«Так бывает или нет?» Конспект занятия по определению реальных и нереальных событий для воспитанников школы VIII вида. Дидактическая игра «У кого кто Дидактическая игра какое что бывает средняя группа

юлия аносова
Дидактическая игра «Так бывает или нет» (подготовительная к школе группа)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ »

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ЦЕЛЬ : Расширить представления детей о дидактической игре

1. ЗАДАЧИ :

Расширять знания детей об окружающем мире, побуждать детей широко и творчески использовать в играх полученные знания ;

Создать радостную атмосферу;

Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;

Учить разделять предметы и их функции;

Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях;

Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции.

Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;

Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость;

Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.

2. ПОДГОТОВКА К ИГРЕ :

ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЕ АТРИБУТОВ ОБОГАЩЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОБУЧЕНИЕ ИГРОВЫМ ПРИЕМАМ

5. 22.10 1. Тексты небылиц

2. Фотоаппарат 1. Рассматривание иллюстраций к небылицам К. И. Чуковского

2. Рисование «Моя небылица» .

Внимательно слушать текст и выявлять ошибки

Ход ИГРЫ

Игровое правило : кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает .

Педагог : Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает . Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

В начале игры следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.

ОЦЕНКА ИГРЫ

Педагог спрашивает, что детям запомнилось лучше всего, что больше всего понравилось.

Тексты небылиц :

Огурцы играют в прятки ,

Малыши растут на грядке,

Мушкетеры спят в овраге,

Поросята точат шпаги,

Раки в цирк бегут ватагой,

Дети дремлют под корягой,

Волки плавают по дну,

Щуки воют на луну.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш!

Я приказываю вам

Все расставить по местам!

В чудной стране

В одной стране,

В чуднОй стране,

Где не бывать тебе и мне ,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

Однажды в июле,

В чудесный денек,

Вдруг выпал оранжевый снег на лужок

И в небо над лугом

Привычно и ловко

Взлетела корова,

Как божья коровка

И бабочки гнезда из прутиков вили

и в сети зеленое солнце ловили

Залаяли птицы, запели собаки.

Я вас уверяю, что это не враки

Зажмурив глаза, я улегся в траву

И все чудеса увидал наяву.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит :

«Эй, пожарные, бегите,

Помогите, помогите!»

Перелистывает Боря

Книжку, полную чудес.

Самолет плывет по морю,

А над ним зеленый лес.

На спине лежит лягушка,

Держит лапками бревно.

По веревочке старушка

На руках идет в окно.

«Два весёлых карапуза,

на печи усевшись ловко,

Рвали с яблони арбузы,

В море дёргали морковку.

На ветвях созрели раки,

Семь селёдок и ерши.

Все окрестные собаки

Ели брюкву от души».

Публикации по теме:

Цель: закрепление представлений о приметах зимы. Задачи: -активизировать словарь по теме; -развивать слуховое внимание, логическое мышление;.

Дидактическая игра «Когда это бывает?» Возраст детей:4-5 лет. Цель:формирование умение ориентироваться в частях суток,различать и называть их. Материалы: -свободное игровое пространство.

Дидактическая игра "Математика вокруг нас" построена по принципу всеми известной телепередачи "Поле чудес". Главная цель создания игры.

Младший дошкольный возраст, это возраст, когда дети впитывают любую информацию как губку. Им интересно все, что происходит вокруг. Это еще.

Дидактическая игра по эмоциональному развитию старших дошкольников «Настроение бывает разным» Выполнила воспитатель 1 кв. категории Садыкова.

Дидактическая игра «Угадай-ка» (средняя группа) Цель: Учить детей правильно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числе. Ход игры: Воспитатель загадывает.

надежда пермякова
«Так бывает или нет?» Конспект занятия по определению реальных и нереальных событий для воспитанников школы VIII вида

Конспект занятия для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида . Составитель : воспитатель I категории Н . Н. Пермякова.

Тема : Дидактическая игра «Так бывает или нет

Цель : Формирование коммуникативных навыков посредством игры.

Задачи :

Дать понятие о реальных и нереальных событиях .

Учить определять реальные и нереальные ситуации на основе игр «Так бывает или нет

Коррекция и развитие устной речи путём построения простых предложений.

Воспитание мотивации к занятию через игру .

Оборудование : слайды, раздаточные картинки, мультфильм по стихотворению Корнея Чуковского «Путаница» .

Ход занятия.

Воспитатель . Ребята, вы любите играть?

Дети. Да, мы любим играть.

Воспитатель . А какие игры вы знаете?

Дети. Прятки. У медведя во бору. Третий лишний и т. д.

Воспитатель . Молодцы, вы назвали очень много игр. Сегодня мы с вами познакомимся с играми, которые можно объединить в одну группу «Так бывает или нет Как вы думае-те, что нам нужно будет угадать в этих играх?

Дети. Нам нужно будет угадать, что бывает на самом деле .

Воспитатель . Верно. Запомните :

- События , которые происходят на самом деле называются «реальными » .

- События , которых в жизни не происходит - это «нереальные события » .

Воспитатель . Каким словом можно заменить слово «нереальные » ?

Дети. Слово «нереальные » можно заменить словом «вымышленные» .

Воспитатель . Правильно. Вымышленные события - это небылицы . Небылицам отводит-ся особое место в детском творчестве - в них заключена необычайно притягательная сила. Эти произведения построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им признаков. Это очень интересная игра. Попробуем в неё сыграть?

Воспитатель . Я буду предлагать вам простейшие ситуации, а вы отвечать, бывает так или нет . Понятно?

Воспитатель . Волк бродит по лесу.

Дети. Так бывает .

Воспитатель . Волк на дереве сидит.

Дети. Так не бывает .

Воспитатель . В кастрюле варится суп.

Дети. Так бывает .

Воспитатель . Чашка жарится на сковороде.

Дети. Так не бывает .

Воспитатель . Валенки по небу летают.

Дети. Так не бывает .

Воспитатель . Кораблик плывет по волнам.

Дети. Так бывает .

Воспитатель . Утром делаем зарядку.

Дети. Так бывает .

Воспитатель . Обед состоит из трёх блюд.

Дети. Так бывает .

Воспитатель . Дерево растёт в пруду.

Дети. Так не бывает .

Воспитатель . Девочка рисует домик.

Дети. Так бывает .

Воспитатель . Домик рисует мальчика.

Дети. Так не бывает .

Воспитатель . А теперь попробуйте поиграть сами, придумывая свои ситуации.

Дети придумывают свои ситуации по цепочке.

Воспитатель . Молодцы, вы хорошо усвоили эту игру. Давайте немножечко отдохнём.

Физминутка.

Воспитатель . Ребята, сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку . Руки свободно по-ложим на колени, ноги слегка расставим. Внимание!

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Формула общего покоя произносится педагогом тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами.

Есть у нас игра такая

Очень легкая, простая

Замедляется движенье. Исчезает напряженье.

И становится понятно : Расслабление – приятно!

Воспитатель . Сожмите пальцы в кулачок покрепче. (Показывает, руки лежат на коле-нях.) Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение выполняется три раза.) А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох-выдох, еще раз : вдох-выдох.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением,

Пальчики прижаты.

большой палец прижимаем к остальным.

Пальчики сильней сжимаем

Отпускаем, разжимаем.

(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.)

Хорошо отдохнули?

Дети. Да, мы отдохнули хорошо.

Воспитатель . А сейчас посмотрите мультфильм по стихотворению Корнея Чуковского «Путаница» и скажите, что так не бывает ?

Замяукали котята :

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!"

А за ними и утята :

"Не желаем больше кря-кать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!"

Свинки замяукали :

Кошечки захрюкали :

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали :

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали :

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал :

Прибежал медведь

И давай реветь :

Ку-ка-ре-ку!

И кукушка на суку :

"Не хочу кричать куку,

Я собакою залаю :

Гав, гав, гав!"

Только заинька

Был паинька :

Не мяукал

И не хрюкал -

Под капустою лежал,

По-заичьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал :

"Кому велено чирикать -

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать -

Не чирикайте!

Не бывать вороне

Не летать лягушатам

Под облаком!"

Но весёлые зверята -

Поросята, медвежата -

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит :

"Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!"

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат - не поту-шат,

Заливают - не зальют.

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать -

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Гуси начали опять

По-гусиному кричать :

Га-га-га!

Кошки замурлыкали :

Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали :

Чик-чирик!

Лошади заржали :

Мухи зажужжали :

Лягушата квакают :

Ква-ква-ква!

А утята крякают :

Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают;

Хрю-хрю-хрю!

Мурочку баюкают

Милую мою :

Баюшки-баю!

Баюшки-баю!

Дети объясняют, что так бывает и что так не бывает .

Воспитатель . А сейчас мы продолжим игру, только правило чуть будет посложнее. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает . Приготовились?

Воспитатель . Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сде-лали из снега горку и стали кататься с нее на санках

Дети. Летом нельзя сделать горку из снега и кататься с нее на санках, потому что не бы-вает снега.

Воспитатель . Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. Давайте сдела-ем для птиц скворечники! - предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы посе-лились в них, и стало опять весело детям.

Дети. Весной птицы не улетают, а прилетают.

Воспитатель . У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей : яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись.

Дети. Конфеты не бывают солёными , а лимоны сладкими.

Воспитатель . Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках» , - сказала Света. "А я люблю купаться в реке, - сказала Лю-да, - мы с мамой будем ездить на речку и загорать

Дети объясняют, что в этой истории неверно и почему.

Воспитатель . А хотите послушать стихотворение детского писателя Самуила Яковлеви-ча Маршака про рассеянного человека?

Воспитатель . Но сначала скажите, что означает слово «рассеянный» ?

Дети. Рассеянный – тот, кто всё путает.

Воспитатель . После прослушивания стихотворения скажите, что перепутал человек рас-сеянный?

Жил человек рассеянный

На улице Бассеянной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Надевать он стал пальто -

Говорят ему : не то.

Стал натягивать гамаши -

Говорят ему : не ваши.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал

И, двери открывая,

Вожатому сказал :

Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

Вожатый удивился -

Трамвай остановился.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Он отправился в буфет

Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку квасу.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассеянной!

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон,

Внёс узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном.

Это что за полустанок? -

Закричал он спозаранок.

А с платформы говорят :

Это город Ленинград.

Он опять поспал немножко

И опять взглянул в окошко,

Увидал большой вокзал ,

Удивился и сказал :

Это что за остановка -

Бологое иль Поповка?

А с платформы говорят :

Это город Ленинград.

Он опять поспал немножко

И опять взглянул в окошко,

Увидал большой вокзал ,

Потянулся и сказал :

Что за станция такая -

Дибуны или Ямская?

А с платформы говорят :

Это город Ленинград.

Закричал он : -Что за шутки!

Еду я вторые сутки,

А приехал я назад,

А приехал в Ленинград!

Вот какой рассеянный

С улицы Бассеянной!

Дети отвечают на вопрос, что перепутал человек рассеянный.

Воспитатель . Молодцы, вы внимательно слушали и хорошо отвечали, а сейчас поработа-ем с картинками «Что перепутал художник?» \ см. Приложение \.

Дети объясняют, что перепутал художник.

Воспитатель . Молодцы, вы сегодня очень активно работали, я вами довольна. Вот и по-дошло к концу наше занятие . А, что-то нового вы узнали на занятии ? Что вам особенно понравилось?

Дети. Высказывают свои мнения.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели:

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко,развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша...

Ро-ро-ро - у нас новое вед...

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре - стоит дом на го...

Ри-ри-ри - на ветках снеги...

Ар-ар-ар - кипит наш само....

Ры-ры-ры - детей много у го...

Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях,развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

– Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

Рады, рады, рады светлые березы
И на них от радости вырастают розы.
Бывает так? Кто ответит?

То не дождь из облака, то не град,
То посыпался из облака виноград.
Так бывает? Кто объяснит?

В лес скорее поспеши все цветы там оборви.
Быстро ветки поломай, птичьи гнезда разоряй.
Так бывает или нет, дайте мне скорей ответ?

Если на поляне мусор,
Соберешь его в пакет или нет?
Кто даст правильный ответ?

Белки шустрый народ под землёй прорыли ход.
Там есть спальни и кладовки, есть и зал и кабинет
Так бывает или нет, кто из вас мне даст ответ.

Я в лесу помогать готов, разорвал я паутину, уничтожил пауков.
Отвечайте мне друзья, лесу друг хороший я?

Муравейник мне мешал, палкой я его сломал.
Разорил, разворошил, хорошо я поступил?

Ёжика нашёл в лесу и домой его несу.
Пусть живёт он у меня, будем с ёжиком друзья.
У меня такой вопрос, хорошо, что я ёжика домой принёс?

Ну, это совсем другое дело – мне очень нужны помощники! А то ведь одному мне совсем не управиться с лесными делами!

Чтение стихотворения «Лесные правила».
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки-
Убегут с лесной опушки.
Ветки тоже не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять…
В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают.
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.

Ведущий: Дорогой Лесовичок, мы пришли в лес, чтобы лучше узнать о его обитателях. Ты нам поможешь в этом?

Лесовичок: Ну, конечно помогу и все расскажу про нашу лесную жизнь!
Чтобы в лес ко мне зайти,
Надо ключ к нему найти!
Загадки загадаю я,
Отгадок жду от вас, друзья!

Если вы их отгадаете, то сразу поймете, какие деревья растут в нашем лесу.

Прямо в небо рвутся, ввысь
Ты внимательно всмотрись.
Не березы, не осинки
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель.)

Не береза, не рябина -
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)

Осень дивная настанет,
Красным дерево то станет.
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие! (Клен.)

Русская красавица
Стоит на полянке,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза.)

Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зелёной.
Погляди, среди ветвей,
Сколько зреет желудей. (Дуб.)

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет кто? – (Лесничий.)

Лесовичок: Правильно, ребята, лесничий или егерь - главный человек в лесу, защитник леса, мой самый лучший помощник! Он руководит посадкой нового леса, оберегает лес от насекомых-вредителей, от пожара и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей.)
Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт.

Лесовичок: Ребята, вы слышите кто- то жужжит? Лесовичок и дети оглядываются. Вот, кто оказывается, жужжал. Лесовичок с дерева снимает стрекозу. Давайте с ней поиграем.

Игра «Поймай стрекозу».
Вызывается несколько детей, которые подпрыгивают с места в высоту, стараясь достать до предмета, подвешенного выше поднятой руки ребёнка.
Выделяются дети, которые смогли коснуться предмета.

Лесовичок: В лесу обитают животные. А узнать какие нам помогут следы.

Игра «Чьи следы?»
Вот и первый след -
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора, От врагов спасают ноги, А от голода - кора. (Заяц.)
Второй след - Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка.)

Третий след - Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)

Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый - краса,
А зовут ее... (Лиса.)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Лесовичок: Молодцы, отгадали животных по следам. Давайте с ними поиграем.

Игра « Попляши, свои движенья покажи».
- Мишка, мишка попляши, свои движенья покажи.
Ребенок в шапочке медведя выходит в круг и выполняет движения, дети повторяют за ним и так все животные.

Лисонька – лисичка попляши, свои движенья покажи.
- Мышка, мышка попляши, свои движенья покажи.
- Зайка, зайка попляши, свои движенья покажи.
- Лягушка, лягушка попляши, свои движенья покажи.

После игры воспитатель собирает шапочки у детей, они садятся возле костра.
Беседа « Кто как слышит?»
Как вы думаете, кто из животных в лесу лучше слышит? Слышит тот лучше у кого большие уши. (Дети рассматривают на картинках уши зверей и выясняют, что лучше всех слышит лось.)
Большие уши у летучей мыши, она лучше всех слышит, но вы ее сюда не дождетесь. Сейчас день, сидит она где-нибудь в дупле или в пещере, спит себе вниз головой и вверх ногами, зацепившись коготками за какой-нибудь выступ. Про нее говорят, что она не только слышит, но и видит ушами.
А вот, сколько бы вы не рассматривали голову кузнечика, не отыщите здесь ушей. Хоть час ищете, не найдете. Потому - что их там нет. (Дети рассматривают картинку кузнечика.) Кузнечик слышит ногами. Их уши это узкие щелки на передних ногах. Когда кузнечик прислушивается, он не голову к звуку поворачивает, а ноги показывает. Птицы слышат не очень хорошо. У большинства нет ушей, поэтому они слышат плохо и больше всего полагаются на свои глаза. Но есть среди них исключения: те, кому ночью охотиться приходиться - сова, филин. У них уши сделаны из перьев. Они прекрасно слышат.
Вот пчела, муха, комар, моль, которая живет в доме людей и съедает их вещи и пищу - слышат усами. Саранча - животом. Рыбы и раки слышат всем телом.

Воспитатель берет на себя роль ведущего, называет какой-либо признак (свойство, качество, внешний признак) фрукта или ягоды, спрашивает «Бывает?», кидает мяч ребенку, который должен сказать, бывает или не бывает, и бросить мяч воспитателю.

Работа с учебным наглядным пособием (с.18).

В.: А теперь посмотрите, что увидел К-М во фруктовом магазине. Назовите фрукты, которые продаются в магазине.

Сосчитайте апельсины, вишни, бананы, груши и в окошко сбоку справа и слева положите карточку, которая обозначает это число.

Чего больше: апельсинов или вишен? Что можно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Соединить парами, сосчитать и сравнить количества.) Поровну, по скольку? Хотя апельсины большие, а вишни маленькие, их поровну, по три.

Чего больше: бананов или апельсинов? Груш или апельсинов? Бананов или груш? Груш или вишен? Вишен или бананов? Какое число больше: «два» или «три»? Какое число меньше: «два» или «три»?

Физкультурная пауза. Пальчиковая гимнастика «Сливы».

Пальчик толстый и большой Средний палец –

В сад за сливами пошел, Самый меткий,

Указательный с порога Он сбивает сливы с ветки.

Указал ему дорогу. Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Работа с учебным наглядным пособием. (с.19)

Воспитатель предлагает рассмотреть сливы и рассказать, в каком месте на салфетке они изображены. Например, фиолетовая слива нарисована в центре, желтая слива – в правом нижнем углу.

В.: Какая слива больше: желтая или фиолетовая? Сравните их, используя предмет-посредник. Чтобы выбрать посредник, назовите геометрическую фигуру, на которую похоже изображение сливы на рисунке. Значит, предметом-посредником будет овал.

Воспитатель объясняет правила пользования фигурой-посредником для сравнения предметов по величине (больше – меньше). Сначала на глаз надо определить сливу, которая больше. Затем проверить правильность своего предположения. Для этого среди геометрических фигур найти фигуры такой же формы, как изображение сливы (овалы). Из трех овалов надо выбрать фигуру одинакового размера с меньшей сливой. Переложите ее на изображение большей сливы. Если овал окажется меньшего размера, то выбор был правильным.

Дидактическая игра «Найди свой дом».

Воспитатель предлагает детям найти дома для фруктов и ягод, которые нарисованы на картинках. Показывает карточки-дома, на которых обозначены признаки фруктов и ягод (рис.8): величина (большой домик, значит, живет большая ягода или большой фрукт; маленький домик – здесь живет маленький фрукт или маленькая ягода) и цвет (обозначен мазком желтого, зеленого, красного, оранжевого, фиолетового цвета). Для примера показывает картинку с маленьким бананом и картинку с большим бананом и предлагает найти им дома; объяснить, почему они сделали той выбор.



Карточки-дома раскладываются в разных местах групповой комнаты. Затем раздаются картинки (по одной) и под звуки музыки дети ищут дома для фрукта или ягоды, изображенной на их картинке. После выполнения действий картинки остаются «в домах», а воспитатель раздает следующую группу картинок.

Игра повторяется, пока все картинки (изображенные на них фрукты и ягоды) не найдут свои дома.

Занятие 11
ЛОВИСЬ, РЫБКА…

Образовательные задачи

«Количество и счет». Формировать представления: о количественном счете (о цели и правилах количественного счета); о числе «четыре»; о цифре 4 как знаке, обозначающем число «четыре» (уровень узнавания);

умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах четырех; определять итог счета; отличать процесс счета от его итога; обозначать количество из четырех объектов словом «четыре», согласовывая его с названием предметов в роде и числе, цифрой 4.

«Величина». Формировать представления: о величине (большой – маленький); о способах сравнения по величине;

умения сравнивать по величине изображения двух объектов с помощью предмета-посредника (геометрической фигуры такой же формы, как изображение), соблюдая правила использования посредника; использовать слова «больше», «меньше» для обозначения выявленных в результате сравнения отношений объектов по величине.
«Геометрические фигуры и форма предметов». Формировать представления о геометрических фигур (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб), о форме предметов;



умения узнавать геометрические фигуры (треугольник) и называть их; различать форму предметов, обозначать ее с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа.
Развивать: внимание, восприятие, мышление, воображение; действия сравнения, умения находить сходство и различия; глазомер; проявления творчества; настойчивость, внимательность, любознательность; познавательный интерес; графические умения (дорисовать, нарисовать).
Воспитывать: бережное отношение к природным ресурсам; интеллектуальные чувства; аккуратность.

Материал

Для дидактического игрового упражнения «Будь внимательным!» : изображения рыб из геометрических фигур (рис.9).

Рис. 9. Варианты выкладывания изображения рыб из геометрических фигур

Для демонстрационная цифра 4; разрезной материал (цифры и треугольники), цветные карандаши для каждого ребенка.
Для игры «Рыбак и рыбки»: шнур.

Ход занятия
1.Дидактическое игровое упражнение «Будь внимательным!».
Воспитатель предлагает познакомить К-М с рыбами, которые живут в наших водоемах. Рыб очень много. Чтобы различать их, надо быть очень внимательным. Поэтому давайте вместе поиграем в игру «Будь внимательным!». Воспитатель вывешивает по очереди на доске изображения рыб из геометрических фигур и просит назвать геометрические фигуры, из которых составлено изображение рыбы (рис.9).
После игры рассказывает четверостишие:
Рано утром из реки
Ловят рыбу рыбаки.
Много рыбы наловили
И ее в ведро сложили.

(с. 20).
Воспитатель предлагает рассмотреть рыбу, которую наловили и сложили в ведро рыбаки. Чтобы назвать рыбу, надо отгадать загадки.

Он в самом омуте живет Полосатая, зубастая,
Хозяин глубины. Под водой рыщет,

Имеет он огромный рот Маленьких рыбок ищет(Щука).

И длинные усы (Сом).

Колюч, а не ёж. От зубастых щук таясь,
Для ухи зато хорош. Стороной проплыл … (Карась).
Это рыбка небольшая,

А зовется она – … (Ерш).

В.: Сколько поймали ершей? Сомов? Щук? Карасей?

Воспитатель показывает демонстрационную цифру 4.

В.: Это цифра 4. Люди пользуются ею тогда, когда хотят записать число «четыре». Эта цифра – знак для обозначения числа «четыре». Если мы видим цифру 4, то можем не считать, а сразу сказать, что здесь четыре предмета.

Предлагается рассмотреть нарисованные с цифрой 4 изображения и назвать предметы с числом «четыре»: 4 щуки, 4 ведра, 4 удочки. Те предметы, которые названы, закрыть карточками с цифрой 4.
3.Физкультурная пауза.

Дети выполняют движения под стихотворение:

Щука в озере жила, Пригласила трех ершей.
Червячок с крючка сняла. Говорили всем ерши:

Наварила щука щей, – Щи у щуки хороши!

4.Работа с учебным наглядным пособием (с. 21)

Воспитатель рассказывает:

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

В.: Что это?(Аквариум). Посмотрите внимательно на рыбок. Одинаковые рыбки или разные? Чем они похожи? Чем отличаются? Какая из них больше: синяя или желтая? Какая меньше? Чтобы ответить, сравните рыбки, пользуясь фигурой-посредником. Чтобы выбрать посредник, назовите геометрическую фигуру, на которую похоже изображение рыбки на рисунке. Значит, предметом-посредником будет треугольник.

Воспитатель напоминает правила пользования фигурой-посредником для сравнения предметов по величине (больше – меньше). Сначала на глаз надо определить рыбку, которая больше. Затем проверить правильность своего предположения. Для этого среди геометрических фигур найти фигуры такой же формы, как изображение рыбки (треугольники). Из трех треугольников надо выбрать фигуру одинакового размера с меньшей рыбкой. Переложите ее на изображение большей рыбки. Если треугольник окажется меньшего размера, то выбор был правильным.
В.: Нарисуйте в аквариуме еще две рыбки, но так, чтобы они не были похожи друг на друга. Сколько всего рыбок плавает в аквариуме?
Рассмотрите веселых рыбок с зонтиками. Найдите две одинаковые рыбки. Соедините их линией. Найдите зонтик, непохожий на другие. Чем он отличается?

Игра «Рыбак и рыбки».

Проводится подвижная игра, в которой роль рыбака берет на себя воспитатель(кружится на месте со шнуром в руках, пытаясь поймать детей-рыбок, стоящих по кругу).Те дети, до которых дотронулся шнур, выходят из круга. Когда пойманы 4 ребенка, все считают «улов».

Занятие 12

ДЕНЬ И НОЧЬ

Образовательные задачи

«Количество и счет». Формировать представления о порядковом счете (о его цели, правилах);

«Величина». Формировать представления о величине; о сериационных (упорядоченных по величине) рядах;

умения сравнивать на глаз изображения объектов по величине; определять отношения по величине между изображениями объектов; строить сериационные (упорядоченные) по величине ряды из четырех элементов, графически их показывать (соединять линиями со стрелками изображения по порядку); обозначать словами размерные отношения (по величине) между элементами ряда в возрастающем и убывающем порядке.

«Пространство». Формировать представления о пространственном положении «за», пространственных направлениях: «справа налево», «от … к …»;

умения определять пространственное положение объектов, считая справа налево, слева направо, последовательность следования объектов друг за другом.

«Время». Формировать представления о частях суток: «день», «ночь» (действия детей, явления живой природы); о моделировании частей суток при помощи условных изображений.

Развивать: внимание, восприятие, мышление, воображение, память; действия сравнения; умение группировать и классифицировать объекты по одному признаку (что бывает днем, что бывает ночью); умение находить сходство и различия; внимательность; познавательный интерес; графические умения (проводить соединительные линии, стрелки, раскрашивать).

Воспитывать: аккуратность.

Материал

Для дидактической игры «Рассели животных» : два обруча; карточки с условным обозначением леса (рисунок елки) и человека (рисунок фигуры человека); по 13 картинок с изображением диких (медведь, лиса, заяц, волк, лось, олень, енот, бобр, сова, орел, змея, белка, ёж) и домашних (корова, лошадь, свинья, собака, гусь, курица, кошка, индюк, утка, петух, коза, овца, осел) животных.

Для работы с учебным наглядным пособием: карандаши разного цвета.

Для игры-эстафеты «Составь портрет»: магнитная доска (фланелеграф), два демонстрационных изображения совы, составленных из геометрических фигур (рис.10), два комплекта геометрических фигур (соответственно изображению-образцу) на магнитах

(с подклеенной фланелью или бархатной бумагой) для каждой команды.

Рис. 10. Демонстрационные изображения совы

Для дидактической игры «День и ночь»: шапочка совы, два круг (белого и черного цвета) – модели дня и ночи.

Ход занятия

В.: Путешествуя по нашей планете, К-М побывал в лесах, полях, в гостях у разных людей. Видел много разных животных: птиц, зверей. Он подумал: есть дикие животные и домашние, но кто из них кто? Давайте поможем ему разобраться. А поможет нам в этом игра «Рассели животных».

1.Дидактическая игра «Рассели животных». Воспитатель раскладывает два обруча. В них выставляет карточки-модели и объясняет, что елка обозначает место, где живут дикие животные. Рядом с этой карточкой надо положить картинки, на которых нарисовано дикое животное (зверь или птица). Карточка с нарисованным человеком обозначает место, где расположились домашние животные. Рядом с ней надо положить картинки, на которых изображены домашние животные. Переворачивает картинки изображениями вниз и предлагает каждому ребенку взять две картинки, перевернуть их, посмотреть и положить в тот обруч, который подходит этому животному. Можно попросить объяснить выбор.

2.Работа с учебным наглядным пособием (с.22)

В.: Вот однажды К-М приехал в деревню и увидел там… А вот кого он там увидел вы узнаете, если отгадаете загадки:

Шапочка алая, В белом домике он жил,

Жилеточканетканая, Домик носиком разбил.

Кафтанчик рябенький, Стал он по двору гулять,

Детей созывает, Стал он зернышки клевать

Всех под крылья собирает (Курица ). (Цыпленок).

Сколько цыплят гуляет с мамой на зеленой лужайке?

Раскрасьте бантики: у самого маленького цыпленка желтым цветом; у того, что побольше, – красным цветом; у того, что еще больше, – синим цветом, а у самого большого – зеленым цветом. Расскажите про цыплят: «С желтым бантиком – самый маленький, с красным – побольше, … еще больше, … – самый …».

Покажите дорожку (проведи стрелки по порядку) от самого маленького цыпленка к самому большому.

Кто пришел к курице первым? Вторым? Третьим? Четвертым?

А теперь К-М позвал цыплят. Кто пришел к нему первым? Вторым? Третьим? Четвертым?

Сравните два ряда цыплят. Что изменилось?