Сочинение-рассуждение на тему «Любовь к Родине. Любовь к родине Любовь к родине в будущем

Любовь к родине и патриотизм - это понятия разные.

Любовь - это чувство, которое мы можем испытывать к разным объектам и субъектам. Мы можем любить (или не любить) одновременно родину, женщину, маму, ребёнка, бога, свой дом, музыку, красное вино, мясо, ананасы, путешествия, свои или другие города и страны и так далее…

Этому чувству не нужны жертвенность или страдания во имя кого-то или чего-то. Как только в любовь примешивают ревность или жертвенность она приобретает болезненные формы. Жертвенность же в патриотизме - его важная часть.

Мы можем что-то любить, а что-то - нет в любом явлении и человеке. Мы также выбираем кого и что любить. Но, как известно, «Родину не выбирают». Где родился - то и люби. Выбор минимален.

Патриотизм - это не только любовь, но и, что важно, демонстрация любви к Родине. Патриотическое поведение - это когда мы не только любим, но и показываем это, навязываем это чувство другим, считаем отсутствие любви к нашему объекту недостатком или даже преступлением.

Из любви выгоду не извлекают. Само чувство уже достаточно. Демонстрация же чувства - в данном случае патриотизма - имеет целью ещё и извлечение какой-то выгоды, моральной или физической, так как сакрализация этого чувства повышает значимость тех, кто его испытывает. Под эгидой и маркой патриотизма творить можно что угодно, и это не осуждаемо.

Под «родиной» каждый понимает своё: кто-то государство, кто-то язык, кто-то пейзаж детства, а кто-то воспоминания или свою семью - и потому любовь к родине у разных людей разная. Другие это всё равно не почувствуют так, как я. И не нужно. Патриотизм же - это форма, как правило, групповой любви и разделённых представлений и ценностей.

Есть любовь избирательная. Конкретная: это люблю, а это нет. А есть любовь подобная эйфории, к образу - когда кажется, что любишь «всё» и «целиком». Патриотизм подразумевает любовь к Родине в целом. Любить её такой, какая есть, «во что бы то ни стало», «несмотря ни на что». Конечно иногда, патриот может и ругать Любимую, но не позволяет это делать другим. Люблю её, какой бы она ни была. За то, что она есть.

Любовь к кому-то или чему-то не порождает ненависть к тем, кто это не любит. Это моё личное чувство. Патриотизму же необходимо, чтобы и другие разделали это чувство, а ненависть к врагам Родины обычно прибавляет силы и страсти.

Чувство любви приятно и полезно тем, что в объект любви хочется вкладываться, о нём заботиться и помогать ему в развитии. Любящий родину или часть её может быть и чувствующим, и действующим, исходя из этого понимания любви. Это не требуется от других, и другим не сообщается - это наше личное дело. Деятельность же патриота требует вовлечения в неё других. Патриотизм становится общим делом и требует объединения.

То есть каждый из нас может любить родину и при этом не быть патриотом. Можно рассматривать патриотизм как частный случай и необязательный вариант любви к родине. При этом, демонстративность, жертвенность, массовость, нетерпимость, навязчивость и активность этого явления и чувства часто придают ему нездоровый характер, приводя к серьёзным и опасным заболеваниям на этой почве. Что угрожает благополучию как самого любящего, так и объекта его любви.

P. S. Написал год назад. И за прошедший период, знакомясь с российским, украинским, американским и прочими патриотизмами, убедился их общем характере, и точности данных наблюдений.

Об этом чувстве сказано немало искренних и высо-
ких слов, и оно их заслуживает. Оно является неотъ-
емлемой частью того железного каркаса, на котором
держится здание социальной жизни и с разрушением
которого оно превращается в груду развалин.

Любовь к отечеству - одно из самых глубоких
чувств, закрепленное в человеческой душе веками и
тысячелетиями. «Знаменье лучшее - за отечество храб-
ро сражаться»,- говорил еще Гомер; «Городам, их вели-
чию, блеску, совершенству построек дивятся многие,
родину же любят все» - это слова Лукиана; «Отчизны
голос - голос лучшей музы»- П. Беранже; «И дым
отечества нам сладок и приятен» - А. С. Грибоедов;


«Нет у человека ничего прекраснее и дороже роди-
ны. Человек без родины - нищий человек» - Я. Колас.

Любовь к родине - один из наиболее отчетливых
образцов любви как таковой. «Нам дороги родители,
дороги дети, близкие, родственники,- говорит Цице-
рон,- но все представления о любви к чему-либо
соединены в одном слове «отчизна». Какой честный
человек станет колебаться умереть за нее, если он
может принести этим ей пользу?»

Любовь к родине означает любовь к родной земле
и живущему на ней народу. Эти две составляющие
единого чувства обычно идут вместе, поддерживая и
усиливая друг друга. Но случается, что они трагически
расходятся: человек любит родину, но не своих сооте-
чественников. Любовь к родине, противопоставленная
любви к живым людям, неминуемо оказывается аб-
страктной и декларативной. И если такой человек вос-
ходит на вершину власти, он приносит бедствия своему
народу.

В фундаменте диктатуры и тирании зачастую лежит
противопоставление «высоких интересов» родины (так
или иначе отождествляемых диктатором со своими
собственными интересами или интересами стоящей за
ним узкой группы) интересам якобы недостойного ее
народа. Это хорошо выразил уже Софокл в образе
диктатора Креонта, любившего, как ему казалось, роди-
ну, но не ее людей, и навлекшего несчастья не только
на них, но и на самого себя.

Чешский философ прошлого века Я. Колар был скло-
нен противопоставлять любовь к народу, нации - люб-
ви к отечеству и ставить первую выше второй. «...Что
должен разумный человек любить больше - страну или
народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко
найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык -
нигде и никогда; родина сама по себе есть мертвая
земля, чужеродный предмет, это не человек; нация


же есть наша кровь, жизнь, дух, личное свойство». Лю-
бовь к отечеству, к родным местам кажется Колару
слепым естественным инстинктом, присущим не только
человеку, но и животным и даже растениям, в то время
как любовь к народу всегда облагорожена разумом
и образованием. «...Многие деревья и цветы с такой
привязанностью льнут к своей родине, ее земле, воз-
духу и воде, что сразу вянут, чахнут и меняются, если
их пересадить; аист, ласточка и другие перелетные
птицы возвращаются из более прекрасных стран в свою
холодную родную землю, в бедные гнезда; многие
звери дают себя скорее убить, чем покинуть свою зем-
лю, свою территорию, пещеру, свой дом и пищу, а
если мы их насильно вырвем из их родных условий
жизни и переведем в чужие края, они погибнут от
тоски по дому». Любовь к родной земле как низшая
ступень любви к родине больше свойственна, думает
Колар, неразвитому человеку, дикарю, не знающему
ничего, подобного нации; современный же, развитый и
образованный человек выше ставит свою нацию. «Гру-
бый дикарь больше льнет к своей бедной, закопчен-
ной, наполненной дымом и дурными запахами лачуге
и к негостеприимной пустыне, чем образованный чело-
век к своему дворцу и парку. Родина эскимоса, его
жены и детей - это большая льдина, плавающая в ши-
роком море; льдина качается и наклоняется на грозных
волнах, морские бури и морские течения носят ее по
широким просторам. Тюлени и морские птицы - вот
его земляки, рыба и падаль - его пища. Год за годом
живет он со своей семьей на этой ледовой родине,
яростно защищает ее от неприятелей и любит ее так
сильно, что не променял бы ее на самые прекрасные
уголки земли. Дикарь знает только землю, которая его
родила, а чужеземец и неприятель называются у него
одним понятием; весь мир замкнут в границах его страны.
Кого же мы должны благодарить за то лучшее и благо-


роднейшее, что мы имеем? Не себя, не нашу землю,
а наших предков и современников» ".

Вряд ли это красочное, но предвзятое описание
справедливо. Земляки эскимоса - не одни тюлени и
птицы, и любит он не только жену и детей, но и свой
народ, пусть небольшой, но народ, с его особыми, только
ему присущими языком, преданиями, традициями, на-
деждами и т. д.

Опрометчиво также утверждать, что у современного
человека чувство родной земли слабеет, уступая при-
вязанности к своему народу.

Композитор Сергей Рахманинов и его жена, горячо
любившие Россию, оказавшись в Швейцарии, создали
под Люцерном некое подобие Ивановки, деревни, в
которой они когда-то жили. Но полной замены так и
не получилось. Рахманинов любил это место, там к нему
вернулась музыка, он после долгого перерыва снова на-
чал сочинять. Но однажды он с тоской проговорился
об утраченных родных местах. «Разве тут комары?-
вскричал он, прихлопнув одного из них.- Они и жа-
лить-то не умеют. Не то что наш, ивановский - вопь-
ется, света божьего не взвидишь».

И. Бунин говорил своему секретарю Бахраху: «Сколь-
ко русских зачахли на чужбине. От бедности, от бо-
лезней? Не знаю, думаю - гораздо больше от тоски по
Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке
Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов...» Из
письма Чехова из Ниццы к своей сестре Бунин выпи-
сал: «...работаю, к великой досаде, недостаточно много
и недостаточно хорошо, ибо работать на чужой стороне
за чужим столом неудобно...» Зачитав эту выписку,
вспоминает Бахрах, Иван Алексеевич помолчал, глядя
на вечереющее небо Граса, и каким-то тусклым, сев-

Колар Я. О литературной взаимности//Антология чешской и
словацкой философии. М., 1982. С. 234-235.


Один русский писатель, живший в эмиграции, вспо-
минал суждение своего земляка, осевшего волей судьбы
в Париже: «А что этот Париж? Ничего особенного. Вот
наши края: едешь неделю по болотам и никуда не
выедешь!»

Пусть и неважное, но родное, и современному чело-
веку может казаться лучшим, чем хорошее, но чуже-
земное.

Противопоставление родины и ее народа никогда
не приносило и не способно принести добра. Ни в том
случае, когда интересы родины ставятся выше интересов
народа, ни в том, когда любви к народу отдается пред-
почтение перед любовью к родной земле.

Чувство патриотизма делает человека частицей вели-
кого целого - своей родины, с которой он готов раз-
делить и радость, и скорбь.

Россия, любимая, с этим не шутят,
Все боли твои - меня болью пронзили.
Россия, я твой капиллярный сосудик,
Мне больно, когда тебе больно, Россия.

А. Вознесенский

С особой остротой патриотические чувства вспыхи-
вают, когда на родину обрушиваются тяжелые испы-
тания. «Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощу-
щает в глубине своего сердца» (В. Гюго). Война, голод,
стихийные бедствия сплачивают народ, заставляют забыть
все частное и преходящее, отказаться "от прежних при-
страстий и посвятить все силы одному - спасению ро-
дины.

Осенью 1941 г., когда фашистская армада, казалось,l
неудержимо шла на Москву, Бунин говорил, вспоминая,?!


наверное, недавние революцию и гражданскую войну:
«В своем дому можно поссориться, даже подраться.
Но когда на вас бандиты прут, тут уж, батенька, все
склоки надо в сторону отложить да всем миром по
чужакам ахнуть, чтоб от них пух и перья полетели.
Вот Толстой проповедовал непротивление злу насилием,
писал, что войны нужны лишь власть предержащим.
Но, напади враги на Россию, войну продолжал бы про-
клинать, а всем сердцем за своих бы болел. Так уж
нормальный, здоровый человек устроен, и по-другому
быть не должно. А русский поражен тоской и любовью
к отечеству сильнее, чем кто-либо...» "

Адмирал Колчак, провозгласивший себя в граждан-
скую войну «верховным правителем России», призна-
вался, что ему легче было бы умереть от холеры, чем
от рук пролетариата. «Это все равно,- говорил он,-
что быть съеденным домашними свиньями». Однако
любовь к своему народу оказалась сильнее острой
ненависти к классовому врагу. Его возлюбленная через
много лет вспоминала, что, когда они с Колчаком вы-
ехали из Омска, с ними следовал русский золотой запас,
оказавшийся роковым для адмирала: двадцать девять
пульмановских вагонов с золотом, платиной, серебром,
драгоценностями царских сокровищ. Адмирал боялся,
что золото попадет в руки иностранцев. За день до
ареста он сказал: «Долг повелевал мне бороться с боль-
шевиками до последней возможности. Я побежден,
а золото? Пусть оно достанется большевикам, нежели
чехам. И среди большевиков есть русские люди» 2 .

Отстаивая свой народ, Моисей, как известно, пре-
кословил самому Богу: «И возвратился Моисей к Гос-
поду, и сказал: о, народ сей сделал великий грех;


сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если
нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую
Ты вписал» (Исход 32, 31-32).

Страстное желание служить народу, не оставлять
его в годину несчастий может пересилить даже любовь
к богу, если между этими чувствами вдруг приходится
выбирать.

Плохо, когда человек оставляет другого человека
в беде или предает его. Но оставить в беде отечество
и тем более предать его - это преступление, для кото-
рого нет ни срока давности, ни покаяния, ни прощения.

Любовь к родине менее всего является слепым,
инстинктивным чувством, заставляющим бездумно пре-
возносить отечество, не замечая его пороков. Любить
родину - значит прежде всего желать ей добра, доби-
ваться того, чтобы она сделалась лучше.

Один из самых замечательных патриотов в истории
России, П. Я. Чаадаев, писал: «Больше, чем кто-нибудь
из вас, я люблю свою Родину, желаю ей славы, умею
ценить высокие качества моего народа. Наверное, пат-
риотическое чувство, воодушевляющее меня, не сов-
сем похоже на то, чьи крики нарушили мое существо-
вание. Я не научился любить свою Родину с закры-
тыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми
устами. Я нахожу, что человек может быть полезен
своей стране только в том случае, если ясно видит
ее. Я думаю, что время слепых влюбленностей прошло^
что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной».
Чаадаева сочли клеветником на свое отечество, объ-
явили сумасшедшим, запретили печататься. Его «Апо-
логия сумасшедшего», из которой взят отрывок, была
написана в середине 30-х годов прошлого столетия,
но в России была опубликована только в начале нашего
века.

Мысль, что настоящий патриотизм должен быть про-
низан светом критического разума, не всем представ-


ляется очевидной. Любовь к отечеству и теперь нередко
отзывается тем приторным хвастанием, которое в Рос-
сии когда-то с иронией называли «квасным патриотиз-
мом». Послушаешь такого квасного патриота, замечал
Гоголь, и, если даже он чистосердечен, «только плю-
нешь на Россию!»

М. Салтыков-Щедрин был горячо, беззаветно предан
своей стране. «Я люблю Россию до боли сердечной,-
писал он,- и даже не могу помыслить себя где-либо
кроме России». И вместе с тем его отношение к стране
и народу было исполнено той трагической двойствен-
ности, о которой позднее А. Блок сказал в «Возмездии»:

И отвращение от жизни,

И к ней бездумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

Салтыков-Щедрин, хорошо видевший экономиче-
скую и политическую отсталость России, не способной
воспользоваться огромностью материальных ресурсов
и талантами своего народа, создал самую суровую и
мрачную в русской литературе картину своей родины.
Страсть к отчизне не мешала ему подвергнуть осуж-
дению и осмеянию ее пороки.

Истинный патриотизм чужд и враждебен национа-
листическому высокомерию и каким-либо национали-
стическим предрассудкам.

«...Берегитесь тупого, нетерпимого, кичливого пат-
риотизма, потому что он часто бывает только пред-
логом для самых черных поступков...» (Я. Колар).

Любовь к своему отечеству, не соединенная с мыс-
лью о верховенстве общечеловеческой идеи, о равен-
стве всех народов, безотносительно к уровню их социа-
льного и культурного развития, приносит вред в первую
очередь самой родине. «...Нельзя не любить отече-
ства...- писал В. Белинский,- только надобно, чтобы
эта любовь была не мертвым довольством тем, что
есть, но живым желанием усовершенствования; сло-


вом - любовь к отечеству должна быть вместе и лю-
бовью к человечеству». «Любить свою родину - зна-
чит пламенно желать видеть в ней осуществление идеа-
ла человечества и по мере сил своих споспешествовать
этому» ". Об ущербности национального эгоизма и се-
паратизма, необходимости соединения национального с
общечеловеческим всегда говорила русская литература.
«...Нравственные принципы всякого отдельного народа
суть принципы общечеловеческие»,- писал Салтыков-
Щедрин, и в другом месте: «Идея, согревающая пат-
риотизм,- это идея общего блага... это школа, в кото-
рой человек развивается к восприятию идеи о чело-
вечестве».

Противоположностью национализма является прини-
жение своей родины и своего народа, своеобразный
национальный нигилизм, выставлявшийся в недавнем
прошлом чуть ли не естественным следствием интер-
национализма. «К сожалению, есть силы,- отмечал в
одном из интервью писатель Ч. Айтматов,- которые
в самом народе, и это часто бывает, отрицают сами
себя. Они заняты самооговором. Я называю это нацио-
нальным нигилизмом. Явление это такое же реакцион-
ное, как и сам национализм».

Национальное и общечеловеческое, интернацио-
нальное- две взаимосвязанные стороны. Без их един-
ства нет мирового процесса развития и сближения
народов и наций, составляющих единое человечество.

Сближение наций и преодоление национальных
границ - закономерность исторического процесса. В Ев-
ропе она стала остро ощущаться уже после первой
мировой войны.

«Сегодня каждый «интеллектуал» в Германии, в Анг-
лии или во Франции ощущает,- писал испанский фило-
соф X. Ортега-и-Гассет,- что границы его государства

1 Белинский В. Г. Собр. соч. В 3 т. М., 1948. Т. 1. С. 639, 640.


стесняют его, еж задыхается в них; его национальная
принадлежность лишь ограничивает, умаляет его...
Впервые в своей политической, экономической и духов-
ной деятельности европеец наталкивается на границы
своего государства; впервые он чувствует, что его жиз-
ненные возможности непропорциональны границам того
политического образования, в которое он включен. И тут
он делает открытие: быть англичанином, немцем, фран-
цузом значит быть провинциалом».

Это рассуждение, относящееся к концу 20-х годов
нашего века, Ортега подытоживает так: «Европа воз-
никла как комплекс малых наций. Идея нации и нацио-
нальное чувство были ее самыми характерными дости-
жениями. Теперь ей необходимо преодолеть самое
себя. Вот схема грандиозной драмы, которая должна
разыграться в ближайшие годы» .

Драма произошла - вторая мировая война, раско-
ловшая Европу на две противостоящие части. В каж-
дой из них шли активные процессы интеграции. Западно-
европейские страны стоят теперь перед решающим ша-
гом: экономические связи предполагается расширить и
дополнить определенного рода политическим объеди-
нением. Сближение европейских социалистических и
капиталистических стран поставило на повестку дня
вопрос о создании единого «европейского дома».

Углубляющиеся и расширяющиеся процессы интегра-
ции европейских стран никоим образом не ставят под
сомнение ни их национальное своеобразие, ни их госу-
дарственный суверенитет.

Здесь можно вспомнить В. С. Соловьева, еще в кон-
це прошлого века изложившего основное условие еди-
нения народов и государств: «Определенное различие,
или раздельность жизненных сфер, как индивидуаль-

1 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Вопросы философии. 1989.
№ 4. С. 135-136.


ных, так и собирательных, никогда не будет и не
должно быть упразднено, потому что такое всеобщее
слияние привело бы к безразличию и к пустоте, а не к
полноте бытия. Истинное соединение предполагает
истинную раздельность соединяемых, т. е. такую, в силу
которой они не исключают, а взаимно полагают друг
друга, находя каждый в другом полноту собственной
жизни... Всякий социальный организм должен быть для
каждого своего члена не внешнею границей его дея-
тельности, а положительной опорой и восполнением...» 1

Теперь, когда многократно возросла зависимость
народов и государств друг от друга и стала мрачной
реальностью угроза гибели человечества в случае ядер-
ной войны, национальное и общечеловеческое с осо-
бой остротой обнаруживают свое внутреннее, нераз-
рывное единство.

Ж. Ренану принадлежит знаменитая формула, рас-
крывающая суть того, что соединяет людей в одну
нацию: «Общая слава в прошлом, общая воля в на-
стоящем; воспоминание о великих делах и готовность
к ним - вот существенные условия для создания на-
рода... Позади - наследие славы и раскаяния, впе-
реди - общая программа действий... Жизнь нации -
это ежедневный плебисцит».

Нация - это общность крови, языка, столетиями
складывавшегося национального характера. Привязан-
ность к своему народу опирается на уважение к его
историческому прошлому и унаследованным от него
традициям. Утратить свою историю для нации все
равно что для человека потерять память.

Но нация не только «наследие славы и раскаяния»,
она также и прежде всего то, что «делается» и «будет».
Это главное в формуле Ренана: нация есть общая про-
грамма будущего, вырабатываемая ежедневным голо-

1 Соловьев В. С. Собр. соч. Т. 7. С. 13.


сованием. Прошлое охраняет и поддерживает нацию,
но движущей и образующей ее силой является буду-
щее. «Если бы нация состояла только из прошлого и
настоящего,- пишет X. Ортега-и-Гассет,- никто не стал
бы ее защищать. Те, кто спорит с этим,- лицемеры
или бездумцы. Но бывает, что прошлое закидывает в
будущее приманки, действительные или воображаемые.
Мы хотим, чтобы наша нация существовала в буду-
щем, мы защищаем ее ради этого, а не во имя общего
прошлого, не во имя крови, языка и т. д. Защищая наше
государство, мы защищаем наше завтра, а не наше
вчера» ".

Любовь к своему народу не сводится к уважитель-
ному и бережному отношению к общему прошлому.
Она предполагает прежде всего заботу о будущем,
о реализации той программы «общего дела», которая
каждодневно формируется в недрах народной жизни.

Помнить о приоритете будущего над прошлым в
существовании нации особенно важно сейчас, когда вни-
мание многих концентрируется главным образом на
восстановлении и сохранении исторического прошлого.
Еще недавно нашу подлинную отечественную историю
начинали с октября 1917 г. «Народы, царства и цари»
были выброшены на свалку истории, и мы оказались
отрезанными от собственного прошлого. Это нетер-
пимо, исторические корни должны быть восстановлены.
Но какой бы важной ни была эта задача, нельзя забы-
вать, что ни одна нация, обращенная лицом в прошлое,
не способна существовать как устойчивое, имеющее
перспективу целое.

" Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Вопросы философии. 1989.
№ 4. С. 147.

Проект «Любовь к Родине, своему народу, самое сильное, самое благородное чувство человека»

ученицы 10 класса Пономаренко Полины Юрьевны, МАОУ СОШ № 10

Руководитель Юшина Надежда Павловна , учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 10

Родина! Кто в своей жизни всем сердцем не прочувствовал этого могучего, удивительного, трогательного и дорогого слова. Сколько прекрасных теплых слов сказано о Родине, сколько задушевных, нежных песен посвящено ей, моей Родине!

Где найдешь страну на свете, краше Родины моей?

Все края земли моей в расцвете,

Без конца простор полей!

Или:

Россия вольная - страна прекрасная,

Любимый край моя земля!

Лермонтов - верный сын своей Родины "ненавидел страну господ, страну рабов", но всем сердцем любил Родину, "её степей холодное молчание, её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям".

Герцен с трогательной любовью писал: " В нашей бедной северной, долинной природе есть трогательная прелесть, особенно близкая нашему сердцу. И лесные виды наши не задвинулись в моей памяти ни видом Соренто, ни насупившимся Альпами, ни богато возделанными фермами Англии. Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стелющейся природе что-то мирное, доверчивое, раскрытое... что-то такое, что поётся в русском сердце. И какой славный народ живет в этих местах, селах! Мне еще не приходилось, встречать таких крестьян, как наши великорусы и украинцы".

Чувство пламенной любви к Родине пронизывает всё творчество Некрасова. "Родине - мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким!" На чужбине поэт тосковал, томился, творческое вдохновение совсем оставило его. Как только он возвратился в Россию, как только перо его прикоснулось к бумаге, поэт писал:

Да только здесь могу я быть поэтом.

На западе не вызвал я ничем

Красивых строф,пластических и сильных,

В Германии я был, как рыба, нем,

В Италии - писал о русских селеньях

" Не небесами чужой отчизны, я песни Родине слагал", - заявляет поэт в стихотворении "Тишина".

Некрасов страстно верил счастливое будущее своей Матери - родины, он писал:

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю

Родная земля, родные края слишком дороги были Сергею Есенину:

Всем крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте Родину мою!"

Для белорусского поэта Максима Мужанина наше отечество, наша земля, наша страна дороже всего на свете:

В моей Отчизне - раздолье свету,

Светлей земли в целом свете нету!

Великий русский учёный Павлов, всю свою прекрасную жизнь посвятивший своему народу, русской науке, России, писал: " Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему Отечеству". Любовь к Отечеству, к родному народу присуща каждому человеку. Но охватывает презрение и брезгливость, когда читаешь о каком - либо изменнике, о человеке, который потерял самое дорогое, яркое чувство - чувство Родины. Больно видеть молодого человека, которому Родина щедро дает всё: детсадики и школы, спортивные дворцы и стадионы, право на труд и на отдых, а взамен не получает ничего. Однажды в редакцию молодежной газеты пришло письмо Ольги Юрьевны Д из Рязани. Женщина - мать с глубоким чувством тревоги и волнения рассказывает о своем разговоре с сыном. На её замечание, что Родина - самое дорогое для человека и, что Родину нужно любить, юноша развязно ответил: "Родина,Родина - это всё, мама, сентиментальные люди придумали. Жить везде хорошо, где хорошо живется. Во всех странах солнце одно и то же, и трава везде зеленая". Что это? Уже сложившееся мировоззрение или уже законченный космополит? Скорее, в нем следует видеть незрелость мнений молодого человека. И все же это настораживает. Не случайно встревожилась мать: ведь человек без чувства Родины - неполноценная личность, способная на самое страшное предательство. У подлинного патриота чувство Родины выше личной привязанности и даже родительской любви. Гоголь в бессмертной повести "Тарас Бульба" нарисовал потрясающую картину, когда Тарас, человек огромной воли и любви к своим детям, убивает сына - изменника. Максим Горький ярко, живо показывает силу патриотических чувств итальянского народа в "Сказках об Италии". Мать убивает сына - предателя Родины: " Я сделала ждя Родины все, что могла", - говорит она над его трупом. Потерявший отчизну, предавший Родину или просто порвавший с ней человек обречён на вечное одиночество. В столице Швеции, в Стокгольме, к группе русских моряков подошел мужчина средних лет и назвал себя русским. До войны проживал в Белоруссии. В годы войны он короткое время сотрудничал с немцами. Отступление. Сначала Западная Германия, Латинская Америка, Швеция. И здесь, на чужбине, вдали от своей Родины, остро почувствовал своё одиночество. На первый взгляд кажется, что у него есть всё: неплохая работа, приличный заработок, жена, дети, благоустроенная квартира. Но у него нет главного - Родины. Человек без Родины, что может быть страшнее в жизни? Тоска по Родине, по родному дому, по родной земле, беспрерывно терзает и разъедает душу уже немолодого человека. "Я не нахожу себе места, - говорит он, - особенно после того, как в космос полетел Юрий Гагарин. Здесь, на чужбине, я почувствовал, что потеряв Родину, я потерял всё". Моряки предложили ему вернуться на Родину. "Нет, уже поздно. Это нужно было делать раньше. Но я сделаю всё для того, чтобы мои дети обрели Родину". Человек вне Родины всё чаще мысленно обращается к родным краям и к дому.

В период революционных событий много русских покинуло Россию. С первых лет эмиграции эти люди начинают чувствовать никчемность своего существования, остро переживать оторванность от своего народа и страшную тоску по России. В письме к своей сестре из Парижа русский писатель Куприн писал: "Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня, приплюснула дух мой к земле. Нет, не жить мне в Европах! Меня всегда влекли люди, нравы, обычаи, ремесла, песни, словечки. И нигде ещё, бывая за границей, я не чувствовал такого голода по Родине... Если уже говорить о том Париже, который тебе рисуется и представляется, то я его ненавижу". Репину в эти же годы он писал: "Чем дальше я отхожу во времени от Родины, тем болезненней скучаю и тем глубже люблю... Знаете ли чего мне не хватает? Это двух-трёх минут разговора с половым из Любимовского уезда, с зарайским извозчиком, с тульским башунком, с владимирским плотником, с мещерским кузнецом. Я изнемогаю без русского языка". И когда Куприн в 1937 году возвратился на Родину, то его невозможно было узнать, настолько он выглядел изможденным и хилым, словно после тяжелой болезни. Чувство тоски по Родине до конца дней испытывал и другой представитель русской интеллигенции - талантливый писатель Иван Бунин. Он всё время думал о Родине, мысленно видел её поля, леса, просторы, в одном из своих стихотворений он писал:

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать "прости" родному дому.

Особенно обострилось чувство любви к своему отечеству у рядовых представителей русской эмиграции в период, когда над Советским Союзом нависли смертельные тучи фашизма. Эмигрантский поэт Георгий Раевский писал:

Да, какие пространства и годы

До тех пор не лежали меж нас.

Мы детьми одного народа

Оказались в смертельный час.

Активно участвуя в антифашистском движении Сопротивления, проявляя порой чудеса героизма, русские люди находились вдали от Родины, защищали всё же своё Отечество.

На русском кладбище в Селт - Женевьев - де - Буа рядом с могилами русских воинов, сражавшихся в рядах французских партизан, покоится прах княгини Оболенской. Это была молодая, красивая женщина, любившая со вкусом одеваться и часто блиставшая на эмигрантских балах. Во французском движении "Сопротивление" она выдвинулась как отважная, находчивая связистка, и заслуги были отмечены впоследствии в приказах о посмертном награждении её самыми высокими французскими орденами. Гитлеровцы арестовали её и приговорили к смертной казни. Ей было предложено подписать просьбу о помиловании. На это Оболенская ответила: "Не подпишу, я никакой милости не хочу от немцев". Ей отрубили голову.

Родина, народ, его быт и культура являются той средой, которая питает человеческие таланты, позволяет им развиваться и в полной мере обнаружить себя. Талант, оторванный от Родины, увядает и погибает.

Знаменитый русский композитор Рахманинов 25 лет прожил в Америке и за это время он написал намного меньше, чем за последние 15 лет, прожитые в России. "Уехав из России, - говорил он -, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя". А ведь это он сказал: "Ты пиши о чём захочешь, лишь бы только о России".

В годы В.О.В. композитор с глубоким волнением следил за героической обороной своего народа и с болью в сердце воспринимал временные неудачи Незадолго до смерти Рахманинов передал советскому консулу деньги для лечения раненых советских бойцов.

Человеком больших страстей был замечательный русский шахматист, чемпион мира - Алёхин. Но осознание того, что он на чужбине, а не у себя дома, что только на Родине его могли признать по-настоящему, надломило его, лишило внутренней опоры, он проиграл голландскому шахматисту Эйне, и окончательно потерял себя. Тоска по Родине, воспоминания о прошлом, неприязнь к окружающему не способствует развитию таланта. Любовь к Родине, своему народу, самое сильное, самое благородное чувство человека. "Важно только одно: любить народ, Родину, ему жить ей сердцем и душой", - Некрасов

Да, есть слова глухие,

Они мне не родня,

Но есть слова такие,

Что посильней огня!

Они других красивей -

С могучей буквы "Р"

Ну, например, Россия,

Россия, например!

(Прокофьев)

Россия! Это слово одни произносят с гордостью, другие с надеждой, третьи со страхом. Россия! Великие просторы, большие и сильные люди. Это здесь, на русской земле, родились Ломоносов и Державин, Крылов и Пушкин, Тургенев и Толстой, Горький и Шолохов, Сеченов и Павлов, Глинка и Чайковский, Гагарин и Терешкова. Это русский народ ни один раз спасал мир от нашествия и порабощения. Здесь, на русской земле, родились и сражались с псами - рыцарями и татарами Александр Невский и Дмитрий Донской, здесь разбил Наполеона Кутузов, великий полководец земли русской. На русской земле, в России, впервые увидели люди счастье свободы, впервые построили свободное государство свободных людей.

Здесь, на русской земле, была разбита бронированная машина фашистской Германии. С тяжелым сердцем, со стиснутыми зубами прошёл 41 год по нашей Родине. И только в глубине души у каждого советского человека, любящего свою Родину, оставалась непоколебимая вера: "Мы сдюжим! Выстоим! Победим!" И победили! Поднялся во весь рост наш народ - гигант, народ - богатырь, поднялся и свалил врага, размахнувшись со всей силой. Вчерашние школьники, осаждали военкоматы, требуя послать их на фронт. Это о них, юных солдатах, принявших на себя первый и самый тяжёлый удар, сложены строки песни:

Мальчишки, мальчишки, вы первыми ринулись в бой,

Мальчишки, мальчишки, страну заслоняли собой.

На фронтах, в тылу у врага, в страшных лагерях смерти, на заводах и полях все советские люди ковали победу. Поэты в проникновенных строках стихов и песен выразили чувства, которые владели каждым из них соотечественников в те годы. К. Симонов в стихотворении, посвященному Алексею Суркову писал:

Нас пули с тобой пока еще минуют,

Но трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился.

За то, что сражался на ней мне завещанно,

Что русская мать на свет родила.

Что в бой провожая, нас русская женщина

По - русски три раза меня обняла.

Эти стихи вызывают чувство гордости за свой народ и горячее желание бороться с врагами. И боролись все, даже дети. В начале 1942 года Лёня Голиков вступил в партизанский отряд. В это время Ленинград задыхается во вражеской блокаде, в городе царил страшный голод, но люди не сдавались. Лёня помогал своим товарищам собирать продукты ленинградцев. Однажды Лёня оказался недалеко от шоссе. Он увидел, что по дороге едет немецкий штабной автомобиль. Мальчик подбил машину гранатой. Из машины выскочил немецкий генерал, который, отстреливаясь, пытался скрыться. Но Лёня убил врага и овладел ценными документами, которые были отправлены в Москву. Вскоре из столицы нашей Родины пришел шифр, в котором предлагалось представить к награде - к присвоению звания "Герой Советского Союза" всех участников операции по захвату документов. А участник то был один - Лёня Голиков, которому только что стукнуло 14 лет. Жизнь Лёни - это красивый подвиг, который он совершил во имя Родины.

В октябре 1941 года лётчик Захар Сорокин вылетел с группой истребителей на выполнение боевого задания. В жестокой схватке было сбито несколько немецких бомбардировщиков. Машина Сорокина тоже получила повреждения, и сам он был ранен. С трудом он посадил её на люду небольшого северного озера. И вдруг Сорокин услышал: "Русс, сдавайся!". Оказалось, что неподалёку приземлился немецкий самолет; и фашист двигался к Сорокину. Выстрел, и фашист сражён меткой пулей. Но следом за ним бежал второй вражеский лётчик с догом. Опять выстрел, и дог упал на спину, завертелся, царапая лапами снежный настил. Захар взвёл курок, но оружие отказало. Враг оказался сильнее, чем ожидал Сорокин, ударом финки он рассёк Сорокину щеку, повредил челюсть. Но бывший кузнец из Тихорецка, обладая железными мускулами, молниеносным ударом опрокинул немца, а потом, перезарядив пистолет, убил его. Над озером была пурга. Куда идти? 6 суток шёл Сорокин, пока его, израненного, с обмороженными ногами встретили морские артиллеристы. Ступни пришлось ампутировать. А потом упорные хлопоты, чтобы ему инвалиду, разрешили вернуться в строй. Весной 1943 Сорокин вернулся в свой осиротевший сафоновский полк: дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова, командира авиополка, уже не было в живых. Его сбил фашистский ас с бубновым тузом на хвосте. С тех пор Сорокин видел почти каждую ночь проклятого фашиста с черным крестом. В одно апрельское утро Сорокин встретился в воздухе с ним, искусным противником. Удар - и враг стал пикировать на землю. Приземлился и затем умудрился пройти на лыжах почти 100 километров, пока его не задержали пограничники. Командир полка вызвал Сорокина полюбоваться подбитой им "пташкой". Фашистский ас даже не посмотрел в сторону человека в летной форме. "Объясните этому Мюллеру, кто его сбил", - сказал командир переводчику - майору. Гитлеровец посмотрел на Сорокина и отрицательно затряс головой: "Это не он!" Меня сбил американский очень-очень опытный". Но Сорокин убедил и доказал, где и когда, при каких обстоятельствах был подбит самолет Мюллера. "А теперь снимите унты, Сорокин, покажите ему свои ноги", - попросил командир. Когда Сорокин снял унты и показал фашисту обрубки ступней, тот чуть не расплакался. Значит, его победил не просто "молокосос", его победил инвалид. Сорокин сбил 18 самолетов противника и удостоен звания Героя Советского Союза. Сорокин повторил подвиг Мересьева, о котором американский гость с удивлением заметил: "Он сделал большой бизнес и не бросил службу? Как это можно так? Не верю!" Американец решил познакомиться с Мересьевым. Когда он убедился, что в книге "Повесть о настоящем человеке" всё написано на основе фактов, журналист только развел руками: "Какой удивительный человек. Конечно, он на свете единственный...Странный характер!" Американец так и не мог понять, что Мересьев не делал никакого бизнеса, что он служил Родине так, как ему подсказывало сердце, и что на свете он не единственный, что подвиг, подобный подвигу Мересьева, повторили десятки советских людей.

Легендарный разведчик Н.И.Кузнецов, отправляясь в тыл врага с заданием уничтожить фашистского тирана Украины Эрика Коха, писал: " Я люблю жизнь, я ещё очень молод. Но потому, что отчизна, которую я люблю, как свою родную мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя её освобождения от немецких захватчиков, я сделаю это". И он, действительно, пожертвовал жизнью во имя великой любви к Родине.

В феврале 1943 года на артиллерийском полигоне Ордруд, вблизи города Веймар генерал - инспектором производились испытания новых противотанковых пушек, которые по замыслу фашистов должны были приостановить продвижение советских боевых машин. На полигоне находился танк Т-34, и гитлеровский офицер принял решение сделать из него живой макет. Из концлагеря был доставлен пленный русский танкист, фамилию которого так и не удалось установить. "Капитан, - обратился к советскому офицеру Гудериан,- в ваше распоряжение даётся танк, на котором вы должны пройти под обстрелом наших новых пушек по всему полигону 16 километров. Если удаётся провести машину невредимой, обещаю вам жизнь, свободу и возвращение к своим".

И советский офицер прошел эти 16 километров смерти, но не во имя собственной жизни, а во имя победы над врагом. Проявив искусство вождения танков, советский офицер сумел погасить шквал огня противотанковых пушек и гусеницами подавить стрелявшие по нему батареи вместе с расчетами. Затем Т-34 вырвался с разгромленного полигона на шоссе и помчался на восток, но был захвачен и доставлен Гудериану. "Ты лучший танкист из тех, которых я видел",- сказал немец. Прозвучал выстрел, и капитан упал, сраженный пулей фашиста. Высокая идейность, рожденная любовью к своей Родине, своему народу, подавила в нем страх смерти и воодушевила на бессмертный подвиг.

Поднимается солнце. Розовеет, переливается под его лучами морская гладь. Простирается Сахалин. Здесь, на крайнем востоке земли, живут россияне, работают, строят заводы, выходят в море рыбаками, ударяя веслами по воде в такт песни. Это они поют о Родине: "Широка страна моя родная...". Там, где недавно была тайга, покрытая вековыми деревьями, работают доменные печи, слышится шум заводов - гигантов - это их руки радуют нашу Родину!

Седой Урал! Сколько богатств в твоих недрах, сколько заводов построено на тебе русскими людьми! Сколько еще будет построено! Кипит громадная работа! Спасибо тебе, наш человек!

Голубые волны широкой реки... Это Волга, великая река России, воспетая Некрасовым, что сравниться с тобой, с твоей красотой? Здесь, на волжских просторах родились чудные наши герои, насмерть стоявшие у Сталинграда. Не видала Волга немецкого сапога: только плыли по воде трупы тех, кто пришел к нам с мечом, тот от меча и погиб.

Цветет Кубань, качаются подсолнухи под ветром, кланяются солнцу свободному. Колосится, шумит, наливается колосом золотая кубанская пшеница, радостно приветствуя тех, кто трудится для Родины.

Звенят песни от Дуная до Белого моря, заливаются соловьями хлопцы и девушки Украины, вспахивая широкие степные просторы, где шумит густая рожь, цветут между нею голубые васильки, кивая тому, кто свой героический труд посвящает Родине.

Через сотни километров приветствует город - Севастополь, Новороссийск, Одесса, Брест, Санкт-Петербург, Волгоград. Здесь по-русски, до конца стояли наши герои, здесь лилась реками кровь, здесь рушились стены, горел камень, земля превращалась в пепел и только ты, богатырь Великой русской земли, выстоял, победил. Из пепла, развалин начала подниматься новая жизнь, добытая ценой нечеловеческих страданий.

И цветут теперь города-герои, украшая нашу Родину, и любуется русский человек своим умением и талантом. Спасибо же за щедрость твоего ума, за мужественное сердце, наш труженик!

Огромная любовь к Родине у каждого человека, как мне кажется, вырастает из детства. Именно в детстве у человека формируется понятие "Родина" и все, что с ним связано. Родные места, где родился и вырос, обычаи, книги и культура родной страны становятся доступными для человека с самых ранних лет. И потом, спустя много лет, ты вспоминаешь все это и думаешь: "Да, это все мое, родное, близкое сердцу".

Толстой сказал: "Родина - это прошлое народа, настоящее и будущее". По моему мнению, это высказывание можно связать с рассказом Петра Дмитриевича Барановского о храме Василия Блаженного, который, безусловно, является памятником нашей старины и отображает мастерство древних зодчих. По сей день этот храм считается святым местом.

С самых первых дней у человека появляется свой маленький мир, своя маленькая Родина. Это его кроватка, голос матери, колыбельная, первая погремушка, окружающее его пространство и люди. Когда человек растет, вместе с ним растет и понятие его "Родины". Здесь присутствуют его близкие дом, улица, друзья, детский сад, школа, парк, в котором он гуляет, речка за городом, окрестные леса и поля. Он начинает осознавать, что такое чувство долга, привязанность, воспоминания, которые могут проявляться в тоске или в радости. Читая книгу, занимаясь в школе, человек узнаёт, что мир не ограничивается его городом или республикой, а он гораздо шире, и в нем существуют разные страны, материки, другие реки, озера и океаны. Но в его сознании уже существует понятие "родная страна", в которой он живет, и которая ему очень дорога, без которой он не мыслит себе жизни. Именно ее он называет своей "Родиной".

Когда я была еще маленькой, мама с папой возили меня в деревню к бабушке. И не смотря на то, что там дивные луга, чистые озера и воздух, мне уже через неделю хотелось домой. Ведь именно там я родилась и увидела в первый раз солнце. Там все свое, родное.

И я так люблю нашу речку на окраине города, хоть и не совсем чистую, наш двор, пусть и с загазованным воздухом, что не променяю их ни на что. Ведь самым дорогим для каждого человека всегда будет Родина.

Сочинение Что такое любовь к Родине?

Родина - важнейшее понятие в жизни каждого человека. Она всегда одна. Ласковая, милая, нежная родина. Ее часто сравнивают с матерью. Чем старше человек, тем острее чувствуется сопричастность всего, что происходит с твоей страной. С возрастом острее чувствуется разлука с Родиной, радостнее происходит встреча с ней. Почему так происходит?

В народе говорят: Родина – это место, где капнула кровь твоей пуповины. Это – малая родина. Иногда это маленькое село, иногда - большой город. Под словом Родина мы понимаем нашу страну, село, дом, улицу, по которой мы можем пройти с закрытыми глазами, потому, что там все родное и знакомое. Мы любим природу своей Родины, ее людей, историю своего края, гордимся своей Родиной. Не существует понятия бедная или богатая Родина.

Что я вкладываю в понятие «Родина»? Это мой дом, где я родился, где меня научили говорить, уважать старших. Это моя школа, где мне дают образование, выводят на чистую светлую дорогу дальнейшей жизни. Это скамейка в школьном саду, куда я пригласил свою одноклассницу, и впервые взял ее за руку. У нашего класса есть заветное место на реке. Каждый год, летом, мы ходим туда в поход с ночевкой. Вечером у костра мы делимся своими мечтами на будущее. Мне кажется у нас все сбудется. Скоро у нас выпускной бал, мы расстанемся надолго, а может быть навсегда. Я гляжу на речку, на своих одноклассников, у меня щемит сердце. Я думал так бывает только с пожилыми людьми. Это я готовлюсь проститься со своей любимой малой Родиной. Я буду приезжать, и встреча будет такой же трогательной, как и прощание.

Недавно прочитал стихотворение казахстанского поэта. Там есть такие строки: «Здесь родился и рос, мир пытаясь объять...». Очень образно. Действительно, в детстве мы все пытаемся объять, не замечая плохого и безобразного рядом с нами. Сейчас я многое вижу по-другому. Я вижу, как много надо сделать, чтобы мой любимый город стал красивее, а его жители счастливее. Я замечаю несправедливость и знаю, что с ней надо бороться. Я не перестаю любить свою Родину. Я хочу изменить мир к лучшему, хочу, чтобы моя Родина была счастливой, светлой и радостной.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика О-90 в романе Мы Замятина сочинение

    В произведении «Мы» очень много интересных и неоднозначных героев. Одной из таких героинь является О-90. Эта девушка является постоянной партнершей строителя Интеграла Д-503

    Повесть Путешествие из Петербурга в Москву можно с уверенностью назвать энциклопедией русской жизни 18 века. Она раскрывает все пороки российского общества того периода. В связи с этим, ценность данного произведения

То, что естественно присутствует в душе каждого нормального человека...

Изменить размер текста: A A

Любовь не может возникнуть по принуждению, но она может быть скрыта суетой повседневности, например, потребительским мышлением.

Пятая заповедь Библии: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будешь на земли» может, думаю, быть основой для высказывания: «Чти Родину, и будут благо и долгие дни и нее и для тебя».

Мы есть преемственная часть нашей родословной, и не любить родителей и Родину – это также ненормально, как не любить самого себя. Как сказано, «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22:39), то есть если мы не любим себя, то у нас нет причины любить других людей.

Только любовь к Родине может преодолевать путы мелкобуржуазного потребительского космополитического мышления, которое делает человека кочевником от нечто материально хорошего к нечто еще материально лучшему.

Говоря о любви к Родине, следует сказать о патриотизме. Патриотизм – это, конечно, любовь к Родине. Удачное, на мой взгляд, дополнительное разъяснение понятия «патриотизм» дал Гегель в «Философии права». Он заметил, что обычно под патриотизмом понимают чувство, проявляющееся в критических для государства ситуациях, когда дают о себе знать героические составляющие народного характера. На самом деле патриотизм, кроме таких крайних случаев, есть особое повседневное умонастроение. Это умонастроение выражает дух единого государства, его онтологические основы.

Нам в России разными способами внушают, что патриотизм – это архаизм. Вместе с тем в США , Франции , Израиле чувство патриотизма чрезвычайно глубоко, а патриотическая пропаганда исключительно сильна.

Часто путают понятия «национальная гордость» и «национализм». Национальная гордость – благородное патриотическое чувство любви и уважения к достижениям своей нации, своего государства. Национализм – убежденность части представителей какого-либо народа в том, что уже только по генетическому признаку или этническому родству этот народ превосходит другие народы по интеллекту, доброте, чувству прекрасного, трудолюбию, чистоплотности и т.п.

Генетическая характеристика не имеет существенного отношения к национальной идентичности. Можно привести тысячи примеров, когда люди, имеющие чужеродные корни, но родившиеся или выросшие в соответствующем национальном окружении, являются подлинными представителями этого окружения. Африканская кровь Пушкина не помешала ему стать великим русским национальным поэтом и одним из творцов русского литературного языка.


Любовь к матери и Родине естественна и не определяется практическими соображениями. Мы любим своих родителей и Родину не столько за то хорошее, что мы получили от них в нашей жизни, сколько за то, что мы от них произошли.

Приведу слова Гоголя : «Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви». А Розанов писал: «Счастливую и веселую родину любить невелика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна». Что касается любви к другим народам, то здесь также первична любовь к своему народу. Не умея любить свой народ и себя вместе с ним, не сможешь полюбить и другой народ.

Высказывания отечественных мыслителей многократно подтверждают идею бескорыстной и сострадательной любви к человеку и к Родине.

Михаил Лермонтов

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень…

Александр Блок. РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Анна Ахматова. РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

Вероника Тушнова. СТИХИ О ДОМЕ

Косое деревянное крыльцо,

облитое зеленым светом.

У дома было доброе лицо,

и дом всегда встречал меня приветом.

Какой суровый, необычный быт!

Здесь все не так, все трудно по-иному…

Но здесь мой кров.

Здесь мой ребенок спит.

Здесь мы живем.

За все спасибо дому.

Дым ел глаза...

Но то был добрый дым,

Дым очага! Добра не позабудем.

Спасибо стенам, тесным и простым,

Теплу, огню, хорошим русским людям!

О национальной идее и российской ментальности

Национальная идея – сущность нации: то, что является главным в национальной идентичности, то, что определяет узнаваемость нации при всей исторической изменчивости ее существования.

Если в государстве изживаются национальная идея и вообще какие-либо идеи духовного сплочения, то без нравственного ветрила остается и становится главной одна общечеловеческая идея – нажива.

Инвариантами национальной уникальности (идентичности) являются своеобразные ментальность, традиции и миссия.

Ментальность – это особенности стиля мышления и мировосприятия. Без своеобразия ментальности нет и нации как особой целостности в человеческом сообществе. Источник понимания ментальности народа – это национальная духовная культура: фольклор, философия, искусство, произведения национальных мыслителей. Проблема здесь только в выделении национального и интернационального в каждой из названных сфер. Носителями национального духа, на которых взращивается национальная ментальность, являются все составляющие духовной культуры. Это язык, фольклор, религия, философия, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура. Наиболее «чистый объект» – национальный фольклор, который выражает общие духовные черты народа, и если в фольклоре что-то заимствуется, то только то, что соответствует его природе. Национальная ментальность выражается в традициях и раскрывается на их основе. Традиции же – это исторически выверенное выражение духа народа.

Народная волшебная сказка – фундаментальный эмпирический материал для понимания народной души, духовных основ нации. В сказке в образно-символической форме («сказка – ложь, да в ней намек») две ипостаси духовной народной жизни – душа и ум, или психика и интеллект – связаны между собой предельно органично. Выявляя и систематизируя философские смыслы народной сказки, мы выявляем психологическую особенность мышления народа, то есть его ментальность.

Народная мудрость и народные озарения, содержащиеся в сказках, не только реальны, но и являют сущность – или идею – народа и выражаются в его ментальности. В сказках речь идет об идеях и чувствах, присущих природе народа в целом в течение всего времени его существования.

Оправдание жизненной мудрости героев русских народных сказок – Ивана-дурака и Емелюшки – не требует больших усилий. Иван-дурак не как все. Он любит размышлять, созерцать мир – он мудрец, непонятный обывателям. Иван-дурак не любит ходить по воду или колоть дрова, но это не выражение русской лености, так как любой народ не любит рутинную работу. Однако в каждом народе есть мудрецы, для которых духовная жизнь важнее физической жизни тела. Иван-дурак поступает не как все: едет не туда, покупает не то, говорит не как принято. Поэтому он прорывается через заданный обыденным опытом ход действий. В награду он получает не столько богатство, сколько подтверждение правильности своего подхода к жизни. Несмотря на свободу в мыслях и действиях, Иван-дурак верен заветам родителей. Герои русских сказок – иваны, емели, царевичи и добры молодцы – выбирают на распутье рискованный путь, который приблизит их к первичному вопросу человеческого существования: «В чем смысл жизни?» В своих поисках они не боятся риска, приговаривая, что «семи смертям не бывать, а одной не миновать».

Кушанья – неотъемлемый элемент национальной культуры и фактор сохранения традиций. Таинство совместной трапезы – это важнейшая часть единения людей. Кушанья и напитки – не только сами по себе, но и в традиционной связи с обрядами, песнями, танцами – выполняют связующую функцию различных ипостасей национальной культуры. Русские квас, пироги, пельмени или татарские кыстыбый, перемячи и губадия – неотъемлемые составляющие национальной культуры.

Характерные черты русской ментальности

Обозначим лишь некоторые – наиболее значимые:

· постановка вопроса о смысле жизни и постоянный поиск ответа на него;

· философская созерцательность с явной тенденцией к метафизическим размышлениям, а также к практической «метафизике целей и ожиданий» и «метафизике поступка»;

· установка на решение принципиальных жизненных задач нетрадиционным образом;

· приоритет силы духа над силой физической;

· значительно более высокая ценность общения, любви, верности заветам старших, сострадания к людям и животным по сравнению с богатством и властью;

· убежденность в воздаянии счастьем за терпение, милость, сострадание, стойкость;

· утверждение свободы как основы счастья.


Понятие «счастье» в русской душе и ментальности не связано с обладанием властью и материальным достатком. Это одна из особенностей русского народа. Награда за нестяжание богатства и славы героям русских волшебных сказок, которая приходит к ним в виде богатств, имеет скорее метафорический смысл: награда – это метафора благодати, счастья, а не буквально деньги и власть.

Сохранение традиций, а вместе с этим утверждение национальной ментальности – вопрос национальной безопасности любого народа.

Можно сказать, что как у человека есть душа и тело, так и народ обладает телом, душой и соответствующими болезнями. Существуют психосоматические болезни, когда душевное состояние человека влияет на его физическое состояние. И душевное состояние народа может приводить к физическим болезням или выздоровлению его составляющих – людей. Как у человека нарушение самоидентификации (смещение «я») приводит к душевным расстройствам, так и нарушение самоидентификации народа приводит его к душевному расстройству.

Отечественная деревянная архитектура – принципиальный фактор формирования российского самосознания

Особая тема – отечественная архитектура. Архитектура всегда с нами – человек может не ходить в музеи и концертные залы, может даже не читать книг, но он не может миновать архитектуру. Особо значима для российского самосознания и воспитания патриотизма наша деревянная архитектура. Она является уникальным эстетическим явлением культуры. Дом, изба, избушка на курьих ножках, избушка лубяная (как противоположность избушки ледяной). Наконец, домовина (гроб)… Эти «древесные» понятия выступают как архетипы народного сознания. Сознания, сформировавшегося в таком своеобразном природном месте, как Россия. Лес и его умирание, деревянная постройка и ее ветшание – явления цикличности природы, становления и разрушения, с которыми человек органично сочетается, с одной стороны, и противостоит им, создавая извечно прекрасное, – с другой.

Пространство российской деревянной архитектуры органично сочетает идею частной жизни и жизни в общении («в миру»).

Сейчас пошло поветрие вместо сохранения и реставрации историко-культурного наследия либо делать бутафорские «реставрации», когда за фасадом скрывается доходный дом из железобетона, либо сооружать «красоты-новоделы» в стиле театральных стилизованных декораций. Это воспринимают туристы, но это есть уход от исторической правды, то есть своеобразная форма лжи о нашем прошлом.

Невольно обращает на себя внимание возрождение языческого культа фаллоса в архитектуре современной России. В частности, это проявляется в проектировании и строительстве небоскребов в городах, где таковое строительство нарушает историко-архитектурный облик и где можно найти место для больших бизнес-центров и административных сооружений – либо невысоких в центральной части, либо высоких на окраине. Пример Нью-Йорка – иное дело. Там строительство небоскребов было вызвано преимущественно экономическими соображениями, а кроме того в этом городе Нового Света не стоял остро вопрос об искажении его историко-архитектурного облика. Для России строительство небоскребов – совершенно ненужная вещь в любом смысле: информационном, транспортном, экономическом.


Целостность России есть следствие духовного единства народа

Единство и устойчивость большого государства – такого, например, как Россия, – невозможны только на основании государственно-бюрократической надстройки, то есть надстройки с силовыми и принудительными функциями. Большое число людей на большой территории не могут удерживаться только властью, их целостность возможна в первую очередь за счет духовного единства.

Общинность русских – это не столько коллективизм как таковой, сколько именно общение, однокоренное со словом «общность». Частое и открытое общение – характерная черта русской натуры. В современном русском фольклоре есть анекдот, в котором двое мужиков пригласили третьего распить бутылку на троих и восклицают с недоумением: «А поговорить?!» – когда приглашенный третий собрался сразу после выпивки уйти. Высокая значимость близости и близкого общения в сильной образной форме выражена в сказке «Гуси-лебеди». Целые тома, издаваемые по психологии общения, может заменить эта короткая сказка. Когда девочка выкрала братца и побежала назад, всякий раз, когда ее нагоняли гуси-лебеди, ей помогали молочная река, яблоня, печка, но при условии, что девочка отведывала их угощения. В этом выражается русская народная мудрость: относись внимательно ко всякому, с кем общаешься, и получишь то, чего желаешь, и даже сверх того – вот коренной смысл сказки.

Стоит сказать о русской смеховой культуре на уровне государственной жизни. В преемственной связи русская смеховая культура прослеживается и в народном, фольклорном, смехе, и в шутовском поведении Ивана Грозного , и в издевательском смехе протопопа Аввакума, и в шутовских собраниях Петра I. Уверен, что популярность Владимира Жириновского связана именно с тем, что он интуитивно или сознательно тонко выступает как выразитель утрачиваемой смеховой русской культуры. Речи и поведение Жириновского – балаганность (карнавальность), гротеск, шутовство, ошарашивающая прямота – находят отклик в архетипах смеховой культуры жителей России.

Русская земля велика, и ее географический размах неотделим от истории русского народа и его идентичности. Смыслы слов «русская земля» и «русский народ» близки. В Древней Руси выражение «русская земля» обозначало и территорию, и российский этнос. Созерцание жизни на бескрайних просторах – мудрость российского этноса. То, что «доброхоты» относят к свидетельствам лености русских, есть по существу способ высвобождения времени для бесед, размышлений, мыслительного созерцания в ущерб не столь важным суетным делам. Думаю, эта сущностная черта российского этноса в немалой степени обусловила его заботу о своей физической защищенности на большой территории с богатейшими ресурсами.

В России проживает в едином цивилизационном пространстве одна из самых мудрых общностей народов. Об этом свидетельствует уже тот неоспоримый факт, что Россия, несмотря на катаклизмы, продолжает оставаться самой большой по территории и ресурсам страной, а, следовательно, и самой богатой. Именно земля и природные ресурсы – самое выгодное вложение. Это всегда давало нашему народу возможность более вдумчиво, философски относиться к жизни. Он никогда не был ленив и бездеятелен, как это пытаются порой представить, но он и не был склонным оказываться винтиком в механизме безудержной гонки производства ради материального потребления. Даже при отстающей технологии совокупные природные и духовные ресурсы страны свидетельствуют о том, что российский народ, бесспорно, один из самых мудрых, он приумножал богатства в созидательном и ратном труде.

В нестабильной России во всей ее истории после крещения Руси неизменной и связующей народ духовной ипостасью была Православная церковь при всех переменах государственно-политических институтов и социально-экономической жизни. А это свидетельствует о том, что только религия может пройти через века как неизменная ипостась духовной связи людей. Это особенно важно для громадной России, где одними силовыми методами целостность государства не сохранишь. Даже Сталин создал культ и массовую идеологию, без которых на одном страхе он не смог бы быть вождем огромной страны и пассионарного народа.

О национальной безопасности и военной доктрине

«Бедная свобода» на Родине значительно важнее для русского человека, чем «богатая несвобода» на чужбине.

Какой бы ни была риторика политиков, совершенно очевидно, что для наиболее сильных стран вряд ли желательно, чтобы Россия была сильной в военном отношении, производящей конкурентоспособные промышленные и сельскохозяйственные товары, распространяющей свои язык и культуру в другие страны – как это происходит с английским языком и североамериканской культурой. Поэтому если даже не на уровне сознания, то на уровне, если можно так выразиться, «государственного бессознательного» ясно, что каждое государство заботится о своем процветании – в том числе за счет других. Можно много говорить об этике межгосударственных отношений, можно говорить о взаимных интересах – все это есть, но если взаимные интересы невозможны, государство действует, исходя из уже только национальных интересов.

Северное расположение и большая территория обеспечивают России большую безопасность и в экологическом отношении. Грядущее потепление климата будет весьма неблагоприятным для теплых и низинных стран, в то время как в России он станет более мягким, и ее затопление при таянии арктических ледников не будет столь катастрофическим. В этом смысле Россия может стать новым земным Эдемом.

Другой защитный пояс России – большая территория и неизмеримые ресурсы. Правда, российские компрадоры и временщики вместе с западными «партнерами» энергично этот пояс ослабляют.

Разрушение географических, а также духовных границ чревато если не гибелью народа, то его вырождением как целостного культурно-духовного организма.

Война, конечно, непростой феномен жизни человечества уже только потому, что при всей цивилизованности народов войны не утихают.

Война может рассматриваться в трех измерениях. Во-первых, в материально-физическом измерении (войска, пушки, бомбы, ракеты). Во-вторых, в измерении душевной жизни людей (насаждение данному народу несвойственных ему инокультурных элементов). В-третьих, в измерении духовной жизни (внедрение чуждых духовных ценностей с вымыванием национальной ментальности). Война в третьем измерении наиболее опасна, поскольку физическая война может привести только к физическому порабощению народа, в то время как война, разрушающая менталитет, способна уничтожить народ как уникальную духовную целостность, если даже индивиды, его представляющие, в физическом смысле останутся живыми людьми.

Сказанное является, по сути, методологическими принципами национальной безопасности и так называемых национальных военных доктрин. Военная доктрина России должна рассматривать войну в названных трех измерениях. Тогда будет действительно целостная и эффективная военная доктрина России.

Что делать в первую очередь для укрепления внутренней стабильности страны? Решить, наконец, проблему не оправданного каким-либо особым служением государству многократного имущественного превосходства самозваного «креативного меньшинства».

Нам следует сохранять и даже защищать под давлением западной культуры традиционные ценности народов России. В некоторых странах разрешены эвтаназия, пропаганда гомосексуализма, разрешение на однополые браки и усыновление или удочерение такими «семьями» детей. приобретение и употребление наркотиков, а, с другой стороны, действует воинствующая ювенальная юстиция и шаг за шагом дорогие для сердца детей обращения «мама» и «папа», заменяются на какие-либо иные наименования.

Проблемы и направления православного патриотического воспитания в системе образования

1. С чего начинается Родина? – вот в чем вопрос.

Как хорошо сказал Пушкин:

Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отческим гробам.

«Любовь к родному пепелищу» – это, конечно, любовь и интерес к отечественной истории, преданиям старины глубокой. Без памяти нет нормального человека, как нет и нормального народа. «Любовь к отеческим гробам» – это, конечно, любовь к предкам: к матери и отцу, к бабушкам и дедушкам – словом, ко всем пращурам.

2. Убрать критиканство и прибавить объективности в понимании и изложении истории России.

С некоторых пор у нас стало нормой придирчиво критически, а часто и предвзято критически, оценивать личности и деятельность первых лиц нашего государства.

Важно иметь в виду, что нет людей во всех делах и намерениях своих хороших, как нет людей во всех делах и намерениях своих плохих.

Поэтому здесь я назову очень кратко некоторых руководителей России, отмечая только их заслуги перед отечеством.

Князь Киевский Владимир Святославич, в народном эпосе – Владимир Красное Солнышко (г. рожд . неизв. – ум. 1015), укрепил Киевскую Русь, по его воле государство приняло христианство и отвергло язычество (или перешло от политеизма к монотеизму), тем самым на Руси установилась единая объединяющая всех духовная культура.

Великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович Донской (1350-1389) построил первый каменный кремль в Москве , возглавил объединенные народные силы и положил начало освобождению Руси от иноземного ига Золотой Орды (победа в Куликовской битве в 1380 г.).

Великий князь и первый русский царь Иван IV Васильевич Грозный (1530-1584) создал сильное централизованное государство, расширил границы московской Руси во много раз. Организовал книгопечатание, аптекарский приказ, дома призрения (приюты для бедных и обездоленных). Разделил светскую и военную власти (земство и опричнина). Создал регулярную армию (стрельцы). Благословил казака Ермака Тимофеевича на освоение и покорение Сибири , без которой сейчас (достаточно назвать «Газпром ») мы бы жили намного беднее. Он поддержал казачество (до этого казаки считались беглыми разбойниками) как военную силу, охраняющую Россию на юго-восточных рубежах. По количеству казней и жертв его внутренней полититки он может быть назван «гуманистом» по сравнении с его западными «коллегами» того же времени.

Русский царь и первый российский император Петр I (1672-1725) начал преобразование России в сильную военную, морскую, промышленную и научную державу.

Императрица Екатерина II (1729-1796) расширяла границы России и укрепляла авторитет России в мире. Внедрила в государственную политику принципы веротерпимости или свободы совести. Разрешила строительство мечетей в Казанской губернии. Важно отметить, что почти все мечети, возведенные в XVIII-XIX веках, были построены по проектам российских (в том числе и русских православных) архитекторов. Среди них: Сенная мечеть – архитектор А.К.Ломан, мечеть Марджани – архитектор В.И.Кафтырев, Апанаевская (северный пристрой) – архитектор П.И.Романов, Галеевская мечеть (южный пристрой) – архитектор П.И.Романов, Иске-Таш (перестройка) – архитектор А.К.Шмидт , Бурнаевская – архитекторы П.И.Романов и Ф.Н.Малиновский , Первая Пороховая – архитектор Артамонов (об этом см. «Татарская энциклопедия», Т.1-5, 2002-2010).

Эти факты свидетельствует о глубоких корнях дружбы народов и веротерпимости в среднем Поволжье .

Культурное взаимообогащение народов – это естественное и частое, а не редкое явление. Например, стены и башни Московского кремля, существующие и теперь, были возведены в конце XV века итальянскими архитекторами (Марк Фрязин, П.Солари, Алевиз Фрязин Миланец, Антон Фрязин). В начале XVI века итальянский архитектор Алевиз Фрязин возвел Архангельский собор (об этом см. «Кремль московский» в БСЭ, Т.13, 1973).

Император Николай I (1796-1855) продолжительная стабильность государственного уклада. Содействовал открытию высших учебных заведений, в том числе инженерно-технических. Его можно назвать предтечей брежневского «застоя».

Председатель совета народных комиссаров В.И. Ленин (1870-1924) упразднил все привилегии по сословному признаку, инициировал программы ликвидации безграмотности, электрификации всей страны, сформулировал программу жизни молодежи: «Учиться, учиться и учиться».

Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) и председатель Совета министров СССР И.В.Сталин (1879-1953) в кратчайшие сроки после гражданской войны осуществил индустриализацию страны, обеспечил развитие науки и образования на таком уровне, что после второй мировой войны наша страна стала второй ядерной державой мира и первой в освоении космического пространства.

Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев и председатель Совета министров СССР (1894-1971) начало крупнопанельного массового жилищного строительства. Именно с этого времени простые граждане (трудящиеся, молодые специалисты, пенсионеры) стали получать квартиры – знаменитые теперь «хрущевки».

Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного совета СССР Л.И.Брежнев (1906-1982) – небогатая, но социально защищенная и стабильная жизнь граждан, которая устраивала заметную часть населения, знаменитый брежневский «застой».

Генеральный секретарь ЦК КПСС и первый и последний президент СССР М.С. Горбачев (р.1931) резкая интенсификация сотрудничества с зарубежными странами и массовые поездки простых и ранее «невыездных» граждан за границу. Он убрал сталинский «железный занавес».

Первый президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин (1931-2007) – проведение социально-экономических реформ, высвободивших естественную предпринимательскую инициативу граждан.

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев (р.1965) – поддержание устойчивого курса развития страны после перестройки.

Президент Российской Федерации В.В.Путин (р.1952) – восстановление социально-экономического развития страны после перестроечной разрухи конца XX в. Внимание к системе образования и регионального развития. Повышение авторитета страны в мировом сообществе после перестройки, начало восстановления надежной и современной обороноспособности страны и ее экономического суверенитета.

В истории Республики Татарстан, конечно, нужно назвать президента М.Ш. Шаймиева (р.1937), который политическими и экономическими средствами поддерживал стабильную жизнь региона в диапазоне от времен до перестройки, во времена перестроечные и постперестроечные, т.е. современные.

Нынешний президент Республики Татарстан Минниханов Рустам Нургалиевич (р.1957) поддерживает эту политическую и экономическую линию.

3. Воспитание воспитателей, т.е. преподавателей средней школы и высшей школ.

Но! Самое главное – это воспитание самих воспитателей. Много ли у них знаний об отечественной политической и интеллектуально-творческой истории? Что патриотического в их убеждениях и жизни, чтобы они могли быть учителями и живым примером? Посещают ли они Байкал , Соловецкие острова, Крым , или только увлечены заграничным туризмом? Будут ли они предпочтительно покупать продукцию отечественных производителей, поддерживаю их в трудные времена санкций, если даже она пока уступает по качеству импортным товарам. Несколько десятилетий назад в США распространили удачный национально ориентированный вопрос: «Когда вы в последний раз покупали машину “Форд”?» Такие же слова следует теперь доносить нашим гражданам в отношении отечественных товаров.

Россия – одна из лучших (если не лучшая) стран для душевного комфорта человека, следовательно, вообще для человеческой жизни. То есть Россия в определенной степени при всех ее бедах и неустроенности, землей, благоприятной для жизни в душевно-духовных измерениях.

По материалам Курашова В.И.