Структура личности и ее уровни. Понятие личности в психологии

Каждый человек обладает индивидуальностью, которая отличает его от других людей. Индивидуальные черты характера человека – это свойственный только ему образ мышления, переживания и действия. Если модель поведения человека бросается в глаза своей непохожестью и постоянством, о нем обычно говорят, что он – сильная личность.

В рамках изучения личности рассматриваются три следующих вопроса:

1. Сущность понятия личности;

2. Соотношение понятий – «человек», «индивид», «личность»;

3. Структура личности.

Личность – это человек, обладающий характерным для него сознанием, мышлением и поведением.

Понятие «личность» происходит от латинского persona – роль, маска, положение, лицо.

«Личиной» в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Варианты ее можно увидеть сейчас на фронтонах зданий театров и театральных афишах. Маска была характерной – «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и другие. Она указывала ту роль, которую актер играл в представлении.

Личность в психологии – системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира. Это мера развития человека как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, определенной социальной группы, как гражданин и созидатель. Однако у разных людей эти характеристики индивидуализированы.

Многие психологи делят внутренниесвойства человека на относящиеся к личностным, и не относящиеся.

В число относящихся к личностным обычно включают: относительно устойчивые приобретенные или развитыесвойства; свойства, определяющие индивидуальность через социально-значи-мые черты и поступки.

В число не относящихся к личностным включают: природно обусловленныесвойства, не зависящие от жизни в обществе; психологические особенности человека в процессах познания или деятельности, не связанные с отношением к людям.

Гений русской и мировой литературы Л.Н. Толстой знаменит созданием и виртуозным описанием множества ярких и колоритных персонажей – личностей. Литературные герои Толстого, действуя в разных жизненных ситуациях, проявляют свои личностные черты от высоких до низменных, вызывая у читателя широчайшую гамму чувств и отношений.

Наряду с понятием «личность», психология управления оперирует такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Соотношение указанных понятий представлено на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Соотношение понятий

Человек – это наиболее объемное (широкое) понятие. Оно является родовым, и включает генетическую предрасположенность к развитию физиологических качеств и психических свойств, присущих индивиду. В процессе труда и общения человек развивает в себе специфические способности.

Как живое существо, человек подчиняется основным природным законам (физиологическим), а как существо социальное – законам развития общества.

Индивид – понятие более узкое, чем «человек», но оно шире категории «личность». Индивид рассматривается как единичный представитель вида homo sapiens . Индивид содержит как морфологические особенности (рост, телесная конституция, цвет волос, глаз), так и психологические (характер, темперамент).

Индивидуальность – специфическое понятие, которое пронизывает термины «человек» и «индивид». Оно понимается как единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Индивидуальность отражает психофизическую структуру человека: физические и психические особенности, темперамент и характер, интеллект и мировоззрение, жизненный опыт.

Понятие «индивидуальность» многогранно. Однако оно, в первую очередь, обозначает психологические (духовные) качества человека. Сущность индивидуальности проявляется в способности человека в любой ситуации оставаться самим собой, быть самостоятельным и независимым.

Становление индивидуальности происходит в ходе индивидуализации человека. Индивидуализация является процессом самоидентификации и самообособления личности, ее выделенности из сообщества, оформление ее уникальности и неповторимости.

Становление личности можно рассматривать как процесс внутреннего развития человека и вхождения его в общество. Этот процесс включает освоение человеком своей национальной и родовой сущности. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей, функций, норм и правил поведения. При этом формируются навыки выстраивания отношений с другими людьми.

Сформированная личность есть субъект самостоятельного, свободного и ответственного поведения в социуме, а также индивидуальной жизнедеятельности.

Внутренний мир личности в макроструктурном отношенииможно представить в виде трех психологических сфер: направленности, операционной и модуляционной. Сферы действуют на двух уровнях: задающем и обслуживающем. Сферы связаны между собой, и находятся в определенном соподчинении. Макроструктура внутреннего мира личности представлена на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 – Макроструктура внутреннего мира личности

Сфера направленности включает все внутренние побудительные силы личности: взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки и другое. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них потоки психических процессов: внимание, восприятие, мышление, возникающие в других психических сферах.

Сфера направленности влияет на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности. Она отвечает за то, ради чего живет человек, что его влечет, к чему он стремится, куда прикладывает силы, чего добивается.

Сфере направленности принадлежит системообразующая, зада-ющая, приоритетная роль в психической деятельности. Она в наибольшей степени характеризует личность.

Операциональная сфера включает способы и средства, как элементы психики, которыми обладает личность. Способы и средства используются для достижения целей, определяемых сферой направленности.

Личность характеризуется тем, что она делает. Кроме того, важное значение имеет то, как она делает, какими способами достигает поставленной цели, какими средствами удовлетворяет потребности. В этом заключается социальная значимость операционной сферы.

Модуляционная сфера не определяет цели или способы. Но она оказывает динамическое влияние на их проявления. Поэтому данную сферу иногда называют психофизиологической.

Динамическое влияние модуляционной сферы проявляется в разной степени подвижности, скорости, гибкости, согласованности, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состо-яний. В иерархии сфер модуляционная сфера является низшей, обслуживающей. Ее социальная роль минимальна.

Исходя из сущности понятия «личность» можно установить ее структуру. В нее должны войти свойства, которые относительно устойчивы, выработаны в ходе жизнедеятельности человека, и имеют социальное значение.

Структура личности – это совокупность внутренних свойств и качеств индивида в их взаимосвязи.

Структура является сложным образованием. В нее входят две группы свойств (качеств) личности.

Первая группа свойств личности дается от природы , а затем человек развивает (совершенствует) их в ходе своей жизнедеятельности. Это способности, характер и темперамент.

Вторая – личностные свойства, которые не даются от природы, а приобретаются в ходе жизнедеятельности и социализации человека. Это мотивы, воля и эмоции. Две группы вместе и составляют структуру личности (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Структура личности

На вопрос "Кем я являюсь?" каждый из нас, скорее всего, ответит: "человеком, полноправным членом социума, личностью", поэтому неудивительно, что многим людям интересно больше узнать о том, какие элементы являются составляющими личности, без каких черт и свойств индивид не состоится как полноценная личность в социокультурном обществе, как происходит сам процесс становления личности. Личность - базовое понятие в психологии; без детального исследования ее структуры и механизмов становления невозможны дальнейшие психологические и социологические исследования.

Психологи определяют личность как устойчивую структуру социально значимых черт, характеризующих человека как члена определенного общества. Исходя из определения, можно сделать вывод, что процесс становления индивида как личности невозможен в отрыве от социума, а все черты и подструктуры личности формируются и развиваются под воздействием общества. Структура личности в психологии тщательно изучена и описана специалистами с мировым именем, и несмотря на тот факт, что некоторые известные социологи, психологи и психиатры расходились во мнении об основных свойствах и характеристиках личности, существует несколько общепринятых разделений и классификаций элементов структуры.

Психологическая структура личности

Все подструктуры личности присущи каждому человеку, проживающему в социокультурном обществе, однако в разных индивидов они находятся на различных уровнях развития. Одна из главных задач, которую ставят перед собой психологи, исследуя составляющие структуры - определение механизмов развития, корректирования той или иной подструктуры. Одно из наиболее полных и развернутых описаний структуры личности в психологии включает 10 подструктур, главные из которых - мировосприятие, опыт, направленность, характер. Рассмотрим все подструктуры подробнее.

Мировосприятие

Мировосприятие - субъективное восприятие индивидом окружающего мира, всех происходящих событий, и обозначение своего места в мире. Как правило, мировосприятие является результатом пропускания получаемой информации через призму собственного опыта и оценивания внешнего мира по внутренним критериям. Важнейшей составляющей данного элемента структуры психологи считают формирование "Я-концепции" - определения себя в внешнем мире и в отдельных его проявлениях. Мировосприятие может быть пессимистическим, оптимистическим, реалистическим, мистическим, атеистическим, идеалистическим, мужским, женским, детским, однако однозначно классифицировать мировосприятие людей по каким-либо критериям невозможно - каждый человек видит и воспринимает реальность вокруг себя по-своему.

Опыт

Опыт - важнейшая составляющая структуры личности в психологии, являющая собой совокупность накопленных в процессе жизнедеятельности и развития, а также полученных во время пребывания в социуме привычек, навыков, знаний и умений. В процессе накапливания опыта формируется определенный стиль жизни. Как правило, от величины накопленного опыта зависит мировоззрение, кругозор, широта мышления человека и определенность направленности личности.

Направленность

Направленность личности - это ценности, стремления, ориентиры человека. Реализация себя в профессиональной деятельности, поиск места в жизни, воплощение мечты и желаний, соблюдение определенных моральных и нравственных правил и норм - все это направленности личности. По таким критериям, как умение человека самостоятельно и без постороннего содействия устанавливать для себя цели, по широте, устойчивости, действенности направленности личности и по степени влияния общества на формирование его стремлений определяется общий уровень развития личности.

Характер

Характер психологи также называют психотипом - совокупностью устойчивых особенностей поведения человека при определенных обстоятельствах и его реакций на какие-либо ситуации. Как правило, под понятием "характер" психологи подразумевают наиболее типичные черты личности, проявляющиеся в виде субъективного реагирования на объективные обстоятельства; очень часто характер описывают одним ключевым словом - взрывной или спокойный, решительный или мнительный, импульсивный или рассудительный и т.д.

Темперамент

Темперамент - это объединение устойчивых свойств личности, связанных с динамическими аспектами деятельности и определяющих тип высшей нервной деятельности человека. Психологи выделяют четыре основных типа темперамента, в основе которых лежит сила и уравновешенность процессов возбуждения и торможения нервной системы. Наиболее распространенной классификацией типов темперамента является выделение четырех типов: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Способности

Главными способностями каждого человека являются волевые, умственные, душевные и телесные; также все люди в той или иной мере обладают и рядом других способностей - музыкальных, математических, художественных и пр. Способности как составляющая структуры являются одним из важнейших инструментов личности, ведь чем больше развиты способности, тем более человек интегрирован в общество и тем больше он может сделать полезного для социума и себя.

Когнитивная сфера

К когнитивной сфере относятся все составляющие психики и разума, направленные на рациональное познание и восприятие мира - логическое мышление, память, внимание, критическое и аналитическое восприятие, принятие решений и т.д.

Аффективная сфера

Данная сфера, в противовес когнитивной, состоит из процессов, касающихся эмоций, чувств, потребностей и мотивации. К данной сфере можно отнести психологические процессы, которые нельзя объяснить из рациональной точки зрения - импульсивные реакции, эмоции, чувства, желания, предрасположенности, переживания, волнения, интуицию, скрытые мотивы, субъективные впечатления и др.

Сознание и подсознание

Структура личности в психологии также включает в себя все проявления сознания, подсознания и бессознательные психологические процессы. К сознанию относятся все осознанные и контролируемые разумом процессы и мыслительная деятельность, а к бессознательному - те психические явления и процессы, которые происходят без осознанного контроля. В подсознании происходят психологические процессы, которые имеют определенную логику, но не поддаются осознанному контролю.

Рисунок тела

Рисунок тела является подструктурой личности, в которую включают строение тела, характерную для человека мимику, привычные для него жесты, манеру разговаривать, походку и др. Рисунок тела определяют как подструктуру личности по той причине, что очень многие психологи придерживаются мнения о наличии связи между строением тела и характером человека. (Более подробно о связи жестов и мимики с психологическими процессами можно прочитать в статье )

Структура личности в психологии - это целостная система личностных качеств и свойств, которая полностью и всесторонне характеризует все психологические особенности индивида. Помимо описанных выше элементов, в структуру личности входит еще много других составляющих - самооценка, ценности, сила воли и др. От того, на каком уровне развития находится личность, определяется сила влияния физиологических, эмоциональных и когнитивных составляющих. В высокоразвитых индивидов, обладающих широким мировоззрением, сильной волей и направленностью личности, а также развитыми способностями, как правило, сознательные и когнитивные составляющие, основанные на собственном опыте, берут верх над бессознательными проявлениями, инстинктами, эмоциями и темпераментом.

Исследования древних мыслителей, философов относительно человека касались вопросов нравственности и социальности.

Обращение к проблеме психологии личности в XIX в. врачей-психиатров связано с изучением и лечением больных людей. Особенности, которые наблюдались у больных, закономерно­сти личности в дальнейшем были описаны и у здоровых, разницей между нормой и патологией считалась мера выраженности (тревожность, возбудимость, заторможенность и др.).

В дальнейшем развитие теорий личности протекало в русле ответов на ключевые вопросы: Какова природа человека? Каковы ее движущие силы? Каков тип взаимосвязи личности и социального окружения? Что означает оптимальное состояние личности? Каков путь развития личности?

По-английски личность- personality (от лат. persona, что означало маски, которые одевали актеры во время театрального представления). В русском языке личность уходит корнями в «личину», как называли маску скомороха на Руси. Таким образом, в понятие личности заложен компонент, который подчеркивает остойчивость определенных черт (маска ассоциируется с определенным образом), а также указывает на обращенность данных характеристик вовне, к окружающим.

В зарубежной традиции теории личности заостряют внимание на структуре, мотивации, развитии, психопатологии, психическом здоровье и возможностях изменения поведения посредством терапевтического воздействия 1 .

В основе теорий личности лежит ряд гипотез или допущений (чаще всего заимствованных из философии, в частности, экзистенциализма, прагматизма, марксизма) о том, что же есть человек на самом деле. Неисчерпаемость феномена человека позволяет интерпретировать одну и ту же личность в разные периоды с разных позиций к пониманию его природы, жизненного пути и т. п.

Авторы современного учебника В.В. Нуркова и Н.Б. Брезанская в качестве критериев классификации моделей психологического облика человека предлагают гомеостаз (равновесие) - гетеростаз (нарушение равновесия) и ориентацию на конфликт или на согласие.

Ориентация на конфликт или на согласие исходит из первоначальных посылок:

1.Человек от природы одержим примитивными импульсами. В этом случае конфликт между обществом и человеком неизбежен.

2.Человек от природы хорош, а общество вынуждает его поступать плохо. Конфликт может разрешиться при совершенствовании общества.

3. Конфликт может не проявиться в понимании природы человека как неоднозначной, где от общества зависит развитие его позитивных качеств и угнетение негативных.

4. Бесконфликтная позиция реализуется при подходе к человеку как чистой доске {tabula rasa), где общество отпечатывает на ней все, что пожелает.

К гомеостатическим теориям, ориентированным на конфликт, относится классический психоанализ. Конфликт инстинктов и предписаний общества является движущей силой личности.

Гомеостатические теории, ориентированные на согласие, рассматривают личность как адаптирующуюся к внешнему миру (бихевиористы, когнитивное направление). Гетеростатические теории во главу угла ставят личностный рост, выход за рамки себя, «преодоление себя». Кризисные ситуации рассматриваются как дополнительные стимулы развития. В основном это гуманистические теории (К. Роджерс и А. Маслоу). Главным источником развития личности А. Маслоу видел врожденные тенденции к самоактуализации. Причем реализация самоактуализации - наивысшая потребность, которая удовлетворяется вслед за удовлетворением физиологических потребностей, потребности в безопасности и защите принадлежности и любви, самоуважении.

Л.С. Выготский считал, что личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке охватывает единство поведения. Она не врожденна, а возникает в результате культурного развития.

Б.Г. Ананьев рассматривал личность как структуру, которая строится по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе элементарные и частные свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие строится на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них. В личности он выделял четыре основные стороны (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, уровень подготовленности или опыт личности, социально обусловленные качества личности) 1 , тесно взаимодействующие между собой, однако доминирующее положение оставалось за социальной стороной личности (мировоззрением, направленностью, идеалами и т. д.).

В.Н. Мясищев, характеризуя личность, отмечал доминирующее отношение (направленность) личности к миру, людям, своему делу и самому себе. Структура личности, по Мясищеву, совпадает с определением характера и является интегральным свойством. Кроме структуры личности Мясищев выделял мотивацию и тенденции личности.

А. Н.Леонтьев рассматривал личность через деятельность субъекта. По Леонтьеву, деятельность образована в иерархических отношениях, иерархии деятельностей - узлы - образуют ядро Личности, каталоги деятельностей подчиняются узлам, вокруг которых и центрируется личность 1 .

Концепция динамической функциональной структуры личности разработана К.К. Платоновым. Понятие динамической структуры следует понимать как изменчивость сторон личности в течение жизни, связанную с развитием, созреванием личности, а также с социальным распадом, возрастной деградацией и патологическим развитием.

Рассматривая личность как целое, К.К. Платонов представляет ее в виде субординации высших и низших структур.

Первая подструктура, по мнению ученого, наиболее существенна для личности в целом. Это социально обусловленные черты личности, которые характеризуют ее направленность (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания), их формирование происходит благодаря воспитанию.

Вторая подструктура представляет собой опыт личности (привычки, знания, умения, навыки), на котором сказывается и влияние врожденных биологических свойств. Опыт личности приобретается в обучении.

Третья подструктура - особенности психических процессов, включает память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, волю. Данные черты личности в большей мере зависят от индивидуальных особенностей психических процессов как форм отражения действительности и развиваются благодаря упражнению.

Четвертая подструктура представлена биопсихическими свойствами. К ним относятся темперамент, половые и возрастные свойства личности, а также патологические изменения. В связи с этим имеет место компенсация (замещение отсутствующих функций) и тренировка.

К.К. Платонов утверждал, что не только каждая подструктура имеет свои подструктуры, но и каждое свойство личности может рассматриваться по данному принципу, а также иметь взаимосвязь с другими подструктурами. Убежденность, например, относится к первой подструктуре, но в ее структуру входят в качестве элементов воля, соответствующие знания и умственные навыки.

Возрастная физиология

Личность - это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность - социальное существо, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее - своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее .

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути - это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек - природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное - то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. выделяет четыре подструктуры,
Первая - : моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая - это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья - это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности , которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура - биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, и т.п. - составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее "Я", руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.

Человек - это существо с очень сложной психической организацией. Он рождается и развивается по законам биологии и генетики, параллельно этому происходит формирование его личности и самосознания под воздействием социума. Кроме того, человек является субъектом деятельности практически во всех сферах жизни - социальной, духовной, экономической и политической.

Понятие личности и ее структура

Невозможно в рамках одной науки объять все многообразие граней человеческой сущности, из-за этого и существует множество теорий о том, что же представляет собой личность. Данный термин используется в современной психологии наряду с такими, как "индивид" и "индивидуальность", различие между ними в том, что два последних определения более конкретны и освещают лишь ту или иную сторону личности. В широком смысле личность - это совокупность качеств индивида, приобретенных им в процессе развития и проявляющихся в отношениях с другими индивидами или в различных сферах сознательной деятельности. Как видно из определения, понятие личности характеризует человека в основном в социальном плане. Структура личности в психологии представлена множеством различных классификаций, ниже будут представлены наиболее распространенные из них.

Теория личности в психологии по Фрейду

В 20-х годах ХХ века великий немецкий психолог разработал свою концепцию

анатомии человеческой души. Структура личности в психологии Фрейда состоит из трех компонентов: "Ид"- Оно (бессознательное), "Эго"- Я (сознательное) и "Супер-Эго"- Сверх-Я (совесть, идеальные установки). Ид - занимает центральное место в структуре личности на протяжении всей жизни индивида, главный его принцип - получение удовольствия от немедленного удовлетворения своих иррациональных желаний. Эго - это своего рода регулятор, пытающийся удовлетворить потребности Ид, в то же самое время не нарушая законов и традиций общества. Супер-Эго выполняет роль пропагандиста высоких нравственных идеалов, формируется в процессе воспитания.

Структура личности в психологии по Рубинштейну

Советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн предложил свою концепцию сторения личности человека. Он выделял также три составляющих:

2. Знания, умения и навыки (ЗУН), приобретенные в результате познавательной

деятельности.

3. Индивидуальные особенности, выраженные в чертах характера, темпераменте, способностях.

Структура личности в психологии по Платонову

К.К. Платонов рассматривал личность как совокупность биосоциальных свойств, среди которых он выделял четыре подструктуры:

1. Социально-направленные качества (моральные качества, социальные связи).

2. Опыт (привычки и ЗУН).

3. Индивидуальные биологически обусловленные черты (характер, темперамент, задатки, потребности).

4. Формы отражения психических процессов (мышление, воля, чувства, ощущения, память).

Как видно, классификация Платонова во многом совпадает с классификацией Рубинштейна, однако она более развернута. Данная модель существенно повлияла на развитие советской психологии.