью, с паствой, а всё, что сказано о мужчине и муже – сказано о проповеднике и его учении, имеющем в себе семя для продолжения своей жизни.

Как в мире материальном, так и в мире духовном всё обновляется и продолжается через рождение. Церковь должна быть семьёй духовной, обновляющейся в детях своих: дочери – это будущие церкви, а сыны – будущие пастыри, патриархи. И как Апостол Павел говорит: “Епископ должен быть непорочен, одной жены муж… Диакон должен быть муж одной жены…” (1Тим 3:2,12). И еще в этом же послании Павел говорит: “Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление…” (1Тим 2:11-14).

Здесь Павел говорит не о плотской семье, но о духовной. Епископ должен быть непорочен и одной церкви муж, диакон тоже должен быть одной церкви муж. Ибо Господь сказал: что Бог сочетал, человек да не разлучает. Ибо двое стали одно тело. И я снова напоминаю вам: Библия – книга духовная и в дела плоти не вторгается.

Заблуждение пришло от буквального понимания, ибо, когда люди начали выполнять закон, знание вытеснилось. Его вытеснила смертоносная буква. Человечество приходит и уходит, а закон существует до сих пор. И молодое поколение наследует от своих родителей их заблуждение, понятия и обычаи. А Учение Господнее о воскресении из мертвых, о рождении свыше, о Царствии Небесном так и остаётся непонятым, потому что требует духовного мышления над этими процессами.

“Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И ещё родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец” (Быт 4:1,2). Адам – глава Еве, глава же Адаму – Христос, Господь; и Адам познал Еву через Господа, через Слово, полное благодати и истины. Через Слово рождаются у Евы сыновья – проповедники: Каин – носитель внешнего, земного знания, а Авель – носитель духовного.

Когда Каин и Авель приносят жертвоприношение перед Богом, то жертва Авеля принимается, а жертва Каина нет. И тогда Каин восстаёт на брата своего и убивает его. До сих пор в религии существует понятие физического убийства Авеля. Но вы знаете, что в духовном переводе слово “убить” обозначает “убедить”.

Адам в лице своих сыновей Авеля и Каина имеет в самом себе две стороны: Авель – дыхание жизни, день, сокрытый в ночи. Он ещё слаб, он – как Божие дуновение в разуме Адама и не имеет силы для роста без покрова; Каин – кожаная одежда Адама, внешнее содержание, ночь, он – приобретение от вкушения плодов с дерева познания добра и зла. Убив Авеля, Каин принял его внутрь себя, и теперь они как внутреннее – жизнь и внешнее – смерть будут идти вместе и набирать силу.

Каин – человек от змея, от земной мудрости, внешнее учение и внешняя церковь. Вобрав внутрь себя Авеля, он растёт и утверждает себя в мире этом, приобретая новые качества, чтобы в тлении могло произрасти нетленное.

Каин – земледелец и приносит Господу плоды разума. Он – начало подобия Божия, носитель зла и греха, он – семя змея. Проклиная Каина, Господь ставит его на Своё место, утверждая его во внешнем служении.

Но в Каине, как зачаток Божией жизни, есть Авель, и кровь его вопиёт от земли к Господу Богу своему, чтобы расти и наполняться от Него и наполнять землю.

Каин скрывается от лица Господа и становится изгнанником и скитальцем на земле. В ответ на его опасение, что всякий, кто встретится, может убить его, Господь ему сказал: “За то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его” (Быт 4:15).

Как надо понимать эти слова? Если коротко, можно ответить так: кто переубедит Каина, кто снимет с себя Каина, тот получит плод семи дней – жизнь вечную, постигнет духовное и вернётся в рай. Но пока не совершится этот процесс, Каина никто не может убить. Каин – плод дьявола, и он будет расти, развиваться, удобряться, давать новые семена и плоды, пока не станет пригодным, чтобы выносить в себе плод Авеля. В Каине находятся и произрастают все внешние знания и в нём же, во чреве его, созревает и укрепляется плод духа – Авель.

Каин есть в каждом из нас, и он, по мере нашего вхождения в дух, умирает, уступая место Авелю.

Каин и Авель в новом соединении дают Сифа, и в нём Адам получает новое содержание, новое семя для продолжения потомства. Сиф родил Еноса, и при нём люди начали призывать имя Господа Бога.

Жизнь, которую Бог вдунул в Адама, продолжается в его детях. И Бог внимательно смотрит за своим семенем, которое из поколения в поколение растёт и по качеству, и по силе, и по способностям. И жизнь приходит к Еноху, и в нём обретает благодать от Господа. Затем жизнь приходит к Ною, и в нём, в его ковчеге и в его семье, она достигает высокой праведности и веры. Потом появляется Авраам – отец множества, великий патриарх, родивший народ Божий – Израиль. Эта жизнь всё время закаляется и набирает силу в многочисленных мужах Израиля, пока не достигнет своего совершенства в Сыне Человеческом. И как сказал Апостол Павел: “Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек – Господь с неба” (1Кор 15:45-47).

Таким образом, человек (Адам, разум), сотворённый Богом из праха земного, проходит через множество жизней и достигает образа Божия в Иисусе Христе. И Бог никуда не отходил от человека, но вёл его и творил, пока не создал образец Своего совершенства в человеке и для человека. И Бог дал нам все закономерности этого процесса в Своих Писаниях. И в них Он положил и Свою методику, и Свою медицину, и Свою педагогику, и Свою психологию по становлению и воспитанию Божией семьи.

Бог, Творец и Создатель человека, никогда не оставлял Своё творение, но всегда вёл его и воспитывал, и давал заповеди Свои, чтобы человек, пройдя через зло, через все его неправды, закалился в горниле огненном, умудрился бы знанием и добродетелями, а затем воззвал бы к Господу Богу своему: “Боже отцов и Господи милости, сотворивший всё словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд! Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня от отроков Твоих…” (Прем 9:1-4).

И вот в мир пришёл Иисус Христос, Сын Божий, чтобы спасти погибшее. Он пришёл как жизнь вечная. Мир земной уже был создан, и народ Божий был создан, но он пришёл к такому заблуждению, из которого его мог вывести только Сам Творец. Но Он приходит на землю уже не как Творец, но как Отец через Сына Своего Единородного, чтобы родить человека от Божественной природы.

Итак, первый человек был творением из праха земного и был сотворён в мире этом. Теперь же надобно человеку родиться свыше, от Слова. Для того, чтобы совершить этот процесс, Бог долго готовил в недре Своём Сына, измерял и взвешивал Его, проверял и испытывал - и вырастил Сына Божия, дав Ему ту полноту и меру, которая могла бы дать спасение. Как горшечник изготавливает горшки и обжигает их в печи огненной, так и Бог родил и испытал Сына Своего, способного открыть людям образ Бога Всевышнего.

Вспомните, как Бог испытывал Иова, через какое горнило испытаний провёл его, чтобы закалить в вере и истине. Так испытывается Богом всякий человек: маленькому человеку – маленькие испытания, а кто побольше, тому и испытания посерьёзнее. Христос сказал ученикам Своим: “Кто возлюбит Меня, тот соблюдёт Слово Моё, того возлюбит и Отец Мой Небесный, и Мы к тому придём и обитель у него сотворим”.

Кто возлюбит знание, тот соблюдёт его. Невозможно что-то сохранить в себе, не любя. Только в жизни можно проверить и испытать ваши знания и вашу любовь. И если они выдержали проверку на прочность, то они годятся для строительства духовного дома. “ Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его” (Иак 1:12).

В Книге Премудрости Соломона написано: “Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего…” (Прем 2:23). В апокрифических текстах упоминается о том, что Бог, сотворив Адама, сказал ему, что через 5500 лет Он сделает его Богом и посадит одесную Себя. И Бог исполнил Своё обещание: Адам, созданный из праха земного, Адам перстный, получивший от Бога дыхание жизни, прошёл через все испытания и достиг Бога, став Человеком с небес.

Долгий путь прошла и его жена Ева, родив многочисленных сыновей и дочерей своих, пока не достигла в лице святой Анны чистоты и праведности, позволивших ей дать миру Деву Марию – Еву Небесную, родившую Первенца от Бога.

Много тайн хранит в себе Святая Книга – Библия. Чтобы понять её, надо много потрудиться в ней и много поработать над собой, ибо открывается она только трудящемуся.

Помните: вы куплены Господом дорогою ценою и не должны быть рабами человеков. Только Господь вам господин и судия. Соблюдите заповеди Его, и да откроется вам истина. Он призывает нас к тому, чтобы мы оставили прежний образ жизни нашей и взяли бы в себя образ Божий во Христе Иисусе, и обновили бы ум свой посредством Его Слова. Аминь.

(Слово Отца)

Преподобный Анастасий описывает во втором «Слове» творение Евы. Согласно Бытию, навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Быт. 2, 21–24). Вот как комментирует это повествование преп. Анастасий:

Далее, поскольку, как это написано об Адаме, к нему, приведенному Богом в состояние омертвелости, неподвижности и исступления, пришла жизнь, то [можно предполагать, что в него] мертвого было вдохнуто животворное дыхание Божие (см. Быт. 2, 7). Заметь: [Писание] гласит, что Бог привел к Адаму жизнь, вышедшую из него во сне и исступлении; оба - я имею в виду Бога и Адама - были единодушны, когда ребро, называемое жизнью, взялось от него (II, 2, 1).

Автор «Слов» намекает здесь на наречение жены именем «Ева», что значит «жизнь». Правда, согласно Священному Писанию это наречение состоялось уже после грехопадения и изгнания прародителей из рая: И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Быт. 3, 20). Чтобы понять мысль преп. Анастасия, воспользуемся комментарием на этот стих свт. Филарета Московского: «С первого взгляда представляется, что повествование о наречении жене нового имени Евы , то есть жизни , находится вне связи с предыдущим и последующим повествованием о падении человека и что самое имя жизни не прилично жене после осуждения на смерть . В разрешение сего затруднения толкователи полагают: а) что Моисей упоминает о наречении жены, предшествовавшем грехопадению, и желает обнаружить погрешность Адама в сем наречении, или б) что Адам, осужденный на смерть, именует жену свою жизнью в укоризну и уничижение; и в) что сим наименованием показывается неосмотрительность и надменность грешника, даже после осуждения; или г) что жизнь, которою Адам утешается в наименовании жены, есть отсрочка смерти телесной; или д) что жена именуется жизнью по разуму обетования, данного Богом о ее семени, долженствующем стереть главу змия, имеющего державу смерти, и сделалась матерью всех живущих , как Мать второго Адама, Который есть дух животворящий (1 Кор. 15, 45). Сия последняя догадка паче прочих соответствует порядку и духу повествования Моисеева, и оправдывается примерами других имен, в которых праотцы заключали исповедание веры и упования, каковы суть имена Каина, Сифа, Ноя». Толкование под буквой а) свт. Филарета согласуется и с упоминанием о имени «жизнь» у преп. Анастасия при описании сна Адама и с мыслью Синаита о том, что Адам, Ева и их сын предначертали образ Единосущной Троицы (см. соответствующую главу, где мы рассуждали о возможности рождения детей у прародителей без грехопадения).

Преп. Анастасий комментирует и сон Адама, во время которого Бог сотворил Еву:

Почему [Писание] гласит, что Бог привел ее к Адаму (Быт. 2, 22)? Не должны ли мы понимать привел следующим образом: то, что Бог взял от Адама, когда тот впал в сон греха и испытал исступление из нетления и бессмертия, это же Он вновь привел к Адаму и восстановил в нем жизнь, пришедшую и прибывшую к нему на землю? (II, 2, 2).

Толкования сна Адама у Святых Отцов Церкви весьма разнообразно. Так, свт. Иоанн Златоуст толкует его следующим образом: «Это было не простое исступление и не обыкновенный сон; но так как премудрый и благоискусный Создатель нашей природы хотел взять у Адама одно из ребер его, то чтобы он не почувствовал боли и затем враждебного расположения к созидаемой из его ребра, чтобы, помня боль, не возненавидел создаваемое животное, для этого Бог, погрузив Адама) в исступление и как бы повелел ему быть объяту некоторого рода оцепенением, навел на него такой сон, что он совсем не чувствовал, что происходило с ним».

Преп. Анастасий же понимает «исступление» Адама в смысле некоего временного «исхода» из нетления и бессмертия, а «сон» - в смысле «сна греховного». По этому поводу свт. Филарет замечает: «Некоторые представляют сей сон действием некоторого наклонения его к чувственному от духовного». Филарет Московский, свт. Записки, руководствующия к основательному разумению книги Бытия, заключающия в себе и перевод сея книги на русское наречие: В 3 ч. Ч. 1: Сотворение мира и История перваго мира. - С. 48.

Ирина задала следующий вопрос : Здравствуйте, у меня вот какой вопрос: были ли люди на Земле до (во время) Адама и Евы? Когда Каин ушел в землю Нод, где он нашел себе жену? Следовательно, не каждый человек на Земле может быть потомком Адама и Евы? - С уважением, Ирина .


ВВЕДЕНИЕ:
Многие люди, недавно начавшие изучать Библию, задают тот же самый вопрос: "Откуда взялась жена Каина?" Некоторые из них считают, что для того, чтобы Каин нашёл жену, на Земле в то время должны были бы присутствовать другие "расы" людей, которые по своему происхождению не являлись бы потомками Адама и Евы. А это значит, что утверждение Библии о том, что Адам и Ева были единственными людьми, которых сотворил Бог, не является истиной.
Для многих людей этот вопрос является камнем преткновения. Сталкиваясь с ним, они отказываются верить не только книге Бытия, но и записи о том, что в начале истории на Земле был только один мужчина и одна женщина.
Однако в Библии нет противоречий. Есть такое правило для изучающих Библию: "Если нам что-то в Библии непонятно, то это не означает, что Библия неправильна или неточна. Это означает только одно - что мы чего-то не понимаем".

Все люди являются потомками двух сотворённых Богом людей - Адама и Евы. Каин и его жена являются потомками Адама и Евы. И сейчас мы это объясним.

Итак, в Книге Бытие 4: 16-17 сказано "И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох ".

Возникает вопрос: "Где Каин нашёл свою жену?"

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо выяснить, сколько же людей Бог сотворил на земле: двоих (Адама и Еву), или же их было намного больше?

I. ПЕРВЫЕ ЛЮДИ

1. Адам - первый человек.
Ветхий Завет рассказывает о том, что Бог сотворил сначала Адама из праха земного, а потом сотворил Еву из ребра Адама. Однако книга Бытия не является единственным местом в Библии, которое повествует нам о первых людях. В послании к Римлянам 5:12 написано: "Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков , потому что в нём все согрешили ". И в Первом Послании к Коринфянам 15:45 говорится, что Адам был первым человеком - "первый человек Адам стал душою живущею ".

2. Все являются родственниками
Согласно Библии все люди являются родственниками. Деяния 17:26 "От одной крови Он произвёл род человеческий для обитания по всему лицу земли ". Все люди (кроме Евы) являются потомками первого мужчины - Адама.

3. Ева - первая женщина
Ева была сотворена из ребра Адама: Бытие 2:21-22 "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку ".
В Книге Бытия 3:20 читаем: "И нарёк Адам имя жене своей - Ева, ибо она стала матерью всех живущих ". Другими словами, все люди, кроме Адама, - потомки Евы, она была первой женщиной.
В новом завете, Иисус (Евангелие от Матфея 19:4-6) и Павел (Послание к Ефесянам 5:31) используют это историческое событие как основание для брака между одним мужчиной и одной женщиной.
Также в Бытие 2:20 говорится, что когда Адам посмотрел на всех живых существ, сотворённых Богом, то не смог найти себе помощника, подобного ему, подобного человеку. Всё это делает весьма очевидным тот факт, что с самого начала присутствовала только одна женщина — Ева - жена Адама .

Итак, выходит, что нигде в Библии не написано о том, что Бог сотворил каких-то других людей, кроме Адама и Евы. Это значит, что все люди, когда-либо существовавшие на Земле, являются потомками первых двух людей: Адама и Евы.

II. СЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ.

1. Кем был Каин?
Каин был ребёнком Адама и Евы, о чём говорится в Бытие 4:1 "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа ". Он и его братья Авель (Бытие 4:2) и Сиф (Бытие 4:25) были частью ПЕРВОГО поколения детей, когда-либо рождённых на Земле.

2. Братья и сёстры Каина
Не смотря на то, что имена только троих сыновей упоминаются в Священном Писании, у Адама и Евы были и другие дети. Об этом написано в Бытии 5:5 "Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей ".
В Бытии 5:6 сказано, что Адам прожил 930 лет: "Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер". Как вы думаете, сколько детей могло родиться у Адама и Евы за эти годы? В книге рекордов Гиннеса записано, что рекордсменкой по количеству рождённых детей является русская женщина, жившая в начала 19 века, которая за свои 63 года родила 58 детей. Вы только подумайте: 58 детей за 63 года!!! А в распоряжении Адама и Евы было несколько столетий!!! К тому же, Бог дал им повеление: "Плодитесь и размножайтесь " (Бытие 1:28 ). Библия не сообщает точное количество детей Адама и Евы, но говорит, что у Адама и Евы было множество сыновей и дочерей. Еврейский историк Джозэфус писал: "Число детей Адама и Евы согласно тому, что говорит древняя традиция, было тридцать три сына и двадцать три дочери ".

3. Жена Каина
Если кроме Адама и Евы других людей не было, то получается, что первым мужчинам приходилось жениться на своих собственных сестрах, ведь других женщин просто не было!
Нам неизвестно, когда женился Каин, не даются подробности о других браках и детях, но можно предположить, что жена Каина была его сестрой, племянницей или другим близким родственником.

III. ВОЗРАЖЕНИЯ СКЕПТИКОВ:

1. Закон Божий

Одни, когда слышат, что первые поколения людей женились на своих сестрах, удивляются и говорят, что это невозможно. На это хотелось бы сказать, что Адам вообще женился на своем ребре. Но почему-то это никого не удивляет.
Другие, же утверждают, что дети Адама и Евы не могли жениться друг на друге, потому что существуют законы, запрещающие браки между близкими родственниками.
Третьи говорят, что вообще нельзя вступать в брак с родственником. Таким людям хочется напомнить, что если вы вступаете в брак не с родственником, то это вообще не человек. Жена родственна мужу ещё до брака, потому что ВСЕ люди - потомки Адама и Евы, все произошли от одной крови.
Закон же, запрещающий близким родственникам вступать в брак появился во времена Моисея, когда Бог дал Закон народу Израилеву (Левит 18-20 главы ). А до этого времени люди женились на своих близких родственниках.
Заметьте, что Авраам (живший более, чем за 400 лет до Моисея) женился на своей сестре по отцу: Бытие 20:11-13 "Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне : она дочь отца моего , только не дочь матери моей; и сделалась моею женою; когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой ".
А когда у Авраама родился сын Исаак, то он послал своего раба в дом "родства своего", чтобы взять жену для сына своего из числа своих близких родственников: Бытие 24:2-4 "И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку ". Читая дальше, мы обнаруживаем, что Ревекка - жена Исаака - была внучкой Нахора, который был братом Авраама - (Бытие 24:15 "Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова ").
А сын Исаака - Иаков женился на Лие и Рахили, которые были его двоюродными сестрами (дочерями Лавана - родного брата Ревекки, матери Иакова). Об этом читаем в Бытии 28:1-2 "И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей ".

2. Генетические уродства

Сегодня по существующим законам родные братья и сёстры (а также братья и сёстры по одному из родителей) не могут вступать в брак друг с другом. А если они поженятся, то здорового потомства у них не будет.
Это правда, что дети от брака между братом и сестрой подвергаются риску иметь отклонения от нормы. Между прочим, чем ближе родство супругов, тем выше риск проявлений генетических аномалий у потомства. Это легко понять обычному человеку, не вдаваясь в подробные объяснения. Каждый получает набор генов от своих родителей. К сожалению, сегодня гены содержат очень много ошибок (из-за греха и проклятия), и эти ошибки проявляются весьма различно. Например, у одного человека уши либо оттопыренные, либо расположены несимметрично, и поэтому ему приходится отращивать волосы и прикрывать ими свои уши. У другого человека нос расположен не совсем на середине лица. У третьего - глаза расположены несимметрично. Мы просто перестали это замечать.

Чем ближе родство двух людей, тем выше возможность наличия одинаковых ошибок в их генах, полученных от одних и тех же родителей. Поэтому, у брата и сестры, скорее всего, будут одинаковые ошибки в их генетической информации. Ребёнок, рождённый от брака сестры и брата, унаследует один набор генов от каждого родителя. А из-за сходных ошибок в генах родителей, эти нарушения дублируются в генетическом коде потомства, и результатом будут уродства среди таких детей.

Наоборот, чем дальше родство родителей, тем выше вероятность того, что их гены не будут нести одинаковых ошибок. Дети, наследующие один набор генов от каждого из родителей, скорей всего получат хороший ген в каждой паре с плохим геном. Обычно хороший ген доминирует над плохим, и, таким образом, уродство (по крайней мере, серьёзное) подавляется. Например, вместо полностью деформированных ушей будут лишь несколько искривлённые уши. (В целом, однако, человеческая раса постепенно дегенерирует, накапливая ошибки поколения за поколением).
Однако этот факт сегодняшней жизни не относится к Адаму и Еве. Первые два человека были созданы совершенными. Всё, созданное Богом, было, по словам Бога, "хорошо весьма" (Бытие 1:31 ) Это значит, что их гены были совершенны, без ошибок! Но когда грех вошёл в мир (из-за Адама - Бытие 3:6 ), Бог проклял мир и совершенное творение начало дегенерировать, болеть, стареть и умирать. За продолжительный период времени этот процесс проявил себя во всякого рода искажениях генетического материала всех живущих. Поэтому Бог и дал людям через Моисея закон, запрещающий жениться на близких родственниках.
Но Каин принадлежал к первому поколению детей, рождённых на Земле. Он (как и его братья и сёстры) получили фактически безукоризненный набор генов от Адама и Евы, потому что последствия воздействия греха на человеческий организм тогда ещё были минимальными. В такой ситуации, брат и сестра могли вступать в брак без опасения за потомство.
Ко времени Моисея дегенеративные ошибки в генофонде человечества накопились в таком масштабе, что Богу необходимо было ввести законы, запрещающие браки между братьями - сёстрами (и другими близкими родственниками), иначе бы человечество совершенно выродилось. Кроме всего прочего, не нужно забывать, что во времена Моисея на земле жило много людей, и необходимость браков между братьях и сестрами полностью отпала.

3. Каин и земля Нод

Некоторые утверждают, что стихи в книге Бытия 4:16-17 означают, что Каин пошёл в землю Нод и там нашёл себе жену. Из этого они приходят к мнению, что на Земле существовала другая раса людей, не состоящая из потомков Адама и Евы, к которой и принадлежала жена Каина. "И пошёл Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох".
Однако, при внимательном чтении этого отрывка видно, что Каин не нашёл свою жену в земле Нод, а "познал" свою жену в земле Нод, после чего у них родился сын Енох. Многие богословы полагают, что Каин был уже женат к моменту убийства Авеля, иначе бы в Библии что-то говорилось о женитьбе Каина.

4. Кого боялся Каин?

Бытие 4:14 "…вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня".
Некоторые, опираясь на этот стих, утверждают, что на Земле было много людей, не являющихся потомками Адама и Евы, иначе бы Каину не нужно было бояться людей, желающих убить его из-за того, что он убил Авеля. Кого же боялся Каин?

Во-первых , причиной, по которой кто-либо захотел бы отомстить Каину за убийство Авеля, было их близкое родство! А близкие родственники Авеля автоматически являлись близкими родственниками Каина, поскольку Каин и Авель были родными братьями.

Во-вторых , Каин и Авель родились задолго до того, как произошла смерть Авеля. В Бытии 4:3 сказано: "Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу ". Обратите внимание на фразу "спустя несколько времени". Мы знаем, что Сиф родился, когда Адаму было 130 лет (Бытие 5:3 ), и Ева видела в нём замену погибшему Авелю (Бытие 4:25 ). Поэтому, период времени от рождения Каина до смерти Авеля может быть около ста лет, что вполне достаточно для того, чтобы другие дети Адама и Евы не только вступили в браки, но и родили детей и внуков. Ко времени убийства Авеля, число потомков Адама и Евы могло быть значительным, включая несколько поколений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библия есть Слово Божье - Слово Творца, который присутствовал во время всех исторических событий. Это Слово Того, кто знает всё и является свидетелем прошлого, настоящего и будущего, на Которого можно положиться.
И если мы начнём относиться к Книге Бытия как к непогрешимому источнику информации об истории сотворения мира и человека, тогда мы сможем понять события, которые без помощи Священного Писания кажутся нам непонятными и таинственными.