Текст песни А.А. Ахматова - Перед весной бывают дни такие

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» было написано Анной Ахматовой в конце февраля начале марта 1915 года в деревне Слепнево, где находилось родовое имение её мужа Николая Гумилева. Оно было создано под влиянием одной из немногочисленных женщин-подруг поэтессы Надежды Чулковой, жены известного литератора, принимавшей в творчестве Ахматовой деятельное участие и помогавшей изданию её первых поэтических сборников.

Это стихотворение, посвященное Чулковой, было своеобразным ответом поэтессы на их давние разногласия с приятельницей, которая предлагала Ахматовой проявить свою яркую творческую особенность с помощью пейзажной лирики. А все потому, что её давно смущала поэзия Ахматовой, в которой та, уже, будучи замужем, описывала свои любовные чувства к незнакомцам, существующим исключительно в её фантазиях.

Основная тема

Приехав ранней весной в семейное имение Гумилевых в деревне Слепнево, и следуя рекомендациям Чулковой, Ахматова пишет данное произведение. Сама природа и процесс её пробуждения от зимнего сна совсем ей не интересен, и поэтому в стихотворении он описан буквально в первых трех строчках. Поэтессу больше интересуют и волнуют её чувства, которые появляются у неё, когда она смотрит на окружающую её картину весеннего воскрешения природы.

Именно в такие дни, по признанию самой поэтессы, её ощущение окружающей действительности меняется коренным образом, она будто заново начинает жить и воспринимает окружающие её предметы и явления по-другому: «И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь». Ахматова считает, что только эти новые душевные ощущения, а совсем не ставший теплым и ласковым ветерок или шум просыпающихся деревьев, становятся настоящими предвестниками наступления весны и грядущих перемен. Это меняющееся настроение и острая новизна душевных чувств, как бы обновляют поэтессу изнутри, наполняя её ощущением радости, счастья, предчувствием чудес и ярких событий.

Именно в первые дни весны, описанные в стихотворении, Ахматова ощущает изменения, происходящие в её душе, осознает, что её жизненный путь совершает очередной поворот, и прошлая жизнь безвозвратно проходит, уступая место чему-то новому и неизведанному в её судьбе. Благодаря этому душевному обновлению, даже старая песня, «что прежде надоела» начинает звучать обновлено и свежо, вызывая абсолютно другие чувства и эмоции.

Особенности композиционного построения

Краткое (всего 8 строк), но как всегда гениальное, стихотворение Ахматовой, несет глубокий философский смысл, и очень тонко передает душевное состояние лирической героини. Глубина чувств и переживаний поэтессы передается с помощью таких поэтических приемов как метафора (деревья весело-сухие, теплый ветер нежен и упруг), олицетворение (луг отдыхает, деревья шумят). Для усиления общего настроения используется прием анафоры (четыре строчки в середине стихотворения начинаются союзом «и»). Стихотворение имеет яркий эмоциональный окрас, его первая часть немного сдержанная за счет применения простых повествовательных предложений, вторая радостная и умиротворенная (гармоничное сочетание высокопоэтических выражений с нейтральными: «и легкости своей дивится тело»).

Поэтесса в первую очередь ассоциирует приход весны со своими личными чувствами и ощущениями, они полны раздумий о том, насколько быстротечна человеческая жизнь, посвящены осмыслению собственных деяний, заполнены надеждами и мечтаньями о будущем. Все это придает Ахматовой жизненных сил и уверенности в себе для того, чтобы продолжать свой жизненный путь, не скорбя о прошлом и не печалясь из-за совершенных некогда ошибок.

Анна Ахматова никогда не отличалась большой любовью к женщинам, неизменно предпочитая проводить время в мужском обществе. По ее собственным словам, большинство представительниц женского пола слишком завистливы, глупы и корыстны. Да и собратьев по творческим интересам поэтессе было намного легче найти среди мужчин, составляющих основу литературных кружков ее времени.

Однако для одной женщины она всегда делала исключение, считая ее интересным собеседником и творческим человеком. Близкой приятельницей поэтессы стала Надежа Чулкова, супруга известнейшего русского издателя 19-го века Михаила Дмитриевича Чулкова.

Супруги Чулковы имели свой литературный салон, в котором регулярно собирались выдающиеся писатели и другие творческие деятели. На одном из таких собраний Чулкова упрекнула Ахматову в том, что она пишет исключительно о страсти к мужчинам, причем к тем, которых создало воображение самой поэтессы.

По словам Чулковой, настоящий писательский талант многогранен. Для его развития необходимо прибегать к различным темам, оттачивая и совершенствуя свой дар. Для Ахматовой эти слова прозвучали как вызов ее творческим способностям. Она пообещала создать стихотворение на тему пейзажной лирики, демонстрирующее ее состоятельность и в других областях литературного жанра.

Летом 1915 года, находясь в поместье, принадлежавшем супругу поэтессы, Николаю Гумилеву , Ахматова пишет стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» Это произведение ясно показало ее критикам, что талант поэтессы не ограничен любовной лирикой, а способен творить на самые разные темы.

Основная идея и эмоциональный лейтмотив произведения

Рассказывая о наступлении весны, поэтесса не посчитала нужным описывать изменения, происходящие в природе. Намного важнее для Ахматовой чувства, которые она испытывает, глядя на пробуждение природы. В такие дни, как отмечает она в начале стихотворения, ее мировосприятие меняется, она чувствует себя обновленной и счастливой, забывая о том, что все жизненные обстоятельства остались прежними.

Радостное предвкушение перемен Ахматова передает, рассказывая о природе, которая ждет весну. Еще не побежали ручьи, а на полях, как и прежде, лежит снег. Но уже сам воздух изменился, ветер стал теплым и упругим. Ожидание для поэтессы намного радостнее, чем сам приход весны. Напряженное предчувствие перемен созвучно с состоянием лирического героя произведения, чувствующего в такие дни волнение и радость.

Но Ахматова не стремится подробно описать окружающую ее природу. Для характеристики дней, радующих ее, ей достаточно всего 2–3 строк. Она не художник-пейзажист, ей важно схватить самую суть, создать набросок, показать, как это время меняет характер ее героя.

Большая часть произведения рассказывает именно о чувствах наблюдателя. Он смотрит другими глазами на окружающие его предметы. Дом, к которому он привык, кажется ему новым и необычным. Герой не узнает себя, удивляется и радуется новым ощущениям.

В эти дни к поэтессе приходит осознание того, что жизнь не стоит на месте, делая очередные витки согласно законам природы. Прошлое безвозвратно уходит, даже старая песня, «та, что прежде надоела» , обретает новый смысл и звучит по-другому. Все переживания, беспокоящие героя, уходят, уступая место другим, светлым чувствам.

Композиционные особенности стихотворения

Несмотря на краткость произведения (8 строк), Ахматовой в полной мере удается передать душевное состояние своего героя. Стихотворение вызывает яркие, положительные эмоции. Достичь такого эффекта поэтессе помогает ряд литературных приемов. В своем стихотворении она применяет:

  • Метафоры, которые передают красоту природы. Например - «деревья весело-сухие», «теплый ветер нежен и упруг» .
  • Олицетворения, благодаря которым стихотворение будто «оживает» - «отдыхает луг» , «шумят деревья» и т. д.
  • Анафора, придающая произведению еще большую выразительность - четыре из восьми строчек стихотворения начинаются с союза «и».

Стих написан с использованием парной рифмы. Размер произведения - ямб. Ахматова нередко прибегает к нему при создании своих произведений.

Во многих культурах символ весны связан с обновлением, началом новой жизни. Но Ахматова привносит в старый образ и другое, более глубокое звучание. Для нее весна - не только время созидания, но и этап переосмысления прошлого, попытки воспринять его на новый лад, давая простор новым идеям и чаяниям.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой

«Перед весной бывают дни такие…» анализ — главная мысль, средства выразительности, размер, рифма

«Перед весной бывают дни такие…» Ахматова анализ

Год написания — 1915

Тема . Стихотворение о весне, о пробуждении природы и души человека весной

Идея стихотворения : весной все изменяется, обновляется, выглядит другим. Это касается как изменений в природе, так и перемен в душе человека

«Перед весной бывают дни такие…» средства выразительности:

  • Метафоры - «деревья весело-сухие», «теплый ветер нежен и упруг» .
  • Олицетворения «оживает» - «отдыхает луг» , «шумят деревья» и т. д.
  • Анафора - четыре из восьми строчек стихотворения начинаются с союза «и».

Размер - ямб. Рифма — парная

В начале стихотворения изображается конец февраля, начало марта. Автор использует приёмы: «отдыхает» луг-олицетворений, «шумят»-так же олицетворения, «весело-сухие»-метафора. С помощью этих приемов автор усиливает изображение природы.Если разделить первое четверостишие и второе, то мы увидим 2-е темы: в 1 четверостишии — выражается настроения некого ожидания,оживления. Во втором — наступает умиротворение, вспоминание о своём доме, песне, всё это передаёт картину спокойсвия души. Для стихотворения характерна сдержанно-радостная интонации.

Читать стих «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой Анны Андреевны - словно погрузиться в эту прекрасную предвесеннюю пору, когда каждой клеточкой тела ощущаешь приближение тепла и света. Весь мир в этот момент становится чистым, прекрасным. Анна Ахматова нечасто писала о природе. На создание такого стихотворения её подтолкнула подруга Надежда Чулкова. Та искренне не понимала, почему замужняя поэтесса посвящает практически все свои стихотворения любовным чувствам к выдуманным мужчинам. Именно этот спор побудил Анну попробовать себя в пейзажной лирике. Так, ранней весной 1915 года, появилось это произведение.

Текст стихотворения Ахматовой «Перед весной бывают дни такие» наполнен романтическими переживаниями и ожиданиями от предстоящей теплой поры. Поэтесса утверждает, что все вокруг меняется в эти дни: «И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь». Она пытается сказать, что не только природа радуется наступающей весне, но и сама душа человека начинает петь и восторгаться. Стихотворение настраивает на прекрасное ожидание чего-то светлого, незабываемого. Каждая строчка наполнена предвкушением весенней поры, которая сулит новые свершения. Такие редкие пейзажные мотивы в произведениях Ахматовой несомненно нужно учить на уроках литературы в старших классах.

Прочесть стихотворение полностью онлайн либо скачать его можно на нашем сайте.

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
-
-
Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой. Это – надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

Поводом для написания этого произведения стал давний спор между Ахматовой и Чулковой, во время которого супруга литератора предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, чтобы объективно оценить свой творческий потенциал. Чулкову смущал тот факт, что Ахматова, будучи замужней женщиной, пишет стихи о любви к другим мужчинам, которые существуют лишь в ее воображении. Поэтому ранней весной 1915 года, находясь в имении Слепнево, которое принадлежало семье Николая Гумилева, супруга поэтессы, Ахматова решила последовать совету своей подруги. Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на Лу, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.

В такие дни, как призналась поэтесса, ее мировосприятие становится совершенно иным, словно бы она по-новому ощущает все то, что ее окружает. «И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь», - отмечает Ахматова. Именно такие изменения в душе, а отнюдь не теплый и ласковый ветер, являются верным признаком наступающей весны, которая словно бы обновляет поэтессу изнутри, наполняя непонятной радостью и ожиданием чуда.

Именно в такие дни Ахматова чувствует себя иной и понимает, что жизнь делает очередной виток, а прошлое уходит без сожаления. И даже старая песня, «что прежде надоела», теперь звучит совсем по-новому и наполняется совершенно другим смыслом, которые созвучен настроению и ощущениям. Для Ахматовой весна, в первую очередь, ассоциируется с глубокими душевными переживаниями, в которых есть место осознанию быстротечности жизни, переосмыслению собственных поступков, новым идеям и надеждам. И именно это дает ей силы для того, чтобы жить дальше, не оглядываясь назад и не укоряя себя в тех ошибках, которые уже невозможно исправить.
there are days are before the spring:
Under the dense snow resting meadow,
Noisy fun-dry trees,
And a warm breeze is gentle and elastic.
And the ease of its marvels body
And his house will not know
And the song that tired before,
As a new, sing with excitement.
-
-
Anna Akhmatova once admitted that he can not be friends with women who believe envious, selfish and stupid. However, she was still in her life, which she, though a stretch, but still thought his girlfriend. This is - hope Chulkova, wife of the famous Russian writer, who helped Akhmatova publish her first collection of poetry. It was with this woman poet shared his creative plans, and in 1915 even dedicated her poem "Before spring days are so ...."

The reason for writing this work was the long-running dispute between Akhmatova and Chulkovo, during which the writer suggested the poetess wife try themselves in the genre of landscape lyrics to objectively assess their creative potential. Chulkov embarrassed by the fact that Akhmatova, being a married woman, writes poems about love for other men who exist only in her imagination. Therefore, in the early spring of 1915, while in Slepnevo estate, which belonged to the family of Nikolai Gumilyov, the wife of the poet Akhmatova decided to follow the advice of his girlfriend. However, it is not considered necessary to describe the process of awakening of nature from hibernation. Poet more worried about the feelings that she experienced, looking at Lou, who "rests under the dense snow" and "fun-dry" trees rustling at the slightest gust of wind.

In those days, as the poet confessed her perception of the world it becomes entirely different, as if she had a new feel all that surrounds it. "And ease my body marvels, and his house will not know," - notes Akhmatova. It is these changes in mind, and not a warm and gentle wind, are a sure sign of the coming spring, which seemed to update the poet inside, filling incomprehensible joy and expectation of a miracle.

It was in those days Akhmatova feels different and realizes that life takes another turn, and goes past without regret. And even the old song, "that first bothered," now sounds completely new and filled with a completely different meaning, that is consonant with the mood and feel. For Akhmatova spring, primarily associated with deep emotional experiences, in which there is a place awareness of the transience of life, a rethinking of his own actions, new ideas and hopes. And that is what gives her the strength to go on without looking back, and not reproaching himself in the errors that it is already impossible to fix.