Ipb направление искусства архитектура. Лекция Архитектура xXв

Стоечно-балочная система

Дольмен Пулнаброн в Ирландии. 2005 год SteveFE/Flickr

Простейшая архитектурная конструкция, известная с эпохи неолита . С древних времен и до наших дней применяется во всех зданиях, перекрытых плоской или двускатной крышей. В прошлом деревянные или каменные балки укладывали на столбы из того же материала — сегодня вместо природного камня используют металл и железобетон.

Около 2500 года до н. э.

Начало оформления колонн


Гробница фараона V династии Сахуры. Реконструкция Людвига Борхардта. 1910 год Wikimedia Commons

Древнеегипетские зодчие остались верны стоечно-балочной системе, но придали смысл архитектурным формам. Колонны в их храмах стали изображать пальму, лотос или связку папируса. Эти каменные «заросли» рассказывают о загробном лесе, через который души умерших должны пробраться к новой жизни. Так архитектура стала изобразительным искусством. Позже делать из архитектуры огромную скульптуру стали и в Междуречье . Однако там предпочитали ваять быков, грифонов и других существ животного мира.

Около 700 года до н. э.

Складывание античного ордера


Храм Т в Селинунте. Рисунок Жака Игнаса Гитторфа. 1859 год Wikimedia Commons

Греки сделали темой архитектуры как искусства саму архитектуру, точнее, рассказ о работе ее конструкций. С этого момента опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но и показывают, что они что-то поддерживают и что им тяжело. Они просят сочувствия зрителей и для убедительности подражают строению и пропорциям человеческой фигуры — мужской, женской или девичьей. Выстроенная строго логично система из поддерживающих и поддерживаемых элементов называется ордером Ордер — (от лат. ordo) воинский строй, порядок. . Обычно различают три главных ордера — дорический, ионический и коринфский — и два дополнительных — тосканский и композитный. Это момент рождения европейского зодчества.

Около 70 года н. э.

Начало широкого применения арочных конструкций


Колизей в Риме. Гравюра Джованни Баттисты Пиранези. 1757 год Wikimedia Commons

Римляне начинают широко применять арки и арочные конструкции (своды и купола). Горизонтальная балка может треснуть, если она слишком длинная; клиновидные же части в арочной дуге при нагрузке не переламываются, а сжимаются, а разрушить камень давлением непросто. Поэтому арочными конструкциями можно перекрывать гораздо большие пространства и нагружать их значительно смелее. Вместе с тем, освоив арку, архитекторы Рима не стали сочинять новый архитектурный язык взамен древнегреческого. Стоечно-балочная система (то есть колонны и поддерживаемые ими элементы) осталась на фасадах, но теперь часто не работала, а лишь украшала здание. Таким образом, римляне сделали ордер декором.

318 год

Возвращение раннехристианских зодчих к деревянным стропильным перекрытиям


Базилика Святого Петра в Риме. Реконструкция Генри Уильяма Брюэра. 1891 год Wikimedia Commons

Падение Западной Римской империи обрушило экономику тех территорий, которые мы сегодня называем Западной Европой. Средств на строительство каменных перекрытий не хватало, хотя потребность в больших зданиях, прежде всего в храмах, была. Поэтому византийским строителям пришлось вернуться к дереву, а с ним — и к стоечно-балочной системе. Из дерева делались стропила — конструкции под кровлю, где часть элементов (подкосы) согласно законам геометрии работает не на излом, а на разрыв или сжатие.

532 год

Начало применения византийскими зодчими купола на парусах


Купол Софийского собора в Константинополе. 2012 год Hochgeladen von Myrabella / Wikimedia Commons

Технологический прорыв византийской архитектуры — постановка изобретенного еще в Древнем Риме купола не на круглые стены, замыкающие внутреннее пространство, а на четыре арки — соответственно, всего с четырьмя точками опоры. Между арками и подкупольным кольцом образовывались двояковогнутые треугольники — паруса. (В храмах на них чаще всего изображаются евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн — четыре опоры церкви.) В частности, благодаря этой конструкции православные церкви имеют привычный для нас вид.

Около 1030 года

Возвращение к строительству арочных сводов в архитектуре романики


Шпайерский собор в Германии. Рисунок Августа Эссенвейна. 1858 год Wikimedia Commons

К началу второго тысячелетия нашей эры в Европе стали складываться могущественные империи, и каждая считала себя наследницей Рима. Возродились и традиции римского зодчества. Величественные романские соборы снова перекрывались арочными конструкциями, похожими на античные, — каменными и кирпичными сводами.

1135 год

Готические архитекторы придают арочным конструкциям стрельчатые очертания


Собор Святого Креста в Орлеане Renaud Camus / Flickr

У арки и арочных конструкций есть один серьезный недостаток. Они стремятся «разъехаться». До готики архитекторы боролись с этим эффектом, строя толстые стены. Затем был найден другой прием: арки и своды стали делать стрельчатыми. Конструкция такой формы давит больше вниз, на опоры, чем в стороны. Кроме того, с боков эта система подпиралась специальными «мостиками» — аркбутанами, которые перекидывались от отдельно стоящих столбов — контрфорсов. Так стены освобождались от всякой нагрузки, делались легкими или даже исчезали, уступая место стеклянным картинам — витражам.

1419 год

В эпоху Ренессанса, барокко и классицизма стили формируются вне зависимости от новизны применяемых конструкций


Вид на площадь Святейшего Благовещения. Картина Джузеппе Дзокки. XVI век На площади находится портик Оспедале-дельи-Инноченти («Приют невинных») архитектора Филиппа Брунеллески (1419-1445 годы).
christies.com

Эпоха Возрождения дала миру величайшие купола, но с этого момента большие стили возникали уже не столько благодаря строительным новшествам, сколько в результате изменения самой картины мира. Ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, классицизм и ампир родились скорее благодаря философам, теологам, математикам и историкам (и в какой-то степени тем, кто ввел в моду галантные манеры), чем изобретателям новых конструкций перекрытий. Вплоть до эпохи промышленной революции новшества в строительных технологиях перестают быть определяющим фактором в смене стилей.

1830 год

Начало «железнодорожной лихорадки» привело к массовому применению в строительстве металлических конструкций


Запуск железной дороги Ливерпуль — Манчестер. Рисунок А. Б. Клейтона. 1830 год Wikimedia Commons

Рельсы, поначалу предназначавшиеся только для железных дорог, оказались идеальным строительным материалом, из которого легко создаются прочные металлические конструкции. Бурное развитие наземного парового транспорта способствовало росту мощностей металлопрокатных производств, готовых предоставить инженерам любое количество швеллеров и двутавровых балок. Из таких деталей и сегодня делаются каркасы высотных зданий.

1850 год

Стекло становится полноправным строительным материалом


Хрустальный дворец в Гайд-парке. Рисунок Филиппа Браннана. 1850-1851 годы Victoria and Albert Museum

Фабричное производство оконного стекла больших размеров позволило отработать технологии строительства сначала больших оранжерей, а затем и грандиозных зданий иного назначения, в которых либо все стены, либо крыши делались стеклянными. Сказочные «хрустальные дворцы» начали воплощаться в реальности.

1861 год

Начало промышленного применения железобетона


Чертеж дома Франсуа Куанье из ноябрьского номера журнала L"Ingénieur за 1855 год histoire-vesinet.org

Попытки упрочнить бетон предпринимались еще в Древнем Риме; металлические стержни для армирования перекрытий начинают активно применять с начала XIX века. В 1860-х годах садовник Жозеф Монье в поисках средства сделать садовые кадки более прочными случайно обнаруживает, что, если в бетон заложить металлическую арматуру, прочность получившейся детали возрастает многократно. В 1867 году открытие было запатентовано, а затем продано профессиональным инженерам, разработавшим методы применения этой новейшей технологии. Однако предприимчивый садовник был лишь одним из нескольких отцов новой строительной технологии. Например, в 1853 году во Франции инженер Франсуа Куанье построил дом целиком из железобетона, а в 1861 году опубликовал книгу о его применении.

1919 год

Соединение всех технологических возможностей в новом
«современном» стиле


Павильон «Эспри нуво» Ле Корбюзье в Париже. Открытка 1925 года delcampe.net

В своем манифесте в журнале «Эспри нуво» один из лидеров архитекторов-модернистов Ле Корбюзье формулирует пять принципов современной архитектуры, которые возвращают ее к античным идеалам — не внешне, но в главном: образ здания опять стал правдиво отражать работу конструкций и функциональное назначение объемов. К началу XX века декор на фасадах стал восприниматься как обман. Появилась потребность обратиться к истокам, брать пример с древнегреческих храмов, правдиво рассказывавших о работе конструкций. Однако теперь перекрытия делались из железобетона, смысл применения которого в том, что там, где деталь работает на излом, замурованная в ней арматура сопротивляется разрыву. Поэтому современные конструкции могут перекрывать пролеты почти любой ширины. Теперь здания смогли совсем лишиться колонн, украшений, смогли иметь сплошное остекление, то есть обрести привычный нам «современный вид». 

Архитектура как искусство зародилось много
веков назад, поэтому историю ее возникновения и развития можно сравнить с
только что историей самого человечества. Слово «архитектура» в
переводе с латинского обозначает искусство создавать простые и самые и
прочих зданий, а затем строить по ним различные сооружения. В результате чего
человек создает для себя материально упорядоченную зону проживания, необходимую
ему как для полновесной жизни, так и для трудовой деятельности.

Зачастую архитектуру сравнивают
с застывшей музыкой: подчиняясь своим законам она напоминает
нотное письмо, где основными составляющими любого произведения являются идея и ее вещественное олицетворение. По достижению гармоничного слияния
этих элементов, будь то деятельность архитектора или расчетная , результат
их участия в зодческом деле будет действительно изящным и восхитительным.

Каждая человеческая
цивилизация развивалась с характерным ей архитектурным стилем, который
символизировал определенный исторический период, его характер, основные черты и
политическую идеологию. Архитектурные памятники способны донести вековую
информацию о том, что люди ценили в момент их возведения, что на тот момент являлось
эталоном красоты в искусстве архитектуры, насколько
просвещенным в плане культурного развития был их образ жизни и пр. Крупнейшие древние
цивилизации до сих пор очень часто ассоциируются у нас с несравненными архитектурными
шедеврами, которые сохранились после них до наших дней. Это и сказочный Египет со
своими дивными пирамидами, и Великая стена в экзотическом Китае, и
величественный Колизей как исторический архитектурный след существования Римской
империи… Подобных примеров бесконечное множество.

История архитектуры является
самостоятельной наукой одновременно двух профилей: теоретического и
исторического. Данная особенность предопределена спецификой самого предмета, куда
входит история возникновения и развития архитектуры в целом, теоретические
знания об архитектуре, архитектурная композиция, архитектурный язык, а также
наблюдение за общими признаками и чертами архитектуры определенного времени и
места, что дает возможность распознавать различные его стили. Более подробно об
этом можно узнать из следующей схемы:

История архитектурного искусства:

Эпоха бурного технического
развития в современном мире дает архитекторам бесконечное количество
возможностей воплощать в реальность самые смелые идеи и задумки, благодаря чему
сегодня существуют такие архитектурные стили, как хай-тек и модерн . Им, в сравнении,
например, с противоречивым барокко или древнейшим романским направлением свойственна
смелость и настойчивость решений, яркость идей и многообразие материалов.
Однако, несмотря на стремительное и напористое движение новых современных
течений, старинные особняки, дворцы и соборы, которые играют важную роль
своеобразного символа того города или государства, где они расположены, никогда
не утратят свое очарование и притягательность. Эти здания как будто существуют
вне всякого времени, вызывая трепет и восторг у истинных ценителей искусства архитектуры.

Архитектура как искусство строительства ,
которое формирует условия жизненного пространства человека через совокупность конкретных
зданий и сооружений, разделяется на определенные виды:

  1. Архитектура объемных
    сооружений
    . Сюда включены жилые дома, общественные здания (магазины, школы,
    стадионы, театры и пр.), промышленные сооружения (электростанции, фабрики и
    заводы и пр.);
  2. Ландшафтная архитектура . Этот вид связан непосредственно с организацией садово-парковой зоны: улицы,
    бульвары, скверы и парки с наличием «малой» архитектуры в виде беседок,
    мостиков, фонтанов, лестниц;
  3. Градостроительство . Оно охватывает
    создание новых поселков и городов, а также реконструкцию старых городских
    районов.

Каждое отдельное здание или
их комплексы и ансамбли, парки, проспекты, улицы и площади, целые города и даже
небольшие поселки способны вызывать у нас конкретные чувства и настроения, заставить нас переживать
непередаваемые эмоции. Это происходит посредством воздействия на них
определенной идеи и смысловой информации, которую авторы вложили в свои
архитектурные произведения. Любая постройка подчиняется конкретному назначению,
чему должен соответствовать и ее внешний вид, что настраивает людей на установленный
лад. Основа работы архитектора и заключается в поиске наиболее удачной
композиции, которая будет максимально гармонично сочетать в себе различные
части и детали будущего здания, а также отделку поверхности создаваемого «шедевра»
архитектуры. Главным художественным приемом эмоционального влияния на созерцателя
является форма здания и его составляющих, которая может быть легкой или тяжелой,
спокойной или динамичной, однотонной или цветной. Однако, обязательным условием
здесь является согласование всех отдельных частей между собой и со всем зданием
в целом, создавая неразделимое впечатление гармонии. Достигнуть этого творцам искусства архитектуры помогают различные художественные приемы:

  • симметричная и
    асимметричная композиция;
  • горизонтальный и вертикальный ритм;
  • освещение и цвет.

Немалую помощь архитекторам
оказывает, безусловно, современная техника. Это новейшие разработки конструкций
и материалов, мощные строительные машины, благодаря чему изо дня в день рождаются
все более усовершенствованные типы зданий, увеличивается размах и скорость строительства,
задумываются новые города.

Современное искусство архитектуры основано на полной свободе мнений и идей, приоритетные направления и как
таковой стиль практически отсутствуют, а все концепции, по которым идет
развитие, имеют свободу и равноправие. Творческая фантазия сегодняшних
архитекторов ничем не ограничена, а в полной мере предоставленные возможности
сделать нашу жизнь выразительнее и ярче воплощаются в современных зданиях с
неуловимой быстротой.

Архитектурный стиль - это совокупность характерных черт и признаков архитектуры.
Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон: назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции — формируют архитектурный стиль.

Архитектурные стили — полный список:

Навигация 40 стилей

Английский фасад: солидно и долговечно

Современный английский дом сочетает несколько подвидов стиля: георгианский, викторианский, тюдоровский.
Основные черты таких зданий – два этажа, крутой наклон крыши, кирпичная кладка (чаще красного цвета), балкон с балюстрадой, решетчатые окна, присутствие в отделке дикого камня и кованых деталей.
Приметы жилища по-английски – непременная лужайка у входа, а также плющ или живописный виноград на стенах. Гаражи англичане ставят отдельно, под навесами. Британский стиль дизайна – это сдержанность, солидность и долговечность.

Барнхаус: простой, но стильный


Барнхаус (Barnhouse, от англ. — «дом-амбар») – архитектурный стиль XX-XXI столетия.
Мода на барнхаусы зародилась в Западной Европе – на стыке минимализма, лофта и био-тека. Внешне такой дом выглядит просто: прямоугольный, двухскатная кровля (часто без свесов), лаконичная наружная отделка, никаких излишеств. При этом он довольно практичен и удобен для жизни.

Барокко в экстерьере: монументальная пышность


Архитектурные стили: барокко

Законодателем барочной моды считают Микеланджело. Во всяком случае, дома в стиле барокко грандиозны и помпезны, как его скульптуры. Размах, извилистость, слитность постройки и скрупулезность отделки – вот краткий обзор архитектуры барокко.
Такой дом требует места и средств, ведь стилистика предусматривает и эркеры с балконами, и пилястры, и углубленные потолки, и арочные проемы, и даже башни. А еще богатое убранство: лепные розетки, гирлянды, венки.
Окна в барочных домах часто полуциркульной формы, а двери обрамляют колоннами.

Викторианский стиль: престиж и элегантность

Архитектура, популярная в XIX веке на Туманном Альбионе и в колониях, не сдаёт позиций и сегодня.
Викторианские дома – это 2-3 этажа, асимметрия, сложная, многогранная крыша, мансарда, нередко круглая башенка, просторное крыльцо, отделка резным деревом либо металлом, белый или бежевый цвет.
Впрочем, викторианский стиль имеет множество вариаций, в зависимости от времени и места его проникновения в конкретную культурную среду.

Готика в архитектуре: чеканная загадочность

Стиль легендарный, исторический, напоминающий о рыцарях и поединках. Ему присущи стрельчатые, веерные своды, ребристые и вертикальные, рвущиеся к небу линии, арки, переходящие в столбы, кессонные потолки, вытянутые, часто витражные окна.
Дом в готическом стиле отличается резким «скелетом»; его цвета – жёлтый, коричневый, красный, синий.
В качестве строительных материалов используют и камень, и дерево, ибо стиль формировался в различных обстоятельствах.
Дом с готическим «лицом» – строгий, графически-четкий и мрачно-торжественный!

Голландский стиль: непритязательный покой

Жилища в королевстве тюльпанов и мельниц – настоящие домашние очаги: комфортные, практичные и прочные. А все благодаря условиям: зыбкая болотистая почва принуждала зодчих к педантичной основательности, а дефицит площади – к поиску максимальной полезности, функциональности жилья.
Качества голландского домостроительства – симметричная планировка, высокие фронтоны, острая крыша с широкими рёбрами-вальмами, окна с деревянными ставнями, светлые оштукатуренные стены и цоколь, отделанный камнем.
Голландский дом – идеальная «гавань» для тех, кто ищет уединения.

Деконструктивизм: не такой как все


Стилистика деконструктивизма не оставляет шансов ни одному из архитектурных абсолютов. Она внедряется в любую среду кричащими ломаными формами и конструкциями, сложными для визуального восприятия.
Деконструктивизм называют не направлением архитектуры, а её отрицанием, тем не менее у деконструктивистов всё же есть точка опоры – конструктивизм и постмодернизм.
Архитекторы сознательно искажают принципы и композиционные мотивы этих стилей и на выходе получают динамичный и индивидуальный строительный объект.

Европейский стиль: популярная универсальность

Консервативный, добротный и подходящий к любому ландшафту, европейский дом, по большей части, имеет квадратную форму и возводится в 2-3 этажа.
Особенности – четырехскатная, покрытая черепицей крыша, цоколь, выложенный камнем либо плиткой, не очень большие, прямоугольные или же арочные окна, балкон, либо эркер, дверь контрастного цвета.
Декор скупой, рациональный, например, кованые перила крыльца и балкона …

Итальянский архитектурный стиль: утонченный драматизм

Плавные, «лебединые» линии, арочные окна, сводчатые потолки, симпатичные балкончики и естественная палитра фасада (от серого до коричневого цвета), вот признаки этого стиля.
Дома в итальянском стиле возводятся из камня и дерева, а в бюджетном варианте – из кирпича и бруса. Количество этажей – от одного до четырех.
Ключевую роль в создании образа великолепной итальянской виллы играет дворик: в нем обязательны мощеные дорожки, живые ограды, несколько скульптур, фонтанчик. Забор обычно из фактурного камня.

Дом в стиле кантри: теплота и душевность

Этот стиль многолик и опирается на местные порядки: скажем, во Франции «сельские» дома из камня, а в Канаде из бревен. В любом случае кантри-стайл предполагает традиционное и натуральное сырьё.
Отличительные штрихи такого экстерьера – рустикальность (облицовка внешних стен гранеными камнями), вкрапление предметов хенд-мейда (это могут быть кованные дверные ручки или подкова у входа), цвет фасада, напоминающий оттенки глины, дерева, песка. Двор прихорашивают уместной архаикой: птичьими гнездами на шестах, клумбами на повозках, моделью мельницы.

Классический стиль в экстерьере: подражание лучшему

Классическая архитектура зиждется на античных канонах, на лучших образцах итальянского Ренессанса, английского георгианства или русского зодчества.
Классика в экстерьере это симметрия здания (парадный вход является осью, вокруг которой расположены пристройки), присутствие колонн, треугольные фронтоны, портики, балюстрады, балясины и другие аксессуары той или иной архитектурной эпохи.
Дома классического типа облагораживают пилястрами и молдингами. Предпочтительный материал, конечно же, камень, однако, в наше время элементы для декора неплохо делают из гипса или полиуретана.
Классические особняки – чаще двухэтажные, светлого цвета

Колониальный стиль в экстерьере: скромное очарование

Обеспеченные иммигранты и плантаторы строили свои домовладения, совмещая «привозные» капитальность и комфорт с местной экзотикой. Именно так возник колониальный экстерьер.
Дома в этом стиле монументальны, в два этажа. Планировка прямолинейная, подъезд поддерживает колоннада. Возводят их из камня, штукатурка нейтрального цвета. Дверь массивная, деревянная. Почти всегда в наличии терраса. Постройки отличается большими, панорамными окнами, которые открывают вид на сад или дикую природу.

Пожалуй, самый известный подвид колониального экстерьера – бунгало, одноэтажный или с мансардой особняк, с раздольной верандой на всю ширину фронтона.
Цвет его традиционно белый, светоотражающий, ведь строились бунгало в тропиках, сочетая черты традиционного английского коттеджа, армейских палаток и восточных шатров.

Конструктивизм в архитектуре: простота как искусство


Дома в стиле конструктивизм отличаются высокой функциональностью и художественной выразительностью которая достигается не за счет элементов декора, а благодаря формам и материалам.
Лаконичная геометрия и высокая целесообразность, присущие конструктивизму, переплетаются сегодня с натуральностью, естественностью, обилием света и пространства внутренних помещений.
Основными строительными материалами служат: бетон, стекло, металл, пластик и другое современное сырьё.

Лофт: модная фундаментальность



Идея стиля – в переделке технологических помещений, заводских цехов, гаражей или ангаров в богемные, элитные апартаменты.

Дом в стиле лофт – весьма просторное, высокое, подчеркнуто геометрическое здание, как правило, с минимальным количеством внутренних перегородок.
Основными строительными материалами служат кирпич и бетон.
Лофт-фасаду чужда любая отделка, не требует он и сайдинга.
Крыша чаще плоская, но может быть вальмовой, односкатной или двухскатной. Панорамные окна.

Дом в стиле модерн: восхитительный шик

Когда-то этот стиль стал знаменем движения за новую, в пику «скучной» классике архитектуру: с величавыми, изогнутыми линиями, многообразием форм и украшений.
С тех пор контуры проёмов в доме-модерн обязательно округлые, окна декорированы волнистыми, вычурными решетками либо витражами, в отделке фасада используется глазурованная плитка, мозаика, роспись…
В общем, «любой каприз», поскольку цель модерна – проявить индивидуальность домовладельца, подчеркнув неординарность его натуры.

Минимализм в архитектуре: свобода и свет


Архитектурные стили: минимализм

Элементарность и объёмность формы, плоская кровля, огромные окна, обилие стекла – так выглядит коттедж в деловом , минималистическом стиле.
Стеклянные фрагменты монтируются даже на крыше, а для отделки фасада применяют светлую штукатурку, камень или сайдинг из дерева.
Распространенные цвета – спокойные, естественные: белый, бежевый, оливковый, серый.

Дома в немецком стиле: сказочная самобытность

Домики эти будто «выпрыгнули» из сказок Гофмана и братьев Гримм. Они компактны и очень опрятны на вид.
Немецкому стилю присущи лаконичность, эффективность, отсутствие замысловатой отделки и натуральный цвет фасада.
Такое жилище имеет квадратную или прямоугольную форму, цоколь покрывают камнем, а двускатную крышу черепицей красных оттенков.
Украшают немецкий дом балкончик либо мансарда, а ещё тонированные доски – элементы фахверка.
Оригинальная деталь – окна, разделенные перемычками и защищенные ставнями. Дверь окрашивают в цвет, который выделяется на фоне дома.

Норвежский стиль: компактность и экологичность

Традиционный норвежский дом – обычно строится из лафета, то есть из полуобтесанных бревен.
Одноэтажный, приземистый, с небольшими окнами, он, тем не менее просторный внутри, чему способствует отсутствие прямого потолка.
Декором в экстерьере служит в первую очередь текстура строительного материала. Свою лепту в эстетику вносит и цвет: норвежские дома выкрашивают в яркие и сочные тона – вишневый, апельсиновый, насыщенно-зелёный.
Частое явление – травяная крыша. Это не только фольклорный «наворот», но и дополнительная защита от зноя и холода.

Постмодернизм в архитектуре


Ироничность и парадоксальность, театральность и сложные образные ассоциации – всё это о постмодернизме, представители которого преподносят привычные формы в непривычном контексте и ратуют за то, что искусством может быть всё.

Архитектура в стиле Прованс: деревенский романтизм


Почему этот стиль не знает границ?
— Потому что прованс – воплощение и блеска, и наивности, а еще символ семейных ценностей. Считается, название стилю дал французский регион, но «прованс» означает «провинция»: пасторальность, простодушие, неспешность и размеренность – вот его главные «козыри».
На юге Франции дома, главным образом строят из дикого камня, широко используя гальку и сланец. В иных местах прибегают к имитации, гипсовым панелям и плитам. Но крыши всегда черепичные, часто многослойные, различного уровня.
Северная стена обязательно глухая. Окна нижнего этажа могут отличаться по размеру от остальных, их нередко дополняют створками.
Преимуществом пользуются природные цвета: молочно-белый, травяной, соломенный. Приветствуются пристройки – веранды, террасы, кухни, амбары. Дверь деревянная, увесистая, с коваными петлями и смотровым окошком. Двор устилают брусчаткой.

Дом в прованском стиле немыслим без участка с пряными травами, незатейливыми цветами и лавандой в терракотовых горшках …

Стиль прерий (стиль Райта): гармоничность и функциональность


Стиль Райта в архитектуре

«Фрэнк Ллойд Райт – американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план в архитектуре.»

Дома в стиле Райта гармонично вписываются в окружающий ландшафт и украшают его.

Стиль ранчо: хозяйственность и основательность

Такой экстерьер, один из самых популярных в «одноэтажной» Америке. Впитав в себя нюансы других стилей, черты бунгало и «построек прерий», он окончательно сложился в начале прошлого столетия.
Невысокие дома-ранчо «распластаны» вширь, усложнены пристройками, оштукатурены и окрашены светлыми красками.
Внешний облик дома в стиле ранчо напоминает о том, что строить такое жилье начали фермеры: люди суровые, неприхотливые, ценящие труд, но также полноценный отдых!

Рококо в архитектуре: безудержная роскошь

Такие дома предпочитали французские аристократы. Классическая ордерная система, на основе которой они воздвигались, практически незаметна из-за обильного, витиеватого декора.
Стены дома-рококо буквально тонут в сквозных узорах и кружевных деталях – завитках, рокайлях, картушах.
Игривые арки, стройные колоннады, изящные карнизы и перила придают помещениям праздности, а бытию приятной лёгкости. Артистизм и манерность пронизывают здание-рококо, как солнце хрустальный осколок.
Традиционная расцветка – нежные пастельные тона.

Романский стиль в архитектуре: мой дом – моя крепость

Истоки этого направления кроются в Средних веках, когда повсюду возникали замки-цитадели. Их характерные черты – примитивность силуэта, массивность и брутальность, ведь защита и укрытие были главной задачей подобных обителей.
Основным строительным материалом служил (и служит) камень. Разнообразили постройку апсиды, башни с куполами и арочные своды.
Проёмы окон были узкими, словно бойницы.
Конечно, в современной версии романский особняк выглядит не так тривиально и грубо, как на старинных гравюрах.
Окна стали существенно больше, дикий камень заменила нарядная стилизация. Но незыблемым остался принцип: особняки в романском стиле должны быть большими, грузными и неприступными на вид.

Русский архитектурный стиль: домик-игрушка

Дизайн экстерьера в русском стиле не так однообразен, как может показаться. Это и дома, типичные для славянского деревянного зодчества, и особняки в стиле русского купечества, и дворянские усадьбы.
Бал, конечно, правит древесина.
Дом в русском стиле редко превышает два этажа, крыша двухскатная, окна небольшие, убранные наличниками, весьма желательно и крытое крыльцо. Балкончики, лесенки, башенки придадут особняку сходство со сказочной избушкой, а мудрёная резная отделка, открытая веранда на фигурных опорах – с боярскими хоромами.

Скандинавский стиль в экстерьере: характер нордический



Среди особенностей этого направления можно выделить: натуральные строительные материалы, минимальный декор, стеклянные двери, огромные окна (или же целая прозрачная стена), что продиктовано дефицитом солнечного света.
Покрывают скандинавские дома либо белой штукатуркой, либо деревянной вагонкой, которая выполняет и эстетическую миссию: тёмной древесиной окантовывают дверь и окна, светлой обшивают стены или же наоборот.
Крыша может быть как плоской, так и двухскатной.

Дом в Средиземноморском стиле: гламур и нега

Резиденции, полюбоваться которыми можно было лишь на теплом побережье, также вошли в энциклопедию дизайна.
Их особенность – светлый и радостный цвет (белый, кремовый, розовый); плоская, черепичная крыша; полуоткрытые, увитые зеленью веранды; просторные балконы и ротонды; наличие бассейна и, конечно, патио.
Постройка может состоять из нескольких частей, перетекающих друг в друга. Окна и дверные проемы часто подковообразные.
Предпочтение отдается природному камню, керамике, дереву.

Современный архитектурный стиль: свобода выбора

Ценность его – в демократизме. Этот дизайн приемлет любые строительные материалы, вплоть до новейших.
Такой дом отличается простотой и актуальностью. Он не нуждается в украшательстве, в тех или иных стилистических трюках.
Двухскатная крыша, достаточное пространство, панорамное остекление и энергоэффективность – пожалуй, всё, что требуется …

Стиль Тюдоров: благородное наследие

Тюдоровский дом – материальное воплощение истинно — английского характера. Он импозантен и немного старомоден, как стопроцентный джентльмен.
Сформировавшись в XVI веке, объединивший штрихи готики и Возрождения, фламандские и итальянские мотивы, тюдоровский стиль до сих пор остается востребованным.
Его атрибуты – толстые стены, высокие дымоходы, башенки, стрельчатые проёмы. Ну и, конечность, фахверк – наружный каркас.
В старину такие дома возводились из камня и дерева, сегодня же используют газобетон, панели и блоки. Балки, карнизы и ставни, как и раньше, выделяются темным цветом.
Главный фасад почти всегда содержит эркер, бывает, в виде башенки.
Нельзя не упомянуть о кровле: тюдоровские крыши сложные, с длинными вальмами и высокими фронтонами, с небольшими слуховыми окнами.
Вход – в виде арки, выложенной камнем и украшенной семейным гербом.
Территорию у дома оформляют каменными тротуарами, мощеными тропинками, коваными оградами и, конечно, английским газоном.

Дома в стиле фахверк: старинный колорит


Архитектурные стили: фахверк

Проблески этого стиля появились в XV веке в Германии. Спустя несколько столетий фахверк «захватил» всю Западную Европу. Обращаются к нему и сегодня.

По сути, техника фахверк – каркасный метод строительства. Его основа — крепления из деревянных балок, стоек, ригелей, раскосов. Некогда их делали из дуба, ювелирно соединяя меж собой «потайными» врубками и деревянными шпильками. Пустоты между балками уплотняли глиной, галькой, соломой. Стены штукатурили, белили, а каркас красили в коричневый, вишневый или черный цвета. Он и служил орнаментом фасада, деля его на четкие сегменты. Дома, расчерченные деревянными узорами, до сих пор называются фахверком.

Сегодня, в строительстве современных фахверковых домов используют утепленные панели, стеклопакеты, монтируют большие панорамные окна. Таким образом, сочетая старинное ремесло и новые технологии, создают эксклюзивный образ жилища.

Фермерский стиль: максимум воздуха

Такой экстерьер – категория обширная: английская его модификация существенно отличается от итальянской, а итальянская от североамериканской. Остановимся на общих деталях.
Фермерские дома чаще одноэтажные, светлого цвета, с ненавязчивым декором. Приметная черта – большое крыльцо или открытая веранда, которая, если позволяет площадь, может тянуться по периметру дома.
Для отделки выбирают либо древесину, либо материалы её имитирующие. Окна большие, с хорошим обзором, дверь нередко тоже стеклянная …

Финский стиль: аромат дерева

Ещё одна разновидность деревянного экстерьера.
Для обшивки фасада финны используют вагонку или планкен.
Высота – в полтора — два этажа. Крыша двускатная, керамо-черепичная. Перед домом нередко терраса, а над ней застекленный балкон.
Цвет фасада – древесные оттенки либо светлые краски: голубой, серый, бежевый.
Изюминка финского дома, само собой, сауна.

Стиль Фьюжн: гармония противоречий


Удивительный этот стиль отметает законы и правила.
Архитектор и дизайнер вольны использовать любые материалы, формы, фактуры… И даже принципы!
В отличие от эклектики, которая переплетает в целое отдельные детали сходных экстерьеров, фьюжн – это дерзкая попытка объединить диаметрально противоположное. Например, промышленный дизайн (лофт) и фрагменты барокко. Или готику с этно.
Кроме того, стиль предполагает использование сложной цветовой гаммы, разнообразие декора… Ну и, конечно, тонкое художественное чутье, которое не даст скатиться в архитектурную какофонию и дизайнерскую ересь .

Хай-тек в архитектуре: на грани фантастики

Такие дома – вызов традициям и демонстрация научных достижений.
Недвижимость в стиле хай-тек заметна издали благодаря ветрогенераторам и солнечным батареям. Планировка предполагает значительные размеры жилища и кубические формы.
Стены абсолютно ровные, структура гладкая, материалы – бетон, стекло, металл и пластик.
Цветовое решение – белый, чёрный, серебристый, оттенки различных металлов.
Хай-тек — дома отличаются также большой площадью остекления.
Терраса может быть открытой, но центральная дверь тоже стеклянная, раздвижная. Крыши чаще плоские, в виде ровных площадок, которые легко приспособить для отдыха. Фасады оснащают подсветкой.

Чешский дом: укромное местечко

Дизайн чешских коттеджей перекликается с европейскими архитектурными традициями. Чешские особняки отличаются правильной геометрией, приземистостью, высокими и многогранными черепичными крышами, каменным фундаментом.
Впрочем, вместо черепицы они, бывает, покрыты соломой, что гармонирует с сельским пейзажем. Окна и двери обтекаемой, округлой формы …

Дома в стиле Шале: надёжная защита

Трудно поверить, что в прошлом, шале – всего лишь домик пастуха у подножия гор. Отрезанный от цивилизации, этот приют обязан был отличаться стойкостью, неуязвимостью , иметь необходимый уровень комфорта.
Фундамент и первый этаж сооружали из камня, мансарду возводили из брёвен. Крыша альпийских домиков двухскатная, пологая, со значительными выступами, переходящими в навесы.
Фасад обращен к востоку, жилые комнаты к югу. Шале предполагает хотя бы один вместительный балкон.

Шале в современном виде – не только камень и древесина, но также кирпич и бетон, а ещё панорамные окна и большая терраса …

Дом в стиле Шато: дворянское гнездо

Собственно, так назывались загородные усадьбы французских вельмож, состоящие из замка, парка и, нередко, винодельни. Прославленный Версаль – по сути, шато.

Стилистику такого экстерьера определяют классические пропорции, большое количество стрельчатых окон, украшенных переплетами, многоскатная крыша, изящные фронтоны, широкие террасы, просторные балконы с кованными, филигранными перилами и эркеры.
Стены могут быть отделаны рустовым камнем, кирпичом, разукрашены лепниной.
Цоколь обычно из натурального камня, а кровля из черепицы.
Фасад в стиле шато – гордый знак фамильного благородства.

Шведский стиль: милая естественность

Являясь частью скандинавского стиля, шведская «домашняя» архитектура продолжает традицию эффектной простоты.
Особенность шведского коттеджа – контрастный цвет: стены его окрашены красным, а углы, оконные рамы и двери рельефно подчеркнуты белым.
Постройки чаще деревянные, окна большие, потому что солнечный свет в здешних краях ценится особо.

Этностиль: от терема до вигвама

Национальный почерк – душа этностиля. Это может быть дом, напоминающий русский сруб, построенный с использованием древесины и увенчанный коньком на крыше. Или особняк с восточным «акцентом» в виде арабского орнамента, персидских решеток и изразцов. Иными словами, сколько культур, строительных традиций – столько и источников, питающих разнообразный этно-экстерьер.

Этно-стиль, африканские мотивы

Стиль этно, тайские мотивы

Японский стиль в архитектуре: лаконизм и легкость

Загородные дома японского толка можно увидеть не только в стране Восходящего Солнца. Это объясняется тем, что японский стиль невероятно органичен.
Его сильные стороны – ясность, безупречность, незатейливость линий.
Материалы – камень, стекло и дерево, палитра сдержанная.
Раздвижные двери в таком доме бывают с каждой стороны; центральный вход часто дополняют ступенчатым настилом, напоминающим крыльцо и мостик.
У дома может быть и крытая, с широким обзором веранда, и открытая терраса.
Продолжение японского жилища – аутентичный ландшафт: мини-пруд, несколько живописных глыб и пара карликовых сосен даже заурядное жилье превратят в прибежище философа.

Архитектура занимает особое место в семье искусств. В отличие от других видов искусства, которые принадлежат исключительно к сфере духовной культуры и представляют собой лишь воспроизведение действительности, архитектура относится как к духовной, так и к материальной культуре. Архитектурные сооружения - это не только яркие образы эпохи; архитектура - это необычное отражение действительности, а сама действительность, идейно-эстетически выраженная.

В архитектуре искусство органично сочетается с практически полезной деятельностью: отдельные здания и их комплексы, ансамбли, призванные удовлетворить материальные и духовные потребности людей, образуют материальную среду, в которой протекает их жизнедеятельность.

Архитектура неотделима от строительного искусства, но не тождественна ему. Строительной техникой и характером строительного материала определяется конструкция сооружения, его прочность и долговечность. Строительная техника является важнейшим фактором, влияющим на характер архитектурного решения. Но конструктивное решение, взятое само по себе, еще не есть архитектурное решение. Достаточно прочная интересная в техническом отношении конструкция полезного здания может оставаться за пределами архитектуры, если это здание имеет чисто техническое значение и не выразительно в художественном отношении.

В искусстве архитектуры выделяют три основных вида:Тихомиров П.А. Классификация основных видов изобразительного искусства / П.А. Тихомиров. - Л.: Искусство, 1939. - 39 с.

1. Архитектура объемных сооружений, в состав которой входят жилые, общественные и промышленные здания.

2. Ландшафтная архитектура связана с созданием садово-паркового комплекса.

3. Градостроительство, занимающейся планированием новых городов, а также реставрацией и обновлением старых районов.

Каждый из архитектурных видов имеет свое функциональное назначение. Однако, помимо чисто утилитарных потребностей, архитектура одновременно выполняет функцию эмоционального воздействия, достичь которого можно благодаря использованию специфических конструкций, элементов, приемов. Это и учет объемно-пространственной структуры сооружения, ритмичное и пропорциональное соотношение, масштаб, разработка цвета и фактуры строительных материалов и т.п.

Считается, что искусство архитектуры находится в непосредственной связи с развитием науки. Ведь возведение архитектурных сооружений начинается с чисто технического этапа проектирования - выполнение необходимых расчетов и чертежей. Использование всех средств, которыми обладает этот вид искусства, предопределяет создание архитектурного образа. При этом обязательно учитывают формы, размеры, цвет и отделка здания, что обусловлено спецификой и назначением архитектурного сооружения. Так, некоторые дома производят величественное и грандиозное впечатление, другие - изящное и элегантное. Отдельные имеют четкую симметричную конструкцию или сочетают в себе сложные различные элементы.

Архитектурные сооружения создаются с целью удовлетворять социальные потребности, они имеют практически полезный характер. Однако для архитектурного сооружения или комплекса сооружений этого мало - практически полезное должно стать художественной ценностью. Таковы, к примеру, деревянные избы на Руси, Эйфелева башня в Париже, башни Шухова и Останкинская Никитина в Москве - сооружения, техническое и функциональное совершенство которых приобрело идейно-эстетический смысл.

Гоголь характеризовал архитектуру как долговечную летопись мира - она, по словам писателя, продолжает рассказывать о минувших временах даже тогда, когда умолкают тени и предания. И действительно, египетские пирамиды, античная архитектура, готика, Ренессанс, барокко, классицизм, функционализм и конструктивизм в 20 веке - этапы, свидетельствующие не только о ведущих тенденциях развития материальной среды, но и о развитии художественного мышления. Принижение человека и его растворение в обожествленной личности фараона, гармония в жизни свободного человека - гражданина столь характерное для античности, господство религиозной идеологии в средние века, торжество идей гуманизма в эпоху Возрождения, характерная для дворянства эпохи расцвета абсолютизма демонстрация роскоши и богатства, призванных поражать человека, известные черты технократического сознания и, наконец, прямое выражение новой общественной сущности человека - в лучших образцах архитектурного и градостроительного искусства явно прослеживаются во всех этих направлениях.

Природа выражения действительности архитектурой специфична: по архитектурным сооружениям можно судить о характере эпохи, об особенностях ее материального и духовного бытия, о состоянии мира, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроении времени. Архитектура создает его обобщенный, емкий и целостный образ.

Обобщенный художественный язык архитектуры исторически изменчив. Его развитие обусловлено как изменениями в функциональном предназначении сооружений, развитием строительной техники и появлением новых строительных материалов, так и неотделимыми от них художественными особенностями архитектуры, новыми идейно-эстетическими решениями, которые перед ней возникают в каждую новую эпоху.

Основой архитектурного языка является организация внутреннего пространства и тектоника, то есть пластически разработанные и художественно осмысленные функция и конструкция. В тектонике раскрываются практическое значение здания, характер удовлетворения функциональных потребностей, своеобразие художественного мышления.

Архитектура пользуется такими выразительными средствами, как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком, связь со средой и пространством. Вместе с тем архитектура широко использует эстетическое воздействие света, цвета, фактуры строительного материала.

В архитектуре, как искусстве, особенно в связи с многозначностью ее природы, весьма существенным оказывается понятие стиля. Именно стилевое решение воплощает основные принципы исторически обусловленной системы художественного мышления, закрепляет в материале художественный замысел, доведенный здесь до максимальной степени обобщения, до символа. В подъемах и спадах архитектурного стиля находит в конечном счете свое выражение общественно-культурный контекст целой эпохи, ее ведущих тенденций. Каждая культурная ситуация как бы запечатлевается в камне, дереве, ритмике света и тени, цвета, пластики и конструкции и т. д. Здесь прослеживаются и «изломы» стилей, намечающиеся отказы от одних и движение к другим стилевым течениям.

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим ) видам искусства, которые пользуются знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия. По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:Холодова Л.П. Профессиональное архитектурное образование / Л.П.Холодова // Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы: мат. междунар. науч. конф. - Волгоград, 2004. - С. 133-135.

существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;

имеют предметный характер;

выполняются путём обработки вещественного материала;

воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.

30.01.2019


Ferrari World - самый огромный закрытый тематический объект в мире. Его длина достигает 700 м, общая площадь - 176 тыс. кв.м. Располагается в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты).


Burj Dubai - самое высокое в мире строение, разработанное Skidmore, Owings and Merrill. Располагается в Дубаях (ОАЭ). На официальной церемонии открытия было переименовано в Бурдж Халифа в честь шейха и одновременно президента ОАЭ Халифа ибн Заид ан-Нахайян.


- во всей красе! Проект представлен бюро Kobi Karp. Строительство планируется на Уотсон-Айленд (США, Майами). Анонс проекта гласит, что данная башня, имеющая высоту 975 метров, сможет спокойно снять корону с Дубаев. По официальным данным, 160-этажный эко-город Миаполис будет выше известного дубайского гиганта Бурдж-Халифа более чем на 183 метров. Здание будет включать бесчисленное множество развлекательных и жилых помещений.


Кливлендская клиника является центром здоровья мозга Лоу Руво. Оригинальное название - . Необычное строение располагается в Лас-Вегасе (США). Автор проекта - Фрэнк Гери. Проект состоит из двух блоков, и оценивается в 100 миллионов долларов. В одном крыле расположен исследовательский центр, в другом находятся палаты для пациентов.


- небоскреб-водопад, башня «Солнечный город». Строится к Олимпиаде 2016 года, которая будет проходить в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Проект разработан именитым швейцарским бюро RAFAA Architecture and Design. Он обязуется стать «восьмым чудом света». Функции башни состоят в обеспечении экологически чистой электроэнергией близлежащей Олимпийской деревни наряду с многомиллионным городом. Более того, на высоте 105 метров в Solar City Tower будут располагаться кафе и магазины. На крыше будет оборудована смотровая площадка, где можно любоваться панорамой Рио-де-Жанейро вместе с простирающимся ниц бездонным океаном. Для любителей экстремального отдыха предусмотрена платформа для банджи-джампинга.


- дом, разработанный Senosiain Arquitectos бюро. Находится в Мексике. Построен в стиле биорхитектура по просьбе молодой пары. Дом имеет, благодаря чему молодые люди с двумя детьми теперь живут в сказочном «подводном царстве».


- один из самых шикарных отелей мира, который построен в Сингапуре (Юго-Восточная Азия). В отеле находится самое крупное казино мира, стоимостью порядка восьми миллиардов долларов. Марина Бэй Сэндз состоит из трех вертикальных башен, которые в свою очередь соединены развлекательным парком в виде корабля. Парк-корабль простирается на 340 метров в длину и способен вместить 3900 гостей. Реализатором проекта является компания Las Vegas Sands.


- национальный музей, что находится в Абу Даби (ОАЭ). Проект музея создан бюро Foster + Partners и посвящен президенту Объединенных Арабских Эмиратов, как исторический памятник, приуроченный к социально-экономическим переменам, инициатором которых считается сам Зайед бин Султан аль Найян - шейх и президент ОАЭ в одном лице.


- самая экстремальная смотровая площадка в мире, которая находится на горе Остерфельдеркопф (Альпшпитц, Германия). С площадки AlpspiX открывается захватывающий дух вид. Километровая высота, два обоюдно пересекающихся стальных луча, ощущение свободного полета над пропастью...


Хотя смотровая площадка была построена не так давно - в октябре 2010 года, тем не менее, за этих несколько лет она полюбилась туристам и даже стала своеобразной Меккой для любителей экстремальных ощущений.


располагается в Дубаи (ОАЭ). Мэйдан Сити - это девелоперский проект Meydan Group LLC, площадь которого достигает 18,6 млн. квадратных метров. Проект являет собой комплекс для скачек, отель и ряд помещений для мероприятий развлекательного характера.


Необычная современная архитектура, оформленная студией дизайна SAMOO , являет собой эко проект Южнокорейского Национального Института Экологии. Территориальная площадь составляет 33 тыс. квадратных метров. Архитектурное строение почетно носит звание мозгового центра страны.


Сhicago Spire - проект знаменитого архитектора Santiago Calatrava (Чикаго, США). Высота небоскреба достигает отметки в 609 метров (150 этажей). Чикагский шпиль по форме напоминает сверло, включает 1193 квартиры, особенность которых состоит в трехметровых потолках и окнах во всю стену.


Проект эко крыши для рынка, что находится в Сеуле (Южная Корея). Разработчики: бюро Samoo Architects & Engineers. Цель проекта - упразднить неприятные запахи и постоянный шум, создаваемый снующими мимо автомобилями.


- станция подземки (Лондон, Великобритания).


- телебашня, что располагается в городе Гуанчжоу (КНР). Высота Кантона - 610 метров. На сегодняшний день это рекордная высота среди телевизионных башен. Башня-рекордсмен побила рекорд еще до недавних пор самой высокой башни CN (Торонто, Канада).


- энерго-пассаж, выполненный в лучших традициях современной мировой архитектуры. Проект, что находится в итальянском городе Перуджа, был разработан бюро Coop Himmelb(l)au. Перед вами не просто причудливая крыша, оттеняющая знаменитую пешеходную улицу города, но также энерготурбина, функционирующая за счет солнца и ветра.


являет собой центр современного искусства. Это исполинских размеров здание разработала знаменитый архитектор, женщина, чьё творчество почитают во всех странах мира. Место дислокации: Кальяри, итальянский регион Сардиния.


- архитектурный проект команды Dynamic Architecture, представлен в виде вращающейся башни (Дубаи, ОАЭ).


Центральный офис именитой компании-гиганта по производству автомобилей BMW , что находится в Мюнхене (Германия). Авторы проекта - коллектив бюро Coop Himmelb(l)au.


- галерея, что находится в административном центре Эдмонтон (Канада). Проект создан Randall Stout Architects.


Bella Sky Hotel - дизайнерский отель, олицетворяющий собой оригинальную современную архитектуру. Находится в Копенгагене (Дания). Наклон башен самого большого отеля Скандинавии составляет 15 градусов. Примечание: только представьте, знаменитая падающая пизанская башня склонилась на 3,97 градуса.


- гамбургская филармония (Германия), проект бюро Herzog & de Meuron. Здание, построенное на берегу Эльбы, включает 3 концертных зала, гостиницу, 45 квартир и общественную площадку под названием Плаза. Последняя находится на 37-метровой высоте над водой. Панорамный обзор на 360° градусов.

Такими яркими и многогранными проектами из года в год нас радуют передовые архитектурные бюро. Думаю, такая современная архитектура мирового масштаба навевает вам только положительные эмоции, но никак не наоборот. Безусловно, есть чему позавидовать, вглядываясь в эти необычные архитектурные шедевры современности и близлежащего будущего. Как бы там ни было, коллектив бюро проекта желает вам вдохновенных архитектурно-дизайнерских идей и, конечно же, их реализации!

Архитектура современного города складывается созвучно постоянному развитию урбанистической культуры, индустрии, росту общества. Социальный и технологический прогресс ускоряют и стимулируют дальнейшее развите старых городов и появление новых.

Архитектура города: немного общих сведений

Городское строительство призвано расширять инфраструктуру и жизненное пространство человека, создавать новые архитектурные комплексы. Другая, не менее важная его роль - сохранение исторически сложившегося облика города, поддержание его самобытной атмосферы.

Архитектура современного города включает в себя и благоустройство. Его цель - создание и улучшение условий для жизни горожан, сохранение природных ресурсов в рамках определенной территории.

Многие постсоветские города были выстроены по типовым проектам и потому до сих пор во многом похожи между собой. Однообразную советскую застройку можно встретить в каждой стране СНГ, будь то Казахстан, Армения или Россия. Но есть один город, с чьим уникальнейшим обликом мечтают познакомиться тысячи и тысячи людей всего мира, - это Москва.

Архитектура города Москвы

Москва - «центр мира», привлекающий к себе ежегодно многотысячные потоки туристов. Московскую архитектуру можно назвать своего рода исторической летописью, запечатлевшей победы и поражения, горести и радости всей долгой жизни столицы.

Для столичной архитектуры характерно направлений и образов, происходящее на протяжении столетий. Все события, происходящие на исторической сцене страны, так или иначе отразились в облике нашего города. 15-й век надолго запечатлел себя каменным зодчеством Успенского собора и Кремля. Правление Екатерины Великой запомнилось рождением классицизма - Сенат, Большой Театр, Дом Пашкова и Царицынский путевой дворец.

После Отечественной войны 1812 года столица строилась заново. Исторический музей, стали памятником тех времен. В 20-м веке появился модерн, его образцами считаются гостиницы «Националь», «Метрополь», Ярославский вокзал. 21-й век породил ультрасовременную архитектуру с ее небоскрёбами, торговыми центрами и многоэтажными офисами, которые по-своему украшают и дополняют многогранный

Современное зодчество как искусство

Формированием внешнего жизненного пространства людей через строительство новых и поддержание прежних строений занимается архитектура современного города. Искусство это включает три основных аспекта:

  • Градостроительство - создание и реконструкция зданий.
  • Архитектура объёмных сооружений - проектирование жилых и промышленных предприятий.
  • Ландшафтная архитектура - обустройство скверов, парковых зон, общественных садов.

Кроме того, архитектурная среда оказывает сильное эмоциональное воздействие на жителей. Наряду с другими факторами, она способствует развитию патриотического чувства.

Направления современной архитектуры

В разных странах архитектура современного города называется по-разному. У нас ее называют «модерн», в Германии «югендштиль», во Франции «арт-нуво». Модерн, как архитектурное течение, сформировался в конце 19-го - начале 20-го века. Для него характерен протест против устоявшегося, архаичного облика зданий. При строительстве в этом стиле впервые начали применяться сталь, бетон, стекло, впоследствии пластик и другие технологичные материалы. Этот стиль отличает не только внешняя эстетичность и продуманная функциональность. Следующим после модерна, в 20-х годах 20-го века, сформировался конструктивизм, вобравший в себя «душу» победившего пролетариата. Его основная задача - служить новому производству. При строительстве в основном использовался железобетон. По проектам конструктивистов создавались не только заводы и фабрики, но и жилые дома, школы, больницы, клубы.

Конец 40-х годов обозначен появлением минималистического направления в архитектуре, своего пика он достиг к 1960-м годам. Кредо минималистов - «Ничего лишнего!». Строения этого времени лаконичны, в них нет декора и иных излишеств. Главная идея проектировщиков-минималистов - поиск идеальной пропорции, сочетание комфорта и функциональности, в понимании того времени. Развитие современной архитектуры на этом не остановилось. Вскоре минимализм изжил себя, и на смену ему пришел современный стиль хай-тек, на многие годы укрепившийся в городском зодчестве.

Хай-тек - архитектура современного города

На формирование данной идеи оказали влияние новые технологии, сопровождающие Металл, стекло, ультрасовременные материалы и конструкции, монолитные формы, мощь и сила, воплощенная в зданиях, - это и есть стиль хай-тек. В него входят три поднаправления: индустриальный, бионический и геометрический хай-тек.

Индустриальное направление характеризуется своеобразной откровенностью дизайна. Оно выставляет напоказ все коммуникации, соединения, перекрытия, создавая на их основе декоративные и функциональные конструкции.

Геометрический хай-тек - это разнообразные геометрические формы, сочетание и сплетение самых неожиданных и необычных конфигураций.

Для бионического хай-тека характерно подражание облику живой природы, гармонизация внешнего вида зданий и жилищ с помощью плавных переходов и линий, свойственных тем, что распространены в природе.

Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.

Архаичная архитектура

Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu - вершина) - храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).

Античный стиль

Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.

Мегарон - означает в переводе «большой зал» - дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)

Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.

Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.

Романский стиль

Вид архитектурного стиля 10-12 вв. - получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.

Основные постройки той эпохи - храм - крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.

Архитектура

Архитектура - это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади и улицы, сады и парки. Во многих городах нашей страны вы встретите древние кремли и церкви, дворцы и особняки, современные здания театров, библиотек, дворцов молодежи, перед которыми вам захочется остановиться и повнимательнее их рассмотреть.

Так же вы стояли бы в музее перед интересной картиной или скульптурой. Это потому, что здания и улицы, площади и парки, комнаты и залы своей красотой тоже могут волновать воображение и чувства человека, как и другие произведения искусства. Шедевры архитектуры запоминаются как символы народов и стран. Всему миру известны Кремль и Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, древний Акрополь в Афинах. Однако в отличие от других искусств произведения архитектуры люди не только созерцают, но и постоянно используют. Архитектура окружает нас и образует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Вот дома, где вы живете; школы, техникумы, институты, где учитесь; в театрах, цирках и кино - развлекаетесь; в садах, парках и дворах - отдыхаете. На заводах и в учреждениях работают ваши родители; магазины, столовые, вокзалы, метро постоянно заполнены посетителями. Трудно даже представить, как можно обойтись без этих и многих других сооружений.

Разнообразие архитектуры зависит не только от творческой фантазии зодчего (так называли архитектора на Руси), но и от условий строительства: теплого или холодного климата, равнинной или гористой местности, возможностей строительной техники, деревянных, каменных или металлических конструкций, эстетических вкусов жителей и многого другого. В строительстве используется труд людей многих профессий - каменщиков, конструкторов, ученых и художников. Все они трудятся под руководством архитектора. (Архитектор по-гречески означает "старший строитель".) Человек этой профессии должен обладать большими техническими и художественными познаниями. Любуясь готическим собором, Московским Кремлем или велотреком в Крылатском, мы восхищаемся не только своеобразной красотой этих сооружений, но и трудом и умением строителей.

Еще в древности задачи архитектуры определяли тремя качествами - пользой, прочностью, красотой. Каждое здание должно быть полезным, отвечать своему прямому назначению. Это проявляется и в его внешнем облике, и в характере его внутренних помещений. Жилой дом, театр и учебное заведение - три разных типа сооружений. У каждого из них свое назначение, и каждое здание должно быть удобным: в одном случае - для жилья, в другом - для показа спектаклей, в третьем - для учебы. Также важно, чтобы каждое из них было долговечным, прочным. Ведь здания создаются не на один год, а надолго. Но архитектура не стала бы искусством, если бы игнорировалось третье важное требование - красота.

Известное стремление человека к красоте вдохновляет творческую фантазию архитектора на поиск все новых необычных архитектурных форм, неповторимости облика и яркости художественного образа сооружения. Вот мы и видим самые разные здания и среди древних, и среди современных. Взять хотя бы многоэтажные жилые дома: один высокий, как башня, другой - в виде длинной прямой пластины, третий изгибается по кругу. У них одинаковое назначение и похожие конструкции, они рассчитаны на один и тот же климат, стоят в одном городе, однако фантазия архитектора для каждого из них нашла свою форму, свое цветовое решение. Так возникают сооружения со своими индивидуальными чертами, по которым мы узнаем их. И каждое здание производит свое впечатление: одно имеет торжественный, праздничный облик, другое - строгий, третье - лирический. Памятники архитектуры, относящиеся к разным эпохам и странам, отличаются друг от друга по внешнему виду или по стилю, как отличались условия проживания и художественные вкусы людей тех времен. Посмотрите на рисунки, и вы убедитесь в этом сами.

Яркий период в истории русского зодчества -середина XVIII в. Это время бурного строительства дворцов, больших храмов, время расцвета стиля барокко. Крупнейшим архитектором, во многом определившим стиль сооружений той поры, был В. В. Растрелли (1700-1771). Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позолотой, необычайно нарядны. Великолепны богато украшенные лепкой анфилады залов, редкой красоты деревянные мозаичные полы. Лучшие постройки В. В. Растрелли - Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе. На острове Кижи в Онежском озере сохранились деревянные Преображенская (1714) церковь, колокольня (1874) и Покровская церковь (1764), построенные без единого гвоздя. Эйфелева башня в Париже. Ее спроектировал в середине 19-го в. инженер Гюстав Эйфель. Оригинальность, смелость конструкции и архитектурной формы сделали башню знаменитой.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5.km.ru/