Русская деревня на самобытных картинах, пронизанных позитивом и молодецким задором. Художник Федот Васильевич Сычков

Трудный переход

Русский и советский живописец, заслуженный деятель искусств Мордовской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник Мордовской АССР.

Автопортрет

Художник Федот Васильевич Сычков родился в марте 1870 года в селе Кочелаево, Наровчатского уезда, Пензенской губернии, в бедной крестьянской семье.

Окончил три класса земской школы села Кочелаева и занимался рисованием с учителем школы П.Е. Дюмаевым. После окончания школы трудился в иконописной мастерской, писал фрески в местных церквях, писал портреты по фотографиям.

С 1885 по 1887 годы работал в городе Сердобске (Пензенская губерния) учеником у подрядчика иконописца Д.А. Решетникова, потом вернулся в родное село, писал иконы и портреты односельчан.

В 1892 году генерал И.А. Арапов (генеральское имение находилось вблизи села Кочелаева) заказал у молодого художника картину «Закладка станции Арапово», а потом показал эту картину директору Рисовальной школу для вольноприходящих Е.А. Сабанееву. Картины настолько впечатлила руководителя школы, что он посоветовал генералу отвезти Федота Сычкова в Петербург.

И.А. Арапов помог молодому художнику добраться до столицы и поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. А через три года Сычков стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. В 1900 году Сычкову было присвоено звание художника.

После окончания училища Федот Васильевич вернулся на родину.

В 1905 году за картину «Мяльщицы льна» художник получил премию Куинджи на Весенней выставке Академии художеств, а в 1908 году отправился в путешествие по Европе, писал пейзажи и морские виды, достаточно регулярно участвовал во всероссийских и международных выставках, в том числе и на выставках Товарищества передвижных художественных выставок.

После Октябрьской революции художник покинул Петербург (его мастерская была разграблена и большинство картин художника было уничтожено) и вернулся на родину, участвовал в оформлении революционных праздников, писал жанровые картины о жизни односельчан, портреты и натюрморты.

Его совсем не радовали произошедшие на селе изменения, а после того, как новые Кочелаевские власти решили его раскулачить, как кустаря-единоличника, решил покинуть Россию. Дело в том, что художник активно участвовал в выставочной жизни Москвы и Ленинграда, а власти Мордовии даже и не предполагали, что в селе Кочелаево живет художник с мировым именем.

Федот Сычков был уже готов покинуть СССР, но тут (это было в 1937 году) в Мордовии был создан Союз Художников и на торжественное мероприятие прибыл директор АХ И.И. Бродский, который и пригласил Сычкова, со всеми его работами, на открывающуюся в Саранске республиканскую выставку. Как и следовало ожидать картины Сычкова стали центральным событием выставки. И он тут же был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Мордовской АССР. Вот так и решился вопрос с иммиграцией – художник понял, что его место на родине.

И он продолжил писать свои замечательные картины, в которых центральное место занимала женщина - румяные улыбчивые крестьянки, задорные, искренние.

В конце сороковых годов Федот Васильевич начал терять зрение и это стало для него настоящей трагедией. Вот что по этому поводу он написал в одном из своих писем:

Не хочется быть старым. Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны.

Скончался художник в городе Саранске в августе 1958 года.

Картины художника Федота Васильевича Сычкова

Подружки

Христославы

Возвращение из школы

Колхозный базар

Лепка снеговика

Катания на Масленицу

Возвращение с сенокоса

Праздничный день

Натюрморт с яблоками

Свободное время

Дети с подсолнухами

Две молодых ткачихи

Подготовка к свадьбе

Новое ожерелье

Девочка в саду

Русские девочки

Мордовская девушка

Молодая крестьянка с курицей

Девушка в синем платке

Крестьянская девушка в красном платке на фоне пейзажа

Улыбающаяся девушка

Сельская красавица

Дети в море цветов

Портрет девушки

Девушка среди подсолнухов

Девушка на цветочном лугу

Молодая женщина в белом платье с корзиной

Сычков Федот Васильевич Сычков Федот Васильевич

Художник Федот Васильевич Сычков (1887-1958) явился основоположником профессиональной живописи в мордовском крае. Всю свою жизнь и творчество он связал с родными местами, со своими земляками, посвятив им все свое богатое творческое наследие. Ф.Сычков родился в селе Кочелаево Пензенской губернии (ныне - Республика Мордовия) в семье крестьянина-бедняка. В юности будущий художник работал в артели иконописцев. Участие в его судьбе помещика из имения, соседнего с селом Кочелаево, петербургского чиновника генерала Ивана Арапова позволило Сычкову поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Благодаря способностям и упорству он окончил шестилетний курс школы за 3 года, а затем продолжил образование в императорской Академии художеств (1895-1900). Никто не изведал столько горя и никто так ярко и душевно не воспел радость, смех, живую улыбку, как Сычков. Может быть, он сознательно избегал темных сторон жизни? Нет, в архиве художника немало эскизов, рисующих и эти стороны жизни. Но вот, например, что писал в 1878 г. журнал "Природа и люди" в июльской книжке о мордве: "Веселость - одна из отличительных черт мордвы. И в радости, и в горе, и возвращаясь с полевых работ, мордовки почти постоянно ходят песнями". Сычков воспринял всей душой этот "сокрытый двигатель" нравственного здоровья народа и рассказал об этом со всей силой своего незаурядного таланта.






Имя Ф.В. Сычкова, самобытного российского живописца, сегодня известно далеко не всем. А в 10-е годы позапрошлого века его полотна с успехом экспонировались не только по всей России, но и в Art-Saloon в Париже, охотно приобретались европейцами, интересовавшимися российской культурой и жизнью простых людей. Портреты девушек-крестьянок и барышень Сычкова соревновались по популярности с боярышнями К. Маковского, хотя пути этих двух художников так ни разу и не пересеклись.

Немного из биографии живописца

Детство Федота Сычкова (род. в Мордовии) прошло в крестьянской семье, в тяготах и бедности. Почувствовав с ранних лет тягу к рисованию, одаренный юноша поставил перед собой твердую цель – уехать учиться в Петербуржскую академию художеств. Но для этого необходимы были немалые средства. Заработать их юному живописцу удалось в иконописной школе, где он создавал настенные фрески, сохранившиеся до наших дней. Кроме того, начиная с подросткового возраста, будущий мастер жанрового портрета писал картины по фотографиям на заказ.

В 1895 г. 25-летний Федот Васильевич Сычков становится слушателем С-Петербкржской Академии художеств. В эти же годы окончательно формируется его самобытный живописный стиль и предпочтения в искусстве: тематика крестьянской жизни и сельских праздников становится приоритетной в его творчестве. В коллекции из 700 полотен его творческого наследия есть также немало портретов, натюрмортов, пейзажей.

Удивительные по эмоциональности картины Ф. Сычкова и сегодня производят впечатление на всех, кто их видит. А в те годы сюжеты его работ были настолько близки и понятны людям, что очень скоро к художнику пришла всенародная популярность. Его полотна множество раз участвовали в национальных и международных выставках, завоевав немало наград. Художник дожил до 88 лет, став заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР.

Обновленные полотна Ф. Сычкова

Несколько лет назад в музее искусств им. С.Д. Эрьзи в Мордовии была организована обновленная экспозиция работ художника. Его земляки сумели отыскать и отреставрировать ранее неизвестные полотна и представить их на суд публики. Это событие было приурочено к юбилейной дате – 140-летию со дня рождения известного художника.

Некоторые работы, до этого хранившиеся в запасниках музея, относились к периоду становления мастера. Легкие, наполненные воздухом света и цвета, полотна раннего Сычкова коренным образом отличались от того, что он писал в зрелые годы.

Широкой публике был представлен «Итальянский цикл», написанный во время путешествия в Рим, Ментону, Венецию. Это преимущественно пейзажи, а также работы, на которых запечатлены архитектурные шедевры: Колизей, Форум, площадь Сан Марко. Особенный интерес у публики вызвало обновленное полотно «Закладка станции Арапово» - также одна из ранних работ, которая стала судьбоносной в творческой биографии Федота Сычкова.

Мордовский музей располагает огромной частью наследия художника – около 600 картин и эскизов. Постоянно действующая экспозиция произведений Сычкова работает в нем уже на протяжении более полувека – с 1960 года. К его столетнему юбилею мастера в 70-м году в селе Кочелаеве был отреставрирован дом живописца, в котором затем был открыт музей памяти выдающегося художника. В экспозиции дома-музея бережно собраны не только картины, но и многие вещи, принадлежавшие Федоту Сычкову и его семье.

Многие не знакомы с творчеством такого самобытного талантливого художника. Им было создано немало уникальных картин. В самом начале прошлого века его творения экспонировались в Парижских слонах, имев немалый успех.

Биография

Сычков Федот Васильевич (1870 - 1958), за годы жизни создал множество мастерски выполненных художественных произведений. Родился художник в Кочелаеве (село в семье бедных крестьян. Очень рано лишился отца, и основную роль в его воспитании взяла на себя бабушка.

Довольно рано у Федота Васильевича стал появляться художественный талант. Его обнаружил учитель рисования, работавший в школе - П. Е. Дюмаев. Было написано письмо живописцу при царском дворе Михаилу Зичи с просьбой походатайствовать на счет талантливого мальчика. В ответ был получен ответ о необходимости обучения в художественной академии. Таким образом, Сычков Федот Васильевич принял решение, что он должен обучаться в Но в связи с бедственным положением семьи, средства на обучение молодому человеку необходимо было добывать самому.

Еще с подросткового возраста будущий художник писал портреты на заказ, по фотографиям. Средства на обучение в академии будущий художник заработал, создавая фрески для иконописной школы.

Ключевые даты

В 1892 году состоялся отъезд в Санкт-Петербург. В Рисовальной школе генерал Арапов, состоящий в Обществе поощрения, обратил внимание на художника-самоучку. Это произошло после того, как была создана картина «Закладка станции Арапово». Она была отмечена Е. А. Сабанеевым, который и поспособствовал переезду Сычкова.

В 1895 году будущий народный художник Сычков Федот Васильевич заканчивает Рисовальную школу и становится вольным слушателем в Высшем художественном училище, находящимся при Академии художеств. В годы обучения формируется основной стиль и тематика его картин. Жизнь крестьянских семей, отражение крестьянского быта, праздников - все это становится главным направлением во всех произведениях.

В 1900 году Сычков был удостоен звания "художник". Получено оно было за его полотно «Вести с войны». 1908 год ознаменовался путешествиями художника по Европе (Англия, Франция, Германия). Заграничные поездки помогли ему познакомится с творчеством известных художников и принесли массу положительных эмоций и впечатлений.

Федот Васильевич стал заслуженным деятелем искусств Большую часть своей жизни он прожил со своей супругой в Кочелаеве. Федот Васильевич активно участвовал в жизни края. Его полотнами украшаются общественные заведения. Он оформляет лозунги, транспоранты. Жизнь Федота Васильевича закончилась в городе Саранске. Умер он в 1958 году.

Это лишь немногие факты из жизни такого человека, как Федот Васильевич Сычков. Краткая биография затрагивает лишь ключевые моменты жизни художника.

Картины живописца

Среди произведений, созданных художником, можно увидеть множество картин. Все они отражают крестьянскую жизнь в самых разных ее проявлениях. Рассматривая такие картины как «Блондинка-кокетка», «Гринька», «Девочка, собирающая полевые цветы», «Девушка в синем платке», «Девочка в огороде» (1912 г.), можно заметить удивительную эмоциональность этих произведений.

Коллекция художника насчитывает около 700 полотен. Простую самобытную среду, создавал в своих произведениях народный художник Федот Сычков. Федот Васильевичиспользовал сюжеты, которые были близки и понятны людям. И очень скоро он приобрел всенародную известность.

Наиболее известные картины художника: «Портрет Анны Ивановны Сычковой» (мать художника), «Водосвятие»,«Христославы»,«Трудный переход», «Вести с войны» (1900), «Женский портрет» (1903), «Портрет в чёрном» (1904), «Мяльщицы льна», «Подружки» (1909), «С гор» (1910), «Возвращение с сенокоса» (1911), «Подружки» (1909), «Праздничный день. Подруги. Зима» (1929), «Деревенская свадьба», «Праздничный день» (1927), «Выходной день в колхозе» (1936), «Вручение акта на вечное бесплатное пользование землей» (1938), «Встреча героя» (1952).

Сычков Федот Васильевич - художник, сумевший отразить в своем творчестве все тонкости и особенности крестьянской жизни.

Основная тематика картин

Темами практически всех картин является жизнеописание будней крестьян, особенностей фермерской жизни, сельские праздники, народные забавы и другие важные события в жизни простого народа. Именно такая тематика делает произведения художника близкими и понятными для восприятия.

Особенности творчества

Сычков Федот Васильевич на своих картинах изображал очень разных людей. Но несмотря на конкретику изображений, образ каждого из них являлся собирательным. Все портреты, как правило, отражали наиболее светлые и яркие эмоции людей. Написанный облик прозрачен и чист. На картинах художника люди изображены в хорошем настроении, их глаза наполнены светом, позы динамичны. Яркость красок, сияние солнечного света и снега позволяют создавать неповторимый образ простой крестьянской жизни. Федот Сычков, творчествокоторого сумело отразить особый тип красоты, стал наиболее узнаваемым среди множества других мастеров.

В его портретах нет места классической красоте. Героини картин - это здоровые, крепкие и сильные люди. Произведения отражают радость бытия, обаяние молодости, фонтан жизненных сил. Энергия бьет через край в работах такого мастера, какСычков Федот Васильевич. Картины наполнены сильными, крепкими фигурами с румянцем, полными щеками, широкими улыбками.

Еще одной любимой темой полотен было изображение детей. В них можно заметить, насколько точно передает художник трудовую закалку, присущую деревенской детворе. И в этом выражается своеобразие образов, присущая его картинам прелесть.

Награды

Творчество Сычкова не раз было удостоено наград. На различных академических выставках в Санкт-Петербурге им было получено шесть премий в разных номинациях.

1905 год ознаменовался вручением премии имени А. И. Куинджи. Она была вручена Федоту Васильевичу Сычкову на Весенней выставке, проводимой Академией художеств.

Поощрительная премия была вручена Федоту Васильевичу на Международной выставке, проходившей в Риме за картину «Трудный переход» в 1913 году. Еще одной наградой стала серебряная медаль, полученная на выставке в США (Сант-Луи).

В 1910 году была получена первая премия на Всероссийском конкурсе за картину «Возвращение с ярмарки».

Главным человеком в жизни Федота Сычкова стала его супруга Лидия Николаевна. Она же была и его музой, вдохновлявшей на создание сюжетов.

Лидия Николаевна собирала различные предметы национального аутентичные украшения, бытовые элементы. Это были рубахи, шали, пояса, бусы и многое другое. Сычков Федот Васильевич активно использовал все эти атрибуты в своих портретах.

Еще одним занимательным фактом в биографии является то, что одна из картин художника находилась в коллекции известного аэродинамика Н.Г. Абрамовича. Этой картиной стала - «Пригожая».

Увековечение памяти

В 1960 году в музее республики Мордовия была организована экспозиция, посвященная такому художнику как Сычков Федот Васильевич. Произведения представлены в количестве более 600 экземпляров. Также присутствуют этюды и наброски. Экспозиция является постоянной. С недавнего времени в музее были представлены обновленные работы художника.

В 1970 году в соответствии с приказом Министерства культуры Мордовской АССР было принято решение открыть дом-музей. Это событие приурочено к 100-летнему юбилею художника. Сегодня в селе Кочелаеве можно посетить этот музей.

Еще одним памятным объектом считается бюст, расположенный в мемориально-скульптурном центре в городе Саранске.

Художник и время

За период своей долгой жизни Федот Васильевич создал огромное количество уникальный произведений. Сегодня в его музее можно познакомиться с картинами из «Итальянского цикла», написанного во время путешествия художника в Рим и Венецию. Это Пейзажи, изображающие такие объекты как Колизей, Римский Форум. На протяжении всей своей жизни художник творил.

Начиная с самого раннего возраста и до преклонных лет. Время оказалось не властным над талантом Федота Васильевича. В возрасте 88 лет им была написана одна из его лучших картин - "Эрзянка" (1952). И сегодня полотна не могут оставить равнодушными любителей живописи.

Такой самобытный художник как Сычков Федот Васильевич, биография, которого сегодня может помочь нам ознакомиться с творчеством этого замечательного и известного всему миру творческого человека, внес неоценимый вклад в изобразительное искусство своего родного края - Мордовской республики. Он со всей широтой художественной души своими картинами познакомил широкую публику с бытом и укладом жизни простого народа, а также показал красоту национального костюма.

В картинах Сычкова прослеживается любовь к своей Родине, своему краю, к окружающим его людям. Они стали гармоничным отражением жизненного уклада обычного трудового человека и его простых радостей. Красоты природы, яркость эмоциональных образов - все это будет привлекать внимание к творчеству этого талантливого человека.

Федот Сычков. Трудный переход.1900-1910г

В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны.

Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.

Федот Васильевич Сычков родился 1 марта 1870 в бедной крестьянской семье в селе Кочелаево, Пензенская губерния.Отец провел молодость в отходных заработках, был много лет в бурлаках. Самому Федоту в детстве приходилось вместе с матерью ходить с сумой, из-за чего сверстники дразнили его нищим.

Уже тогда будущий живописец решил научиться чему-то полезному, чтобы зарабатывать на хлеб. Маленький Федот хотел учиться, но мать была против. Только благодаря настояниям бабушки восьмилетнего Федота отдали учиться в трехклассную земскую школу. Там учитель П.Е.Дюмаев обратил внимание на художественные наклонности мальчика и попытался развить их, передав ему начальные знания в области рисунка и живописи.

Мать художника Анна Ивановна Сычкова.1898г
Портрет,созданный в лучших традициях художников-демократов. В силуэте маленькой, слегка сгорбившейся фигуры, чувствуется задавленность жизнью. Эта щемящая нота развивается в колорите, выдержанном в серо-черной монохромной гамме.

После окончания школы Сычков отправился на заработки в Саратовскую губернию и остановился в г. Сердобске, где работал в иконописной артели Д.А.Решетникова.
В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала И. А. Арапова (1844-1913), обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку. В 1895 году Ф. Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. После окончания учебы художник вернулся на родину.

Главная тема художника - жизнь крестьян, сельские праздники.
С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова - около 600 произведений, включая этюды и эскизы).

В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.

Народные гуляния, катания с гор, свадьбы, посиделки - вот далеко не полный круг тем и мотивов, привлекавших мастера. Ему удавалось передавать в картинах бесхитростных забав деревенских жителей.

Картины написаны легко и свободно с подлинным мастерством художника-жанриста. В них привлекает яркость портретных характеристик героев, умение пластически точно скомпоновать многофигурные композиции, найти выразительные позы и жесты, придающие особую эмоциональную открытость образам.

Параллельно с основной линией, посвященной жизни и быту крестьянства, в творчестве Сычкова в 1900-е годы развивается вторая - эта линия связана с парадным заказным портретом.

Портрет в черном. Портрет Лидии Васильевны Сычковой, Жены Художника. 1904
В портрете раскрыто богатство внутреннего мира женщины, мечтательность, просветленная грусть, перекликающиеся своей тональностью с образами чеховских героинь. Лидия Васильевна Анкудинова - изящная, хрупкая петербургская барышня стала настоящей музой художника. Роль этой женщины в судьбе Ф.В. Сычкова была значительна и неоценима.

В 1903 году она стала женой художника, разделив с ним до конца жизни все радости и печали. Вместе с ним жила в селе Кочелаево, в мордовской глубинке, посещала выставки, была в курсе всех событий художественной жизни. Ее уважали и ценили многие художники – друзья Ф.В. Сычкова.

Интересной страницей в творчестве живописца стали детские портреты. К ним он впервые обратился в 900-е годы, если не считать несколько ученических этюдов, где в качестве модели ему позировали дети. И живописные, и выполненные в технике акварели портреты детей показывают серьезное и глубокое понимание автором души ребенка.

Без устали писал он родное село, покосившиеся плетни, вросшие в землю избы,весенние разливы полноводной Мокши. Камерностью и теплотой настроения проникнуты небольшие по размерам зимние этюды, выдержанные в серо-голубоватых тонах.
В основе пейзажей – глубокое поэтическое чувство, преклонение мастера перед волнующей в своей скромной прелести красотой российской природы.

Сычков писал:"Я немало в последние годы сделал, изображая мордовский быт, да как же иначе, ведь я оказался настоящим жителем Мордовской АССР. Здесь меня…наградили почетным званием Заслуженный деятель искусств МАССР…дали персональную пенсию. Ну, так вот поэтому я связан с мордвой крепко и пожизненно». Не случайно, что в 1930-е гг., когда была образована мордовская автономия, особое место в творчестве живописца заняла национальная тема.

Учительница-мордовка.1937г
Трактористки-мордовки.1938г.
Во второй половине 30-х годов тематика искусства Сычкова расширяется за счет обращения к советской действительности.

Колхозный базар.1936
Праздник урожая.1938
Подобные полотна, прославляющие счастливую колхозную жизнь, писали многие художники в то время. Эти два больших по формату холста были созданы автором в кратчайшие сроки по заказу выставкома павильона «Поволжье» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

Сычков не стремился к изображению людей со сложными, противоречивыми характерами. Почти в каждой его работе чувствуется мягкий, доброжелательный взгляд на мир, душевность и человечность. Справедливо утверждение, что портрет - это всегда двойной образ: образ художника и образ модели.

«Не хочется быть старым,- писал Сычков в одном из писем художнику Е. М. Чепцову. - Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны». На восьмом десятке жизни он создал такие полные свежести чувств полотна, как «Возвращение из школы» (1945), «Встреча героя» (1952).

Последние два года перед смертью Сычков жил в Саранске. Он работал по-прежнему много, с упоением, вдохновенно. Для него живопись была настоящим источником радости. «Жизнь на земле так прекрасна…но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий…» - строки из письма Ф.В. Сычкова могут быть эпиграфом к творчеству этого живописца, влюбленного в окружающий мир.Умер в 1958 году.

Галерею работ художника можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/5002408