Описание картины Исаака Левитана «Над вечным покоем. Левитан

Исаак Левитан Над вечным покоем.1894г.

Давно привлекала внимание знаковая философская картина Исаака Левитана"Над вечным покоем".

В письме к П. М. Третьякову 18 мая 1894 года художник писал о своей картине: «Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…».

Известно, что эту работу художник писал, слушая музыку. Торжественные и печальные звуки траурного марша Бетховена вдохновляли автора и заставляли его создавать мрачную и почти трагическую атмосферу этой работы.Один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе".

Левитан начал работу над картиной летом 1893 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. Церковь на картине написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца». Эскиз полотна «Над вечным покоем» под названием «Перед грозой» также хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Исаак Левитан Над вечным покоем.1894г.

Беспомощность, хрупкость и беззащитность - вот главные чувства, которые испытывает всякий зритель перед этой работой великого художника.
В картине «Над вечным покоем» тяжело нависают над землёй свинцовые облака. Широкое озеро, открывающееся за утёсом, выглядит мрачно и сурово. Левитан писал, что чувствует себя «одиноким с глаза на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может…».

На маленьком утесе церквушка, рядом забытое кладбище, погост, последнее пристанище... Хрупкие деревья сгибаются под сильным ветром, тонкая, прерывистая тропинка, ведущая в церковь - символ забвения, заброшенности, истертости.

Мощью дышит окружающая утес стихия. Кажется, что еще одно мгновение и исчезнет погост, развеется по свету церквушка... Разрушения кажутся неизбежными.
Зритель слышит завывание ветра, чувствует пронизывающий холод, сырость, слышит раскаты далекого грома.

Вдали виднеется пустынный остров, который стремительно "уплывает" от утеса. Создается впечатление, что остров уносит с собой души умерших, чтобы вечность поглотила остаток человеческого духа, сами воспоминания об ушедших людях.
Жизнь человеческая ничтожна, быстротечна и бессмысленна... Огромное пространство, охваченное взглядом художника давит на зрителя. Острое чувство одиночества и беззащитности испытывает зритель перед этим вечным покоем, о котором страшатся даже думать люди.

Вечный вопрос - что там, за порогом вечности, мучает автора, но ответа он не находит, предоставляя этот поиск зрителю.
Удивительным образом всей мощи стихии противостоит маленький купол церквушки. Он направлен строго вверх, а его цвет, сливающийся с металлическими тонами неба, создает ощущение неколебимости и прочности.

Картина увидела свет в момент наибольшего расцвета таланта художника. Именно поэтому его идея, философская глубина, отточенное мастерство, с которым написано это полотно, так поразили современников и поражают потомков. Содержание этой картины будет актуальным для всех поколений.

А по своей сути она является его духовным завещанием, его творческой программой и наиболее законченным философским отношением художника к миру и людям. Работой восхищались русские поэты и музыканты. Она послужила толчком для создания множества музыкальных, поэтических и литературных произведений.

НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ

Рукой раздвинув
темные кусты,
Я не нашел и запаха малины,
Но я нашел могильные кресты,
Когда ушел в малинник за овины...

Там фантастично тихо в темноте,
Там одиноко, боязно и сыро,
Там и ромашки будто бы не те -
Как существа уже иного мира.

И так в тумане омутной воды
Стояло тихо кладбище глухое,
Таким все было смертным и святым,
Что до конца не будет мне покоя.

И эту грусть, и святость прежних лет
Я так любил во мгле родного края,
Что я хотел упасть и умереть
И обнимать ромашки, умирая...

Пускай меня за тысячу земель
Уносит жизнь! Пускай меня проносит
По всей земле надежда и метель,
Какую кто-то больше не выносит!

Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки,
Где каждый смертный
свято погребен
В такой же белой горестной рубашке...

Рубцов Николай

Текст с
Другие статьи о Левитане.

Левитан- самый великий из русских пейзажистов

Серцеед Левитан и его любимая женщина

Рецензии

Спасибо Вам за такой интересный материал.Я впервые прочитала столько нового и интересного, хотя материал о русских и зарубежных художниках собираю давно. Буду заходить почаще и читать.
Творческих Вам успехов.
С уважением.

1894 г. 150 x 206 см. Масло, холст.
Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Левитана И.И. «Над вечным покоем»

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» не только одна из самых известных работ мастера, но и самая философски наполненная, глубокая.

Работа велась в Тверской губернии, рядом с городом Вышний Волочек, а сама живописная церквушка перекочевала на полотно из ранее созданного этюда на Плесе.

Сам Левитан по-особенному относился к этой картине, существуют даже свидетельства, что весь период, который ушёл на работу мастер просил свою сердечную подругу Софью Кувшинникову играть Героическую симфонию Бетховена.

Итак, перейдём к описанию. Вначале нельзя отвести взгляд от широких водных просторов, которые располагаются почти на половину картины, лишь позже глаз замечает небольшую деревянную церквушку и покосившиеся от времени кресты – вот тут-то и начинает открываться весь глубинный смысл, заложенный автором.

Тяжёлые облака нависают над водными просторами, порывистый ветер качает деревья – всё это навевает мысли о бренности и мимолётности жизни, одиночестве и быстротечности, смысле существования и человеческого назначения.

«Над вечным покоем» затрагивает извечные размышления о Боге, природе, мире, о самом себе. Один из ближайших друзей художников назвал картину реквиемом по самому себе. Никогда больше не создаст Левитан такого пронзительного творения.

Несмотря на философскую грандиозную программу картины, она проникнута любовью к великой красоте природы, родных просторов, Родине. Родина, которая гнала мастера из любимой Москвы из-за его еврейского происхождения, Родина, которая считала излюбленный Левитаном жанр пейзажа второстепенным, Родина, которая не оценила до конца выдающегося уникального дарования – всё равно Левитан продолжал её любить, восхвалять в своём творчестве, и не зря представленная картина считается «самой русской» из всех написанных.

Лучшие картины Левитана И.И.

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году. В это же время умер отец будущего художника, служивший писарем в думе. Крамской также работал писарем, посредником по полюбовному межеванию.Талант Крамского проявился уже в юные годы. На мальчика обратил внимание фотограф Александровский. Вскоре Крамской поступил к нему на службу в качестве ретушера.
Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1842 года в Мариуполе. Его отец был бедным сапожником. Родители Куинджи умерли рано, поэтому мальчику приходилось постоянно бороться с бедностью. Он пас гусей, работал у подрядчика, занимавшегося постройкой церкви, у хлеботорговца. Знания приходилось получать урывками. Куинджи брал уроки у учителя-грека, ходил в городское училище.
Исаак Левитан. Над вечным покоем.

Исаак Левитан.
Над вечным покоем.

1894.
Холст, масло. 150 x 206.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.


«Над вечным покоем» - это третья среди картин своеобразной драматической трилогии, созданной Левитаном в первой половине 1890-х годов. - (наряду с картинами "У омута" и "Владимиркой").

Впервые в картине мастера помимо поэтической красоты вечной природы чувствуется философское отношение к бренности человеческого бытия. Под клубящимися свинцово-лиловыми тучами на крутом и пустынном берегу огромного, простирающегося до самого горизонта озера стоит ветхая деревянная церковь.

Позади нее укрывают унылый погост сгибающиеся под резкими порывами ветра немногочисленные деревья. А вокруг – ни души, и только тусклый свет в окне церквушки дает призрачную надежду на спасение.

Не случайно художник выбрал подобный ракурс отображения образа. Картина полна чувства глубокой тоски, бессилия и одиночества, но очень выразительна точка зрения автора, которая направляет зрителя ввысь, навстречу холодным воздушным потокам.

«Над вечным покоем» - одна из самых значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову:


"В ней - я весь.
Со всей своей психикой,
со всем своим содержанием..."


Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе".

Cкачать Симфония №3 "Героическая" . бесплатно на pleer.com
Сергей Есенин.
Слезы

«Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить... большое чувство и поэзию в искусстве...

Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными, - это не искусство.

Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух - тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте - как в речи.

Я сделал из этих новых для меня впечатлений надлежащие выводы для моей собственной работы в театре»
(Ф.И. Шаляпин).

…Картины Левитана вызывали такую же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве.

Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах. "Россия. нищая Россия, мне избы черные твои, твои мне песни ветровые, как слезы первые любви".

Из рода в род человек смотрел на природу мутными от голода глазами. Она казалась ему такой же горькой, как его судьба, как краюха черного мокрого хлеба. Голодному даже блистающее небо тропиков покажется неприветливым.

Так вырабатывался устойчивый яд уныния. Он глушил все, лишал краски их света, игры, нарядности. Мягкая разнообразная природа России сотни лет была оклеветана, считалась слезливой и хмурой.

Художники и писатели лгали на нее, не сознавая этого.
Левитан был выходцем из гетто, лишенного прав и будущего, выходцем из Западного края - страны местечек, чахоточных ремесленников, черных синагог, тесноты и скудности…

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков…

Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые "дождливые работы": "После дождя" и "Над вечным покоем"…

В картине "Над вечным покоем" поэзия ненастного дня выражена с еще большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берез сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы.

Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.
Константин Паустовский. «Исаак Левитан».

Один из самых интересных вопросов когнитивистики - что такое человеческая гениальность.

Имеются, например, более-менее общепринятые взгляды на гениальность в области математики, физики и других естественных наук.

Но кто такой гений от живописи? По нашему мнению, это художник, который при помощи образов, символов и знаков, порой скрытых, но легко улавливаемых коллективным бессознательным, способен оказывать глубочайшее воздействие на окружающих.

Этому и посвящено данное небольшое исследование.

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas

Publius Vergilius Maro

Скрытые образы и смыслы одной из самых известных картин Левитана

(Опыты художественного расследования)

В крупных музеях мира, а Третьяковская галерея по праву относится к их числу, порой интересно наблюдать не столько за картинами, сколько за посетителями. Точнее, за некоторыми закономерностями их поведения при осмотре экспозиций. Часто можно обратить внимание, как они, часто спешащие осмотреть как можно больше залов за один заход, задерживаются чуть дольше возле той или иной картины. Это означает, что картина «зацепила» - порой на уровне бессознательного, что часто трудно бывает вербализовать.

Например, в одном из моих любимых залов Третьяковки - «зале Левитана» - таких картин несколько. Картин, в которых удивительный художник-пезажист сумел зашифровать свое послание на уровне прямого обращения к коллективному архетипическому бессознательному - на уровне знаков, образов и символов.

Давайте разберем одну из самых известных его картин «Над вечным покоем».

Над вечным покоем. 1894 г. Холст, масло. 150 x 206. Третьяковская Галерея, г.Москва

Вот как она описывается на сайте Третьяковской галереи:

«Образ русской природы, лишенной ярких красок и контрастов, наделен в этом пейзаже героическими чертами. Художник созерцает мир, словно с высоты птичьего полета. Перед его взглядом величественно разворачивается панорама природной стихии…»

"Поиски больших образов. 1892-1894". Творчество И.Левитана первой половины 1890-х годов отличается разнообразием тем, мотивов, синтетичностью образов, богатейшим арсеналом художественных средств. Один из центральных разделов выставки включает общепризнанные шедевры мастера, монументальные полотна "У омута" (1892), "Владимирка" (1892), "Над вечным покоем" (1894, все - ГТГ). В них раскрывается философский склад и драматический внутренний мир художника, его размышления о бренности человеческого бытия перед лицом вечности. (из материалов к выставке «ИСААК ЛЕВИТАН. К 150-летию со дня рождения», 2010-2011 гг., (http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions2160/)

И, пожалуй, последняя цитата:

«1892 - создает знаменитую мрачную трилогию - "Владимирка", "У омута", "Над вечным покоем".» (http://isaak-levitan.ru/hrono.php)

Мы абсолютно не готовы согласиться с последним утверждением. Может это покажется и чисто субъективным мнением, но как минимум две картины из этой «трилогии» никогда не производили «мрачное впечатление», что мы и попробуем показать на примере картины «Вечный покой».

Давайте вместе приступим к нашему небольшому исследованию.

Для начала несколько предварительных замечаний, которые нам потребуются в дальнейшем для подтверждения своих выводов (здесь важны будут даже самые мелкие детали).

Первое: Вода

Стоит напомнить, что, по преобладающему мнению искусствоведов, на картине изображено воображаемое место, сведенное из впечатлений о Волге в районе города Плёс и о озере Удомля. Волга около Плёса достаточно широкая, и течет в основном с запада на восток (до Юрьевца, где она поворачивает на юг). Ширина Волги в районе Плёса более полукилометра. Выше по течению на реке есть острова, и её ширина там составляет уже более полутора километров.

Считается, что работать Левитан начинал на озере Удомля, которое находится неподалеку от Вышнего Волочка. Представить себе, каким было озеро в то время, можно по пейзажам художника Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули:

Час тишины. Озеро Удомля. 1911 г.

Церковь на Удомельском озере. 1910 г.

Современный вид на озеро

г.Плёс

Второе: Храм

Также считается, что Левитан изобразил на картине не ту церковь, что в действительности стояла на берегу озера (см. выше). За образец он взял церковь из города Плёс (деревянная церковь Петра и Павла XVI века, сгорела в 1903 году):

Этюд «Деревянная церковь в Плёсе в последних лучах солнца», 1988 г., частное собрание, г.Москва (http://isaak-levitan.ru/good/18.php)

В настоящее время в городе Плёс на так называемой «Горе Левитана» вместо сгоревшей церкви стоит очень похожая на неё деревянная церковь Воскресения. Она тоже старинная, и была перенесена из села Билюкова всё той же Ивановской области. Церковь, помимо своего официального названия, получила в народе второе, также почти «официальное» - «Над вечным покоем», - по причинам, вполне понятным и достойным уважения (http://stage1.10russia.ru/sights/1/2297 , http://www.volga-ples.ru/attractions/9.php). Правда, когда-то церковь имела свою колокольню.

Воскресенский храм сельца Билюково (дореволюционное фото)

Современные фотографии церкви «Над вечным покоем»

Перенесемся на время в одно из самых красивых мест мира, находящихся на Средиземное море. Это Которский залив в Черногории. В заливе находятся два маленьких острова - остров Святого Георгия и остров Госпа од Шкрпела.

Остров Святого Георгия. Бенедиктинское аббатство.

Остров Госпа од Шкрпела. Православная церковь Божьей Матери на Скале.

Более подробную информацию можно найти, например, здесь:

Давайте сравним эти два острова:

Здесь, как нигде в другом месте мира, мы отчетливо видим, что алтари (и колокольни) католических и православных храмов расположены прямо противоположным образом в их ориентации «Восток-Запад).

Зачем нам это потребовалось? А вот зачем:

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги.

Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад.

Алтари католических костелов располагаются на западной стороне.

Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый - к северу.

Почему? Вот одно из объяснений:

«Почему храмы всегда обращены алтарем на восток? Ветхозаветная скиния была обращена своей святая святых на запад и дверью, ведущей в святилище, - на восток в знак того, что верующие Ветхого Завета еще ожидали пришествия, как востока свыше, обетованного Мессии. Мы, христиане, исповедуем уже пришедшего в мир Спасителя нашего Иисуса Христа, а потому и храмы своим алтарем, и себя самих в своих молитвах обращаем лицом к востоку как стране света, где пребывает Солнце Правды - Спаситель наш. На востоке, в земле иудейской, Господь Иисус Христос, о котором мы должны вспоминать при богослужении, и родился, и жил, и пострадал для нашего спасения. Там же, на востоке, было и блаженное жилище первых человеков.» (Священник И.Святославский. «Записки для чтения о храме», М., 1889. Цитата по МДС 31-9.2003, том 1, стр. 55)

А вот краткое наглядное правило для установки крестов (в том числе и на могилы):

Третье: Гроза

Левитан. Перед грозой. 1890 г. Этюд. Холст, масло. 26,2x35,8 см. Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусств, г.Смоленск

Несомненно, Левитан был не просто выдающимся, а гениальным пейзажистом. Поэтому, как мы видим на этом этюде, создать ощущение тревоги при приближении грозной стихии для него не составило бы большого труда.

Впрочем, если мы пройдем в соседний зал, то увидим там такую картину:

Дубовской Н.Н., Притихло. 1890г.

Когда мы смотрим на этюд Левитана и на находящуюся рядом картину Дубовского, у нас рождаются вполне определенное внутреннее состояние тревоги и понимания того, что скоро будет гроза - настоящая, сильная и сметающая всё на своём пути. Поскольку все мы попадали под грозу, и не раз, то ошибиться в этом невозможно.

И последнее: Эскиз

Левитан. Эскиз к картине «Над вечным покоем»

Как мы видим, первоначальный замысел картины был несколько иным.

Вот теперь мы имеем всё необходимое, чтобы приступить к нашему небольшому расследованию.

Гипотеза

Прежде всего, нам сразу бы хотелось выдвинуть гипотезу, которую мы и собираемся далее доказать.

Гипотеза: Картину Левитана «Над вечным покоем» несправедливо называть «мрачным» периодом творчества гениального русского художника. На самом деле картина более чем оптимистичная.

Это подтверждается в том числе и тем, что, как мы покажем ниже, во время работы над картиной он кардинально пересмотрел её замысел и символику, поменяв их на противоположные.

Впрочем, это относится и к картине «У омута», в которой еще больше символизма и скрытых образов.

Исследование картины и доказательства гипотезы

Небольшое вступление. Автор данной работы когда-то был чемпионом страны по спортивным походам, в которых выполнял роль штурмана, постоянно работавшего с картами. Кроме этого, он был еще и профессиональным военным, и поэтому чисто автоматически, по привычке, сразу привязывается по местности для определения точки своего нахождения.

Именно этим и объясняется тот факт, что не будучи искусствоведом и не принадлежа к миру художников, он, тем не менее, взял на себя смелость трактовать с не совсем необычной точки зрения всем известную картину (иногда со стороны можно увидеть мелкие детали, пропущенные специалистами, обращающими (вполне закономерно) больше внимания на художественные стороны картин и особенности творчества/биографий их авторов).

Кроме того, помогло и то, что на юбилейной выставке Левитана в 2011 году в новом здании Третьяковской галереи на Крымском Валу рядом оказалась и сама картина, и этюд из частной коллекции «Деревянная церковь в Плёсе в последних лучах солнца». Удачное совпадение.

Можно было бы определиться, например, по течению реки и по силам Кориолиса в северном полушарии (по разнице крутизны левого и правого берегов). Однако в данном случае мы видим, что художник изобразил оба берега пологими. Сравним, например, с берегами на другой картине Левитана:

Вечер. Золотой Плес, 1889 год

Но это вряд ли удастся еще и потому, что даже если это и Волга в районе Плёса, то, как мы уже упоминали ранее, там она течет с запада на восток.

Примечание: Однако на картине возникает чисто субъективное ощущение движения воды , что не бывает на озере. При этом движение направлено на зрителя, что опять же характерно для течения Волги как раз в районе Плёса.

Тем не менее, мы видим, что берега нам тут не помогут. Надо искать другую подсказку.

И она есть. Церковь.

Нам поможет расположение церкви - а точнее, расположение её алтаря и креста на куполе.

Посмотрим чуть ближе.

Первый взмах кисти: Храм

А вот тут то мы с вами сталкиваемся и с первой загадкой, даже с тайной.

Нижняя перекладина креста на куполе смотрит правым концом вверх, то есть на Север. Поэтому мы стоим со стороны Востока и смотрим на Запад.

Но если внимательно присмотреться, то видно, как художник переписывал крест, что видно даже невооруженным глазом.

Заинтересовавшись этим, пришлось более внимательно присмотреться к этюду. Давайте и мы с вами сделаем это:

Как мы видим, на этюде Левитан вовсе не уделял большого внимания точному изображению креста. Более того, он у него не прописан тщательно, и даже можно предположить, что смотрит в другую сторону (если справа солнце, а не его отблески).

Но если посмотреть внимательно, то мы увидим входную дверь в храм, обращенную к нам. То есть с обратной стороны находится алтарь, обращенный на Восток.

А церковь на основной картине развернута в другую сторону . Причем она была развернута позже, и это мы прямо сейчас и увидим.

Как? Мы видим тропинку, которая может вести только ко входу в церковь:

Второй взмах кисти: Дорога

А поскольку мы уже знаем, что нам следует искать, то это не составит большого труда. Если художник менял концепцию картины, то он должен был поменять и направление тропинки, которая в первом варианте должна была бы заворачивать влево раньше. Давайте присмотримся:

Точно. Мы угадали. Видно, что раньше тропинка (желтый цвет) уходила влево гораздо раньше, и следы этого остались на картине - видны остатки желтой краски слева:

Но потом художник закрасил первую тропинку (но не полностью, как бы оставив нам подсказку) - направив её несколькими легкими мазками этой самой желтой краски дальше, к противоположной стороне храма..

Ну и, наконец,

Третий взмах кисти: Свет

И теперь Левитан, не прорисовывая специально алтарное окно (как это видно на фотографиях выше), «прорубает» его красно-желтым светом, идущим изнутри алтаря:

То есть в алтаре есть живой человек, и этот человек (священник? монах?) служит вечернюю службу. И, скорее всего, один, потому что тропинка явно малохоженная.

Что остается «доделать» художнику? Загородить алтарную часть зарослями (на эскизе, как мы видели, деревья располагались по обе стороны церкви).

И нарисовать заброшенное кладбище:

Где, как мы видим, три шестиконечных креста расположены аналогично кресту на куполе, а три других - в противоположную сторону, словно очередная подсказка художника. При этом один из этих последних крестов прописан как бы «небрежно», а два оставшихся (крайние справа у деревьев) - достаточно основательно и отчетливо.

Краткие выводы

Левитан как бы все время дает нам подсказки о том, как именно он менял замысел своей картины. Что он хотел сделать, и что получилось в итоге.

При этом следует помнить, что художник глубоко знал православие, его ритуальную часть и догматику. Поэтому он не мог ошибаться расположением (ориентацией) церкви, пусть даже и на придуманном им же самим месте.

Получается, что при первоначальном замысле храм смотрел совсем в другую сторону, и тогда это было утро перед грозой . Тогда облака действительно должны были бы быть грозовыми (сравним с описанным выше этюдом самого Левитана и соседней картиной Дубовского).

Но в процессе работы Левитан решил изменить всё с точностью до наоборот. То есть изобразил на окончательном варианте картины вечер . И теперь это обычная для второй половины дня ситуация, когда на фоне заходящего на западе солнца облака становятся темнее, а у воды поднимается ветер, характерный для времени восхода и заката.

Примечание: по картине можно определить и точное время, но нам это особо и не нужно в данном конкретном случае.

Мы специально не стали здесь разбирать другие сильные архетипические образы. Например, очень коротко можно только упомянуть триаду «Земля-Человек-Небо», которую Левитан вводит в свою картину обозначением присутствия в ней человека (свет в алтаре). Как истинный пейзажист, он не может изображать людей, но гениальным простым мазком красной краски он заставляет нас буквально физически увидеть Человека, присутствующего как раз посередине между Землей и Небом. Символ триадности - это символ объединения, в то время как дуализм - это всегда противостояние. И благодаря этой на первый взгляд незначительной детали картина преображается. Попробуем мысленно заслонить этот свет, и всё мгновенно «потухает». Возвращаем свет - и природа одухотворяется, потому что в этот поздний час человек присутствует в этом мире и молится за него.

Вот почему эта картина бессознательно вовсе не производит того мрачного впечатления, о котором нам говорят. Она вполне светлая, оптимистичная, насыщенная символами, знаками и скрытыми подсказками.

Мы уже никогда не узнаем, сделал ли это Левитан специально или нет. С учетом своего таланта он вполне мог бессознательно прорываться на такой высокий уровень творчества. Отчего воздействие картины на зрителя становится еще сильнее.

Легко, как бы играючи, гений русского пейзажа изменил на своей картине Пространство и, тем самым, Время. Несколькими взмахами кисти.

P.S. Большое спасибо смотрительницам Третьяковской Галереи, позволившим фотографировать картины Левитана на выставке в обмен на обещание обязательно написать и опубликовать статью. Я выполняю свое обещание.

г.Москва
2011- 2015гг.
©Митрофанов А.Н.
Контакты для предложений и замечаний:
[email protected]

Холст, масло. 150x206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Работа над картиной проходила летом 1893 на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. По поводу приобретения картины И.И.Левитан писал П.М.Третьякову 18 мая 1894: "Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточноно что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием...".

В частном собрании в Москве находится этюд "Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца", с которого написана церковь в картине. По свидетельству А.П.Лангового, ранее он принадлежал П.М.Третьякову. При работе Левитана над картиной художник взял этюд из галереи, после чего "...Павел Михайлович сказал Левитану, что этюд ему больше не нужен, и предложил взять его обратно, заменив другим по его выбору".

Эскиз картины под названием "Перед грозой" (бумага, графитный карандаш) находится в ГТГ.

Глубокой философией, размышлениями о человеческой судьбе проникнута картина Исаака Левитана "Над вечным покоем".

Эта картина занимает особое место в творчестве художника. Это не только философский пейзаж-картина. Здесь Левитан стремился выразить свое внутреннее состояние. "...В ней я весь со всей своей психикой, со всем моим содержанием...", – писал он.

Левитана всегда волновала ширь водного простора. Он писал, что чувствует "себя одиноким с глаза на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может..." На Волге художник преодолел это чувство. В картине же "Над вечным покоем" огромная водная гладь и тяжелое небо давят на человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни. Это один из самых трагических пейзажей в мировом искусстве. Где-то внизу у края разлившегося озера на юру приютилась деревянная церквушка, рядом кладбище с покосившимися крестами. Безлюдье, свистит ветер над вздыбленным озером. Возникают определенные ассоциации: озеро, небо со сложной игрой света и облаков воспринимаются как огромный, суровый, вечно существующий мир. Человеческая жизнь подобна маленькому острову, виднеющемуся вдали, который в любой момент может затопить вода. Бессилен человек перед всевластной и могущественной природой, он один в этом мире, как слабый огонек в окне церквушки.

Я так несказанно счастлив сознанием, что последняя моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, – но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное …
Из письма Левитана П.М.Третьякову от 18 мая 1894
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=3

Над вечным покоем – одна из самых мрачных, и, вместе с тем, значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову: "В ней – я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием..." Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе".

"Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года." (К.Паустовский)