Тициан Вечеллио – биография. Вознесение марии Ранние произведения Тициана

Вознесение Девы Марии

(Магу, Assumption of). Эта доктрина существовала и в Западной, и в Восточной церквях уже в Средние века. Булла Munificen-tissimus Deus, обнародованная папой Пием XII1 нояб. 1950 г., признает ее необходимой для спасения. В булле, в частности, говорится: "Непорочная Матерь Божья, Приснодева Мария, завершив свое земное существование, была телом и душой вознесена в небесную славу ".

Мы не находим ни библейских, ни апостольских или послеапостольских текстов, к-рые подтверждали бы данное учение. Правда, похожие мотивы есть в гностических апокрифах IV в. (таких, как "Успение Марии"). Григорий Турский (VI в.) в книге "О славе мучеников" цитирует легенду о вознесении Девы Марии. Эта история получает распространение на Востоке и на Западе в двух разных вариантах. Коптская версия рассказывает, как Христос явился Марии, предсказывая ее смерть и телесное вознесение на небеса. Греческая, латинская и сирийская версии повествуют о том, как Мария призвала к себе апостолов и они были чудесным образом перенесены к ней с мест своего служения, и о том, как после ее смерти Христос перенес ее тело на небо. Данная доктрина рассматривается в дедуктивной теологии примерное 800г. БенедиктXIV (ум. в 1758) предложил признать ее официально.

Церковь отмечает день смерти Марии начиная с V в. Уже в кон. VII в. Успение вошло в число праздников Воеточной церкви. С VIII в. Запад следует этому примеру. Папа Николай I эдиктом 863 г. ставит этот день на один уровень с Пасхой и Рождеством. Однако Кранмер не включил его в " Книгу общего богослужения ", и с тех пор его нет в англиканских служебниках.

Булла 1950 г. о вознесении Девы Марии основывается на декларации "Непорочное зачатие" (8 дек. 1854), где Мария провозглашена свободной от первородного греха. Оба текста исходят из представления о Марии как о Матери Божьей. Папа Пий XII считал, что ее достоинство требует особого отношения. Если Мария действительно "Благодатная" (Лк 1:28), то ее вознесение совершенно логично. Подобно Иисусу, она с самого начала не имела греха, не подверглась тлению, воскресла, была взята на небо, а тело ее было прославлено. Т.о., Мария коронована как Царица Небесная, став заступницей людей и посредницей между ними и Богом.

В Munificentissimus Deus рассуждение развивается по нескольким направлениям. Булла подчеркивает единство Марии с ее божественным Сыном (она " всегда разделяла Его долю"). Она была участницей Его воплощения, смерти и воекресения, а теперь она - мать Церкви, Его Тела. Текст Откр 12:1 относят к Марии: она - прообраз Церкви, ?. к. ее тело было заранее прославлено вознесением. Булла трижды называет Марию "новой Евой ", подчеркивая роль Христа как нового Адама и утверждая их единство.

И в наше время, в эпоху библейского возрождения, харизматического движения и либеральной теологии,учение о вознесении Девы Марии активно разрабатывается католическими теологами.

W.N. KERR(nep. А.Г.) Библиография: M.R.James, The Apocryphal NT: ?. L. Mascall and H.S. Box, eds., The Blessed Virgin Mary; NCE; L.-J. Suenens, Mary the Mother of God.

См. также: Матерь Божья; Непорочное зачатие Богородицы; Мария, Пречистая Дева; Мариология.

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

Явление Девы Марии Гваделупской Дело было в Мексике. В 1525 году пятидесятилетний мексиканский индеец из деревни Кваутитлап, что в 15 милях от Мехико, одним из первых среди аборигенов принял крещение с именем Хуана Диего. Они с женой занимались земледелием, рыболовством и

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Явление Пречистой Девы Марии в Лурде 7 января 1844 года в семье мельника, жившего во французском городе Лурде, родилась девочка, которую назвали Бернадеттой. Родители ее были очень бедны – отец, лишившись мельницы, стал поденщиком, мать работала в поле, а дочери приходилось

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

Рождество Пресвятой Девы Марии Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием.

Из книги Откуда все это появилось? автора Рогозин Павел Иосифович

Введение во храм Пресвятой Девы Марии Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет. Они созвали родственников, пригласили сверстниц своей дочери, одели Ее в лучшие одежды и, провожаемые народом с пением духовных

Из книги Я листаю календарь. Главные православные праздники для детей автора Высоцкая Светлана Юзефовна

Благовещение Пресвятой Девы Марии В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел явился в дом праведного Иосифа,

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

12. Расскажите о значении Девы Марии. Мне кажется, что нельзя прийти ко Христу помимо Девы Марии. Вопрос:Расскажите о значении Девы Марии. Мне кажется, что нельзя прийти ко Христу помимо Девы Марии.Отвечает священник Александр Мень:Каждый человек в какой-то степени несет на

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Непорочное рождение Девы Марии Кто родится чистым от нечистого? Ни один! Иов. 14,4 Мало кто знаком с новейшим догматом Западной церкви, установленным папой Пием IX только в начале второй половины прошлого столетия. Догмат этот, называющийся «догматом о непорочности зачатия

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Благовещение Девы Марии А с весной к нам пост приходит, В жизни новый чин заводит. В храме – свечи, ладан росный И слова Триоди постной. Март сменяется апрелем, Утро тонет в птичьих трелях. С нами чудо из чудес - Благовещенье с

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

Введение во Храм Девы Марии Властной поступью скрипучей, Снежные гоняя тучи, Стужей утренней пугая, К нам пришла зима седая. Пост Рождественский встречаем, Славный праздник отмечаем - Приснодевы в храм Введенье, Ангелам на удивленье. Входит Богоматерь прямо Во

Из книги Евангелие для детей с иллюстрациями автора Воздвиженский П. Н.

§81. Изображения Девы Марии De Rossi: Imagines selectae Deiparae Virginis (Rome 1863); Marriott: Catacombs (Lond. 1870, pp. 1–63); Martigny: Dict, sub «Vierge»; Kraus: Die christl. Kunst (Leipz. 1873, p. 105); Northcote and Brownlow: Roma Sotter. (2nd ed. Lond. 1879, pt. II, p. 133 sqq.); Withrow: Catacombs (?. Y. 1874, p. 305 sqq.); Schultze: Die Marienbilder der altchtistl. Kunst, Die Katacomben (Leipz. 1882, p. 150 sqq.); Von Lehner: Die Marienverehrung in den 3

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

Благовещение Пресвятой Девы Марии (Луки 1:26-38). На шестой месяц зачатия Иоанна Крестителя Ангел Гавриил был послан в маленький городок, находившийся в Завулоновом колене южной части Галилеи, в Назарет, «К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве:

Из книги автора

Рождение и Благовещение Пресвятой Девы Марии В городе Иерусалиме жили муж и жена - Иоаким и Анна. Они были дальние, хотя и бедные потомки царя Давида, но были люди очень добрые и благочестивые.У них не было детей, и они очень молились и просили, чтобы Господь послал им хотя

Из книги автора

РОЖДЕНИЕ И БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ В небольшом Галилейском городе Назарете жили муж и жена – Иоаким и Анна. Они были дальними и бедными потомками царя Давида, но людьми добрыми и благочестивыми.Всю жизнь у них не было детей, и они очень огорчались по этому

Из книги автора

Из книги автора

РОЖДЕНИЕ И БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ В городе Иерусалиме жили муж и жена, Иаким и Анна. Они были дальние, хотя и бедные потомки царя Давида, но были люди очень добрые и благочестивые.У них не было детей, и они очень молились и просили, чтобы Господь послал им хоть

Вознесение Марии

15 августа в Германии отмечается большой религиозный праздник — «Вознесение Марии» (Maria Himmelfahrt).

Он посвящён воспоминанию о вознесении божьей матери на небеса и проходит во всех христианских храмах с некоторой разницей в датах. Вознесение у разных народов имеет разное значение: погружение в сон — у греков, успение (от уснуть) — у славян, отсюда его полное название у православных — Успение Пресвятой Богородицы или Девы Марии. На Западе закрепилось латинское — взятие, принятие, поэтому этот день и называется Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу. Все эти названия отражают одно: несмотря на видимую телесную кончину, Мария осталась бессмертной.

Праздник восходит к первым векам христианства, и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже отмечается повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы Маврикия над персами. Вы спросите: «А при чем здесь Маврикий и его победы?» Дело в том, что, несмотря на широкое почитание и память о ней, о матери Иисуса Христа известно немногое. Говоря современным языком, в ее жизнеописании множество «белых пятен». А то, что известно, в разных источниках трактуется неоднозначно. К примеру, нигде точно не указан день ее погребения. Так почему бы не взять произвольную дату?

Попробуем все же изложить биографию Девы Марии.

Датой её рождения называют 20 год до н. э. Местом рождения считают Иерусалим. По другой версии Мария родилась в Сепфорисе близ Назарета, в Галилее.

В Протоевангелии Иакова сказано, что родителями Марии были святые Иоаким и Анна. У немолодой пары не было детей, за что Иоаким был изгнан из храма и ушёл в горы к пастухам. Там ему явился архангел и предрёк рождение Марии. Праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, и, как было тогда принято, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. Через год, 8 сентября, у них родилась дочь.

Мария росла в обстановке особой ритуальной чистоты. В 3-летнем возрасте ребенка <ввели во храм>. Девочку все время посещали видения ангелов. К 12 годам Мария дала обет вечного девства. Но она не могла остаться при храме, и для неё был избран супруг, уважавший её обет — престарелый Иосиф Обручник. По другой версии это произошло, когда ей было 14 лет, по инициативе первосвященника.

В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавеси. Прочтя в священной книге об избраннице, которая родит сына Бога, она воскликнула, что хотела бы быть хотя бы служанкой у неё. И произошло Благовещение — посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от неё Спасителя.

Увидев, что жена ожидает ребёнка, муж лишь из жалости не захотел публично опозорить её. Явившийся архангел Гавриил успокоил его, рассказав о непорочности зачатия. Согласно другой версии, после посещения её ангелом дева была прилюдно подвергнута испытанию «горькой водой, наводящей проклятие» на неверных жён. Ей удалось пройти испытание, что подтвердило её целомудрие.

Римляне проводили перепись населения, и Мария с Иосифом отправились в Вифлеем. Так как все гостиницы были заняты, путникам пришлось остановиться в стойлах, где и родился Христос. Там их нашли волхвы и пастухи.

При описании жизни Иисуса Христа время от времени упоминается и Мария. На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. Это и все, что есть о ней в Новом Завете.

Считается, что она умерла в Иерусалиме или Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Согласно преданию, к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Марию в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос. Католики считают, что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация.

Успение Богородицы — назидание, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо к вечному бессмертию.

Многие иконы и статуи Девы Марии окружены глубоким почитанием и считаются чудотворными. Они служат объектами массовых паломничеств.

Тициан Вечеллио (Пьеве ди Кадоре, ок. 1485/1490 – Венеция, 1576) был ключевой фигурой в развитии венецианской и европейской живописи. Великий колорист, он с предельной полнотой выявил возможности письма «всем цветом», создавая язык, который затем оказал влияние на Тинторетто и других крупных европейских мастеров, таких как Рембрандт, Рубенс и Эль Греко.

Ранние произведения Тициана

Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини . Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне , с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.

Тициан. Христос с динарием (Динарий кесаря). 1516

В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон; серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи , Альбрехта Дюрера и Рафаэля , все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511; серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон; первые ксилографии).

Тициан. Женщина перед зеркалом. Ок. 1514

Тициан. Любовь земная и небесная. 1514

Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная »(1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление.

Тициан. Успение Богородицы (Ассунта). 1516-1518

Тициан и придворная культура

В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519; Мантуя, с 1523; Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Тициан. Венера Урбинская. До 1538

Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно - полные жизни «Вакханалия » (Мадрид), «Вакх и Ариадна » (Национальная галерея, Лондон).

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522

До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям».

Тициан. Вакханалия. 1523-1524

Даже аллегорическим изображениям Тициан умел придать благородную жизненность и красоту. К превосходным образцам этого рода живописи Тициана принадлежат «Три возраста»

Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.

Тициан. Флора. 1515-1520

Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.

Тициан. Мадонна со святыми и членами фамилии Пезаро (Алтарь Пезаро). 1519-1526

Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане.

Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Пейзаж играет у него видную роль во многих картинах. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.

Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный живописец. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго, император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело , Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Поэтому Тициан считается величайшим из итальянских колористов.

Этот чудный блеск колорита неразрывно связан с блеском радостного сознания существования, которым проникнуты все картины Тициана. Негой и роскошью, чувством ликования и уравновешенного полного светлого блаженства дышат его сановито-важные фигуры венецианцев. Даже в религиозных картинах Тициана поражает прежде всего невозмутимость чистого бытия, абсолютная гармония чувств и ненарушимая цельность духа, которая вызывает впечатление, сходное с впечатлением от антиков.

Усиление драматизма образов

В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).

Тициан. Ecce homo ("Се человек"). 1543

В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм; выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.

Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548

Он продолжал создавать и картины эротико-мифологического содержания, такие как Венера с органистом, амуром и собачкой или Даная (несколько вариантов).

Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами, известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).

Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545

Влияние маньеризма на Тициана

В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).

Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559

В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.

Тициан. Благовещение. 1562-1564

Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.

Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.

По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.

“Королем живописцев и живописцем королей” называли Тициана (1488/1490-1576) еще при жизни. Один из четырех титанов Возрождения, он родился более 500! лет назад, примерно в 1477 году и прожил почти девяноста лет – невероятный срок для того времени, когда средняя продолжительность жизни была всего 35 лет. Всю сознательную жизнь мастер творил шедевры, потому его наследие столь обширно.

“Кающаяся Мария Магдалена” Тициан. Около 1565. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Современник Тициана, Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников ». Их было много, знатных особ, а Тициан был один. В XVI веке считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значит стать бессмертным. Так и вышло.


«Аллегория благоразумия» (середина 1560-х) Тициан. Тициан изобразил не только себя, но и сына с племянником. Их портреты представляют одно целое с головами трех животных: царственного льва, верной собаки и одинокого волка. В символике этот зверь с тремя головами как раз и обозначал Благоразумие. В его составе было три значимых вещи: память, знание и опыт. Лондонская национальная галерея

Ему делали заказы европейские короли, римские папы, герцоги, кардиналы, князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим среди художников Венеции!

    • Тициан родился в семье видного политического деятеля недалеко от Венеции. Точная дата рождения неизвестна. Отец, разглядев талант сына, отправил его учиться мозаичному искусству и живописи в Венецию
    • Художник стал основателем и мастером психологического портрета, отражая не просто внешность заказчика, а его характер и душу

      “Портрет молодой женщины” Тициан. Около 1536 года. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

    • Тициан заработал славу мастера цвета , добиваясь на своих полотнах огромного количества оттенков, полутонов и переходных зон. Именно это стало одним из секретов его мастерства
    • Заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и монархов
    • Художник разработал новый способ и манеру письма, накладывая масляные краски на холст кистью, шпателем или просто пальцем. Прежде картины не писали на холсте. До него традиционно писали фрески или картины на досках, подобно русским иконам, однако в Венеции был влажный климат и фрески, живопись на досках не были долговечны. Новаторство Тициана мы видим повсеместно – вот уже более 500 лет основным методом живописи является холст и масляные краски

      “Мадонна с младенцем в нише” Тициан. ГМИИ имени Пушкина (Москва)

    • Испанский и французский короли приглашали Тициана к себе, поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию
    • Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно уронил кисть, и император не погнушался встать и подать её художнику, сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору »
    • Император Карл V окружил любимого художника почётом и уважением и не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана »
    • Тициан не любил изображать худых женщин, он любил статность и дородную красоту. Его красавицы зачастую носят рыже-золотистые волосы

      “Автопортрет” 1567 год. Музей Прадо (Мадрид)

    • Искусствоведы отмечают, что поздний Тициан отличался какой-то незаконченностью, чуть ли ни небрежностью. Однажды ему заказали картину «Благовещение». Выполнив работу, живописец подписал ее словами по-латыни: «Тициан сделал». Однако заказчикам показалось, что картина не закончена, и они потребовали «довести ее до ума». Гордый венецианец дописал еще одно слово в подписи, вследствие чего на картине появилась фраза: «Тициан сделал, сделал». В оригинале на латыни это выглядело так: «Titianus fecit fecit»
    • Тициан практически не болел и до последних дней он не прекращал работать. Художник скончался от чумы в Венеции, заразившись от своего сына
    • Его последним произведением стало “Оплакивание Христа”, который Тициан писал для собственного надгробия , чувствуя близость смерти

      Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция), где похоронен Тициан

    • Прожив почти 90 лет, художник до конца сохранил ясность ума, остроту зрения и твердость руки. В день смерти (в это время в Венеции свирепствовала чума) он завершил картину «Оплакивание Христа», подписав ее твердой рукой «Тициан сделал». Рассказывают, что в этот день он велел накрыть стол для множества персон, но он был один. Он как бы прощался с тенями своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете : Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке
    • Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (в переводе на русский: Святой Марии Словущей или Успения Девы Марии). На могиле живописца расположен грандиозный памятник и высечены слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли - соперник Зевсов и Апеллесов »

Памятник Тициану в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеции)
    • В церкви, где похоронен Тициан находится величайший его шедевр: алтарный образ «Успение Богородицы (Assunta)». Сам Тициан хотел, чтобы над его могилой висела его собственное «Оплакивание Христа» (сейчас оно находящаяся в галерее Академии (Венеция). Через 200 лет после смерти Тициана по заказу австрийского императора Фердинанда I, был создан памятник в стиле барокко из каррарского мрамора. В центре памятника расположена статуя Тициана, слева от него Природа, справа Знание. Фигуры возле колонн: слева от Тициана – Живопись и Скульптура, справа – Графика и Архитектура. Две скульптуры императоров расположены внизу: слева Фердинанд I Австрийский и справа Император Священной Римской империи Карл V. Барельефы памятника напоминают о шедеврах Тициана. За самим Тицианом его самый главный шедевр - «Успение Богородицы (Assunta)», которое находится в этом же соборе.
      Гигантских размеров полотно “Вознесение Богородицы или Assunta” работы Тициана 1516-1518 Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция)

      Слева от художника его «Мученичество Святого Петра», находящееся в Вероне, справа «Мученичество Святого Лаврентия», находящееся в церкви Джезуити в Венеции. Сверху справа барельеф « Встреча Марии и Елизаветы», сверху слева - «Снятие с креста». В верхней части памятника – символ Венеции – лев Святого Марка с гербом дома Габсбургов

      “Вознесение Богородицы или Assunta” работы Тициана 1516-1518 в интерьере собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Венеция)

    • Именем Тициана назван кратер на Меркурии
    • Один из оттенков рыжих волос назван в честь Тициана, изображавшего его на многих женских портретах
    • Тициановская «Венера Урбинская» вдохновила Эдуара Мане на создание его знаменитой «Олимпии»
    • В Эрмитаже есть целый зал шедевров Тициана . Расположен он в здании, называемом Большой (или Старый) Эрмитаж. Зал под номером 221
    • В ГМИИ имени Пушкина (Москва) две картины Тициана представлены в постоянной экспозиции: зал №7 Главного здания музея на Волхонке, 1 этаж

С недавнего времени в собраниях России появилась еще одна картина Тициана. «Венера и Адонис», авторская копия кисти Тициана со знаменитой на весь мир картины на ту же тему из музея Прадо в Испании, принадлежит российскому благотворительному фонду «Классика». Эту работу великого мастера открыла главный научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова.


“Венера и Адонис” Тициана на вставке “Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе” в ГМИИ Пушкина – лето 2017 года

Прежде она считалась картиной, написанной художником круга Тициана, и именно в таком качестве была приобретена фондом «Классика». Картина была впервые продемонстрирована российскому зрителю на выставке “Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе ” в ГМИИ имени Пушкина летом 2017 года

Тициан. Вознесение. (1516-1518)

В четыреста пятьдесят первом году византийская императрица Пульхерия построила во Влахерне, северном районе Константинополя, пышный храм в честь Богородицы. Пульхерия обратилась в Иерусалим к патриарху Ювеналию с просьбой забрать из Гефсимании мощи Богоматери, чтобы хранить святыню в новой церкви. Патриарх Ювеналий ответил, что это невозможно, ибо мощей Богородицы нет, ведь Пресвятая Дева была вознесена на небо.

Действительно, гробница в Гефсимании только три дня служила усыпальницей Пречистой Девы.

По преданию, местом Успения Богородицы была Сионская горница, тот самый дом, где состоялась Тайная вечеря, где в день Пятидесятницы на апостолов и Богоматерь сошёл Святой Дух. Господь принял душу Девы Марии и вознёс Её на небеса. Апостолы Пётр, Павел, Иаков и другие подняли одр, на котором возлежало тело Богородицы и направились в Гефсиманию. Здесь, у подножия Елеонской горы праведная Анна, мать Девы Марии, когда-то купила участок земли. На нём была выстроена гробница, в которой нашли упокоение родители Пресвятой Богородицы и праведный Иосиф Обручник.

Торжественная погребальная процессия шла через весь Иерусалим. Святой Иоанн Богослов нёс впереди финиковую ветвь с райского дерева. Её Деве Марии вручил архангел Гавриил за три дня до Успения. Ветвь сияла небесным светом. По преданию, над шествием возник облачный круг - подобие венца. Все пели, и, казалось, небеса вторили людям. Жители Иерусалима были поражены величественностью похорон простой женщины.

Фарисеи приказали разогнать шествие, а тело Богородицы сжечь. Но случилось чудо - сияющий венец скрыл процессию. Воины слышали шаги и пение, но никого не видели.

По преданию, апостол Фома не смог попасть в Иерусалим, чтобы проститься с Богородицей. Он очень сокрушался, что не удостоился последнего благословения Пречистой Девы. Тогда ученики решили открыть гробницу, чтобы Фома смог проститься с Богоматерью. Они отвалили камень, но усыпальница была пуста...

В недоумении и волнении апостолы сели вместе за вечернюю трапезу. Одно место за столом по традиции было свободно. Апостолы оставляли его для своего Христа, незримо присутствовавшего между ними. Хлеб, оставленный у незанятого места, потом преломляли между всеми как дар и благословение. Вот и на этот раз они подняли хлеб, чтобы разделить его с молитвой "Господи, Иисусе Христе, помогай нам!". Апостолы устремили глаза вверх и увидели Пречистую Деву Марию, окруженную множеством ангелов. Богородица приветствовала их и благословила: "Радуйтесь! Я с вами во все дни!". Апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». Они стали первыми свидетелями того, что Богородица не оставила мира. "В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…" – напоминает нам тропарь - песнопение праздника Успения.