Обращение порфирия петровича к раскольникова. Три поединка раскольникова и порфирия петровича сочинение

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание» главным героем является Родион Раскольников, а в качестве одного из второстепенных персонажей выступает следователь Порфирий Петрович, ведущий дело об ограблении и убийстве, которые совершил Раскольников.

Первая встреча между героями происходит в квартире Порфирия Петровича, при этом Родион сильно нервничает: «Мысли крутились, как вихрь, в голове Раскольникова. Он был ужасно раздражен», а сам Порфирий Петрович в свою очередь ведет себя совершенно спокойно и непринужденно. Также следователь упоминает статью Родиона «О преступлении…», что сразу дает понять Раскольникову, что его подозревают в преступлении и пытаются вытянуть из него признание, ведь в своей статье он высказывает свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, суть которой заключается в том, что кто-то должен только подчиняться, а кому-то дозволено даже совершать поступки, подобные поступку главного героя. После самой встречи Раскольников успокаивается и понимает, что его вина все еще не доказана.

Второе столкновение происходит в конторе, где работает Порфирий Петрович. Идет допрос. Следователь всячески давит на Родиона, он уверен, что именно главный герой совершил это преступление и старается вывести его на чистую воду. При этом Раскольников буквально закипает от злобы и называет все происходящее мукой: «одним словом: извольте или спрашивать меня, или отпустить, сейчас же… а если спрашивать, то не иначе как по форме-с! Иначе не дозволяю…». Подобная реакция только больше убеждает Порфирия Петровича в своей правоте насчет допрашиваемого, но неожиданно обоих сбивает с толку прибежавший в контору маляр Микола, бывший рядом с квартирой старухи-процентщицы во время убийства ее и ее сестры. Он берет всю вину на себя.

Третья и последняя встреча происходит в квартире у самого Раскольникова. На этот раз у следователя уже нет никаких сомнений в том, кто совершил это злодеяние, но Родион не признается в содеянном:

«-Это не я убил,- прошептал было Раскольников, точно испуганные маленькие дети, когда их захватывают на месте преступления.

Нет, это вы-с, Родион Романыч…».

Порфирий Петрович пытается убедить главного героя сознаться и ручается, что поможет смягчить наказание. Он дает ему время на раздумья и уходит.

В итоге можно сказать, что следователь Порфирий Петрович предстает перед нами рассудительным, умным и знающим свое дело человеком, так как он внимательно следил за своим собеседником, задавал наводящие вопросы, всячески давил на главного героя и по итогу всего понял, что преступник именно Раскольников. В свою очередь Родион показывается загнанным в угол. Он понимает, что его прижали к стене, и пытается отбиваться, но это все тщетно. Раскольников боялся разоблачения, ведь он считал, что его теория о «сильных мира сего» и «тварях дрожащих» верна, он хотел доказать себе, что он относится к первым, и никак не мог принять своей неправоты и своего поражения.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем» читают:

«Преступление и наказание» – важное произведение в творчестве и знаковая веха в истории мировой литературы. Два антагониста – убийца Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович – сталкиваются в судебном и идеологическом конфликте.

История создания

Произведение создано в 1866 году. Достоевский работал над сочинением, находясь на каторге. Первоначально повествование в романе должно было преподноситься в виде исповеди писателя, но замысел претерпел модернизацию. Направляя анонс своего творения редактору «Русского вестника» (журнала, в котором впоследствии был издан роман), автор дает ему характеристику «психологического отчета одного преступления».

«Преступление и наказание» соединяет в себе психологическую направленность и философский подтекст. Роман относится к течению под названием реализм. При этом автор сравнивает идеи героев-антиподов, не превознося свое мнение над точкой зрения персонажей, а соседствуя с ними.

Порфирий Петрович – главное действующее лицо в произведении, наравне с центральным персонажем Родионом Раскольниковым. Он занимает должность в петербургском следственном комитете, верой и правдой служит государству. Героя отличают положительные профессиональные качества: интуиция, отличная память, прозорливость, сосредоточенность, внимательность и острый ум. Мужчина 35 лет, он называет себя конченым человеком и стариком.


Внешность следователя малопривлекательна. Он пухловат, кожа имеет болезненный оттенок, а в фигуре прослеживается что-то женоподобное и мягкое. Его образ заводит в тупик преступников, которых детектив обводит вокруг пальца, расследуя очередное дело. Порфирий Петрович честен и справедлив, знает цену слову, отличается цинизмом и недоверием к посторонним. При необходимости следователь примеряет на себя любую маску, чтобы выведать необходимую информацию.

Идеология Раскольникова стала известна Порфирию Петровичу задолго до личного знакомства с безжалостным студентом. Следователь читал статью Родиона, опубликованную в газете. В ней освещалась идеология, в соответствии с которой выделялись люди «высшей расы» и «низшего разряда». Студент рассуждал о возможности убийства первыми вторых, оправдывая свои доводы.

«Преступление и наказание»

Порфирий Иванович взялся вести расследование убийства старухи-процентщицы и ее родственницы Лизаветы. У героя не говорящее имя, но о фамилии следователя любопытно рассуждать. На протяжении всего романа автор не упоминает о ней ни разу. Зато в произведении «Братья Карамазовы» фигурирует тезка слуги закона с фамилией Знаменский, что свидетельствует о своеобразной отсылке, сделанной Достоевским.


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Причина противостояния Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова кроется в разнице их теорий. Спор о сути преступления демонстрирует жизненные позиции оппонентов. Раскольников формирует собственную идеологию, его метод основывается на идее существования особенных людей, для которых убийство не считается преступлением. Порфирий Петрович не находит улик против преступника. Его роль в романе – выявление нигилизма, атеизма и дуалистичности главного героя. Разоблачение происходит вопреки отсутствию доказательств.

Словесные поединки героев привели к тому, что следователь догадался о вине Раскольникова. Только приход с повинной Миколки мешает свершению суда. Но Порфирий Петрович уверен, что предположения верны. Он чувствует связь с преступником, так как понимает его убеждения. В понимании следователя Родион – «страшный боец», который способен на поиск веры. Спокойствие, которое можно обрести, только признавшись в грехе, Раскольников обретает благодаря своему оппоненту.


Биография Порфирия Петровича мало описана в произведении. Сложно предположить, каким образом формировался метод работы детектива. Он демонстрирует знание психологии, особенный метод ведения допроса с применением подслушивания. Анализ каждой встречи героев позволяет понять, что натолкнуло следователя на верный путь дознания.

Первый разговор Раскольникова с представителем закона состоялся, когда следователь был одет по-домашнему, в халате и туфлях, без бакенбард и усов. Родиону казалось, что Порфирий Петрович видит его насквозь, а детектив решил блефовать. Речь в диалоге идет о причинах, по которым совершаются преступления, и их сути. Следователь припоминает студенту его статью в газете.

Второе свидание инициировано Родионом, проникшимся ненавистью к своему оппоненту. Герой рассчитывал на возможность развеять подозрения, возникшие, по его мнению, из-за отсутствия предосторожностей. При встрече Порфирий Петрович дает герою понять, что догадывается о совершенном убийстве и грабеже, заводит разговор о свободе, душевном спокойствии и строит беседу таким образом, что Раскольников невольно признается в содеянном.


Победа следователя в споре с преступником заключается в возможности принизить идею, пропагандируемую Раскольниковым. Это и становится причиной узнавания в романе.

Официальное признание происходит при третьей встрече мужчин. Придя на квартиру, где жил Раскольников, Порфирий Петрович дает понять, что не испытывает к тому личной неприязни. К удивлению читателя, следователь демонстрирует сострадание и симпатию к преступнику. Раскольникову это непонятно, равно как и способ изъяснения собеседника. Детектив посмеивается над подозреваемым, и в такие минуты он одновременно и злодей, и добродетель. Два героя существуют как взаимно притягиваемые и отталкиваемые магниты.

Устав от необходимости вилять и выкручиваться, Раскольников понимает, что следователь говорит с ним серьезно. Крах теории Раскольникова происходит у него на глазах. Герой убеждается в том, что у него нет качеств сродни наполеоновским. Совесть оказывается сильнее собственного воспевания. Стыд, осознание того, что его принцип оказался неверным, не позволяют Раскольникову перешагнуть через содеянное и двигаться дальше по жизненному пути.

Экранизации


Являясь примером классической литературы, роман «Преступление и наказание» неоднократно был экранизирован. Первая лента вышла под руководством Василия Гончарова. Фильм не сохранился, кто исполнил роль Порфирия Петровича – осталось загадкой. В фильме Ивана Вронского, вышедшего в 1913 году, в образе следователя предстал сам режиссер.


Андрей Панин в сериале "Преступление и наказание"

За ними последовали французские экранизации 1934 и 1956 года, поставленные Пьером Шеналем и Жоржем Лампеном. В советской ленте 1969 года роль Порфирия Петровича режиссер Лев Кулиджанов отвел . , работая над проектом «Тихие страницы», пригласил к сотрудничеству петербургского артиста , а роль в кинокартине 2007 года Дмитрия Светозарова стала вехой в карьере .

Цитаты

«Вы и убили-с», - приговаривает Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым.

Чуткий и проницательный следователь быстро раскусил подозреваемого. В его душе соседствуют противоречивые чувства по отношению к студенту. Отчасти он презирает своего оппонента, считая его преступником, бесстыжим бандитом, поставившим себя выше других:

«Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит».

И в то же время Порфирий Петрович восхищается качествами, которые проявляет Раскольников. Для детектива они очевидны на уровне статьи Родиона:

«Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния».

Искренность и безоглядная вера в собственную правоту не дают Порфирию Петровичу оставаться хладнокровным. В финале романа он не арестовал Раскольникова. Слугу закона настигает смерть. Единственное, что он может произнести в последние минуты жизни – это мудрые слова в адрес Раскольникова. Философская мысль мужчины обрывается на полуслове:

«Смерть - это не когда вы теряете сознание навсегда. Смерть - это когда сознание осознает вас до самого конца, насквозь, до того слоя, где вас никогда не было и не…»

Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5 второй части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Ф. М. Достоевский - гениальный русский писатель XIX века, его творчество является совершенно уникальным вкладом в сокровищницу русской и мировой литературы. Одним из самых ярких произведений писателя является роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 году и принадлежащий к числу тех шедевров, ценность которых со временем не умаляется, но возрастает для каждого поколения. Несомненно, роман остается одним из самых сложных в русской литературе. Эта сложность определяется глубиной философских и психологических проблем, поднятых автором. Одна из проблем - проблема противоречия между целью, намеченной человеком, и средством ее достижения. Другая же заключается в постановке вопроса: что должно стать движущей силой поступков - сформулированная человеком теория, идея или голос его сердца, совесть? Ф. М. Достоевский, для которого нравственным идеалом и образцом является Христос, дает вполне определенный ответ на этот вопрос, ярко раскрывая образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Несущая в своем сердце любовь Соня противопоставлена Раскольникову, который категорически делит людей на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих» распоряжаться жизнями других людей. Но что же действительно способно изменить мир в лучшую сторону: всепрощающая благодатная любовь или убийство, насилие, символом которых в романе является топор Раскольникова?

процентщицы Алены Ивановны. Эпизод «Встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем» является ключевым в романе, так как на его страницах главный герой формулирует суть своей теории, объясняющей смысл некоторых исторических событий и смысл отдельной человеческой жизни. В этом эпизоде ярко раскрывается мастерство Достоевского-психолога, способного заглянуть в глубины человеческой психики и разума. Несомненно, что здесь еще в полной мере проявилась такая характерная примета писательского стиля, как полифонизм, так как голос каждого героя несет свою правду, истину, звучит равноправно и полновесно среди голосов других персонажей. Поскольку разговор Раскольникова с Порфирием Петровичем занимает практически всю пятую главу, то логично было бы выделить в ней три композиционные части. В первой части герои знакомятся друг с другом и Родион Раскольников говорит о цели своего визита, во второй - Федор Михайлович Достоевский излагает свою теорию, а третья - дает возможность проследить и понять реакцию героев, действующих в эпизоде, на сказанное Раскольниковым.

следователем. Он поставил перед собой цель - не выдать себя перед Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи-процентщицы. Раскольников, как выясняется, - великолепный актер, определивший для себя задачу смотреть за собой со стороны глазами Порфирия Петровича. И эта психологическая игра осуществляется в двух планах повествования: внешнем (описание действий героев, их диалоги) и внутреннем («внутренний», «мысленный» голос главного героя, звучащий в репликах и монологах). Что же представляет собой человек, которого так боится Раскольников? Автор психологически точно рисует портрет Порфирия Петровича. В этом портретном описании ведущим является прием контраста. Действительно, совсем не гармонируют домашняя, «в халате», «в стоптанных туфлях», полная фигура следователя, в которой было «даже что-то бабье», «пухлое», «круглое», «курносое» лицо с выражением глаз, которые были «с каким-то жидким водянистым блеском» и как бы говорили о том, что от этого человека можно ожидать нечто «более серьезно», чем могло показаться с первого взгляда. Раскольников очень ясно излагает просьбу о возвращении ему заложенных у Алены Ивановны вещей.

Его внутреннее напряжение, страх быть разоблаченным выражается в двух планах повествования: с одной стороны, наблюдается сложное единство внутренних реплик героя, оценивающих поведение Разумихина («Дурак!»), Порфирия Петровича («Знает!») и свое собственное («Хорошо ли? Натурально ли?»), с другой - дается описание внешних событий, происходящих в комнате. Во второй части эпизода происходит философский поединок между Раскольниковым и Порфирием Петровичем. Герои заводят разговор о сущности преступлений и их причинах. Разумихин высказывает свою точку зрения на преступления социалистов. Он критически излагает суть их взглядов: «... все у них потому, что «среда заела», - и ничего больше!» Что касается Порфирия Петровича, то он не совсем соглашается с Разумихиным, не отрицая, однако, того, что «среда» в преступлении «много значит». Затем Раскольников по просьбе следователя комментирует свою статью, которая неожиданно для него была опубликована в «Периодической речи».

«умышленно» и «усиленно» искажает ее смысл? Возможно, чтобы услышать личное мнение Раскольникова о его статье? Объясняя смысл статьи, герой излагает суть своей теории. Получается, что теория, которая завела Раскольникова в жизненный тупик, заключается в делении людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». В то время когда огромное большинство «обыкновенных» людей молчаливо и покорно подчиняется установленному порядку вещей, не имея силы и не смея восстать против него, в истории человечества время от времени появляются «необыкновенные» люди, которые становятся ее творцами. Они смело восстают против существующего порядка и при этом, присвоив себе право нарушать все нормы морали, не останавливаются перед насилием и преступлением, чтобы навязать человечеству свою волю.

«Ведь это разрешение крови по совести, это... страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...» Слабый момент в теории главного героя - «практический случай»: вдруг кто-нибудь из людей «обыкновенных» возомнит себя «право имеющим» и пойдет на преступление. Последняя часть диалога посвящена таким понятиям, как наказание и совесть. По мысли Раскольникова, общество слишком обеспечено «ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами», чтобы не оставлять преступника безнаказанным. Если же у совершившего преступление есть совесть, то он может страдать. «Это и наказание ему, - опричь каторги», - утверждает герой. Еще одна фраза - «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» - показывает, насколько же в Раскольникове сильно противоречие между его разумом, создавшем теорию, и глубоким, способным на сострадание сердцем.

причастность к преступлению. Завершающей репликой философского спора является вопрос следователя о том, к какому разряду автор статьи причисляет себя: к людям «необыкновенным»? «Очень может быть», - отвечает Раскольников. Таким образом, философская основа преступления полностью подтверждена им самим. А юридическую ловушку Порфирию Петровичу захлопнуть не удалось - главный герой доказал следователю, что в день убийства он не был в квартире Алены Ивановны.

выявляет слабые места этой теории, а это позволяет предположить, что «наказание... опричь каторги» для героя уже началось, так как его отношение к Мармеладовым, девочке на бульваре, своим близким обнаруживает в нем «глубокое сердце», для которого «боль и страдания... обязательны». Далее уже по законам детективного жанра Порфирию Петровичу остается только юридически доказать вину Раскольникова.

Следователь Порфирий Петрович из романа "Преступление и наказание" - умный и тонкий психолог. Необычная форма ведения допроса (постоянное подслушивание) сбивает с толку Раскольникова и убеждает, что убийца именно он.
Первый раз Раскольников зашел к Порфирию Петровичу со смехом. "Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке..."
Раскольников уверен, что следователь знает о нем все. Тот его не разубеждает. Они спорят о сущности и причинах преступлений, следователь упоминает статью Раскольникова на эту тему.
Вторая встреча происходит по инициативе самого Раскольникова, хотя, "всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя". В беседе Порфирий Петрович намекает Раскольникову, что он подозреваемый. "Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!"
Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Он симпатизирует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого. Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его, и тот никак не может уловить, когда Порфирий Петрович серьезен, а когда валяет дурака. Он говорит страшные вещи, подает страшные намеки, но делает их в форме шутки, и это еще больше, чем намеки, задевает Родиона. Порфирий Петрович призван принизить идею в глазах Раскольникова, прозаически развенчать ее. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом и попадается.
Порфирий - это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Раскольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его "хи-хи", смешанные с состраданием, нетерпимы для "наполеончика" из Столярного переулка. И лишь когда он приходит к Раскольникову на квартиру, то не смеется, не подхихикивает - и этим снимает маску и добивает Раскольникова.
Измотанный страхом разоблачения, Ракольников "почувствовал вдруг, как он ослабел, физически ослабел". Одна внезапная посторонняя мысль вдруг почти смешит его: "Наполеон, пирамиды, Ватерлоо и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью, - ну каково это переварить хоть бы Порфирию Петровичу!.. Где ж им переварить!.. Эстетика помешает: "полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к "старушонке"? Эх, дрянь!.."
Главный герой "Преступления и наказания" постепенно понимает, что он отнюдь не Наполеон и что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной "гаденькой старушонки". Раскольников чувствует, что его преступление - в отличие от кровавых деяний Наполеона - стыдное, неэстетичное, и пытается определить, где же он сделал ошибку. "Старушонка вздор! - думал он горячо и порывисто. - Старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается".

Порфирий Петрович является одним из ключевых персонажей в романе метра русской классики Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Характеристика Порфирия Петровича

Герой исправно служит много лет закону и занимает должность пристава в следственном комитете города Петербурга, где и разворачивается история. Порфирий Петрович наделён интуицией настоящего сыскаря, он умён и прозорлив, умеет подметить детали и не жалуется на память. Сам себя он называет стариком, несмотря на средний возраст, и считает себя человеком «законченным». Во внешности его, особенно в телосложении, есть что-то «бабье» — пухлое лицо, с болезненным оттенком, белёсые ресницы. Как следователь, этот яркий персонаж весьма талантлив. Свободно может провести любого, но лишь с целью вывести на чистую воду. Где нужно — легко притворяется. Часто циничен и недоверчив. Но вместе с тем, он честен и умеет держать слово. Порфирий Петрович ещё до преступления Раскольникова наткнулся в газете на статью, в которой молодой студент рассуждал на тему дозволенности совершить убийство, если убитый человек из «низшего разряда», а убийца — представитель «высшей расы».

Роль в сюжете

Волей судьбы Порфирию Петровичу достаётся расследование убийства и её сестры. Не имея никаких улик, увлекающийся психологией следователь, догадывается, что преступление на совести . Важную роль тут сыграла, написанная ранее молодым преступником статья. Она хоть и была анонимна, но дотошный пристав выяснил авторство через редакцию. Вступая в споры на вечные темы нравственности, Порфирий Петрович почти вынуждает Раскольникова на пике нервного срыва признаться в содеянном преступлении. Планы разбиваются о признательные показания маляра Миколки, и настоящий преступник ускользает.

Неожиданно для самого себя следователь проникается сочувствием к Раскольникову. Добрым сердцем он понимает, что Родион неплохой человек, которого сломала бедность. И его главной задачей становится не просто довести оступившегося студента до явки с повинной, но и добиться его полного раскаяния. Только так, считает Порфирий Петрович, у молодого человека появится вновь смысл в жизни, и так он поймёт ошибку в своих философских изысканиях.

На протяжении всего романа бедный студент Раскольников и следователь Порфирий Петрович лично встречаются три раза:

Первая встреча - квартире Порфирия Петровича

Предлогом к этому визиту становятся вещи, которые Раскольников закладывал у старухи-процентщицы и которые теперь хранятся в полиции. Разумихин на правах друга приводит Раскольникова к своему родственнику Порфирию Петровичу.

Вторая встреча - в конторе

В этом разговоре Порфирий Петрович ведет себя более нагло и напористо, что не нравится Раскольникову. Студент теряет самообладание и объявляет, что не позволит себя "мучить". Раскольников требует допрашивать его "по форме", а не издеваться. Этим он снова сам себя выдает. Во время этой беседы в кабинет прибегает маляр Миколка и сознается в убийстве старухи и ее сестры (Миколка клевещет на себя). Это появление "кающегося" Миколки ломает планы Порфирия.

Третья встреча - в комнате Раскольникова

В эту встречу Порфирий Петрович и Раскольников беседуют наедине. Порфирий неожиданно заявляет Раскольникову, что знает о его преступлении. Следователь по-дружески советует Раскольникову явиться с повинной, чтобы получить меньший срок каторги. Порфирий обещает, что приложит усилия, чтобы смягчили наказание (он сдержит свое слово). Таким образом следователь подталкивает Раскольникова к единственно правильному шагу - к явке с повинной (что тот и сделал).

Стоит обратить внимание на то, что в святцах упоминается Порфирий Эфесский - лицедей и мученик, который жил в III веке при Юлиане Отступнике. Занимаясь лицедейством, насмехался над христианскими обычаями. Уверовав, открыто объявил себя христианином и был обезглавлен.

Вспомним в связи с этим, как во время первой встречи с Раскольниковым Порфирий постоянно хихикает, подмигивает, жмурится, во время второй встречи говорит об игривом уме, комической струне и упоминает Гоголя, а во время третьей встречи сравнивает Раскольникова с мучеником: «Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».