Социальные функции семьи. Материалистическое понимание истории – воспроизводство человеческой жизни Что будем делать с полученным материалом


Без реализации этих трех групп интересов и потребностей невозможно решить саму проблему жизни, а, следовательно, и все остальные задачи человека. Простое биологическое воспроизводство возможно только тогда, когда индивид хорошо или плохо, но накормлен, и когда он социализирован. Материальное воспроизводство равно невозможно без полной социализации. Соответственно, и процесс социализации невозможен без материального воспроизводства, не говоря уже о биологическом.

Каждое из этих направлений реализации глобальных потребностей содержит группы частных интересов. Так, потребности в области биологического воспроизводства содержат группы интересов в области секса, в создании семьи, в детях и пр. Социализация предполагает удовлетворение потребностей в сфере воспитания, образования, культуры, духовного развития и пр. Материальное воспроизводство требует удовлетворения потребностей в области производства продуктов питания, одежды и пр. Соответственно каждая из этих групп интересов содержит и другие, частные потребности.

Так устанавливается иерархия интересов, потребностей от самых общих до частных, единичных, конкретных. Для их реализации люди вступают друг с другом в серию частных и строго определенных отношений. Совокупность одинаковых интересов, например в области производства материальных ценностей или биологического воспроизводства, порождает и определенную систему отношений, обладающую одинаковыми характеристиками, т.е. отношения, которые направлены на решение определенных задач, удовлетворение определенных интересов. Таким образом возникают типы социальных отношений.

Потребности людей во взаимодействии при решении своих задач предполагают выработку определенных правил и законов образования типов социальных отношений, в результате чего появляется устойчивый тип социальных отношений. Следуя этим правилам и законам, можно быть уверенным в том, что поступаешь правильно, и надеяться, что решишь свою задачу. Знание законов функционирования типов социальных отношений позволяет человеку достаточно комфортно себя чувствовать в той или иной социальной группе, более-менее ясно понимать свое место в группе и место каждого ее члена. Более того, тип социальных отношений выступает в качестве, так сказать, системы координат самоопределения человека в социальной группе и узнавания друг друга, определения своей и общей задач. Это и существенная экономия сил, когда в большинстве случаев социального взаимодействия не надо расходовать лишнюю энергию на распознавание образов, раскрытие особенностей данного типа социальных отношений и т.д.

Так, зная законы и правила общения, принятые в научной среде, мне легко входить в нее и решать свои задачи. Но, если я попадаю в незнакомую среду, мне потребуется время и много сил, чтобы познать данный тип социальных отношений, правила и законы поведения. Понятно, почему на первых порах так трудно эмигрантам. Попадая в незнакомый мир социальных отношений, нередко принципиально отличный от того, к которому они привыкли, им приходится прилагать немало усилий, чтобы разобраться в существующем типе социальных отношений и найти свое место в нем. Типовые отношения предполагают и типовое поведение, а также типовое решение задач.

Типы социальных отношений имеют направленность в развитии, характер и особенности. Будучи устойчивым социальным образованием, тип социальных отношений обладает устойчивой тенденцией к самосохранению, что связано в первую очередь с консерватизмом его концептуальных установок. Чем большей общностью обладает данный тип социальных отношений, тем устойчивей он к внешним влияниям и изменениям, тем легче и быстрее он воспроизводит сам себя.

Однажды я посмотрел неплохой фильм. Пассажиры самолета, потерпевшего аварию, оказались в пустыне, правда, в оазисе, где были вода, пища и где им оставалось только ждать помощи. Но случилось неожиданное. Вернее, события начали разворачиваться именно так, как им и было положено. На основе сложившихся взаимоотношений возникает микрообщество по образцу и подобию того, в котором пассажиры жили раньше. Появляются напористый бизнесмен, который подчиняет себе определенную группу людей, и демократ, сплотивший вокруг себя другую группу. В результате борьбы проходят всеобщие выборы, в которых демократ и побеждает.

Ситуация не столь уж редкая в жизни. Мы постоянно воспроизводим типы социальных отношений, принятые в обществе, в малых и больших группах, в межличностных отношениях, воспроизводим их в каждый момент нашей повседневной жизни.

Когда была уничтожена почти вся культурная прослойка общества, честь и совесть дореволюционной России, которая радея за прогрессивный путь развития страны не давала возможности проникновения в систему управления обществом людям с низким уровнем культуры, именно последние заняли ключевые позиции в социально-политической и экономической структуре общества. Как в каждом человеке заключена история биологического развития человечества, так и общество содержит всю историю своего развития. В России, а затем и в СССР, социальная общность, с низким уровнем культуры стала воспроизводить соответствующий тип социальных отношений, сначала в экономике, а затем и в политике, духовной жизни и т.д., который был ей наиболее близок и понятен.

И сегодня этот процесс налицо. В период так называемой перестройки на общественную арену стали выходить высококультурные и высокообразованные люди (в последнем советском правительстве, наверное, впервые за всю ее историю, появились академики). Они начинали создавать новый тип социальных отношений, основанный на демократических принципах, но прошлая социальная общность не отказывается и не может отказаться от старого типа социальных отношений. За фразеологией о перестройке постоянно воспроизводился этот тип отношений прежде всего в политической, социальной и экономической областях. Реликтовые типы социальных отношений очень живучи, они обладают большей приспособляемостью в отличие от слабых ростков нового, прогрессивного.

Устойчивые типы социальных отношений зависят не только от общих и частных интересов. Важную роль играет культурно-исторический фон, в зависимости от которого по-разному складываются и развиваются типы социальных отношений в той или иной области жизнедеятельности людей.

Сложившийся в процессе культурно-исторического развития тип социальных отношений формирует определенную концепцию развития данной социальной общности, которая весьма трудно меняется со временем. И хотя возрастной фактор довольно существенно сказывается на способности личности к смене концепции и соответствующего типа социальных отношений, но в значительной степени она, безусловно, зависит от культурного уровня личности. В качестве особо устойчивых можно назвать национальные типы социальных отношений, родовые, территориальные, профессиональные, возрастные и др.

Если рассматривать воспроизводство материальной жизни в достаточно широком плане, то вся деятельность человека окажется ограниченной вполне определенным количеством типов социальных отношений, и в обязательном порядке наличием их доминирующего типа. Вместе с тем сохранение своего типа социальных отношений выступает по существу сохранением себя как личности, индивида и пр.

Поскольку люди имеют различные интересы, например в области производства и распределения материальных ценностей воспроизводства населения, распределения власти и пр., появляются, как мы уже говорили, и строго определенные социальные отношения, изучаемые специальными общественными дисциплинами - экономикой, демографией, политикой, правом и пр. Подчеркнем еще раз, изучаются не сами отношения, а их результат. Природа социальных отношений остается неизменной, но проявляется она неодинаково в разных областях социального бытия. Обращение социологов к респондентам с рядом специальных вопросов и соответствующие ответы, по сути дела, означают процесс выявления интересов человека, а через них и различных систем социальных отношений, их типов, характеров, законов образования и пр.

Неудивительно, что социология имеет так много разнообразных направлений, поэтому складывается впечатление, что социология занимается "всем на свете", проникает в сферы других наук и вроде бы не имеет своей специфики и своего предмета.

Так, развитие социальных отношений в области материального производства и распределения привело к образованию социальной экономики, индустриальной социологии, социологии труда, социологии коллективов. Исследование социальных отношений в области воспроизводства населения способствовало созданию социологии рождаемости, брака, семьи. Социальным отношениям в области культуры, образования соответствует социология образования, культуры и пр.

В любой сфере жизнедеятельности имеются социальные отношения и везде они могут быть предметом социологии. К примеру, социология начала изучать взаимоотношения людей в области моды, и появилась "социология моды". Она исследует отношения в области пропаганды и формирования общественного мнения, и ей соответствует социология пропаганды и общественного мнения. Социология проявила интерес к отношениям людей в области секса, и появляется социология полового воспитания, проституции. Внимание социологов привлекли отношения в области противоправного поведения, и возникла социология права.

Нейл Дж. Смелсер писал: "Итак, экономическая наука объясняет следующие основные категории: производство, методы организации ресурсов и распределение богатства. Социология в области экономики иногда тоже интересуется этими вопросами, но она сосредотачивает свое внимание главным образом на других сторонах экономического поведения. Она подходит к нему, как к конкретному случаю общего социального поведения. Следовательно, она интересуется изучением экономического поведения как комплекса ролей и социальных организаций. Характеризуя эти роли и организации, она заостряет внимание на шаблонах власти, системах статусов, сетях коммуникаций и неформальных социальных группировках". В этом высказывании (как нам кажется, не очень удачно переведенном), автор описывает взаимосвязь социологии и экономики, показывая, что социология занимается прежде всего поведением людей в конкретной сфере общественной жизни.

В рамках социальных отношений следует рассматривать и так называемые прикладные исследования, например изучение трудовой активности, удовлетворенности трудом, социальной и профессиональной адаптации. С этих позиций необходимо рассматривать и так называемые специальные социологические теории, и теории среднего уровня, как, скажем, социология деревни, семьи, общественного мнения и др. Однако они должны рассматриваться уже как система социальных отношений на более высоком уровне общности. В рамках социальных отношений следует рассматривать и само общество, которое тоже является системой социальных отношений, развивающейся по специальным законам.

1.Понятие семьи.

2.Основные функции семьи.

3.Репродуктивная функции семьи как одна из важнейших функций семьи.

1.Понятие семьи.

Семья является предметом исследования многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать определение семьи и ее функций. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств личности. Но точно так же в семье осуществляются и определенные виды экономической деятельности (производительно-потребительские или только потребительские).

Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономическую основу.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).

Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарные (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

Изменения в составе и структуре семьи нередко служат поводом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях, по Канту, семья должна обеспечить подчинение детей родителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра существенно меняются. Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи.

Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловной приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

Таким образом, в современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропейских странах уже не являются аномальными и из ряда вон выходящими случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

2. Основные функции семьи

Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

Функции семьи неразрывно связаны с ее структурой. Поэтому предметом исследования социологии семьи являются функции супружеского взаимодействия, родительские – в отношении детей, сотрудничества между родителями, взаимодействия детей, взаимодействия супругов и их родителей, взаимодействия прародителей и внуков.

Достаточно полная классификация функций семьи разработана М. С. Мацковским, которая представлена в следующей схеме.

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общетсва Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними от других

Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм, взаимоотношений между членами семьи

Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза

Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи.

Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Досуговая Организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. Взаимообогащения досуговых интересов

Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви

Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

Как видно из схемы, на первое место исследователи ставят репродуктивную функцию. Рассмотрим ее более подробно.

3.Репродуктивная функция семьи как одна из важнейших функций семьи

Функция продолжения рода (репродуктивная) - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

Слова «семья» и «родительство» стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни - важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители.

Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний; социологов, демографов, психологов, юристов, педагогов, экономистов, медиков и т.д. Дело заключается в том, что для поступательного развития человечества важно и количественное, и качественное воспроизводство населения. От семьи непосредственно зависит, возрастет ли численность живущих на Земле людей и каков будет ее качественный вклад в население, что принесут ее дети окружающему миру.

Проблема, которая волнует современное человечество, - это резкое падение рождаемости во всех развитых странах и очень быстрый прирост населения в развивающихся странах. Рекорд по количеству новорожденных упорно сохраняет Индия, ежегодно пополняя население Земли на 27,5 млн. малышей (сравните: в 1997 г. в России родились всего 1,2 млн. детей). Затем идет Китай - 18,4 млн. новорожденных, хотя там осуществляется многолетняя кампания под девизом «Одной семье - один ребенок». Далее следует Индонезия с 5,7 млн. новорожденных.

На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы, как-то: социально-экономическая стабильность в стране; благосостояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование и здоровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны родственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономерностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. Оказывается, что при более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя») и усилия семьи переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, учебу, потребление, досуг, творчество. А на рождение и воспитание детей не остается времени.

Чтобы через 25-30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, количество детей в каждой семье должно быть не менее двух. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% - по трое. Но социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает большую озабоченность у многих специалистов. Для нее характерны снижение уровня рождаемости, старение населения, увеличение количества однодетных и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости. По данным социологических исследований, из общего количества новорожденных в середине 80-х годов примерно третья часть родилась вне брака, а возрастная группа 16-17-летних матерей составляет почти половину.

Многие из этих детей пополняют контингенты детских домов, потому что родители попросту отказываются от каких бы то ни было обязательств по отношению к ним. Наряду с этим пятая часть супружеских пар вообще не желает иметь детей. Среди специальные социологические теории мотивов ограничения числа детей или отказа от деторождения в 80-х годах преобладали следующие: не с кем оставить ребенка, необходимо дать хорошее воспитание уже имеющимся детям, стесненные жилищные условия, материальные затруднения, перегрузка домашним хозяйством, желание «пожить для себя».

В 90-х годах происходят существенные изменения в мотивации ограничения рождаемости: на первый план выходят материально-экономические причины и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье «стимулируется» и ростом разводов (или их угрозой).

Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и сравнительно благополучные в плане стабильности пары нередко не решаются заводить второго, третьего, а подчас даже одного ребенка, опасаясь, что их брак будет столь же непрочен, как и многие другие.

Наблюдаются непропорционально большие различия между рождаемостью в разных регионах страны и у разных групп населения. Наиболее низкая рождаемость в крупных городах. У женщин с высшим образованием показатель рождаемости почти в три раза ниже, чем у женщин с начальным образованием. Примерно во столько же раз превышает среднюю норму рождаемости число детей у психически больных и умственно отсталых лиц.

Сложившаяся ситуация чревата по меньшей мере двумя опасностями. Первая состоит в том, что ряд регионов оказался перед чертой, за которой может начаться депопуляция. Вторая опасность - возрастание у населения патологического груза, врожденной умственной отсталости и тяжелых наследственных заболеваний.

Вместе с тем надежды на рост рождаемости при сохранении существующего положения, когда подавляющее большинство женщин вне зависимости от числа воспитываемых детей, от своего отношения к профессиональной деятельности и материнству должны работать,- всего лишь прекраснодушная утопия. Если к этому прибавить угрозу безработицы (а в нашей стране безработица уже имеет ярко выраженное женское лицо), рост цен на товары детского ассортимента, никак не соотносимый с размерами дотаций на детей, уровень и качество бесплатного медицинского обслуживания и постепенный перевод его на платную основу, то перспективы становятся почти катастрофическими. Социологические исследования по демографической проблематике обнаруживают устойчивую тенденцию: идеальное количество детей всегда выше желаемого, желаемое - выше фактического. При этом с увеличением возраста опрашиваемых эти показатели изменяются в сторону уменьшения.

Таким образом, семьи, обладающие оптимальными возможностями в области воспроизводства и воспитания нового поколения, почти до предела ограничивают свою репродуктивную функцию. Особенно заметен этот процесс в крупных городах. При сходстве основных тенденций репродуктивного поведения населения (снижение рождаемости, уменьшение числа многодетных и увеличение числа бездетных семей) социологи отмечают и некоторые различия между странами. Так, в Германии в отличие от России нет тенденции к увеличению удельного веса семей с одним ребенком.

Вопрос о количестве детей в современной семье имеет и социально-экономическое значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной семьи на одного-двух детей не обеспечивает простого воспроизводства населения. А значит, когда подрастут сегодняшние новорожденные и вступят в самостоятельную жизнь, на долю каждого придется не два-три пенсионера, а значительно больше. Страна «постареет», доля трудоспособных граждан снизится. Перспектива ясна - жизнь станет еще сложнее. Негативными последствиями чреват и противоположный вариант: если в каждой семье будет много детей, с лихвой обеспечится воспроизводство населения, страна «помолодеет». Однако многодетность большинства семей окажется тяжелым экономическим и социальным бременем для общества: сколько всего потребуется для того, чтобы накормить, одеть, дать образование, т.е. «поставить на ноги» молодое поколение. А сколько придется работать родителям, чтобы содержать многочисленных чад? Тут уж не до воспитания и контроля, в которых нуждаются подрастающие дети. Мировая статистика показывает, к сожалению, что современная многодетная семья дает много воспитательного «брака»; детей, не желающих учиться, работать, с различными отклонениями в поведении, вплоть до противоправного.

В последние годы растет число супружеских пар, которые сознательно отказываются от рождения детей. Среди них есть люди с эгоистической направленностью личности, озабоченные своей карьерой, не желающие усложнять свою жизнь «детскими» проблемами и т.д. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иными трудностями. На фоне таких «неродителей» особо отчетливо высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар. По статистическим данным, в России значительная часть женщин детородного возраста не могут иметь детей по медицинским показателям (чаще всего это последствие аборта). Резко прогрессирует в последние годы рост мужского бесплодия, на долю которого приходится 40% бездетных браков. Частично проблема бесплодия решается путем зачатия «в пробирке» (по-научному - методом экстра-корпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки). Метод, разработанный английскими учеными в 1978 г., успешно внедрен и в нашей стране. Но на всю Россию работают только 15 лабораторий, оказывающих платные услуги, что делает их недоступными для многих тысяч бесплодных пар.

На потенциал нации влияют не только количественные, но и качественные отклонения в воспроизводстве населения. У современных новорожденных детей низкие качественные показатели - явление достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин тому очень много. Прежде всего, это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем, наркотиками), от которых будущие матери не отказываются даже во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, плохо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфекций, подвержены радиации и т.д. Наиболее высок риск появления ослабленных детей, имеющих физические и психические отклонения, часто (с интервалом в 1-1,5 года) рожающих женщин, организм которых не успевает восстановиться от прежних родов.

Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наследственные дефекты, в также их воспитание сопряжены с огромными издержками как нервно-психического, так и материального характера. Семьи с такими детьми оказываются в очень сложном положении. От новорожденных детей с выраженными признаками тяжелой болезни, уродства родители нередко отказываются, взваливая заботы о своих малышах на плечи государства. Со стороны общества требуются дополнительные затраты на содержание и лечение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или коррекционных учреждений, увеличение пенсионного фонда и т.д.

Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение; сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья значительно влияют на выполнение семьей ее воспитательной функции.

Понятие «планирование семьи» сравнительно недавно появилось в научной литературе. Первоначально оно было принято Организацией Объединенных Нации (ООН), а свое развитие получило в документах других международных организаций, прежде всего Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Мировая общественность обеспокоена, с одной стороны, темпами роста населения Земли, с другой стороны, ухудшением генофонда. В связи с этим Организация Объединенных Наций приняла решение о необходимости сдерживания роста населения путем оказания супружеским парам помощи в планировании семьи.

Эта помощь - одно из важнейших направлений современной демографической политики многих стран. Супругам оказывается помощь при решении таких проблем семейной жизни, как предупреждение нежелательной беременности, регулирование количества детей и интервалов между ними, контроль времени деторождения в зависимости от возраста родителей, лечение бесплодия и т.д.

В России принята федеральная программа «Планирование семьи», в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, лечение бесплодия, обеспечение противозачаточными средствами, подготовка молодежи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивного поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, и др.

Список использованной литературы.

1.Лавриненко В.Н., Нартов Н.А. Социология. - М.,2000.

2.Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. - М.,1986.

3.Семья на пороге третьего тысячелетия. - М.,1995.

4.Общество в разных измерениях. - М.,1990.

5.Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и практики. – М.,1989.

6.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.,1999.

7.Численность и состав населения СССР. - М.,1984.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по социологии

1.7. Семья: определения, типы, функции

Портрет благополучной семьи

Функции семьи.

Неблагополучные семьи

Семьи группы риска

Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду следующее.

Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов семей:

деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);

неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);

ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная завись от него).

Характерными особенностями таких семей являются:

чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненно отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация обретает наибольшую остроту;

нередко в семьях наркотизирующихся подростков в период, предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей - своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношении с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань...» или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть...»;

отношений и эмоциональное отвержение ;

спутанные отношения и размытые (неопределенные) меж­поколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) актив­но вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.

Перечисленные особенности семейной ситуации приводят к повышению риска наркотизации прежде всего потому, что у подростка не формируется чувство ответственности за себя, свою жизнь и свои поступки.

Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. functio - действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Функция продолжения рода (репродуктивная) - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

Слова «семья» и «родительство» стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни - важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители.

Семья - специфический социальный институт, в котором пере­плетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья вы­полняет функции (от лат. functio - действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направления деятельности се­мейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социаль­ную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования обще­ства, семейное право и нормы морали, реальная помощь государ­ства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, от­мирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстано­вительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Функция продолжения рода (репродуктивная) - это биологиче­ское воспроизводство и сохранение потомства, продолжение чело­веческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколе­ний людей, продолжение человеческого рода.

Слова «семья» и «родительство» стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни - важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители.

Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: пе­дагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономи­стов, медиков и т.д. Дело заключается в том, что для поступатель­ного развития человечества важно и количественное, и качествен­ное воспроизводство населения. От семьи непосредственно зависит, возрастет ли численность живущих на Земле людей и каков будет ее качественный вклад в население, что принесут ее дети окружающе­му миру.

Проблема, которая волнует современное человечество, - это резкое падение рождаемости во всех развитых странах и очень бы­стрый прирост населения в развивающихся странах. Рекорд по ко­личеству новорожденных упорно сохраняет Индия, ежегодно по­полняя население Земли на 27,5 млн малышей (сравните: в 1997 г. в России родились всего 1,2 млн детей). Затем идет Китай - 18,4 млн новорожденных, хотя там осуществляется многолетняя кампания под девизом «Одной семье - один ребенок». Далее следует Индоне­зия с 5,7 млн новорожденных.


На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы, как-то: социально-экономическая стабильность в стране; благосо­стояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование и здо­ровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны род­ственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономер­ностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. Оказывается, что при более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя») и усилия семьи переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, уче­бу, потребление, досуг, творчество. А на рождение и воспитание детей не остается времени.

Вопрос о количестве детей в современной семье имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной семьи на одного-двух детей не обеспечивает простого воспроизвод­ства населения. А значит, когда подрастут сегодняшние новорож­денные и вступят в самостоятельную жизнь, на долю каждого при­дется не два-три пенсионера, а значительно больше. Страна «постареет», доля трудоспособных граждан снизится. Перспектива ясна - жизнь станет еще сложнее. Негативными последствиями чре­ват и противоположный вариант: если в каждой семье будет много детей, с лихвой обеспечится воспроизводство населения, страна «помолодеет». Однако многодетность большинства семей окажется тяжелым экономическим и социальным бременем для общества: сколько всего потребуется для того, чтобы накормить, одеть, дать образование, т.е. «поставить на ноги» молодое поколение. А сколько придется работать родителям, чтобы содержать многочис­ленных чад! Тут уж не до воспитания и контроля, в которых нуж­даются подрастающие дети. Мировая статистика показывает, к со­жалению, что современная многодетная семья дает много воспита­тельного «брака»: детей, не желающих учиться, работать, с различ­ными отклонениями в поведении, вплоть до противоправного.

В последние годы растет число супружеских пар, которые созна­тельно отказываются от рождения детей. Среди них есть люди с эгоистической направленностью личности, озабоченные своей карьерой, не желающие усложнять свою жизнь «детскими» про­блемами и т.д. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иными трудностями. На фоне таких «неродителей» особо отчетли­во высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар. По стати­стическим данным, в России значительная часть женщин детород­ного возраста не могут иметь детей по медицинским показателям (чаще всего это последствие аборта). Резко прогрессирует в по­следние годы рост мужского бесплодия, на долю которого прихо­дится 40% бездетных браков. Частично проблема бесплодия реша­ется путем зачатия «в пробирке» (по-научному - методом экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки). Метод, разработанный английскими учеными в 1978 г., ус­пешно внедрен и в нашей стране. Но на всю Россию работают только 15 лабораторий, оказывающих платные услуги, что делает их недоступными для многих тысяч бесплодных пар.

На потенциал нации влияют не только количественные, но и ка­чественные отклонения в воспроизводстве населения. У современ­ных новорожденных детей низкие качественные показатели - явле­ние достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин тому очень много. Прежде всего это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем, наркотиками), от которых будущие матери не отказываются даже во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, пло­хо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфек­ций, подвержены радиации и т.д. Наиболее высок риск появления ослабленных детей, имеющих физические и психические отклоне­ния, у часто (с интервалом в 1-1,5 года) рожающих женщин, орга­низм которых не успевает восстановиться от прежних родов.

Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наслед­ственные дефекты, в также их воспитание сопряжены с огромными издержками как нервно-психического, так и материального харак­тера. Семьи с такими детьми оказываются в очень сложном поло­жении. От новорожденных детей с выраженными признаками тя­желой болезни, уродства родители нередко отказываются, взвали­вая заботы о своих малышах на плечи государства. Со стороны общества требуются дополнительные затраты на содержание и ле­чение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или коррекционных учрежде­ний, увеличение пенсионного фонда и т.д.

Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторожде­ние: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здо­ровья значительно влияют на выполнение семьей ее воспитатель­ной функции.

¯ Для любознательных

Понятие «планирование семьи» сравнительно недавно появилось в научной литературе. Первоначально оно было принято Организацией Объединенных На­ций (ООН), а свое развитие получило в документах других международных орга­низаций, прежде всего Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Мировая общественность обеспокоена, с одной стороны, темпами роста населения Земли, с другой стороны, ухудшением генофонда. В связи с этим Организация Объединен­ных Наций приняла решение о необходимости сдерживания роста населения пу­тем оказания супружеским парам помощи в планировании семьи.

Эта помощь - одно из важнейших направлений современной демографиче­ской политики многих стран. Супругам оказывается помощь при решении таких проблем семейной жизни, как предупреждение нежелательной беременности, ре­гулирование количества детей и интервалов между ними, контроль времени дето­рождения в зависимости от возраста родителей, лечение бесплодия и т.д.

В России принята федеральная программа «Планирование семьи», в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, лечение бесплодия, обеспечение противозачаточными средствами, подготовка молодежи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивного поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, и др.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйст­венные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществля­ет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жиз­ни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жили­ща; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов оби­хода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводст­ва и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими, как арендный подряд, коо­ператив, индивидуальная трудовая деятельность.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи - ее экономическая общность. Семейная экономика требует планирова­ния, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, по­требности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в ос­нове ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашне­го быта большинства современных семей учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о детях обычно сто­ит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство суще­ственным образом меняет психологический климат семьи, позволя­ет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов. Благо­даря этому отпадают поводы для лишних трений, недовольств, скрытых и явных обид. Психологи установили, что для мирной се­мейной жизни бывает важнее не столько умелое, сбалансированное ведение хозяйства, сколько совпадение взглядов супругов на то, как его вести: на что тратить деньги и на каких бюджетных статьях экономить.

Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех чле­нов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распре­деление домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человече­ские отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формиру­ются черты характера. В ежедневных обязанностях (приготовить пищу, убрать жилище, привести в порядок одежду и т.д.) члены се­мьи имеют возможность проявить заботу друг о друге, оказать вни­мание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привыч­кам, вкусам близких. Вот сын-первоклассник достал из почтового ящика газету. Ее можно просто положить в прихожей на столик, но мальчик помнит, что первой газету читает бабушка и всегда долго ищет свои очки. Поэтому он кладет газету рядом с бабушкиным креслом, а сверху помещает очки. Помогая маме накрывать стол к обеду, пятилетний Саша ставит судок со специями ближе к папиной тарелке, зная его пристрастие к острой пище.

При ведении домашнего хозяйства приходится принимать раз­личные решения: как отмечать день рождения ребенка, когда ремон­тировать кухню и т.д. В большинстве современных семей складыва­ются эгалитарные (равноправные) отношения, когда власть равно­мерно распределяется между супругами, а следовательно, решения принимаются коллегиально. Постепенное выравнивание положения супругов, их прав и обязанностей - основная социально-психоло­гическая тенденция в современной семье. Тем не менее необходим руководитель, который организует всю деятельность семьи и берет на себя функции управления. Традиционно такого руководителя на­зывают главой семьи. В патриархальных семьях обычно в таком ка­честве выступал старший мужчина семьи, ему принадлежало послед­нее слово при решении домашних проблем. По сравнению с про­шлым во многом изменилась сама роль главы семьи. Главенство се­годня выражается не в проявлении власти над членами семьи, как это было раньше, не в распоряжении ими, а в организации жизни семьи, в устройстве ее быта. Ученые считают, что в условиях современного функционирования семьи речь может идти не о главенстве, а скорее о лидерстве при осуществлении тех или иных планов семейного благо­устройства. При этом в большинстве случаев дело решают личные свойства и склонности взрослых социально зрелых членов семьи (инициативность, твердость характера, авторитетность, эрудирован­ность и т.д.). Возникают так называемые «двуглавые» семьи, когда каждый из супругов, являясь лидером, осуществляет свою инициати­ву в той или иной области быта, к которой он больше всего склонен (приготовление пищи, плодово-ягодные заготовки, организация до­суга, ремонт квартиры, руководство работами на садово-огородном участке и пр.). Лидер включается в дело сам и организует семью на достижение поставленной цели.

Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитар­ной, демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций от­дельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга. При демократической форме руководства право ре­шающего голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен в данном вопросе. Нередки семьи, где муж -главный кулинар, а жена - своеобразный интеллектуальный центр, «руководитель» образовательной деятельности детей.

В послереволюционный период активно формировалось пред­ставление о том, что домашнее хозяйство при социализме является досадным пережитком патриархальной семьи прошлого, который на­до как можно скорее преодолеть Каким образом? Открыть общест­венные столовые, центральные кухни, прачечные, создать специаль­ные бригады для уборки домашних помещений и т.д. Посмотрите на такую перспективу развития семьи глазами педагога и выскажите все «за» и «против», исходя из интересов ребенка

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных по­требностей. Изучение уровня «социального самочувствия» показа­ло, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современ­ной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив.

Следует помнить, что в условиях различных социально-эко­номических потрясений, при нарастании в обществе отчужденно­сти, взаимного недоверия, агрессивности и пессимизма семья как психологическое убежище выступает источником стабильности и для конкретного человека и для страны в целом. Так было в годы революций, войн, когда мысли, заботы о близких согревали, при­давали силы, помогали выжить. И сегодня многие семьи, попав­шие в чрезвычайно тяжелые обстоятельства, не опускают руки, не впадают в отчаяние, всеми силами стараясь поддержать близких, заботиться друг о друге, не омрачать детство ребенка. В этом проявляется и любовь к семье, и обостренное чувство ответствен­ности за ее благополучие. Но восстановительная роль современ­ной семьи, ее жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя ее взрослых членов, от целеустремленности, волевых черт характера, которые необходимо воспитывать у себя.

Для поддержания здоровья и работоспособности организма, восстановления сил необходимы рациональный режим жизни, пол­ноценное удовлетворение жизненных потребностей, занятия физи­ческой культурой и т.д. Здесь прослеживается прямая зависимость восстановительной функции семьи от налаженности домашнего хозяйства, быта. Не последнюю скрипку играют уют, тепло до­машнего очага, которые создаются и его внешним оформлением, удобством, и вниманием, заботой всех членов семьи друг о друге. Если это удалось сделать общими усилиями взрослых и детей, то семья становится настоящим психологическим убежищем.

Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбо­ру и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло от глагола «досягать», буквально означало - время, ко­гда можно что-то достичь.

Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, про­смотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение музея и т.д.). И тут опять велика зависимость от налаженности бы­та семьи, сбалансированности бюджета. Если ведение домашнего хозяйства - совместный труд и взрослых и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время для отдыха. При пла­нировании расходов всей семьей обсуждается, например, на чем можно сэкономить, чтобы «выкроить» деньги на посещение театра, музея, отложить деньги на летний отдых.

Наиболее популярными формами проведения свободного вре­мени являются хождение в гости и прием гостей, просмотр телепе­редач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, со­брались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о про­веденном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. При этом застолье -лишь эпизод приема гостей, но не центральное его звено. Превра­щение телевизора в «теленяньку», когда дети проводят много часов перед экраном, ничего, кроме вреда, не дает. Это, как свидетельст­вуют медики, утомляет зрение ребенка, возбуждает нервную систе­му, особенно когда он смотрит неподходящую для его возраста пе­редачу. Совсем иное дело, если устраивается семейный просмотр передачи, после которого идет неторопливое обсуждение, каждый высказывает свои впечатления.

В некоторых семьях сохранились прекрасные традиции семей­ного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования. Другими словами, до­суг может быть разнообразным и полезным для развития семьи, надо только стремиться жить полнокровной, интересной жизнью, а не по скучному стандарту.

Воспитательная функция - важнейшая функция семья, заклю­чающаяся в духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению философа Н.Я.Соловьева, «семья - вос­питательная колыбель человека». Да, именно человека на всех его возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые, и дети. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитыва­ют. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудни­честве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи (И.В.Гребенников).

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие спо­собностей. Семья выступает посредником между ребенком и обще­ством, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действен­ным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека. (Подробнее об этом - в последующих главах.)

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного кол­лектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах пораду­ет, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо» - так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальней­шем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы вос­питания. Взрослому сыну вряд ли понравятся прямые замечания матери по поводу некорректного поведения, но он чувствителен к невербальным средствам воздействия (строгий взгляд, непрони­цаемое выражение лица матери или отца и т.д.), способен понять намек, шутку, аналогию с литературным персонажем и т.д.

Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каж­дый «проходит» много социальных ролей. Появился ребенок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Вы­полнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период се­мейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вку­сов, особенностями темперамента. Идет, как метко говорят в наро­де, «притирка» характеров: не борьба и война, чтобы переделать друг друга «по образу и подобию своему», а изучение особенностей супруга, привыкание к его вкусам, привычкам, реакциям. Приходится что-то принять в человеке, что-то попытаться тактично из­жить, а что-то переделывать в себе... В зрелом возрасте супруги стараются избегать невротизирующих ситуаций, всячески подчер­кивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д. Другими словами, во имя общих интересов семейный коллек­тив оказывает созидательное влияние на всех своих членов.

3.Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания ос­новывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осоз­нают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это дела­ют буквально с первых дней жизни. Д.Б.Эльконин однажды заметил, правда с долей иронии, что не столько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир... Чтобы убедиться в истинности этих слов, вспомните, как по-разному «окрашен» плач ребенка, которому от роду 2-3 месяца: он и требовательный, и жалобный, и призывный, и капризный, и хнычу­щий. А как быстро малыш «приучает» родителей к своим вкусам: охотно сосет молоко, но упорно отказывается от кефира, плачет, ко­гда остается один, но спокойно играет, если его манеж поставили так, что он видит маму, слышит ее голос и т.д. И подобные воздейст­вия детей родители будут испытывать постоянно. Уже в конце пер­вого и начале второго года жизни ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей. Он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные «стратегии» влияния на пове­дение родителей. Дети тонко ориентируются в «слабых местах» ро­дителей и умело пользуются ими.

Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребно­стями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой круго­зор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосо­вершенствованию, заниматься самовоспитанием.

В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. Но оказывается, что даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует лов­кости, многих знаний и умений, не говоря уже о том, чтобы позже толково и интересно ответить на постоянные детские «почему», помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип конструиро­вания игрушки-самоделки и т.д. В заботах о детях родители стано­вятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители «идут» по сту­пенькам самовоспитания, самообразования.

Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это по­буждает к новым усилиям на педагогическом поприще.

Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир роди­телей: появляется круг новых знакомых, имеющих аналогичные «детские проблемы»; существенными становятся контакты с врачом, наблюдающим за развитием ребенка; затем в жизнь семьи входят воспитатели дошкольного учреждения, учителя школы, друзья сына или дочери и т.д. Сколько возникает проблем и вопросов! Напри­мер, почему сын любит играть у соседей, но не приглашает друзей в свой дом? Почему в детском саду он делает все медленно, не укла­дывается в отведенное время? И т.д. Поиски ответов на подобные вопросы сопряжены с анализом домашней воспитательной систе­мы: в чем допущены ошибки? Как их исправить? Как не допустить новых? Любящие родители видят и переживают «промахи» в вос­питании, меняют его тактику, отказываются от неудачных прие­мов, пробуют иные подходы к своим детям.

Подросшие дети «обогащают» опыт родителей приемами вос­питания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников. Так, Лиза, мама которой ограничивает контакты девочки с бабушкой, с укором говорит: «Мамочка, бабушка меня везде водит: и в музеи, и в театр, мне с ней так интересно! Почему ты не хочешь, чтобы мне было хорошо?»

Связь с детьми вновь оживает в отношениях с внуками, и роди­тели продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки - это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспи­тании ребенка, помочь ему идти в ногу с жизнью. Бесконечная ра­бота родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффек­тивности воспитательной деятельности - залог счастливого детства ребенка.

Вот и получается, ребенок в семье - неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родите­лей. А желание развить у своего ребенка способности, которые по­могут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание - это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качест­ва, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые по­стоянно демонстрируешь.