Англиканская церковь Иисуса Христа (по Английской наб.). Часовня Св.Николая Чудотворца на Английской набережной Англиканская церковь иисуса христа английская наб 56

5,1 МБ ">

Загрузить фото 5,6 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 5,2 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 4,5 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 3,7 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 3,2 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 4,7 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 5,6 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 4,1 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 3,8 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 6,9 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 4,7 МБ ">

В 2016 году объект культурного наследия федерального значения «Церковь англиканская Иисуса Христа» на Английской наб., 56 был передан в оперативное управление Санкт-Петербургскому государственному Театру «Мюзик-Холл» в целях создания нового открытого культурного пространства - Концертного зала на Английской набережной.

Планируется, что в новом концертном зале будет выступать симфонический оркестр Театра «Мюзик-Холл» «Северная симфония» под руководством маэстро Фабио Мастранджело, Камерный хор под руководством заслуженной артистки России В.С. Копыловой-Панченко, а также другие музыкальные коллективы города и страны.

Сегодня председатель КГИОП Сергей Макаров и директор Санкт-Петербургского государственного Театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак осмотрели состояние здания перед началом проведения обследования.

«К сожалению, предыдущие хозяева не особенно заботились об этом здании, - сказал председатель КГИОП. - Наконец-то у здания появился хороший пользователь, у которого серьезные планы по приведению памятника в достойное состояние, конечно, под контролем КГИОП. Удивительно хорошая сохранность потрясающего интерьера бывшего молитвенного зала, но есть и многое, над чем предстоит серьёзно поработать, аварийные перекрытия, например».

«Безусловно, это будет зал исключительно для классической музыки, - подчеркнула Юлия Стрижак. - Мы прекрасно понимаем историческое назначение этого помещения, это всё-таки культовое здание, поэтому мы не предполагаем никаких увеселительных мероприятий. Надеемся, что здесь смогут выступать разные коллективы города, страны, зарубежья».

В феврале 2017 года по запросу Санкт-Петербургского государственного Театра «Мюзик-Холл» КГИОП подготовил задание на проведение работ по сохранению памятника. Заданием определен перечень необходимой научно-исследовательской, проектной документации и производственных работ, исходя из индивидуальных особенностей объекта.

«Нам бы хотелось, чтобы восстановление зала прошло в несколько этапов, - заявила директор «Мюзик-Холла». - Во-первых, восстановить и законсервировать то, что крайне необходимо, а именно: устранить следы протечек, отремонтировать кровлю, обследовать перекрытия. На текущий год запланированы работы по обследованию здания и первоочередные противоаварийные работы».

Его Королевское Высочество Принц Майкл Кентский во время посещения здания англиканской церкви 26 марта 2017 года в частной беседе выразил поддержку решения о передаче здания театру для создания концертного зала.

Как было отмечено, во время встречи с представителями англиканской веры в Санкт-Петербурге , организованной генеральным консулом Великобритании в Санкт-Петербурге Китом Алланом, руководство театра «Мюзик-Холл» выразило готовность к проведению в зале праздничных богослужений.

«Это будет подарок немногочисленной англиканской общине в Санкт-Петербурге - возможность проводить службы в отреставрированном за счет города здании, - отметил Сергей Макаров.

После поездки в 1698 году Петра I в Англию резко увеличивается поток британских подданных, приглашенных царем в Россию. В начале XVIII века англичане образуют свою конгрегацию, а в 1723 году Английская Фактория переезжает в Санкт-Петербург . В это время появилась англиканская церковь на Галерной улице, имевшая около 300 прихожан.

Трехэтажный каменный дом на участке дома № 56 по Английской набережной был возведён между 1735-1738 гг. и принадлежал князю Петру Борисовичу Шереметеву.

В 1747 году через английского генерального консула барона Якоба Вульфа Фактория сообщила Лондонской Российской кампании о своём желании построить новую часовню и дом капеллана.

Императрица Елизавета оказала содействие в поисках участка, и в 1753 году английский министр-резидент и банкир барон Вульф сообщил о приобретении дома князя Шереметева. После необходимых переделок в здании, церковь была открыта в марте 1754 года.

Просторный молитвенный зал, отделанный в итальянском стиле, располагался на втором этаже дома. Уже тогда он был двусветным, с двумя рядами окон, поэтому с парадного фасада здание выглядело трехэтажным. Перед резным красного дерева алтарем, окруженным перилами, стояли четыре колонны, кафедра и ведущая к ней деревянная лестница с художественной резьбой. На восточной (алтарной) стене нефа висели мраморные плиты: в центре — скрижали Моисеевых заповедей, слева — молитва Господня «Отче наш», справа — Символ веры. Напротив кафедры находились места для английского посланника со свитой.

Расположение нового здания Английской церкви в I-й Адмиралтейской части на берегу Невы в центре столичного города было очень существенным для Фактории. В конце правления императрицы Екатерины II Галерная набережная приобрела название Английской, поскольку дома самых уважаемых и именитых членов Английской Фактории находились именно здесь.

К 1790 году здание на Английской набережной уже записано как Английская кирха.

К 1810-м годам численность англиканской общины Северной столицы значительно возросла, и возникла необходимость реконструкции церковного здания.

В 1814 году по проектам, составленным Джакомо Кваренги, начинаются работы по перестройке здания. Благодаря сохранившимся в Италии чертежам и гравюрам, сделанным с чертежей Кваренги и опубликованным после смерти зодчего его сыном, можно судить о первоначальном замысле автора. Используя здание Английской капеллы, выходившее лицевым фасадом на набережную реки Невы и небольшие два флигеля на Галерной улице, архитектор соединил их служебными разновеликими корпусами, расположенными по периметру двора, и создал единый великолепный комплекс зданий от Английской набережной до Галерной улицы.

Фасад здания, выходившего на Неву, был решен в обычной для этого времени манере. Центральный ризалит имел портик с 4 колоннами и 2 пилястрами коринфского ордера. Завершался ризалит гладким треугольным фронтоном с тремя скульптурными фигурами по углам: «Вера», «Надежда», «Милосердие». Центральная ось здания подчеркивалась полуциркульным окном в подвальном этаже и двумя фигурами сфинксов на постаментах по бокам этого окна.

В 1824 году автор памфлета об Английской Фактории в России писал: «…Фактория расширила церковь, резиденцию капеллана, библиотеку и другие службы и обмеблировала в манере, которая отражает честь Английской нации». Квартира капеллана находилась в первом этаже здания, прямо под церковным залом.

Стены церковного зала были разбиты пилястрами и колоннами коринфского ордера. С востока располагался алтарь. Картину «Распятие» обрамлял лепной портал с архангелами наверху. Полукруглая солея с мраморными ступенями была размещена между двух колонн. С юга и севера от «Распятия» в простенках находились печи-камины с фигурами святых над ними.

В центре продольной северной стены располагалась богато украшенная деревянная резная кафедра, напротив неё в южной стене - место Английского посла с балдахином и британским королевским гербом.

В 1860 году академик архитектуры Александр Христофорович Пель надстроил боковые флигели второго этажа, а также сделал главным вход в здание церкви с набережной. Новым украшением алтаря стала специально выполненная копия масштабного полотна Питера Пауля Рубенса «Снятие с Креста» (с оригинала, ныне находящегося в Государственном Эрмитаже).

В связи с предстоящим юбилеем королевы Виктории, являвшейся главой Англиканской Церкви, в 1876 году для очередной реконструкции храма английская община пригласила гражданского инженера Фёдора Карловича Болтенгагена. Работы под его руководством производились в 1877-1878 гг. В целом он сохранил замысел Кваренги, но убрал с главного фасада окна третьего яруса, соответственно увеличив высоту окон второго и рустировав его фасад, так что снаружи строение стало выглядеть не трёх-, а двухэтажным.

Новое оформление церковного зала - в духе викторианской эпохи - необычно для христианских храмов. Пилястры и колонны были расписаны стилизованными цветами, листьями и плодами: лилий, лавра, граната, яблони, шиповника, оливы, дуба. Ближайшие к алтарю пилястры украсили виноградной лозой, а колонны - колосьями пшеницы.

В тот же период храму были подарены два витража 1880-х годов с изображениями покровителей Англии - святого Георгия и святой Елизаветы. Для их установки были пробиты оконные проёмы в южной стене нефа. Вместе с ними ещё 13 витражей украсили окна северной и южной стен. Они были изготовлены фирмой «Heaton, Butler and Bayne», в которой церковные заказы исполнял художник-витражист Роберт Бэйн. Вероятно, именно он и является автором этих монументальных композиций. Это - единственный в России образец английского витражного искусства конца XIX в.

В 1877 году по заказу Английской колонии был построен орган английской фирмой «Brindley and Foster». Фирма была открыта в 1854 году в Шеффилде в связи с возросшей потребностью в органостроении для большого количества строящихся церквей.

По литературным источникам известно, что для России было изготовлено 4 органа, но сохранился единственный в Англиканской церкви в Санкт-Петербурге .

На игровом пульте органа - надпись с именами дарителей Джона Джеллибрэнда Хаббарда и Уильяма Эджетрона Хаббарда.

Корпус органа выполнен из дуба, в соответствии с традициями английского органостроения, в проспекте установлены декорированные живописью (масло, золочение) трубы. Игровой пульт выполнен в виде шкафа в нижней части проспекта; верхняя часть пульта закрывается двумя раздвижными деревянными застекленными дверцами. Белые клавиши покрыты костью, черные выполнены из дерева.

В 1970-е годы инструмент сильно пострадал: утрачено около 40 процентов труб, сломаны абстракты механической трактуры, выломаны воздушные каналы.

Наконец, на исходе XIX века храм украсили выполненные в римской технике мозаичные панно. Они были созданы в 1894-1896 гг. в мастерской академика П.П. Чистякова в Петербургской Академии художеств на средства прихожан.

В 1919 году храм был закрыт. В 1920-30-е гг. здание со всем его имуществом (в том числе и обширной библиотекой общины Англиканской церкви) находилось в ведении Народного комиссариата иностранных дел СССР в Ленинграде.

В 1939 году здание передано Президиуму Ленгорсовета.

В 1941 году из церковного зала были демонтированы деревянное ограждение амвона, крепления в полу деревянных скамеек для прихожан, бронзовая люстра из лестничного помещения.

Во время Великой Отечественной войны в здание попали 4 артиллерийских снаряда.

В середине прошлого века был проведен комплекс работ: ремонт фасада по Английской набережной, ремонт каретных сараев во дворе, реставрация витражей, люстр, живописного плафона, картин, дубовых дверей, Парадной лестницы в главном здании, проведено центральное отопление. Инкрустированные паркеты были закрыты новыми паркетными полами.

В 1970-1999 гг. здесь располагалось Городское экскурсионное бюро, и церковный зал храма использовался в качестве актового.

В конце 1970-х был произведен демонтаж разрушающихся статуй с фронтона. Еще ранее (в 1930-х-1960-х гг.) с постаментов у парадного фасада церкви исчезли изваяния сфинксов.

С начала 1990-х гг. администрация Городского экскурсионного бюро, переехав в дворовый флигель, стала сдавать в аренду церковный зал и прилегающие к нему помещения второго этажа. Один из арендаторов устроил здесь закрытую «торговую точку» для иностранных туристических групп. В церкви были установлены высокие стеклянные витрины с ювелирными изделиями и сувенирами. Экскурсоводы приводили сюда группы иностранцев с круизных лайнеров. В соседнем с молитвенным залом помещении устроен кафетерий.

Были проведены самовольные работы по вскрытию перекрытий между первым и вторым этажами правого дворового флигеля.

В 1990-е годы по программе КГИОП была выполнена реставрация семи витражей в Церковном зале.

10 июля 2001 года на основании постановления Правительства Российской Федерации № 527 здание Англиканской церкви Иисуса Христа было включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

С 2001 здание находилось в оперативном управлении Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

В связи с нарушением условий охранного обязательства КГИОП направлял исковые заявления о взыскании штрафа и понуждении пользователя выполнить предписанные работы по сохранению объекта, но в иске было отказано.

В 2016 году здание бывшей Англиканской церкви Иисуса Христа было передано в оперативное управление Санкт-Петербургскому государственному Театру «Мюзик-Холл» как динамично развивающемуся музыкальному театру, которому подвластны все серьезные жанры, в целях создания нового открытого культурного пространства - Концертного зала на Английской набережной.

В начале XVIII века Петром I был отдан фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву. После смерти Шереметева в 1719 году владение перешло его среднему сыну Петру, которому тогда исполнилось только шесть лет. В отличие от отца успеха на военной службе он не достиг. В карьере Петру Борисовичу способствовала женитьба на княжне Варваре Алексеевне Черкасской. При императрице Елизавете Петровне он стал генерал-аншефом, при Петре III - оберкамергером, при Екатерине II - сенатором.

Записанный на Петра Борисовича дом в 1723 году начал сдаваться в наём английским купцам, которые тогда основали в Петербурге свою общину. Особняк Шереметева они приспособили под церковь, сведения о которой можно найти в реестре домов 1738 года. В 1753 году Пётр Борисович продал особняк английскому консулу. первая официальная служба в англиканской церкви состоялась 6 марта 1754 года.

Главную часть англиканской церкви занимал большой двусветный зал. Перед резным алтарём из красного дерева находились четыре колонны, кафедра и ведущая к ней лестница. Напротив кафедры находились места для английского посланника со свитой. Зал был оборудован органом. В конце XVIII века место посланника занимал американец Джон Адамс, а затем его сын. Старший Адамс впоследствии стал вторым президентом США, а его сын - шестым.

К 1810-м годам численность английской общины в Петербурге значительно выросла. Церковное здание стало необходимо реконструировать. Для этих работ в 1815 году был приглашён архитектор Джакомо Кваренги , англиканская церковь стала его последним проектом. Кваренги выполнил задание в свойственном себе стиле. Все строения на участке, в том числе со стороны Галерной улицы, были оформлены в стиле строгого классицизма. Переработан был и главный церковный зал. Его украшением стала копия картины П. Рубенса "Снятие с креста", ныне хранящаяся в Эрмитаже. Первый этаж был приспособлен под квартиры служителей.

На фронтоне главного фасада англиканской церкви были установлены три статуи - "Вера", "Надежда" и "Любовь". По центру здания на постаментах - фигуры львов.

За работу Кваренги получил крупное денежное вознаграждение и вазу с выгравированной датой окончания работ - "1816 год".

Несколько позднее во дворе англиканской церкви сыном Кваренги была построена небольшая часовня.

Спустя пол столетия для очередной реконструкции храма английская община пригласила гражданского инженера Фёдора Карловича Болтенгагена. Его проект реконструкции был утверждён в 1876 году. Болтенгаген сохранил общий замысел Кваренги. Но он убрал с главного фасада окна третьего яруса, увеличил по высоте окна второго, установив в них витражи. Таким образом здание стало выглядеть не трёх, а двухэтажным. Стены были обработаны рустом. Со стороны Галерной улицы исчез забор с воротами, на его месте появился жилой трёхэтажный дом с центральной въездной аркой. Главный церковный зал с двух сторон по всей длине украсили пилястры. По ширине зала установили колонны.

Новое оформление церковного зала стало необычным для храмов вообще, не только для англиканских. Живописью были покрыты нижняя часть пилястр и колонн, верхняя часть стен, потолок. Пилястры и колонны расписаны цветами, листьями лавра, плодами шиповника, граната и другими узорами. Ближайшие к алтарю пилястры украшены виноградной лозой, а колонны - колосьями пшеницы. Вероятно, такое оформление символизирует райский сад.

Витражи для зала англиканской церкви привезены из Англии. Они воспроизводят образы двенадцати апостолов и английских святых.

Спустя 20 лет на алтарной стене появилась мозаика "Христос Вседержитель". С двух сторон от него - "Благовещение" и "Рождество Христово". На другой стене было помещено четвёртое изображение - "Жёны-мироносицы". Все мозаики выполнены в римской технике. Три из них, вероятно, английской работы. "Жёны-мироносицы", вероятно, создал русский мастер А. А. Фролов.

Почти одновременно с появлением в англиканской церкви мозаики храму были подарены два витража с изображениями покровителя Англии Святого Георгия и Святой Елизаветы. Подарки сделали богатый прихожанин А. Ф. Кларк (владелец дома № по Английской набережной) и "приход Чарльза Вудбина". Для установки этих витражей были пробиты оконные проёмы с южной стороны церковного зала между мозаикой "Жёны-мироносицы" и органом.

Не так давно удалось установить автора витражей. Выяснилось, что это единственный в России образец английского витражного искусства конца XIX века. Его изготовила фирма Heaton, Butler and Bayhe. По всей видимости их выполнил мастер Роберт Тюрнхил Байе.

В конце XIX века на стенах зала англиканской церкви стали появляться таблички в память о наиболее заслуженных или влиятельных прихожанах.

Церковный орган изготовлен в 1877 году фирмой Brindley & Foster в Шеффилде. Он появился здесь при реконструкции храма Болтенгагеном.

В настоящее время здание англиканской церкви принадлежит Санкт-Петербургской Консерватории. В 2000 году была начала капитальная реставрация храма, не завершённая до сих пор.

Храм создавался на народные пожертвования как памятник морякам, погибшим в Русско-японскую войну. Комитет по сбору средств возглавляла греческая королева Ольга Константиновна, а строительный комитет возглавил ее брат, великий князь Константин Константинович Романов (более известный как "К. Р.").

На строительство было собрано 302 888 руб. 73 коп. (что удивительно, но при строительстве уложились в смету и даже немного сэкономили - строительство обошлось в 277 723 руб. 19 коп.). Место для храма по инициативе адмирала И. К. Григоровича (он вскоре стал морским министром) выбрали на территории Ново-Адмиралтейского завода.


Автором проекта стал архитектор М. М. Перетяткович, выбравший в качестве прототипов Дмитровский собор и храм Покрова-на-Нерли. Стены храма украшала резьба, автором которой был скульптор Б. М. Микешин. Главным инженером-строителем стал С. Н. Смирнов. Любопытно, что в качестве инженера-строителя в строительстве храма участвовал А. Г. Джорогов, известный участием в , своим проектом крематория в Александро-Невской лавре, а также .

В здании находилось два храма - верхний и нижний. Нижний храм был украшен фресками (автор - М. М. Адамович)


Для украшения верхнего храма были использованы мозаики. В алтарной части находилась мозаика по эскизам Н. А. Бруни (изготовлена в Германии на фабрике "Пуль и Вагнер"), изображавшая Христа, шествовавшего по водам.


Еще три мозаики были изготовлены по эскизам В. М. Васнецова его дочерью, Т. В. Васнецовой. Две из них - "Моление о чаше" и "Несение креста", украшали колонны храма.


Еще одна - "Спас нерукотворный", располагалась над воротами звонницы.


15 мая 1910-го года, в годовщину Цусимского сражения, прошла церемония закладки храма. А 31 июля 1911-го года храм был освящен.



Внутри храма находились мемориальные доски с именами всех павших моряков (всего их насчитывалось около 12 тысяч).

К несчастью, в 1932-м году храм был взорван, священнослужители, а также многие члены "двадцатки" были репрессированы.


В 1990-м году исполком Октябрьского райсовета Ленинграда зарегистрировал устав Фонда восстановления храма. Были собраны народные пожертвования, на которые на месте разрушенного храма в 2000-2003 годах была построена часовня Святого Николая Чудотворца.



Автор ее проекта - архитектор Д. А. Бутырин


В павильоне у храма сейчас можно увидеть сохранившиеся мозаики (они хранились в Русском музее).



P.S. В субботу, 28 сентября состоится экскурсия "Выборгская сторона" .
Среди прочего мы увидим:
Сампсониевский собор - особняк, народный дом, доходный дом и жилую колонию Нобелей - Бабуринский и Батенинский жилмассивы - фабрику-кухню Выборгского района - жилой городок Политехнического института - дом специалистов на Лесном проспекте - школу на Кантемировской улице - промышленные здания, построенные ведущими архитекторами модерна К. Шмидтом, Н. Васильевым, В. Косяковым.

***
Англиканская церковь Иисуса Христа (Английская наб., 56)
Неприметное здание со впечатляющими интерьерами построено на Английской набережной в 1811 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Со дня открытия и вплоть до 1919 года служило приходом Церкви Англии в Петербурге. Сегодня является одним из многих ныне потерявших свое истинное предназначение городских построек. В 1939 году церковный приход закрыли для прихожан, а чуть позже в здании разместилось Городское экскурсионное бюро. С тех пор некогда церковные помещения стали использовать в качестве актового зала.

Башня Грифонов (7-я линия ВО, д.16)
Другое название сооружения – Цифровая башня. Она была возведена в XVIIIвеке. Почти каждый кирпичик башни пронумерован. Исследователи до сих пор не могут разгадать истинное назначение этих цифр. По легенде, живший здесь в ту эпоху доктор Пель занимался алхимией. Он вывел код вселенной и записал его на стенах башни. Код охраняли мифические существа – грифоны, которых доктор разводил в башне.

Дерево любви (Большой пр. ВО, д.106)
Дерево «выросло» в саду Опочинина. Оно выполнено в форме сердца, которое состоит из красных металлических листочков. Дерево популярно среди молодоженов: новобрачные вешают на него замочки в знак крепкого брака.

Дом Карлсона (Набережная реки Фонтанки, д.50)
Наверняка в детстве все мечтали найти ту крышу, на которой живет «мужчина в самом расцвете сил». Как выяснилось, его чердак находится в Петербурге – на крыше театра, который так и называется – «Дом Карлсона».

Музей сновидений Фрейда (Большой проспект Петроградской стороны, дом №18А)

Здесь регулярно проводятся экскурсии, рассказывающие о жизни психолога и провидца Зигмунда Фрейда, об основах психоаналитики и толковании сновидений. Музейная экспозиция расположена в двух небольших комнатах, но это не умоляет ее достоинство - здесь можно провести много времени, разгадывая тайны загадочных предметов.

Памятник "Айфону" (Биржевая линия, 14)
В январе 2013 года во дворе ИТМО на Биржевой линии Васильевского острова появился мемориальный памятник Стиву Джобсу - основателю компании Apple. Необычный памятник представляет из себя 188 сантиметровый iPhone четвертого поколения. Огромный мемориал - интерактивен, в его недрах скрываются разнообразные сведения и медиа-материалы. Кстати, памятник раздает бесплатный Wi-Fi.

Скамейка здоровья (Набережная канала Грибоедова, д.20)
Петербургские курильщики не смогут выкурить сигарету на этой скамейке: она перекошена настолько, что на ней невозможно сидеть, не то что курить. Лавочка установлена в рамках акции по борьбе с курением: за скамейкой висит убедительный плакат о вреде привычки.

Скрипичный сквер (Каменноостровский пр., д.26)
В сквере имени композитора Андрея Петрова расположены восемь каменных скрипок. Каждая скрипка является художественным символом:
Вход в сквер охраняет скрипка-сфинкс – символ сохранения музыкального наследия,


- скрипка-женщина - символ вдохновения, Муза композитора,

- скрипка- кресло - трон композитора

- скрипка-яблоко - символ искушения музыкой

- скрипка-лебедь - символ музыкального совершенства


- скрипка-туфелька - символ эксперимента в музыке

- скрипка - граммофон - символ музыкальной классики

В 90-х годах, когда сквер хотели застроить, жители дома пригласили известных людей, и те посадили молодые деревца, чтобы спасти сквер от застройки. Посадил дерево и Андрей Петров. Когда композитор умер, в 2006 г. скверу присвоили его имя. А осенью 2008 года сквер торжественно открыли после реконструкции - с установленными скрипками-скульптурами.

Шахматный дворик (Загородный пр., д.28)
Одна из детских площадок Петербурга выполнена в виде красно-зеленой шахматной доски. На ней стоят металлические шахматные фигуры.