Изучение анатомии человека для художников. Основы пластической анатомии

Курс рисования анатомии человека

Изображать человека – важнейшая задача художника. Для того, чтобы научиться принципам реалистичного рисунка, стоит изучить основы пластической анатомии. Нужно не только воспринимать то, что на поверхности и просто копировать формы, а знать закономерности внутреннего строения, понимать, как это влияет на пластику.

Что изучает пластическая анатомия?

Изучение пластической анатомии начинается с понимания того, что образует внешний вид человека: его скелет и мышцы, вникает в детали и основные движения, пропорции. А также занимается освоением метода изображения фигуры исходя из анатомических основ:

  • Строения скелета – он состоит из костей, которых более 200, они скреплены соединительной тканью. Скелет выполняет различные функции, которые условно подразделяют на несколько групп: механические и биологические;
  • Видов суставов – так как сустав влияет на внешнюю форму тела, важно знать его строение и видимые части;
  • Мышечной массы – которая образует основу и изменяет форму фигуры при сокращении или расслаблении.

Понимая, как устроено тело можно понять, как костная или мышечная система влияет на пластику и форму.

Основные разделы пластической анатомии

В пластической анатомии пристальное внимание уделяется видимым формам, движениям тела и его отдельным частям, что очень важно для художника. Значимое место занимают вопросы, которые не охватывают разделы медицинской анатомии:


Основное место в занятиях по изучению пластической анатомии занимает изучение конструктивных схем, которые представляют основу для запоминания строения человека и удобны в применении на практике.

Последовательное изучение всех базовых разделов станет фундаментом для развития личности художника и его профессиональных навыков.

Программа курса

Основы пластической анатомии – это уроки по освоению художественной анатомии из серии «академический рисунок». Участники курса получат практические навыки о изображении, различных трансформациях формы, анализе и моделировании. А также:

  • Научатся определять основные пропорции человеческого тела и делать наброски фигур;
  • Познакомятся с анатомическими особенностями строения черепа и лицевых мышц;
  • Научатся изображать костную структуру головы и ее мускулатуру;
  • Изучат анатомическое строение торса;
  • Смогут изобразить костную структуру и мускулатуру торса.
  • Изучат анатомию конечностей, сделают зарисовки и изображение;
  • А также узнают, что такое композиция ракурсов и светотеневая проработка.

Преподавательский состав арт-студии – это молодые и творчески одаренные художники, постоянно практикующие и достигшие определенных результатов в своем творчестве.

Записываясь на курс, можно сначала посетить первое пробное занятие, которое поможет принять окончательное решение пройти весь курс. Занятия проходят как в индивидуальной форме, так и в групповой. По окончанию курса выдается сертификат о его прохождении. Оставьте заявку или позвоните – и возможно любовь к рисованию станет профессией и делом всей жизни.

  • Рисунки художников-классиков Уважаемые пользователи, вы можете скачать графику некоторых художников в архивах rar. Большие изображения. Обновление в разделе «История графики».
  • vk.com/сайт. Представительство сайта «График» в контакте. В сообществе много обучающего видео для художников. Постоянно добавляются новые альбомы графиков-классиков.

Работы художников сайта «График».

Графика — с одной стороны — вид искусства, с другой — занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования — карандаш или краску. То есть с одной стороны графика общедоступна.

Но с другой — это сложный вид искусства, которому нужно обучаться так же, как живописи или скульптуре. В этом трудность и простота графики. Рисовать могут все, а стать мастерами — единицы.
Графика делится на две разновидности: печатная (эстамп) , предназначенная для тиражирования; и уникальная , подразумевающая создание произведений в единственном экземпляре.

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Предлагаем вашему вниманию раздел: Библиотека для художников.
В «Библиотеке» вы можете скачать книги по искусству, анатомии, искусствоведению, уроки рисования и живописи для домашнего изучения.

А также 100 номеров журнала «Художественная галерея» в формате djvu.

Многим начинающим художникам не составит труда нарисовать цветы, деревья, дома. Но когда приходит время изображать на бумаге людей, они теряются. Потому что не знают, как правильно рисовать тело человека. Если у вас тоже не получается, даже не думайте опускать руки. Благодаря нескольким техникам можно быстро этому научиться.

Они довольны просты. Одновременно эти полезные советы помогут вам справиться с необходимым заданием:

  • Даже если вы не планируете превращать свои наброски в цветные иллюстрации, в самом начале все равно пользуйтесь карандашом. Он в любое время позволит исправить рисунок.
  • Сильно не давите. Все движения проделывайте только легкими штрихами. Если вы ошибетесь или захотите перерисовать элемент картины, вам не придется мучиться, стирая резинкой толстые линии.
  • Практикуйтесь каждый день. Не расстраивайтесь, если вы не знаете, как рисовать тело. Верьте в себя!
  • Следите за своей осанкой. Вы не сможете отдать все свое внимание рисунку, сидя неправильно.
  • Если вы всерьез увлекаетесь искусством, изучайте технику других людей, ходите в художественные галереи, покупайте тематические книги. Опытные художники хорошо знакомы с тем, как рисовать тело человека.
  • Если вы срисовываете с уже готового рисунка, не бойтесь делать ошибки. Помните, что вам не обязательно изображать точно такого же персонажа. Будет намного лучше, если он получится другим.

Пропорции тела

Во все времена особое внимание уделялось соотношению между фигуры. Перед тем как рисовать тело, нужно знать его правильные пропорции. Высота фигуры взрослого - 8 его голов, тинейджера - 7. Эту часть тела школьника можно расположить в длину 5 раз, младенца - 4. Размер рук должен доходить до середины бедра, при этом локти должны располагаться на одной ступени с талией, а колени - точно посередине ноги. Длина ног - 4 головы, а голова вместе с туловищем - это половина высоты всей фигуры. Пальцы опущенной руки располагаются в районе середины бедра. Высота стопы - размер носа. А ее длина такая же, как и у предплечья. Высота женской головы равна расстоянию между выдающимися точками груди, мужской - половине ширины плеч.

Различия мужских и женских параметров

Средний рост мужчины - около 170 см, женщины - 160. Руки у сильной половины человечества длинные и мускулистые, когда так руки девушек немного короче. А вот ноги у женщин длиннее (по отношению к туловищу). Мужчины обладают крепким телосложением, широкими плечами и коротким туловищем. Женское тело длиннее, плечи часто короче бедер. Мужчины имеют толстую шею, девушки - наоборот, тонкую. Что касается мускулатуры, у мужчин она обозначена сильно. При этом контуры тела резкие. Одновременно у женщин очертания мягкие, формы круглые, жировая прослойка больше. Мужская стопа - массивная, крупная, женская - намного меньше по размеру.

Рисуем мужчину

Следующий мастер-класс показывает, как рисовать тело мужчины:

  1. Начните сверху. Изобразите небольшой круг, снизу проведите кривую линию. Должна получиться форма яйца, только перевернутого.
  2. Нарисуйте шею, набросав две прямые линии. Как ориентир возьмите расстояние от уха до уха.
  3. Нарисуйте длинную (2-3 ширины головы) горизонтальную линию, чтобы она оказалась перпендикулярна шее. Она определяет местоположение ключиц.
  4. У завершения двух линий нарисуйте небольшие круги одинакового размера - это плечи. Немного ниже набросайте два овала, чуть-чуть длиннее, чем высота головы - это бицепсы.
  5. В месте, где начинаются бицепсы, очертите корпус тела. Геометрически это будет выглядеть так: перевёрнутый трапецоид - грудь, вертикальные прямые - торс, перевернутый треугольник - таз. Место выше последней геометрической фигуры пометьте точкой - там будет пупок.
  6. По обеим сторонам треугольника нарисуйте два круга (большая часть должна находиться снаружи), а сразу ниже их - длинные овалы. Они будут бедрами.
  7. Ниже - два небольших овала для коленей. Пусть немного переплетаются с бедрами. А еще ниже - для голеней.
  8. Для ног начертите два треугольника, в самом низу.
  9. Попробуйте нарисовать конкуры тела, добавьте детали, придумайте вашему персонажу одежду.

Рисуем женщину

Теперь, когда вы знаете основные и научились работать с мужским силуэтом, можно изучить, как рисовать женское тело:

  1. Начните с самого главного - нарисуйте вертикальную линию. Для обозначения торса поместите перевернутый треугольник в верхнюю ее часть.
  2. Внутри получившегося треугольника нарисуйте еще один, смотрящий вверх. На углах внутренней фигуры очертите два круга, обозначая груди. Если вы все сделали правильно, первый из них должен оказаться справа, а другой слева от проведенной ранее линии.
  3. Чуть ниже основного треугольника нарисуйте равнозначный по размерам круг. Его верхняя часть должна немного заходить за треугольник. Это будет таз.
  4. Для прорисовки бедер и ног проведите две изогнутые линии из вершины круга. А ниже - еще две, но уже короче. Одни должны выглядеть, как скобки.
  5. Добавьте линии и детали, оденьте девушку.

Готово, теперь вы знаете, как рисовать тело девушки.

Подводим итоги

По техникам, представленным выше, можно нарисовать практически любого человека - взрослых мужчину и женщину, подростка, ребенка. Главное, что нужно делать - следовать инструкциям, научиться работать по схеме. Через некоторое время вы сами, без чьей-либо помощи, будете изображать на бумаге красивых и пропорционально правильных персонажей. Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается. В любой момент вы можете попробовать еще раз.

Помните еще одно важное правило: работа художника не заканчивается в момент, когда он понимает, как рисовать тело. Необходимо также продумать прическу персонажа, его стиль, наделить его эмоциями, изобразить характер. Другими словами, с помощью карандаша «вдохнуть» в него жизнь. Обучайтесь искусству рисования, совершенствуйте свои навыки - и у вас все обязательно все получится!

Если раньше строение человеческого тела было известно немногим, а для его изучения существовали лишь анатомические атласы, то сейчас все намного проще: составить представление о том, что же находится у нас внутри, можно, скажем, в картинной галерее или на модном показе. Более того, авторы предлагают нам познакомиться с анатомией существ, которых даже не существует в природе! В этой статье – подборка вариаций на тему анатомии в современном искусстве.


Испанский художник (Fernando Vicente) создает картины на различную тематику, но серия произведений «Anatomy Portraits» стоит в его творчестве особняком. Многим его работы кажутся отвратительными, но ведь они всего лишь показывают человека таким, каким он есть на самом деле – изнутри.


Джейк Паркер (Jake Parker) вдохновился просмотром анимационного фильма «Тачки» и решил, что его герои просто не могут быть неодушевленными кусками железа. Так на свет появилась анатомическая иллюстрация, где «Молния МакКуин» предстал в виде живого существа с внутренними органами.


Джейсону Фрини (Jason Freeny) также не дают покоя мультяшные герои. Как бы выглядели скелеты рыбки Немо или инопланетянина из «Истории игрушек», если бы они были настоящими? Для ответа достаточно лишь взглянуть на скульптуры автора.


«Овощи – это все, что требуется вашему телу», - утверждает Международный вегетарианский союз и для наглядности иллюстрирует этот постулат в своей рекламной кампании.


Бельгийский уличный художник умудряется сочетать в одном изображении и внешний облик животного, и то, что находится у него внутри. Все зависит лишь от того, под каким углом зритель смотрит на граффити.


Мир моды, как обычно, тоже не остается в стороне. Чего только стоит коллекция «Мечтательная анатомия» (Rachel Wright): по ней можно изучать строение человека не хуже любого учебника!


Девушка Сара из Торонто, выбравшая для себя ник beatblack, занимается созданием бижутерии из полимерной глины. Наверное, носить кулоны в виде пищеварительного тракта или запонки в виде головного мозга осмелится далеко не каждый, но ведь и оригиналов среди нас хватает – иначе бы украшения beatblack не пользовались спросом.


В Нидерландах есть удивительный музей Corpus – единственный в мире музей человеческого тела. Во время экскурсии посетители словно попадают в середину организма человека и могут увидеть, услышать и почувствовать его работу. Особая реалистичность достигается благодаря звуковым эффектам и технике создания трехмерного пространства.

Н ужно приложить усилия, чтобы передать на рисунке цвет, освещение, формы или образ. Но самая сложная задача художника - передать момент движения. Сделать это так, чтобы у того, кто смотрит на изображение, появилось чувство, будто сейчас картинка оживет!

Если понаблюдать за тренировкой спортсмена, можно заметить, что руки, ноги, туловище принимают иную форму, когда мышцы сокращаются или расслабляются. Эти трансформации учатся изображать те, кто проходят курс пластической анатомии .

Как нарисовать движение?

Пластическая анатомия - наука, изучающая изменения формы частей тела человека и животных, на основе знаний об их внутреннем строении. Наиболее значимыми элементами в этой дисциплине являются три системы органов - кожа, мышцы, скелет. Учение о пропорциях тела также включается в основы пластической анатомии.

Изучаемый материал поможет узнать живой объект изнутри, почувствовать малейшее движение каждой его части, отображая это в рисунке. Эта наука полезна не только скульпторам и аниматорам. Художник, изображающий людей или животных, не сможет нарисовать их правильно, не пройдя курс этой дисциплины.

Краткая история пластической анатомии человека как науки

Первые попытки изучения пропорций относятся к культуре Древнего Египта. В странах, где люди ходили почти без одежды, художники познавали внешнее строение тела, просто выглянув на улицу. Обнаженные воины и спортсмены древней Греции являлись идеальным наглядным пособием. Статуи и барельефы периода классики ярко свидетельствуют об успехах в познании пластической анатомии человека.

Основоположник способа рисования тела на основании его внутреннего строения - Леонардо да Винчи. Этой областью он заинтересовался как художник, но в дальнейшем увлекся ею как наукой. Он стал изучать строение тел умерших людей, одним из первых правильно изобразив органы тела.

Иоганн Калькар, Тициан излагали результаты своих исследований в рисунках и пояснениях к ним. Постепенно появлялись учебники, атласы, трехмерные пособия. Выдающиеся авторы - Поль Рише, Матье Дюваль, Джордж Бриджмен, Готфрид Баммес, Ене Барчаи . В середине XVII века курс этой науки становится обязательным во многих школах для художников.

Пластическая анатомия лица и тела: как взаимодействуют кости и мышцы

Общеизвестно, что положение членов тела в пространстве определяет скелет. Суставы устроены так, что конечности работают на сгибание-разгибание и могут выполнять вращательные движения. Изучая строение и положение костей в разных позициях, учащийся избежит распространенных ошибок в рисовании, когда части тела изображаются неестественно.

А знаете ли вы, что в теле животных и человека можно насчитать до 850 мышц? Сокращаясь, они меняют форму, иногда довольно явным образом. Художник учитывает расположение мускулов, то как они видоизменяются.


Теперь поговорим о пластической анатомии лица человека. Из 30 лицевых мышц в улыбке участвует около половины. Чтобы изобразить какую-либо эмоцию, нам надо знать как мимические мышцы взаимодействуют.

Студенты тренируются в следующих областях:

  • изучение строения и взаимного расположения костей + мышц;
  • изображение муляжей, слепков черепа, скелета, отдельных частей тела;
  • рисование тела в различных статических положениях и во время движения.

Итак, курс обучения непрост. Поэтому новички в искусстве интересуются: эта наука так важна или... может, без нее?

Зачем художнику нужно знание пластической анатомии?

Если вы думаете, что обращаться к пособиям по анатомии не имеет смысла - достаточно просто срисовать человека в определенной позе с фотографии, то это заблуждение! Даже если рисунок окажется очень похожим на фото, объект будет непластичным, как бы «сухим, вялым».

Имея же точное представление о том, что рисуете, вы не станете копировать фотографии. Вы сможете пользоваться ими как референсами, создавая собственную композицию. Рисунки будут получаться более «живыми», динамичными.

Обобщив все сказанное можно сделать вывод: пластическая анатомия для художника незаменима. Не стоит довольствоваться приблизительным знанием о строении тел людей, животных. Даже если вы уже опытный художник - стоит время от времени проверять свои навыки в этой области, учиться чему-то новому.

Количество информации, которое содержит эта наука, может испугать, но это не проблема, если у вас будут хорошие учителя. Выберите удобный по расписанию курс и изучайте пластическую анатомию вместе с нами!