Лучшие джаз-рок альбомы. Лучшие джаз-рок альбомы Jazz rock fusion легендарные группы


Первые ансамбли, начавшие исполнять музыку, получившую название «джаз-рок», состояли из молодых исполнителей, выросших в рок-среде, но склонных к джазовой эстетике, к импровизационной инструментальной музыке. Практически это были рок-группы с секцией духовых инструментов.

Данное направление можно отнести к истокам всего стиля fusion

Прежде всего, группы этого направления используют вокал. Основная тема в каждой пьесе поется как песня, а не играется, как в более поздней инструментальной музыке . Правда, после вокальной части нередко играются импровизационные соло и, конечно, искусно прописанные оркестровые проигрыши для духовых. А затем, как это принято в поп-музыке, вокалист завершает пьесу.

Такая схема была типичной для наиболее ярких американских групп, заявивших о себе в 1968 году - " ” и " ”. Духовая секция этих коллективов включала в себя всего три или четыре разных инструмента, как правило - труба, тромбон и саксофон, причем оркестровки для них делались таким образом, что в сочетании с гитарой, бас-гитарой и клавишными они звучали как настоящий биг-бэнд. Вскоре приобретает огромную популярность группа " ”, которую создал трубач Билл Чейз (Bill Chase). Особенность ее звучания была в том, что духовая секция состояла из четырех труб, игравших в высоком регистре. К несчастью, в 1974 году Билл Чейз с тремя своими коллегами погиб в авиакатастрофе и группа распалась.

Обычно все лавры пионеров джаз-рока достаются группам "Chicago” и "Blood, Sweat & Tears”, хотя попытки соединить два таких течения делались и другими музыкантами, параллельно, а иногда и раньше их. Например, еще в 1965 году возникла нью-йоркская группа "The Free Spirits” (это название почему-то позаимствовал Джон Маклафлин при создании своего трио в 1993 году), уже тогда исполнявшая то, что смело можно причислить к джаз-року. В ней начинал свою карьеру ставший впоследствии звездой музыки «фьюжн» гитарист Ларри Кориэл (Larry Coriell).

Белый блюзмен из Чикаго Майкл Блумфилд (Michael Bloomfield) в 1967 году создал группу ”The Electric Flag”, назвав ее «Оркестром Американской музыки». Это был ансамбль, состоявший из блюз-рок группы с добавленной секцией духовых, что придавало белому блюзу дополнительную мощь.

У американских групп такого направления была своя идеология - создать в США нечто, противостоящее волне «Британского вторжения», захлестнувшей Соединенные Штаты.
В 1969 году инструментальную рок-музыку с импровизациями начал исполнять, продюсировать , это вечный нигилист и эпатирующий экспериментатор. При его содействии вышли на высокий уровень известности многие музыканты стиля «фьюжн». Нельзя не вспомнить и рок-группу "The Flock”, в которой играл джазовый скрипач, прославившийся впоследствии своим участием в первом составе "Mahavishnu Orchestra” Джона Маклафлина (John McLoughlin).

В 1970 году джазовый барабанщик создал группу "Dreams”, которая была сперва заметно похожа по манере оркестровок на своих предшественников - "Chicago” и "Blood, Sweat & Tears”. Разница была в том, в "Dreams” приняли участие блестящие джазовые импровизаторы, такие как Майкл Брекер (Michael Brecker) и Рэнди Брекер (Randy Brecker), игравший на первой пластинке в "Blood, Sweat & Tears”, а также гитарист Джон Аберкромби (John Abercrombie) не говоря уже о самом Билли Кабэме. Все эти музыканты прославились вскоре как звезды стиля «фьюжн», участвуя в самых известных ансамблях.

А группу "Dreams” уже нельзя назвать белым «брасс-роком», поскольку она была смешанной в расовом отношении, и, несмотря на внешнюю схожесть с "Chicago”, это был скорее «рок-джаз», то есть джаз, напоминавший рок. (Напоминаю читателю, что в английском языке первое из двух слов является определением второго.) В тот же самый период, то есть сразу после того, как пришла мгновенная слава к пионерам джаз-рока, некоторые известные американские джазмены начали играть по-новому, используя ритмы, заимствованные из ритм-энд-блюза, музыки «соул» и «фанк».
Нельзя не отметить появление на грани 60-х и 70-х годов ряда проектов, направленных не столько на создание принципиально новой музыки, сколько на популяризацию джаза путем исполнения по-новому произведений, взятых из поп-культуры, из классической музыки. Джазовый тромбонист Don Sebesky сделал тогда ряд интересных экспериментальных записей с большими оркестрами.

Критики, еще не разобравшиеся в происходящем, окрестили такую музыку «поп-джазом», несмотря на то, что по своей структуре она была неизмеримо сложнее того, что подходит под термин «поп». Ряд выдающихся джазовых музыкантов игравших в 60-х «соул-джаз» и «хард-боп», в первой половине 70-х под продюссированием Грида Тейлора, сделали ряд записей, которые смело можно отнести к формам джаз-рока. Это, прежде всего - Джордж Бенсон (George Benson), Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Но эта линия раннего джаз-рока не получила своего дальнейшего развития.
Со временем, когда рок-культура была сметена эпохой диско, классики джаз-рока были причислены к истории джаза, их имена стали заноситься в джазовые энциклопедии, справочники и словари. Замена термина "Jazz-rock’ на "Fusion” была во многом связана с приходом в джаз-рок черных музыкантов, не желавших ассоциироваться с белой рок-культурой, и придавших всему этому течению характер музыки "funk”.

В термине «фьюжн» имеется не только музыкальный, а и социальный подтекст, говорящий о том, что «сплав» произошел не только на уровне музыкальных культур, но и между различными этническими группами слушателей и исполнителей.
Особенно ярко это было продемонстрировано Майлзом Дэйвисом, который выступил на концертах в "Fillmor West” перед аудиторией белых хиппи с музыкой авангардного «фанки», в составе с белыми исполнителями.

В Великобритании

В Англии картина зарождения того, что мы условно назовем джаз-роком, была несколько иной, прежде всего потому, что там не было расовых противоречий, не существовало двух параллельных культур - белой и черной. Когда в 1957 году Англию посетили черные блюзмены из США - Биг Билл Брунзи (Big Bill Broonzie) и Мадди Уотерс (Muddy Waters), зародился так называемый «Британский блюз». Его пионерами стали лондонские джазмены Крис Барбер (Cris Barber), Сирил Дэйвис Cirill Davis), Алексис Корнер (Alexis Corner) и другие.

Потрясенные близким контактом с истинным блюзом, эти джазмены стали создавать свой вариант белого блюза.
В лондонских клубах возникает ряд коллективов, наиболее известными из которых стали "Blues Incorporated”, "Graham Bond Organisation” и "Blue Flames”. В этой среде прошли хорошую школу будущие звезды самых разных направлений, - Мик Джэггер (Mick Jagger), Брайен Джонс (Braian Johnes), Дик Хексталь-Смит (Dick Heckstal-Smith), Джон Маклафлин (John McLoughlin), Джек Брюс (Jack Bruce) и много других.


В Великобритании во второй половине 60-х возникло немало разных по эстетике рок-групп, применивших духовые инструменты и элементы импровизации. Традиционно их относят к таким направлениям как «прогрессив-рок» или «арт-рок», но по сути они являются типичными представителями раннего джаз-рока. Это группы "Soft Machine”, "Colosseum”, "If”, "Jethro Tull”, "Emerson, Lake & Palmer”, "Air Force”, "The Third Ear Band” и ряд других.

Британская школа раннего арт-рока, (прогрессив- или джаз-рока) конца 60-х годов характерна заметным влиянием ритм-энд-блюза, с одной стороны, а с другой - наоборот - особой глубиной и содержательностью, присущей многовековой европейской культуре.
Музыка этого вида, созданная в тот короткий период в Англии во многом уникальна и недооценена массовой аудиторией.
Начальный период формирования джаз-рока характерен поисками чего-то нового как со стороны небольшого количества джазменов, так и со стороны явных рок-исполнителей. Тогда возникали довольно необычные сочетания музыкантов. Яркий представитель хард-рока гитарист из "Deep Purple” Томми Болин (Tommy Bolin) ищет контактов с джазменами, записывается на диске "Spectrum” с Билли Кабэмом (Billy Kobham). Рок-гитарист Джеф Бек (Jeff Beck) делает запись с клавишником Яном Хаммером (Ian Hammer), ставшим заметной фигурой в джаз-роке после его участия в "Mahavishnu Orchestra”. Рок-бас-гитарист Джек Брюс (Jack Bruce), известный своим участием в краткой жизни супер-группы "Cream”, играет некоторое время в "Soft Machine”, а затем записывается в проекте американского джазового барабанщика Тони Уильямса (Tony Williams) "Lifetime”. Барабанщик группы "Genesis” Фил Коллинз (Phil Collins) сотрудничает с гитаристом Элом Ди Меолой (Al Di Meola), играет в группе "Brand X”. И таких примеров немало.

Но уже в этот период заметна тенденция постепенного превращения джаз-рока в музыку чисто инструментальную. Вокалиста заменяет виртуоз-импровизатор. Духовая секция становится необязательной. Состав джаз-рок ансамблей формируется по принципу джазовых комбо - ритм группа плюс солисты. Акустические инструменты заменяются электронными. Вместо контрабаса используетя бас-гитара, вместо рояля - клавишные (Wutlitzer piano, Rhodes piano, позднее - синтезаторы). Электро-гитара с «примочками» приходит на место джазовой акустической гитары.

В ранний период джаз-рока преобладает ритмическая концепция, пришедшая из рок-культуры, то есть, основанная на ритм-энд-блюзе, на музыке «соул». Дальнейшая судьба джаз-рока в процессе его постепенного превращения в музыку «фьюжн» связана с переходом на абсолютно другое ощущение ритма, на концепцию стиля «фанк». Джаз-рок становится музыкой импровизаторов, поскольку его судьба переходит в руки выдающихся джазовых деятелей, таких как Майлз Дэйвис (Miles Davis), Чик Кориа (Chick Corea), Джо Завинул (Joe Zavinul), Джон Маклафлин (John McLoughlin), Хэрби Хенкок (Herbie Hancock), Уэйн Шортер (Wayne Shorter).

Алексей Козлов.

История знает немало примеров, когда идеи новаторов не принимались общественностью, иногда даже подвергались гонениям, но в конечном счете эти первопроходцы признавались гениями, а их достижениями пользовался весь мир. Такое случалось и в джазе – музыканты выходили за рамки традиционного стиля и нередко были не непонятыми. Представители новых веяний, например, Майлс Дэвис, Тони Уильямс, или группы Weather Report и Return to Forever, создавали свои лучшие джаз-рок альбомы, не думая о том, что они станут мировыми хитами. Но тем не менее случилось именно так…

Лучшие джаз-рок альбомы

Miles Davis – альбом Bitches Brew

Двойной альбом американского джазового трубача был выпущен в начале 1970 года студией Columbia Records. В этом альбоме нашли отражение эксперименты с использованием электронных инструментов – гитара и синтезатор.

Данный альбом считается прародителем направления джаз-рок. Традиционные джазовые стандарты сменяются тягучей, неожиданно взрывающейся импровизацией. Музыканты репетировали непосредственно перед записью, что заставляло их глубже погружаться в исполняемую музыку. Из указаний они получали лишь размер, основные аккорды и маленький отрезок мелодии, из которой потом вырастала импровизация. К слову, к авторству Дэвиса не относятся композиции «Танец фараона» и баллада «Святилище».

После выхода альбома в свет мнения о нем разделились. Сам факт, что Columbia Records выпустила альбом с названием «Сучье варево», было скандально.

Наполнение не отставало от названия – стилистическое направление, близкое к джаз-фьюжну или джаз-року, эксперименты со звуком и спецэффектами, электронные инструменты – все это позволило не просто расколоть общество на две части – за и против, но и принести альбому бешеную популярность. Альбом быстро стал первым золотым в карьере Дэвиса, а несколько позже завоевал «Грэмми».

Return to Forever – альбом Romantic Warrior

Return to Forever – американская джаз-фьюжн группа 1970-х годов. Вышедший в 1976-мальбом «Романтический воин» при участии стал шестым и самым известным в истории группы. Музыка альбома, стилизованного под средневековье, начиная с обложки, разнообразна. Открывает альбом «Средневековая увертюра», которая полностью акустическая.

«Волшебница» с одной стороны словно подготовлена увертюрой, с другой – противоположна по стилю и среди инструментального состава появляется синтезатор. Композиция «Величественный танец» и вовсе опирается на рок-риффы и искаженный «свинцовый» гитарный звук, который подкрепляется быстрыми пассажами, похожими на клавесинные.

Некоторые критики подтверждали, что пластинка достойна войти в лучшие джаз-рок альбомы в истории, а другие утверждали, что все композиции излишне классические и помпезные, а сам альбом – чуть ли не худший в истории.

Herbie Hancock – альбом Head Hunters

Head Hunters – 12-й студийный альбом , который вышел в свет в 1973 году на все той же Columbia Records. Альбом добавлен в «Национальный регистрационный реестр» Библиотеки Конгресса.

Однозначно отнести альбом «Охотники за головами» к джаз-року довольно трудно. Эта пластинка – скорее яркий показатель, как могут чрезвычайно удачно сочетаться ритмы RNB, подчеркнутые в том числе ударными афроамериканскими инструментами, с расслабленными ритмами фанка.

Эклектичный звук альбома не просто продолжил «прокладывать» путь к полностью электронной музыке, но и существенно повлиял на другие музыкальные жанры, став еще одним победителем в битве за звание лучшие джаз-рок альбомы всех времен.

Weather Report – альбом Heavy Weather

И снова калифорнийский альбом, выпущенный Columbia Records в 1977 году, на этот раз от группы Weather Report.

Мы снова имеем дело с одним из лучших альбомов в истории джаза, который был выпущен, когда явление джаз-рока «стало выходить из-под контроля», как прокомментировал критик Ричард Джинелл.

Одна из самых ярких композиций альбома – Birdland. Это совершенно удивительно, поскольку она полностью инструментальная. Моментально став джазовым стандартом и немало поспособствовав популярности альбома, Birdland, олицетворяет собой вершину творчества группы.

Любопытно, что, хотя сама композиция не получила «Грэмми», впоследствии песня не просто вошла в репертуар многих известных исполнителей, но и версии ее трижды были награждены «Грэмми».

Tony Williams – альбом Believe It

Джаз-рок альбом «Поверь в это» (1975) Тони Уильямса и его группы The Tony Williams Lifetime снова записана на Columbia Records. Это первый альбом группы. Первый, не самый известный, но необычайно интересный при этом.

Стоит отметить – первый лишь в новом этапе Уильямса, первый – для нового состава группы. До этого момента, к 1974 году, успело уже выйти целых четыре альбома от постоянно распадающегося трио Уильямса.

Джон Свенсон пишет, что альбом Believe it – словно «безумная фьюжн-дегустация». Чуть ли не сенсацией стал новый британский гитарист Allan Holdsworth, запоминающийся как выразительным музыкальным языком – мягким, гармоничным и весьма лиричным, так и мастерским владением инструментом. Впрочем, сплаву джаза и рока мы обязаны и они Уильямсу тоже с его концепцией ритмической свободы и невероятной изобретательностью.

Вторая половина 60-х годов ушедшего века была ознаменована расцветом рок-культуры на Западе, что было связано с неимоверным подъемом движения хиппи.

В те годы появилось много нового. Причем не только в музыке, а в искусстве в целом в эстетике жизни молодежи. Здесь были и обычные рок-группы и играющие джаз рок-группы. Новых групп, возникших в этот период, можно смело сравнивать с количеством грибов, растущих после дождя.

Появление Джаз-рока

В те годы появилось много новых музыкальных направлений, групп и имен. The Битлз проложили путь от мерсбита до разнообразных сложных композиций. Вслед за ними стали появляться такие направления, как Acid-Rock, Пси-рок, Фолк-рок, Classic-Rock, Кантри рок, Rock Opera, Блюз-рок и, конечно же, Джаз-рок.

Основываясь на грамматике английского языка, термин джаз-рок можно перевести как «джазовый рок», так как в грамматике первое слово определяет отношение ко второму. По сему первые джаз-рок ансамбли стали плацдармом для наступления рок-культуры, а не джаза.

Джаз-рок стал существенной частью нестандартной музыки. Его звезды попадали в рок энциклопедии, справочники и словари.

Первые джаз рок-группы

В тот период критики пришли к мнению, что коллектив «Chicago» составляют рок-музыканты, которые пытаются играть джаз. А группа «Блуд оф Тиарс» по их мнению, наоборот, состояла из джазменов, которые примкнули к рок-музыке. Важно также помнить, что в США изначально рок считался музыкой белых.

По этой причине имидж жанра джаз-рок заключался в таком описании: «белая рок-группа, которая имеет в своем составе секцию духовых инструментов». Не только эти две группы в то время заявили о себе. Они исполняли новые гармонии и ритмы, импровизировали, играли на электронных инструментах. Отметим, что Америка была подвержена небывалому напору со стороны рок-групп, основанных в Англии.

Майк Блумфилд – молодой блюзмен из Чикаго. Он создал блюз-рок группу «Электрический флаг». Здесь была секция духовых инструментов. Но при этом было сказано, что группа будет играть настоящую американскую музыку. Потому можно сделать вывод, что на ранних стадиях джаз-рок имел идеологическую подоплеку. Одним из наиболее ярких ансамблей в то время была группа «Chase», которую создал трубач Билл Чейз. Он трагически погиб в 1974 году.

Джаз-рок в деятельности известных рок-музыкантов

К ранним проявлениям джаз-рока можно отнести еще огромное количество групп, в которых играли музыканты, не имеющие прежде никакого отношения к такому направлению, как джаз. Джинджер Бэйкер – барабанщик «The Cream» — после того, как группа распалась, создал новую группу — «Air Force Band». Стали появляться группы, в которых молодые джазмены работали вместе с рок-музыкантами.

Знаменитые рок-музыканты активно принимали участие при записи музыки нового типа. Одни прославившиеся музыканты начинают записываться на студиях вместе с другими. Так, например, Джеф Бек записался совместно с Яном Хаммером и Стенли Кларком. Джек Брюс стал участником «The Tony Williams Lifetime». Некоторое время спустя барабанщик коллектива «Genesis» стал участником группы «Brand X».

Он также аккомпанировал Элу Ди Меола. Томми Болин – гитарист из «Deep Purple» — записывался со знаменитым джаз-барабанщиком Билли Кабэмом. К тому же он сам привлекал джаз-рок исполнителей, чтобы записывать совместно его сольные пластинки. Все музыканты объединялись, чтобы найти и изобрести что-то новое. Все, кто не зацикливался на одной и той же манере игры, на однообразном стиле.

Если рассматривать ранние времена в целом, можно однозначно заявить, что в среде джаза в середине 60-х годов было сформировано то, что называется «преддверием» джаз-рока. Это Квинтет братьев Эддерли, ансамбля «Messengers Jazz», Хораса Сильвера и барабанщика Арта Блэйки. Музыку этого квинтета относят к соул-джазу или фанки-джазу.

Элементы такой музыки активно используются Куинси Джонсом – выдающимся аранжировщиком. Музыка фанки-соул всячески продвигалась продюсером Гридом Тейлором. Он работал с Джимми Смитом, Уэсом Монтгомери и другими джазменами.

Они также были новаторами в своем роде, так как предложили новую эстетику, которая существенно отличалась от стандартов фанки и хард-бопа. Уже в 1965 году Ларри Кориэлл одним из первых пересмотрел подход к звуку на собственном инструменте, изменил фразировку, пытался стать ближе к рок-гитаре.

Но настоящая революция была произведена Джоном Маклафином. Потому над направлением джаз-рока работали несколько сил одновременно. Если говорить о традиционном джазе, то здесь, в принципе, появилось и выросло целое поколение слушателей.

С другой же стороны – джаз очень сильно изменился за это время. Он перестал двигаться в коммерческом направлении. В послевоенное время завершилась эра танцевального свинга. Бибоп стремительно перерос в хард-боп. В конце 60-х он коснулся авангардного джаза, покинув широкую аудиторию, начав развиваться вглубь.

Со временем джаз стал очень сложным направлением, он перестал быть модным искусством. Потому такие обстоятельства заставили музыкальный бизнес преобразиться. Даже известные джазмены оставались без работы. Таким образом, появился антагонизм в сфере рок-музыки и джазовой среде.

Для большинства джазменов, которые продолжали свое развитие, вкусы молодежи вызывали усмешку. Им все это казалось слишком простым и примитивным. Музыканты, которые играли рок, уважительно относились к джазменам. Но с их стороны была и некая неприязнь из-за недолюбливания последними всего нового.

Если говорить об этом в общем, то оба эти направления в некой мере были соперниками в плане ревности к успеху. Именно из-за этих причин джаз-рок не вызывал особого восторга у широких масс публики. Джазовая критика заявила, что это направление не имеет будущего и художественной ценности.

Видео: Funk-Jazz-Rock-Groove-Music

Miles Davis “In A Silent Way” (1969)

О корнях и происхождении джаз-рока (фьюжна) знатоки еще могут поспорить. Однако момент, когда джаз-рок стал знаменитым, обсуждению не подлежит. Музыкальный гений Майл Дейвис первым стал монтировать сложные инструментальные треки из различных сессий. И, что самое важное, побудил своих коллег исследовать новый путь в музыке. Этот и следующий альбомы Дейвиса – “Bitches Brew”, относятся к абсолютной классике жанра.

Mahavishnu Orchestra “The Inner Mounting Flame” (1971)

Гитарист Джон Маклафлин, принимавший участие в записи двух вышеназванных альбомов Майлза Дейвиса, собрал группу выдающихся инструменталистов – барабанщика Билли Кобэма и скрипача Жан-Люк Понти. Альбом The Inner Mounting Flame преподаст урок мастерского исполнения для многих рок-звезд от Deep Purple до Metallica и Dream Theater. Послушайте, что вытворяет с гитарой Маклафлин.

Herbie Hancock “Mwandishi” (1971)

На знаменитого клавишника и композитора Херби Хэнкока также очень повлияла совместная работа с Майлзом Девисом. К началу 70-х музыкант покинул лейбл Blue Note и начал коллекционировать новые электронные инструменты. Mwandishi означало имя самого Хэнкока на языке суахили, и ему принадлежит первенство по интеграции синтезаторов в джазовое полотно. Тем, кому звучание “Mwandishi” покажется слишком авангардным и импровизационным, следует обратить на фанковый проект Хэнкока “Head Hunters” (1973), получивший широкий отклик публики.

Return to Forever: Hymn of the Seventh Galaxy (1973)

Еще один пианист – Чик Кориа, после сотрудничества с Майлзом в 70-х сменил фокус интереса от авангарда к джаз-року. На альбоме проекта Return To Forever вместе с Кориа играет гитарист Билл Конорс, Стэнли Кларк на басу и Ленни Уайт на барабанах. Hymn of the Seventh Galaxy – это уже скорее не джаз-рок, а рок-джаз. Виртуозы-исполнители создают настоящий хард-роковый замес. Доселе неслыханный сплав электро, джаза, фанка и хард-рока, т.е. настоящий фьюжн (fusion — сплав).

Джаз-рок (англ. jazz rock ) - направление музыки, название которого говорит само за себя. Эта уникальная смесь джаза и рока появилась сравнительно недавно - в 60-х годах ХХ века, когда некоторым прогрессивно настроенным джазменам рамки своего обширного стиля показались слишком узкими. Традиционно возникновение джаз-рока географически приписывают Соединенным Штатам, но и в Старом Свете также хватало самородков, которые независимо от своих коллег из-за океана осваивали новое звучание.

Уже в начале 60-х в Великобритании существовали группы такие, как Georgie Fame and the Blue Flames и Graham Bond Organisation, музыканты которых пытались совместить в своем творчестве джаз и ритм-н-блюз. Отголоски джаз-рока слышны и в альбоме 1964 года «The Five Faces of Manfred Mann» Манфреда Мэнна . Однако маститые музыкальные критики первой работой в джаз-роке склонны считать пластинку американского джазового вибрафониста Гэри Бертона (Gary Burton) «Duster», которая появилась в продаже в 1967 году. На этом диске в качестве гитариста выступил молодой техасский музыкант Ларри Кориелл (Larry Coryell). Именно он стоит у истоков стиля, который принято называть джаз-роком.

За год до работы с великим Гэри Бертоном Ларри успел отметиться в группе The Free Spirits, которая также пыталась в своих экспериментах смешивать джаз с роком. Когда стало понятно, что два независимых жанра музыки вполне совместимы, в хит-парадах появился «Miles in the Sky» Майлза Дэвиса (Miles Davis). С этого момента джаз-рок начал набирать обороты. Коллективы, играющие в новом ключе, возникали независимо друг от друга по обе стороны океана и звучали очень разнообразно. И это разнообразие определялось широкими рамками обоих жанров. Сравнить, к примеру, американцев Blood, Sweat and Tears с британцами The Soft Machine - абсолютно разный подход к музыке, но обе группы в определенные моменты творчества можно вполне отнести к данному направлению.

Джаз-рок характеризуется значительной продолжительностью композиций, импровизацией, своей джазовой основой со всеми вытекающими последствиями и использованием роковых инструментов. Во время расцвета этого направления в 70-х годах появились такие коллективы, как The Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Brand X, Chicago, Return to Forever - группы, которые по сей день считаются классикой жанра. Последующие годы несколько расширили границы джаз-рока, добавив к нему world, фанк и элементы поп-музыки, включая электронику. Появилось множество поджанров, но их основой является все тот же неизменный джаз.

Джаз-рок также иногда называют термином "фьюжн" (англ. fusion), появление которого связано с приходом в джаз-рок черных музыкантов, не желавших себя ассоциировать с белой рок-культурой. Характерной особенностью фьюжн является уклон в funk. Но, в большей степени, термин "фьюжн" содержит в себе не музыкальный, а социальный подтекст, отмечающий осуществление «сплава» не только на уровне музыкальных культур, но и между различными этническими группами исполнителей и слушателей. Ярким примером такого социального сплава стало выступление чернокожего Майлза Девиса на концертах в Fillmorе West в 1970 году перед аудиторией белых хиппи в составе с белыми и черными исполнителями.