Открытый урок по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" на тему "Смысл финала романа

Между судьбой Иешуа и страдальческой жизнью Мастера видна явная параллель. Связь между историческими главами и главами о современности усиливает философские и нравственные идеи романа.
В реальном плане повествования изобразил жизнь советских людей в 20–30-х годах ХХ века, показал Москву, литературную среду, представителей разных сословий. Центральными персонажами здесь являются Мастер и Маргарита, а также московские литераторы на службе у государства. Основная проблема, волнующая автора, – взаимоотношения художника и власти, личности и общества.
Образ Мастера имеет много автобиографических черт, но знак равенства между ним и Булгаковым ставить нельзя. В жизни Мастера в художественной форме отражены трагические моменты судьбы самого писателя. Мастер – бывший безвестный историк, отказавшийся от собственной фамилии, «как и вообще от всего в жизни», «не имел нигде родных и почти не имел знакомых в Москве». Он живет, погруженный в творчество, в осмысление идей своего романа. Его как писателя волнуют вечные, общечеловеческие проблемы, вопросы смысла жизни, роли художника в обществе.
Само слово «мастер» приобретает символическое значение. Судьба его трагична. Он серьезный, глубокий, талантливый человек, существующий в условиях тоталитарного режима. Мастер, как и Фауст И. , одержим жаждой познания и поиском истины. Свободно ориентируясь в древних пластах истории, он ищет в них вечные законы, по которым строится общество людей. Ради познания истины Фауст продает душу дьяволу, а Мастер у Булгакова знакомится с Воландом и уходит с ним из этого несовершенного мира.
У Мастера и Иешуа есть схожие черты и убеждения. Писатель отвел этим персонажам немного места в общей структуре романа, но по своему значению эти образы наиболее важны. Оба мыслителя не имеют крыши над головой, отвергнуты обществом, оба преданы, арестованы и, невинные, уничтожены. Их вина в неподкупности, чувстве собственного достоинства, преданности идеалам, глубоком сочувствии к людям. Эти образы взаимно дополняют, подпитывают друг друга. В то же время между ними есть различия. Мастер устал бороться с системой за свой роман, добровольно устранился, Иешуа же за свои убеждения идет на казнь. Иешуа полон любовью к людям, прощает всех, Мастер, напротив, ненавидит и не прощает своих гонителей.
Мастер исповедует не религиозную истину, а правду факта. Иешуа – трагический герой, созданный Мастером, гибель которого мыслится им как неизбежная. С горькой иронией автор представляет Мастера, который появляется в больничном халате и сам говорит Ивану, что он сумасшедший. Для писателя жить и не творить равнозначно смерти. Отчаявшись, Мастер сжег свой роман, вот почему «он не заслужил света, он заслужил покой». Роднит героев еще одна общая черта: они не чувствуют, кто их предаст. Иешуа не догадывается, что Иуда предал его, но предчувствует, что с этим человеком случится несчастье.
Странно, что замкнутый, недоверчивый по характеру Мастер сходится с Алоизием Могарычом. Более того, уже находясь в сумасшедшем доме, Мастер «до сих пор» «скучает» по Алоизию. Алоизий «покорил» его «своею страстью к литературе». «Он не успокоился до тех пор, пока не упросил» Мастера прочесть ему «роман весь от корки до корки, причем о романе он отозвался очень лестно…». Позже Алоизий, «прочитав статью Латунского о романе», «написал на Мастера жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу». Целью предательства для Иуды были деньги, для Алоизия – квартира Мастера. Не случайно Воланд утверждает, что страсть к наживе определяет поведение людей.
Иешуа и Мастер имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри – Левия Матвея, Мастер – Ивана Николаевича Понырева. Ученики сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был сборщиком податей, Понырев – малоодаренным поэтом. Левий поверил, что Иешуа – воплощение Истины. Понырев постарался все забыть и стал обычным служащим.
Создав своих героев, Булгаков прослеживает изменение психологии людей на протяжении многих веков. Мастер, этот современный праведник, уже не может быть таким искренним и чистым, как Иешуа. Понтий понимает несправедливость своего решения и чувствует вину, а гонители Мастера уверенно торжествуют.

Мастер . В ранней редакции романа, когда образ был еще не ясен самому М. Булгакову, заглавный герой был назван Фаустом. Это имя было условным, вызвано аналогией с героем гетевской трагедии, и лишь постепенно прояснялась концепция образа спутника Маргариты — Мастера.

Мастер является трагическим героем, во многом повторяющим путь Иешуа, в современных главах романа. Тринадцатая (!) глава романа, где Мастер впервые появляется перед читателем, названа "Явление героя":

Иван [Бездомный. — В.К.] спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темно-волосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми… Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

— Вы — писатель? — с интересом спросил поэт.

— Я — мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М". Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер.

Подобно Иешуа, Мастер пришел в мир со своей истиной: это истина о тех событиях, что произошли в древности. М. Булгаков как бы экспериментирует: что произошло бы, если бы в наши дни в мир вновь пришел Богочеловек? Какой была бы его земная судьба? Художественное исследование нравственного состояния современного человечества не позволяет М. Булгакову быть оптимистически настроенным: судьба Иешуа осталась бы прежней. Подтверждение тому — судьба романа Мастера о Богочеловеке.

Мастер, как и в свое время Иешуа, также оказался в конфликтной, драматичной ситуации: власть и господствующая идеология активно противостоят его истине — роману. И Мастер также проходит свой трагический путь в романе.

В имени своего героя — Мастера 1 — М. Булгаков подчеркивает главное для него — способность к творчеству, способность быть профессионалом своего писательского дела и не изменять своему таланту. Мастер означает творец, создатель, демиург, художник, а не ремесленник 2 . Булгаковский герой — Мастер, и это сближает его с Творцом — создателем, художником-архитектором, автором целесообразного и гармоничного устройства мира.

Но Мастер, в отличие от Иешуа, оказывается несостоятельным как трагический герой: в нем недостает той духовной, нравственной силы, которую проявил Иешуа и на допросе у Пилата, и в свой смертный час. В самом названии главы ("Явление героя") заключена трагическая ирония (а не только высокая трагедия), так как герой является в больничном халате, в качестве пациента психиатрической лечебницы, и сам объявляет Ивану Бездомному о своем сумасшествии.

Воланд говорит о Мастере: "Его хорошо отделали" . Истерзанный Мастер отказывается от своего романа, от своей истины: "У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… Ничто меня вокруг не интересует, кроме нее [Маргариты. — В.К.]… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал… он мне ненавистен, этот роман… Я слишком много испытал из-за него".

Мастер, как и Иешуа, имеет своего антагониста в романе — это М.А. Берлиоз, редактор толстого московского журнала, председатель МАССОЛИТа, духовный пастырь пишущей и читающей паствы. Для Иешуа в античных главах романа антагонистом является Иосиф Каифа, "исполняющий обязанности президента синедриона первосвященник иудейский". Каифа выступает от имени иудейского духовенства как духовный пастырь народа.

Каждый из главных героев — и Иешуа, и Мастер — имеет своего предателя, стимулом для которых является материальная выгода: Иуда из Кириафа получил свои 30 тетрадрахм; Алоизий Могарыч — квартирку Мастера в подвале.

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа "Мастер и Маргарита":

  • 3.1. Образ Иешуа Га-Ноцри. Сравнение с евангельским Иисусом Христом
  • 3.2. Этическая проблематика христианского учения и образа Христа в романе
  • 3.4. Иешуа Га-Ноцри и Мастер

1) Мастера с Булгаковым роднят некоторые неприятные эпизоды из жизни самого писателя, которые он перенес в роман. Например травля критиками (роман Белая гвардия и основанная на его базе пьеса Дни Турбиных), и в более общем случае, противостояние с государством, которое регулирует в том числе и культурную жизнь. Как например написание произведений "в стол", произведения написанные, но не опубликованные при жизни (Собачье сердце).
2) Общим для Мастера и Иешуа можно назвать жизненный путь, который ведет их к страданиям. Творчество Мастера навлекает на него разгромную критику и травлю, учение Иешуа ведет его к казни. Так же общим моментом двух героев является то, что оба были преданы людьми, которые были рядом с ними. Мастера оговорил Алоизий Магарыч, которого Мастер после не считал плохим даже оставшись бездомным и попав в клинику Стравинского. Он просто не видел в нем присутствия зла. Что сопоставимо с тем, что Иешуа предлагал называть абсолютно всех людей добрыми. А Иешуа был предан Иудой, о котором так же отзывался положительно.
3) Различие между героями в решимости пройти путь страданий до конца. Сломавшись под градом разгромных отзывов, пытаясь его остановить, Мастер сжег свой роман, а Иешуа не отрекшись от своих слов обрек себя на смерть.
4) У Мастера планомерная травля вызвала сначала непонимание, потом уныние и в конце концов состояние близкое к психическому расстройству. Его страхи обрели в голове даже некое образное выражение. Он описывал это, как присутствие какого-то страшного спрута поблизости. Единственным источником сил для него оставалось присутствие рядом Маргариты. Но ей необходимо было уходить. И ей пришлось уйти, когда состояние Мастера было особенно тяжелым. И после, с его слов, он лег спать заболевшим, а проснулся больным. И практически одновременно с заболеванием Мастера настигла еще одна беда, по вине Алоизия, которого он считал другом, Мастер лишился жилья.
5) Мастер осознавая свое состояние, как болезненное, дело дошло до того что его пугали даже самые обычные трамваи, и где-то услышав про клинику Стравинского просто пошел в нее пешком. Он мог бы замерзнуть, потому как зимой не имел теплой одежды кроме пальто, но по счастливой случайности его подобрал шофер задержавшийся в пути из-за поломки машины.
6) Клиника предстает символическим местом перерождения нескольких персонажей, которые по вине Воланда в нее попали, об этом рассказывается в эпилоге. Но в первую очередь - поэта Ивана Бездомного, который став первым свидетелем присутствия в городе Воланда, вошел в клинику плохим поэтом (...хороши ваши стихи? -ужасны.), а вышел совсем другим человеком, который станет профессором-историком. И откажется от кричащего псевдонима Бездомный, ради своей обычной фамилии Понырев. В своем роде это так же можно рассматривать, как не полный уход образа Мастера из романа после смерти. Потому как Мастер рассказывая Ивану в палате о своей жизни, говорит, что еще пару лет назад он был историком.

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» очень сложен для чтения. На первый взгляд, это роман о нечистой силе, о сатане и его шайке, которые чинили беспорядки в Москве. Но прочитав еще раз отдельные эпизоды, понимаешь: автор хотел рассказать нам совсем другую историю.
Все главные герои романа заслуживают особого внимания. Но мы рассмотрим две фигуры, которые, на мой взгляд, несут основную смысловую нагрузку. Это Мастер и Иешуа Га-Ноцри. В этих образах много общего, но и достаточно различий. Что хотел сказать читателям Булгаков через их уста, попробуем выяснить.
Мастер - бывший историк, который пишет главный труд своей жизни - роман о Понтии Пилате. Почему Мастер выбрал такой противоречивый образ - жестокого тирана Римской империи? Что привлекло его в этом человеке? Роман Мастера переносит нас на две тысячи лет назад. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат принимает решение казнить бродягу Иешуа Га-Ноцри за то, что тот призывает людей к новой жизни. Мастер показывает в романе неизбежность казни. По знакомому библейскому сюжету, две тысячи лет назад так же казнили Иисуса Христа. У Мастера есть своя истина. Религиозность романа не устраивает критиков, и они запрещают его издание. И тут Мастер теряет смысл жизни и ту истину, которую он вложил в свой роман.
Иешуа Га-Ноцри - бедный странник, который ходит из города в город и рассказывает людям об истине. Какую истину он несет? Для Иешуа нет злых людей, он называет каждого «добрый человек». Для него все равны: и Понтий Пилат, и его слуга Крысобой, и сборщик податей Левий Матвей, и предатель Иуда и Кириафа. Иешуа говорит Пилату о том, что скоро будет гроза и голова прокуратора пройдет. Что Пилат очень одинок и никого не любит, от этого ему тяжело. Что нельзя всю любовь поместить в собаку. Что самый страшный порок человека - это трусость.
Иешуа несет свою истину до конца, в отличие от Мастера. Он перед казнью все так же верит в добрых людей и не отрекается от любви к людям. Мастер же сжигает свой роман и отказывается от него, говоря, что он принес ему много неприятностей. В разговоре с Воландом Мастер говорит, что ни во что уже не верит и ему ничего не нужно.
Иешуа Га-Ноцри в какой-то степени копирует образ Творца, он воздействует на сознание людей только собственной верой и любовью. Мастер тоже в чем-то творец. С легкой руки Маргариты он заслужил это звание. «Ты - Мастер…», - говорила она и восторгалась его талантом, она знала роман наизусть.
Иешуа любит людей, даже когда находится на волосок от смерти. Он старается заглянуть в глаза своим «убийцам» и улыбнуться им. Он простил всем свою смерть: и Понтию Пилату, и своему предателю. А Мастер ненавидит своих «обличителей». Критик Латунский и председатель МАССОЛИТа Берлиоз стали для него ненавистны.
Иешуа умирает физически, но в душе Понтия Пилата он живет и даже заставляет его поверить в истину, которую проповедовал. Он ждет его на лунной дороге, там, где есть только свобода и вечный покой.
Мастер тоже умирает. Ему уже невозможно жить в этом мире, который он ненавидит. Он получает вечный покой благодаря своей Маргарите. В сделке с Воландом Мастер возвращает свой роман и свободу. Но слабость его все же очевидна. Без силы Маргариты он ничего бы не смог и ни на что бы не решился.
Два героя булгаковского романа «Мастер и Маргарита» столь схожи и столь различны. У каждого из них своя роль в этом романе.

Мастер в романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" - это человек, которого коснулось провидение Божье, и он вмиг прозрел для свободного творчества. Он пытается написать новое "евангелие", чтобы внести слово Божье в наш мир, погрязший в грехах и разврате, как древний Ершалаим. С Мастером автор знакомит нас не сразу, зато Воланда мы встречаем с первых страниц романа, потому что он - Князь мира сего. Он же и земной судия, хозяин людского правосудия, тюрем, он же воплощен в сонме земных грешников, развратников, воров и убийц.
Мытарь Левий Матвей из романа Мастера имеет свое новое воплощение в Иване Бездомном. Эту важную роль первого и единственного апостола "нового пришествия" Булгаков отводит атеисту-виршеплету, хулителю христианской веры. Оба уходят за кулисы, отыграв свою роль, как все второстепенные персонажи, чтобы ярче выступала фигура Мастера, создателя "бытового" романа о Христе.
Князь-Христос уже являлся в русской литературе в образе сумасшедшего князя Мышкина из-под пера Ф. М. Достоевского в романе "Идиот". Мастера мы тоже в первый раз встречаем в сумасшедшем доме. Он - зеркальное отражение Иешуа Га-Ноцри, которого сам вывел в своем романе и которого все тоже считают сумасшедшим. На первый взгляд, Мастер и Иешуа не похожи друг на друга. И эта непохожесть усиливается по мере того, как Мастер исполняет миссию пославшего его в этот мир Иешуа.
Но советское воплощение Христа на земле не идет на крест. Подобно своему герою Мастер чутко откликается на человеческие страдания, боль: "Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне... крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик". Мастер одинок, как и Иешуа: "Холод и страх, ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было некуда..." Иешуа в свою очередь говорит Пилату: "У меня нет постоянного жилища... я путешествую из города в город".
Иешуа совершает нравственный подвиг, даже перед лицом мучительной смерти оставаясь твердым в своей проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Мастер тоже страдает за это. Учение Иешуа и произведение Мастера отвергаются миром, который возлюбил зло. Но в отличие от Иешуа, Мастера перенесенные страдания сломили, заставили отказаться от творчества, сжечь рукопись: "Я возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно". Отчаяние - один из самых страшных смертных грехов. Иешуа же полностью исполнил волю Божью и пошел на крест.
Важным отличием Мастера от Иешуа является его стремление "приземлить" события, зафиксировать на бумаге бытовой эпизод из эпохи упадка Римской империи. Иешуа не только ничего не пишет сам, но резко отрицательно относится к записям на пергаменте своего добровольного "ученика-апостола" Левия Матвея. Божественное слово, как и музыка, не может быть достоверно переложено на бумагу. В этом Иешуа прямо противоположен образу Мастера, который пытается построить литературную композицию из неуловимого и многовариантного хода судьбы, называемого жизнью.
Мастер оказывается подлинным и более глубоким антагонистом Иешуа, чем даже его гонитель Понтий Пилат, которому "мало дано" и с которого "мало спросится". Мастер не разделяет идеи всепрощения, ему трудно поверить в то, что всякий человек добр. Возможно, поэтому мастер находит себе покровителя и заступника в дьяволе-Воланде, но опять-таки по воле самого Христа, переданной через Левия Матвея.
И тут видно раскаяние самого автора. Булгакову пришлось пережить практически все то, что изведал в своей "подвальной" жизни Мастер. Недаром эти страницы так ярки и убедительны. Мастера и Булгакова роднит очень многое. Оба увлечены историей, оба живут в Москве. Свои романы создают тайком ото всех. Даже проглядывается внешнее сходство: "С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно тридцати восьми". Кстати, столько же лет было Булгакову, когда он сел за свой роман.
Есть еще одно косвенное сходство: Булгаков впервые в восемь лет прочитал "Мертвые души" Н. В. Гоголя, а потом выучил ро- ман-поэму чуть ли не наизусть. Гоголь сжег вторую часть "Мертвых душ", так поступил и Мастер.
История романа о Понтии Пилате предстает перед нами как живой поток времени, движущийся из прошлого в будущее. А современность - только звено, соединяющее прошлое с будущим. Поэтому литературная судьба Мастера во многом повторяет литературную судьбу самого Булгакова, ведь литература - часть жизненного течения, точнее - его отражение в потоке времени.
А еще к тому же в "Мастере и Маргарите" нашла свое точное отражение обстановка в СССР 30-х годов. Через чувство страха, охватившего Мастера, передается читателю страшная атмосфера тоталитарной политики террора, в условиях которой писать правду о самовластии Понтия Пилата, о трагедии проповедника правды и справедливости Иешуа было просто опасно, не то что опрометчиво.
Ночная исповедь Мастера перед Иваном Бездомным в клинике Стравинского поражает своим трагизмом. Обстановка травли, в которой оказался Булгаков во второй половине 30-х годов прошлого века, весьма напоминает обстоятельства, о которых рассказывает Мастер Ивану Бездомному: "постоянное ожидание худшего". И завершает мысль: "Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан, больше делать было нечего..."
У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания. Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусливом малодушии под напором идеологической диктатуры и бюрократии. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой, воплощением "безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества".
Силы Мастера сдают: "А затем наступила... стадия страха. Нет, не страха этих статей... Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания". Автор романа о Понтии Пилате является двойником Булгакова не только потому, что в его образе отражены психологические черты и жизненные впечатления писателя. Чрезвычайно важна идея романа "Мастер и Маргарита" о высшем назначении искусства, призванного утвердить добро и противостоять злу. Сам облик Мастера, человека в вечном сомнении, в устремлении к красоте и упоении жизнью мирской, в жажде славы, грешен с точки зрения христианской этики. Именно здесь Булгакову приходит откровение - современный человек никогда не может спастись от скверны душевной и никогда не заслужит прощения.