Клавдия Гомбоева-Языкова: талантливая певица Бурятии, надежный друг и красивая женщина. Бурятская красота сантиметрами не меряется! Баргузинские и курумканские красавицы

Фотографии бурятских красавиц с комментарием:

«Россия богата красивыми девушками, и Бурятия не исключение. Только там девушки обладают своей особенной - почти экзотической - красотой. Республика Бурятия - потрясающее место с богатой историей и культурой, интересными и самобытными традициями и не менее интересными природными местами. Население Бурятии - более 970 000 человек, но в этом посте речь пойдет о женской части ее населения», - пишет «топикстартер».

Естественно, не обошлось без троллинга и скабрезных комментариев (присущих данному развлекательному российскому ресурсу).

В противовес этому На АРД порассуждали более предметно.

Нана Бадуева: У нас красавицы что-то статичные, из в года в год одни и те же, а один и тот же рейтинг ходит по Сети, хотя каждый год конкурсы красоты проводятся. Вот в республике Саха – каждый год новые красотки выявляются.

Евгений Хамаганов: Вперемешку еще фотки с конта и постановочные. В Саха, по-моему, действительно метисок больше.

НБ: Несомненно, красивы... Но где новые-то?

ЕХ: Западные бурятки - все же более европеоидные лица, но тут скорее имхо не только русский субстрат, но и тюркский.

Мэдэгма “Медуся” Доржиева.

За разговором вспомнили и об одной известной статье о бурятской красоте, вызвавшей, в свое время немало откликов.

Лет десять назад нынешний редактор издательского дома «Буряад Унэн» , а тогда – журналист бурятской газеты “Информ Полис” Александр Махачкеев проводил собственное исследование типажей буряток (приводим тут текст полностью, так как он не сохранился в первоисточнике – сайте «Информ Полиса»).

Кстати, недавно в фэйсбуке наш коллега написал:

«Вчера одна красивая дама решительно заявила с грустинкой во взоре: "Мы маленький народ и я выйду замуж только за бурята!" Несколько подумав: "Ну, может быть еще за монгола или калмыка". И далее сделала уж совсем идеологически правильный вывод: "В общем, чтобы в границах империи Чингисхана....».

Этнические красавицы Бурятии

Уникальные типы женской красоты - плоды смешения рас и народов - рассыпаны по городам и весям Бурятии
Как правило, местные мужчины замечают эту привычную этнографическую особенность лишь на уровне рефлекса и оставляют право на обобщения гостям республики. «Какие у вас красивые лица! С вас надо писать портреты и любоваться», - заявил во время прошлогодних гастролей в Улан-Удэ голубоглазый солист дуэта «Непара». С ним согласен и потомок Пушкина из Германии Хенниг Левис оф Менар, участвовавший в работе российско-немецкого форума, проходившего в Улан-Удэ в начале июня. «Я гулял по площади Советов перед головой Ленина, встречал много интересных евро-азиатских лиц. Очень красивы бурятские женщины, редко где можно встретить таких красивых женщин, как в Улан-Удэ».

Северный тип русской красоты

Он сохранился в нетронутом виде в заповедниках семейщины, таких деревнях, как Верхний Саянтуй или Большой Куналей. Это русоволосые, синеглазые и ядреные, что называется, кровь с молоком женщины, с говором ласковым, как ручеек: «Ежели, значить, взясть цветочек в четьверег…»

Орочонский или тунгусский

Крайне редкие экземпляры «таежной княжны Гантимуровой» - с бледно-матовым оттенком кожи, с покорными и дымчатыми, как у важенки, глазами, можно еще найти в селе Холодном в Северобайкалье, в Россошине и Джилинде в Баунте. Сейчас баунтовские и северобайкальские эвенки все больше приобретают европеоидный облик, а баргузинские и курумканские - бурятский. Поэтому этот вид, поэтично описанный Вячеславом Шишковым в «Угрюм-реке», уже исчезает.

Ольхонский или булагатский

Высокая, скорее всего результат рыбно-нерпичьей диеты, стройная женщина с носом с горбинкой, брови вразлет, с кожей бронзового оттенка. Она больше похожа на индейскую скво, прибирающуюся в вигваме. Не поэтому ли некоторые этнографы склонны считать это неопровержимым доказательством близости бурят и индейцев?

Степная хоринская красавица

Этот тип ярко показал художник Намжил Очиров. Вдохновение он черпал в родной Кижинге. Отличительный признак степнячки - волнообразные линии глаз и тонкий стан.
Еравнинские красавицы отличаются от хоринских и кижингинских девушек - здесь вообще нет единого стандарта. Через Еравну шел московский тракт, по которому шли люди разных национальностей. Не потому ли здесь не редкость светловолосые, зеленоглазые и пухлощекие буряточки, обладающие особенным шармом? К тому же Еравна граничит с Баунтом, где в XIX веке на приисках работало более 10 тысяч китайцев, многие из которых впоследствии осели в краю голубых озер и оставили глубокий след. Но еще более сильное влияние на формирование внешности еравнинских красавиц оказали тунгусы, коренные жители этой земли.
Кроме того, здесь живет большая диаспора выходцев из Ольхона, например, в селе Можайка. Поэтому привести к общему знаменателю здешних красоток почти невозможно.

Баргузинские и курумканские красавицы

Славятся своей красотой бурятские девушки из Баргузинской долины. Они белокожи и большеглазы. В старину, когда на Байкале открывался зимник, из Прибайкалья в Баргузин приезжали сваты. Девичья красота оценивалась мешками муки. До сих пор в Усть-Орде доживают свой век баргузинские красавицы, оцененные максимум в два мешка.
В Курумкане свой тип внешности - здесь смешалась кровь верхоленских бурят, тунгусов, китайских бродяг, еврейских и русских поселенцев. Изюминка курумканок - смуглость и узость лица, как, например, у артистки «Байкала» Цыпилмы Аюшеевой.

Монгольский и бухарский (сартульский) тип

Визитная карточка - Кяхта, Джида и Селенга. Красавицы первого типа внешне близки халха-монголам. Второй тип, бухарский (овальное лицо, большие глаза), имеющий свое происхождение из Средней Азии, еще встречается в сартульских селах Джиды.

Хонгодорские красавицы

Они живут в Тунке, Закамне и Оке, их отличает заостренность черт лица, присущая горцам. Типичный образец - певица Елена Шараева. В южных горах сохранились также хамниганский тип, близкий к маньчжурскому (село Мыла), и восточно-тюркский (сойотский) тип (село Сорок).
В горах Закамны встречаются и совершенные образцы немецких Гретхен - белокурые тевтонки, потомки послевоенных ссыльных поселенцев.

Бурятия - будущая Латинская Америка?

На протяжении столетий Бурятия представляет плавильный котел наций. В связи с глобализацией процессы смешения только нарастают. В целом метисация сильно затронула Тунку, Кижингу, Хоринск, Джиду, Баунт и Улан-Удэ. Самые известные красавицы, представляющие смешанный типаж, - актриса Лариса Егорова и просто красавица Алена Албашеева. В будущем у нас, возможно, возобладает именно этот тип, с вариациями в сторону казахского или узбекского образцов.

PS от АРД: Судя по представленным фотографиям, и комментариям на «Яплакаль», этот тип уже возобладал. Хотя на одном из конкурсов красоты на «Алтаргане» в 2008 году, организаторы пытались ввести некие стандарты, скажем, определенный рост конкурсанток. На что представитель одной из делегаций воскликнул – «бурятская красота сантиметрами не меряется!». С чем трудно поспорить – у всех девушек своя красота, а у парней – свои стандарты).

Талантливая певица, надежный друг, отзывчивый депутат и красивая женщина - все эти эпитеты относятся к выдающейся дочери бурятского народа, одной из первых профессиональных певиц Бурятии Клавдии Ивановне Гомбоевой-Языковой . Потомку известного в Верхнеудинске рода Труневых, которой дорогу в музыкальную жизнь открыл сам Бау Ямпилов , в мае 2015 года исполнилось бы ровно сто лет, сообщает ИА UlanMedia.

Клавдия Ивановна Гомбоева-Языкова родилась 9 мая 1915 года в Хоринске в семье Языкова Ивана Александровича . Мама будущей певицы Агния Гавриловна принадлежала древнему роду Труневых. Семья Языковых постоянно устраивала музыкальные вечера, где исполнялись русские, украинские, а также бурятские народные песни. Отец Клавдии Ивановны играл на скрипке, мать на гитаре, брат Кеша на балалайке, брат Павел писал песни.

Начинающая певица была руководителем драматического и хорового кружков, занималась в народном оркестре, работала библиотекарем. Судьба молодой девушки определилась, когда известный композитор Бау Ямпилов пригласил ее на учебу в театрально-музыкальное училище.

Обсудив на семейном совете свои перспективы, Клавдия решила отправиться в Улан-Удэ. На вступительном экзамене девушка блестяще исполнила песню "Зачем тебя я, миленький, узнала?" и украинскую "Ой, не свиты мисяченьку".



Клавдия Языкова-Гомбоева - одна из первых профессиональных певиц Бурятии. Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

В 1940 году Клавдия Гомбоева-Языкова становится участницей Первой декады бурятского искусства в Москве. Выступления наших бурятских артистов произвело настоящий фурор в столице, поскольку искусство обладало синтетическим характером и артисты раскрывали себя многопланово.

В Москве у Клавдии Ивановны была возможность близко пообщаться со многими известными деятелями культуры и политики. Довелось пообщаться с Иосифом Сталиным , Климентием Ворошиловым , Вячеславом Молотовым , Лазарем Кагановичем , Михаилом Калининым .

Вернувшись из Москвы после декады выступлений, Клавдия Гомбоева-Языкова уверенно занимает ведущее солирующее место на сцене театра, исполняя ведущие партии с Владимиром Манкетовым - исполнителем главной роли в фильме "Песня табунщика".



Клавдия Языкова-Гомбоева в опере Александра Даргомыжского "Русалка". Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

Клавдия Ивановна стала первой исполнительницей партии Татьяны в опере Петра Чайковского "Евгений Онегин", за которую была награждена почетным званием заслуженной артистки Бурятской АССР.

После ей довелось исполнить известные и весьма серьезные в музыкальном плане партии Арюн-Гохон в первой национальной бурятской опере свердловского композитора Маркиана Фролова "Энхэ Булат-Батор", Маргарита в "Фаусте" Шарля Гуно, Наташа в опере Александра Даргомыжского "Русалка", Чио-Чио-Сан в одноименной опере Джакомо Пучинни и многие другие ведущие партии.



Клавдия Языкова-Гомбоева на сцене. Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

В прессе о Клавдии Гомбоевой-Языковой много писали, критики положительно отзывались о ее большом даровании и творческом диапазоне. Музыковеды отмечали ее сценическую красоту, звучный красивый голос, теплый и выразительный тембр лирического сопрано, а также большую музыкальную одаренность и актерские навыки.



Клавдия Языкова-Гомбоева - одна из первых профессиональных певиц Бурятии. Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

Карьера Клавдии Гомбоевой-Языковой продолжала стремительно развиваться на фоне непростых событий трудного военного времени.

В военные годы Клавдия Гомбоева – Языкова выступала в госпиталях Владивостока, Хабаровска и Читы. Концертный репертуар певицы был обширен. Она с легкостью исполняла романсы, сложнейшие оперные арии, русские народные песни.

День Победы певица встретила на Первом Дальневосточном фронте.



Клавдия Языкова-Гомбоева - исполнительница партии Софии в опере Станислава Монюшко "Галька". Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

В конце войны Клавдия становится студенткой Московской консерватории. В тот же период Клавдия Гомбоева-Языкова избирается депутатом Верховного Совета второго созыва СССР. В начале 1946 года односельчане, колхозники колхоза им. Сталина, выдвинули её кандидатом в депутаты Совета национальностей. Письмо-представление в кандидаты было опубликовано в газете "Бурят-Монгольская правда" 20 января 1946 года.

После войны, в 1948 году Клавдия Гомбоева-Языкова получает звание заслуженной артистки РСФСР, а затем становится кавалером ордена "Знак почета".



Клавдия Языкова-Гомбоева - исполнительница партии Татьяны в опере Чайковского "Евгений Онегин". Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

За всю свою жизнь она спела более 30 крупных партий, отдала 28 лет работе в Бурятском государственном театре оперы и балета, 18 лет преподавала в музыкальном училище имени Чайковского. Певица оставила сцену в 1965 году, спев в последний раз партию Маргариты в опере Шарля Гуно "Фауст".

По словам музыковеда, заслуженного деятеля искусств России, профессора Олега Куницына , "...голосу певицы - лирическому сопрано с большим диапазоном и свободно берущимися „верхами“ - в равной степени были доступны и широкая кантилена, и колоратурные пассажи, и сложные речитативы. К счастливой особенности голоса К. Гомбоевой-Языковой относилась его мягкая и тёплая окраска - при всей звонкости голос певицы был лишён (даже в верхнем регистре) холодной „стеклянной“ пронзительности. Певица пела музыкально, ровно, с верным чувством ритма и темпа. Сценическое поведение артистки отличалось простотой, естественностью, ясностью замысла" (цитата - по информации сайта министерства культуры Бурятии).



Клавдия Языкова-Гомбоева - выдающаяся дочь бурятского народа. Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

Современники Клавдии Гомбоевой-Языковой отзывались о ней не только как о талантливой певице, красивой выдающейся женщине, но также и как о надежном друге, работоспособной коллеге, отличном преподавателе, отзывчивом к нуждам трудящихся депутате и просто добром человеке. А близкие родственники певицы - дети, внуки - навсегда запомнили Клавдию Ивановну любящей, заботливой матерью и бабушкой.

Ольга Левина , внучка Клавдии Гомбоевой-Языковой, вспоминает: "Благодаря бабушке, в доме всегда звучала музыка, устраивались семейные концертные вечера, в которых участвовали и другие гости, оперные исполнители. Мой отец аккомпанировал на фортепиано, а бабушка пела романсы и оперные партии. Частенько в нашей квартире гостили и студенты музыкального училища имени П. И. Чайковского, Клавдия Ивановна занималась с ними, преподавала азы оперного искусства, делилась мастерством. Помню пение бабушкиной ученицы Елены Шараевой , которая стала одной из ведущих солисток театра оперы и балета. Я сама тоже хотела стать музыкантом-концертмейстером, закончила специальную музыкальную школу по классу фортепиано. Однако сейчас занимаюсь лингвистикой, работаю преподавателем в университете, а также работаю на Радио Сибирь - Байкал в качестве программного директора и ведущей эфира. Голос Клавдии Ивановны для меня - это источник гордости и вдохновения"...

Для появления истинного искусства, говорит Л. Толстой, необходимо совмещение очень многих условий, и совмещаются все эти условия, давая выдающийся результат, крайне редко. Почва, среда, традиция, талант, трудолюбие - всем этим Елену Шараеву судьба не обделила. Кто хоть раз слышал ее пение, попадал под обаяние чарующего голоса. А ведь голос тоже такое же гениальное творение, как возвышенная поэма, как неумирающее полотно или музыка.


На родине, в Галбае, наши дома стояли по соседству, мы с Леной вместе играли, меняясь новыми игрушками. После шести лет, когда моя мама переехала на новое место работы в Тагархай, наши пути надолго разошлись. Я слышала разговоры о том, что Лена хорошо поет, учится в Улан-Удэнском музучилище. А встретились мы, когда она училась в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Я тогда по журналистской своей привычке старалась понять, откуда у деревенской девушки такой высокий талант. Я узнала, что ее мама Ринчин Доржеевна обладала красивым сильным голосом удивительного тембра и широкого диапазона. Наш великий земляк Цырен Хоборков, народный артист Бурятии, предлагал ей учиться вокалу и получить музыкальное образование. Но жизнь распорядилась иначе: Ринчин Доржеевна вышла замуж за ветерана войны Гомбо Сыдыповича Шараева и посвятила свою жизнь воспитанию семерых детей. А голос ее передался по наследству дочери.
Елене повезло с наставниками. Она с особой благодарностью вспоминала своего первого педагога по вокалу, заслуженную артистку России Клавдию Гомбоеву-Языкову. Это была замечательная певица и удивительная женщина, которая раскрыла редкий талант своей воспитанницы, сумела распахнуть ее душу навстречу красоте гармонии звуков.

В Ленинграде Елена попала в класс профессора И. П. Левандо, заслуженного деятеля искусств России. Ираида Павловна воспитала целую плеяду оперных звезд. Когда приемная комиссия большинством голосов решила, что Елена обладает меццо-сопрано, Ираида Павловна возразила: «Нет, я буду вести ее как драматическое сопрано». Так талантливый педагог не стала ломать голос будущей дивы бурятской оперы, а бережно продолжила дело, начатое ее первым наставником. Совместилось еще одно важное условие, указанное Толстым - эти талантливые учителя следовали лучшим традициям русского классического оперного искусства.

В 1989 году Елена Шараева была принята в труппу солистов Бурятского государственного академического театра оперы и балета, где ей стали поручать ведущие партии классического оперного репертуара. Хорошее знание бурятского языка помогло ей мастерски исполнить на калмыцком языке партию Ага Шавдал в национальной опере К. Чонкушева «Джангар». В 1990 году во время гастролей нашего оперного на Ставрополье и в Элисте восхищенные ее пением калмыки готовы были носить на руках молодую певицу. На Первом международном конкурсе молодых вокалистов в Перми в 1993 г. Елена была удостоена специального приза им. Ольги Бородиной. В этом же году она успешно выступила на фестивале оперных певцов в Токио и знаменитая Ирина Архипова пригласила Елену Шараеву и Татьяну Шойдагбаеву к себе на мастер-класс. Так наши молодые талантливые певицы попали к ней на учебу в Большой театр. Невероятное везение!

Но кроме удачи и таланта, своевременной поддержки ей потребовались такие личностные качества, как стойкость и выносливость, огромное трудолюбие, чтобы создать на сцене яркие запоминающиеся образы. Недда в «Паяцах» Леонкавалло, Леонора в «Трубадуре» Верди, Маргарита в «Фаусте» Гуно, Ярославна в опере «Князь Игорь» Бородина, Лиза в «Пиковой даме» и Татьяна в опере «Евгений Онегин» Чайковского, Тоска из одноименной оперы Пуччини, Земфира из «Алеко» Рахманинова, Волхова из «Садко» Римского-Корсакова, Саффи из «Цыганского барона» и Розалинда из «Летучей мыши» Штрауса, Сильва из одноименной оперетты Кальмана, Урмай Гоохон из оперы «Гэсэр» Андреева - вот галерея образов, созданных ею на сцене бурятского оперного театра. Кроме этих разнохарактерных ролей в ее багаже насчитывалась камерная лирика, романсы и песни бурятских композиторов.
На творческом пути певицы была встреча с Даримой Линховоин, музыкантом от бога и педагогом по призванию. Народная артистка России, художественный руководитель театра Дарима Лхасарановна Линховоин помогала молодым певцам постичь сложный музыкальный материал, войти в образы оперных героев, готовила их к участию в профессиональных конкурсах. Вместе с ней Елена Шараева давала концерты на сценах многих стран мира: Австрии, Голландии, США, Франции, Южной Кореи, Японии.

В 1995 году произошло незабываемое событие в ее жизни. Из 130 певцов, заявленных на участие в XVI Международном конкурсе вокалистов им. Глинки, Елена Шараева в числе 15 была допущена к финальному туру. Став лауреатом конкурса, по приглашению председателя жюри И. К. Архиповой наша землячка пела в гала-концерте на сцене Большого театра.

Следующий 1996 год принес Елене новый успех - блестящее выступление на конкурсе «Бельведер» в сердце музыкальной Европы Вене. Тогда она получила предложение от импресарио Венского театра на участие в постановке оперы Пуччини «Тоска». Но этому не суждено было сбыться.

Мне вспоминается наш разговор накануне ее бенефиса, состоявшегося 29 апреля 2004г. Мы говорили о ее последних работах. Лена рассказывала, как она работает над образом: представляет себе место и время действия, обычаи и нравы эпохи, характер, состояние души героини. Она тогда сказала: «Я пробую каждый образ на голос». Я представила себе, какой это огромный труд - лепить образ голосом, вложив в него частицу своей души.

Тогда она призналась, что ей очень дорог образ Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского, что она трепетно относится к музыке Чайковского и Рахманинова. Это понятно, ведь Елена Шараева выпускница Ленинградской консерватории им. Н. Римского-Корсакова, знаменитой своими традициями, школой русского классического оперного пения. Потому в ее репертуаре особое место отводилось камерным произведениям этих композиторов. Романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов - это русское музыкальное Евангелие, без чего невозможно представить Россию, ощущать ее духовность. А Россия спасалась и спасется, будет всегда, пока у нее есть духовность.

Такой она и осталась в моей памяти - неутомимый труженик, очень требовательный к себе, полный творческих замыслов. Певица щедро делилась своим даром, завоевывала новые вершины, оставаясь в то же время удивительно скромным человеком. Как и все многочисленные поклонники ее таланта, мы были уверены в ее будущих творческих победах, с нетерпением ждали ее новых работ. А она мечтала спеть в Ла Скала...
В ней всегда чувствовалась манящая тайна - души, таланта, всего ее прекрасного облика. Когда она проходила по улицам, казалось, что она несет свою красоту как факел, свет которого отражается на лицах и душах добрым очищающим светом. В каждом ее движении, в каждом повороте головы чувствовался дух, исполненный красоты и любви. В этом тоже была тайна...

Беда всегда приходит неожиданно, повергая в отчаяние. Но молитве людской не отвратить всевышней воли, как не дано гаданиям изменить ход звезд. Солнечным майским днем проводили Елену в последний путь. Ты - крылатый призыв к вышине, ты, созданная из огня, где ты сейчас? Благословен твой каждый шаг в неведомом для нас мире, ступай же, как богиня, рассыпая звезды и цветы...

Чарующий голос твой мы будем слышать каждое утро - в пении птиц, в дыхании ветра, в звоне весенних ручьев и шуме дождя. Весной, когда в отрогах Саян расцветает багульник, в его лиловом море мы будем слышать твою песню о Тунке, о счастье, о любви. Под высоким летним небом, бодрствуя вместе с луной и звездами, увидим в небесах твой незабвенный образ. Ты вечно с нами, прекрасная душа!

Утонченная внешность и неповторимый голос. Она могла бы с легкостью стать моделью, но выбрала оперу. И не прогадала. Елена Шараева была ведущей солисткой Бурятской оперы и народной артисткой России. Но на пике творческого взлета, 3 года назад, ушла из жизни. В день Рождения великой певицы 28 июня состоялся вечер памяти.

Дарима Линховоин, народная артистка России: В Тунке есть такая река Кынгырга… Чистая, но бурная. Она, её голос был очень похож на эту реку – чистый и в то же время такой темпераментный.

Эржена Базарсадаева, народная артистка Бурятии: Характер у неё был конкретный, даже где-то мужской. Сказала – как отрезала.

Дарима Линховоин, народная артистка России: Если я могла о чем-то разговаривать, читать что-нибудь, фантазировать, то она меня сразу приводила в чувство, напоминала о делах. Я себя возле неё чувствовала младшей. А она никого не учила, никому нравоучений не читала, но своим присутствием как-то умела подчинять. Очень прямая была и не могла хитрить, не могла выстраивать отношения, от этого у неё многого не получалось.

Марина Коробенкова, заслуженная артистка Бурятии: Остался сын, в общем-то, небольшого возраста, ну что такое 14, сейчас ему 17, лет.

Дарима Линховоин, народная артистка России: Она ехала из Галбая в Улан-Удэ, чтобы родить его в Улан-Удэ, не довезла, схватки начались в Слюдянке, там и родила.… Выезжала за границу или по другим городам и весям, а сын у нее учился в интернате, рассказывал все свои мечты маме и очень за неё всегда переживал: видел, что мама красивая и одна.

Эржена Базарсадаева, народная артистка Бурятии: Такую женщину должны любить, не думаю, что поклонников у неё не было. Конечно, были поклонники, но она никогда не говорила, кто у неё поклонники.

Дарима Линховоин, народная артистка России: Но на сцене у нее все было благополучно.

Марина Коробенкова, заслуженная артистка Бурятии: Она всегда следила за фигурой, никогда не позволяла себе лишнего покушать. Она всегда знала себе меру и выглядела, конечно, божественно на сцене. Лена много раз выезжала в Монголию на гастроли, с правительством очень много ездила, в Москву, к примеру. Её все хорошо знали.

- Дарима Линховоин, народная артистка России: Жизнь то творческая не такая уж длинная, надо все успеть в этой жизни. - Марина Коробенкова, заслуженная артистка Бурятии: А вы знаете, нам действительно всегда некогда. У нас репертуар, мы ездим на гастроли, на концерты. И некогда бывает пойти к врачу. А некоторые заболевания не предвещают ничего. Не болит, не колет, а потом такие страшные диагнозы ставят. Несправедливо, когда такие люди, которым ничего не угрожало, так быстро и резко уходят из нашей жизни. Мгновенно она вспыхнула, как яркая звезда и погасла…