Третий рим православный канал. Православный приход храма святителя николая мирликийского города слюдянка

Часто ли слова или мысли исторических личностей искажаются в угоду правящей партии или идеологии? Взять, к примеру, безобидную доктрину Ницше о сверхчеловеке, Боге внутри нас. Она привела Германию и весь мир к мировой войне, равно как идея всеобщего равенства - к войне за независимость и гей-парадам. История России богата такими концепциями: они всплывают каждый раз, когда народ стоит на перепутье. Одна из таких теорий - сказание о Третьем Риме. Почему Москва - Третий Рим, как понимать это сегодня, думал ли скромный монах о том, что на его словах будут спекулировать веками? Поговорим об этом в нашей статье.

Как все начиналось: письма Филофея

Давным-давно, в первых десятилетиях XVI в., псковский церковник Филофей написал серию посланий. Первое - о крестном знамении - он адресовал великому князю Василию, второе - против звездочетцев - дьяку, княжескому духовнику. Это были письма-предостережения против опасностей того времени: астрологов, еретиков и мужеложцев. В обращении к правителю он называет его «охранителем церковного престола» и «царем всех христиан», Москву величает «царством», в котором сошлись все христианские земли, образовав здесь духовный православный центр - «Ромейское царство», Рим. И далее: «Пали первый Рим и второй; третий стоит, а четвертого не случится».

Неизвестно, был ли именно Филофей основоположником этой концепции. По некоторым данным, у митрополита Зосимы в письмах рассматривалась теория Третьего Рима за 30 лет до псковского монаха. Описывая суть так же, Зосима называл Москву «константинопольским преемником». Чтобы понять, что имели в виду русские церковники, нужно окунуться в историю того времени.

Историческая ситуация

В 1439 году заключил с Римом Флорентийскую унию, признавая главенство Папы Римского и сохраняя от православия только формальные обряды. Это был сложный период для Византии: турки-османы стояли на пороге, угрожая ее независимости. Константинополь надеялся на поддержку западных королей в войне с захватчиками, но помощи так и не дождался.

В столица пала, патриарх и император были убиты. Это был конец Восточной Римской империи.

Положение Русской православной церкви

До этого момента верховного владыку Русской поместной церкви и царей мог помазать только патриарх - наместник Бога на земле - и только в Константинополе, этом человеческом воплощении царства Христова. В этом смысле русские были зависимы от восточного соседа. Великий князь долгое время претендовал на царское звание. В 1472 году Иван III даже сочетался браком с Зоей дочерью последнего византийского императора. С ней Иван взял двуглавого орла в качестве символа нового государства. Формально он имел право на вотчину - наследство жены.

С точки зрения русского духовенства, уния была предательством по отношению к православной церкви, отходом от истинной веры. Империя поплатилась за это нашествием мусульман. Ромейское царство - Христова вотчина, а вместе с ней и права патриарха, перешли к единственному оставшемуся оплоту православия - Русской поместной церкви. И здесь теперь стоит Третий Рим - это земное царство Бога на земле.

Первый и Второй Римы

По мнению Филофея, Первый Рим - это древний Вечный город, который был разрушен в IX в. кочевниками после разделения церквей на западную и восточную. Латиняне погрязли в «ереси Аполинариевой», предали идеалы Христа. Ромейское царство перешло в Константинополь.

Второй Рим крепко стоял до XVI в., а затем был разрушен турками-османами в наказание за духовное предательство. Заключение Флорентийской унии воспринималось как ересь, от которой русский Великий князь, впоследствии царь, должен был охранять Русь.

Третий Рим - это Москва

Был ли в словах Филофея политический расчет? Безусловно, царство Божие должно обладать сильной центральной властью и влиянием на международной арене. Но не политическая обстановка заботила псковского монаха.

После того как Русская церковь унаследовала права византийского патриархата, она:

  1. Стала независимой, митрополиту не нужно было кланяться Константинополю, он назначался из местного духовенства, а не из греков.
  2. Русский владыка смог венчать князя на царство и требовать его защиты.

Идея Третьего Рима доказывалась автором из пророческих книг - ветхозаветных сказаний о четырех земных царствах и четырех зверях. Первое - языческое - сгинуло еще во времена Египта, Ассирии и старой Европы. Второе царство - латинское (Древний Рим), собственно первое христианское; третье - Византия. Четвертое - земное - должно стать последним, так как его разрушит сам Антихрист и возвестит этим конец света.

В посланиях монаха было больше страха перед апокалипсисом, чем гордости за возвышение Русской церкви. Если рухнет Москва, падет не только христианство - это будет конец человечества. Поэтому князь, которого русский митрополит помазал на царство, должен охранять истинную веру от мусульман-неверных и ереси, в том числе католицизма.

Как приняли слова Филофея в обществе?

В отличие от пессимистичного автора, русские церковники выделили положительную сторону концепции: гордость и величие. Третий Рим - это столп всего христианства. Неудивительно, что вплоть до Никоновской реформы в повестях и притчах на все лады пересказывались монаховы слова:

  1. Новгородское «Сказание о белом клобуке» (1600 г.) говорит о том, что в давние времена Константин Великий передал митрополиту Сильвестру шапку - символ высокого церковного сана. Русский церковник засмущался и не принял подарок, но реликвия через Новгород вновь вернулась в Москву, где ее по праву принял новый владыка.
  2. Притча о Мономаховом венце: о том, как на Русь попали не церковные, а светские царские регалии, которые перешли законному помазаннику Божию - первому царю Иоанну Грозному.

Несмотря на то что это было тяжелое время объединения русских земель в единое Российское государство, нигде в официальных документах концепция Третьего Рима не звучит. Можно на основании вышеизложенного сделать вывод, что идея была модна у духовенства, которое отстаивало независимость церкви, свои привилегии. Еще очень долгое время не имела никакого политического значения.

Третий Рим и Никон

В оригинальном звучании Филофея был протест не только против мусульман, но и против ереси. Под ней понимались наука и любые нововведения. Реформа Никона по унификации церковных обрядов также была отходом от традиций. Сторонниками Аввакума Никон воспринимался как Антихрист - четвертый зверь, который уничтожит последнее Ромейское царство.

Официально были запрещены писания Филофея и все сказания и притчи, которые прямо или косвенно указывали на теорию псковского монаха, ибо они доказывали законность староверческих правил. Раскольники унесли эту идею с собой в Сибирь и отдаленные монастыри. До сих пор староверы считают, что Третий Рим - это старая ветхозаветная московская церковь, которая существует, пока живы они - ее истинные и единственные представители.

Что было дальше?

Казалось, про концепцию Третьего Рима забыла и церковь, и политическая элита. Но во второй половине XIX века она получила новое рождение. В связи с учреждением Патриаршего престола в России и тем, что русскому народу срочно нужна была объединяющая идея, письма Филофея были опубликованы. Стала общедоступной теория: "Москва - Третий Рим", суть которой немного изменилась: все упоминания о ереси были убраны, остались лишь слова про мусульман.

Русским философом В. Иконниковым была предложена интерпретация, укрепляющая имперские притязания и идеологию России: Москва после падения Византии заняла подобающее ей место в международных отношениях, она - спасительница христианства и человечества, потому что «четвертого Рима не будет». В этом ее историческая роль, ее миссия, на этом основании она вправе быть мировой империей.

Последующие трансформации теории

С этого момента Третьим Римом называют Россию как оплот человечества, приписывая ей великую миссию. Особенно для укрепления этой идеи постарались славянофилы и панславинисты. В. Соловьев, например, считал, что у России ключевая роль в объединении Востока и Запада, всех христиан под эгидой Русского православия. Историк И. Кириллов писал, что теория Москвы, как Третьего Рима, это та самая русская идея, национальное самоопределение, самосознание, которого стране так не хватало все это время. Православные должны не только объединить вокруг себя все братские народы, но и ударить по мусульманской Османской империи, чтобы она не напала первой. Во времена освободительных войн на Балканском полуострове идеи стали крайне популярны в народе.

С этих пор слова Филофея окончательно стали политическими, из них было вытеснено духовное и церковное значение.

Теория интерпретировалась по-разному во время становления Советского государства, но уже с приходом Сталина были проведены исследования, изучены летописи и предания. Было доказано, что концепция Ромейских царств касалась только духовных дел.

Это и понятно. Великому Советскому государству не нужны были другие теории, помимо победы коммунизма во всем мире, чтобы сплотить вокруг себя соседние народы. Да и религия была под запретом. Сказания псковского монаха даже изымались из учебников.

Наши дни

СССР распался, народ обратился к Богу и снова стал искать в своей истории намеки на российский путь. Были воскрешены все исследования и публикации, от Филофея до Бердяева и Соловьева, объясняющие, почему Москва - Третий Рим. Во все учебники истории теория вошла как политическая, которая еще с указывает русскому народу верное направление развития. Националисты вновь заговорили о миссии России в мировой истории.

Религия в наши дни отделена от народа, тем не менее первые лица государства часто бывают в церкви, вводятся уроки православия в школах и вузах, к Патриарху прислушиваются, принимая дипломатические решения. Как тут удивляться тому, что концепцией Третьего Рима западные политологи порой объясняют место России на международной арене!

Итак, панславизм, большевизм, советский экспансионизм, русская национальная идея, истинный путь, историческая миссия - все это объяснялось концепцией Третьего Рима, описанной монахом Филофеем в 1523-1524 годах. Знал ли церковник о том, что его слова найдут такое широкое применение? Если изучить контекст (полную запись посланий) и историческую ситуацию, то можно увидеть, что большого политического оттенка в теории нет. Только религиозный, апокалиптический, церковный страх за независимость и силу Русской церкви. Однако на протяжении нескольких столетий слова Филофея все же нещадно эксплуатировались теми, кому была выгодна иная трактовка, и приобрели и другой смысл. Как сегодня следует понимать «Москва - Третий Рим»? Как и по поводу всех остальных исторических идей, каждый должен самостоятельно решить, считать ли это порождением того времени или объяснять теорией современное положение вещей.

Москва - третий Рим («Москва́ - тре́тий Рим»,)

политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория «М. - т. Р.», изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь - «третий Рим» («Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти»). Начав складываться в середине 15 в., теория «М. - т. Р.» была сформулирована в начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу (См. Василий III Иванович).

Теория «М. - т. Р.» была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16-17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «М. - т. Р.» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория «М. - т. Р.» содержала и реакционные черты - «богоизбранности» и национальной исключительности.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Москва - третий Рим" в других словарях:

    РИМ - Рузаевский институт машиностроения образование и наука Рим революция и мир имя РИМ Региональный институт менеджмента г. Луганск, образование и наука, Украина Рим … Словарь сокращений и аббревиатур

    1. (Roma) столица Италии, политич., финанс. и культурный центр, крупнейший в Италии транспортный узел, центр междунар. туризма. В пределах города находится гос во Ватикан. 2514,2 т. ж. (1965). 1/3 нас. Р. рабочие и ремесленники, много чиновников… … Советская историческая энциклопедия

    Рим - древний первонач. община в Др. Италии, затем рабовлад. гор. госуд. (полис), подчинивший себе весь Аппенинский п ов; впослед. рабовлад. средиземноморская держава, включ. значит. часть Европы, побережье Сев. Африки, Египет, М. Азию, Сирию … Древний мир. Энциклопедический словарь

    XXII Летние Олимпийские Игры Город организатор Москва, СССР Страны участницы 80 Количество атлетов 5179 (4064 мужчины, 1115 женщин) Разыгрывается медалей 203 комплекта в 2 … Википедия

    Координаты … Википедия

    Сильвестр Щедрин … Википедия

    Координаты: 55°42′57″ с. ш. 37°33′13″ в. д. / 55.715833° с. ш. 37.553611° в. д … Википедия

    Спартак Москва Общая информация Сезон 1991 Стадион Центральный им. Ленина Тренер … Википедия

    Координаты: 41°56′01.99″ с. ш. 12°27′17.23″ в. д. /  … Википедия

Книги

  • Москва 1941 , Воронин Анатолий Борисович. Много книг написано о Битве за Москву. Много еще не написано. Но эта книга - особенная. Жизнь города, стремительно превратившегося в прифронтовой лагерь глазами простых москвичей, больших…
  • Москва, четвертый Рим. Сталинизм, космополитизм и эволюция советской культуры (1931-1941) , Кларк Катерина. В XVI веке Филофей, инок Псковского Спасо-Елеазарова монастыря, провозгласил Москву Третьим Римом. К началу 1930-х годов интеллектуалы и художники всего мира видели в Москве источник нового…

Икона “Москва – Третий Рим”



Описание Иконы.

Данная икона представляет собой символическое изображение града Москвы, самого Русского Царства как Третьего Рима, наследника Византии – Второго Рима. Так как содержание иконописного изображения строго ограничено сугубо духовными образами и темами, то эта икона отражает только события, связанные с духовной миссией Третьего Рима: сохранением Православия и Престола Удерживающего – Православного Императора, Царя.

Первый Рим, «вечный» город- столица самой могущественной империи в мировой истории, в образовании и возвышении которой усматривается особый Божий Промысел.

Византия стала её не только политической, но и духовной преемницей. Равноапостольный Константин, перенесший столицу Империи в г. Византий, первым из Римских Императоров показал пример её служения Православию и личного участия Царя в Церковных делах.

История Первого Рима особым образом отмечена чудесным явлением на небе перед Ним, еще не уверовавшим во Христа, и Его войском Креста (на иконе это явление показано внизу слева над самим Римом).

Церковный историк Евсевий описывает это чудесное явление следующим образом: «Усердно вознося свои молитвы и прошения (к Богу о том, чтобы Он вразумил его о Себе и обратил от заблуждения к свету истины), Царь получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто другой. Однажды в полуденные часы дня, когда Солнце начало склонятся к западу, говорил Царь, Я собственными очами видел составившееся из света и игравшее на Солнце знамение Креста, с надписью: «Сим побеждай». Это зрелище объяло ужасом как Его самого, так и все войско, которое само, не зная куда, следовало за Ним и продолжало созерцать явившееся чудо».

Однажды, уже основывая Царьград, Новый Рим, равноапостольный Константин ясно выразил согласованность своих планов с Божией волей. Произошло это так. Император решил показать границы будущего Царственного града, очертив их своим копьем. Это он делал, сидя верхом на коне, и находившимся рядом с Ним его приближенным показались эти границы слишком продолжительными. На их недоумение Император ответил: «Буду идти, пока не остановится Идущий впереди Меня» (на иконе показан равноапостольный Константин на коне с копьем, опущенном до земли и оставляющем за собой след на земле; внизу- крепостные стены будущего Царьграда).

В течение целого тысячелетия Второй Рим во главе с Помазанником Божиим занимал ведущее место в деле укрепления и сохранения Православной Веры (на иконе внизу справа показан Первый Вселенский Собор). Однако, не всегда он оставался верен Православию, его духовным и нравственным идеалам, что и привело его к неминуемой гибели.

Падению Царьграда предшествовало много предзнаменований. Самым ярким из них представляется явление огня и света, исходящих из купола Софии (на иконе показан собор Святой Софии, из окон которого вырываются языки пламени, а с верха купола выходит свет).

Византийский историк описывает его так: «В 21 день мая, грехов ради наших, было страшное знамение в граде: ночью осветился весь город… Сбежалось множество людей и увидели: у великой церкви Премудрости Божией, из окон купола, изошел великий пламень огненный, надолго окружил купольную шею, и собрался пламень и соединился в единый, и был как свет неизреченный, и се взят был на небо … Когда же свет достиг неба, отверзлись двери Небесные и, приняв свет, опять затворились».

Патриарх сказал Царю: «Это – тот свет неизреченный, который совокупно действовал в великой церкви Божией Премудрости с прежними светильниками и архиереями вселенскими. Се Ангел Божий, которого утвердил Бог при Юстиниане Царе на сохранение Святыя Великия Церкви и града всего, отошел в ночь сию на небо; и сие знаменует, что милость Божия и щедроты Его отошли от нас …».

Явление Тихвинской иконы Божией Матери в северных землях Руси также рассматривается как одно из таких предзнаменований (на иконе показан Ангел, несущий с Царьграда этот образ и само явление).

После падения Константинополя духовную миссию Второго Рима возложило на себя Православное Московское Государство. Можно сказать, что внешним выражением этого стало изгнание Великим Князем Василием Темным митрополита Исидора, принявшего Флорентийскую унию (в центре на иконе над сиянием, исходящем из купола Софии Константинопольской, показан Великий Князь Василий, повелевающий заточить митрополита Исидора, прибывшего с Флорентийского собора, в келью Чудова монастыря).

Немного позже (1523г.) преподобный Филофей, старец Псковского Елеазарова монастыря, Великому Московскому Князю Василию III написал послание, в котором и было записано: «Два Рима пали, Третий стоит, а четвертому не быть» (на иконе эти слова в надписи на свитке, который держат Ангелы под образом Господа Иисуса Христа, именуемом «Царь Царей»).

Исключительное значение в деле сохранения Православия отводится деятельности Русских Государей (в центре иконы показан на троне Святой Царь Иоанн Грозный, ведущий прение о Вере с посланным к нему иезуитом). Милостию Божией никто из наших Великих Князей и Царей никогда не склонился ни к какой-либо ереси или Церковному расколу.

Основными врагами Православной Руси на протяжении многих столетий были жиды, на Востоке – агаряне, на Западе- латиняне. Но самых опасных из них и до ныне представляют собой все те же жиды (на иконе справа показан Святитель Геннадий Новгородский, наказывающий осужденных Московским Собором (1490г.) жидовствующих, которые по его благословению были проведены по всему Новгороду на лошадях (ослах) лицом к хвосту в берестяных остроконечных шлемах и в вывороченных платьях; в руках святителя свиток с надписью «Се воинство сатанино», эта надпись была нанесена на их берестяные шлемы).

Само понятие “жиды” наднационально, так как выражает собой всех христоненавистников, борющихся с Господом нашим Иисусом Христом и с Его Церковью. Например, во времена Святителя Геннадия жид Схария был евреем, а принявшие его лжеучение были славянами, но это не помешало им стать жидами-христоборцами. А их ересь получила свое наименование “ересь жидовствующих”.

Других врагов, нападавших на западные Русские земли, латинян, начал сокрушать еще Святой Благоверный Князь Александр Невский (на иконе слева показано Ледовое побоище), а Святой Царь Иоанн Грозный вел с ними войны, вошедшие в историю под названием «Ливонские» (это отражено на иконе над Ледовым побоищем).

В тяжелейший период Смутного времени решающую роль в устранении латинской агрессии сыграли послания Святителя Гермогена, разосланные в разные города. В этих посланиях русские люди призывались встать на защиту Православного Отечества (на иконе изображен момент передачи одного из таких посланий).

На восточных рубежах Руси постоянные нападения со стороны исламистов были устранены взятием Казани (взятие Казани показано на изображениях двух связанных между собой событий: осадой этого города русскими войсками и водружением в нем после их победы Православного Креста Святым Царем Иоанном Грозным).

Этой окончательной победе над остатками Орды предшествовала Куликовская битва. Русское войско под командованием Царя Иоанна Васильевича шло на Казань под стягом, который осенял воинство Благоверного Князя Дмитрия Донского (под Новгородом на иконе показан Троицкий монастырь и благословляющий Святого Князя Дмитрия Донского на этот ратный подвиг преподобный Сергий Радонежский).

В наше время у России два основных врага: Ватикан, навязывающий разными способами Русской Православной Церкви унию (на иконе римский папа показан сидящим на своем престоле, подножие которого утопает в адской бездне, а ноги самого папы как своего верного слуги обнимает нечистый дух; папа отворачивает свое лицо от народа Божия,- православного народа, объединенного властью Православного Царя) и сионисты, строящие на всей планете новый мировой порядок, удобный для воцарения антихриста (в настоящее время их власть сосредоточена в Америке, и на иконе это символически представлено в виде здания с американским флагом)

Издревле православная иконография содержала апокалиптический сюжет под названием «Ангелы, запечатлевающие верных», и на одной книжной миниатюре 16 в. этот сюжет изображен с Православным Царем в центре. Такая иконография прекрасно демонстрирует кульминацию событий конца мировой истории, когда, согласно многим пророчествам, в России будет править последний Царь, который возглавит в непосредственно в предантихристовы и антихристовы дни православный русский народ, этот стан святых и город возлюбленный» (Откр.20, 8), на брань с апокалиптическим зверем-антихристом.

Ответы на вопросы посетителей Миссионерско-апологетического проекта "К Истине"...

***

456. Здравствуйте Максим Валерьевич. Сегодня прочитал статью на 3rm.info под следующим заголовком: "Патриархи Варфоломей, Кирилл и митр. Илларион, злейшие еретики во Вселенной". Там же приводится масса ссылок, фото и видеоматериалы о нежной любви нашего священноначалия с еретиками и масонами. Хотелось бы узнать Ваше мнение: о сайте "Москва-Третий-Рим", о изложенном там материале, о грядущем Всеправославном соборе (8-ом?!). А также получить от Вас добрый совет, как жить в наше апостасийное время? Как правильно не молчать, чтобы не предать Бога? Чтобы не отпасть от Матери-Церкви? С уважением, Димитрий.

Спаси нас, Господи Иисусе Христе!

  • "Осторожно - искушение псевдоправославием" - раздел, посвященный проблеме псевдоправославных учений, суеверий, расколу и младостарчеству...

08.02.2016.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

Дорогие друзья! Очень часто, к сожалению, вижу в ленте то, что многие из моих интернет — друзей делятся ссылками на публикации некоего сайта «Москва — 3 Рим», позиционирующего себя как православный интернет — ресурс.

На страницах этого сайта можно увидеть вот такое сообщение:

Очень интересны такие заявления (говоря современным языком — двойного стандарта) на фоне того, что сами авторы в своих публикациях сеют этот самый раскол, преподают «анализ» информации таким образом, что складывается негатив по отношению к нашему Патриарху и священноначалию:

Если внимательно рассмотреть публикации разделов «Патриарх», «Православие», «Ереси», «Экуменизм», а особенно — раздел «Пророчества» на этом сайте:

то мы увидим, что авторы сайта пропагандируют раскольничьи настроения, неуважение и неповиновение священноначалию, открыто называют Святейшего Патриарха Кирилла экуменистом и еретиком (и не только его одного!), публикуют весьма сомнительные «пророчества», приписываемые многим известным старцам и отцам Церкви (прп. Серафиму Саровскому, святителю Игнатию Брянчанинову и многим другим), а так же активно пропагандируют «пророчества и поучения» некоего афонского монаха отца Рафаила (Берестова) — о котором еще архимандрит Тихон Шевкунов в своей книге «Несвятые святые» четко указал, что у отца Рафаила проблемы с психическим здоровьем (с годами, как видим, выросшие в духовную прелесть и младостарчество (или псевдо — старчество.. что по сути — одно и то же), а так же различные псевдопредсказания сомнительного характера (как по содержанию, так и по приписываемому авторству) от Пелагии Рязанской, Лаврентия Черниговского и многих других..

Так же мы увидим на этом сайте активно ведущуюся работу по распространению таких ложных в нашей Церкви направлений, как уранополитизм, царебожие, анти — ИНН и прочее…

Так же распространяемая по приходам газета «Православный крест».

Как я и думал — это так называемые «истинно — православная катакомбная церковь имени святителя Тихона, патриарха — исповедника».. одним словом — раскольники… царебожники, уранополиты, анти — ИНН и прочая — прочая — прочая… Достаточно только увидеть, как там поливают грязью «экуменисты поганые» все наше священноначалие! Странно даже что прихожане упорно игнорируют сие — как в этой газете льют грязь на Патриарха! Помните: «не все то, что именуется «крест» и «церковь» — есть Православие!» Вам нужно более активно работать именно в направлении разоблачения самозванцев! Сам сайт этой псевдо — православной газетки: www.pkrest.ru .

В таких случаях сразу понятно — если есть хоть слово против официальной линии Церкви — то нужно сразу смотреть исходники! — в исходниках этой газеты (с позволения сказать) — нет ни одного слова о благословении со стороны священноначалия, все сотрудники редакции — миряне… материалы подбираются в основном по самым популярным изданиям о новомучениках и исповедниках российских… более — менее православные статьи, подписанные священниками — надо разбираться — что за священник, с какого прихода и т.д…. есть ли у него благословение его архиерея на сотрудничество с непонятным изданием.. рядом с материалами о посте (я посмотрел только выпуск от 7 апреля 2014 г.. сегодняшний) — тут же материал об «экуменической деятельности митрополита Иллариона и ложности грядущего всеправославного собора».. мне этого было достаточно… самые активные в этом направлении — именно ИПЦ лже-патриарха Рафаила, значит газетка — как минимум — сотрудничает с ними.. как максимум — и есть их печатно-электронный орган, «волк в овечьей шкуре», прикрывающийся православными материалами для того, чтобы прокрасться в Церковь и сеять смуту и раскол через ложь..

Дорогие друзья! Убедительно прошу вас: не посещайте эти, весьма сомнительные сайты, не распространяйте сомнительные газеты! Если мы уже в самом начале видим несоответствие: позиционирование себя, как принадлежащее к РПЦ МП и предупреждающее о недопустимости раскола и ереси, но при этом в публикациях — распространяют совершенно обратное этим заявлениям — то одно это уже ставит авторов сайта и газеты под сомнение в их принадлежности нашей Матери Русской Церкви!

Сайт «Москва — 3 Рим» и газетка «Православный крест»- это НЕПРАВОСЛАВНЫЕ ресурсы, это волки в овечьей шкуре!

Будьте бдительны и осторожны в выборе своих источников информации! Помните слова Священного Писания: “Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.” (Мф. 7:15). Помните, дорогие мои, что враг Божий — сатана — использует множество путей, дабы прельстить людей и увести от Бога: «Берегитесь, это будет так хитро сделано, что многие прельстятся» (Мф.24:4-5)…

Можно много привести цитат Священного Писания, предостерегающих нас от вот таких вот лжеучителей, лжепророков, волков в овечьей шкуре! Призываю всех быть более внимательными и избирательными в источниках информации (особенно — интернет – источниках), ибо сатана не спит и ищет — как прельстить и как погубить душу человеческую, уведя ее с пути спасительно в дебри раскола и лже-учений!