Девиация в обществе. Понятие, теории и формы девиантного поведения

В каждом обществе появляются люди — выдающиеся и «простые», — которые нарушают существующие в нем нормы — моральные, правовые, эстетические.

(отклоняющееся) поведение — это общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе, социальном слое, группе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов.

Иначе говоря, у девиантного поведения — девиантная мотивация. Примерами подобного поведения служат отсутствие приветствия при встрече, хулиганство, инновационные или революционные действия и т. п. Девиантными субъектами являются молодые аскеты, гедонисты, революционеры, психически больные, святые, гении и т. п.

Действия человека включены в социальные взаимосвязи и системы (семья, улица, коллектив, работа и т. и.) с обшей нормативной регуляцией. Поэтому девиантным является поведение, нарушающее стабильность процессов . Равновесие (стабильность) социального взаимодействия предполагает интеграцию действий многих, которая нарушается девиантным поведением одного или нескольких людей. В ситуации девиантного поведения человек, как правило, ориентируется на ситуацию, включающую в себя (1) других людей и (2) общие нормы и ожидания. Девиантное поведение вызывается как недовольством другим, так и нормами взаимоотношений.

Например, рассмотрим социальную связь студента с родителями во время учебы в вузе. Родители ждут от него хорошей учебы, которую трудно совмещать с ролями спортсмена, влюбленного, работника и т. п. Студент начинает учиться неудовлетворительно, т. с. девиантно. Для преодоления такой девиантности существует несколько возможностей. Прежде всего, можно изменить свои потребности, что скажется на оценке других людей и норм регуляции. Так, студент может отказаться от мотивации на отличную учебу и ограничиться удовлетворительной. Далее, можно изменить предмет своей потребности и тем самым смягчить напряженность в социальной связи. Например, он может убедить родителей, что его работа смягчает бремя расходов семьи по его учебе в вузе. И, наконец, студент может уйти из дома, перестать ориентироваться на своих родителей и начать ориентироваться на своих друзей и подруг.

Девиация и — два противоположных типа поведения, один из которых ориентирован только на действующего, а другой — также и на общество, в котором он живет. Между конформной и девиантной мотивацией действий людей находится индифферентная. Она отличается отсутствием как конформной, так и отчужденной ориентацией на предметы и ситуацию, которые в этом случае превращаются в нейтральные.

Девиация включает в себя три элемента: 1) человека с ценностями (ориентация на других) и нормами (нравственная, политическая, правовая); 2) оценивающего человека, группы или организации; 3) поведения человека. Критерием девиантности поведения являются моральные и правовые нормы. Они различны в разных типах обществ, поэтому поведение, являющееся девиант- ным в одном обществе, не будет таковым в другом.

Например, в буржуазном обществе, ориентированном на личный успех, поступки типа подвигов Павки Корчагина или Александра Матросова считаются девиантными. А в советском обществе, ориентированном на интересы государства, они официально считались героическими. Противоречие между ориентацией на индивида и ориентацией на общество характерно для всей истории человечества, оно нашло свое выражение в двух противоположных типах личностей: коллективистском и индивидуалистском.

Типы девиантного поведения

В зависимости от отношения к людям выделяет два типа девиантного поведения:

1. Личность заботится об установлении и сохранении отношений с другими личностями. Она может стремиться возобладать над другим, поставить его в подчиненное положение. Это часто обусловлено девиантной мотивацией и поведением. Так часто поступают члены преступных групп.

2. Личность уступает другим, подчиняется им. В этих случаях она может стать на путь девиантной мотивации и поведения, особенно по отношению к личности активной и сильной. Так, в большевистском руководстве пассивное приспособление к Сталину и сталинской иерархии стало причиной девиантности множества людей.

Классификация девиантного поведения в зависимости от отношения к стандартам (потребностям, ценностям, нормам) в обществе разработана Мертоном (в 1910 г.), который выделял следующие типы девиантного поведения:

Тотальный конформизм (нормальность) поведения, принятие культурных норм. Таким является поведение человека, получившего хорошее образование, имеющего престижную работу, продвигающегося по карьерной лестнице и т. п. Такое поведение реализует как собственные потребности, так и ориентировано на других (соблюдены нормы). Это, строго говоря, как раз единственный тип недевиантного поведения, по отношению к которому выделены разные типы девиации.

Инновационное поведение , с одной стороны, означает согласие с целями своей жизнедеятельности, одобряемыми в данном обществе (культуре), но, с другой стороны, не следует общественно одобряемым средствам их достижения. Инноваторы используют новые, нестандартные, девиантные средства достижения общественно-полезных целей. В постсоветской России множество инноваторов занялись приватизацией государственной собственности, строительством финансовых «пирамид», вымогательством («рэкетом») и т. п.

Ритуализм доводит до абсурда принципы и нормы данного общества. Ритуалисты — бюрократ, требующий соблюдения всех формальностей от просителя, и забастовщики, работающие «по правилам», что приводит к остановке самой работы.

Ретреатизм (бегство от действительности) — это вид девиантного поведения, при котором человек отвергает и одобряемые обществом цели, и пути (средства, время, издержки) их достижения. Такое девиантное поведение присуще бомжам, пьяницам, наркоманам, монахам и т. п.

Революция (бунт) — это форма девиантного поведения, которая не только отрицает устаревшие цели и пути поведения, но и заменяет их новыми. Российские большевики во главе с Лениным отвергли цели и средства буржуазно-демократического общества, складывавшегося в 1917 году в России после свержения самодержавия, и восстановили последнее на новой идеологической, политической, экономической и социальной основе.

Из сказанного видно, что конформизм и девиация — два противоположных видов поведения, которые взаимно предполагают и исключают одно другое. Из описания типов девиации следует, что она не является исключительно негативным видом поведения людей, как это может показаться на первый взгляд. Юрий Деточки н в фильме «Берегись автомобиля» ради благородных целей — борьбы со спекулянтами и «теневиками» — крал у них автомобили, а средства от продажи перечислял в детские дома.

Становление девиантного поведения проходит несколько стадий: 1) появление культурной нормы (например, ориентации на обогащение в постсоветской России); 2) появление социального слоя, который следует этой норме (например, предпринимателей); 3) превращение в девиантные форм деятельности, не ведущих к обогащению (например, в нашем случае, нищенской жизни многих рабочих и служащих); 4) признание человека (и социального слоя) девиантным со стороны других; 5) переоценка данной культурной нормы, признание ее относительности.

Понятие, теории и формы девиантного поведения

Под (отклоняющимся) поведением в широком смысле понимают любые поступки или действия людей, не соответствующие писаным и неписаным нормам, причем как положительные, так и отрицательные. Это могут быть культурно одобряемые отклонения, например сверхгениальность, героизм, самопожертвование, альтруизм, трудоголизм и др., а также культурно неодобряемые отклонения, начиная от безбилетного проезда, кончая убийствами и другими тяжкими преступлениями.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения от нормы (от закона), которые влекут за собой уголовное наказание. Совокупность противоправных поступков получила в социологии название — делинквентное поведение. Девиантное поведение — относительно, поскольку имеет отношение к моральным нормам, ценностям данной группы, делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Принято различать первичную и вторичную девиацию. Первичным называют такое отклонение , которое в целом соответствует принятым в обществе нормам и является настолько незначительным и терпимым, что окружение индивида не квалифицирует его девиантом, и он себя таковым не считает. Под вторичным отклонением понимают поведение, которое в значительной степени отклоняется от существующих в группе норм и потому определяется как девиантное, и личность уже идентифицируется как девиант.

Каковы же причины девиации?

Более ста лет назад были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Так, итальянский врач Ч. Ломброзо (1835- 1909) предложил френологическую теорию девиации , пытаясь выявить прямую связь между преступным поведением человека и его биологическими характеристиками. По его мнению, «криминальный тип» есть результат деградации в более ранних стадиях человеческой эволюции. В 1940 г. последователь Ломброзо американский психолог и врач У.Х. Шелдон подчеркивал важность строения тела. В его типологии — эндоморф (человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) общителен, умеет ладить с людьми; мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен: эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. На основе проведенных исследований Шелдон приходит к выводу, что наиболее склонны к девиации мезоморфы.

Психологическую теорию девиации развивает 3. Фрейд. Он объясняет ее недостаточно развитым «Супер-Эго» и обосновывает «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и «психопатией», как бы запрограммированностью отклонений.

Основы социологической теории девиации были положены Э. Дюркгеймом. По его мнению, основной причиной девиации является аномия - состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Все это нарушает стабильность общества, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Дальнейшее развитие теория аномии получает у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считал разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. На основании дилеммы «цель — средства» Р. Мертон выделил пять типов поведения, четыре из которых относятся к девиации (Приложение, схема 18):

  • конформность - тип поведения, предполагающий соответствие принятым в обществе целям и средствам их осуществления;
  • инновация — индивид разделяет социально одобряемые цели общества, но выбирает неодобряемые средства их достижения, причем средства не обязательно должны быть криминальными, они просто непривычные в данный момент времени для данного общества;
  • ритуализм — предполагает отрицание целей, провозглашенных обществом, при условном согласии с одобряемыми средствами их достижения (например, в брежневскую эпоху, когда в коммунизм никто уже не верил, но ритуалы, связанные с ним, стати чем-то вроде привычек и еще сохранялись в обществе);
  • ретрицизм — отказ от принятых обществом целей и средств как «бегство от действительности», своеобразный социальный нигилизм (бродяги, наркоманы, алкоголики, живущие в обществе, но не принадлежащие ему);
  • бунт, мятеж — отрицание старых социально принятых целей и средств с одновременной заменой их новыми (революционеры, радикальные экстремисты).

При использовании этой типологии необходимо помнить, что люди, живя в обществе, никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами.

В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы, но преобладает какой-то один.

Отметим еще один интересный феномен проявления девиантного (отклоняющегося) поведения — нормы-оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких- либо запретных желании и действии без открытого вызова существующим моральным нормам.

Среди других теорий, объясняющих происхождение девиаций, можно выделить:

  • теорию подражания французского социолога Г. Тарда. По его мнению, люди становятся преступниками потому, что с ранних лет попадают в преступную среду, и именно она для них является референтной группой;
  • теорию дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда. Развивая мысль Г. Тарда, он подчеркивал, что многое в девиантном поведении индивида зависит от его окружения, т.е. от того, кто именно его учит и чему. Поэтому, чем дольше индивид пребывает в криминальной среде, тем больше вероятность того, что в будущем он станет девиантом. Эти две теории объединяются под общим названием «теория культурного переноса девиации»;
  • теорию стигматизации (от Греч, stigma - клеймо), или навешивание ярлыков, авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт, Г. Беккер. Согласно этой теории девиация определяется не столько поведением или содержанием конкретных поступков, сколько групповой оценкой, «навешиванием» на человека ярлыка «нарушителя» установленных норм и применением против него санкций.

Таковы основные исследовательские подходы к изучению причин появления и распространения девиантного поведения.

Виды и формы девиации

К основным формам девиантного поведения в широком смысле относятся:

  • пьянство и ;
  • употребление наркотиков;
  • преступность;
  • самоубийство;
  • проституция.

Как считают специалисты, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно, его просто невозможно искоренить. При этом они отмечают, что девиации закономерно возникают в обществах, переживающих трансформацию, где на фоне усиления кризисных явлений у людей нарастает неудовлетворенность своим положением, что вызывает чувство социальной неудовлетворенности, невостребованности и отчуждения от общества. Это чувство депривации в ряде случаев может привести к появлению среди населения пессимистических настроений и его деморализованности (упадок духа, растерянность).

По данным социологов, сегодня для 85% населения страны характерна в той или иной степени деморализованность. Типичным реакциями на аномию становятся безразличие к средствам достижения цели, коррупция, цинизм, экстремизм. Механизм девиантного поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.

Функции девиации.

Девиантное поведение может также способствовать эффективному функционированию общества.

Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам.

Во-вторых, не выражаются в твердых правилах или сводах законов. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для «коллективного сознания». Американский социолог Кай Т. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственным органам контроля, является реклама их деятельности. Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейчас те же результаты достигаются с помощью средств массовой информации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда.

В-третьих, привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить самое себя. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. При этом возникающие эмоции разжигают страсти и укрепляют связи между людьми «нашего типа». Трения и антагонизмы между внутренними и внешними группами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность. Точно так же кампании против ведьм, предателей, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между «хорошими людьми». К примеру, Эриксон показал, что члены пуританской общины, почувствовав угрозу своей безопасности, намеренно инициировали «волны преступлений» и истерию «охоты на ведьм», чтобы отвести беду от своей общины и заново очертить групповые границы.

В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно. Конечно, политическая элита не может рассматривать высокий уровень грабежей как сигнал того, что грабежи следуют легализовать, а общественные блага перераспределить. Однако этот факт говорит о том, что в обществе множество неудовлетворенных людей, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, что соотношение социальных сил находится под вопросом, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре. Таким образом, девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель.

Дисфункции девиации.

Несомненно, большинство обществ способно ассимилировать немалое число отклонений от нормы без серьезных последствий для себя, однако постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организационную жизнь общества или даже подорвать ее. Социальная организация общества складывается из скоординированных действий множества людей. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнять свои действия в надлежащее время и в соответствии с общественными ожиданиями, институциональной жизни может быть нанесен весомый урон.

Девиация также подрывает готовность члена общества выполнять свои социальные роли и вносить вклад в функционирование социальной системы. Если некоторые индивиды получают вознаграждения, причем несоразмерные, «играя» не по правилам (это относится к так называемым бездельникам, симулянтам, подхалимам и паразитам и т.п.), у других возникает чувство обиды и горечи. При этом страдают мораль, самодисциплина и верность долгу. Общественная жизнь диктует необходимость доверять друг другу. Человек должен иметь уверенность в том, что другие тоже живут по принятым нормам. Принимая на себя обязательство перед коллективом, член общества вкладывает определенные средства, отказывается от каких- то альтернатив и питает некие надежды на будущее, ожидает от других людей таки же поступков. Но если эти другие не оправдывают доверия, человек ощущает, что его усилия бессмысленны, напрасны и наивны, и уже не так стремится «играть по правилам».

3. Функции и дисфункции девиации

Функции девиации. Девиантное поведение может также способствовать эффективному функционированию общества. Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Во-вторых, не выражаются в твердых правилах или сводах законов. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для «коллективного сознания». Американский социолог Кай Т. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственным органам контроля, является реклама их деятельности. Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейчас те же результаты достигаются с помощью средств массовой информации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда. В-третьих, привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить самое себя. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. При этом возникающие эмоции разжигают страсти и укрепляют связи между людьми «нашего типа». Трения и антагонизмы между внутренними и внешними группами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность. Точно так же кампании против ведьм, предателей, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между «хорошими людьми». К примеру, Эриксон показал, что члены пуританской общины, почувствовав угрозу своей безопасности, намеренно инициировали «волны преступлений» и истерию «охоты на ведьм», чтобы отвести беду от своей общины и заново очертить групповые границы.

В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно. Конечно, политическая элита не может рассматривать высокий уровень грабежей как сигнал того, что грабежи следуют легализовать, а общественные блага перераспределить. Однако этот факт говорит о том, что в обществе множество неудовлетворенных людей, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, что соотношение социальных сил находится под вопросом, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре. Таким образом, девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель.

Дисфункции девиации. Несомненно, большинство обществ способно ассимилировать немалое число отклонений от нормы без серьезных последствий для себя, однако постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организационную жизнь общества или даже подорвать ее. Социальная организация общества складывается из скоординированных действий множества людей. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнять свои действия в надлежащее время и в соответствии с общественными ожиданиями, институциональной жизни может быть нанесен весомый урон.


Заключение

Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение – два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).

Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны.

Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т.д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).

В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.


Список литературы

1. Волков Ю.Г., Социология - М.: Гардарики, 2008-450 с.

2. Гилинский Я. Социология девиантного поведения – СПб.: Питер, 2009-507 с.

3. Касьянов В.В., Социология права – Ростов-н-Дону: Феникс, 2008-217 с.

4. Курганов С.И., Социология для юристов. М.: Юристъ, 2007-114 с.

5. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? Социологические исследования,2008, - № 9.


Душе осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т.к. репертуар уже знаком). 3. Исследование влияния акцентуаций характера на девиантное поведение подростков 3.1. Постановка задачи и методы исследования Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только...

Группа – это подростки, учащиеся средней школы. В данной работе использовались следующие методики: 1. Методика Маскулинность – Феминность Сандры Бем. На первом этапе исследовалось поведение несовершеннолетних подростков с девиантным и недевиантным поведением. Было проведено исследование по методике Сандры Бем «Маскулинность – Феминность». Методика была предложена Сандрой Бем (1974г.) для...

Своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации. Глава 3. Особенности девиантного поведения подростков. 3.1. Типичные формы девиантного поведения подростков. Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм...





Личности. 4. не существует различий у подростков, отличающихся по половому признаку, воспитывающихся в приюте в склонности к девиантному поведению. Заключение В данной курсовой работе рассматривалась тема: «Особенности девиантного поведения у подростков, воспитывающихся в приюте». В теоретической части рассматривалось: особенности девиантного поведения, понятие девиантного поведения, ...

Под девиацией (от лат. - от

клонение) понимается отклонение от принятых в обществе норм поведения. Если нормативным называют такое поведение индивидов, которое соответствует ролевым ожиданиям и ориентировано на признанные обществом ценности и нормы, то к отклоняющимся или девиантным относят любое отклонение от общепринятых и регламентирующих норм, принципов.

Это может быть единичное действие, поступок индивида, не соответствующие принятым в данном обществе нормам, но сюда же относятся социальные явления более широкого плана (криминализация общества, коррупция чиновников, увеличение числа разводов и пр.).

Понятие нормы и отклонения всегда определяется социально. В условиях повсеместно распространенной малодет- ности, когда в семье рождается один или два ребенка, именно такое количество детей становится социально приемлемой нормой. При этом многодетность, т.е. трое и более детей в семье в одних государствах оценивается как позитивное и заслуживает всяческого поощрения, а в других - осуждается как безответственное родительство, которое по своим последствиям наносит ущерб нормальному развитию общества (Китай).

Существует несколько социологических объяснений девиации.

Так, Э. Дюркгейм (1858-1917) видел основную причину девиации в социальной нестабильности. Используя категорию аномии, как особое состояние общества периода радикальных изменений, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились, ученый использует функциональный подход, объясняющий отклоняющееся поведение. Р. Мертон считал, что отклонения - следствие несогласованности между заявленными в обществе социально одобряемыми целями и неэффективностью законных средств их достижения. Современная реклама навязывает высокие стандарты жизни, для реализации которых нужны немалые ресурсы. Но законными средствами (честным трудом, ответственным поведением) их трудно достичь. Согласно концепции Р. Мертона, именно в этой ситуации появляются люди и группы, пользующиеся запрещенными способами реализации целей. Интересна позиция о порождении девиантного поведения структурой сравнительных возможностей. Например, согласно этой теории, в городе совершается больше преступлений, чем в деревне, так как горожане имеют возможность постоянно сравнивать жизнь разных слоев населения, сильнее ощущают неравенство возможностей, положения, это их и толкает на нарушение норм.

В русле теорий конфликта (К. Маркс, Л. Козер, Р. Дарендорф и др.) девиация определяется как результат конфликта интересов различных социальных слоев и групп. Так, правящий класс может произвольно установить новые законы в своих интересах и объявить какое-то поведение незаконным, ненормативным. Многие направления борьбы против наркотиков или проституции направлены не столько на укрепление нравственности или здоровья, сколько против нелегального бизнеса. Теория наклеивания ярлыков (стигмы) утверждает, что девианты «появляются» как результат объявления какого-то человека отклоняющимся от общепринятой нормы, ненормальным.

Например, в младших классах школы ребенок совершает какой-то незначительный проступок (в таком случае говорят о первичной девиации). Взрослые объявляют его «хулиганом», «отстающим», сулят ему карьеру преступника, начинают подозревать именно его в возникновении любых конфликтов в школе. В этом случае подростки, молодые люди принимают девиантную идентичность, происходит вторичная девиация («Раз все меня считают хулиганом, вором, я и буду таким!»).

По мнению других социологов, девиация возникает в результате неуспешной или неадекватной социализации.

Э. Сазерленд полагал, что девиант формируется под воздействием девиантных групп, «плохих компаний» и это явление наиболее распространено в подростковом и юношеском возрасте, когда референтная группа ровесников диктует стандарты и образцы поведения.

Некоторые социологи сосредоточили свое внимание на изучении иных аспектов девиации. Так, Хирши (1985) выявил условия, при которых «соблазны девиации» не срабатывают. Условия, которые удерживают людей от совершения негативных социальных действий, следующие: привязанность (прочные семейные, дружеские, соседские, родственные связи, любовь), уверенность в будущем, оптимистический настрой, включенность в законную, социально одобряемую деятельность (общественная работа, учеба, спорт, профессиональный труд), убежденность (установки воспитания).

Данная теория имеет широкое практическое значение, так как на ее основе возможно выстраивание профилактической работы в молодежной среде.

В 1951 г. Т. Парсонс (1902-1979) изучал значение медицины в индустриальных обществах и рассматривал болезнь как основание для социальной идентичности. Он приходит к выводу о социально санкционированной девиации больного человека, который в данной ситуации характеризуется следующим: освобождается от нормальных социальных обязанностей, имеет возможность изменить ритм жизни, отдохнуть, не выходить из дома; не в состоянии сам о себе заботиться - о нем заботятся другие члены семьи, друзья; как правило, желает вернуться к нормальной жизни, понимает вынужденность такого состояния и его временный характер; обычно обращается за компетентной профессиональной медицинской помощью.

Но Т. Парсонс предполагает, что человек может тяготиться повседневными социальными обязанностями и стремится освободиться от них. Иногда статус больного очень желателен (ученик не желает идти в школу, ссылаясь на болезнь), и медицина выполняет функцию социального контроля сдерживания симулянтов.

Рассмотрим концепцию первичного и вторичного отклонений, сформулированную X. Беккером. Она позволяет увидеть процесс становления личности законченного девианта.

Под первичным отклонением понимается такое отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Совершаемые индивидом отклонения незначительны и терпимы и он социально не классифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для окружающих это выглядит как шалость, эксцентричность, ошибка. «Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли» (С.С. Фролов, 2001).

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое окружающими определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Например, если подросток из благополучной семьи разбил стекло витрины, то его действие может быть признано случайным и легко оправдываемым. Но если подобное действие совершает подросток из неблагополучной семьи, может быть, малообеспеченной, проживающей в криминальном районе, многодетной или неполной, то окружающие обвиняют его и наклеивают на него ярлык девианта. Одни и те же действия, совершаемые людьми разных социальных слоев, разного социального происхождения, по- разному оцениваются в обществе.

Обобщая идеи о девиантном поведении, можно сказать, что термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Оно интерпретируется как исторически воз* никшее социальное явление, поскольку человеческая деятельность не всегда соответствует официально установленным или фактически сложившимся нормам.

Девиация может быть позитивной (например, герои и гении) или негативной (преступник, террорист, наркоман).

Отклоняющееся поведение различается по многим основаниям:

субъекту (индивид, группа, страта и др.);

характеру проявления (первичные, вторичные, или рецидивные);

форме проявления (латентные и открытые);

частоте проявления (случайные и регулярные);

целевой направленности (корыстные, протестные, агрессивные и др.);

типу нарушения норм (мораль, право, традиции, этикет и др.);

образу жизни (преступные группы, фанаты, любители азартных игр). Нарушение неформальных норм носит

название девиантного (отклоняющегося) поведения; нарушение формальных норм носит название делинквентного (преступного) поведения.

Социальные следствия девиации однозначно негативны. Постоянные и широко распространенные девиации способны нарушить или подорвать организованную социальную жизнь. Если поведение большинства членов общества не соответствует социальным ожиданиям, то страдает вся система.

Наиболее опасные формы отклоняющегося поведения называют социальными патологиями. К ним относят преступность, киллерство, похищение людей, терроризм и экстремизм, алкоголизм, наркотизацию населения и особенно детей и подростков, самоубийства.

В 30-х гг. XX в. Э. Сатерленд (1883- 1950) высказал предположение о том, что девиации обучаются. Каждая из групп имеет собственную устоявшуюся систему обычаев, нравов и норм, и индивид должен разделять определенный минимум культурных норм, составляющих формальный и неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон санкций - от осуждения до изгнания из группы. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от статуса индивида внутри группы. Лидер группы обладает большей «непотопляемостью» внутри группы, чем рядовой ее член. Но существует определенная грань, за которую не может переходить даже лидер. Если сплоченность группы велика, повышается степень социального группового контроля над каждым ее членом.

Структурно-функциональный подход выделяет не только негативные, но и положительные функции девиации, настаивает, что без возникновения девиации невозможно было бы развитие общества. Отклонение имеет следующие функции:

подтверждает культурные ценности и нормы; Л

уточняет границы дозволенного;

побуждает к социальным изменениям;

реакция на девиацию объединяет людей.

Ни в одном обществе невозможно четко разделить его членов на тех, кто отклоняется от нормы, и тех, кто им следует. Кто-то не оплачивал проезд в общественном транспорте, кто-то употреблял алкоголь, будучи несовершеннолетним. Кто-то нарушал правила дорожного движения, превышая допустимую скорость. В любом школьном классе, как правило, есть ученик, который отвергает нормы школьной жизни и демонстрирует полное безразличие, индифферентность к последующему наказанию.

Представления о норме и девиации связаны с социальным контекстом и варьируются в различных обществах и субкультурах.

Кроме того, все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступность является наиболее опасной формой делинквентного поведения. Формы насилия различаются: как физическое посягательство на жизнь и здоровье людей, корыстно-насильственные действия (грабежи, разбои), духовно-нравственное унижение (оскорбление, угнетение); по социально-демографическим показателям: по форме вины - умышленные и неумышленные преступления; по субъектам совершения преступления - несовершеннолетние и взрослые; мужчины и женщины; преступность случайная и рецидивная.

Классификация отклоняющегося поведения может быть осуществлена по сферам жизнедеятельности людей. Экономические преступления концентрируются в производственной, трудовой сфере. В политической жизни девиации проявляются в бюрократизме, карьеризме, национализме, экстремизме. Нищенство, пьянство, пренебрежение по отношению к семье, детям, родителям, супругам имеет место в сфере быта и образе жизни. В сфере общения как социальные девиации оценивается хамство, клевета, высокомерие, грубость, нечестность.

Анализируя негативные стороны жизни, социологи объединяют социальные девиации в следующие основные группы: алкоголизм и алкоголики; наркомания и наркоманы; преступность и преступники, самоубийство, проституция.

Американский криминолог Э. Шур вводит понятие «преступления без жертв». Он считает, что потребление алкоголя, наркотиков, производство абортов, занятие проституцией наносит вред только самому индивиду и предлагает отказаться от полицейского преследования таких людей. Данная позиция исследователя вызывает критику оппонентов, поскольку алкоголики, наркоманы создают напряженную ситуацию в тех социальных группах, членами которых они являются: в семье, трудовом коллективе, учебной группе, в социуме в целом. Их поведение непредсказуемо и они являются источником повышенной опасности для окружающих.

Особо следует сказать о таком явлении, как стигма, которое именуется по- разному: теория лейблов, клеймения, наклеивания ярлыков. Стигмация является социальной реакцией на отклонение. Концептуально теория стигмации опирается на два основных положения. Во-первых, окружающие реагируют на нарушение социальной нормы индивидом посредством наклеивания на него ярлыка или клеймения. Во-вторых, «клеймение» усиливает девиацию и ведет к повторному отклонению от социальной нормы. Запускается процесс формирования девиантной карьеры.

Теория стигмации изучалась Г. Беккером и его формулировка оказалась классической: «Действия не являются естественно хорошими или плохими; нормальность и девиация определяется социально». «Девиация является не качеством совершаемого личностью действия, а скорее следствием применения другими правил и санкций к «нарушителю». Процесс навешивания ярлыков может стать поворотным пунктом в жизни индивида. Индивид принимает девиантную идентичность.

Ф. Танненбаум в работе «Преступление и сообщество» (1938) сформулировал следующую идею: чрезмерная негативная реакция значимых других на проступок, совершенный подростком, способна инициировать активное вовлечение индивида в социально неодобря- емую деятельность - пренебрежение занятиями в школе, хулиганство, воровство, побеги из дома, грубость и т.п. Человек, совершающий неблаговидные поступки поступает плохо, следовательно, и сам он становится плохим. После многократных повторений, что он плохой, подросток все более убеждается в мысли, что он не может быть хорошим.

Первичная «драматизация зла» имеет серьезные социальные последствия для дальнейшей социализации, поскольку многие общественно опасные деяния совершаются подростками как шалость, а воспринимаются окружающими как проявление злой воли и оцениваются как преступление.

Стигмация образует порочный круг, излишняя «драматизация зла» нежелательна. Чем меньше будет сказано о проступке как преступлении, тем лучше. Исследователи предостерегают, прежде всего, педагогов в школе и родителей от поспешного навешивания ярлыков на подростков. Не следует называть учеников хулиганами, двоечниками, бандитами, тупицами и т.д. Можно лишь обозначить свою озабоченность тем, что у ребенка проблемы с математикой или химией, его поведение оставляет желать лучшего, т.е. избегать прямой негативной стигмации. Рецидивы девиантного поведения могут стать реакцией на давление со стороны общества, реакцией на социальный контроль. Э. Шур назвал данный процесс «ролевым поглощением». Он выделил основные этапы формирования девиантной карьеры: 1)

непреднамеренное или случайное совершение антиобщественного поступка; 2)

осознание факта, что девиация принесла выгоду или удовлетворение; 3)

обретение опыта ареста и официальной стпгмации девианта; 4)

социальная изоляция индивида; 5)

вступление в банду или преступное сообщество.

Само понятие девиации относительно и зависит от системы социальных «координат». Девиация связана с процессом социального развития, устареванием и ломкой социальных стереотипов, критериев и стандартов, необходимостью обновления «неработающих» норм. Девиация широко распространяется в периоды активных социальных изменений. Так, за последние двадцать лет в России фиксируются всплески разнообразных негативных девиаций (самоубийств, преступности, отказного материнства, рост смертности, психических заболеваний, аварий и несчастных случаев на производстве и пр.). Но статистическая распространенность явления не переводит его в разряд нормы. Большинство в обществе обозначают эти явления как негативные и считают, что им необходимо непременно противостоять.

Между нормативным и отклоняющимся поведением может быть выделена некоторая пограничная область, которая не может быть обозначена как девиация, но поведение в этой области регулируется не столько специальными нормами, сколько свободным выбором человека. Вкусы, увлечения и мода относятся к данному случаю. Вкус - склонность или пристрастие к чему- либо, в одежде, например, формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться. Увлечение - кратковременное очень сильное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой, порой такие явления подобны психозам и аналогичны действиям толпы.

Основная литература

Гидденс Э. Социология. Гл. 5. Конформность и девиантное поведение. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 118-151.

Гилинский ЯАфанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие. СПб., 1993.

Гришина Е.А. Девиация социальная // Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 254-255.

Тощенко Ж.Т. Социология. Гл. 15. Отклоняющееся поведение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 316-332.

Дополнительная литература

Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2004.

Гилинский Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избр. статьи. СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2004.

Гилинский Я. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 587-609.

Грошева И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации // СОЦИС. 2008. № 2.

Девиантность и социальный контроль в России (XIX - XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / Под ред. Я. Гилинского. СПб., 2000.

Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: Учеб. пособие. Казань, КЮИ МВД России, 2006.

Кривошеев В. В. Особенности аномии современного российского общества // СОЦИС. 2004. № 3.

Полтавцева А.О. Молодежные девиации в Приморье и СОЦИС. 2003. № 4.

Фролов С.С. Социология. М., 2001.

Шереги Ф. Социология девиации: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2004. С

реда - понятие, которое широко используется во многих науках. Среда в биологии - совокупность условий, в которых существуют организмы. В экологии - это совокупность внешних факторов обитания организмов или сообществ, особенно антропогенных, которые изменяются деятельностью людей. В социологии под средой понимается совокупность социальных условий жизнедеятельности человека и общества.

Среда как важнейшее условие жизнедеятельности человека изучалась в течение всей истории развития человеческого общества. В философских концепциях Древнего Китая, Древней Индии, включая даосизм, конфуцианство, а в последующем в буддистских социальных теориях среда рассматривалась как одно из решающих условий формирования и развития личности и общества.

В работах древних греков, преимущественно у Сократа (470-399 до н.э.), Платона (427-347 до н.э.) и Аристотеля (394-322 до н.э.), под «средой» понимается комплекс факторов, который оказывает существенное влияние на весь процесс становления и развития человеческих взаимоотношений. Древние римляне в содержание данного понятия вкладывали преимущественно социальноправовые отношения, которые должны определять устойчивость функционирования всей государственной системы и ее управления.

Средневековое понятие среды имело свои особенности в том, что все социальные институты рассматривались в контексте религиозной детерминации.

Современное понимание понятия «среда» начинает складываться в эпоху Возрождения, Наибольшее распространение оно получило среди философов, педагогов и психологов, изучавших процесс определения места человека в социуме, и наоборот, влияния социума на становление и развитие личности.

В Новое и Новейшее время происходит гносеологическая дифференциация родового понятия «среда». В научный оборот вводятся новые (родственные) понятия^ такие как «географическая среда», «среда обитания», «воздушная среда» и другие, применяемые как в естествознании, так и в обществоведении. Первоначально социальные процессы рассматривались в контексте развития географической среды, под которой понималась часть земного природного пространства, в той или иной степени измененного (и изменяемого) человеческой деятельностью. Однако в последующем понятие «социальная среда» выделилось в самостоятельную социологическую категорию и получило логически завершенную интерпретацию.

С точки зрения генезиса и развития понятие «социальная среда» рассматривается преимущественно в контексте следующих парадигм. 1.

Ортодоксально-материалистические парадигмы влияние социальной среды на развитие человека и общества определяют как доминантное. Наиболее ярко такое направление представлено французскими материалистами XVIII в. (Ла- метри, Гельвеций, Дидро, Гольбах и др.). Французские материалисты пришли к выводу, что человек со всеми своими чувствами, мыслями и стремлениями составляет исключительно продукт окружающей его общественной среды. 2.

В идеалистических парадигмах, где влияние нематериальной субстанции, идей, сознания человека является исходным условием возникновения, становления и развития всей среды обитания человека. В философии первоначально такое направление определено Платоном, который считал, что идеи являются исходным и решающим фактором существования среды обитания человека. В рели- гиозно-идеалистических концепциях теологическая обусловленность среды является абсолютной. 3.

Диалектико-материалистические парадигмы социальную среду рассматривают как продукт взаимодействия объективных и субъективных процессов в развитии общественных отношений. Содержание объективного составляют закономерности развития природы, а субъективного - сознательную деятельность человека и общества. Диалектика объек^ тивного и субъективного - источник развития и трансформации социальной среды. Наиболее последовательно диалектический подход отражен в работах К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895), Г.В. Плеханова (1856- 1918), трудах советских представителей диалектического материализма.

Представленные парадигмы функционирования социальной среды являются основными. Однако имеются их модификации и авторские интерпретации в различных социологических школах. В наибольшей степени категория «социальная среда» используется в современных концепциях марксизма и позитивизма.

По мнению большинства специалистов, социальная среда оказывает на формирование и развитие личности решающее воздействие. В то же время под влиянием творческой деятельности человека она видоизменяется, преобразуется. В прорцессе таких преобразований изменяются и сами люди. В социологической науке объем понятия «социальная среда» включает макросреду, мезосреду и микросреду.

Макросреда (от грен, тактов - длинный, большой) - совокупность институтов и отношений, охватывающих существующую в обществе социально-экономическую систему с соответствующей политической надстройкой (политическим режимом). К институтам макросреды относятся способ материального производства, производительные силы, производственные и общественные отношения, политическая система, цивилизация и др. В социологии она изучается как взаимоотношение человека с государством, общественными и политическими институтами. В данном контексте человек рассматривается как гражданин, член макросообщества или государства. Макросреда в социологической науке является объектом изучения преимущественно общесоциологических теорий.

Мезосреда (от греч. тезоз - средний, срединный, промежуточный) - совокупность институтов и отношений, составляющих основу социально-антропологической структуры общества. К мезосреде относятся институты, образующие и представляющие взаимоотношения человека с обществом, как горожанина, сельского жителя, члена определенной социальной группы, партии или организации. Мезосреда в социологической науке является объектом изучения преимущественно частных (специальных) социологических теорий.

Микросреда (от греч. гшкгоз - малый) - совокупность институтов и отношений, составляющих непосредственное социальное окружение человека и оказывающих решающее влияние на формирование и развитие личности. К институтам микросреды относятся: семья, первичные трудовые коллективы, малые социальные группы и общности. Микросреда в социологической науке является объектом изучения преимущественно прикладной социологии, социометрии.

Социальная среда - это совокупность всех уровней экономических, политических, социальных, духовных условий, являющихся основой существования, формирования и деятельности человека.

Среди экономических условий наиболее существенными являются те, которые определяют систему производственных отношений, а именно: общественные отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Политические условия определяются спецификой развития общества. Экономические и политические условия развития общества находятся в диалектической взаимообусловленности и порождают соответствующую специфику социальных отношений.

Важнейшей составляющей социальной среды являются духовные основы жизнедеятельности социума, которые выполняют одну из важнейших его регулятивных ролей.

Экономические, политические, социальные и духовные отношения органически взаимообусловлены и составляют фундаментальную основу содержания категории «социальная среда» как одной из важнейших в социологической науке.

В современном научном знании понятие «социальная среда» используется в большинстве социологических теорий и коррелирует с таким фундаментальным понятием, как социальная инфраструктура, означающая совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для обеспечения рациональной организации трудовой и повседневной жизни людей.

Среда в органической связи с общественным сознанием и поведением людей образует предмет социологии жизни.

Основная литература

Социология: Учебник / В.Н. Лавриненко, H.A. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 131-143, 254-264. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2005. С. 55-58. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 763.

Дополнительная литература

История философии. М., 1941. Т. И. С. 71 - 86, 417-432.

Кравченко Л.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов. М.: ПЭРСЭ: Логос, 2000. С. 182-217.

Маркс КЭнгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 2-3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1997. С. 758.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. филос. произв. В 5 т. Т. 1. М., 1956. С. 507-701.

Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., 2001. Т. 3. С. 296.

Неформальные санкции, позитивные и негативные, составляют неотъемлемую часть всех областей социальной деятельности. Позитивные неформальные санкции могут выражаться в похвале, одобрительной улыбке, похлопывании по спине. Негативные неформальные санкции обычно выражаются как оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование индивида. (Источник: Гидденс Э. Социология, Москва:

8. Решите кроссворд.

По горизонтали.

1. Предоставление денег или товаров в долг на определенный срок, как правило с уплатой процентов, на условиях возвратности. (Кредит)

4. Процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества. (Образование)

5. Финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов государства. (Бюджет)

9. Место купли-продажи товаров и услуг или совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг. (Рынок)

10. Социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудится не может найти работу. (Безработица)

11. Обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товаров и услуг, владельца того или иного имущества. (Налог)

По вертикали.

2. Принадлежность материальных, духовных ценностей определённым лицам. (Собственность)

3. Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. (Система)

6. Высший орган исполнительной власти в стране. (Правительство)

7. Человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющиеся в системе общественных взаимоотношений. (Личность)

8. Денежная единица какой-либо страны, находящаяся в обращении внутри страны. (Валюта)

11. Устойчивая общность людей, сложившаяся исторически на основе единой этнической судьбы, общности языка, особенностей культуры, чаще всего объединенная общностью территории и экономической жизни. (Нация)

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

9 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его отличие от познания естественнонаучного.

а) в социальном познании возможности эксперимента ограничены. б) социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных в) социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным

в силу наличия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования г) в социальном познании субъект и объект познания не совпадают

а) уровень разделения труда в обществе б) уровень развития армии

в) степень свободы личности и система обеспечения и защиты прав человека г) уровень развития производительных сил

1.3. Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

а) семейное положение б) доступ к политической власти в) уровень дохода

г) принадлежность к конфессии д) национальность

1.4. Большую группу людей, объединяемой единством языка, самосознанием, историческим опытом, культурой и территорией можно назвать

а) родом б) племенем в) нацией г) этносом

д) народностью

1.5. Федеративное устройство государства предполагает

а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц

в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же центру вопросы только культурного характера

1.6. Что характеризует научное познание?

а) выдвижение гипотез б) эмоциональность

в) обобщение в понятиях и теориях г) эксперимент д) опора на веру

е) субъективность

2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Девиация в обществе выполняет только дисфункцию.

2. В социологии формальной считается группа, в которой отношения

между людьми носят формальный, отчужденный характер.

3. В индустриальном обществе существуют непреодолимые границы между социальными группами и стратами

4. Одна из функций религии призвана утешать человека в трудную минуту, давать ему последнюю надежду.

5. Для процесса глобализации характерно сближение уровня жизни населения «развитых» и «развивающихся» стран.

6. Традиционный тип экономики характеризуется наличием натурального хозяйства.

7. Равновесная рыночная цена –цена, которая устраивает больше производителя, нежели потребителя.

8. Унитарное государство не может быть демократическим.

9. Испытательный срок является обязательным условием при приеме на работу

10. Событие или действие, влекущее за собой возникновение, развитие

или прекращение правоотношений называется юридическим фактом.

3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

1) Вид деятельности, условный характер, направлен на процесс удовольствия, вырабатывает физические и интеллектуальные навыки и социальные компетенции ________________________________________.

2) Необходимость ощущения безопасности в различных сферах общества: в метро, у зубного врача, на улице, в самолете, уверенность в безопасности детей и родителей

_________________________________________.

3) Политический монизм, монополия государства на СМИ, территориальная экспансия, одна единственная партия, лидерхаризматик.

________________________.

1) игра

2) экзистенциальные потребности

3) признаки тоталитарного политического режима

4.Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

Малая группа, основанная на родственные и свойственных связях, проживающая на единой территории и ведущая хозяйство, называется семьей

или браком. По наличию брачной пары в семье, семьи разделяются на нуклеарные, расширенные и неполные. Нуклеарные семьи более характерны для традиционного типа общества, в то время как, расширенные

– для современного. По форме брака, семьи бывают моногамные и полигамные. Моногамные семьи состоят из одного мужчины и одной женщины. Полигамные семьи подразделяются на полигинию и полиандрию. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полиандрией. А брак между одной женщиной несколькими мужчинами полиандрией. Утверждение о том, что в основе полигамии лежат экономические и социальны е причины является неверным, так как основу таких браков составляют сексуальные предпочтения индивидов.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

1. Брак и семья не тождественные понятия. В утверждении приводится определение семьи.

2. Нуклеарные семьи характерны для современного общества, в то время расширенные характерны для традиционных.

3. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией.

4. А брак между одной женщиной несколькими мужчинами полиандрией.

5. Утверждение о том, что в основе полигамии лежат экономические и социальные причины является верным.

5. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Общественное сознание, индивидуальное сознание, сознание, мораль,

религия, правосознание, уровни сознания, обыденное сознание, теоретическое сознание, компоненты, идеология.

Сознание

общественное сознание

индивидуальное сознание

компоненты

теоретическое

правосознание

идеология

обыденное сознание

6. Решите логическую задачу.

Судья Справедливцева парировала аргументы, ставящие под сомнение обоснованность утверждения свидетеля о неправомерности решения, отклоняющего его протест против постановления об аннулировании заявления об отказе им от своих первоначальных показаний. Означает ли это, что она оставила в силе первоначальные показания свидетеля? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: Нет, она признала отказ от показаний.

7. Суфийская притча гласит: один эгоцентричный человек, стремящийся к высшему сознанию, прибыл в суфийский центр и остановился

у ворот поговорить со сторожем.

- Я вот думаю, - сказал он, - немногие из нас знают, сколько в этом мире подлинных искателей Истины...

- Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот счет, - сказал сторож.

- В самом деле? И сколько же их?

- …

Как вы думаете, что ответил сторож? Что он хотел показать пришедшему этим ответом? Обоснуйте свой ответ.

«На одного меньше, чем вы думаете». Вероятно, он хотел показать, что эгоцентризм и самолюбование, звучащие в реплике пришедшего, несовместимы с настоящими поисками Истины.

Обоснование (пример): В реплике пришедшего заложена пресуппозиция «Я-то точно подлинный искатель Истины». Однако поиски Истины устроены так, что считать себя обладателем Истины (или даже настоящим ее искателем) означает выдавать неизвестное за известное, искомое за найденное.

Допустимы и другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

8. Прочтите ниже предложенный отрывок и выполните все задания.

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры. У них есть свои выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той. Сперва младенец, Ревущий горько на руках у мамки...

Потом плаксивый школьник с книжной сумкой, С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник, Вздыхающий, как печь, с балладой грустной В честь брови милой. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна, Обросший бородой, как леопард, Ревнивый к чести, забияка в ссоре, Готовый славу бренную искать Хоть в пушечном жерле. Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан, Со строгим взором, стриженой бородкой, Шаблонных правил и сентенций кладезь, - Так он играет роль. Шестой же возраст - Уж это будет тощий Панталоне,

В очках,в туфлях, у пояса - кошель,

В штанах, что с юности берег, широких Для ног иссохших; мужественный голос Сменяется опять дискантом детским: Пищит, как флейта... А последний акт,

Конец всей, этой странной, сложной пьесы - Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

У. Шекспир. Комедии / Пер. с англ. Т. Щепкиной-Куперник. М., 1987.С- 592-593

8.1. Какие два социологических понятия скрыты в монологе Жака комедии У.Шекспира «Как вам это понравится?»?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8.2. Дайте определения этим двум понятиям.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8.3. Поясните свою точку зрения посредством содержания данного монолога.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8.1 Понятие Социализация и понятие Социальная роль

8.2 Понятие №1 Социализация – совокупность способов формирования навыков и социальных установок индивидов, соответствующий их социальным ролям. Процесс усвоения человеком культуры общества.

Понятие №2 Социальная роль - поведение, ожидаемое от индивида, занимающего определенную социальную позицию. Идея социальной роли изначально ассоциируется с ролью актера, исполняемой на сцене театра. В любом обществе индивид исполняет различные социальные роли, связанные

с различными сферами своей деятельности.(