Что значит достойно принять поражение аргументы. Как пережить поражение

Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», - делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:

«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, - никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей».

И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих – низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт. Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек - змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света – сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, - никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии - победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения – нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице – княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство – любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:

…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.

Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас надо отринуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, а победа ли это!

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016-2017 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Победа и поражение»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись к примерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016-2017 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Победа и поражение».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - это большая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Победа и поражение».

  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
  • Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Аргументы к теме «Победа и поражение» 2016-2017

  • «Война и мир» Л.Н.Толстого

Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. Война 1812г. - это одно из самых масштабных и значимых для России событий, во время которого были продемонстрированы народный дух и патриотизм населения, а также мастерство русского главного командования. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

В произведении И.С. Тургенева конфликт поколений проявляется, в частности, в противостоянии молодого нигилиста Евгения Базарова и дворянина П.П.Кирсанова. Базаров - самоуверенный молодой человек, смело судит обо всем, считая себя человеком, сделавшим себя собственным трудом и умом. Его оппонент Кирсанов - вел разгульный образ жизни, многое пережил, прочувствовал, любил светскую красавицу и обрел, тем самым, опыт, который повлиял на него. Он стал более рассудительным и зрелым. В споре Базарова и Кирсанова проявляется внешняя победа молодого человека - он резок, но соблюдает при этом приличия, а дворянин не сдерживает себя, срываясь на оскорбления. Однако во время дуэли двух героев, казалось бы, одержанная победа нигилиста Базарова оборачивается поражением в основном противостоянии.

Он встречает любовь всей своей жизни и не может противостоять своим чувствам, как и признать это, ведь он отрицал существование любви. Да, здесь Базаров потерпел поражение. Умирая, он осознает, что прожил жизнь, отрицая все и вся, при этом потерял самое главное.

  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и казачью честь, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свою любовь, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Пример сочинения

В жизни человека сопровождает большое количество ситуаций, в которых ему приходится чему-то или кому-то противостоять. Зачастую, это какие-то обстоятельства, конкретные условия и борьба, где есть победители и проигравшие. А иногда это более сложные ситуации, где победу и поражение можно рассматривать с разных точек зрения.

Обратимся к сокровищнице аргументов из русской классической литературы - великому произведению Л.Н.Толстого «Война и мир». Значительную часть романа составляют военные действия времени Отечественной войны 1812г., когда весь русский народ встал на защиту страны от захватчиков-французов. Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и честь казачьего войска, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свои чувства, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Таким образом, стоить говорить о том, что победа не всегда являет собой превосходство и уверенность - то, что мы привыкли себе представлять. И, кроме того, зачастую победа и поражение идут рядом, дополняя друг друга и формируя особенности личности человека.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Итоговое сочинение.

Тематическое направление

«Месть и великодушие».

Подготовила: Шевчук А.П.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1»

г. Братска Иркутской обл.

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

«Месть и великодушие» в литературе: список произведений

1. В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;

2. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

3. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;

4. Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;

5. В.П. Аксёнов, «Московская сага»;

6. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;

7. М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;

8. В.М. Гаршин, «Трус»;

9. А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;

10. Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

Примерный список тем для итогового сочинения в 2018/2019 учебном году по официальному направлению от ФИПИ - «Месть и великодушие».

Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения.

Что такое месть?

Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?

Почему человеку нужно оставаться великодушным к - братьям нашим меньшим?

Что такое великодушие?

Можно ли отомстить врагу?

Можно ли оправдать месть?

Что такое «кровная месть»?

Чем великодушие отличается от благородства?

Как убедить человека отказаться от мести?

Чем великодушие отличается от доброты?

Как научить подрастающее поколение великодушию?

Что значит достойно пережить поражение?

Сила или слабость человека проявляется в великодушии?

  • Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина
  • «Памятник» - «милость к падшим призывал»?

  • Почему человеку иногда приходится делать выбор между
  • местью и великодушием?

    Может ли мстительный человек быть счастливым?

Аргументы по направлению «Месть и великодушие»

Л. Н. Толстой "Война и мир"

Умение вовремя простить сможет помочь сохранить дружеские отношения. Далеко не все могут побороть в себе чувство агрессии и злости; признать, что ошибались, были не правы. Князь Андрей Болконский все же не смог простить Наташу Ростову. Её выбор был ошибкой, он не мог справиться со своим эгоизмом. Узнав об измене Наташи, Болконский сказал Безухову, что падая женщина не может быть прощена. Но спустя время, пусть и не сразу, он однако простил свою возлюбленную.

Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Андрей Болконский проявляет благородство, великодушие не только внешнее, что свойственно было представителям его общества, но и внутреннее. Когда он видит своего врага Анатоля Курагина без ноги, в нем уже нет ненависти и злобы. Он смог его простить и забыть прошлые обиды

А. Дюма "Граф Монте Кристо"

Проблема мести ярко отражена в романе французского писателя Александра Дюма "Граф Монте Кристо". Главный герой моряк Эдмон Дантес, в результате лживого доноса оказывается пожизненно заключен в замок Ив. Там молодой человек знакомится с аббатом Фариа, таким же узником. Все вокруг твердят, что аббат сумасшедший, а он гениальный учёный, который открыл Дантесу причину его заточения и кто в этом виноват. Отныне Дантес даёт слово отомстить обидчикам и сдерживает клятву. Впоследствии он станет богатым и влиятельным человеком, графом Монте Кристо.

А. С. Пушкин "Капитанская дочка"

Великодушие проявляет один из героев повести Пугачев. Его заметно в общении с Петром Гриневым. Пугачев не забыл сделанное ему добро. Благодаря этому молодой человек остался в живых. Благородно поступил Пугачев, когда отпустил Машу Миронову, хотя мог и не спасать девушку, она была дочерью коменданта крепости. Гринев ценил человеческие качества Пугачева, ему даже было жалко, что его предадут казни.

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

(6)- Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! - восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте - Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, всё сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

(17)- Санёк, глянь! - толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот. (19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

(20)Он посмотрел на нас и вдруг сказал: - Спасибо за подарок!

(21)- Положи книгу на место и не трогай чужого! - выйдя из оцепенения, прорычал я. (22)Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23)Все засмеялись. (24)А он, готовый

от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

(25)- Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что...

(26)Тридцать лет прошло с тех пор. (27)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (28)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(29)А эта книга... (30)Колек, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (31)Да мы бы всё тебе отдали...

(32)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (33)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

(По В. Дроганову

Проблема великодушия, доброты, уважения к людям

Как часто мы оказываемся чёрствыми, бестактными людьми и как часто потом жалеем об этом, но исправить ничего уже не можем! В. Дроганов в своём тексте и описывает такую ситуацию, когда люди проявили жестокость, грубость по отношению к своему товарищу, который ничем не заслужил этого. Автор поднимает проблему великодушия, уважения к людям.

Писатель привлекает наше внимание к этой проблеме, вспоминая эпизод из детства своего героя. Как часто бывает в школьных коллективах, и в описываемом классе есть ученик, которого все обижают: нескладный и тихий Коля Бабушкин. Рассказчик принёс книгу своему другу Петьке и положил её на парту Коли. Коля взял книгу в руки, с радостью и восхищением рассматривая её. Грубый окрик заставил его выронить книгу. Автор подчёркивает жестокое отношение к мальчику: «Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться». А ведь у Коли был день рождения, и он подумал, что книга - это подарок для него.

Казалось, этот эпизод должен был исчезнуть из памяти героя рассказа, однако совесть в нём всё-таки проявилась, правда, через много лет, когда рассказчик узнал, что Коля погиб в Афганистане, сгорев в танке. Теперь он был бы рад отдать ему любую книгу, но Коли нет. Этот эпизод из детства заставляет автора и нас вместе с ним поразмышлять над взаимоотношениями людей, над тем, как часто проявляются нетерпимость, жестокость, о которой потом так горько жалеют!

Я согласна с автором рассказа, потому что часто бывают ситуации, когда люди могли бы быть более великодушными, отзывчивыми, человечными. А совершая некрасивый поступок, человек впоследствии осознает свою вину, но исправить уже ничего не может. И это должно стать для него уроком на будущее.

Схожую ситуацию мы можем увидеть в повести В. Железникова «Чучело». Весь класс начинает травлю Лены Бессольцевой. Дети проявляют неслыханную жестокость по отношению к ней. В результате девочка со своим дедушкой вынуждена уехать из родного города. Вероятно, кое-кто из одноклассников Лены в будущем пожалеет о своём поступке.

Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Благородство, великодушие – то качество, которым может владеть не только абсолютно порядочный человек, но иногда даже настоящий подлец. Свидригайлов совершил множество гадостей, но способен на сочувствие и помощь сиротам Катерины Ивановны и Раскольникову.

Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Некоторые люди перекручивают значение благородства так, как выгодно им. Лужин считает благородством и великодушием жениться на бесприданнице Дуне, но еще до свадьбы знает, что будет постоянно напоминать ей о своей «благотворительности».

Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Истории известны немало примеров, когда самые большие злодеи в неожиданные моменты делают благородные поступки. Раскольников не сильно уважал семью Мармеладовых, которая, соответственно его теории, принадлежала к категории рабов, но искренне сочувствовал их нищете и совершал хоть незначительные, но благородные поступки для них.

Человек не может все время побеждать. Каждый из нас время от времени проигрывает, однако кто-то держится достойно, кто-то унывает, сетует и разочаровывается в себе. Конечно же, прав тот, кто держит себя в руках в любых обстоятельствах, но что значит «достойно пережить поражение»? Как нужно себя вести? Эти вопросы я считаю наиболее актуальными для моего поколения, ведь мы скоро выйдем в большое самостоятельное плавание, поэтому нам необходимо сразу взять правильный курс. Рифы и штормы подстерегают каждого, а значит надо научиться справляться с ними и реагировать на них.

Кто может научить этому важному навыку? Разумеется, классическая литература, примеры из которой мы разберем, чтобы выяснить ответ на поставленный вопрос. Мне вспоминается роман Гончарова «Обломов». Главный герой проиграл битву за женское сердце своему лучшему другу Штольцу. Ольга симпатизировала Илье Ильичу, но вскоре поняла, что по темпераменту и увлечениям ей лучше подойдет Андрей. Обломов старался преодолеть себя, измениться и принять образ жизни, чуждый его природе. Однако против естества человеческая воля, в конце концов, оказывается бессильна: все возвращается на круги своя. Герой понимает это и не препятствует счастливому союзу, который сделал его несчастным. Он смирился с судьбой, искренне радуясь за друзей. Илья Ильич не замыкался в себе и не строил тайные козни против Штольца, а все-таки построил собственную жизнь так, как того хотел. Он вступил в брак с хозяйственной и доброй женщиной, отдался своей праздности и пребывал в физическом и душевном покое до конца дней. По-моему, такая деликатная реакция и полное отсутствие губительных амбиций – достойно пережитое поражение, ведь проигравший не искал жалости или реванша: он смирился ради общей гармонии.

В качестве второго примера мне хотелось бы привести произведение Хэмингуэя «Старик и море». Главный герой поймал огромный и ценный улов – рыбу-меч гигантских размеров. Но он был стар и слаб, заплыл слишком далеко и не смог довести ничего, кроме остова морской обитательницы. По пути ее обглодали акулы, едва не убив самого старика. Сантьяго отчаянно боролся, однако что он мог противопоставить опасным хищникам? Разве что, силу великого человеческого духа, которая оказалась непобежденной. Да, над его поражением посмеялись, зато многие признали, что он, несмотря на преклонный возраст, искусный рыболов и достойный уважения односельчанин. Сам старик не убивался и не жалел, не хвастал и не привирал. Его реакция была спокойной и уравновешенной. Он одинаково равнодушно внимал похвалам и соболезнованиям, ведь поражение он потерпел лишь формально, перевернув его в свою пользу. Поэтому достойный проигрыш в деревне сочли победой.

Таким образом, пережить поражение достойно – значит уравновешенно реагировать на неудачу и по возможности выходить из проблемной ситуации, не унижая свое достоинство жалобами. Еще нужно уметь прощать победу над собой, так как человек не виноват, что оказался лучше или способнее. Необходимо учитывать не только свои амбиции, но и чувства других людей, чтобы твой триумф не обернулся для них трагедией. Достойно проиграть – это уже наполовину победить.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Существует разница между реальным поражением и чувством побежденности. Не зацикливайтесь на уже произошедших событиях, а вместо этого постарайтесь сосредоточить свое внимание на том, как правильно поступить в следующий раз в подобной ситуации. Напоминайте себе, что все плохое рано или поздно останется в прошлом. Постарайтесь отпустить то, что вы уже не в силах изменить, и сделайте все возможное для того, чтобы относиться с уважением к людям или обстоятельствам, которые вас превзошли.

Шаги

Часть 1

Умейте отпускать

    Поймите свои эмоции. Подумайте о пережитом вами и попытайтесь понять, как вы к этому относитесь. Если вы сердитесь, спросите себя, почему так происходит. Перед тем как принять и научиться контролировать свои эмоции, вы сначала должны их понять.

    • Подумайте о том, как вы бы себя чувствовали, если бы не потерпели неудачу. Сравните два своих состояния, и поймите, что в них остается схожего.
    • Запишите свои мысли и ощущения. Поговорите с человеком, которому доверяете, таким как близкий друг или член семьи, о ваших чувствах. Скорее всего, вы знаете, как справиться со своими эмоциями, поэтому сделайте все возможное, чтобы совладать с ситуацией.
  1. Убедите себя. Скажите себе о том, что нет никаких оснований "чувствовать себя неправильно". Эмоции не могут быть хорошими или плохими по своей природе. Они просто возникают, и это здорово, если у вас получается их принять. Признайте тот факт, что все ваши ощущения вполне приемлемы.

    • Имейте ввиду, что, несмотря на важность осознания своих эмоций, очень неразумно следовать некоторым из них (например, гневу или ненависти к себе).
  2. Думайте о перспективе. Возможно, вы не в состоянии предотвратить личное поражение, но вы можете контролировать свою реакцию по поводу происходящего. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь быть настолько рассудительными, насколько это возможно. Напомните себе, что вы не в силах изменить то, что уже произошло. Такое отношение позволит вам быть более проницательным и быстрее адаптироваться, а также вы начнете ориентироваться и чувствовать себя лучше при возникновении в дальнейшем подобных негативных или провальных ситуаций.

    Не воспринимайте себя слишком серьезно. Ситуация всегда может стать еще хуже. Подумайте, существуют ли положительные моменты, которых вы сразу не заметили. Попробуйте подойти с юмором к тому, что произошло, и двигаться дальше с улыбкой на лице, хоть это может оказаться для вас и трудно. Вы можете понять, что ситуация намного забавнее или абсурднее, если абстрагируетесь от личных интересов.

    Смиритесь с поражением. В момент неудачи ваши эмоции могут влиять на вашу точку зрения. Не зацикливайтесь на том, что уже произошло, и не позволяйте вашим неудачам продолжать вас побеждать. Вас может распирать от гнева, разочарования или негодования: такие чувства только будут пожирать вас изнутри. Научитесь распознавать эти эмоции, но не цепляться за них и отбрасывать в сторону.

    • Вы можете двигаться вперед, отпустив негатив, или оказаться в постоянном поиске путей возмездия. Отпустив от себя поражение, вы освободитесь от него, в то время как стремление к расплате только еще больше привяжет вас к провалу.
    • Не осуждайте себя. Примите то, что поражение является частью жизни. Люди всегда будут сталкиваться с неудачами, только относятся к ним все по-разному.

    Часть 2

    Будьте достойным конкурентом
    1. Учитесь проигрывать с достоинством. Проявляйте уважение к людям и обстоятельствам, которые взяли над вами верх. Пожмите руку сопернику и поздравьте с хорошо проделанной работой. Не будьте мелочны, если вы проиграли схватку, дебаты или соревнование. Вы не сможете изменить исход своим негативным отношением к победителю. Будьте вежливы и любезны настолько, насколько это возможно.

      • Поблагодарите соперников за потраченное время и поздравьте с победой. Если вы проигрываете с достоинством, победитель, скорее всего, будет чувствовать себя некомфортно, когда будет в очередной раз хвастаться перед вами своими достижениями. Это меняет ситуацию из игры победитель-неудачник на отношения между двумя людьми, которые уважают друг друга и приятно провели время вместе.
    2. Не позволяйте осуждению влиять на вас. Позвольте окружающим осуждать вас за поражение. Вы знаете, кем вы являетесь на самом деле, и вам не нужно оправдываться перед людьми, которые не знают вас достаточно близко. Будьте центром самого себя. Поражение с чувством собственного достоинства станет вашей самой большой победой.

      • Окружающие должны поощрять всех желающих принимать участие. Если же они забывают о своей роли, то вы не должны забывать о своей. Будьте заинтересованы в отстаивании своих интересов.
    3. Не обвиняйте. Если вы начинаете обвинять другого человека, группу людей или обстоятельства, которые способствовали вашему поражению, в таком случае вы не сможете в полной мере осознать произошедшее. Обвинения же в собственный адрес сделают вас несчастным, и вы упустите шанс извлечь полезный опыт. Попробуйте взглянуть на ситуацию именно так: что произошло, то произошло, и никакое самобичевание не способно этого изменить.

      Сосредоточьтесь на восхищении своим противником, а не на своих ошибках. Хвалите соперников за сообразительность и эффектные действия. Такая позиция дает вам дополнительные преимущества, что позволяет перенимать эффективные стратегии и работать над выявлением своих недостатков.

      Признайте, что вы были неправы. Если вы проиграли спор или привели слабый аргумент, в таком случае вы можете улучшить свой имидж, допустив возможность того, что были неправы. В конце концов, более унизительно цепляться за уже случившееся, чем признать, что кто-то поступил правильно.

    Часть 3

    Движение вперед
    1. Постарайтесь вынести пользу из сложившейся ситуации. Если вы сможете принять поражение в качестве полезного опыта, а не как презрительный провал, то будете иметь возможность выбраться за пределы сложившейся ситуации, и двигаться дальше. Возможно, вы были повержены, но вам не стоит становиться проигравшим. Вы не проигравший, если останетесь на высоте, вынесете полезные знания и продолжите продвигаться по жизни дальше с улыбкой на лице. Вы выросли над собой и научились чему-то новому. Если именно так вы будете воспринимать каждое поражение, то с каждым разом вам будет намного легче их переносить, и со временем вы поймете, что победили в другом: в самообразовании и самосовершенствовании.

      • Постарайтесь принять как должное то, что неудача имеет место в вашей жизни. Спросите себя о причинах неудачи; поймите, что можно вынести полезного из ситуации; разберитесь, почему это произошло.
      • Подумайте о причинах провала, и можете ли вы сделать с этим что-либо. Спросите, не настраивали ли вы себя подсознательно на провал из-за того, что не были уверены в правильности цели, которой хотели добиться.
    2. Учитесь на своих ошибках. Вспомните о том, что произошло, и вынесите из этого урок. Объективно проанализируйте ситуацию. Поймите, что действительно вы можете сделать, чтобы избежать провала в будущем. Фокусируйтесь на перспективе.

      • Чем больше вы сосредоточитесь на будущих победах, тем лучшие впечатления останутся у вас о последнем проигрыше. Не все чемпионы выигрывали свой первый матч. Вы будете совершать необдуманные поступки, если не сможете с достоинством принять поражение. Люди обязательно заметят вашу неспособность справляться с неудачами как зрелый человек.